Обзор предписывающих знаков

Штрафы за нарушение движения по полосам

В первом пункте в статье 12.16 Кодекса об административных правонарушениях указано, что штраф за несоблюдение требований разметки и знаков составляет 500 рублей. Но при уточнении нарушения штраф меняется:

  • Если водитель поворачивает налево или разворачивается. Штраф может быть до полутора тысяч рублей
  • Если водитель осуществляет обгон по встречной полосе, то штраф может быть до 1500 рублей
  • Если водитель едет по встречной полосе, то выписывается штраф в пять тысяч рублей или его лишают прав до полутора лет. При повторном нарушении водитель лишается прав на год.
  • Если водитель едет по левой полосе на трассе за городом при наличии свободных прав, выписывается штраф в полторы тысячи рублей на основании пункта 9.4 ПДД
  • При нарушении правил маневрирования, выписывается штраф в пятьсот рублей
  • Если водитель поздно занимает полосу для осуществления поворота или разворота, предписывается штраф в 500 рублей

Актуальные суммы штрафов

Действие, маневр Статья КоАП Сумма взыскания, руб.
Нарушение правил движения по полосам вразрез со знаками или разметкой 12.16 ч. 1 500 (или предупреждение)
Поворот или разворот через непрерывную разметку 12.16 ч. 2 1000–1500
Движение на 1-рядной дороге в противоположном направлении 12.16 ч. 3 5000 (или лишение прав на 4–6 месяцев)
То же, совершенное дважды или более раз на протяжении года после погашения взыскания за первое 12.16 ч. 3.1 Лишение на год (по камере — взыскание 5 тыс. руб.)
Выезд на встречный ряд для объезда препятствия 12.15 ч. 3 1000–1500
Выезд на встречку в других случаях 12.15 ч. 4 5000 (или изъятие ВУ на 4–6 месяцев)
То же, совершенное вторично 12.15 ч. 5 Лишение на год (по камере — взыскание 5000 руб.)

Знак «Стоп» его трактовка в ПДД и места установки

 О том что есть такой знак «Стоп»,  знают все, кто в свое время сдавал на права. Но не все уже помнят, какие требования от трактует. Если процитировать ПДД,  а то что прописано для знака 2.5, то найдем следующую информацию…

 Знак 2.5 «Стоп», на самом деле на табличке написано по-английски STOP, может быть установлен перед железнодорожным переездом, карантинным постом, на пересечении дорог, то есть на перекрестке. В этих случаях водитель должен остановиться перед стоп-линией, а при ее отсутствии перед знаком, на краю проезжих частей. Чтобы было очевидно как же все-таки надо останавливаться в каждом из возможных вариантов, взгляните на картинку. В первом случае есть стоп-линия, а во втором — нет.

(На рисунках показано, где необходимо производить остановку ТС при наличии знака «Стоп», в случае со стоп-линией и при отсутствии таковой.)

Теперь, когда мы выяснили, что знак «Стоп» диктует обязательную остановку, необходимо понять что же грозит если не выполнить это требование.

Штраф за то, что не остановился на знаке «Стоп» на пересечении дорог (Статья 12.16 КоАП РФ)

 Итак, знак «Стоп» устанавливается на перекрестке дорог, как правило, это дороги со значительной разностью в своем значении, например трасса и дорога из города. Можно сказать, знак ставят в таких ситуациях, когда выезд на главную дорогу сопряжен с риском серьезного ДТП, которое будет уже трудно избежать если водитель не будет соблюдать приоритеты. Еще можно сказать, что знак ставят на особо ответственных участках. Теперь о случаях нарушения… В случае если водитель проигнорирует требования знака «Стоп», то есть не остановиться или остановится не по Правилам. Не по Правилам, это когда остановка будет выполнена за стоп — линией, а если ее нет, то не на пересечении проезжих частей. В этом случае ему будет выписан штраф по статье 12.16 КоАП РФ. Сама по себе статья 12.16 регламентирует нарушения связанные с игнорированием требований знаков и разметки. Она так и именуется — «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги». А в части 1 статьи прописано следующее.

Штраф в этом случае будет минимально возможный на сегодняшний день — 500 рублей. Возможно также и предупреждение.

Знаки 4.2.1 — 4.2.3 «Объезд препятствия»

Знаки «Объезд препятствия» применяют для указания направлений объезда начала ограждений, установленных по оси проезжей части, для указания объезда начала разделительной полосы, приподнятых островков безопасности и направляющих островков, а также различного рода препятствий на проезжей части.

Направления объезда указываются стрелками на знаках. Объезд разрешается со стороны, указанной стрелкой.

Дорожный знак 4.2.1 «Объезд препятствия справа» указывает, что объезд препятствия на проезжей части разрешается справа.

Дорожный знак 4.2.2 «Объезд препятствия слева» указывает, что объезд препятствия на проезжей части разрешается слева.

Дорожный знак 4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева» указывает, что объезд препятствия на проезжей части разрешается и справа, и слева, т.е. с любой стороны.

Знаки «Объезд препятствия» устанавливают вне проезжей части в начале разделительных полос, островков и ограждений. Если в указанных местах имеются тумбы с внутренним освещением, эти знаки устанавливают на ней.

Зоны действия, как таковой, знаки «Объезд препятствия» не имеют, они лишь указывают с какой стороны разрешается объезд.

Правила езды в зоне действия знака «движение прямо»

«Движение прямо» устанавливает следующие правила передвижения в зоне его действия:

  • можно ехать прямо;
  • допускается поворот вправо, во двор или к каким-либо объектам сервиса;
  • разворот запрещён;
  • передвижение задним ходом не воспрещается, если нет иных ограничений;
  • если установлен перед перекрёстком, то его действие распространяется на первое пересечение дорог.

Направление может регулироваться иными знаками. Так, например, 5.15.1 «направление движения по полосам».

Он определяет, как именно в какой полосе могут ехать транспортные средства. Например, в предложенном варианте в левой части можно ехать прямо и налево, посередине – только прямо.

Знак 4.6 «Ограничение минимальной скорости»

Знак «Ограничение минимальной скорости» применяют для введения на дороге скоростного режима, при котором движение разрешается только с указанной или большей скоростью.

Ограничение минимальной скорости может быть введено на отдельной полосе движения (например, на затяжных подъемах дорог с двумя или более полосами движения в одном направлении).

О введении ограничения на отдельной полосе будет свидетельствовать знак 5.15.3 «Начало полосы» с изображением символа в виде знака 4.6. Непосредственно знак 4.6 будет расположен над полосой с табличкой 8.14 «Полоса движения».

Таким образом, увидев знак 4.6, следует придерживаться скорости равной или выше, указанного значения на знаке (не меньше), но в пределах разрешенной скорости на данном участке дороги.

Например, знак 4.6 с ограничением минимальной скорости в 50 км/ч установлен в населенном пункте. В соответствии с пунктом 10.2 ПДД в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч.

Следовательно, в зоне действия знака «Ограничение минимальной скорости» все ТС должны двигаться со скоростью от 50 км/ч до 60 км/ч.

Зачем нужна дорожная разметка?

Несоблюдение правил дорожного движения, а конкретно нарушение требований разметки, может привести к наказанию водителя: лишению прав на срок до 2 мес, а также назначению штрафа. Мотивы, движущие автомобилистом и подвергающие его на создание аварийной ситуации, могут иметь преднамеренный или неумышленный характер.Представить дороги современных мегаполисов без сплошных и прерывистых линий невозможно, но такая дорожная маркировка в России появилась недавно. В 1933 г. первые разметочные линии нанесли в центре столицы, инициативу подхватили и другие города. До 60-х годов прошлого века никакими документами нанесение разметочных полос не регламентировалось.

Новички и опытные автомобилисты ориентируются на дороге благодаря линиям разметки. Это обязательные элементы полотна, которые указывают на запрет или разрешение маневра при передвижении транспортного средства. В зависимости от плоскости нанесения разметочные линии делят на горизонтальные, вертикальные.

Вертикальные линии наносятся на элементы дорожного оборудования и другие сооружения на дорогах. Цель – сориентировать участников дорожного движения по габаритам объектов. С помощью черно-белых полос можно визуально определить края тоннелей, границы опасных элементов дороги.

Горизонтальные линии представляют собой более обширную группу. Такая разметка регламентирует движение транспортных средств или предоставляет автомобилистам важную информацию об особенностях передвижения в конкретной зоне. В горизонтальной разметке используются сплошные и прерывистые линии, полосы, стрелки, буквы, цифры и другие символы. Некоторые дорожные знаки дублируются и дорожной маркировкой.

Линии горизонтальной разметки можно разделить на постоянные и временные. Белой краской прорисовывают постоянные разметочные линии. Исключение – линии, запрещающие стоянку и остановку, обозначающие места стоянки такси и остановки общественного транспорта. Их наносят желтой краской. Временные разметочные линии (окрашивают оранжевой краской) нужны для ограждения участков ремонтных работ, при замене дорожных покрытий и т.д.

Законны ли камеры автофиксации у временных знаков

Контроль скорости у временных знаков: законно, но коррупциогенно

Верховный суд подтвердил, что законно устанавливать камеры фиксации скорости у временных (желтых) дорожных знаков (например, в местах дорожных работ). Это помогает обеспечить безопасность дорожного движения, ведь превышать скорость запрещено независимо от того, постоянный знак или временный. Кроме того, средства фиксации устанавливаются не произвольно, а на особо аварийных участках. Такой вывод Верховный суд изложил в решении по жалобе Артура Геворгяна, который просил признать недействительным п. 78 Административного регламента МВД, утвержденного 23 августа 2017 года. Истец считал правило незаконным, потому что предыдущий регламент от 2 марта 2009 года запрещал автоматический контроль скорости у временных знаков.

Представители МВД не согласились с требованиями. Их точку зрения и занял судья ВС Юрий Иваненко. Он сверил действующий административный регламент не с предшественником, а с Правилами дорожного движения, которые имеют большую юридическую силу. Они не запрещают использование знака фотовидеофиксации рядом с временными (желтыми) дорожными знаками. И поскольку регламент не противоречит акту большей юридической силы, он является законным, изложено в решении № АКПИ17-960.

Иск, видимо, был подан для того, чтобы Верховный суд официально ответил на вопрос, законны ли камеры под временными знаками, которые обычно «забывают» убрать, предполагает старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов. С учетом цели иска ВС недостаточно раскрыл этот вопрос, считает адвокат. «Иначе мы бы увидели в решении ссылку на ГОСТ, который предписывает немедленно убирать временные знаки, когда дорожные работы фактически окончены», – рассуждает адвокат. В этом случае временные обозначения теряют силу даже при наличии камеры, а на участке дороги вновь действует обычный скоростной режим согласно ПДД и постоянным знакам.

60 млрд руб.

столько регионы получили штрафов за нарушение ПДД в 2020 году (Федеральное казначейство)

Правда, у властей не будет большого стимула устанавливать камеры в местах дорожных работ, прогнозирует Самородов. Дело в том, что с 2019 года регионам планируют запретить использовать штрафы от нарушений ПДД по своему усмотрению. Их смогут израсходовать только на дорожные нужды.

Пусть региональные власти не будут заинтересованы в камерах – такой интерес может быть у дорожной полиции. Об опасности коррупции предупреждает член Ассоциации юристов России, управляющий партнер юр Андрей Шарков. Возможности для злоупотреблений он видит в том, что временные знаки нестационарные. Поскольку используются средства автоматической фиксации, доказать свою невиновность должен сам водитель, что в большинстве случаев затруднительно, говорит Шарков. Затраты на такую защиту часто несоразмерны штрафам, что увеличивает опасность коррупции, предостерегает эксперт. «Верховный суд прав в своем отказе, но МВД стоит дополнительно проработать этот вопрос», – подытоживает Шарков.

Снимать сотрудников полиции: априори законно

Второй вопрос, который поставил Геворгян в своей жалобе, – это законность съемки разговоров с дорожными инспекторами и других действий. Регламент 2009 года запрещал сотрудникам полиции мешать водителям записывать происходящее на фото- или видеокамеру – конечно, при условии, если это не запрещено законом. В новом регламенте такого запрета нет, и Геворгян решил, что это способно ущемить права автомобилистов. Судья ВС Иваненко не разделил этих опасений. Отсутствие запрета не ограничивает свободу граждан: они могут пользоваться камерами свободно везде, где это не запрещено законом. Судья напомнил п. 45 того же нового регламента: если сотрудник ограничивает права водителя, он обязан разъяснить, по какой причине и для какой цели нужны эти меры и какие новые права и обязанности появились у гражданина в этой ситуации.

В новом регламенте запрет противодействовать съемке не нужен с юридической точки зрения, говорит Шарков. По его словам, здесь достаточно базового принципа: гражданам разрешено все, что не запрещено, а должностным лицам – наоборот. Опасения административного истца, возможно, были бы обоснованы раньше, когда видеозапись была в новинку и часто вызывала неадекватную реакцию сотрудников, рассуждает Шарков. Сейчас же они привыкли к этому и не сопротивляются, делится юрист. Кроме того, МВД еще 7 ноября 2017 года подтвердило право водителей вести фото- и видеозапись, напоминает Шарков.

Евгения Ефименко

Права автомобилистов

Знак 3.19 «Разворот запрещен»

Дорожный знак 3.19 «Разворот запрещен» применяют для запрещения разворота на перекрестках, если этот маневр создает опасность для движения других транспортных средств или пешеходов. Знак, соответственно, устанавливают перед перекрестком.

Действие знака «Разворот запрещен» не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Если дорога до перекрестка имеет разделительную полосу, то между перекрестками эта полоса может прерываться, образуя так называемые разрывы, которые могут быть использованы для разворота.

Если нужно запретить разворот в разрыве разделительной полосы, то перед ним обычно устанавливают знак 4.1.1 «Движение прямо». Знак «Разворот запрещен» в таких разрывах не устанавливают.

Знак 3.19 запрещает только разворот. Если в месте установки знака есть техническая возможность повернуть налево (похожая по направлению движения траектория), и поворот не будет противоречить ПДД, то поворот налево НЕ запрещается.

Желтый фон знака «Разворот запрещен» означает, что знак временный.

Размеры штрафов за езду по полосам

Выезд на встречку для обгона — штраф 5000 руб.

При неправильном движении по полосам, вразрез с ПДД, вас могут оштрафовать автоинспекторы на дороге, а также вам может прийти «письмо счастья» на домашний адрес. Размеры штрафов зависят от совершаемых нарушений и составляют:

  • Езда по разделительной полосе (даже наезд одним колесом) – это штраф в 500 рублей.
  • Обгон в запрещенном месте с перестроением на другую полосу – 1500 рублей.
  • Поворот с полосы, с которой запрещен маневр – 1500 рублей (в КоАП это статья 12.16 часть 2)
  • Выезд на встречку в 2021 наказывается на 1500 рублей при объезде препятствия, а в случае обгона – 5000 рублей. Иногда вместо штрафа водителя лишают прав на 6-12 месяцев, если нарушение не первое.
  • Езда по трамвайным полосам – 500 рублей (статья 12.16).
  • Заезд на велосипедную дорожку – 2500 рублей (КоАП 12.15 часть 2).
  • Нарушение режима полосности движения наказывается, согласно нарушению скорости.
  • Выезд на выделенную автобусную полосу – это 1500 рублей в регионах, и 3000 рублей в Москве или Питере (статьи 12.17 часть 1.1 или часть 1.2).

Территория для прохожих и людей на велосипедах

Предписывающие дорожные знаки, которые определяют отрезки для пеших прогулок, а также для передвижения на велосипеде, часто устанавливаются за пределами дороги. Но знать их необходимо каждому автомобилисту. Знаки действительны до первого перекрещения с дорогой. Нарушителю этих предписаний грозит штраф

Велосипедная дорожка

Указатель № 4.4.1 открывает проезд лишь для велосипедов. Прохожие используют эти полосы, если отсутствует другой вариант передвижения. Скутеры, мотороллеры въезжают на них, если их конструктивные особенности не позволяют разгоняться свыше 40 км/ч.

Пешеходная дорожка

Указатель № 4.5.1 оповещает о принадлежности территории для пешего передвижения.

Право заезжать на эту полосу имеет спецтехника, транспорт экстренной службы, грузоперевозчики, которые занимаются доставкой продуктов. Это исключение действует, если нет другого варианта проезда для данного автотранспорта.

Полоса для прохожих и зебра – две абсолютно разные вещи. Первая не принадлежит к автомобильным путям, а имеет собственное расположение.

Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением

Обозначение оповещает об отрезке, доступном прохожим, а также любителям езды на велосипеде. Его цифровое значение – 4.5.2.

Существуют редкие ситуации, когда транспорт въезжает под указатель:

  • строительство, ремонт;
  • экстренные спасательные мероприятия: тушение пожаров, эвакуация пострадавших и т. д.;
  • подвоз продовольствия в близлежащие магазины, столовые или другие заведения.

Обозначение № 4.5.4 разделяет отрезок пути для прохожих и велосипедистов на полосы. Деление производится разметкой или бордюром.

Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения

Указатель № 4.5.6 оповещает об окончании отрезка пути, отмеченного обозначением 4.5.4.

Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения

Обозначение № 4.5.7 оповещает об окончании отрезка пути, отмеченного обозначением 4.5.5.

Указатели 4.5.4 и 4.5.5 отличаются. Чтобы отменить 4.5.4 нужен указатель 4.5.6, а, чтобы отменить 4.5.5 подойдет указатель 4.5.7.

Спорные ситуации

Иногда сотрудники ДПС могут выписывать, будучи полностью уверенными в своей правоте, штрафы в виде пяти тысяч рублей за проезд под «кирпич» в ситуации, когда автомобиль въехал на прилегающую территорию без выезда на «встречку». А ведь это карается штрафом в 500 рублей, а то и вовсе предупреждением.

Также многие автолюбители утверждают, что проезд под знак «Сквозное движение запрещено» карается лишением прав. Однако это не так. Само по себе такое нарушение, при учете того, что не нарушены другие правила, не наказывается лишением прав. Более того, заезд под знак некоторых категорий автомобилей не воспрещается вовсе.

Как избежать взыскания?

Автомобилист, который совершил подобный маневр, может избежать наказания. Это следует в случае, указанном в ст. 2.7 КоАП РФ. Там сообщается, что нарушение ПДД не является административным правонарушением, если объезд был совершен в условиях крайней необходимости для устранения опасности, которая угрожает людям.

Водитель не получит штраф, если докажет, что объезжать по встречке было безопаснее, чем, например, по тротуару, где находилось много людей. Также наказание не грозит автомобилисту, который пересек сплошную, выехал на встречку, в месте, где установлен знак «Объезд препятствия». Такая же ситуация, если движение на участке регулируется сотрудниками ГИБДД или дорожными работниками. Полицейские или дорожники сами пропускают поток машин по одной из полос, чтобы они смогли объехать препятствие.

Штраф от 1000 до 1500 рублей назначается автомобилисту при повороте с дороги, на которой нанесена сплошная разметка, налево. Такая же ситуация при развороте, если при этом произошло пересечение сплошной линии. Полторы тысячи рублей — это взыскание за движение по разделительной полосе, обочинам.

Штраф 800 руб. получат автомобилисты за игнорирование линии на регулируемом перекрестке. Эта разметка носит название стоп-линия. Водитель, который, остановившись у светофора, пересечет эту разметку, должен будет заплатить штраф в размере 800 рублей.

Как выглядит знак «движение прямо» и что означает?

Знак «движение прямо» содержится в Правилах Дорожного Движения под номером 4.1.1. Он выглядит, как синий круг, на котором изображена белая стрелка, направленная вверх.

Знак «движение прямо» означает, что на последующей части дороги разрешена езда только в одном направлении – прямо. При этом разрешается ехать в обратном направлении для маршрутного транспорта, а также не запрещается ехать задним ходом.

На практике могут использоваться и иные вариации обозначения, которые разрешают двигаться в определённом направлении, а не только прямо. В ПДД данные знаки обозначены номерами 4.1.2 — 4.1.6. Ехать можно будет только в тех направлениях, что указаны непосредственно на знаке.

Не стоит путать данный знак «движение прямо» с 5.5 «одностороннее движение». Отличие в том, что 4.1.1 определяет единственный возможный вариант движения. Запрещается поворачивать в стороны и разворачиваться. При одностороннем движении повернуть направо или налево можно.

Что будет за обгон в зоне действия знака

Ч. 9.2 ПДД РФ гласит, что не допускается обгон по встречной полосе, если противоположные ряды отделены друг от друга непрерывной двойной или одинарной разметкой, или стоит запрещающий знак. За такой опасный маневр грозит штраф за нарушение движения по полосам по 12.15 ч. 4 КоАП в 5000 руб. или изъятие прав на 4–6 месяцев. Вторичный проступок однозначно приведет к лишению прав на 1 год, а если его зафиксировала камера – к взысканию в 5 тыс. руб.

Как правило, на дорогах с многопоточным движением знаки идут в связке с разметкой. Однако ГИБДД предупреждает, что при отсутствие линий на дороге руководствоваться указателем следует только для определения количества рядов и направления движения. Знак не заменяет разметку. Что это значит?

Знаки 4.8.1-4.8.3 «Направление движения ТС с опасными грузами»

Знаки «Направление движения ТС с опасными грузами» применяют для указания направления движения транспортных средств, которые перевозят опасные грузы и в соответствии с действующим законодательством должны быть обозначены опознавательными знаками (информационными таблицами) «Опасный груз».

Знаки 4.8.1-4.8.3 устанавливают на перекрестках (пересечениях и разветвлениях дорог) чтобы исключить движение указанных ТС в направлении, в котором их движение запрещается. При этом, дорожные знаки 3.32 и 3.33, запрещающие движение ТС с опасными грузами, могут быть не установлены.

Штрафы

Ниже приведены размеры актуальных штрафов за нарушение движения по полосам, актуальных в 2022 году.

Если водитель будет двигаться не по полосе, а по разделительной линии между полосами, ему грозит штраф 500 рублей.

Следующее нарушение — это перестроение между полосами без включения соответствующих сигналов. У части водителей включение поворотных сигналов выработано до автоматизма, другие могут периодически забывать о них, но законодательство чётко предусматривает, что в случае нарушения штраф составляет сумму в 500 рублей.

Также на практике часто вместе с этим нарушением водители совершают другие, например, обгон, где он запрещён. Штраф, естественно, становится ещё больше.

Поворот на перекрёстке из полосы, не предназначенной для этого, облагается штрафом в 1500 рублей.

Выезд на встречную также относится к нарушению полос движения. Штраф в этом случае будет намного серьёзнее:

  • проезд по встречной, совершаемый для объезда определённого препятствия- штраф до 1500 рублей
  • в случае обгона по встречной полосе — штраф до 5000 рублей либо лишение прав сроком максимум на полгода

Движение по трамвайным рельсам также приравнивается к движению по встречной полосе.

Также вид и размер штрафа индивидуализируется в зависимости от запрета, предписанного знаком движения по полосам. Например, знак запрещает двигаться грузовому транспорту в левой полосе. В случае нарушения этого правила будет наложен штраф не за нарушение предписаний движения по полосам, а за нарушение скоростного режима.

Движение по полосам для велосипедов наказывается штрафом в 2500 рублей.

Знак 3.18.1 «Поворот направо запрещен»

Дорожный знак 3.18.1 «Поворот направо запрещен» применяют для запрещения поворота направо на ближайшем пересечении проезжих частей в случаях, когда необходимый порядок движения невозможно обеспечить с помощью предписывающих знаков 4.1.1 — 4.1.6 или знаков направления движения по полосам 5.15.1, 5.15.2.

Знак «Поворот направо запрещен» действует на первое пересечение проезжих частей, перед которым он установлен. Действие знака не распространяется на маршрутные транспортные средства.

О том, что такое «Маршрутное транспортное средство» можно прочесть в статье Приоритет транспорта общего пользования.

Знак 3.18.1 запрещает только поворот направо. Движение прямо, поворот налево и разворот (если есть техническая возможность для перечисленных вариантов движения, и они не противоречат ПДД) НЕ запрещаются.

Желтый фон знака «Поворот направо запрещен» означает, что знак временный. Такие знаки устанавливают в местах проведения дорожных работ.

Штраф за нарушение знака 4.3 «Круговое движение»

Поскольку знак «Круговое движение» предполагает единственное направление движения — по кругу против часовой стрелки, то единственно возможное нарушение знака «Круговое движение» — это движение «против шерсти», т.е. навстречу общему потоку.

Санкции за движение во встречном направлении (по встречной полосе) определены статьей 12.15 ч.4: штраф 5000 руб. при фиксации в автоматическом режиме, или лишение прав до полугода, если, как говорят, поймали «за руку». При повторном нарушении последует лишение прав уже на 1 год, либо штраф 5 тыс. руб. если фиксация нарушения произошла на камеру.

Полный список предписывающих дорожных знаков с краткими комментариями (пояснениями) на сайте avtonauka.ru размещен в Приложении 1 ПДД.

Навигация по серии статей
<< Предписывающие дорожные знаки 4.1.1 — 4.1.6Предписывающие дорожные знаки 4.4.1 — 4.5.7 >>

За что штрафуют при движении по полосам?

Какой штраф за нарушение движения по полосам зависит от конкретной ситуации, описанной в ПДД в 2021 году? Например, автомобилистам, едущим по разделительной полосе, грозит штраф за нарушение движения по полосам в размере 500 рублей. Немного, но все же неприятно.

По знакам поворот с двух полос разрешен

Заплатить штраф автоинспектору придется также в том случае, если свернете с полосы, с которой поворот запрещен согласно знаку. Достаточно серьезным нарушением является выезд на встречную полосу:

  • если переместились на встречку для обгона препятствия, нарушив требование знака, ждите штрафа;
  • обгон с нарушением правил движения по полосам, подвергший опасности других участников движения – это дорогой штраф;
  • езда по трамвайным путям – это как езда по встречке с соответствующим штрафом.

Например, если знаком запрещена езда по конкретной полосе для грузовых автомобилей (обычно это крайняя левая полоса), оштрафуют, как за превышение скоростного режима. А вот заезд на выделенные для велосипедистов полосы грозит штрафом.

В КоАП предусматривается также штраф за нарушение правил проезда легковых авто по полосам, предназначенным для общественного транспорта. В нашей стране за это штрафуют на 1500 рублей, причем в столице и Питере штраф вдвое выше.

Каким образом Верховный суд все же доказал, что штраф незаконный?

Во-первых, ВС указал на то, что постановление о штрафе было вынесено в упрощенном порядке, несмотря на то что предположительное нарушение было выявлено при помощи программно-аппаратного комплекса прибором, не работавшим в автоматическом режиме. Цитата из постановления Верховного суда РФ от 14.04.2020 N 5-АД20-37:

Этот важный факт — работал ли этот комплекс в автоматическом режиме, без участия человека — не был установлен ни одним судом.

Во-вторых, ВС отметил, что в силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Так, к событию административного правонарушения относится время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

Таким образом, с учетом того, что административное правонарушение характеризуется, в том числе, местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию. Это важный для доказательства вины/невиновности автомобилиста нюанс, который в конкретном случае при рассмотрении дела был проигнорирован. Вернее, по непонятной для суда причине, адрес места совершения нарушения был изменен.

При этом на улице, где была припаркована машина, запрещающих знаков не было, а вот в проезде (адрес которого был ошибочно вписан в постановление), действительно был установлен знак 3.28 «Стоянка запрещена».

Иными словами, в фотоматериалах, полученных с помощью аппаратно-программного комплекса, фигурирует один адрес. Но знаков, запрещающих там стоянку, на месте нет. Чиновник, не поставив в известность обвиняемую, изменяет адрес места совершения нарушения на другой.

Напомним, что эти важные обстоятельства и вышеприведенные доводы заявителя надлежащей оценки при рассмотрении дела судебными инстанциями не получили.

В-третьих, суд обратил внимание, что вышестоящим должностным лицом жалоба на постановление была рассмотрена без участия гражданина, привлекаемого к ответственности. Данных об извещении истицы в установленном законном порядке, в том числе и ее ходатайства о рассмотрении дела в ее отсутствие, к делу не приложено

В итоге ВС постановил направить дело на новое рассмотрение в районный суд города Москвы.

Знак 4.1.1 «Движение прямо»

Дорожный знак 4.1.1 «Движение прямо» применяют для запрещения поворотов и разворотов на ближайшем пересечении проезжих частей, и указания движения только в прямом направлении.

Знак устанавливают непосредственно перед местом пересечения (перекресток, выезд с прилегающей территории, разрыв разделительной полосы, проезд и т.д.), справа от дороги.

На нешироких дорогах допускается устанавливать дублирующий знак 4.1.1 еще и на левой стороне дороги с таким расчетом, чтобы он был виден водителям, если по какой-то причине знак, установленный с правой стороны, останется не замечен.

На широких дорогах, когда в одном направлении две и более полос для движения, знак «Движение прямо» дублируют над левой полосой.

Для запрещения разворота в разрывах разделительной полосы на участках между перекрестками знак 4.1.1 устанавливают на разделительной полосе.

Зона действия знака 4.1.1 «Движение прямо»

Знак «Движение прямо», установленный перед пересечением проезжих частей, действует только на это пересечение.

Знак 4.1.1 может быть установлен в начале участка дороги, например, сразу после перекрестка, для дублирования разметки 1.1 (сплошная) или 1.3 (двойная сплошная), разделяющей встречные потоки ТС. При такой установке знак не запрещает поворот направо во дворы и на другие прилегающие к дороге территории справа.

Действие знака «Движение прямо», установленного в начале участка дороги, распространяется до следующего ближайшего перекрестка.

Действие знака 4.1.1 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Подводя итоги по поводу нарушения связанных со знаком «Стоп»

 Итак, подводя итоги можно утверждать, что нарушение требований знака «Стоп» является тем видом правонарушений, которое подлежит административной ответственности. Но самое главное не в этом, а в том, что если что-то можно поправить деньгами и штрафами, а что-то сделать за любые деньги уже не получиться. Это мы все к тому, что знак «Стоп» не устанавливается просто так, а значит выполнение его требований, это прежде вопрос безопасности, вопрос здоровья и жизни участников дорожного движения. Именно поэтому стоит строго и безоговорочно выполнять требования данного знака, чтобы избежать большой беды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector