Модификации
- ЗИЛ-131 – базовая модификация;
- ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
- ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
- ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
- ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
- ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
- ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
- ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
- ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
- ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
- ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
- ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
- ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
- ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
- ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
- ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
- ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
- ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.
` reviewsOverall ` / 5 Пользователей (2 Оценок)
Надежность
Удобство и комфорт
Ремонтопригодность
Ходовые качества
Количество отзывов Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Будьте первым, чтобы оставить отзыв.
Проверенный отзыв
{` review`.`rating_title `}
Показать еще {{ pageNumber+1 }}
Двигатель
Двигатель ЗИЛ 157 на карбюраторе, который работает на бензине. Хотя были зафиксированы и монтирования дизельных аппаратов «Д245-12С». В этом случае убрали заводские опорные элементы и наваривали крепежи от «ЗИЛ-131».
Технические характеристики двигателя ЗИЛ 157:
Крепежи по стыковке силовика и КП просты. Но при использовании дизеля образовался такой минус: увеличиваются потрясывания и вибрации. Это довольно осложняет работу водителю. Поэтому приоритет был отдан бензиновому агрегату с 4 тактами и рядными позициями цилиндров. Число цилиндров – 6. Их блок создан из чугуна. Он оснащён закрытой «рубашкой». По её контуру движется жидкость для охлаждения. Головку цилиндров создали из алюминия.
Объём мотора – 5,38 л. После усовершенствования – 5, 56 л. Мощь – 104 л.с. После реформы – 110 л.с.
Крутящий момент при условии 2600 об/мин составляет 334 Нм.
Цилиндры двигаются с такой очерёдностью: : 1/5/3/6/2/4;
Каждый цилиндр имеет диаметр – 11,6 см.
Диаметр поршня -: 10 см; Его ход – 14,3 см.
Позиции клапанов – нижние.
Оптимальный бензином для мотора считался бензин А-66, а после модернизации — А-72.
Реальные траты горючего на 100 км – 42 л. Скорость при этом – 40 км/ч.
В 1978 году модернизировали двигатель. И траты топлива несколько сократились. Причины:
- установка замкнутой вентиляционной системы картера,
- улучшение уплотнительных компонентов помпы, масляного насоса и коленчатого вала.
Объём бака для горючего – 150 л. После реформы появился ещё один бак. Его объём – 65 л. Так после одной тотальной заправки резерв движения у машины получается более 500 км.
Достоинства двигателя:
- Простота конструкции.
- Надёжность.
- Послушность.
- Быстро заводится даже после долгих перерывов.
Его недостаток связан с тем, что в холода (ниже отметки -10 градусов) ему нужен особый уход. Например, необходимо защищать и утеплять моторное отделение: применяются особенные кожухи-утеплители. И технология охлаждения силового агрегата в сильные холода не могла сохранять необходимую температуру. Эту дилемму позже решили доработкой термостата.
Двигатель после модернизации 1978 года
Уровень сжатия здесь был развит до 6,5 (был 6,2). Поршневый комплект стал совпадать с комплектом у мотора модель ЗИЛ-130.
Основательная реформа коснулась технологии смазки. И местом очистки масла стал центробежный фильтр. Эту систему улучшили, обновив там масляный насос и коленвальные сальники.
Другие изменения:
- Существенное развитие силы водяного насоса.
- Установка нового преобразователя переменного тока.
- Поставлен стартер с высокими оборотами и лучшей мощностью.
- Замена трамблера на мощный контактно-транзисторный механизм зажигания.
- Появление новаторского трубчатого радиатора в технологии охлаждения. Сильный вентилятор с шестью лопастями прогонял через него воздух. Так решили дилемму с перегревами.
- Расположение мотора на новой подвеске.
Как работает коробка передач автомобиля данной марки?
При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.
Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.
В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.
Читать также: Как убрать аэрографию с автомобиля
При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.
Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.
В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.
Проверка работы КПП
Для проведения проверки работы КПП рекомендуется использовать специальный стенд (рис. 7, а). Привод и устройство для создания нагрузки смонтированы на сварной раме 13 вместе с емкостью 11 для масла. С помощью гидравлического регулятора 9, установленного на крышке, измеряется величина нагрузки. С помощью зажимов-эксцентриков 3 КПП, которую требуется проверить, фиксируют к кронштейну 4.
Рис. 7. Специализированный стенд с гидравлическим нагрузочным устройством для приработки и испытания коробок передач:
а – общий вид; б – гидравлический регулятор нагрузки
К электродвигателю 1 через муфту 2 подключается ведущий вал. С помпой с помощью карданного вала 6 соединен вал КПП, а помпа, в свою очередь, трубкой соединена с емкостью для масла. Гидравлический регулятор (манометр) соединен с нагнетательным трубопроводом 8. По показателям гидравлического регулятора 12 производится контроль нагрузки, которую создает гидротормоз.
В технологическое отверстие в корпусе 1 регулятора (рис. 7, б) вводится стальная гильза 5 (отверстие сквозное). В гильзе размещается пробка 6 из закаленной стали, у которой внутри есть канал. От помпы по этому каналу осуществляется подача масла, предварительно пройдя через переходник 9 на торце корпуса. У шипа, который находится на другой торцевой части, есть рукоятка 3. Для того, чтобы поставить пробку в положение, которое будет соответствовать определенной передаче, используется фиксатор. Определяется требуемое положение рукоятки при проведении проверки работы КПП с помощью градуированного диска 2, находящегося ниже рукоятки.
В одном из семи каналов, соединяющий гильзу и пробку, установлен предохранительный клапан. Функция клапана – предохранять систему в случаях, когда давление масла превышает допустимое значение. В остальных каналах, которые соединяют пространство пробки и проходят перпендикулярно оси, установлены жиклеры 7 и кольца 8. Сечения жиклеров подбирают при настройке стенда.
Каналы закрыты пробками 11 с отверстиями – по ним масло сливается в емкость. Для того, чтобы проверить работу КПП на определенной передаче, поворачивается рукоятка 3. Так создается сопротивление равное нагрузке по ТУ.
Проверка работоспособности каждой КПП, которая была собрана, проводится на стенде в обязательном порядке. Замена трансмиссионного масла производится перед каждой проверкой.
Таблица 2
Режим испытания коробки передач
Условия испытания | Тормозной момент на ведомом валу, кГм | Продолжительность, мин |
Испытания без нагрузки при переменных оборотах ведущего вала от 750 до 3000 об/мин на всех передачах | — | На каждой передаче при максимальных оборотах не более 2 – 3 мин |
Испытания под нагрузкой при переменных оборотах ведущего вала от 750 до 3000 об/мин на:
|
10,0 10,0 10,0 6,0 4,0 10,0 |
При проведении проверки могут быть обнаружены дефекты, которые затем нужно устранить. К ним нужно отнести:
- сбои при переключении передач;
- самопроизвольное включение/выключение шестерен;
- появившийся звук, когда вилки касаются поверхностей пазов;
- появившиеся звуки ударов – признак неправильного монтажа шестерен;
- небольшие протечки масла там, где есть соединения.
Переключение 2, 3, 4 и 5 передач производится без отключения электродвигателя. Так проверяется работа синхронизаторов. Переходы от низшей к высшей передаче и в обратную сторону не должны производить шумов.