Специализированные средства для промывки системы охлаждения
Для промывки системы охлаждения можно приобрести специализированные средства, разработанные специально для этой цели.
Такие средства бывают:
- нейтральные: они не содержат агрессивных компонентов, поэтому слишком большие и старые отложения очищают с меньшей эффективностью. Подобные средства подходят для профилактики.
- Щелочные: в их составе щёлочи, которые отлично удаляют органические загрязнения.
- Кислотные: они содержат кислоту, которая быстро и эффективно расщепляет неорганические отложения.
- Двухкомпонентные смеси (универсальные): они состоят из щелочей и кислот.
Принцип работы и виды систем смазки
Все смазочные системы разделяют на две основные группы: с «сухим» и с «мокрым» картером. Последняя более популярна, благодаря простоте реализации. С другой стороны конструкции с «мокрым» картером склонны к таким проблемам, как вспенивание и расплескивание моторного масла , приводящее к перепадам уровня. В этом случае его подача в систему может быть нестабильной.
Системы смазки с «сухим» и «мокрым» картером
Отличительной чертой «сухих» систем является наличие отдельного бака, в котором хранится моторное масло. Моторное масло после поступления в двигатель стекает в поддон, но не накапливается в нем, а перекачивается назад в бак дополнительным насосом. Картер в таком случае всегда остается сухим.
Эта конструкция сложнее и дороже в изготовлении, однако, позволяет уменьшить высоту двигателя и обеспечивает надежную смазку при движении автомобиля по наклонным поверхностям. Это определило сферу применения систем с «сухим» картером — преимущественно в автомобилях высокой проходимости и спецтехнике.
Принципиально масло может подаваться к основным узлам двигателя тремя способами:
- Под давлением. Масло подается принудительно ко всем узлам двигателя при помощи насоса.
- Разбрызгиванием или самотеком. Подача выполняется под действием центробежной силы вращающихся деталей двигателя. При этом масло разделяется на мелкие частички, внешне похожие на масляный туман. Благодаря этому смазка заполняет все пространство между деталями мотора и оседает на их поверхности.
- Частично под давлением и частично самотеком (комбинированный метод). В этом случае масло к наиболее важным узлам осуществляется под давлением, а для всей остальной конструкции разбрызгиванием.
В современном автомобилестроении практически всегда применяют комбинированный способ, поскольку он позволяет более экономно расходовать смазочные материалы и при этом гарантирует своевременную смазку основных деталей.
Как работает комбинированная система смазки с мокрым картером
Процесс смазки двигателя представляет собой повторяющийся цикл. Он состоит из следующих этапов:
- В момент запуска двигателя приводится в действие масляный насос.
- Маслозаборник начинает всасывать масло из поддона картера, выполняя грубую очистку.
- На входе в насос масло проходит через масляный фильтр, где выполняется тонкая очистка.
- Из насоса по магистралям масло подается на такие узлы двигателя как подшипники (вкладыши) коленвала, опоры распредвала, поршневые кольца, а также на рабочую поверхность цилиндров. Для этого в системе могут быть установлены специальные форсунки или просто выполнены отверстия в блоке.
- Излишки масла, подаваемой на основные узлы, стекают через специальные зазоры на кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Их движущиеся элементы выполняют разбрызгивание рабочей жидкости, что обеспечивает ее попадание на остальные детали двигателя.
- Масло стекает обратно в поддон картера, смывая с деталей мотора металлическую стружку, нагар и другие загрязнения.
- После этого цикл повторяется.
Уровень масла и его значение
Для разных типов двигателей требуется различный объем масла в системе. В конструкциях с «мокрым» картером минимальное и максимальное значение уровня рабочей жидкости определяется при помощи специального щупа, который расположен на блоке цилиндров. Он имеет две метки «min» и «max».
Проверку уровня масла в системе выполняют на заглушенном двигателе после того, как он проработал некоторое время. В этом случае оно достаточно прогревается и стекает в поддон. Щуп вытаскивают, протирают тряпкой (ветошью) и погружают обратно в поддон. Далее достают повторно и проверяют уровень. Если масло, попавшее при этом на щуп, выходит за пределы максимального или минимального значения необходима доливка или слив масла. Также этот способ позволяет определить состояние и степень загрязнения.
Отличия систем смазки бензинового и дизельного двигателя
Особых конструктивных различий в смазочных системах бензинового и дизельного моторов нет. Однако, поскольку работа дизельного двигателя связана с более высокими температурами, основным отличием является используемое моторное масло. Базовая основа дизельного масла аналогична используемой в бензиновых моторных маслах, но имеет другой пакет присадок, которые позволяют обеспечить ей следующие функции:
- Высокую моющую способность — дизельные двигатели склонны к обильному образованию сажи, а потому требуют интенсивной очистки.
- Устойчивость к окислению — из-за высокой степени сжатия, в картер дизеля могут проникать отработавшие газы, что приводит к окислению моторного масла и более быстрой выработке его ресурса.
Принцип работы и виды систем смазки
Все смазочные системы разделяют на две основные группы: с «сухим» и с «мокрым» картером. Последняя более популярна, благодаря простоте реализации. С другой стороны конструкции с «мокрым» картером склонны к таким проблемам, как вспенивание и расплескивание моторного масла , приводящее к перепадам уровня. В этом случае его подача в систему может быть нестабильной.
Системы смазки с «сухим» и «мокрым» картером
Отличительной чертой «сухих» систем является наличие отдельного бака, в котором хранится моторное масло. Моторное масло после поступления в двигатель стекает в поддон, но не накапливается в нем, а перекачивается назад в бак дополнительным насосом. Картер в таком случае всегда остается сухим.
Эта конструкция сложнее и дороже в изготовлении, однако, позволяет уменьшить высоту двигателя и обеспечивает надежную смазку при движении автомобиля по наклонным поверхностям. Это определило сферу применения систем с «сухим» картером — преимущественно в автомобилях высокой проходимости и спецтехнике.
Принципиально масло может подаваться к основным узлам двигателя тремя способами:
- Под давлением. Масло подается принудительно ко всем узлам двигателя при помощи насоса.
- Разбрызгиванием или самотеком. Подача выполняется под действием центробежной силы вращающихся деталей двигателя. При этом масло разделяется на мелкие частички, внешне похожие на масляный туман. Благодаря этому смазка заполняет все пространство между деталями мотора и оседает на их поверхности.
- Частично под давлением и частично самотеком (комбинированный метод). В этом случае масло к наиболее важным узлам осуществляется под давлением, а для всей остальной конструкции разбрызгиванием.
В современном автомобилестроении практически всегда применяют комбинированный способ, поскольку он позволяет более экономно расходовать смазочные материалы и при этом гарантирует своевременную смазку основных деталей.
Как работает комбинированная система смазки с мокрым картером
Заливка масла в двигатель
Процесс смазки двигателя представляет собой повторяющийся цикл. Он состоит из следующих этапов:
- В момент запуска двигателя приводится в действие масляный насос.
- Маслозаборник начинает всасывать масло из поддона картера, выполняя грубую очистку.
- На входе в насос масло проходит через масляный фильтр, где выполняется тонкая очистка.
- Из насоса по магистралям масло подается на такие узлы двигателя как подшипники (вкладыши) коленвала, опоры распредвала, поршневые кольца, а также на рабочую поверхность цилиндров. Для этого в системе могут быть установлены специальные форсунки или просто выполнены отверстия в блоке.
- Излишки масла, подаваемой на основные узлы, стекают через специальные зазоры на кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Их движущиеся элементы выполняют разбрызгивание рабочей жидкости, что обеспечивает ее попадание на остальные детали двигателя.
- Масло стекает обратно в поддон картера, смывая с деталей мотора металлическую стружку, нагар и другие загрязнения.
- После этого цикл повторяется.
Уровень масла и его значение
Определение уровня масла щупом
Для разных типов двигателей требуется различный объем масла в системе. В конструкциях с «мокрым» картером минимальное и максимальное значение уровня рабочей жидкости определяется при помощи специального щупа, который расположен на блоке цилиндров. Он имеет две метки «min» и «max».
Устранение неисправности
Почему появляется подобная проблема, и к каким последствиям она приводит, разобрались. Теперь осталось понять, как же устранить поломку и не допустить ее повторного появления.
Ликвидация моторного масла – сложный, требующий внимательности процесс, который чаще всего требует замены прокладки маслоохладителя.
Для проведения данной манипуляции вам потребуется:
Масло в расширительном бачке
- дистиллированная вода (10 литров);
- антифриз для замены;
- емкость для слива испорченной охлаждающей жидкости;
- прокладка маслоохладителя. Не пытайтесь очистить старую и вернуть ее на прежнее место: после взаимодействия с нежелательными химикатами она потеряла свои свойства;
- специальное моющее средство.
Т.к. масло появляется в системе охлаждения у многих транспортных средств, отыскать специальные средства для его устранения можно в любом автомагазине. Главное, не пытайтесь приобрести самый дешевый препарат – он не сможет полностью удалить масляную жидкость с внутренних поверхностей системы.
Порядок действий в замене прокладки маслоохладителя достаточно прост: сначала необходимо разбавить имеющийся хладагент моющим составом и дать двигателю поработать с такой жидкостью в течение 10 минут. Затем нужно выкрутить сливную пробку системы охлаждения и дождаться полного ее опустошения.
После этого производим монтаж маслоохладителя, его очистку, замену прокладки. Далее снимаем расширительный бачок и тщательно промываем его от остатков масла.
Как только все манипуляции выполнены, следует собрать все элементы системы и приступить к нескольким промывкам с помощью дистиллированной воды.
Если во время проведения этих мероприятий вы заметили трещины, сколы в деталях и поняли, почему происходит попадание масла в хладагент, следует немедленно заменить слабый элемент для предотвращения повторного смешивания жидкостей.
Чтобы избежать подобной проблемы, водителю следует регулярно проводить техобслуживание транспортного средства и внимательно проверять состояние жизненно важных систем. Если вы сомневаетесь в собственных возможностях, то целесообразно доверить работу профессионалам. Но ни в коем случае нельзя игнорировать возникшие неполадки.
Охлаждение масла
Для охлаждения масла используют жидкостно-масляные теплообменники и воздушно-масляные радиаторы. В теплообменниках масло охлаждается жидкостью системы охлаждения двигателя, тогда как в воздушно-масляных радиаторах — воздухом. Конструкции теплообменников могут быть самыми разными. Обычно применяют кожухообразные и пластинчатые теплообменники, устанавливая их в жидкостном тракте системы охлаждения. Масляные радиаторы по конструкции аналогичны радиаторам системы охлаждения. Наиболее широкое распространение получили трубчатые, трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные радиаторы. Для повышения теплоотдачи в трубки масляного радиатора иногда помещают вставки-завихрители.
Теплообменники по сравнению с радиаторами имеют следующие преимущества:
- простота конструкции
- компактность и небольшая масса, поскольку теплопроводность жидкости значительно больше теплопроводности воздуха
- простота компоновки в моторном отделении
- отсутствие необходимости в циркуляции воздуха
- более стабильная температура масла, не зависящая от нагрузки двигателя и температуры окружающего воздуха
- быстрый прогрев масла перед пуском в зимних условиях с помощью жидкостного предпускового подогревателя
Недостатком теплообменников, в которых масло охлаждается жидкостью системы охлаждения двигателя, является то обстоятельство, что его температура не может быть ниже температуры охлаждающей жидкости.
Чем и как промыть систему охлаждения двигателя от масла?
Добрый день. Сегодня мы поговорим про то как промыть систему охлаждения двигателя от масла? Это особенно актуально для автомобилей оборудованных АКПП и масляно-тосольными теплообменниками, так как в них риск попадания масла в антифриз значительно выше. В статье рассмотрены работающие методы промывки, и популярные заблуждения.
Статья написана на основании собственного опыта! Все советы в статье проверены на практике!
Главная проблема при попадании масла в охлаждающую жидкость – образование эмульсии.
Выглядит она вот так:
Основная сложность с эмульсией – она забивает все шланги, патрубки, и двигатель начинает перегреваться. Т.е. она и течет очень медленно и тепло не отводит, и вымыть её довольно трудно.
Неработающие способы промывки системы охлаждения от масла (популярные заблуждения).
Промывка системы охлаждения большим количеством проточной воды.
Мы привезли радиатор в сад и промывали его обратным потоком, водой из скважины. Ничего это не дало, крупные капли масла водой выгоняет, но эмульсия на стенках не смывается, (холодная вода не может её размягчить). Нужно не одну тонну очень горячей воды чтобы промыть полностью систему охлаждения от эмульсии.
Горячая вода это ДОРОГО, не у каждого есть доступ к безлимитной халявой горячей воде, соответственно пишем в нерабочие методы.
Промывка системы охлаждения молочной сывороткой.
Этот метод я вычитал на страницах интернета и решил его проверить.
Методика промывки следующая – сливаем всю жидкость из системы охлаждения и заменяем её на молочную сыворотку, в теплое время года катаемся 2-3 дня, сливаем выворотку, промываем на 2-3 раза холодной водой и заливаем антифриз.
Молочная сыворотка свободно продается в отделах молочной продукции.
Этот метод мы проверяли после того как больше 10 раз промывали систему охлаждения водой, а радиатор промывался обратным потоком.
Метод тоже записываем в нерабочие! Нет, сыворотка слилась черной и какую-то грязь она вымыла, но эмульсию она отмывает ничуть не лучше воды!
Частично работающие методы промывки системы охлаждения.
Промывка системы охлаждения посудомоющим средством ФЕЙРИ.
Методика промывки следующая – заливаем моющее средство (примерно стакан на 10 литров), прогреваем двигатель до рабочей температуры и сливаем всю жидкость из системы.
При необходимости повторяем.
По окончании промывки 2-3 раза промываем систему охлаждения водой, все сливаем и заливаем антифриз.
Метод частично рабочий Моющее средство действительно частично снимает масляную эмульсию, но отваливается она довольно крупными кусками, которые не проходят через соты радиаторов, термостат и тонкие шланги системы охлаждения.
Резюмирую – промыть можно, но средство недостаточно эффективно, оно расщепляет эмульсию, но делает это крупными кусками, которые не проходят через радиаторы.
Промывка системы охлаждения порошком-автоматом.
Метод несколько лучше, чем промывка посудомоющим средством (пены меньше), но принципиально ничем не отличается.
Отчаявшись отмыть двигатель от эмульсии, я рискнул промыть систему охлаждения дизельным топливом.
Методика следующая:
- Сливаем из системы отдаждения всю жидкость
- Снимаем термостат (иначе есть вероятность того, что большой круг не откроется и радиатор останется забитым)
- Заливаем всю систему охлаждения дизельным топливом (по минимуму).
- Прогреваем автомобиль до рабочей температуры (стоим на месте, не ездим, без термостата прогрев займет минут 20)
- Сливаем все из системы охлаждения (у меня сливалась черная солярка)
- Промываем систему водой на 2 раза
- Заливаем антифриз
Многие боятся так делать, опасаясь воспламенения ДТ – ничего с ней не будет, не забывайте снять термостат, иначе радиатор промыть не получится.
Некоторые опасаются за сохранность патрубков, от жирного ДТ патрубки могут распухнуть и испортиться – это тоже бред! От масляной эмульсии они разбухнут гораздо скорее.
Методы, которые не проверялись.
Промывка кислотой.
Сюда я отношу промывку угольной кислотой (газированной водой), уксусной кислотой, лимонной кислотой, очевидно, что эти кислоты не возьмут масляную эмульсию. Но промывать систему охлаждения от накипи и грязи ими вполне можно.
Промывка содой.
Сода тоже не удалит масляную эмульсию, а вот алюминий скажет за нее спасибо! При промывке системы охлаждения содой её разводят в пропорции 100 гр/литр.
На этом у меня сегодня все. Если у вас остались вопросы про то, как промыть систему охлаждения двигателя от масла или если вы хотите дополнить статью и поделиться своим опытом – оставляйте комментарии.
Назначение системы смазки двигателя
Любой двигатель внутреннего сгорания состоит из сотен деталей, большинство из которых (главным образом — детали КШМ и ГРМ) находится в постоянном движении друг относительно друга, а поэтому подвержены трению и износу.
Силы трения приводят к бесполезной затрате мощности двигателя, а в ряде случаев делают работу двигателя и вовсе невозможной — при трении детали нагреваются и расширяются, зазоры между ними уменьшаются и заполняются продуктами износа, и в результате происходит заклинивание.
Решает эти проблемы система смазки двигателя. Главное, что выполняет система смазки — заменяет «сухое» трение на «мокрое», в результате трение между трущимися деталями снижается на порядок, и двигатель может нормально работать.
Современная система смазки двигателя выполняет несколько функций:
- – Снижение сил трения между деталями;
- – Охлаждение деталей;
- – Удаление из зазоров продуктов износа деталей и частиц нагара;
– Защита поверхностей деталей от коррозии;
– Функции управления.
Функции охлаждения и удаления продуктов износа обеспечиваются тем, что масло в современных двигателях циркулирует, находится в постоянном движении, при этом очищается и охлаждается.
Антикоррозийные свойства обеспечиваются масляной пленкой, которая постоянно покрывает детали, а также разнообразными присадками, которые содержатся в моторных маслах.
Система смазки двигателя содержит несколько основных компонентов:
-Масляный поддон картера;
-Масляный насос;
– Масляный фильтр;
– Масляный радиатор ;
– Датчики давления и температуры масла;
– Редукционные клапаны;
– Масляная магистраль и масляные каналы.
Принцип работы смазочной системы выстроен таким образом, чтобы обеспечить подачу масла ко всем трущимся деталям на всех режимах работы двигателя.
Масло хранится в поддоне картера, откуда при запуске двигателя насосом нагнетается в масляный фильтр, а от него под давлением через главную магистраль и каналы в блоке цилиндров поступает к наиболее трущимся и нагруженным деталям — коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, опорным подшипникам и кулачкам распределительного вала ГРМ.
Из переднего коренного подшипника коленвала масло поступает на привод ГРМ и в головку блока цилиндров, где образует масляную ванну — так осуществляется смазка коромысел, толкателей, клапанов и других деталей. Из ГБЦ масло по сливным каналам стекает в поддон картера.
Одновременно масло поступает в каналы в шатунах, и через специальные отверстия или форсунки разбрызгивается на стенки цилиндров и внутренние поверхности поршней — так обеспечивается снижение трения поршневых колец о стенки цилиндра, а также охлаждение поршней и цилиндров. Во многих двигателях такой схемы смазки не предусмотрено — в них смазка поршневых пальцев и цилиндров осуществляется масляным туманом.
По стенкам цилиндров масло стекает в картер, капли масла разбиваются движущимися деталями КШМ — так в картере образуется масляный туман. Вклад в образование тумана делает и масло, выдавливаемое из-под шатунных подшипников.
Масляный туман обеспечивает смазку шатунных пальцев, цилиндров, внутренних поверхностей поршней и других деталей.
В двигателях с турбонаддувом предусмотрена возможность подачи масла к валу турбокомпрессора, которая имея большую скорость вращения, без смазки быстро выйдет из строя.
- 1. Патрубок маслоналивной; 2. Насос топливный;
- 3. Трубка маслоподводящая; 4. Трубка маслоотводящая;
- 5. Фильтр центробежной очистки масла; 6. Фильтр масляный;
- 7. Указатель давления масла;
- 8. Клапан перепускной масляного фильтра; 9. Кран радиатора;
- 10. Радиаторы; 11. Клапан дефференциальный;
- 12. Клапан предохранительный радиаторной секции;
- 13. Картер масляный; 14. Труба всасывающая с заборником;
- 15. Секция радиаторная масляного насоса;
- 16. Секция нагнетающая масляного насоса;
- 17. Клапан редукционный нагнетающей секции;
- 18. Полость дополнительной центробежной очистки масла
Ремонт системы смазки двигателя
2.2.2 Ремонт системы смазки двигателя
Ремонт масляного насоса
Насос проверяют и испытывают на стендах, которые должны обеспечивать частоту вращения его ведущего вала 3100 об/мин и разряжение на всасывание 140мм.рт.ст. При проверки используется машинное масло с температурой 75-85°С. При этих условиях производительность нагнетающей секции при противодавлении 5±0,5кгс/см² должна быть не менее 135л/мин, производительность радиаторной секции при противодавлении 0,5±0,1кгс/см² не менее 23л/мин. Если при проверке на стенде масляный насос не обеспечивает указанных параметров или обнаружены стуки и течь масла в соединениях, насос разбирают и ремонтируют.
Масляный насос (см.рис.15) нужно разбирать в следующем порядке:
отвернуть болты крепления всасывающего патрубка к корпусу; осторожно, не повредив прокладку снять трубку с заборником и кронштейном в сборе и прокладку фланца; отвернуть болты крепления отводящих трубок радиаторной и нагнетающей секции насоса, снять трубки и прокладки; отвернуть болты крепления и снять упорный фланец 12 промежуточной шестерни 11 привода насоса и саму шестерню; при помощи съёмника снять ведомую шестерню 9 привода насоса с ведущего валика, вынуть шпонку крепления шестерни; отвернуть болт крепления и снять ось 10 промежуточной шестерни привода насоса; отвернуть болт крепления и снять корпус 16 радиаторной секции, ведущую 15 и ведомую 17 шестерни этой секции, стопорный шарик 19; снять проставку 1 корпусов секции и вынуть из корпусов ведущую и ведомую 4 шестерни нагнетающей секции в сборе с осями; при необходимости спрессовать с ведущую шестерню 7 с валика и ведомую 4 шестерню с оси;
После разборки все детали необходимо промыть и произвести выбраковку непригодных
При осмотре корпусов секций насоса нужно обратить внимание на состояние торцевых поверхностей гнезд под шестерни. Риски и задиры на этих поверхностях не допускаются
Износ торцевых поверхностей определяется замером глубины гнезда, которая не должна превышать 55,071 мм под шестерни корпуса нагнетающей секции и 10,051 мм под шестерни корпуса радиаторной секции. На шестернях масляного насоса не должно быть трещин, обломов, глубоких задиров.
Сборку насоса проводят в последовательности, обратной разборке, при этом нужно обратить внимание на следующее:
ведущая и ведомая шестерни нагнетающей секции должны быть напрессованы (при замене шестерни или валика соответственно на валик и ось так, чтобы расстояние от торцевой поверхности валика (оси) до торцевой поверхности шестерни было: для ведущей шестерни 52±0,2мм (со стороны длинной шейки), для ведомой 21±0,2мм (со стороны короткой шейки); при напрессовке ведущей шестерни радиаторной секции в лунку валика должен быть установлен стопорный шарик, качения шестерни на валике не допускается; ведущие и ведомые шестерни нагнетающей и радиаторной секции, установленные в гнезда корпусов, должны утопать относительно торцов корпусов не более чем на 0,15мм и не менее чем на 0,04мм; после затяжки болтов крепления корпусов ведущий валик масляного насоса должен вращаться от усилия руки плавно, без усилий; ведомая шестерня привода насоса должна быть напрессована на валик так, чтобы зазор между торцами ступицы шестерни и корпуса был 0,5-1,0мм; после затяжки болта крепления упорного фланца промежуточная шестерня вращается свободно, без заеданий; боковой зазор между зубьями ведомой шестерни привода насоса и промежуточной шестерни привода должен быть 0,4-0,5мм.
При испытании насоса на стенде не допускаются задевание шестерен за корпус, заклинивания клапана, течь масла через соединения. При установке масленого насоса в сборе с заборником необходимо, чтобы боковой зазор в зацепление шестерни коленчатого вала и промежуточной шестерни масленого насоса был в пределах 0,25-0,37мм; для шестерен, бывших в эксплуатации, допускается увеличение зазора до 0,50мм. Зазор регулируется прокладками толщиной 0,3мм устанавливаемыми под привалочную плоскость фланца корпуса масляного насоса.
Замена клапанов системы смазки
Клапаны системы смазки в сборе поставляют отрегулированными на нужное давление, поэтому при неисправностях клапанов их нужно заменять. Клапаны проверяют испытанием на начало открытия. Редукционный клапан нагнетающей системы должен открываться при давлении в надплунжерном пространстве не менее 6,8кгс/см², предохранительный клапан радиаторной секции насоса – при давлении 0,7кгс/см², дифференциальный клапан – 4,5кгс/см².