Что такое реле: виды, принцип действия и области применения

Принцип действия автотрансформатора

Несмотря на особенности строения обмоточной части агрегата, его принцип действия очень напоминает работу обычного трансформатора. По такому же принципу во время циркуляции переменного тока возникает магнитный поток в сердечнике. Его действие на обмотку характеризуется появлением на каждом отдельном витке равновеликой электродвижущей силы. Суммарная ЭДС на отрезке обмотки равна сумме величин токов всех отдельно взятых витков.

Особенностью является то, что по обмотке циркулирует ещё и первичный ток, который оказывается в противофазе к индукционному потоку. Результирующие значения этих токов на участке обмотки, предназначенной для потребителя, получаются меньшими (для понижающего тр.) чем параметры поступающего электричества.


Схема понижающего автотрансформатора

Соотношение величин ЭДС выражается формулой: E1/E2 = w1/w2 = k , где E – ЭДС, w – количество витков, k – коэффициент трансформации.

Учитывая то, что падение напряжений в обмотках трансформатора невелико – его можно не учитывать. В таком случае равенства: U1 = E1; U2 = E2 можно считать справедливыми. Таким образом, приведённая выше формула приобретает вид: U1/U2 = w1/w2 = k, то есть, соотношение напряжений к числу витков такое же, как и для обычного трансформатора.

Примечательно, что мощность нагрузки образуют токи электромагнитной индукции и электрической составляющей. Электрическая мощность ( P = U2*I1 ) довольно ощутима, в сравнении с индукционной составляющей, поступающей во вторичную цепь. Поэтому, чтобы получить требуемую мощность, используются меньшие значения сечений для магнитопроводов.

Обозначение реле на схеме

Чтобы отремонтировать или создать новое электрооборудование, мало знать как работает реле, нужно знать как оно выглядит на схемах. В приведенной ниже таблице показаны самые основные буквенно-графические обозначения КУ принятые в международном классификаторе.

Основные обозначения

Изображение Описание
Схематически обмотка соленоида выглядит как прямоугольник, от наибольших сторон которого отходят выводы питания электромагнита – А и А1. Также на схеме это коммутационное устройство может обозначаться буквой К.
Контакты КУ на схеме изображаются точно так же как и контакты переключателей.
Поляризованное реле на схеме изображается в виде прямоугольника с жирной точкой на одном из выводов контакта. Буквенное обозначение P внутри прямоугольника также говорит о полярности устройства.
Иногда внутри прямоугольника указывают параметры или конструктивные особенности. Так, например, две наклонные линии могут обозначать, что в устройстве имеется 2 обмотки.

Подробнее, с символическим обозначением реле и других элементов электронных и электрических схем, можно ознакомиться, заглянув в специальные справочники, которых в интернете довольно много.

Подзаголовок сайта

 
Главная
  |  
Руководство по эксплуатации автобусов НЕФАЗ
  &nbsp

Главная
Руководство по эксплуатации автобусов НЕФАЗ

Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для
облегчения пуска холодного двигателя при
температурах окружающего воздуха от минус 22 до минус 5 °С, а также применяется
при отсутствии предпускового подогревателя на автобусе.

Грамотная эксплуатация ЭФУ позволяет продлить срок службы моторного масла,
уменьшить дымление холодного двигателя, позволяет увеличить ресурс стартера и
аккумуляторных батарей за счет раннего появления вспышек топлива в
цилиндрах.

Принцип действия ЭФУ основан на подогреве факелами свечей
воздуха, поступающего в цилиндры двигателя.
Факельные свечи 15 (см. Рисунок 37 — Система
питания двигателя топливом) установлены на впускных коллекторах так,
что образующие факелы распространяются внутри впускных коллекторов и,
перемешиваясь с холодным воздухом, подогревают его. Топливо, поступающее к
свечам, сгорает не полностью. Несгоревшая часть его в виде паров и подогретого
факелами свечей воздуха попадают в цилиндры двигателя, создавая благоприятные
условия для воспламенения топлива, впрыскиваемого форсунками 26.

Сила тока, потребляемого ЭФУ, не превышает 24 А, такое значение потребляемого
тока не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд
аккумуляторных батарей. При этом в четыре-шесть раз снижается сила тока,
потребляемого стартером, вследствие более ранних вспышек в цилиндрах двигателя.
Для устойчивой и эффективной работы ЭФУ необходима строгая дозировка топлива 6-7
см3/мин, которая обеспечивается жиклером, установленным в свечу ЭФУ.

Перед пуском холодного двигателя производится прокачка топлива насосом 21
предпусковой прокачки для удаления воздуха из системы питания, заполнения ее
топливом и создания в ней предварительного избыточного давления 25-45 кПа
(0,25-0,45 кгс/см2), которое поддерживается клапаном 6 фильтра тонкой очистки.
Предварительное избыточное давление в системе питания также необходимо для
уменьшения задержки подачи топлива к свечам ЭФУ.

С пуском двигателя включается одновременно электромагнитный клапан 11 подачи
топлива к свечам ЭФУ (и сигнализатор готовности устройства к пуску двигателя),
затем включением и удержанием кнопки ЭФУ проводится разогрев нагревательных
элементов свечей и термореле.

Кроме того, при включении кнопки ЭФУ напряжение подается на реле, которое
разрывает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей
от напряжения 24 В, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на
устойчивый режим сопровождается работой ЭФУ. Сопротивление спирали термореле
выбрано таким, чтобы на выводах свечей обеспечивалось напряжение 19 В
(номинальное напряжение свечи).

После включения сигнализатора готовности устройства к пуску двигателя кнопка
ЭФУ удерживается в положении «Включено», и поворотом ключа зажигания во второе
нефиксированное положение включается стартер.

Одновременно шунтируется термореле, т. к. при проворачивании коленчатого вала
двигателя стартером напряжение батарей значительно снижается.

При пуске двигателя с применением ЭФУ топливоподкачивающий насос 28 подает
топливо через фильтр 7 тонкой очистки, электромагнитный клапан 11 к свечам 15
под давлением 130-190 кПа (1,3-1,9 кгс/см2), которое поддерживает перепускной
клапан 10.

Пуск двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя работой
системы ЭФУ способствует быстрому прогреву и выходу его на устойчивый и
самостоятельный режим работы, уменьшению дымления, возникающего у непрогретого
двигателя.

Работу ЭФУ следует проверять при исправных и заряженных аккумуляторных
батареях в следующем порядке:

  • проверить исправность сигнализатора ЭФУ на панели приборов в кабине
    (нажатием кнопки контроля);
  • включить ЭФУ и определить время от момента включения ЭФУ дозагорания
    сигнализатора. Для первого включения ЭФУ оно должно составлять при температуре
    воздуха выше нуля 50-70 с, а при температуре ниже нуля — 70-110 с. При
    повторном включении ЭФУ время загорания сигнализатора сокращается, поэтому для
    получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до
    температуры окружающего воздуха;
  • проверить наличие пламени факела во впускных коллекторах.

Для проверки факела необходимо:

  • вывернуть свечи из коллекторов, подсоединить к ним топливные трубки и
    электропровода;
  • обеспечить надежное соединение корпусов свечей с массой и убедиться, что
    вывод изолирован от массы;
  • включить ЭФУ и с помощью стартера провернуть коленчатый вал. Если нет
    пламени на свечах ЭФУ, то нужно определить и устранить неисправность (или
    заменить неисправную свечу).
 

 
 

Электрическая схема запуска двигателя

Пусковая установка предназначена для запуска двигателя и обеспечения его стабильной работы в рабочем режиме.

Схема пуска двигателя Камаз

Система запуска состоит из следующих элементов:

  • стартер типа СТ-142Б;
  • реле стартера;
  • выключатель стартера и приборов;
  • реле блокировки;
  • дублирующий выключатель стартера;
  • розетка внешнего пуска.

Стартер СТ-142Б автомобиля КамАЗ

Стартер СТ-142Б — устройство

Стартером является электрический двигатель постоянного тока. Устройство служит для преобразования электрической энергии от источника тока в механическую энергию вращения коленчатого вала.

Устройство выполнено в герметичном корпусе и обладает последовательным возбуждением. Агрегат оснащен электромагнитным реле. С помощью электромагнитного реле шестерня стартера входит в зацепление с венцом маховика. Запуск и работа стартера сопровождается миганием контрольной лампы.

Первым приводом электродвигателя является храповый механизм. Храповик обладает свободным ходом. Вторым приводом служит масса двигателя.

Номинальное напряжение стартера типа СТ-1425 составляет 24 В. Номинальная мощность не превышает 7,7 кВт. Передаточное число установки «двигатель-стартер» имеет показатель 11,3.

Генератор автомобиля КамАЗ

Генератор представляет собой агрегат для преобразования механической энергии вращения коленчатого вала в электричество.

Генератор состоит из неподвижной части – статора и вращающегося элемента – ротора. Статор состоит из набора металлических пластин с обмотками из меди. Медные обмотки сдвинуты на 120° относительно друг друга.

Генератор Г-288 автомобиля КАМАЗ

Ротор имеет вид стального вала с рифлёной поверхностью. На вал запрессованы два магнитопровода. Между ними установлена медная обмотка возбуждения.

При подаче электроэнергии от источника питания в обмотках генератора возникают магнитные потоки. Каждый поток имеет противоположное направление. Пересечение разнонаправленных потоков приводит к образованию электроэнергии. Через щеточные выводы образуемая электроэнергия поступает к потребителям.

Электрическая схема грузового автомобиля КамАЗ имеет сложную конструкцию. Она состоит из многочисленных реле, датчиков, выключателей и контрольных ламп. Знание базовых принципов работы каждого элемента является обязанностью каждого водителя транспортного средства.

Видео по теме: Проводка на КАМАЗе

Публикации по теме

Способы усовершенствования компрессора из старого холодильника своими руками

Сборка компрессора для аэрографа своими руками

Что делать, если пила Штиль 180 не заводится – поиск причины

Разновидности

Использовать осциллятор можно по-разному в зависимости от вида работ и типа устройства. Общим для всех вариантов оборудования является необходимость преобразования тока до значений в 3000-5000 В и повышение частоты до 150-500 Кгц. Основное отличие состоит в продолжительности высокочастотного импульса. По принципу работу устройства бывают двух видов.

Непрерывного действия

Особенность заключается в том, что высокочастотный и сварочный токи суммируются. Дуга поджигается бесконтактным способом. Дуга остается стабильной даже при небольших показателях силы тока. Поражение специалиста электрическим разрядом, а также разбрызгивание расплава исключены. Неважен способ подключения оборудования в схему – параллельный или последовательный.

При последовательном подключении устройство присоединяется к кабелю, подающему напряжение на электрод. Такой вариант включения осциллятора является наиболее востребованным, поскольку наиболее эффективно используются его возможности. Не расходуется энергия на защиту от высокого напряжения. Модели непрерывного действия часто устанавливаются на трансформаторы и инверторы для работы с электродами покрытого типа.

Импульсные

Подключается параллельно и применяется тогда, когда сварочные работы выполняются переменным током. Оборудование должно очень быстро реагировать на смену полярности и именно в этом состоит основная сложность. В таких условиях поддержать дугу, обеспечить стабильность можно только при помощи импульсного высокочастотного тока. Если к сварочному аппарату на переменном токе подключить осциллятор непрерывного действия, то сварочная дуга зажжется без проблем. Но только первый раз. Повторно ее инициировать будет невозможно. Проще говоря устройство сможет выполнить свои функции только частично.

Конденсаторы в схеме необходимы для того, чтобы с максимальной эффективностью и в полном объеме задействовать функционал оборудования. Они копят заряд, который нужен для повторных импульсов – розжига угасшей в процессе формирования сварного шва дуги. Это неизбежно случается каждый раз, когда сварщик отклоняет электрод от сварочной ванны на большое расстояние, разрывающее протекание электрического разряда. Не обойтись в такой установке без обратной связи. Поэтому предусмотрена управляющая схема, которая синхронизирует разряд конденсатора.

Причины разрядки аккумуляторов

Аккумулятор может разрядиться из-за невнимательности водителя, старости или неисправной электрики автомобиля. Первая причина — самая обидная.

Потребители электричества, которые забыли выключить. Это нормально для бюджетных авто с несложной электрикой, особенно для отечественных. В такой машине можно оставить включенными, например, габаритные огни или аудиосистему. Этого достаточно, чтобы за несколько часов полностью разрядить аккумулятор. Иномарки давно умеют принудительно отключать питание большинства систем при закрытии центрального замка.

Электроэнергию может потреблять охранный комплекс или автономная система прогрева двигателя и салона. Они могут разрядить аккумулятор, если автомобиль используют для коротких городских поездок или оставляют надолго при температуре ниже −20 °C.

Мороз. Чем ниже температура, тем больше нагрузка на аккумулятор. После ночной стоянки для пуска автомобиля требуется больше энергии: масло в двигателе становится гуще. При этом в самом аккумуляторе замедляются все электрохимические реакции — примерно в 2—4 раза при понижении температуры на каждые 10 градусов. Именно поэтому зимой аккумулятор отдает и принимает энергию гораздо хуже, чем летом.

Неисправность в электрике автомобиля. Это могут быть проблемы с проводкой: перетерся или оборвался провод, окислились контакты, нарушилась целостность изоляции. Может быть неисправность одного из электронных блоков. Понять, что с электрикой что-то не так, можно по неадекватной работе электрооборудования. Вот некоторые признаки:

  1. дворники двигаются слишком медленно;
  2. фары светят непривычно ярко или, наоборот, тускло;
  3. реле поворотников щелкает слишком быстро.

В любой подобной ситуации записывайтесь к диагносту и автоэлектрику.

Достаточно часто дело в генераторе: он отвечает за преобразование механической энергии в электрическую — заряжает аккумулятор и питает электрические системы автомобиля, пока запущен двигатель. Это происходит через приводной ремень, который связан с навесным оборудованием двигателя. Ремень может лопнуть или слететь из-за какого-нибудь шкива или ролика — тогда абсолютно исправный генератор не сможет питать электросистемы автомобиля.

Генератор может перестать работать во время движения автомобиля. Когда это происходит, электрика автомобиля питается от аккумулятора и заряда хватает совсем ненадолго. Бортовой компьютер просигналит, что аккумулятор не заряжается: на приборной панели начнут загораться красные и желтые значки — это постепенно отключаются электрические системы.

Что-то отключает бортовой компьютер, что-то перестает работать из-за недостатка энергии

В этом случае важно остановиться, заглушить мотор, вызвать эвакуатор и направить автомобиль в сервис. В лучшем случае автомобиль встанет в левой или средней полосе, в худшем — перегреется двигатель

Например, если лопнувший ремень генератора был связан со шкивом помпы, благодаря которой работает система охлаждения.

Принцип действия трансформаторов

В основе работы трансформаторов лежит закон электромагнитной индукции. Пошаговая расшифровка принципа работы такова:

  1. Из внешней электросети ток отправляется на силовую первичную катушку, где работает с ее сопротивлением. В результате вокруг обмотки возникает магнитный ток.
  2. Это поле улавливается магнитопроводом. Магнитный поток размещается перпендикулярно направлению тока, поэтому потери силы тока во время трансформации минимальны.
  3. Затем начинается пересечение вторичной обмотки, в ходе которого магнитный поток активирует функции, движущие электроток.

Под воздействием электродвижущей силы возникает ток, которому приходится преодолевать полное сопротивление катушки и итогового напряжения. При выходе из вторичной обмотки нагрузка падает.

Схема подключения трансформатора

Рассмотрим схему подключения оборудования на примере однофазного устройства. Особенно внимательно нужно отнестись к порядку подключения кабелей к клеммам:

  1. К первой клемме присоединяется фазный провод. Он может быть белым, черным или коричневым.
  2. Ко второй клемме подключают фазный провод, который испытывает силовую нагрузку. Цвет кабеля такой же – коричневый, белый или черный.
  3. К третьей клемме крепят нулевой электропровод. Он окрашен в голубой или синеватый цвет.
  4. На четвертую клемму подключается провод «ноль» голубого или синего оттенка.

Такое устройство не требует обеспечения защиты на заземление. На однофазном счетчике есть дополнительные участки для подключения. Они считаются вспомогательными и служат для обеспечения большей эффективности. Также с их помощью можно организовать автоматизированный учет потребляемой электроэнергии.

Электросхема блока освещения

Внутреннее и наружное освещение предназначены для эксплуатации автомобиля в условиях плохой видимости и темное время суток.

Электросхема освещения машины КамАЗ включает следующие элементы:

Электрическая схема системы наружного и внутреннего освещения

  • фары на кабине управления;
  • противотуманные галогеновые фары;
  • передние и задние световые указатели;
  • подкапотная лампа накаливания;
  • лампа освещения багажного ящика;
  • лампа освещения спального места;
  • блок ламп освещения приборной панели;
  • плафоны с лампами в кабине управления.

Подключение внутреннего и наружного освещения осуществляется по однопроводной схеме. Бесперебойность действия электрической цепи обеспечивают предохранители с плавкой вставкой типа ПРС-10.

Освещение работает с помощью комбинированного переключателя, напрямую подключенного через амперметр к источнику питания.

Принцип — действие — сельсин

Схема магнитной системы однофазных контактных сельсинов. / — статор, 2 — обмотка синхронизации, 3 — ротор, 4 — обмотка возбуждения.

Принцип действия сельсина не зависит от места расположения каждой из обмоток.

Принцип действия сельсина с контактными кольцами ( см. рис. 10.47) состоит в следующем. Ток обмотки возбуждения, подключенной к сети переменного напряжения U, создает неподвижный в пространстве пульсирующий с частотой сети магнитный поток Фв. Магнитный поток пронизывает трехфазную обмотку и наводит в каждой ее фазе переменную ЭДС той же частоты, что и в обмотке возбуждения. Значение ЭДС обмотки каждой фазы зависит от взаимного расположения трехфазной обмотки относительно магнитного потока Фв однофазной.

Схемы включения сельсинов при работе их в индикаторном ( а и трансформаторном ( б режимах.

Принцип действия сельсина не зависит от места расположения каждой из обмоток.

Бесконтактный сельсин.

Принцип действия сельсина с контактными кольцами ( см. рис. 10.47) состоит в следующем. Ток обмотки возбуждения, подключенной к сети переменного напряжения U, создает неподвижный в пространстве пульсирующий с частотой сети магнитный поток Фв. Магнитный поток пронизывает трехфазную обмотку и наводит в каждой ее фазе переменную ЭДС той же частоты, что и в обмотке возбуждения. Значение ЭДС обмотки каждой фазы зависит от взаимного расположения трехфазной обмотки относительно магнитного потока Фв однофазной.

Принципиальная схема соединения двух сельсинов представлена на рис. 6 — 13, а. Принцип действия сельсинов совпадает с рассмотренным, но благодаря наличию трех одновременно работающих вторичных обмоток, расположенных под углом 120 друг к другу, суммарный вращающий момент, создаваемый ими, не зависит от пространственного расположения роторов и определяется только углом рассогласования последних.

Схема магнитной системы однофазного контактного сельсина. / — статор, 2-обмотка синхронизации, 3 — ротор, 4 — обмотка возбуждения.

В системах автоматики применяют однофазные контактные и бесконтактные сельсины. Принцип действия сельсина не зависит от места расположения каждой из обмоток.

Схемы соединения сельсинов при индикаторной ( а и.

Однофазный сельсин представляет собой асинхронную машину, имеющую чаще всего обмотку возбуждения, расположенную на роторе, и обмотку синхронизации — на статоре. Хотя принцип действия сельсина не зависит от того, какая из обмоток расположена на статоре, а какая — на роторе, размещение на роторе обмотки возбуждения позволяет получить большую надежность и точность сельсина.

Однофазный сельсин представляет собой асинхронную машину, имеющую чаще всего обмотку возбуждения, расположенную на роторе, и обмотку синхронизации — на статоре. Хотя принцип действия сельсина не зависит от того, какая из обмоток расположена на статоре, а какая — на роторе, размещение на роторе обмотки возбуждения позволяет получить большую надежность и точность сельсина.

Однофазные сельсины могут быть выполнены контактными и бесконтактными. В контактных сельсинах одна из обмоток расположена на статоре, а другая — на роторе. Принцип действия сельсина не зависит от места расположения каждой из обмоток. Однако чаще всего применяют сельсины, у которых обмотка возбуждения расположена на роторе, а обмотка синхронизации — на статоре. Такие сельсины более надежды в работе и имеют большую точность.

Эксплуатация

Эксплуатация измерительных трансформаторов должна проводиться строго в соответствии с рекомендациями и предписаниями фирмы-изготовителя. В процессе использования устройств рекомендуется регулярный профилактический осмотр с целью выявления возможных неисправностей и быстрого их устранения.

Регулярное обслуживание для трансформаторов тока предусматривает следующие мероприятия:

  • контроль нагрузки внешней цепи с целью недопущения перегрузок (коэффициент перегруженности линии не может быть больше 20%);
  • внешний осмотр состояния подводящих контактов;
  • проверка целостности фарфоровых изоляторов;
  • осмотр внешней изоляции, удаление загрязнений и влаги.

Для трансформаторов напряжения рекомендуется проводить регулярные профилактические осмотры:

состояние внешнего кожуха на предмет наличия повреждений и подтеков масла; проверка уровня масла; необходимо обращать внимание на наличие специфических тресков и посторонних шумов внутри изделия; проверка целостности фарфоровых изоляторов и сварных швов. При обнаружении любого вида неполадок устройство обесточивается и выводится из эксплуатации

При обнаружении любого вида неполадок устройство обесточивается и выводится из эксплуатации.

Ремонт измерительных трансформаторов проводят специализированные организации (обычно это сертифицированные мастерские от фирм производителей оборудования).

Чтобы узнать больше о новинках в мире электротехники, увидеть современное оборудование и узнать о передовых технологиях в профильных отраслях, достаточно посетить выставку «Электро».

Широкая международная экспозиция будет принимать посетителей на территории ЦВК «Экспоцентр».

На выставке можно больше узнать больше о назначении, принципе действия измерительных трансформаторов, а также особенностях монтажа и ремонта устройств.

Проектирование, монтаж, эксплуатация, обслуживание систем электроснабженияЭлектробезопасностьСредства охраны труда

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: