Маз

МАЗ

МАЗ

МАЗ – белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. История Минского автомобильного завода (МАЗ) начинает свое исчисление с 9 августа 1944 года с постановления Государственного комитета обороны. Уже спустя три года из ворот предприятия выходят первые пять грузовиков МАЗ-205, собранные на вновь созданном предприятии. В послевоенное время выпуск автомобилей и строительство завода происходило параллельными курсами. И только в 1948 г завод приступил к серийному выпуску автомобилей.

Наиболее переломным стали 50-е годы, когда на смену первым грузовикам приходит новое поколение автомобилей серии МАЗ-500 и МАЗ-503. Именно с этого момента и начинается развитие завода и превращение его со временем в одного из лидеров по производству среднетоннажной и тяжелой грузовой техники.

Сегодня МАЗ – это производитель техники, которая известна не только на родине в Беларуссии, но и далеко за ее пределами. С конвейера завода сходят современные автомобили, отвечающие нормам экологической безопасности “Евро-3″, “Евро-4″ и “Евро-5″. Среди ассортимента предприятия – седельные тягачи, самосвалы, бортовые автомобили и шасси под различное спецоборудование. Современные автомобили MAZ – это качество, надежность, гибкость в подборе именно той комплектации, которая удовлетворит каждого конкретного заказчика. Общее количество различных модификаций на сегодняшний день насчитывает более 500 штук моделей различного исполнения.

Шифровании наименований моделей Минского Автомобильного завода.

Ведь как известно, в плане различных индексов в окончании названия каждой модели, даже работники УГК не могли с ходу объяснить, например, чем отличался МАЗ-642550-2120 отМАЗ-642505-028. Исходя из всего этого, пришло осознание того, что необходимо ввести несколько упрощенную систему индексации моделей МАЗ. И так начнем разбираться в существующей системе.

Первые четыре цифры, собственно, и являются «отраслевой нормалью» модели автомобиля МАЗ.
Отраслевая нормаль ОН 025 270-66 введена для классификации и системы обозначения автомобильного подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):

1-я цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе:
2-я цифра обозначает тип АТС:
3- грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 – седельный тягач;
5 – самосвал;
6 – цистерна;
7 – фургон;
8 – резервная цифра;
9 – специальное автотранспортное средство.

3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;

5-я цифра – модификация автомобиля;

6-я цифра – вид исполнения:
1 – для холодного климата;
6 – экспортное исполнение для умеренного климата;
7 – экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом по данной классификации, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя (например, МАЗ 4370). Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации.

Для Минского автомобильного завода Следующая буква с цифрой (или цифровое обозначение) обозначает код двигателя данной модели.

Рассмотрим пример на основе модели «МАЗ-5440А9».

5 – означает полную массу автомобиля, а именно от 14 до 21 тонн,

4 – является кодом седельного тягача,

40 – просто порядковый регистрационный номер модели автомобиля.

А – характеризует уровень экологического стандарта двигателя «Euro-3»,

9 – его мощность в 412 л.с.

Далее для простоты ориентирования в новой индексации букв и цифр, используем следующие данные:

Буквы;

«А» – Euro-3,

«В» – Euro-4,

«Е» – Euro-5,

«О» – характеризуют двигатель «ЯМЗ Euro-2». Постепенно буква «о» трансформировалось в цифру “0”

Далее цифры, обозначающие группу мощности двигателя в лошадиных силах:

2 – Двигатель мощностью 230 л.с.

3 – Двигатель мощностью 250 л.с.

5 – Двигатель мощностью 330 л.с.

8 – Двигатель мощностью 400 л.с.

9 – Двигатель мощностью 412 л.с.

18 – Двигатели Daimler OM501 LA.III Мощностью 435 л.с. Euro-3
19 – Двигатели Daimler ОМ501 LA.IV. Мощностью 435 л.с. Euro-4

Однако с моторами от Mersedes-Benz есть небольшое замечание. Смысл его в том, что в индексе данных моделей автомобилей, по логике, должна присутствовать буква «В», но ее заменяют цифрами «18» (для Euro-3) и «19» (для Euro-4) . Например: «МАЗ-544019».

Коммунальная техника

Автомобили МАЗ – коммунальная техника.

К сожалению, коммунальную технику в большинстве наших городов можно занести в красную книгу. Исключением, конечно, являются крупные областные города, а так в обычном городе, кроме бедных дворников с лопатами практически не увидишь.

И еще больше удивляешься этому моменту, когда узнаешь, что существует модификаций такой техники огромное количество. Только на Минском автозаводе производится около семи основных модификаций, не считая попутных.

Только мусоровозов существует четыре типа, которые отличаются между собой способом загрузки мусора.

Ниже представлены фото некоторых модификаций коммунальной техники от Минского автозавода.

Вакуумная машина КО-523В.

Мусоровоз МКМ-35 с боковой загрузкой.

Краткая история завода

Автозавод МАЗ был основан не в ходе индустриализации СССР, как многие другие предприятия, а на месте ремонтных мастерских для обслуживания немецкой техники в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году Белоруссия была освобождена от фашистских захватчиков, и немецкая ремонтная база была переоборудована под ручную сборку американских грузовиков по ленд-лизу. С окончанием войны прекратились и поставки американской грузовой техники, в результате чего мастерские начали преобразовывать в полноценное предприятие автомобильной промышленности.

Первые авто МАЗ были выпущены новым предприятием в 1947 году. Очень ограниченная партия грузовиков (пять штук) получила номер 205 — фактически, это были автомобили Ярославского автозавода ЯАЗ 205. Вскоре было принято решение о переносе выпуска серии ЯАЗ 200 на завод в Минске, где через несколько лет увидели свет и автомобили ЯАЗ 210.

Новый автозавод строился ударными темпами, и уже в 1948 году были запущены первые производственные мощности, а всего через два года состоялся полноценный запуск предприятия. При этом завод уже к 1951 году перевыполнил план: грузовики МАЗ были выпущены в количестве 25 тысяч вместо требуемых 15.

Вскоре Минский автозавод установил новое достижение в сфере производства большегрузных машин: самосвальный автомобиль МАЗ 503, грузоподъемность которого составляла 40 тонн, в 1958 году был удостоен в Брюсселе высшей награды на Всемирной промышленной выставке.

На тот момент пришлось обновление грузового семейства МАЗ: вместо устаревших МАЗ серии 200 завод выпустил сразу две модели — 500 и 503. Выпуск новых моделей стал возможен благодаря усовершенствованию производственных мощностей автозавода. В 1965 году предприятие полностью перешло на производство новых грузовых автомобилей и шасси линейки 500.

В 1970 году был начат выпуск доработанной модификации МАЗ 500, а еще через шесть лет увидело свет новое поколение грузовых автомобилей, получившее обозначение 5335. В начале 1980-х годов был выпущен первый седельный тягач МАЗ модели 5432, а немногим позже модельный ряд пополнился автопоездом 6422. К концу 80-х было налажено производство седельных тягачей нового поколения, обозначаемых 64221.

Седельные тягачи «501В»

Но армии кроме бортовых требовались и седельные тягачи, с ролью которых «502-е» справлялись плохо (сказывалась ограниченная нагрузка всего лишь на два задних ската и неспособность трогаться на льду). Поэтому была разработана модификация седельного тягача МАЗ-501В, внешне повторявшего лесовоз МАЗ-501, но с установленным вместо коника седельным устройством, центр которого сместили на 150 мм от задней оси (как на МАЗ-200В). МАЗ-501В пошел в серию во второй половине 1957 г. Эти машины, как правило, оснащали форсированным двигателем ЯМЗ-М204В с увеличенной до 135 л.с. мощностью. В 1958–1962 гг. для «501В» делали специальные тентованные полуприцепы грузоподъемностью 12,5 т: МАЗ-5245Б для военного снаряжения и МАЗ-5245В для личного состава с откидными сиденьями вдоль бортов и окнами в тенте. Оба оборудовали тормозами с приводом от тягача.

Передняя поперечина сваренной из гнутых профилей и проката рамы держала передний металлический борт платформы. Между средними лонжеронами закреплялся шкворень тягово-сцепного устройства, а к нижним лонжеронам задней трехъярусной части рамы приклепывались кронштейны рессор. Деревянные борта кузова снабжались металлической оковкой и отбойными брусьями, каждый боковой борт состоял из двух откидных частей, а откидной задний оборудовался скобой для подъема в кузов. Вес МАЗ-5245Б составлял 4 т (с грузом – 16,5 т), габаритные размеры – 8100х2450х3275 мм, длина автопоезда – 11040 мм, база (от шкворня сцепного устройства до оси колес) – 5180 мм. В ценах 1962 г. полуприцеп «5245Б» стоил 1500 руб. Кстати, тогда же был построен опытный образец армейского автопоезда 6х6 в составе МАЗ-501В и активного полуприцепа, созданного на базе МАЗ-5245В.

Но МАЗ-501В широко эксплуатировались и с гражданскими полуприцепами. Скажем, с упомянутым лесовозным 1-ПП-12,5, с помощью которого в паре с роспуском 2-Р-15 МАЗ-501В мог транспортировать даже башенные краны КБ-307 (т. е. башню в сборе со стрелой и кабиной) и другие.

Выпускавшийся с 1962 г. Апшеронским автотрактороремонтным заводом одноосный прицеп-тяжеловоз (трейлер) МК-15, предназначавшийся для перевозки тракторов и крупногабаритного оборудования, рассчитанный на 12–15 т груза, был оборудован пневматической тормозной системой, лебедкой от ЗИС-151 и специальными трапами для втягивания тех­ники.

Работали МАЗ-501В и в качестве тягачей для автопоездов-керамзитовозов Главмосавтотранса. Первый самосвальный полуприцеп на основе МАЗ-5215Б с боковой разгрузкой цеплялся непосредственно к тягачу, а второй аналогичный полуприцеп присоединялся к первому через подкатную тележку от ЧМЗАП-5203. Общая грузоподъемность автопоезда составляла 25 т, собственный вес – 14,725 т, габаритные размеры – 20 000х2638х2930 мм, минимальный радиус поворота – 10 м.

Современная эпоха

Начало 1990-х стало для автозавода достаточно сложным периодом, и техника МАЗ на время исчезла со многих рынков. Однако предприятие достаточно быстро сумело преодолеть сложности, начав новый этап своего развития. В середине 90-х автозавод выпустил грузовые автомобили МАЗ нового поколения, а еще через год модельный ряд был пополнен новой разработкой — тягачом со спальником и другими новшествами. Модели, восстановившие престиж марки, получили индексы 54402 и 544021.

Подтверждением того, что грузовой транспорт белорусского автозавода соответствует самому высокому техническому уровню, служит подписанный производителем в 1997 году договор о сотрудничестве с немецким концерном MAN. При этом выпускаемая в Германии линейка автомобилей получала 60% комплектующих производства белорусского завода, в то время как при сотрудничестве других отечественных автопроизводителей с иностранными эта цифра была значительно ниже.

На сегодняшний день выпускаемые заводом МАЗ виды транспортных средств, такие как фура, самосвал, седельный тягач и т. д., ценятся на территории бывшего СССР за целый ряд неоспоримых достоинств:

  • высокая надежность;
  • экономичность эксплуатации;
  • отличная проходимость — вездеход МАЗ способен справиться с любым бездорожьем;
  • разумный уровень цен на автомобили МАЗ Некст и других линеек;
  • доступность запчастей и комплектующих для обслуживания и ремонта;
  • простота и удобство эксплуатации.

В большинстве своем существующие модификации грузовой техники Минского автозавода, такие как сортиментовоз МАЗ, имеют следующие характеристики:

  • мощность силовой установки — от 155 до 412 л. с.;
  • количество скоростей КПП — от 5 до 16;
  • тип подвески — рессорная;
  • формула колесной базы — 4×2 или 6×2;
  • грузоподъемность — от 5 до 20 тонн.

Появление грузовиков бескапотной компоновки

Важным моментом в развитии выпуска грузовиков считается 1966 год, в котором завод приступил к изготовлению первых бескапотных автомобилей поколения МАЗ-500.

Что такое МАЗ в бескапотном исполнении? Это автомашина новой конструкции, у которой мотор размещен под кабиной. Такое устройство обеспечивает следующие преимущества:

  • повышение грузоподъемности при сохранении габаритов;
  • улучшение обзора;
  • повышение комфорта;
  • возможность оборудования кабины спальным местом.

Проведенные перед началом выпуска новинки испытания подтвердили удачную конструкцию и качественные технические характеристики МАЗа, что позволило запустить в серийное производство сразу девять модификаций нового семейства.

Изготовление автомобилей этой серии с неоднократными выполненными модернизациями и обновлениями осуществлялось практически до конца девяностых годов. Всего на заводе было разработано более 70 модификаций грузовиков различного назначения на базе этой серии.

[править] МАЗ и Дакар

Впервые мазовцы представили широкой публике свою раллийную машину в 2010 году и назывался он МАЗ-5309RR. Минский двигатель ММЗ Д-280 — родной брат давно известного ЯМЗ V8 Cпорт, который устанавливался на раллийные КамАЗы, только объемы у них разные — 17.2 литра у МАЗа, 18.47 у КамАЗа. Набор агрегатов трансмиссии напоминает таковой на гоночных КамАЗах: сцепление ZF-Sachs, коробка передач ZF, «раздатка» ZF-Steyr. А вот мосты «родные», мазовские. И поставщик «резины» другой: КамАЗы ездят на шинах Michelin, а здесь — Continental. Почему не Белшина спросите Вы? А ответ один.

Непосредственно в Дакаре выступают с 2011 года, только в 2015 году достигли серьезного результата — 10 место у экипажа Александра Василевского. Результат мог быть намного лучшим — Сергей Вязович до 8 этапа, на котором произошла поломка, показывал отличные результаты и мог расчитывать на призовое место. В общем, все как всегда.

Этапы развития

После полноценного запуска МАЗ привлек в свои ряды специалистов со всей страны. Им предстояло наладить полный производственный цикл, не задействуя комплектующие Ярославского автомобильного завода.

Пилотным авто марки МАЗ, разработанным на новом предприятии, стала бортовая «двухсотка» с грузоподъемностью 5 тонн.

На базе надежного среднетоннажника было запущено серийное производство нескольких модификаций автомобиля:

  • 1951 год — армейский МАЗ-200Г с тентом и откидными скамьями;
  • 1952 год — седельный тягач МАЗ-200В с усиленным двухтактным агрегатом ЯАЗ-М-204В мощностью 135 «лошадей» и полуприцепом до 16,5 тонн;
  • 1953 год — полноприводные грузовые машины марки МАЗ под индексами 501 (седельный лесовоз), 502 (армейский грузовик), 502А (вездеход с лебедкой).

Следующий этап в эволюции продукции марки МАЗ — разработка двадцатипятитонников для нужд великих социалистических строек. Карьерный самосвал МАЗ-525 запущен на конвейер в 1950 году.

Тяжеловес был оснащен танковым двигателем (300 л.с.) и огромными колесами 1,72 м в диаметре. Вместе со специальным прицепом его грузоподъемность доходила до 65 тонн. Автомобиль активно экспортировался.

В 1957 году увидел свет опытный «супертяжеловес» МАЗ-530 с грузоподъемностью 40 тонн, который уже в следующем году стал триумфатором Всемирной выставки в Бельгии. Однако на конвейер эти самосвалы не пошли, а карьерная техника стала выпускаться в Жодино, где позже был построен БелАЗ.

В 1958 году стартовало производство бескапотных автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, седельного тягача МАЗ-504 и лесовоза-вездехода МАЗ-509, доказавших надежность даже в условиях Крайнего Севера. Успех новых моделей положил конец выпуску легендарных «двухсоток». В 1965 году их производить перестали. А линейка «пятисоток» расширилась до девяти модификаций.

В 70-х эти машины подверглись модернизации: увеличена грузоподъемность и скорость, улучшена амортизация и комфортабельность автомобилей для дальних переездов. Советские грузовики, колесившие по европейским дорогам, были оснащены удобной кабиной и фарами на переднем бампере.

Необходимость постоянных доработок привела конструкторов Минского автозавода к мысли о создании нового семейства марки МАЗов с улучшенными техническими характеристиками.

В 1981 году с конвейера сошел первый представитель МАЗ-6422. От предшественников новые грузовики отличались повышенной безопасностью и комфортабельностью кабины, бортовой системой диагностики. Они способны преодолевать до 1000 км без дозаправки за счет экономичности двигателя и увеличенное емкости топливного бака.

С 1990 года и по сей день Минский автозавод производит линейку МАЗ-64221, чей ресурс пробега по сравнению со старенькими «пятисотками» увеличился в 4 раза и составляет 600 тыс. км.

Настоящим прорывом белорусского автомобилестроения стал МАЗ-2000 Perestroyka, не имевший аналогов в мире автопоезд, получивший признание на Парижском салоне 1988 г. Проект не получил развития.

После многочисленных испытаний были запущены в массовое производство и приняты на вооружение советской армии военные грузовики МАЗ-6317 и МАЗ-6425. Это были последние крупные разработки Минского предприятия времен СССР.


МАЗ 6317

В 90-е с развалом страны МАЗ стал неконкурентоспособным на рынке большегрузов. Новым этапом в развитии завода стало образование совместного предприятия MAZ-MAN (Беларусь-Германия).

Бортовые грузовики

Бортовые грузовые автомобили МАЗ предназначены для перевозки грузов на большие расстояния на грузовой платформе или в составе автопоезда. Они могут перевозить контейнерные, пакетированные и сборные грузы общим объёмом до 46 м3. Укомплектовываться бортовые МАЗы как закрытыми, так и открытыми грузовыми платформами. Бак для дизельного топлива у «Зубрят» вмещает 200 литров солярки, у более крупных их собратьев – 500 литров.

  1. МАЗ-4371 P2 428/429

Среднетоннажники МАЗ-4371 P2 428/429 («Зубрята») предназначены для перевозки грузов по городу, а также между городами. Колёсная формула 4х2.

В базовой комплектации автомобиль МАЗ-4371 оснащается двигателем ММЗ Д-245.35Е4, мощностью 124 кВт / 169 л. с. Грузовик оборудуется шестиступенчатой коробкой переключения передач FAST GEAR 6J70TA F S5-42 и шинами 235/75 R17,5; комплектуется АБС и ограничителем скорости до 85 км/ч.

Беззазорное сцепное устройство помогает значительно упростить процесс присоединения прицепа. Также на бортовой грузовик МАЗ устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости, которые помогают удерживать дорогу на скоростных поворотах. В малой кабине есть откидное спальное место.

Колёсная база – 4200 мм (3700 мм)

Полная масса автомобиля – 10,1 т.

Нагрузка на переднюю ось – 3,8 т, на задний мост – 6,3 т.

Грузоподъёмность – 4,75 т (4,85 т).

Масса снаряжённого автомобиля – 5,2 т (5,1 т).

Есть также модификации бортовых МАЗ-4371 с дизелями Cummins ISF 3,8e4168 мощностью 122 кВт (166 л. с.), Cummins 4ISBe4185 мощностью 130 кВт (177 л. с.)

  1. МАЗ-5340 B5 8420-005/8470-005

Этот вариант бортового грузовика МАЗ оснащается большой кабиной (5540) с низкой крышей. Для отдыха предусмотрены два спальных места по 70 см шириной.

Объем стандартной тентованной платформы данной модели составляет 44 м3, а общая вместимость автопоезда равна 110 м3.

Модель дизеля – ЯМЗ-5361 мощностью 228 кВт / 310 л.с.

Колёсная база – 4700 мм.

Объем грузовой платформы – 15,25 м3.

Размер шин:  315/80R22,5.

Коробка переключения передач: ЯМЗ-2381 (8 передач) или ZF 9JS135A, или ZF 9S1310 TO (9JS135 TA) (9 передач).

Задняя подвеска: рессорная, малолистовая со стабилизатором

Полная масса автопоезда: 44 т. Полная масса автомобиля: 19 т.

Нагрузки: на переднюю ось – 7,5 т, на задний мост – 11,5 т.

Грузоподъёмность автомобиля – 10,26 т.

Масса снаряжённого автомобиля – 8,59 т.

Бортовые грузовики МАЗ-5340 B5 8420-005/8470-005 представлены в разнообразных модификациях.

  1. МАЗ-6310 E9 520/522

Это бортовая грузовая машина с тентованной платформой и большой кабиной, дополненной просторным и комфортным спальным местом, может применяться для транспортировки всевозможных категорий грузов. Задней пневмоподвеской обеспечивается отменная плавность хода, а вместительная грузовая платформа объёмом 116 м3 позволяет за один приём перевозить много груза.

Модель двигателя: Мерседес OM501 LA.V мощностью 320 кВт / 435 л.с. Модель коробки переключения передач: ZF 16S2520 TO. Число передач – 16.

База автомобиля – 5050+1350 мм.

Размер шин: 315/60R22,5. Задняя подвеска: пневматическая, 4-х баллонная. Размер шин прицепа: 235/75R17,5

Полная масса автопоезда – 43,7 т.

Полная масса автомобиля – 25,7 т.

Грузоподъёмность автомобиля – 14,21 т.

  1. МАЗ-6312 B9-420-015

Размер шин:  315/80R22,5

Тип кабины:  Большая 6431

Модель двигателя:   ЯМЗ-651, мощностью 303 кВт / 412 л.с. Модель коробки переключения передач: ZF 16S2520 TO (16 передач).

Площадь грузовой платформы – 18 кв.м. Задняя подвеска: многолистовая рессорно-балансирная.

Полная масса автопоезда – 56,5 т.

Полная масса автомобиля – 26,5 т.

Грузоподъёмность – 14,75 т.

Масса снаряжённого автомобиля – 11,6 т.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: