5-е место: Съемник CYCLO кареток Hollowtech II
Английский инструмент изготавливается из легированной стали. Этот съемник Hollowtech 2 рассчитан существенные нагрузки. Открученная чашка каретки подойдет для повторного использования.
Съемник CYCLO кареток Hollowtech II
Рукоять приспособления эргономична, покрыта резиновым слоем. В комплект включается магнитная насадка, предназначенная для демонтажа колпачка шатуна. Рабочая головка замкнута, зев не раскрывается, надежно захватывая корпус картриджа или гайку, когда прилагается дополнительное усилие.
Характеристики | |
Подходит для | Hollowtech II, Truvativ GXP, FSA |
Материал | Сталь, легированная |
Разновидности детали
Каретки бывают открытого и закрытого вида:
Закрытые – картриджи или капсульные конструкции, с внутренней осью и подшипниками.
Закрытая модель не разбирается и обслуживанию не подлежит (за исключением нескольких), при любой поломке деталь заменяют.
Преимущество модели – низкий уровень загрязнения.
Открытая каретка отличается ввинчиваемыми чашами с подшипниками в кареточной трубе рамы и вращающемся валом.
Этот тип механизма требует точных параметров рамы, в случае неточностей возникают перекосы и понижается степень защиты относительно воздействия извне.
Модель можно разбирать и очищать, надлежащее обслуживание каретки велосипеда продлевает работу механизма на длительное время.
Недостаток открытых деталей в том, что они требуют постоянное техническое обслуживание и периодически перекашивают кареточный вал.
Сборка и установка механизма
Установление кареточного механизма происходит обратно процессу снятия.
Во время работы важно не спутать отрезки оси: на концах или пластиковом кожухе выбиты соответствующие сторонам буквы. Каретные чаши различаются между собой резьбовой направленностью, левая с правой и наоборот
Резьба кареточного механизма и чаши смазывается тонким слоем смазочного средства для обеспечения скольжения при последующем выкручивании.
На ось крепится пластиковый кожух, в чаши укладываются подшипники: если есть разделители, то детали укладываются разделителями наружу и шариками внутрь.
Сбор механизма начинается справа: стержень оси вставляется в правую чашу с левым поворотом резьбы и вкручивается в раму до конца, идентичным способом вкручивается левая чаша с правым поворотом резьбы.
Как снять каретку?
Итак, как же все-таки снять и разобрать велосипедную каретку так, чтобы обойтись без повреждений детали? Существует способ, с помощью которого можно без труда снять, разобрать и собрать каретку обратно. Как уже было сказано выше, ремонту поддаются только каретки открытого типа, поэтому в данной статье будет говориться именно о них.
Прежде, чем снять каретку и начать ремонт, следует помнить о том, что, как правило, в таких устройствах используются рассыпные подшипники и, когда вы откручиваете каретку, есть шанс, что шарики подшипники могут рассыпаться и потеряться. Чтобы такого не произошло, необходимо очень аккуратно откручивать их спецключом, который сможет предотвратить подобного рода недоразумения.
Следует помнить, что при отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие, так как каретка, как правило, очень туго закреплена. Необходимо обзавестись всем необходимым оборудованием и инвентарем, чтобы ремонт происходил в наиболее комфортных условиях.При снятии каретки, в первую очередь, необходимо выполнить выжимку шатунов. Скорее всего, придется приложить значительное усилие: вынимаем болты, которые затягивают шатуны. Это является трудоемким процессом, поскольку болты имеют туго затянутую гайку. Возможно, придется приложить значительное усилие, чтобы уже наверняка их открутить.
После этого необходимо приступить к снятию шатунов, делать это рекомендуется со стороны, на которой не расположены звезды. Каретка крепится на чашку, она имеет также левую и правую чашку. Во время разбора и ремонта придется использовать как левую чашку, так и правую. Обусловлено это тем, что правую чашку открутить немного сложнее, чем противоположную. Для того чтобы грамотно снять правую чашку, необходимо беречь резьбу при отворачивании, поскольку при неаккуратности можно повредить ее отверткой, что в дальнейшем приведет к нерадостным последствиям. Разобравшись с устройством чашек, мы выворачиваем из рамы чашку шлицевым ключом. Таков принцип ремонта разборной каретки и шатунов.
В чем наши преимущества
Специализированный сервисный центр Veloremont в Москве занимается обслуживанием велосипедов всех типов и марок. При любых признаках неполадок воспользуйтесь услугами профессионалов, чтобы в самые короткие сроки устранить неисправность, восстановить управление и плавный ход двухколесного транспорта. Мы проводим обслуживание горных и городских велосипедов.
Заказать обслуживание велосипедов у нас выгодно по многим причинам:
- Бесплатная диагностика всех узлов без разборки велосипеда. Получите подробные консультации специалистов, чтобы определить причину проблемы.
- Доступные цены на полный перечень услуг. Ознакомьтесь с прайс-листом и убедитесь, что ремонт предлагается очень недорого.
- Быстрое выполнение заказов. Если вашему велосипеду требуется срочное обслуживание, то вы получите квалифицированную помощь без лишних затрат. Даже устранение серьезных неполадок потребует минимум времени.
- Удобное расположение. В данный момент мы располагаем пятью сервисными центрами в Москве, поэтому вам не придется тратить много времени на дорогу.
- Возможна доставка велосипеда к месту ремонта и обратно. Сэкономьте время и закажите выезд специалиста по адресу.
Нашим клиентам предоставляется гарантия 45 дней – это главное подтверждение качественно выполненной работы. Обслуживание городских и горных велосипедов выполняется опытными профессионалами, которые хорошо разбираются в своем деле. Наша компания стала частью поддержки компании велогонщиков Rollallday, что свидетельствует об очень высоком профессиональном уровне.
Какие бывают каретки для велосипедов
Разнообразие кареток для велосипедов невероятно большое, они могут отличаться размерами, резьбой, способом крепления шатунов. Каретки могут быть разборные – конусные чашки, подшипники, и не разборные – механизм, который собирается на заводе и с запрессованными внутри подшипниками. Последний вариант отличается еще тем, что в системе меньше скапливается грязи, а значит срок службы дольше.
Также каретки делят на несколько видов относительно их типу конструкции, а именно:
- Кардтриждные – обладают разборным корпусом, подшипниками и валом;
- Резьбовые – вкручиваются сразу в раму велосипеда;
- С полой осью;
- С цельнометаллической осью;
- Пресс-фит – запрессованные в раме, не оснащены резьбой.
При выборе каретки важно обращать внимание на два размера, а именно размерность тела каретки и длину оси. Ширина корпуса или тела данной детали велосипеда может составлять 68, 73 и 83 мм, в некоторых случаях – 100-120 мм. Чаще всего в велосипедах установлена каретка шириной 68мм
Зная размеры, которые подойдут вашему велосипеду, вы сможете точно определиться с кареткой при ее покупке
Чаще всего в велосипедах установлена каретка шириной 68мм. Зная размеры, которые подойдут вашему велосипеду, вы сможете точно определиться с кареткой при ее покупке.
Ремонт и обслуживание велосипедной цепи
Оказание такой услуги может состоять из следующих пунктов:
- регулировка натяжения цепи на велосипеде;
- выжимка и соединение звеньев;
- проверка износа/растяжения цепи;
- регулировка искоса на велосипедах типа сингл-спид;
- смазка.
Цепь – один расходных элементов привода велосипеда
Она быстро покрывается грязью, растягивается и теряет свои свойства, поэтому важно регулярно проводить очистку и смазку. Это увеличит её срок годности, а также уменьшит шум при езде. Цепь, на которой много песка и пыли, «съедает» зубья системы звёзд
То же самое происходит, если цепь растянута. Приезжайте в мастерскую, и мы проведём обслуживание велосипедной цепи, определив её износ и оставшийся срок службы. Цена процедуры уточняется на месте или по телефону, указанному на сайте
Цепь, на которой много песка и пыли, «съедает» зубья системы звёзд. То же самое происходит, если цепь растянута. Приезжайте в мастерскую, и мы проведём обслуживание велосипедной цепи, определив её износ и оставшийся срок службы. Цена процедуры уточняется на месте или по телефону, указанному на сайте.
На велосипедах с одной передачей необходимо также выставлять правильное положение цепи, чтобы не было лишнего её перекоса. Это осуществляется с помощью специальных проставок, которые добавляют с нужной стороны для выравнивания положения. Также на стальных велосипедах старого типа производится регулировка натяжения цепи с помощью положения оси колеса на дропауте или удалением лишних звеньев.
Как снять каретку с велосипеда?
Итак, для ремонта механизма его для начала нужно снять, извлечь из стакана. Перед тем как начать работы, необходимо почистить место вокруг каретки. Нужно удалить всю налипшую грязь и пыль. Все это делается для того, чтобы потом не занести весь мусор внутрь.
Как снять каретку с велосипеда? Для начала нужно снять заглушки, которые закрывают доступ к гайке крепления шатуна. Чтобы быстро добраться до интересующего механизма, нужны специальные ключи: шатунная выжимка и съемщик каретки.
Сначала нужно вставить один конец шатунной выжимки и открутить гайку. Затем вставляем ее другим концом и силой ввинчиваем. Таким образом, шатун сходит с оси и его можно снять. То же самое нужно проделать с другой стороны. Лучше всего начинать работы со стороны, где нет звездочек.
Следующий шаг – снятие каретки. Вот тут уже пригодится специальный съемщик. Вставляем его, а с другой стороны надеваем гаечный ключ. Приложив немного усилий, можно достать до устройства. Аналогичные действия проводим с другой стороны. Теперь каретка готова к извлечению. Если устройство находится в более-менее приличном состоянии, то дело обойдется только смазкой подшипников. Для этого лучше всего использовать густые смазки. Собирается каретка велосипеда в обратном порядке.
Как самостоятельно сделать выбор механизма каретки
Для определения того, какая именно каретка нужна вам и идеально подойдет для вашего велосипеда, необходимо провести несколько действий. Вам нужно провести замеры кареточного стакана, а если быть более точными, вы должны узнать, какая длина вала в вашем случае, и под какой стандарт подойдут ваши шатуны.
В первую очередь для получения данных о размерах вам нужно разобрать кареточный узел. Чтобы сделать это своими силами используйте специальный съемник, который изначально подбирается в соответствии с вашей кареткой.
Итак, чтобы разобрать кареточный узел сделайте следующее:
Снимите шатуны с оси. Начинайте этот процесс с левой стороны, так как иначе вы можете нарушить звезды;
Далее, если ваша модель велосипеда имеет стопорную гайку в данном механизме, ее нужно отвинтить
Делайте это с помощью соответственного гаечного ключа и снимайте гайку предельно осторожно;
После вам необходимо очистить деталь от грязи и пыли, которая точно скопилась за время эксплуатации велосипеда;
Следующий шаг – снятие чашек и вынимание подшипников. С подшипниками также следует обращаться аккуратно;
Далее проведите измерения всех необходимых деталей и запишите цифры, дабы не забыть;
После того, как вы сделали все необходимые замеры нужно собрать каретку обратно, делайте это также шаг за шагом
Будьте внимательны и не упустите какие-либо детали.
Но стоит отметить, что если вы не уверенны в своих силах и знаниях относительно разбора кареточного узла, и не знаете, сможете ли потом собрать все обратно правильно, лучше всего обращаться к профессионалам в веломастерские, которые точно не откажут в помощи. Возможно, что эти люди смогут помочь вам определиться с кареткой, и дадут важные советы.
Наш магазин предлагает качественные детали для велосипедов, а специалисты, которые уже на протяжении не одного года предоставляют услуги и обслуживают клиентов всегда рады вам помочь. Для этого вам нужно лишь обратиться к нам рассказав о том, что вам точно необходимо, а наши работники быстро определят тип кареточного узла вашего железного коня и подберут вам тот вариант каретки, который точно подойдет.
Рейтинг лучших моделей
Среди велосипедистов распространение получили съемники нескольких брендов:
-
Универсальный съемник Bike Hand, рассчитанный на демонтаж гаек и корпусов узлов производства компаний Shimano, Hollowtech II, Race Face, Campagnolo и Truvativ. На корпусе головки предусмотрено рифление для захвата рукой. Для откручивания используется гаечный ключ или вороток 1/2″.
-
Головка Park Tool BBT-79, имеющая внутренний диаметр 46 мм. Применяется при работе с продукцией брендов Race Face Cinch, Rotor BSA30 и Zipp Vuma. Для захвата гайки и корпуса предназначены 12 полукруглых выступов. На внешней части корпуса инструмента нанесено рифление.
-
Универсальный съемник Super B, поставляемый с набором сменных штифтов 2,2х2 мм и 2,8х2 мм. Аналогичный инструмент (но с фиксированными штифтами) поставляется компанией Bike Hand.
-
Головка компании Kenli с поверхностным воронением. Гайка для вращения имеет увеличенные габариты граней, обеспечивая надежный захват инструмента ключом.
-
Накидные ключи (например, YC-27BB от Bike Hand). Используются для снятия или установки картриджей выносного типа от компании Shimano. В зеве предусмотрены профилированные выступы, входящие в зацепление с гайкой.
-
Съемник от английской компании Cyclo, изготовленный из легированного стального листа. Отличается замкнутой головкой, рассчитан на повышенные нагрузки. При дополнительном усилии зев не расходится, обеспечивая захват гайки или корпуса картриджа.
-
Ключ, состоящий из штампованной обрезиненной рукоятки и приваренной головки. Оригинальный инструмент компании Super B рассчитан на работу с узлами фирм ISIS Drive splined, FSA, Race Face и Truvativ. Для работы с каретками других производителей (Shimano) предусмотрена установка переходника.
Головка Park Tool BBT-79.
Привод велосипеда
Система, приводящая в движение колёса, называется приводом. Она состоит из многих элементов, которые функционируя вместе, позволяют вырабатывать энергию с помощью движения мышц ног. Перечислим все составляющие привода:
- каретка;
- педали;
- цепь;
- ободные втулки;
- переключатели передач.
Каждая из составляющих этой системы периодически приходит в непригодность или становится частично неработоспособной. Например, износ педали велосипеда – достаточно распространённое явление, причиной износа может быть недостаточное колличество смазки, повреждения подшипников или искривления оси. Рассмотрим эту проблему более подробно, а также другие причины поломки или некорректной работы привода.
Как выкрутить каретку без ключа?
Да, выкрутить каретку можно и без использования ключа, но на это уйдет больше времени чем обычно если конечно вы не являетесь профессиональным велосипедистом, который ежедневно тренируется в ремонте своего байка.
Способ откручивания безусловно будет отличаться от модели транспортного средства. В моделях, которые были 5-10 лет назад в самой каретке имелась гайка, которую можно было поддеть острым инструментов (плоская отвертка или же стамеска) и после этого можно было крутить руками.
Каретки, которые выглядят по аналогии с Hollowtech II можно открутить специальном инструментов который используют автомеханики при работе с машинным фильтром. С другими каретками все достаточно труднее так как вместо откручивания можно сбить все настройки и повредить само основание.
Инструменты для работы с кареткой
Для работы с кареткой — картриджем необходим только шлицевой ключ. Он же пригодится и для многих разборных кареток.
шлицевой ключ
Но на некоторых разборных каретках вместо шлицевого потребуется другой ключ —
А может потребоваться и такой. Можно обойтись и обычным рожковым ключом на 36, или в крайнем случае применить разводной / газовый ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно — можно легко повредить раму.
На разборных каретках потребуется еще и вот такой специальный ключ
Несмотря на такое разнообразие требуемых инструментов, процесс разборки, установки и регулировки кареток разных типов разнообразием не отличается. Просто для выполнения одних и тех же операций на разных каретках Вам потребуются разные инструменты. Основная сложность при разборке каретки — не забыть, что с правой стороны применяется левая резьба. Вторая сложность — особенно это относится к алюминиевым рамам — для отворачивания чашек могут потребоваться очень и очень большие усилия. При этом нельзя допускать срыва ключа — можно повредить детали велосипеда или травмировать руки. Поэтому лучше запастись ключами с достаточно длинными рукоятками.
Пошаговая инструкция по снятию каретки
Последовательность действий:
-
Установить велосипед на горизонтальной поверхности шинами вверх или зафиксировать на стойке.
-
Отвернуть винты отверткой или гаечным ключом и демонтировать кривошипы педалей и ведущую звездочку с вала каретки. Шатуны снимаем вручную или с помощью молотка; удары наносим через деревянную прокладку, предотвращающую повреждения хромированной поверхности.
-
Надеть съемник, совместив выступы с углублениями на чашке.
-
Притянуть инструмент к левому наконечнику оси винтом, который вкручивается в отверстие с резьбой, просверленное в торцевой кромке вала. Болт удерживает съемник на гайке, предотвращая срыв приспособления при отворачивании или затягивании каретки. Винт подбирается в соответствии с габаритами головки и резьбой в оси каретки.
-
Провернуть съемник против часовой стрелки, выкручивая чашку из посадочного гнезда. При повышенном сопротивлении вращению нанести на резьбу жидкость WD-40, снижающую силу трения и удаляющую загрязнения.
-
Отвернуть корпус каретки с помощью съемника, надетого на правую часть кожуха. Поскольку резьба затягивается в процессе эксплуатации велосипеда, для выкручивания необходим удлиненный рычаг (например, отрезок стальной водопроводной трубы длиной 300-400 мм), обеспечивающий дополнительное усилие.
Откручиванием гайку съемником.
Виды кареток по используемому кареточному стакану
С резьбовой посадкой
В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):
- С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
- 68 мм — наиболее распространены,
- 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,
- 83 мм — для экстремальных дисциплин,
- 100 мм — фэт-байки.
- С итальянской резьбой (BSC, 36 mm x 24 TPI), длина стакана 70 мм — применялись в старых шоссейных велосипедах. До сих пор (2013г) используется Campagnolo.
- С французской/швейцарской резьбой М35×1 — применялись в советских велосипедах.
Press-fit
В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность конструкции — подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.
Каретка типа Press-fit
Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:
- BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.
- Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.
- Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:
- BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
- BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.
- Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:
- BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
- BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
- 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.
Особенности выбора каретки
- При покупке интегрированной каретки, как правило, требуется знать только ее стандарт (то есть производителя системы) и длину кареточного стакана, причем для наиболее распространенных разновидностей 68 и 73 мм с английской резьбой используется одна и та же каретка.
- В случае с неинтегрированной кареткой, все гораздо сложнее. Порядок действий таков:
- Сначала требуется узнать требуемый стандарт каретки (квадрат или один из шлицевых).
- Узнать тип кареточного стакана (длина, вид резьбы), причем в зависимости от длины стакана (обычно 68 или 73 мм) требуются различные каретки!
- Обратиться к руководству на передний переключатель и узнать допустимую линию цепи (chainline).
- Обратиться к руководству на систему и узнать требуемую длину вала каретки.
- Найти в продаже каретку требуемого стандарта, под нужную длину стакана и с необходимой длиной вала.
- Если используется передний переключатель E-Type, то требуется искать неинтегрированную каретку соответствующей разновидности, тогда как все интегрированные совместимы с такими переключателями изначально.
Резьбовая
Наиболее часто употребляемым стандартом кареточных узлов на сегодняшний день является Английский или BSA. По сути, это одно и тоже, для шоссейных велосипедов ширина кареточного узла составляет 68 мм, а для МТБ велосипедов 73 мм, при этом они имеют одинаковый внутренний диаметр 34,8 мм. Некоторые изощренные велосипедные производители используют итальянский стандарт ITA, хотя встречается он довольно редко. Владельцы рам с итальянской кареткой зачастую оказываются не в самых выгодных условиях, так как необходимые детали не так уж и просто найти.
Квадрат, Octalink, ISIS
На заре становления велосипедной индустрии применялись каретки, чьи валы подразумевали использование клиньев для фиксации шатунов. Однако вскоре система была заменена квадратной конусной осью диаметром 17 мм, она широко применяется и в наши дни на велосипедах начального уровня. На современных велосипедах среднего и высокого уровня данное решение не применяется совсем. Дело в том, что такая каретка обладает очень большим весом (около 300-400 граммов), так как строится вокруг полнотелой стальной оси (хромолевой) и довольно массивных подшипников.
Следующим шагом в развитии кареточного дела стал стандарт Octalink от компании Shimano, соединение с шатунами происходило с помощью восьми шлицов. В наши дни такие каретки используются довольно широко, но все же намного реже систем под квадрат. Стандарт уже устарел и на новых велосипедах почти не применяется. Отличительная особенность кареток данного типа заключается в наличии радиальных подшипников (принципиальная позиция японцев), и в наличии облегченной оси увеличенного диаметра.
Также есть стандарт ISIS Drive, полностью повторяющий концепцию Shimano с небольшими изменениями.
Перечисленные стандарты кареток объединены тем, что шатуны не имеют встроенных осей и каждый шатун отдельно закрепляется на оси каретки.
Hollowtech II
Появление на свет кареток стандарта Hollowtech 2 изменило мир навсегда, автором обновления выступила компания Shimano. Такая каретка пользуется стандартным Английским резьбовым соединением с правой резьбой на левой чашке и левой резьбой на правой чашке. Подшипники располагаются не внутри кареточного узла, а снаружи, что позволило увеличить диаметр оси шатунов до 24 мм и сделать её полой. Ось при этом закрепляется на правом шатуне, а каретка в себе содержит только алюминиевые чашки с запрессованными в них компактными подшипниками, также в конструкцию входит пластиковый пыльник, который соединяет обе чашки внутри рамы. Силовой нагрузки этот пыльник, разумеется, не несет. Вес такой каретки не достигает и сотни граммов, правда, стоит учитывать, что она в себе и оси не содержит. Хотя даже добавление веса полой титановой оси делает эту каретку намного легче квадратной каретки.
Увеличенный диаметр оси шатунов позволяет получить высокие показатели торсионной жесткости, а увеличенная ее длинна увеличивает жесткость системы на изгиб. В итоге мы получаем облегченную и при этом упрочненную систему.
Популярность стандарта Hollowtech 2 продолжает расти с 2003 года до сих пор. Решение оказалось очень интересным, простым и эффективным. Некоторые производители, перешедшие на PressFit возвращаются к японскому стандарту кареток, так как он оказывается намного практичнее в долгосрочной перспективе.
MegaExo, X-Type и GXP
Truvativ, принадлежащая компании SRAM, разработала стандарт Giga X Pipe (GXP), что стало дальнейшим развитием их стандарта ISIS.
FSA разработала стандарт MegaExo, RaceFace разработала стандарт X-Type.
Три этих каретки практически полностью повторяют идею японцев, но с некоторыми особенностями. Тем не менее, ось 24 мм и вынесенные наружу подшипники делают эти каретки между собой почти неразличимыми.
Шатуны в таких системах закрепляются очень просто. Правый шатун с осью просто вставляется в каретку, а левый шатун надевается на ось и поджимается с помощью специального пластикового или алюминиевого болта вплотную к чашке создавая преднапряжение на подшипниках, чтобы исключить люфты и смещения в процессе педалирования.
Campagnolo Ultra-Torque и Power Torque
Да, тут почти все то же самое. Ось у итальянцев 25 мм диаметром, а вот каждый шатун имеет полуось, они между собой соединяются внутри каретки. Такая конструкция вышла в 2006 году под названием Ultra-Torque, а позднее в 2011 году была представлена конструкция с цельной осью под названием Power Torque. Такой вот ответ Shimano.
Поэтапное извлечение механизма
Снятие деталей начинается с левостороннего участка. Для каждого типа шатуна есть определенный съёмник. Одним модификациям подходит съёмник для интегрированных чашей каретки, другие можно откручивать стандартным ключом.
Часто в комплекты съёмников входят рукоятки для работы вместо разводного ключа.
- В начале зафиксировать байк в устойчивой позиции, лучше перевернуть его на сидение.
- Стянуть на педалях отверткой заглушки педальных рычагов.
- Вставить внутрь полости съёмник и выкрутить фиксирующий болт.
Если он плохо поддается, можно смазать участок любой смазкой. При имбусовых креплениях подбирается соответствующий ключ.
Установить съёмник другим концом в полость шатуна и ввинчивать в резьбу детали до упора. Закручивать болт инструмента с помощью гаечного ключа до выдавливания шатуна со стороны вала. Освободить ось, очистить керосином или WD-40 места крепления. Отвинтить стопорную шайбу гаечным ключом.
Шлицевым ключом или съёмником откручивается левая чаша-адаптер против хода часов, по ходу – правая:
- Съёмник вставляется с левой стороны в шлицевое отверстие механизма и выкручивается рукояткой или разводным ключом против хода часов (влево);
- При работе следует не допускать перекашивания, иначе каретная чаша повредится;
- После выкручивания чаши те же манипуляции произвести на правую сторону с другого бока;
- Снимаются каретки только на левую сторону, при съёме учитывать, что у открытой каретки подшипники могут выпасть из полости.
Регулирование работы кареточного механизма
Для начала снимается левый рычаг шатуна и стопорная шайба. Левая чаша отвинчивается шлицевым ключом так, чтобы стержень оси каретки беспрепятственно крутился без люфтов и заедания:
- Чаша ослабляется ключом для шлицевых гаек на четверть поворота;
- Удерживая чашу завинчивается до упора стопорная шайба;
- Регулируется вращение: ослабляется или подтягивается чаша;
- Когда кареточный механизм будет крутиться без помех можно устанавливать шатуны.
Если после всех произведенных работ каретка заедает, следует заменить подшипники или всю каретку.
Подробнее об обслуживании каретки смотрите в видео:
Проблемы каретки Hollowtech
Первый и главный недостаток — открытые подшипники, в которые попадает масса грязи и мелкого песка, который становится абразивом, лишая шары круглой формы. Во-вторых, каретка не герметична: между чашкой и подшипником, а также внурь чашки, между осью и пыльником попагает все та же грязь, стачивая мягкий металл оси. Особенно легко грязь попадает, если каретка побывает в жидкой грязи, болоте.
Вот как у меня выглядела ось после 8000 км без разбора каретки:
В таком состоянии она почти перестала свободно крутиться в стакане. Кроме того, как выяснилось позже, подшипник в правой чашке также перестал крутиться.
Снятие каретки с велосипеда и ее обслуживание
В нашей статье, мы рассмотрим обслуживание кареток открытого типа Shimano. Каретка может быть с насыпными подшипниками, поэтому при снятии будьте бдительны, так как шарики могут рассыпаться в разные стороны, а также в виде неразборного картриджа.
Для того, чтоб снять шатуны с оси каретки, нам понадобится выжимка шатуна. Выжимка состоит из двух составляющих: правая сторона предназначена для выжимки шатуна с оси каретки, а левая – для съема фиксирующего болта шатунов.
Первым делом отвинчиваем затягивающие болты шатунов или иными словами винт , который находятся на конце вала каретки, с помощью педального ключа. В некоторых случаях, эти винты могут быть скрыты под пластиковыми заглушками, которые легко снимаются с помощью плоской отвертки.
После снятия фиксирующих болтов, с помощью выжимки шатунов, закручиваем съемник резьбовой частью в шатун до упора, но здесь нужно производить закручивание поступательно и без особых усилий, чтоб не сорвать резьбу. Снимаем шатун с оси каретки и протираем посадочные места. После того, как сняли шатуны с вала каретки, необходимо снять саму каретку, для этого понадобится съемник каретки shimano.
Если же у Вас другой тип каретки, то Вам понадобятся другие съемники каретки. Кроме съемника для shiamno, есть еще съемник для интегрированных чашек кареток и подходит для HOLLOWTECH II, GXP, Howitzer. Еще один съемник для кареток стандарта ISIS с 8-ми шлицевыми креплением съемника и подходит для производителей Shimano, Truvativ и SRAM. Все виды съемников могут быть еще укомплектованы рукоятками, и Вам не понадобится разводной ключ.
Откручивая каретку, необходимо помнить, что снятие каретки необходимо производить с левой стороны, т. е. с той стороны, где нет звезд на шатуне. Берем съемник, вставляем его в шлицы каретки с левой стороны и разводным ключом крутим против часовой стрелки
Очень важно избегать всяческих перекосов съемника при откручивании чашек каретки, чтоб не повредить саму чашку и съемник
Крутить нужно до тех пор, пока чашка каретки не открутится. После этого, аналогичные действия выполняем с правой стороны, только здесь нужно учесть тот факт, что крутить нужно по часовой стрелке. После произведенных действий, каретка велосипеда будет снята. При замене каретки, старую каретку можно выбросить, а новую поставить. При обслуживании каретки подшипники можно просто заменить на новые.
После того, как каретка была снята, необходимо проверить кареточный стакан на предмет грязи, песка и прочего, которые могли туда попасть, как через каретку, так и подседельную трубу велосипеда.
Для обслуживания каретки разборного типа, берем чашки каретки и проверяем состояние подшипников. Тщательно протираем чистой тряпкой сами подшипники и посадочные места от старой смазки и того, что от нее осталось. Резьбу каретки можно промыть, использовать при этом можно керосин, бензин либо WD-40. Протираем насухо тряпкой. После этого берем любую густую смазку и небольшим количеством смазываем посадочные места и поставив подшипники еще немного добавляем смазку. Однако, каретки разборного типа являются недолговечными и требует частого обслуживания и регулировки подшипников.
Если же каретка неразборная (картриджного типа) и у Вас возникли с ней какие-то проблемы, то лучше заменить ее на новую. Для покупки новой каретки, Вам необходимо знать длину вала, ширину (68 или 73 мм) и тип соединения с шатунами.
Если у Вас интегрированная каретка, то поменять промподшипники можно путем замены промов. Для проверки состояния промподшипников, снимаем пыльник и видим старые подшипники. Снять их можно специальным съемником для внутренних подшипников или же выбыть молотком и стамеской (не рекомендуется). Чистим и смазываем посадочное место, после чего ставим новые промподшипники.
Перед установкой каретки необходимо протереть и смазать все резьбовые соединения.