Вопросы выбора, ремонта и замены балансира МАЗ
В ходе эксплуатации автомобиля и полуприцепа балансиры и их втулки подвергаются значительным динамическим и статическим нагрузкам, что приводит к износу и повреждениям данных деталей. Вследствие износа втулки требуют регулярной замены, для определения необходимости ремонта следует проверять степень износа деталей при регламентном ТО. Эксплуатация втулок автомобилей допустима при увеличении зазора между втулкой и осью до 0,5 мм, а износ втулок полуприцепов допустим до 90,2 мм. При этом следует учитывать, что изнашивается и ось балансира, поэтому может потребоваться не только замена втулок, но и замена оси. Новые втулки необходимо подбирать под размер осей, при необходимости данные детали растачиваются (только после их запрессовки в балансир, что обеспечит соосность).
В балансирах под воздействием нагрузок могут образовываться трещины и появляться деформации. Незначительные трещины завариваются, при наличии больших трещин башмак заменяется в сборе. Если вовремя не заменить или не отремонтировать деталь, то в какой-то момент она может полностью разрушиться, что приведет к крену или опрокидыванию автомобиля/полуприцепа.
На замену следует брать только те балансиры, что были установлены в подвеске заводом-изготовителем. Все работы следует выполнять в соответствии с инструкциями по ремонту конкретного автомобиля или полуприцепа. После замены балансира узел следует заполнить смазкой (в автомобилях используется трансмиссионное масло ТСп-15к и аналогичные, заливается через пробку; в полуприцепах — различные консистентные смазки типа солидол, заполняется с помощью солидолонагнетателя), затем заправка смазки выполняется при регламентном ТО, в котором предусмотрена эта операция.
При правильном выборе и замене балансира, а также при регулярном обслуживании этого элемента вся задняя подвеска автомобилей и полуприцепов МАЗ будет работать надежно и эффективно в любых условиях.
Трансмиссия
Двигатель «ЯМЗ-238Б» агрегатируется с двухдисковым сцеплением «ЯМЗ-238К», также производства Ярославского моторного завода, с механическим приводом, периферийными цилиндрическими пружинами и усилителем пневматического типа. Ведомые диски – с демпферным устройством. Наружный диаметр ведомого диска равен 400 мм. Предусмотрена возможность установки одно-дискового сцепления «ЯМЗ-161», наружный диаметр ведомого диска которого составляет 420 мм.
Восьми ступенчатая механическая коробка передач марки «МАЗ-543205» характеризуется наличием демультипликатора и оборудована двумя скоростями заднего хода. Синхронизаторы имеются на всех передачах, кроме задних. Передаточные числа следующие: I-7,73; II-5,52; III-3,94; IV-2,80; V-1,96; Vl-1,39; VII-1,0; VIII-0,71; ЗХ-11,78 и 2,99. Переключение скоростей осуществляется через телескопический привод, встроенный в коробку передач.
Карданная передача представляет собой один карданный вал. Главная передача — разнесённая, двухступенчатая: центральный конический редуктор и планетарные передачи в ступицах колёс; общее передаточное число – 5,49.
История автомобиля
Появление в мире автомобилей МАЗ-6422 предзнаменовано ненормальным количеством модификаций на Минском заводе. Корни уходят в начало 70-х годов прошлого века. Ниточка тянется с модели «5429» через многочисленные изменения и доработки в посредственных модернизациях. Желание производителя выпускать все более лучшую и лучшую продукцию, как раз, и вело к таким результатам. Своего рода прародителями данного грузовика были МАЗ-5336; МАЗ-6301 и МАЗ-6302 выпускались с двумя видами кабины, удлинённой со спальным местом и обычной короткой. Помимо этого, различались они по количеству осей — было две или три.
В качестве силовых агрегатов все также выступали Ярославские двигатели с различным диапазоном мощности. Непосредственно базой для проектировки стал МАЗ-515 типичный тягач, на его-то базе и было решено разработать новую модификацию. В итоге, в 1978 году с конвейера начали сходить МАЗ-6422. Грузовик почти сразу получил прозвище «СуперМАЗ» и зарекомендовал себя как великолепный труженик. Основной целью была транспортировка грузов как междугороднего назначения, так и международного. Именно с целью дальних поездок в кабину было добавлено спальное место.
Где приобрести запчасти
Износ некоторых деталей может вызывать проблему отсутствия растормаживания колеса, крен борта. Однако это не все. Бывает ситуация, при которой не хочет растормаживаться ручник. Причины поломок разные.
При выявлении рекомендуется прекращать эксплуатацию ТС, обращаться за помощью на частную СТО, специализирующуюся на данных моделях.
Запчасти для полуприцепа можно заказывать на любом интернет-портале или в специализированном магазине «МАЗ» российского автопрома.
На сайтах автодистрибьюторов можно купить:
- шкворень;
- резину;
- выравниватель;
- посадочный шар;
- электросхему;
- шины;
- привод;
- клапан, чтобы растормаживать п/п;
- энергоаккумулятор 24/30 барабанного тормоза K037970N00 Knorr и др.
Полуприцепы необходимы для предпринимательской деятельности коммерческих не одно десятилетие выпускает автомашины грузового назначения, которые совершенствуются с каждым годом, повышают качество жизни человека.
История выпуска МАЗ-509
Перед разработчиками МАЗ-509 стояла задача — создать достойную альтернативу устаревшим на тот момент грузовикам 200 серии. В это время в Минский автозавод вкладывались значительные средства, и автомобиль должен был стать наглядным свидетельством того, что предприятие не только полностью восстановилось после войны, но и успешно развивается.
Цель была достигнута — в послевоенную серию вошли самосвал МАЗ-500 (пять модификаций) и полноприводной МАЗ-505. Все эти модели до сих пор можно увидеть в рабочем состоянии, а также на многочисленных видео, доказывающих высокое качество проектирования и сборки.
Грузовик выпускался в нескольких комплектациях
Многие технические решения были применены впервые. Например, убедиться в целесообразности бескапотной компоновки разработчики могли только на зарубежном опыте, в отечественном автомобилестроении она ранее не применялась. При этом времени на выпуск опытных экземпляров и обкатку разработок не было — все новинки сразу запускались в серийное производство. Каждый узел, каждая деталь, будь то приборная панель или рессора, испытывались в рабочих условиях.
Необходимость совмещать разработки с серийным выпуском привели к тому, что автомобили сходили с конвейера небольшими партиями, каждая следующая дорабатывалась по сравнению с предыдущей. Для советского автомобилестроения это был практически уникальный опыт, когда преимущества перспективной разработки не только не были уничтожены некачественной сборкой, но, напротив, были многократно протестированы в «полевых условиях» и доведены до совершенства.
Модификации, фото
Первые экземпляры сошли с конвейера в 1966 году. Модель получила название МАЗ-509П. К 1969, за три года, конструкторы выявили и устранили ряд недочётов. Производство усовершенствованной модели велось уже без буквенной маркировки.
К 1978 году завод ещё доработал конструкцию, немного изменил дизайн и начал выпускать лесовоз МАЗ-509А. Производство длилось до 1990 года, после чего грузовики 500 серии больше не производились. От предшественника 509А можно отличить по обновлённой кабине — на фото его легко узнать по узкой решётке радиатора и фарам, расположенным на переднем бампере (ранее они находились на кабине).
Модернизация автомобиля производилась в течение долгого времени
Ценный первоисточник
Передо мной архивная папка, собранная к 1994 году, когда МАЗ готовился отметить 50-летний юбилей. В папке – десятки листков с шапкой «Совет народного хозяйства Белорусской ССР. Минский автомобильный завод» и техническим описанием автомобильных прицепов и полуприцепов. Большинство из них напечатано в 1959 году очень скромными тиражами: по 200–400 экземпляров в типографии автозавода.
Есть и небольшие чёрно-белые проспекты первых автопоездов, например, седельного тягача МАЗ-200В с полуприцепом МАЗ-5215Б грузоподъёмностью 12,5 т. На выходных данных большинства из них указано: «Типография АН БССР (Академия наук Белорусской Советской Социалистической Республики. – Прим. авт.), Минск, проспект им. Сталина, 110». И есть экспортные варианты буклетов на немецком и английском языках, напечатанные на цветной бумаге для раздачи на международных выставках.
Но во всей печатной продукции нет информации, которую в 1990-е годы мне любезно предоставили уполномоченный Главного автомобильного управления Министерства обороны РФ полковник Александр Николаевич Гук и начальник военного представительства № 1233 полковник Дмитрий Дмитриевич Ефименко. А с чем сравнить сведения от специалиста ГКБ (Головное конструкторское бюро) по прицепам Виталия Петровича Шишло, инженера Юрия Семёновича Малинковина, инженера-полковника в отставке Юрия Сергеевича Лысова и других заводчан?
В моём архиве сохранились и цветные буклеты внешнеторгового объединения «Автоэкспорт» 1970-х годов на английском, немецком, итальянском. Там белорусская техника представлена в виде шикарных фотографий, графических рисунков, технических характеристик. Всё хорошо, только о продукции военного назначения там – ни слова.
По информации из заводского музея, 1 октября 1945-го коллектив приступил к подготовительным работам по производству прицепного состава. Уже в 1947 году МАЗ выпускал 3-тонный сельскохозяйственный прицеп У2-АП-3 и 11-тонный специальный прицеп 5330, что и считается официальной отправной точкой прицепного производства в Минске. Это очень символично, ведь первые пять грузовиков (самосвалы МАЗ-205) выехали из ворот предприятия тоже в 1947-м, только 7 ноября, в 30-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции.
Наиболее востребованные запчасти
Все запасные части для ПП производства Минского автозавода продаются не только в интернете, но и во многих магазинах для грузовых автомобилей.
Для того чтобы определить, какие детали покупают чаще всего, откроем каталог запчастей для полуприцепа МАЗ 938660 044. В нем выделены отдельные узлы:
- Кузов. По нему чаще всего запрашивают:
- задние двери, ящики и упоры;
- детали платформы, такие как борта, панели настила, стойки, каркасы и тенты.
- Двигатель. В этом разделе интересуются запасным топливным баком и его креплением.
- Ходовая часть представлена:
- рамой, бамперами и брызговиками;
- подвесками, балансирами, штангами;
- колесами, креплением запаски, ступицами.
- Тормозная система, для которой смотрят:
- клапаны, воздухораспределители;
- соединительные головки, ресиверы;
- приводы стояночного тормоза, тормозные камеры.
- Электрооборудование требует замены проводов, розеток, лампочек.
- Дополнительные системы, например, опорные устройства.
Устройство грузовика
Важной особенностью модели стал средний мост, предназначенный для снижения нагрузки на задний мост. Именно он обеспечивает трёхосным большегрузам высокую грузоподъёмность
За распределение крутящего момента между мостами отвечает дифференциал межосевой, за счёт чего колёса могут вращаться с разной угловой скоростью (необходимо при выполнении поворотов). Редуктор среднего моста одноступенчатый, разделяет крутящий момент и разгружает дифференциал. Устроен по тому же принципу, что и редуктор заднего моста.
Обязательно почитайте: Технические характеристики ГКБ-8350
Сцепное устройство — седельного типа. Оснащено предохранительной планкой, надежно защищающей от саморасцепки. При необходимости легко расцепляется (планку для этого нужно вручную отвести в сторону).
Технические характеристики МАЗа
На все автомобили модели 64229 устанавливаются дизельные двигатели Ярославского мотозавода с турбонаддувом. Они экономичны и обеспечивают требуемую мощность.
Подвеска была существенно доработана по сравнению с 500 серией. Передняя рессорная с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя — рессорно-балансирная.
Тягач оснащён рабочей, вспомогательной, запасной и стояночной тормозными системами. Рабочие тормоза барабанного типа с двухконтурным пневмоприводом. Схема пневмосистемы организована так, чтобы в случае выхода из строя одного контура, торможение обеспечил второй. Запасная тормозная система объединена со стояночной. Имеется предохранитель против замерзания конденсата.
На автомобилях устанавливается аккумуляторная батарея ёмкостью 190 А/ч. Электросхема охватывает внешние осветительные приборы, освещение салона, подсветку приборной панели, ряд клапанов и датчиков, подогреватель пневмосистемы и две розетки.
Технические характеристики
Если поставить в ряд все грузовики-тягачи, произведенные в СССР, для МАЗ-6422 можно с уверенностью выделить место, как для наиболее совершенного автомобиля. Существенно на это повлияли не только свойства комфорта, но и рабочие характеристики. Доказывает это то, что до сих пор грузовик тридцатилетней давности отлично справляется с современными задачами.Двигатель
Автомобиль | МАЗ-64229 | МАЗ-64221 | МАЗ64224 | МАЗ-6422 |
Модель | ЯМЗ-238Ф | ЯМЗ-8421.10 | ЯМЗ-8424.10 | MAN D2866 LF15 |
Объем (литры) | 14,86 | 17,24 | 17,42 | 12,0 |
Степень сжатия | 15,2 | 15,2 | 15,2 | 15,2 |
Мощность в киловаттах | 243 | 265 | 312 | 274 |
Мощность в лошадиных силах | 330 | 360 | 425 | 370 |
Максимальный крутящий момент в Ньютон метрах | 1225 | 1510 | 1686 | 1575 |
Экологический класс | Euro-3 | Euro-3 | Euro-3 | Euro-1 |
Максимальная скорость (км/ч) с ограничителем | 85 | 118 | ||
Турбонадув | Да | |||
Количество цилиндров | 8 | |||
Расположение цилиндров | Продольно V-образно под углом 90о | |||
Порядок работы | 1-5-4-2-6-3-7-8 | |||
Тип форсунок | Закрытые | |||
Тип воздушного фильтра | Сухой | |||
Подогреватель (модель)* | 15,8106 | |||
Топливо | Дизель | |||
Расход топлива N литров / 100 км | ||||
По трассе | 33 | |||
Смешанный режим | 45,5 |
*устройство служит одновременно пусковым подогревателем и средством для обогрева кабины.Трансмиссия —ZF 16S-151
Автомобиль | МАЗ-64229 | МАЗ-64221 | МАЗ64224 | МАЗ-6422 |
Тип КПП | ЯМЗ-2381 (ЯМЗ-239)1 | ЯМЗ-2381 (ЯМЗ-239)1 | ЯМЗ-239 (12JS200ТА)2 | ЯМЗ-239 |
Количество ступеней | 9 (8 – вперед; 1 — назад) | 9 (8 – вперед; 1 — назад) | 12 (9 — вперед; 3 — назад) | 9 (8 – вперед; 1 — назад) |
Передаточное число ведущего моста | 5,49 (4,73)1 | 6,59 (5,49)1 | 3,97 | 4,73 |
Тип сцепления | Двухдисковое сухое | |||
Тип | Механика | |||
Синхронизаторы | На всех перечах, кроме заднего хода и I ступени | |||
Тип карданной передачи | Два карданных вала | |||
Главная переча ведущих мостов | Раздвоенная* |
*именно благодаря такому типу образуется повышенное количество ступеней КПП.Габариты
Длина | 6 570 мм |
Ширина | 2 500 мм |
Высота | 2 970 мм |
Колесная база | 2 900 мм |
Передняя колея | 2 002 мм |
Задняя колея | 1 792 мм |
Минимальный радиус разворота | 9 200 мм |
Дорожный просвет (клиренс) | 260 мм |
Грузоподъемность
Снаряженная масса | 9 050 кг |
Нагрузка на переднюю ось | 4 630 кг |
Нагрузка на заднюю ось | 4 420 кг |
Полная масса с грузом | 24 000 кг |
Нагрузка на переднюю ось | 6 000 кг |
Нагрузка на заднюю ось | 18 000 кг |
Допустимая масса прицепа | 32 700 кг |
Очевидные преимущества данной техники остаются и сейчас практичными и продолжают улучшаться пользователями. Любителей модернизаций и тюнинга сейчас немало и до МАЗ-6422 они добираются нередко.
Двигатель«МАЗ-54323»
Седельные тягачи данной марки укомплектованы ярославским дизельным двигателем «ЯМЗ-238Б» Это 8-ми цилиндровый дизель жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и V-o6pазным (90°) расположением цилиндров. Технические параметры данного силового агрегата таковы:
- Рабочий объём – 14,866 кубических сантиметров;
- Мощность – 220 кВт (300 л.с.), при 2000 оборотах в минуту;
- Крутящий момент – 1177 Н-м (120 кгс-м) при 1200-1400 об/мин;
- Минимальная частота вращения холостого хода – 600±50 мин-1;
- Степень сжатия – 15,2;
- Порядок работы цилиндров– 1-5-4-2-6-3-7-8;
- Средняя скорость поршня – 9,33 м/с;
- Диаметр цилиндра – 130мм, ход поршня – 140 мм;
- Масса не заправленного смазкой двигателя без КПП – 1130 кг;
- Минимальный удельный расход топлива – 208 г/кВт ч (153 г/л.с. ч);
- Среднее эффективное давление – 890,4 кПа (9,08 кгс/см2 );
- Ресурс двигателя до первого капитального ремонта – не менее 10 000 часов.
ТНВД данного двигателя – 8-ми секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр – сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель «ЯМЗ-238Б» оснащён электрофакельным устройством (ЭФУ) для облегчения запуска в холодную погоду. На раме данный силовой агрегат установлен на трёх опорах: 1 передняя (кронштейн на крышке шестерён распределения ) и 2 задних (расположенных с обеих сторон картера маховика).
Технологически мотор «ЯМЗ-238Б» аналогичен «ЯМЗ-238М2», и отличается от него наличием системы турбонаддува, и связанными с нею изменениями в конструкции. Двигатель «ЯМЗ-238Б» изначально был разработан именно для «МАЗ»овских автопоездов. Использовался также в составе тракторной техники, фронтальных погрузчиках и путевых машинах, на самосвалах и бульдозерах. В настоящее время данная модель двигателя тоже уже не выпускается.
Полуприцеп МАЗ-9397. Технические характеристики | Спецтехника
Двухосный полуприцеп МАЗ-9397 имеет грузовую платформу и предназначен для перевозки грузов в составе автопоезда по дорогам, допускающим движение автомобильного транспорта с осевой нагрузкой 10 тонн. Основной тягач полуприцепа — седельный тягач МАЗ-5432.
Рама полуприцепа сварная, состоит из двух лонжеронов переменного сечения, соединённых между собой поперечинами. В задней части рамы установлены два крюка для аварийного вытаскивания полуприцепа.
Сцепное устройство — съёмный шкворень рабочим диаметром 508 мм.
Опорное устройство состоит из двух опор, жёстко закреплённых на лонжеронах рамы, с подъёмным устройством механического типа.
Подвеска полуприцепа МАЗ-9397 рессорная, состоит из четырёх продольных несиметричных полуэллиптических рессор, установленных по две на каждой оси. Подвеска унифицирована с подвеской полуприцепа МАЗ-941.
Колёса бездисковые, обозначение обода 216В-508 (8,5В-20). Шины пневматические 300-508 (11,00-20) модели И-250. Давление воздуха в шинах 5 кгс/см2. Допускается установка шин 320-508 (12-20) модели ИЯВ-12Б. Давление в шинах 4,6 кгс/см2.
Платформа металлическая, настил пола деревянный. Задние и боковые борта откидные.
Рабочая тормозная система действует на все колёса полуприцепа. Привод тормозной системы пневматический, выполнен по комбинированной схеме.
Стояночная тормозная система действует на колёса передней оси полуприцепа. Привод тормозной системы механический.
Электрооборудование полуприцепа — однопроводная система постоянного тока напряжением 24В с питание от бортовой сети автомобиля.
Полуприцеп МАЗ-9397 может быть дополнительно укомплектован съёмными дугами, тентом, противооткатными упорами, топливным баком.
Технические характеристики полуприцепа МАЗ-9397:
Полезная нагрузка: 21 тоннаМасса в снаряжённом состоянии: 6 тоннПолная масса: 27 тоннДопустимая скорость движения: 85 км./ч.Число колёс: 8+1Клиренс под нагрузкой: 350 мм.
sptechnika.ru
Разновидности
П/п делятся на классы по количеству осей, рессорных или пневматических подвесок, размера, типа бортов и т.д. Например, одноосный полуприцеп обладает грузоподъемностью до 2 тонн. Двухосный до 8 т. Имеющий несколько колесных пар ТС может перевозить грузы от 20 до 50 тонн.
Бортовые
Данный п/п эксплуатируется для перевозки строительных материалов, аппаратуры, мебели и др. Разгружать можно, убрав тентовую штору. Перед транспортировкой товар крепится ремнями, находящимися в платформе. Поэтому бортовой полуприцеп МАЗ надежно защищает перевозимый объект от повреждений.
Тенты изготовлены из высокопрочного материала. Их можно сдвигать, снимать или убирать полностью. Каркас, на который они крепятся, тоже разрешается демонтировать.
Детальная информация видна на видео:
Самосвальные
Такого рода п/п предназначены специально для перевозки сыпучих грузов. Механизм прицепа управляется автономно, имеет опрокидывающуюся платформу.
Конструкции используются в сельском хозяйстве, строительстве. Самосвальные п/п различаются типом разгрузки, формой кузова, количеством осей, характеристиками подъемного механизма. Критериев много.
Технические характеристики зависят от назначения. Форма кузова бывает полукруглой, с прямыми углами. Первая пользуется большей популярностью из-за удобства в эксплуатации. Управляется полуприцеп из кабины водителя либо с наружной стороны.
Низкорамные тяжеловозы (тралы)
Нужны для перевозки крупногабаритных объектов нестандартной формы. У таких п/п есть большое количество осей, усиленная пневмоподвеска, опускаемая часть прицепа, которая облегчает погрузку.
Они могут передвигаться по дорогам общего пользования. Особенность механизма конструкции, а также наличие нескольких осей распределяют вес груза равномерно, поэтому трал не разбивает дорожное полотно. Низкая рама позволяет проезжать там, где бортовые полуприцепы не проедут. Например, под мостом, в тоннелях и т.д.
Рефрижераторы
Холодильный фургон на основе п/п создан для перевозки грузов, которым нужно сохранить товарные характеристики:
- продукты питания;
- цветы;
- лекарства;
- парфюмерия и др.
Машина состоит из:
- термоизолированного корпуса;
- холодильно-отопительной системы;
- шасси.
В такой конструкции можно установить необходимый температурный режим, который держится даже при выключенном агрегате благодаря многослойным стенкам корпуса.
Детальная информация видна на видео:
Другие виды
Существует такие типы полуприцепов, как:
- Контейнеровозы. Классификация: стандартные или низкорамные. Предельная масса перевозимого объекта 34 тонны.
- Тяжеловозы. П/п может быть нескольких типов, характеристики которых зависят от видов работ, особенностей груза.
- Автоцистерны. Имеют много разных классификаций. Различают изделия общего назначения и специального, т.е. для транспортировки определенной жидкости. У современных цистерн несколько отсеков. Они обеспечиваются спецоборудованием, например, для поддержания баланса или температурного режима.
- Лесовозные полуприцепы. Предназначены для транспортировки бревен и пиломатериалов.
- Сортиментовозы. Платформа разработана для перевозки сортимента.
- Щеповозы. Специальное транспортное средство, которое перевозит древесную щепу, стружку на любые расстояния.
Также есть конструкции для животных. Они оснащены трапами, по которым может передвигаться скот. Стальной кузов окрашен краской, в нем есть окна.
Технические характеристики
Параметры полуприцепов МАЗ по функциональности не уступают ПП, произведенным в других странах.
Рама
Изготавливается из металла, сварная. Предусмотрены лонжероны, имеющие сечение, близкое по форме к букве «Н» (двутавровое), укрепленные поперечинами и с переменной высотой.
Сцепной шкворень рассчитан на сцепление с седельными тягачами, относящимися к классу G 50.
На универсальной раме крепятся фитинговые упоры и борта. На ней возможно закрепить контейнер.
Подвеска
Выполнена на осях круглого сечения. Клиренс полуприцепа МАЗ 938660 составляет 36 сантиметров.
Колесная база двухосного ПП – 6 675 мм. Расстояние между осями – 2 050 мм. Рессоры разнесены на 90 сантиметров.
Внутренняя колея – 1,44 метра, внешняя – 1,16 м.
На каждой оси установлены двускатные колеса.
Тормозная система
Оборудована пневмотормозами. Связь с седельным тягачом – двухпроводная. Смонтирована АБС.
Механические стояночные тормоза срабатывают посредством ручного изменения положения рычага, который через трос подводится к тормозным камерам обеих осей.
Электрооборудование
Подключается от тягача через 7-контактную розетку и питается от напряжения 24 вольта.
Распределение проводов по цветам соответствует российскому ГОСТ 9200-76:
- желтый – сигнал левого поворота;
- красно-сине-белый – противотуманки;
- черно-белый – заземление;
- зеленый – сигнал правого поворота;
- коричневый – габаритный огонь справа;
- красный – стопы;
- черный – габаритный огонь слева.
Также к электрооборудованию относится схема подключения АБС. В нее входят диагностический разъем, отдельная розетка для управления ЕБС и АБС и пневматическое устройство, подключающееся через соединительные головки.
Шасси
В полуприцепе устройства ходовой части защищены брызговиками, пластмассовыми крыльями на обеих осях. Дополнительно монтируются откатные упоры.
Шасси комплектуется выдвижным опорным приспособлением с механической системой установки. Допускается нагрузка на опору до 24 тонн. На шасси устанавливается держатель для запасного колеса и стальная защита заднего бампера.
На заметку. По просьбе заказчика может быть установлен дополнительный топливный бак на 200 литров горючего и автономная система перекачки горючего. Также по запросу перед передней осью монтируется пластиковый вещевой ящик с размерами 1184x320x500 мм.
Борта
Передний изготавливается высотой от 0,7 до 1,3 метра из усиленной стали. Укрепляется угловыми стойками, закрепленными с помощью болтов на раме ПП.
Откидные боковые и задний борта фиксируются Т-образной задвижкой. Фиксаторы стенок также крепятся болтами к раме.
Типы и конструкция балансиров МАЗ
В рессорно-балансирных подвесках грузовых автомобилей и полуприцепов МАЗ применяются неодинаковые по конструкции балансиры.
Балансир (башмак балансира) подвески автомобиля выполнен в виде литой стальной или чугунной детали, в которой предусмотрено сквозное отверстие под ось и плоская площадка с отверстиями для монтажа к рессорам стремянками. В балансир устанавливается две втулки, в которых вращается ось. С одной стороны (внутренней) в балансире выполнены выточки под упорное кольцо и манжету — эти детали при сборке всего узла прижимаются к кронштейну балансира и предотвращают утечку смазочного материала. С другой стороны (наружной) торец балансира выведен во фланец с отверстиями, к которому через прокладку посредством нескольких болтов крепится крышка башмака. Фиксация балансира на оси осуществляется стопорной шайбой и замковой гайкой, которая наворачивается на резьбу на оси, а затем с помощью болта затягивается — так предотвращается скручивание гайки и смещение балансира относительно оси.
Ось в балансире вращается в двух втулках, которые могут изготавливаться из бронзы, латуни и биметалла (алюминий + цинк), втулки с внутренней стороны имеют косые желобки (один или несколько), обеспечивающие равномерное распределение смазки. Добавка смазочного материала (используется трансмиссионное масло) выполняется через расположенную в крышке башмака резьбовую пробку.
Во всех балансирах применяются втулки типа МАЗ-938 различных модификаций, имеющие внутренний диаметр 119–122 мм (такой разброс позволяет подбирать втулки под ремонтные оси и выполнять их расточку).
В автомобилях МАЗ используется несколько модификаций балансиров с каталожными номерами 6303-2918018 и 6418-2918018 производства ОАО «МАЗ» и МТМ («Могилевтрансмаш», Республика Беларусь, Могилев).
Балансир подвески полуприцепа — сварной, изготовлен из стальных листов и трубы. Основу детали составляет коробчатая рама, в центре которой вварена труба под ось балансира, а на концах обоих плеч — опоры под концы рессор. Под опорами просверлены отверстия для пальцев (болтов), предотвращающих выскальзывание рессор. В балансир устанавливается две втулки из бронзы, латуни или биметалла, в большинстве полуприцепов МАЗ используются втулки типа МАЗ-516 с внутренним диаметром 88–90 мм (с учетом ремонтных размеров).
Монтируется такой балансир на кронштейн через ось, однако здесь, в отличие от подвески грузовиков, балансир располагается внутри кронштейна, поэтому ось имеет две точки опоры. Фиксация оси выполняется двумя гайками и шайбой, смазка подается непосредственно внутрь оси через расположенную на его наружной стороне пресс-масленку. Никаких крышек для защиты оси и предотвращения утечки смазки здесь не предусмотрено.
На полуприцепах МАЗ используется довольно широкая номенклатура балансиров, наибольшее распространение получили детали с каталожными номерами 97581-2918005 и 9397-2918005 (равноплечие короткие для двухосных полуприцепов), 93866-2918005 (равноплечий длинный для двухосных полуприцепов), 93301-2918005 (равноплечий короткий для трехосных полуприцепов), 9389-2918005 (разноплечий).