Ремонт и замена рабочего цилиндра сцепления
При выборе запчасти для замены цилиндра сцепления стоит обратить внимание на материал, из которого изготовлен корпус детали. Как было отмечено ранее, таким материалом может быть чугун, сталь, алюминий или полимеры
Сегодня многие производители предлагают алюминиевые и даже полимерные цилиндры, но такие детали отличаются меньшей надежностью.
Существует несколько видов неисправностей цилиндра сцепления, при которых потребуется ремонт штока:
- утечки рабочей жидкости через изношенные уплотнители или соединительные трубки, имеющие дефекты;
- наличие трещин на корпусе цилиндра;
- разрушенные пружины рабочего цилиндра.
Шток состоит из нескольких комплектующих, каждая из которых подвержена износу. Его детали -толкатель, поршень, манжеты, пружина в процессе работы испытывают высокие нагрузки, поэтому существует вероятность, что они могут выйти из строя.
Симптомы неисправности цилиндра сцепления:
- снижение уровня тормозной жидкости в бачке цилиндра и появления пятен под автомобилем во время стоянки;
- проваливается педаль и сцепление работает с перебоями;
- появляются проблемы с включением передач.
Специалисты советуют, прежде всего, обратить внимание на ход педали сцепления. Если она ходит слишком мягко, это еще не является поводом для срочного ремонта, но следует провести диагностику работы цилиндра.
Для проверки его необходимо прокачать гидропривод сцепления. При наличии пузырьков воздуха в рабочей жидкости следует разобраться в причинах их появления. Как правило, внутрь штоков рабочего и главного цилиндров сцепления воздух попадает из-за разгерметизации уплотнительных манжет.
Как было отмечено ранее, ремонт и замена рабочего цилиндра сцепления не очень сложные задачи. Эта деталь, чаще всего, расположена на картере КПП.
Вначале нужно открутить болты крепления, отсоединить толкатель от вилки и приступить к демонтажу шланга, который идет от ГЦС.
Поскольку в главном цилиндре находится рабочая жидкость, шланг следует заглушить (для этого можно использовать пробку соответствующего диаметра). Есть также и другое мнение – нужно отсоединить шланг, чтобы полностью слить тормозную жидкость (считается, что это поможет промыть систему гидропривода сцепления от грязи).
После демонтажа главный цилиндр сцепления нужно разобрать и по возможности отремонтировать. Если эта деталь имеет корпус из металла, то ее можно зафиксировать в тисках, но если деталь пластиковая, то нужно быть осторожным, чтобы не повредить ее.
После отсоединения воздушного клапана необходимо демонтировать наружный манжет. После этого нужно, учитывая конструкционные особенности цилиндра, обеспечить доступ к штоку и снять стопорное кольцо. После разборки детали необходимо убедиться в отсутствии повреждений пружины, штока и дефектов зеркала цилиндра.
Все комплектующие нужно промыть тормозной жидкостью. Ранее мы отмечали, что для этой цели нельзя использовать керосин, бензин, моторное или воду (эти жидкости способствуют разбуханию элементов из резины).
При сборке цилиндра все манжеты и уплотнения следует заменить новыми.
Ремонт главного цилиндра сцепления будет невозможен при наличии:
- трещин корпуса;
- ощутимых выработок внутренней поверхности корпуса, которые появляются в результате дефектов штока.
В этом случае нужно полностью заменить неисправный цилиндр сцепления новой деталью.
После замены главного цилиндра сцепления не забывайте прокачать систему.
Методика прокачки системы гидропривода после замены рабочего цилиндра сцепления не отличается от той которая была описана ранее для ГЦС. В то же время в некоторых арках авто (к примеру, на «Фиатах») проводится обратная прокачка системы сцепления. Чтобы сделать такую процедуру самостоятельно нужно подготовить:
- шланг, который бы плотно одевался на клапан выпуска;
- шприц большого размера, диаметр носика которого соответствует размеру шланга;
- гаечный ключ для демонтажа воздушного клапана выпуска.
Вначале следует открутить крышку бачка с рабочей жидкостью и набрать ее в шприц. Из шприца нужно выгнать все шарики воздуха, а затем соединить его носик со шлангом, второй конец которого соединяем с выпускным клапаном. После этого клапан нужно открутить на 2 -3 оборота, нажать на шприц и подать тормозную жидкость в цилиндр сцепления. Чтобы в систему не попал воздух, нужно вначале закрутить клапан и только после этого можно снимать шланг.
Такую последовательность действий нужно выполнить несколько раз, пока из системы гидропривода не будет вытеснен весь воздух в бачок. После этого нужно выжать педаль сцепления около 10 раз и при необходимости отрегулировать высоту ее хода.
Как проверить сцепление
Зная признаки неисправности сцепления, легче
выполнить проверку, чтобы убедиться в своих предположениях и быстрее
локализовать поломку. Методы проверки разнятся в зависимости от характера
неисправности. Рассмотрим некоторые из них по-отдельности.
Буксует или не буксует
Заметив рост оборотов двигателя автомобиля на
трассе и не сопоставимую с ними скорость, следует выполнить простой тест:
- Остановить
автомобиль на обочине. - Включить
ручной тормоз. - Установить
третью или четвертую передачу. - Нажать на
педаль акселератора, добившись 1500 оборотов на тахометре. - Плавно
отпустить педаль сцепления.
Если
диск чрезмерно изношен, то мотор продолжит работу, но автомобиль будет стоять
на месте. В случае исправного агрегата двигатель должен заглохнуть, ведь
передача крутящего момента происходит на 100%, а преодолеть передаточное число
3-4 «скорости» с места невозможно.
Ведет или не ведет
Особого метода проверки здесь не существует.
Поломку фиксируют предварительно по запаху подгоревших фрикционов. Он
появляется, поскольку ведомый диск не разъединяется с ведущим полностью и
продолжает тереться при частом переключении передач.
Характерным
признаком будет включение задней передачи с хрустом или удары, ощущаемые в руку
при попытке вставить следующую «скорость».
Но более точную картину покажет только
диагностика.
Насколько изношен диск
Чаще всего встречается поломка в виде износа
ведомого диска. Есть простой способ примерного определения остаточной толщины,
чтобы узнать его ресурс. Это поможет не дожидаться пробуксовки, а заранее
запланировать ремонт. Для оценки примерного сечения фрикционов необходимо:
- Установить
автомобиль на ровную поверхность. - Запустить
мотор. - Включить
первую передачу. - Слегка
выжать педаль акселератора. - Начинать
отпускать педаль сцепления и смотреть за ее ходом.
Если автомобиль начнет трогаться почти сразу,
пока педаль близко к полу — значит диск почти новый и обеспечивает передачу
вращения от ДВС к коробке мгновенно. В случае трогания при отпущенной педали до
половины хода, износ составляет примерно 40-60%. Когда машина начинает
двигаться при почти отпущенной педали, износ фрикционов 90%. Закономерность
простая: чем тоньше диск, тем позже срабатывает сцепление при отпускании
педали.
Регулировка педали сцепления
Замер
хода педали сцепления
Но не всегда виноват сам диск. Порой поломка
возникает из-за сбитой регулировки. Особенно это проявляется в автомобилях с
роботизированной коробкой передач, где сцеплением управляет электрический
привод. По мере износа фрикционов, механизм требуется калибровать, подстраивая
под фактическую толщину. Тогда ход педали будет соответствовать состоянию
трущегося элемента. С другой стороны, если калибровка выполнялась недавно, то
педаль будет работать как на новом авто, но диск при этом может быть сильно
изношен.
Совет
эксперта! Состояние диска сцепления особенно важно проверить на СТО при покупке
машины с пробегом, оснащенной роботизированной КПП, чтобы узнать ресурс детали.
Советы и рекомендации
Начнем с того, что в гидроприводе сцепления рабочей является тормозная жидкость (ТЖ). Указанная жидкость хорошо подходит для выполнения возложенных на нее функций, отличается низкой ценой и доступностью, а также простотой замены.
Нужно учитывать, что такая жидкость является сильным ядом для живых организмов, агрессивна к пластиковым и резиновым изделиям, ЛКП и т.п. Не трудно догадаться, что уплотнители из резины быстро приходят в негодность от контакта с тормозной жидкостью (происходит усыхание, растрескивание).
Также тормозная жидкость имеет свойство со временем накапливать в себе влагу (является гигроскопичной). Это приводит как к ухудшению ее свойств, так и к развитию коррозии деталей, с которыми она контактирует.
Дело в том, что ТЖ не отличаются устойчивостью к воздействию электричества. На практике, даже низкое напряжение приводит к выпадению осадка, происходит активная кристаллизация составных элементов жидкости.
Строй-Техника.ру
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Устройство автомобиля
Публикация:
Неисправности сцепления автомобиля
Читать далее:
Техническое обслуживание сцепления автомобиля
Неисправности сцепления автомобиля
Основные неисправности: неполное включение (сцепление пробуксовывает), неполное выключение (сцепление ведет), резкое включение сцепления, разрушение подшипника муфты выключения.
Пробуксовка сцепления проявляется при трогании с места или при движении на подъеме, когда педаль отпущена, двигатель набирает обороты, а машина не развивает необходимой скорости; в кабине может ощущаться характерный запах гари. Пробуксовка может появиться из-за отсутствия свободного хода педали, износа или замасливания накладок ведомого диска, вследствие поломки нажимных пружин. Устраняется неисправность регулировкой свободного хода педали, промывкой или заменой накладок ведомого диска, заменой поломанных пружин.
Признаком неполного выключения сцепления является затрудненное переключение передач или шум в коробке передач. Причиной этой неисправности может быть большой свободный ход педали, перекос или коробление ведомого диска, обрыв фрикционных накладок, перекос нажимного диска, неодновременное нажатие упорного подшипника на внутренние концы рычагов выключения. Требуется регулировка сцепления, или замена ведомого диска, установка рычагов в одной плоскости.
Дополнительные материалы по теме:
Резкое включение сцепления проявляется в трогании машины с места рывком при плавном отпускании педали. Основными причинами этой неисправности могут быть: заедание муфты выключения, обрыв оттяжных пружин, износ шлицев первичного вала коробки передач. В этом случае необходимо заменить изношенные детали.
Неисправность подшипника муфты выключения обнаруживается по появлению шума или писка при частичном выключении сцепления. Большой износ, а затем и разрушение подшипника может происходить вследствие недостаточной смазки, малой величины свободного хода педали, неправильных приемов управления автомобилем, когда сцепление длительное время находится в выключенном состоянии. Устраняется неисправность смазкой или заменой подшипника.
Неисправности в работе сцепления автомобиля ГАЗ-66 возможны из-за попадания воздуха в гидропривод. Для удаления воздуха необходимо снять резиновый колпачок на головке клапана рабочего цилиндра и надеть шланг для прокачки тормозов. Конец шланга опустить в стеклянный сосуд с небольшим количеством тормозной жидкости и отвернуть клапан на ‘/2—3U оборота. Привернуть к резьбовому наконечнику пробки главного цилиндра шланг для накачивания шин и создать насосом небольшое давление в системе. После удаления воздуха из системы (прекратится выход пузырьков из шланга для прокачки) плотно завернуть клапан, снять шланг для прокачки, надеть защитный колпачок, отвернуть пробку главного цилиндра и долить жидкость до нормы. Затем следует проверить ход толкателя рабочего цилиндра, который должен быть не менее 23 мм. Если ход толкателя меньше, нужно продолжать прокачку до полного удаления воздуха из системы.
Рекламные предложения:
Читать далее: Техническое обслуживание сцепления автомобиля
Категория: —
Устройство автомобиля
Ремонт деталей сцепления
Дефекты деталей сцепления и их устранение.
В сцеплении могут быть следующие дефекты: пробуксовка и неполное выключение дисков, износ накладок и самих дисков, коробление нажимного диска, риски и трещины на нем, ослабление креплений, потеря упругости пружин, износ втулок оси педали и др.
Полопалась феродо диска
Ремонт деталей сцеплений заключается в замене неисправных деталей новыми, правке их и заварке трещин. При толщине нажимного диска меньше номинальной величины, в дополнение к термоизоляционным шайбам под пружины можно устанавливать металлические проставки.
При замене изношенных фрикционных накладок их приклепывают к диску так, чтобы головки заклепок утопали в накладках не менее чем на 1-—1,5 мм. Ведомый диск с новыми накладками проверяют на биение, используя в качестве оправки ведущий вал коробки передач.
Выработка от промежуточного
Диски, имеющие круговые риски и задиры, выравнивают на плоскошлифовальном станке иногда с предварительной проточкой на токарном станке. При большом короблении и при наличии трещин диски заменяют новыми. Изношенные поверхности рычагов выключения наплавляют сталью при помощи газовой или электрической сварки, а затем обрабатывают по шаблону и закаливают.
Немного об устройстве
Сложно понять причину неисправности, если не иметь минимального представления об устройстве и принципе работы сцепления. Достаточно понимать, что нажатие педали провоцирует перемещения вилки и выжимного подшипника. Прижатый вилкой выжимной нажимает на лепестки диафрагменной пружины, отодвигая нажимной диск от ведомого диска. Последний, в свою очередь, отодвигается от маховика, прекращая тем самым передачу крутящего момента от коленчатого вала к первичному валу КПП.
Привод выключения может быть механическим либо гидравлическим. В первом случае педаль и вилка выключения соединены тросовым приводом. Второй тип включения предполагает наличие главного цилиндра сцепления. Нажимая на педаль, вы инициируете перемещения штока, который давит на поршенек внутри цилиндра сцепления. Вытесняемая тормозная жидкость, перемещаясь в магистрали, давит на поршенек внутри рабочего цилиндра. Поршень, перемещаясь, нажимает на шток выключения.
Что значит «ведет»
Говорят, что сцепу ведет, если не происходит полное выключение сцепления. Иными словами, после нажатия педали ведомый диск и маховик двигателя не расцепляются полностью, что приводит к частичной передаче крутящего момента на первичный вал коробки передач.
Симптомы
Предположить, что сцепление ведет можно по одному симптому – затрудненное включение и выключение передач. Чаще всего проблемы начинаются с включением реверсной и первой передач. Под понятием «затрудненное» понимается как необходимость приложения большего усилия на ручку КПП, так и включение с хрустом.
Причины
- Неправильная регулировка привода включения. В таком случае полезного диапазона перемещения педали сцепления недостаточно для полного разъединения маховика и фрикционной накладки ведомого диска. Часто такая неисправность является следствием неквалифицированного ремонта. Для устранения проблемы необходимо правильно отрегулировать свободный ход педали.
- Деформация ведомого диска. Выгибание приводит к тому, что после отсоединения нажимного диска фрикционная накладка в месте искривления продолжает касаться маховика. При чрезмерном торцевом биении поможет только замена ведомого диска. В случаях такой неисправности сцепления при начале движения должна наблюдаться вибрация.
- Ослабление или поломка лепестков диафрагменной пружины. В таком случае усилия при нажатии подшипника выключения сцепления на лепестки недостаточно для полного отсоединения нажимного диска от ведомого. В итоге даже после нажатия педали сцепление находится в частично включенном состоянии. Привести к поломке лепестков может как заводской брак, так и неправильная регулировка привода выключения (когда сцепа постоянно в наполовину выжатом состоянии). К ослаблению со временем приводит естественная усталость металла.
- Неисправность гидравлической системы выключения сцепления. Причина, по которой не происходит полное отсоединение коленвала от первичного вала КПП, может скрываться в рабочем цилиндре либо гидропроводе. Следует следить за герметичностью системы, так как из-за утечки тормозной жидкости может происходить неполное выключение сцепления.
- Заедание тросового привода. Со временем тросик может растрепаться, что в сумме с загрязнением, приводит к ограниченному движению. Поэтому водителю может казаться, что педаль сцепления выжата, но на самом деле полного отсоединения ведомого диска от маховика не произошло.
- Затрудненный ход ведомого диска на шлицах. Отсутствие смазки, попадание на рабочую поверхность различного рода загрязнений и неравномерный износ шлицов может привести к тому, что после отсоединения нажимного диска между маховиком и нажимным диском не создастся необходимый для разъединения зазор.
- Неисправность маховика. Сильные задиры, радиальное искривление будут препятствовать полному отсоединению фрикционных накладок и маховика. Дисбаланс становится причиной не только плохого включения передач, но и вибраций при начале движения.
- Загибание вилки, перемещающей выжимной подшипник, из-за чего хода штока становится недостаточно для подвода выжимного подшипника к лепесткам диафрагменной пружины.
Если после регулировки проблемы с включением передач не исчезли, необходимо отсоединять КПП и полноценно диагностировать механизм сцепления. Замену сцепления нельзя назвать легкой работой, но при должной теоретической подготовке и наличии необходимого инструмента выполнить ее можно своими руками.
Признаки неисправности ГЦС
Когда с главным цилиндром начинаются проблемы, чаще всего они проявляются утечкой гидравлической жидкости. Когда педаль сцепления начинает плохо срабатывать, первым этапом диагностики будет визуальный осмотр: любые потеки на цилиндре и даже просто слегка увлажненные уплотнители – признак проблемы, требующей решения.
В основном при проблемах с цилиндром начинаются провалы или тугой ход педали сцепления, «залипание» педали в нижнем положении.
Еще одной проблемой ГЦС является засорение отверстий в крышке бачка. Для нормальной работы уровень в бачке цилиндра должен свободно повышаться и понижаться, а для этого в крышке предусмотрены вентиляционные отверстия. Если они забиваются грязью, гидропривод начинает работать с затруднениями: педаль становится более тугой и плохо возвращается в исходное положение.
Главный цилиндр привода выключения сцепления
3.21. Снять крышку бачка главного цилиндра сцепления и вынуть сетку.
3.22. Снять колпачок 1, открыть клапан 2 на рабочем цилиндре сцепления и слить жидкость из системы в емкость.
3.23. Отвернуть гайку крепления и отсоединить трубку от главного цилиндра.
3.24. Отсоединить в салоне толка-тель от педали сцепления, отверув гайку 1 и вынув ось 2 толкателя с двумя пластмассовыми втулками. Отвернуть две гайки 3 крепления цилиндра к щиту передка и снять главный цилиндр.
3.25. Поддеть отверткой защитный колпак, сдвинуть его с корпуса цилиндра и вывернуть наизнанку.
3.26. Зажать цилиндр в тиски.
3.27
Снять стопорное кольцо 1, придерживая толкатель 2, и осторожно вывести толкатель из цилиндра
3.28. Вынуть поршень 1 с манжетой 2.
3.30. Вынуть внутреннюю манжету.
3.32. При ремонте главного цилиндра штуцер отворачивать не рекомендуется, если нет следов подтекания жидкости.
3.33. Если необходимо снять бачок, отворачивают штуцер бачка вместе с прокладкой и снимают бачок вместе с прокладкой.
Осмотр и дефектовка деталей главного цилиндра
3.34. Промыть детали главного цилиндра чистой тормозной жидкостью и просушить.
3.35. Зеркало главного цилиндра не должно иметь рисок, раковин и очагов коррозии. При наличии данных дефектов цилиндр заменить. На резьбовых частях цилиндра не должно быть механических повреждений.
3.36. Манжеты главного цилиндра должны быть упругими и эластичными. Рваные, разбухшие и затвердевшие манжеты, а также имеющие на рабочих поверхностях риски, необходимо заменить.
3.37. Конец толкателя и сопрягаемая поверхность поршня не должны иметь явно выраженных следов одностороннего износа. Поверхности поршня, контактирующие с зеркалом цилиндра, также не должны иметь следов одностороннего износа. В противном случае толкатель и поршень рекомендуется заменить. Клапан поршня не должен иметь видимых следов деформации и должен плотно прилегать к торцу поршня.
3.38. Защитный колпак главного цилиндра не должен иметь трещин и сквозных отверстий. Он должен устанавливаться на толкатель и корпус главного цилиндра с небольшим натягом. В противном случае колпак заменить.
3.39. Сломанную или потерявшую упругие свойства пружину необходимо заменить.
3.40. Резьба наконечников трубки и шланга не должна иметь механических повреждений, штуцер наконечников — трещин и следов видимой деформации.
Сборку главного цилиндра проводят в порядке, обратном разборке. Перед сборкой необходимо смазать свежей тормозной жидкостью детали главного цилиндра. Манжету устанавливают на поршень рабочей кромкой внутрь цилиндра.
Устанавливают главный цилиндр в порядке, обратном снятию. После установки необходимо прокачать систему привода выключения сцепления (см. 3.58–3.67).
Главные симптомы неисправности механизма
Симптоматика неисправностей сцепления на каждом конкретном авто отличается деталями и зависит от того, какой именно механизм установлен на это транспортное средство.
Так агрегат может отличаться по виду рабочей среды («сухой»/»влажный»), по типу привода (гидравлический/механический/электрический/комбинированный), принципу работы (однодисковый/многодисковый).
При этом общими для всех типов являются такие симптомы неисправности сцепления:
- Педаль проваливается до пола с незначительным сопротивлением или вообще без него.
- При выжимании сцепления возникает ощущение «мягкого хода».
- На крышке пыльника главного цилиндра или возле педали сцепления заметны следы подтекания рабочей жидкости.
- Следы жидкости видны на исполнительном цилиндре.
- Сцепление не выключается (неполное выключение).
- Пробуксовка сцепления (неполное включение).
- При надавливании на педаль возникает вибрация (резкое реагирование узла).
- Посторонние звуки во время переключения передач при передвижении.
- После нажатия на педаль и отпускания она не возвращается в исходное положение.
- Для надавливания на педаль требуется большое усилие.
Следует отметить, что каждый тип неисправности имеет характерные причины, а также видимые признаки, по которым их можно идентифицировать.
Как определить неисправность системы при езде?
Любой автовладелец должен обратиться в сервисный центр для проведения диагностики сцепления, если:
- при включении передачи машина очень медленно начинает двигаться, или не страгивается с места вообще;
- при движении «на подъем» тяга очень слабая или полностью отсутствует;
- авто набирает скорость неравномерно (рывками);
- при старте с места автомобиль начинает двигаться с ощутимыми толчками;
- при надавливании на педаль скорость движения не меняется;
- во время переключения скорости слышны посторонние звуки — стук, скрежет, визг.
Если появляются первые признаки неисправности сцепления, владельцу транспортного средства лучше не медлить с посещением автомобильного сервиса. Своевременная диагностика и устранение неисправности позволит в будущем избежать более дорогостоящего ремонта.
Основные неисправности сцепления
Если сцепление «ведет» (то есть оно не полностью выключается), это свидетельствует о неисправности трансмиссии или нажимного диска корзины. Подобный симптом может возникать и из-за повреждения фрикционных накладок, перекоса одного или обоих дисков, неточной регулировки выжимного подшипника и вилки выключения сцепления.
Если происходит увеличение оборотов двигателя, а скорость передвижения машины не увеличивается, то причинами этого могут быть:
- сильный износ фрикционных накладок;
- ослабление диафрагменной пружины;
- загрязнение маслом фрикционных накладок из-за его протекания через сальник коленвала;
- перегрев ведомого диска механизма.
Если при переключении передач возникает вибрация или авто начинает двигаться рывками, это свидетельствует о таких нарушениях:
- маховик или нажимной диск повреждены или деформированы;
- шлицы ступицы ведомого вала или первичного вала КПП износились;
- произошло обгорание фрикционных накладок;
- ослабло крепление или износились опоры двигателя.
Для того, чтобы избежать основных неисправностей механизма сцепления при эксплуатации авто, следует соблюдать несколько несложных правил. Во-первых, вовремя проводить плановые техосмотры, а так же проверять состояние узлов и механизмов перед каждой поездкой.
Во-вторых, соблюдать все правила эксплуатации транспортного средства, обеспечивая надлежащий уход. В-третьих, при замене деталей сцепления устанавливать только оригинальные запчасти.