Выполнение упражнений
Чтобы отработать навык грамотного письма и закрепить теоретические знания на практике, следует уделить должное внимание выполнению заданий и упражнений. Наиболее результативным вариантом задания является раскрытие скобок.. Примеры выполнения:
Примеры выполнения:
- Преодолевая препятствия, группа альпинистов смога достичь вершины. Чтобы верно выбрать вариант употребления, следует вспомнить, что в данном случае префикс пре- равен по семантике пере-, поэтому предполагает написание гласной Е.
- Любая преграда преодолевается настойчивостью. Данный возвратный глагол в полной мере соответствует общему правилу и предполагает выбор Е, а не И.
- Преодолевшая трудности и ставшая сильнее Мария смело вошла в аудиторию. Здесь использовано действительное причастие, которое, как и глагол, от которого оно образовано, пишется с префиксом пре-.
- Иван любил преувеличивать, за что и прослыл ненадежным рассказчиком. Чтобы правильно написать данное слово, следует обратиться к таблице. Вариант значения — чрезмерно выраженное действие, поэтому надо поставить гласную Е.
- Нам пришлось прервать поход из-за травмы ноги у Олега. В этом примере допустима замена префикса на вариант «пере», отсюда вывод — употребляться должна Е.
- Он смог окрепнуть в боях, все трудности казались легко преодолимыми. В предложении употреблено страдательное причастие, которое на общих основаниях следует писать с буквой Е в префиксе. Поскольку по значению приставка близка к «пере-«.
Таковы особенности грамотного правописания некоторых слов с приставками пре- и при-
Очень важно разобраться во всех тонкостях и нюансах, поскольку данная категория слов относится к различным частям речи и часто используется на письме. В противном случае неизбежны ошибки и репутация неграмотного человека.
Что можно делать в праздник Преображение Господне и что нельзя
Верующие в этот день обязательно отправляются в храмы – на литургию, для освящения фруктов и овощей. Торжественные богослужения отличаются особой пышностью, в храмах царит праздничная атмосфера.
После обеда и вечером устраивают застолья. Несмотря на духовные и телесные ограничения Успенского поста, дозволялось вкусить рыбные блюда, выпить немного вина. Поощрялись угощения, раздача милостыни. Проявление щедрости и милосердия характерно для всех праздничных дней церковного календаря. Священнослужители призывают к согласию, помощи нуждающимся и больным людям.
Обязательно пробуют плоды первого урожая, перед этим желательно освятить их в храме. Считается, что если загадать в это время желание, то оно обязательно воплотится в жизнь.
Запрещалось ругаться, конфликтовать с родными и чужими людьми, завидовать и желать зла. В то же время даже за праздничным застольем не стоит забывать об умеренности, соблюдении тишины. Поэтому избегали шумных веселий, праздновали в неспешных разговорах, беседах, раздумьях.
Хозяюшки старались сделать домашнюю работу до дня праздника, так как в Преображение не принято шить, стирать, прибираться в доме. Светлый и радостный праздник проводят в семейном кругу, в молитвах, в благодарности Спасителю. Священнослужители отмечают, что запрет накладывается на работу корыстную. Понятно, что рабочие графики современных людей не привязаны к церковным календарям, да и соблюдают правила, в первую очередь, верующие православные. Но если есть возможность отложить работу, то лучше отдохнуть, уделив время праздным делам и душе.
Не принято в этот день играть свадьбы, так как Преображение приходится на период поста. Допускается лишь гражданская регистрация, а если молодожены планируют венчание, то придется откладывать торжество или приходить за благословением к священнику после окончания поста.
Пример
На тернистом пути к успеху ему пришлось преодолеть множество преград.
Выбери ответ
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Проверочные слова
- 55 слов, для которых часто ищут проверочные слова
- 350 слов с непроверяемыми гласными в корне
- Корни с чередующейся гласной. Очень кратко
- Как быстро проверить безударную гласную в корне?
- Очень кратко о словах с парными согласными
Становимся грамотнее за минуту
- Проверка орфографии онлайн
- Топ-100 слов, где все делают ошибки
- 25 слов, которые всегда пишутся раздельно
- 20 слов, которые всегда пишутся слитно
- 20 слов, которые пишутся только через дефис
- 15 слов, которые всегда пишутся слитно с «не»
- Слова-паразиты, о которых тебе нужно забыть
- Топ-20 длинных и сложных слов
- 9 новых слов, в которых все делают ошибки
- Словарь паронимов
- Орфоэпический словник
История праздника
Преображение Господне. Современная икона |
Местно в Палестине праздник Преображения Господня литургически отмечается, вероятно, начиная с века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвящённого этому событию. Слово св. Ефрема Сирина на сей день подвергается сомнению . О словах свт. Иоанна Златоустого на Преображение, коих у Фабриция показано три, равно и о слове свт. Кирилла Александрийского патрологи не говорят, но признаются подлинными слова на сей праздник свт. Прокла, Патриарха Константинопольского (+ 446) и епископа Василия Селевкийского (+ ок. 459). Таким образом, свидетельства о сем празднике на востоке приходятся на время не позднее века.
Все богослужебные памятники восточные, дошедшие до нас от начала VIII века, — именно Евангелие праздничное 715 года, стихиры и каноны прпп. Космы и Иоанна Дамаскина и многие другие говорят о всеобщем праздновании Преображения Господня в VIII и последующих веках. На Западe с века папой Каликстом III (с 1457 г.) он сделан всеобщим праздником. Впрочем, он встречается в некоторых древних западных мартирологах и издавна на Западe торжественно совершался в некоторых церквах, например, во Франции в Туре, в Испании при св. Ильдефонсе в VII веке.
В относительно недавнее время явилось предположение, что праздник Преображения Господня 6 августа — армяно-каппадокийского происхождения и установлен в Армении в противовес языческому празднику роз в честь Астхик .
Значение
Глагол «преодолеть» употребляется в русском языке в следующих значениях:
Осилить (синоним), приложив физическое или нравственное (душевное) усилие, трудности любого рода – физические препятствия, формальные препоны, боль, заболевание, собственное плохое настроение, отчаяние, разочарование, разлад психики, и тому подобное:
«Ваша болезнь психосоматического происхождения: чтобы победить её, вам необходимо сперва преодолеть себя»;
«Уклон градусов шесть, дорога обледенела, взъедем? – Машина с муфтой Халдекс, движок сто сорок лошадей, новые зимние шины, багажник пустой – преодолеет!»;
«Оборотные средства на исходе, что делать? – Я уже договорился о предоплате за будущие поставки, так что преодолеем и этот провал»»;
«Лучший способ преодолеть похмелье – не перебирать лишнего накануне».
Ещё синонимы «пересилить», «справиться», «управиться». Частичные синонимы «взять» (физическое препятствие), «победить» (болезнь, упадок сил, нравственно-психическое расстройство), «миновать» (финансовые, семейные и т.п
затруднения), «избежать» (проблем из-за собственной небрежности, неосмотрительности, неумеренности).
В науке и технике – совершить открытие, отказавшись от устоявшихся представлений, добиться принципиально важного результата:
«Чтобы разработать гелиоцентрическую систему, Николаю Копернику нужно было преодолеть схоластическую методологию познания»;
«Опыт Майкельсона-Морли вынудил научное сообщество преодолеть ограниченность классической физики и взять на вооружение релятивистское мировоззрение»;
«Звуковой барьер впервые в мире преодолел самолёт Bell X-1 14 октября 1947 г.»;
«Радиолюбители 20-х годов XX в., обнаружив явление переотражения коротких радиоволн в атмосфере, преодолели так называемый “запрет по мощности передатчика” на сверхдальнюю радиосвязь»;
«Первым космическим аппаратом, преодолевшим земное тяготение, был советский межпланетный зонд “Луна -1”».
Синоним «победить»; частичный «взять» (некий принципиально важный порог, барьер, граничное значение величины).
В спорте – одержать безусловную победу, существенно улучшив результат соперников:
«Взяв в 1961 г. впервые в мире высоту 2 м 25 см, Валерий Брумель преодолел многолетнее превосходство американских легкоатлетов в прыжках в высоту без шеста»;
«Преодолев сопротивление всех соперников в трёхкратной борьбе на “Золотую богиню”, сборная Бразилии навечно привезла на родину престижнейшую из футбольных наград».
Синонимы «пересилить», «справиться »; частичные «взять», «побить» (улучшить прежний рекордный результат), «победить», «переиграть» (в групповых спортивных играх), «одолеть», «осилить» (без упоминания ответных действий противостоящей стороны (сторон) – «осилив всех соперников»).
В переносном значении – переместиться на определённое расстояние:
«Свежие, хорошо обученные и подготовленные пехотинцы в составе роты в марш-броске способны преодолеть за летний световой день дистанцию 35-37 км по слабо пересечённой местности»;
«Сколько может преодолеть эта машина на полной заправке? – 600 км по трассе, до 450 по просёлку».
Синонимы «одолеть», «осилить»
Частичные синонимы «брать» (заданную дистанцию), «пройти», «проехать» и др. сообразно способу и цели передвижения.
Приложения
О других проектах Викимедиа:
Огюст Прео , на Викискладе?
Библиография
Монографии
- Теофиль Сильвестр , История живых и зарубежных художников: этюды с натуры , Париж, Э. Бланшар, 1856 г.
- Станислас Лами , «Антуан-Огюстен Прео», в « Словаре скульпторов французской школы XIX века» , том 4, Париж, Э. Чемпион, 1914–1921 гг.
- Коллектив, Огюст Прео, скульптор-романтик (1809-1879) , каталог выставки, Париж, Музей Орсе, 20 февраля — 18 мая 1997 г .; Блуа, замок Блуа, 20 июня — 28 ноября 1997 г .; Амстердам, Музей Ван Гога, 17 октября 1997 г. — 11 января 1998 г., Париж, Галлимар, Réunion des Musées Nationaux, 1997.
- (ru) Нэнси Давенпорт, «Источники для Preault« Туэри, эпизодический фрагмент большого барельефа »», Источники — заметки по истории искусства , том 11, осень 1991 г., с. 22-30 .
- (ru) Чарльз Миллард, «Комиссия прео для нового Лувра: покровительство и политика во 2-й империи», The Burlington Magazine , том 131, сентябрь 1989 г., стр. 625-630 .
- (ru) Дэвид Мовер, «Антуан-Огюстен Прео», Бюллетень искусств Нью-Йорка , том 63, 1981, стр. 288-307 .
- (Коллектив), Путеводитель по коллекции, Musée des Beaux-Arts de Beaune, 2014.
Варя
- Люк Бенуа, Романтическая скульптура , Париж, Галлимар, переиздание 1994.
- Энн Пинджет (ред.), Французская скульптура XIX — го века , каталог выставки, Париж, Галери Nationales дю Grand Palais, 10 апреля по 28 июля 1986 года, Париж, Национальный музей, 1986.
- (ru) Элисон Уэст, От Пигаль до Прео: неоклассицизм и возвышенное во французской скульптуре , Кембридж, 1998.
Внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы изобразительного искусства :
Огюст Прео (1809-1879) |
||
---|---|---|
Круглая шишка | ||
Облегчение |
|
- Скульптурный портал
- Нумизматический портал
- Портал истории искусств
- Портал Франции в XIX — го века
Работы в публичных коллекциях
Клеманс Изор (1848), Париж , Люксембургский сад .
- Амьен , музей Пикардии : Николя Пуссен , 1848-1849, мраморный бюст.
- Бон , музей изящных искусств : Ундина , 1835-1860 гг., Бронзовая статуя в романтическом стиле.
- Бурбон-л’Аршамбо , церковная площадь: Ахилл Алье , 1839 г., бронзовый бюст.
- Бурж , площадь Жак-Кёр: памятник Жаку Кёру , 1879 г., мраморная статуя.
Памятник генералу Марсо (1851 г.), Шартр , площадь Эпар.
-
Шартр :
- Музей изящных искусств : Туэри , 1834–1851 гг., Бронзовый барельеф.
- Place des Épars: памятник генералу Марсо , 1845–1851 гг., Бронзовая статуя.
- Дижон , Музей Маньена : неопределенность , 1856 г., терракотовая статуя.
- Монморанси , кладбище Шампо : Адам Мицкевич , бронзовый медальон.
-
Париж :
- Кладбище Монмартр : Филибер Рувьер , 1866 г., бронзовый медальон.
-
Кладбище Пер-Лашез :
- Тишина , 1842 г. мраморный медальон, украшающий захоронение Якоба Роблеса ( 7- я дивизия);
- Лаура Сара-Роблес , бронзовый медальон 1874 г. ( 7- я дивизия);
- Поль Мерис иего жена Элеонора-Пальмира Мерис , бронзовые медальоны 1857 г. ( 26- я дивизия);
- Луи Деснуа , бронзовый медальон 1869 г. ( 55- я дивизия);
- Тулли Блюм и Максилиен Майер , 1875 г., два бронзовых медальона, недостающие произведения ( 55- я дивизия);
- Боль , 1873 г. Бронзовый медальон, украшающий могилу историка Эрнеста Морина (1826-1872) ( 61- я дивизия).
-
Церковь Сен-Жерве-Сен-Проте :
- Христос на кресте , 1839-1846, деревянная статуя;
- Сен-Жерве , 1847 г., каменная статуя.
- Церковь Сен-Поль-Сен-Луи , фасад: Sainte Catherine , 1860-1861 гг., Каменная статуя.
- Церковь Сен-Рош , часовня Сент-Сюзанна: Кенотаф аббата Л’Эпе , 1841 г., бронзовый бюст.
- Люксембургский сад : Клеманс Изор , 1845-1848 гг., Мраморная статуя.
- Музей Карнавале : Талли Монёз , 1875 г., бронзовый медальон. Копия, украденная до 1981 года, украсила могилу писательницы на кладбище Пер-Лашез .
- Музей Орсе : Офели , 1843–1876 гг., Бронзовый барельеф.
-
Луврский дворец :
- северо-восточный и юго-восточный угол двора Наполеона: Guerre et Paix , 1856–1857, каменные группы;
- фасад крыла Генриха II: Андре Шенье , 1856–1857 гг., каменная статуя.
- Pont d’Iéna , юго-восточная колонна: галльский всадник , 1849–1853 гг., Группа камней.
Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее.
Что означает традиция называть 19 августа Яблочным Спасом
Перенос праздника на конец лета, когда в Греции созревал виноград, способствовал появлению обычая после богослужения святить плоды. Так явление Царства Небесного освящает земные труды людей.
В России, где виноград не растет, его заменили яблоки, поспевающие на территории центральной России как раз к началу августа. Благочестивый обычай запрещал их употребление до праздника, так как начатки урожая должны быть освящены. А вот 6 августа по всей России открывались, часто прямо близ храмов, своего рода яблочные базары. Именно обилие этих плодов, освящаемых после службы, подарило празднику народное название «Яблочный Спас».
Обычай святить яблоки сохраняется доныне, хотя собственные сады есть не у всех, многие покупают яблоки, виноград в магазине. А вот употреблять ли их в пищу до праздника – вопрос, который многие современные священнослужители советуют решать со своим духовником.
Свято-Преображенские монастыри и храмы
Православный Преображенский монастырь на горе Фавор
Православный Преображенский монастырь на горе Фавор
Храмы, иноческие обители воздвигались на Фаворе еще со времен равноапостольной царицы Елены, которая построила здесь храм апп. Петра, Иакова и Иоанна. С VIII в. здесь образовался монастырь, впоследствии разоренный мусульманами. С XII в. молиться на горе верующие могли только раз в год, 6 августа.
Сейчас на горе две обители: католическая (францисканская) и православная.
Греческий монастырь основан в середине XIX в., когда на горе поселился архимандрит Иринарх, происходивший из Молдавии. Он начал восстановление одной из византийских базилик. Но официальное разрешение на это турецкие власти дали только в 1860 г. Его освящение состоялось уже после кончины архим. Иринарха, 6 августа 1862 г.
Обустройство обители проводилось на деньги благотворителей, прежде всего – Русского Палестинского общества. Ныне это женский монастырь Иерусалимской патриархии. Его главный храм имеет три престола – Преображения, прор. Моисея и Илии и свв. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского.
Чтимые святыни обители:
- икона Божией Матери, именуемая Акафистной;
- пещера Мелхиседека – по преданию, место, близ которого царь Салима встретил праотца Авраама (Быт. 14:18).
Паломники также стараются поклониться могиле основателя монастыря, архимандрита Иринарха. Она находится справа от храмовых дверей.
Возможные сложности
Чтобы правильно писать данное слово, следует помнить о том, какие трудности возникают при выборе верного варианта. Причем в нем несколько орфограмм, не только в приставке. Наиболее частые ошибки:
- Приодолеть. Здесь неправильно выбрана гласная буква в префиксе. Для решения проблемы следует вспомнить таблицу, иллюстрирующую варианты употребления, выбрать подходящий (равна по значению приставке пере-) или использовать стишок.
- Преодалеть. В этом случае неверно выбрана гласная в корне слова. Чтобы узнать проверочное слово к «преодолеть», следует использовать этимологию (происхождение). Поскольку первоисточником является лексема «доля», именно она и помогает проверить вариант правописания. В сильной позиции под ударением гласная «о», поэтому и в слабом положении следует употребить именно ее. Аналогично и «одолеть», пишется «о», вариант «одалеть» будет неграмотным.
Есть несколько иных сложных для запоминания слов, подчиняющихся этому же правилу, поэтому их также следует разобрать. «Превозмочь» имеет приставку пре-, поскольку она равна по значению префиксу пере-, привносит лексическое значение «пересилить», совершить поступок, прикладывая определенные усилия.
Следующая орфографическая задача — разобраться, как будет верно — приодеть или преодеть. Чтобы проверить, следует использовать таблицу с вариантами значения. Приодеть — значить одеть слегка более нарядно, чем в обычной ситуации. Соответственно, семантика приставки — неполнота действия, а писать следует при-.
Правописание таких глаголов как перебороть, пересилить особых трудностей не вызывает, поскольку в них приставка пере-. Единственное, что следует помнить — в русском языке префикса пери- не существует, поэтому перибороть и аналогичные варианты будут неверными.
Определенные сложности может вызвать и написание глагольных окончаний, например, «переборят» — вариант неверный, правильно будет «переборют».
Храмы в честь Преображения в России
Церкви, посвященные любимому на Руси празднику возводились уже с первых лет христианства на нашей земле.
Собор Мирожского монастыря
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Самый древний из ныне сохранившихся храмов – собор Псковской Спасо-Преображенской Мирожской обители. Он возведен в XI в. Сейчас это – единственный сохранившийся от времени до монгольского нашествия полностью расписанный храм. Фрески его открыты реставраторами с конца XIX в., они до сих пор не потеряли яркости красок.
Соловки
В честь Преображения освящен собор Соловецкой обители. Нынешнее его здание создано трудами игумена Филиппа (Колычева), одного из самых лучших, деятельных настоятелей монастыря (сер. XVI в.). Впоследствии св. Филипп стал митрополитом и был замучен опричниками Ивана IV. Через несколько десятилетий после кончины его мощи упокоились в соборном храме. Отсюда они были взяты в Москву царем Алексеем Михайловичем. Частица мощей ныне является одной из святынь храма, наряду с честными остановками основателей монастыря.
Преображенская на Бору
Этот храм, не дошедший до наших дней, стал второй церковью тогда еще очень небольшого города Москвы. Он выстроен благоверным князем Даниилом Московским в конце XIII в. Сын блгв. Даниила, Иван Калита, перестроил церковь в камне, впоследствии – сделал усыпальницей княгинь московского дома. Здесь погребены:
- супруга самого Калиты;
- мать блгв. кн. Димитрия Донского.
В том же храме в XIV в. погребли свт. Стефана Пермского, скончавшегося в Москве.
Храм, представлявший огромную культурную, духовную ценность, полностью уничтожен в начале XX в. при строительстве Большого Кремлевского дворца.
На площади Преображения
Эта церковь находилась на исторически значимом месте, в с. Преображенском, летней резиденции русских царей. Именно здесь провел детство Петр I, в этих местах появились его «потешные» полки, позже ставшие русской гвардией. Храм был сначала деревянным, с середины XVIII в. – каменным. Он дожил до 1960-х гг., когда, во время очередной кампании «борьбы с религией» его варварски взорвали. До настоящего времени просьбы верующих о восстановлении церкви на московской площади, все еще именуемой по уничтоженному храму, остаются без ответа.
«Собор всей гвардии»
Так именовали этот петербургский храм, принадлежащий созданному Петром I Преображенскому гвардейскому полку. Церковь построена в середине XVIII в. Ее удалось спасти от уничтожения в советские годы. Сейчас главные святыни храма:
- принадлежавший Петру I образ Спаса Нерукотворного кисти Симона Ушакова;
- список Богородичной иконы «Всех скорбящих радость».
Казачий храм в Астрахани
Церковь построена во 2 пол. XIX в. на пожертвования Астраханского казачьего войска. Она действовала до 1938 г., несмотря на неоднократные попытки закрытия или передачи «обновленцам». В конце 1930-х церковь закрыли, уничтожили все внутреннее убранство. Но верующие астраханцы добились передачи им здания уже с 1945 г. Однако, по решению властей, боявшихся «популярности» храма среди жителей города, были снесены луковичные купола. Не дали восстановить и полуразрушенную колокольню.
С 1992 г. церковь передана Николо-Угрешскому монастырю, теперь она является его подворьем.
Новый собор
Преображенский собор в Хабаровске.
На востоке страны, в Хабаровске, действует Преображенский собор, пожалуй, самый величественный храм города. Первый камень в его основание заложен патриархом Алексием II (2001), а уже 16 октября 2003 служили благодарственный молебен о завершении строительства. Оно велось на средства предпринимателей и православных жителей города. Роспись храма делала артель московских иконописцев.
Ныне собор, стоящий на берегу Амура – пожалуй, самое высокое здание города, ведь высота его – 83 м. Он может принять до 3000 человек единовременно.
Для чего же явились Моисей и Илия?
Этот вопрос хорошо освещает Феофилакт, архиепископ Болгарский, Моисей и Илия явились : для того, «дабы показать, что Он есть Господь закона и пророков, живых и мертвых, ибо Илия был пророк, и никогда не умирал, а Моисей был законодавец и умер. Сделано было это и для того, чтобы уничто-! жить сомнение тех, которые считали Его Илией или одним из пророков».
Беседа Иисуса Христа с Моисеем и Илией подходила к концу «и когда они отходили от Него» (Лк. 9,33), апостол Петр, скорбя об этом и проникшись дерзновением, произнес: «Господи! Хорошо
нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17,4). Евангелист Лука замечает, что апостол Петр в волнении чувств от необычного видения не знал, что говорил, «желая соорудить в пустыне три сени, поставляя Господа на ряду с рабами, и вызываясь сделать Ему одну сень, такую же, как и другим двоим», – пишет Иоанн Златоуст. Апостол Петр как бы говорил: «Не будем сходить с горы, будем здесь оставаться, чтобы избежать креста и страдания».
Во время этих слов апостола «явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако» (Лк. 9, 36). «И се глас из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17,5-6).
Когда апостол Петр заботился о крове рукотворенном, Господь внезапно творит кров нерукотворенный: светлое облако, свидетельствующее о присутствии милующего Бога. «Здесь облако светлое, а не объятое мраком, как было древле, потому что здесь хотел Он не устрашить, а научить. Ибо из облака был глас, объявлявший, что Он (Иисус) был от Бога. Слова: «В Котором Мое благоволение», – означают то же, что: «В Котором Я почиваю; Который Мне угоден». А наставление: «Его слушайте», – значит: «Не противьтесь Ему, хотя бы Он хотел распеться на кресте», – толкует блаженный Феофилакт.
Но почему они так испугались, когда услышали Божие свидетельство? Ведь и на Иордане было подобное явление? «Причина тому, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – уединенность и высота места, глубокое молчание, преображение, соединенное с ужасом, чрезвычайный свет и простертое облако, – все это повергло их в сильный трепет. Отовсюду окружали их поразительные вещи, и они, в ужасе, пали и поклонились». «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17, 7-10). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чтобы страх, слишком долго действуя, не лишил их (учеников) памяти, Христос тотчас рассеивает их ужас и предстает очам их один; и заповедует им не говорить о событии никому до тех пор, пока Он восстанет из мертвых». Это Господь сказал для того «чтобы кто-нибудь, услышавши об этом, не соблазнился тогда, когда увидит Его распятым, приняв Его за обманщика, который только призрачно совершает дела, свойственные силе Божией».
Символическое значение события
Смысловое значение праздника содержится во множестве его символических деталей, многое говорящих о церковном понимании празднования, о домостроительстве нашего спасения.
Время
Церковные праздники – не «годовщины» исторических событий. Поэтому их даты передают, прежде всего, духовный, а не земной смысл. Примером этого является праздник Преображения.
В Евангельских текстах рассказ о нем находится перед повествованием о последних днях жизни Господа на земле, Его Распятии. Казалось бы, логично отмечать Преображение во время Великого Поста, тем более что Предание говорит о том, что событие случилось за 40 дней до Распятия.
Однако радость о Царстве Небесном мало совместима с временем великопостного покаяния. Поэтому церковное торжество перенесено с февраля (хорошо известное историческое время события) на август.
6(19) августа тесно связано с Воздвижением Креста Господня, когда воспоминается Распятие. Он отмечается ровно спустя 40 дней. Так Церкви удалось символически показать суть события, его связь с крестной смертью Господа.
Символика места
«Гора Господня» – еще один древний символ, понятный как ученикам Христовым, так и верующим последующих поколений:
- высота ее символизирует приближение к Богу, к Небу; не случайно на горе Моисей получил 10 заповедей Закона, в горы уходили пророки для молитвенного уединения;
- сами по себе горы ассоциируются с Вечностью: жизнь человека кратка, горы были до его рождения, они пребудут и после;
- подъем на гору означает, что великие откровения не даются человеку, отягощенному суетой мира; а чтобы освободиться от нее, необходим труд восхождения;
- свою символику имеет возвращение Христа с учениками обратно, к подножию Фавора: Царство Небесное, блеснувшее ярким светом и скрывшееся, теперь необходимо заслужить земной жизнью, претерпевая страдания, борясь со своими страстями.
Моисей и Илия
Явление пророков, беседующих с Христом, также не случайно. Богословы еще первых веков церкви отмечают, что оно означает:
- царствование Господа как над живыми, так и над умершими, ибо «у Бога все живы»: ведь прор. Илия явился из Рая, куда был взят при жизни; а прор. Моисей – из числа умерших рабов Божиих;
- преемственность Ветхого и Нового Заветов: перед Христом склоняются, с Ним говорят те, кто всю свою жизнь ожидал, проповедовал будущее пришествие Мессии.
Три ученика
Даже три человека, присутствовавшие при событии, как указывает прп. Иоанн Дамаскин, выбраны Христом не случайно:
Установление празднования
Первые богослужебные гимны, посвященные Преображению, известны с V-VI вв. Русский литургист М.М.Скабалланович считал, что наиболее ранние из проповедей на праздник принадлежат свт. Андрею Критскому (начало VIII в.). А окончательное установление праздника на территории Константинопольской патриархии произошло к самому концу IX в.
Некоторые приходы западных христиан отмечали праздник также с IX столетия, но общецерковное торжество появилось только с 1457 г. Решение Папы Римского Каликста III было связано с победным для христианских войск сражением с турками близ Белграда летом 1456 г. Известие об этом пришло в Рим 6 августа того же года. Поэтому праздник стал отмечаться всеми западными христианами, однако он не относится к числу «торжеств» (аналогичных православным «двунадесятым» праздникам).
Молитвословия
Тропарь, глас 7
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и на́м, гре́шным, Све́т Тво́й присносу́щный// моли́твами Богоро́дицы, Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас тот же
На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя́ у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рови же пропове́дят,// я́ко Ты́ еси́ вои́стинну О́тчее сия́ние.
Величание
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́// пресла́вное преображе́ние.
Сияние Божественной природы: что значит Преображение Христа
Многие угодники Божии говорили, что этот праздник занимает особое место в ряду двунадесятых.
«Сияние Божественной природы»
Именно так определяет свет, который видели Апостолы на Фаворе, свт. Григорий Палама:
А прп. Иоанн Дамаскин говорит:
Но как же ученики смогли воспринять славу Божества, которой не удостоился в свое время даже пророк Моисей? Прп. Максим Исповедник говорит:
Образ будущего
Прп. Феодор Студит писал:
Но кроме этого, людям показана цель, к которой нужно стремиться. Свт. Иоанн Шанхайский говорит:
За Господом
А свт. Феофан Затворник говорит о том, как нужно следовать за Христом:
Свт
Иоанн Шанхайский особое внимание обращает на роль самого человека в собственном спасении:. Царство Господа, обещанное и показанное ученикам и всем нам – залог будущего и в то же время – задача
Ведь оно «берется силою» и требует от нас мужества на нашем земном пути
Царство Господа, обещанное и показанное ученикам и всем нам – залог будущего и в то же время – задача. Ведь оно «берется силою» и требует от нас мужества на нашем земном пути.
Наталья Сазонова