1 Регулярное техническое обслуживание
Помпа, как и другая техника, нуждается в техническом обслуживании. Для профилактики поломок необходимо следовать таким рекомендациям:
Летом, когда устройство не работает, его надо включать хотя бы раз в месяц на 15 минут. Но при этом прибор не должен работать всухую: если трубы на данный момент пусты, просто перекачивают воду из одной емкости в другую, подсоединив к ним агрегат шлангами
Эта процедура предотвратит окисление поверхности вала и продлит работу подшипника.
В отопительный сезон время от времени надо обращать внимание на работу устройства. Не начал ли агрегат шуметь, вибрировать или появились другие признаки неисправности? Не слишком греется циркуляционный насос? Ведь раннюю стадию неисправности гораздо легче устранить, чем запущенную.
Если в системе отопления перед помпой стоит фильтр грубой очистки, то его периодически проверяют на наличие ржавчины или других загрязнений.
Не стоит забывать о смазке и проверять ее достаточное наличие в предусмотренных местах.
Общее устройство циркуляционного насоса
Ремонт насоса
Если у вас есть действующая гарантия, желательно не делать ремонт самостоятельно, чтобы до истечения срока можно было ею воспользоваться. Существует большой модельный ряд насосов на современном рынке, которые являются неразборными, или разбираются частично. Поэтому возникают проблемы с заменой какой-то части техники, бывает, необходимо менять целый блок.
Когда гарантийный срок истекает, и при этом оборудование пригодно для разборки, можно решить некоторые технические проблемы самостоятельно, придерживаясь правил безопасности.
В управлении насосом главные элементы:
- конденсатор;
- блок клемм, чтобы подключаться;
- регулятор скорости.
Из-за небольшой емкости конденсатора, проверить его можно, используя мультиметр. Имея значительный отклонения показаний от нормы, его меняют на другой.
Если поломался регулятор скорости, он заменяется в сборе новым. Когда сложно запомнить расположение всех элементов, облегчите данный процесс, сделав фото своих действий. И тогда поэтапно вы соберете части циркуляционного насоса.
Правила эксплуатации циркуляционного насоса
При пользовании циркуляционным насосом для отопления следует придерживаться некоторых правил:
- Насос не должен работать с нулевой подачей. Поэтому следует постоянно контролировать его работу.
- Котел желательно часто использовать. При редких включениях некоторые элементы могут окислиться, и прибор выйдет из работы. Рекомендуют хотя бы раз в месяц включать его на короткое время.
- Если в отопительной системе отсутствует вода, то насос нельзя включать.
- Периодически проверять нагрев мотора. Нельзя допускать чрезмерного перегрева прибора.
- В насосах часто происходит выпадение жестких солей в осадок. Чтобы этого избежать необходимо, контролировать температуру теплоносителя. Она должна быть менее 65оС. Тогда циркуляционный насос сможет работать нормально.
- Необходимо проверять соединение электропроводов, которые находятся в клемной колодке.
- Обязательно нужно контролировать напор подачи воды в отопительную систему. При медленной или сильной подаче насос может ухудшить свою работу или вовсе перестанет выполнять свою функцию.
- Нужно проверить корпус насоса и выяснить присутствует ли заземление.
- Периодически проверять работу насоса. Следует это делать исходя из технических характеристик оборудования.
- При работе насос не должен шуметь или вибрировать. Работать циркуляционный насос должен без различного шума.
- Необходимо часто проверять места соединения труб с насосом. Иногда происходит течь теплоносителя. Если у вас случилась такая проблема, то необходимо заменить прокладки или же подтянуть соединительные компоненты. Нельзя допускать протечки при работе циркуляционного насоса.
Профилактика и обслуживание
Долгий срок службы и безотказная работа возможна лишь при соблюдении должных условий эксплуатации и регулярной профилактики насоса. Под обслуживанием подразумевается периодический осмотр и чистка насоса. Осмотр на предмет отклонений в работе следует осуществлять хотя бы раз в квартал, то есть два раза за отопительный сезон. Чистку желательно выполнять раз в два-три года в зависимости от качества воды и условий, в которых функционирует насос.
В течение всего периода эксплуатации желательно периодически проверять работу насоса:
- Места подсоединения проверяются на предмет протечки. При выявлении заменяются прокладки и уплотнители (пакля, ФУМ-лента и т.п.).
- Визуально проверяется наличие и состояние заземления.
- Звук работающего двигателя не должен сопровождаться лязгами или ударами, посторонними звуками.
- Двигатель не должен сильно вибрировать.
- Проверяется давление в линии и его соответствие номинальному.
- Корпус должен быть чистым и сухим. Если это не так, то следует провести внешнюю чистку, проверку электронного блока на предмет залива и устранить причину, по которой насос оказался мокрым.
Примерно раз в два-три года желательно выполнить чистку насоса, включая все его элементы. Это касается только моделей с возможностью разборки. Есть насосы с запрессованным или цельным, сварным корпусом, не предполагающие ремонта или разборки. Такие агрегаты работают на отказ и после заменяются на новый в сборе. Желательно доверить эту работу сервисному центру. Однако при наличии навыков и инструмента можно выполнить все самостоятельно
Потребуется:
- шестигранный ключ;
- шлицевая отвертка (плоская) на 4 и 8 мм;
- отвертка крестовая.
Перед разборкой насоса с системы сливается вода или дренируется отдельный участок, в котором задействован насос, демонтировать его и после уже приступать к разборке.
Порядок действий:
- Шестигранным ключом или крестовой отверткой откручиваются 4-6 болтов по периметру корпуса двигателя в месте соединения с ракушкой насосной части.
- Снимите ракушку, при этом крыльчатка останется на валу ротора вместе с двигателем.
- По периметру найдите четыре дренажных отверстия. С помощью узкой шлицевой отвертки понемногу по периметру поддевайте рубашку отсека двигателя под крыльчаткой. В результате вал с ротором и крыльчаткой выйдут из пазов и стакана статора. Помочь себе можно, если открутить защитную пробку с внешней стороны насоса, вставить в прорезь на торце вала отвертку и легкими ударами выбивать вал из опорного подшипника.
Разбор на этом завершен. Теперь следует очистить поверхность ротора, крыльчатки и внутреннюю поверхность ракушки от налета и накипи, если она есть, только не повредив поверхность деталей. Использовать грубый абразив не допустимо. Действовать лучше щеткой с полимерным жестким ворсом. Помочь могут чистящие средства, содержащие слабый раствор соляной кислоты. В крайнем случае, применяется самый мелкий наждак – «нулевка».
Для насосов с мокрым ротором, важно проверить чистоту канала внутри вала и дренажные отверстия, расположенные в защитной рубашке, разделяющей зону насосной части и двигателя. Жидкость к ротору поступает как раз через эти отверстия и после возвращается по внутреннему каналу, если они забиты – страдает охлаждение двигателя
Для насосов с сухим ротором важна гидроизоляция опорного подшипника. Если обнаружена протечка от блока насоса в блок статора, то следует заменить полностью все прокладки и уплотнители внутри аппарата.
Проверяется состояние подшипников, на которых опирается вал. Если они уже порядком разбиты, потребуется их замена, что в домашних условиях сделать предельно сложно, придется обращаться в сервисный центр.
Все уплотнители и прокладки внутри насоса следует проверить на износ и при необходимости заменить новыми. Как только все элементы очищены и проверены, выполняется сборка в обратном порядке.
Необходима чистка циркуляционного насоса
Возможные причины неполадок
Если при очередном профилактическом осмотре вы обнаружили, что циркуляционный насос работает «как-то не так», то это повод произвести более глубокую проверку с применением некоторых специализированных инструментов. Самые часто встречающиеся неполадки: отсутствие вращения ротора, перегрев насоса и плохой ток теплоносителя. У каждой из них может быть несколько причин. Давайте подробно разберем каждую возможную неисправность:
- отсутствие вращения ротора при включенном в сеть насосе. Как правило, это говорит о каком-то сбое в доставке электропитания к оборудованию. Первым делом вам нужно осмотреть все элементы, напрямую отвечающие за эту функцию: электрический провод, выключатель устройства и т. д. Если вы обнаружили любой дефект — например, даже мельчайшее нарушение изоляции — необходимо безотлагательно заменить поврежденную деталь на новую. Пока дефект не будет устранен, использовать устройство нельзя, так как это чревато замыканиями и прочими неприятностями. После проверки внешних элементов осмотрите пластиковый предохранитель. При частых перепадах напряжения в электросети он начинает плавиться и постоянно размыкает цепь. Если вы видите, что он уже откровенно деформировался, его нужно заменить. Следующий элемент, который необходимо проверить — это обмотка электрического мотора. Для этого вам пригодится мультиметр, с помощью которого измеряется уровень сопротивления. При нормальном состоянии обмотки показатель может варьироваться от 10 до 15 Ом или же от 35 до 40 Ом, в зависимости от конкретной модели ротора. Если мультиметр выдает бесконечность или значение, близкое к нулю, то это свидетельствует о необходимости замены обмотки;
- перегрев насоса. Обычно это происходит в тех случаях, когда циркуляционное оборудование по какой-то причине вынуждено работать с повышенной нагрузкой. Обнаружить перегрев довольно просто — если насос горячее, чем труба, то это явно свидетельствует о неполадках. В случае, когда это происходит с только что установленным новым оборудованием, есть смысл проверить правильность проведенного монтажа. Неправильное размещение прибора может провоцировать его неправильную работу. Если вы обнаружили какие-то недочеты, то необходимо заново произвести установочные процедуры, внеся соответствующие корректировки. Еще одной частой причиной перегрева является забивание элементов конструкции грязью. Большую роль в этом играют ржавчина и накипь. Они образуются в каких-либо участках трубопровода, а затем по кусочкам отваливаются и идут вместе с теплоносителем, засоряя все оборудование, куда попадают. Так происходит и с циркуляционным насосом. Наличие посторонних частиц внутри конструкции сужает путь, по которому идет теплоноситель. Таким образом, для продвижения жидкости насосу приходится применять больше усилий. Поэтому и происходит перегрев. Решением проблемы в данном случае служит очистка засоренных элементов. Про третью причину перегрева уже говорилось выше — в качестве нее может послужить недостаточное количество смазки на подшипниках, расположенных внутри насоса. Четвертой причиной может быть слишком низкое — ниже 220 В — напряжение в сети. Этот показатель вам необходимо проверить с помощью вольтметра и при обнаружении проблем исправить их;
- плохой ток теплоносителя. Имеются в виду ситуации, когда жидкость циркулирует с недостаточной скоростью. Причиной этому может послужить неправильное подключение, если в вашем доме используется сеть с напряжением 380 В. Проверьте правильность подсоединения электропровода к фазе — вполне возможно, что его нужно подключить к другой. Второй причиной плохого тока может послужить все то же засорение внутренних элементов конструкции, о котором говорилось выше. Это решаемо путем очистки элементов.
Как проверить сливной насос в стиральной машине своими руками
Проверка насоса стиральной машины не требует особых усилий и навыков. Но тем не менее не каждому домашнему умельцу удается все сделать правильно, а главное – без последствий.
Бывает и так: при неправильной проверке диагностируют поломку помпы, а причиной сбоя является вовсе другая деталь – и все силы потрачены впустую. Если же проверить помповый насос правильно, то можно легко обойти возможные проблемы и эффективно устранить неполадку вашей стиральной машинки.
Что нужно для проверки
Обычно о том, как проверить помпу на стиральной машине задумываются, когда возникают такие проблемы:
- Код неисправности. Появляется на электронном табло благодаря системе самодиагностики вашей СМА. В машинках без дисплея можно диагностировать поломку насоса, расшифровав комбинацию мигающих лампочке на панели управления. Если комбинация светодиодов или код ошибки говорят о сбое в работе помпы, то ее проверка обязательна.
- Перед тем как слить отработанную воду, СМ прекращает стирку и «зависает», не сливая содержимое бака.
- Насос слива воды не дает о себе знать – нет звуков или других признаков его деятельности.
Если вы уверены, что стоит проверять насос, не откладывайте свое решение, а начинайте заготавливать необходимый инструмент:
- Мультиметр (тестер).
- Две отвертки: шлицевую и плюсовую.
- Пассатижи.
- Шило.
Важно! Тестер должен быть исправным. Если его нет (а он нужен в любом случае), купите себе – стоит недорого, а в хозяйстве пригодится
Когда насос на стиральной машине не отключается или не качает воду, нужна проверка. Далее мы окажем посильную помощь советами, рекомендациями, фото- и видеоинструкциями.
Как найти насос
Перед тем как проверить, работает помпа или нет, нужно найти ее местоположение. Часто конструкция машинки позволяет увидеть деталь, даже не вскрывая корпус. Действуйте следующим образом:
- Отсоедините машинку от водопровода, канализационной трубы и выдерните шнур питания.
- Извлеките дозатор для порошка.
- Застелите пол тряпкой.
- Уложите машинку на бок.
- Если в вашей модели нет дна, то все просто – помпа будет находиться в открытом доступе прямо перед вами. Она расположена напротив сливного фильтра (это его вы проверяете и чистите каждые 3 месяца). В общем, эту деталь сложно не увидеть или перепутать.
Если же дно имеется, то его нужно снять, выкрутив крестовой отверткой крепления. Второй отверткой подденьте дно.
Если ваша стиралка защищена изготовителем от протечек на 100%, то прежде чем проверить насос в стиральной машине, нужно снять специальный поддон и датчик. Чтобы подобраться к помпе в таком случае, нужно действовать так:
- Отключить СМА из розетки, от труб – канализационной и водопроводной.
- Слить воду, воспользовавшись трубкой аварийного слива (находится около фильтра) или фильтром слива.
- Перенести технику в центр комнаты, постелить тряпку.
- Достать дозатор моющих средств.
- Слить воду через шланг или фильтр внизу корпуса.
- Положить машинку на бок.
- Поддеть и сдернуть все защелки на поддоне (обычно их четыре).
- Отодвинуть поддон, чтобы снять проводку, подходящую к датчику. Сам датчик крепится к поддону.
Важно! Датчик, который вы увидите на поддоне – это датчик протечек. Он срабатывает, когда в поддон попадает вода
Именно он, обнаружив протекание, блокирует работу машинки, останавливает поток вод, и предотвращает «вселенский потоп» в квартире.
Убрав поддон, вы увидите то, что искали – насос слива.
Профилактический осмотр
Для того чтобы эксплуатация циркуляционного насоса была беспроблемной, необходимо регулярно производить проверку состояния оборудования. Профилактический осмотр поможет выявить негативные факторы, способные привести в дальнейшем к серьезным поломкам. Их своевременное устранение позволит избежать форс-мажорных ситуаций и сложных ремонтных процедур.
Стандартный осмотр включает в себя несколько простых шагов:
- проверка герметичности соединений. Необходимо тщательно осматривать все фитинги, с помощью которых насос прикреплен к системе отопления. Некоторые разновидности соединительных элементов могут ослабевать со временем, поэтому их необходимо подтягивать. Кроме того, могут возникнуть проблемы с разрушением резьбы или уплотнителя — в таком случае, нужно раскрутить фитинг, нарезать дополнительные витки или намотать новый слой ФУМ-ленты, а затем собрать элемент заново,
- добавление смазки. Внутри прибора находятся подшипники, которые должны быть хорошо смазаны. В противном случае они будут хуже работать, что приведет к перегреву устройства,
- очистка фильтра. Сетчатый элемент постепенно забивается грязью даже в том случае, если вы используете очень качественный теплоноситель. Поэтому необходимо своевременно удалять частицы ржавчины и накипи, застревающие в фильтре.
Собственно, это и есть базовый набор действий, которые необходимо выполнять для профилактики. Кроме того, следует соблюдать некоторые правила эксплуатации циркуляционного насоса:
не допускать «сухого хода». Включение насоса должно производиться только в том случае, если в отопительной системе присутствует необходимое количество теплоносителя. Работающее «всухую» оборудование очень быстро перегорит, да еще и может утянуть за собой некоторые другие электроприборы,
не допускать длительного простаивания. Во многих регионах система отопления работает в сезонном режиме — с сентября по май. Понятно, что запускать ее в тридцатиградусную жару нет смысла. Но при таком долгом простаивании некоторые элементы циркуляционного насоса могут выйти из строя. Поэтому его необходимо включать хотя бы раз в месяц на четверть часа. Согласитесь, времени занимает немного, зато поможет избежать возможных проблем в дальнейшем,
изначально приобретать насос, характеристики которого полностью соответствуют потребностям вашей отопительной системы. Бывает так, что хозяева, в попытках сэкономить, покупают маломощный прибор и пытаются использовать его в системе с большим объемом теплоносителя. В результате, устройство постоянно работает на пределе своих возможностей и, конечно, очень быстро выходит из строя
Вот почему важно заранее произвести расчеты параметров, на которые следует ориентироваться при покупке. О том, как это сделать, вы можете найти информацию на нашем портале,
предусмотреть наличие датчиков перегрева и «сухого хода»
Эти регуляторы есть не на всех моделях, но желательно найти и приобрести прибор именно с ними. Самостоятельно вы можете не сразу заметить возникшую проблему. Например, если в системе произошла утечка теплоносителя, то пока вы ее обнаружите, насос будет работать вхолостую и может просто сгореть. А датчик среагирует мгновенно, автоматически отключив оборудование, и тем самым предотвратит поломку.
Причины поломки насосо в«Водолей»
Не смотря на функциональность и производительность, насосы Водолей обладают простой конструкцией. Это позволяет производить ремонт 60 % комплектующих устройства.
Насос постоянно в воде. Это приводит к тому, что устройство работает под действием нагрузки. Содержание абразивных материалов, ил, слишком высокая температура воды, неправильно подключение влияют на работу устройства. Но, не смотря на негативный характер воздействия, эти факторы приводят к постепенному изнашиванию и поломке механизмов. В результате, поломку можно выявить еще на начальном этапе, что упрощает ремонт.
Засор внутренней части глубинного насоса
Негативными факторами, влияющими на работу и состояние насосного прибора являются:
- работа устройства в холостом режиме без перекачки воды;
- концентрация песка и других абразивных материалов в воде свыше 50 %;
- работа с жидкостью, температура которой превышает отметку 40 градусов;
- резкие и частые перепады напряжения в рабочей сети;
- неправильное крепление окончаний троса в верхней точке скважины;
- неправильная фиксация кабеля прибора;
- неправильный вариант соединения под водой кабеля погружного электронасоса.
К факторам, которые могут привести к поломке и сделать необходимым ремонт насоса Водолей относят частое извлечение устройства из скважины, и отсутствие заземления. Отсутствие заземления приводит к проблемным поломкам, так как усиливает скорость коррозии металлических деталей. Кроме того, отсутствие фильтра на впускных органах насоса ведет к повышенной нагрузке на агрегат и, как следствие, его неисправности.
Рекомендации по разборке циркуляционного насоса
Перед тем как разобрать циркуляционный насос, если в этом возникла необходимость (например, при ремонте), надо отключить его от электропитания и снять с трубопровода, открутив все крепежные резьбовые элементы.
После того как насос демонтирован из системы отопления, можно приступать к его разборке:
- Снимается крышка, которая фиксируется на корпусе помпы при помощи специальных болтов.
- После снятия крышки из внутренней части насоса извлекается крыльчатка.
После этого доступ ко всем внутренним деталям помпы будет обеспечен, их можно осмотреть, почистить или заменить на новые, если в этом есть необходимость.
Часто встречающиеся поломки
Если никакие внешние факторы не оказывают вредного влияния на насос, а он работает неправильно, либо не работает вовсе, следует приступить к его тщательной проверке.
Чаще всего проблемы вызывает износ сальников.
Имеется ряд причин, ускоряющий данный процесс:
- Неравномерное движение вала, особенно с частым биением.
- Излишне сильно затянуты болты крышки агрегата. Лучше всего сальники справляются с задачей уплотнения, при достаточной их влажности, о чём можно судить по просачиванию капель жидкости сквозь набивку.
- Перегрев двигателя.
- Нарушена технология ремонта, к примеру, заменены не все уплотнительные кольца.
Кроме проблем с сальниками, поломки насосов происходят по причине недостаточного точного центрирования корпуса и силового агрегата. В этом случае разрушаются и сальники, и подшипники, приводя к выходу агрегата из строя, а такие проблемы решает лишь капитальный ремонт.
Также угрозу может нести отсутствие надлежащего ухода за подшипниками (их регулярной смазки).
Возможно, Вас заинтересует статья о классификации центробежных насосов.
Статью о центробежных самовсасывающих насосах для воды читайте .
Что включает в себя профилактический осмотр циркуляционного насоса
Для того чтобы работа насоса была бесперебойной, следует на постойной основе проверять состояние изделия.
Стандартная процедура происходит в несколько простых этапов, необходимо:
- Проверить соединения. Стоит внимательно осмотреть элементы, которыми насос прикреплен к системе обогрева. Некоторые детали соединения могут ослабевать по истечению некоторого времени, поэтому их следует делать плотнее. Более того, может быть нарушена резьба. В таком случае, нужно открутить фитинг, и намотать новый слой фторопластикого уплотнительного материала, после собрать конструкцию.
- Смазать детали циркуляционного агрегата. Внутри изделия для обогрева расположены подшипники, они должны хорошо смазываться жидкостью. Если вовремя не провести процедуру, техника может перегреться.
- Очистить фильтр. Сетка постепенно покрывается слоем грязи даже в том случае, если вы пользуетесь качественным теплоносителем. Вовремя удаленная ржавчина или загрязнения продлевают срок эксплуатации приспособления.
Профилактическая диагностика помогает найти негативные факторы, допускающие серьезные неисправности в дальнейшем.
Пошаговая диагностика
Итак, вы добрались до помпы. Как на стиральной машине самостоятельно проверить сливной насос? После того, как вы разобрали одну из стенок, проверьте состояние шлангов, проводки и патрубков. Они должны быть целостными, находиться в рекомендованном инструкцией положении, не содержать в себе инородных предметов, засоров и микротрещин.
С помощью специального оборудования проверьте напряжение, поступающее на насосные клеммы. Еще раз проверьте провода и цепи, соединяющие насос с главным процессором прибора. После успешной предварительной проверки можно заняться диагностикой насоса стиральной машины. Для этого вам потребуется:
- Демонтировать фильтр и проверить латексную крыльчатку на предмет повреждений. Эта деталь не должна вращаться слишком легко. Если деталь двигается излишне свободно, необходимо снять помпу и проверить, не слетела ли крыльчатка.
- Если же вращение затруднено, убедитесь, что в крыльчатке нет инородных предметов. Мелочь, которую не вытащили из карманов, монеты, ворс — все это может заклинить механизм, застопорив вращение насоса. При обнаружении грязи следует почистить насос. Также некоторые детали крыльчатки могут попросту деформироваться от времени, в этом случае ее придется заменить на новую.
- При попадании воды внутрь помпы, ее придется заменить. Ремонту такое повреждение не поддается, и все дальнейшие манипуляции попросту приведут к ее полному разрушению.
Периодически проводите такие проверки, и ваша машина будет исправно стирать ваши вещи на протяжении долгих лет.
В зависимости от признаков поломки применяем один из четырёх способов проверки стиральной машинки.
- Машинка не сливает воду
- Слышны посторонние звуки и шум
- Насос гудит и не качает
- Сливной насос не работает, и нет никаких звуков.
Проверку следует вести по принципу «от простого к сложному». Сперва проверяем на засор.
Проверять желательно, не вынимая сливного насоса из стиралки. Это сэкономит время и усилия, если выясниться другая причина неисправности. Некоторые модели машин довольно сложны в устройстве и с непривычки будет довольно сложно даже добраться до насоса.