Устройство ШРУСа ВАЗ 2121
Оба шарнира включают в себя принципиально одинаковые элементы, различающиеся лишь габаритами и стоимостью.
- чашеобразный корпус с ведомым валом;
- «кулак» в форме сферы с ведущим валом, образующий обойму ШРУСа;
- стальные шарики, расположенные в специальных канавках обоймы и сделанные из особых сортов металла.
Когда необходимо сделать поворот, изменяются углы обоих валов, шарики передвигаются по канавкам и передают физическое усилие на колеса переднего моста. Обычно применяется шарнир «Рцеппа» («шестишариковый»). Передать крутящий момент от КПП самостоятельно он не может: для этого используется вал – полая труба из стали, соединяющая наружный ШРУС с внутренним. Последний функционирует непрерывно при угле поворота от 10 градусов. Так же действует наружный узел при условии ровного движения. Но как только колеса поворачиваются, у наружного шарнира угол вырастает до шестидесяти градусов.
Если машина перемещается по неровной дороге, расстояние от наружного узла до внутреннего меняется, поэтому вал монтируется так, что способен то задвигаться, то выдвигаться.
Нюансы демонтажа переднего приводного вала Niva
Чтобы ознакомится с трудностями которые вас будут поджидать когда придется снимать передний приводной вал смотрите
Снятие приводного вала и замена внутреннего ШРУСа на Ниве или замена привода в сборе
Другие варианты
Не каждый может похвастаться наличием сварочного аппарата у себя дома. Для других подобные изделия оказываются дорогим вариантом, который жалко устанавливать на легкую дверь. В таком случае необходимую фурнитуру изготавливают из подручных материалов. Какой вариант окажется подходящим, зависит от размеров двери створки, и материала дверного полотна.
Для этого подготовьте транспортерную ленту и металлические пластины. Их толщина может быть сравнительно небольшой. Можно взять металл, толщина которого не на много превосходит толщину листов, которые используются при изготовлении консервных банок. Для крепления элементов фурнитуры подготовьте гвозди, длина которых равна 4 – 5 см.
Монтаж петель производят, выставив полотно в дверном проеме. Между вертикальной стойкой и дверным полотном оставьте один сантиметр с той стороны, где расположатся петли. Зафиксировав положение двери, прибивают петли. Для этого сначала располагают транспортерную ленту, а сверху – металлические пластины. Транспортерная лента в этом случае выполняет роль гибкого элемента, обеспечивающего открывание и закрывание створки.
Таким образом, изготовить петли самостоятельно может каждый. Такая фурнитура подойдет для гаражных ворот и входных дверей. Если к процессу изготовления подойти ответственно, можно сделать свой дом настоящей крепостью. Качественная и прочная фурнитура выдерживает внешнюю нагрузку, и при этом имеет эстетически привлекательный внешний вид.
Итак, разберем устройство карданной передачи
Эластичная муфта в этой конструкции поглощает резкие рывки и вибрационные движения.
Схема эластичной муфты:1 — муфта эластичная; 2 — фланец промежуточного вала коробки передач; 3 — грязевой отражатель; 4 — промежуточный вал коробки передач; 5 — гайка; 6 — уплотнитель центрирующего кольца; 7 — кольцо центрирующее; 8 — вкладыши муфты эластичной; 9 — болт; 10 — пробка; 11 — фланец переднего карданного вала; 12 — манжета; 13 — шлицевой конец переднего карданного вала.
С помощью двух фланцев муфта соединяет коробку переключения передач и передний карданный вал. Эти два механизма совмещаются с помощью центрирующего кольца на валу коробки передач и центрирующей втулки, которая находится во фланце карданного вала.
Карданные валы созданы из стальной трубы. Передний вал оборудован шлицевыми наконечниками, а задний — вилками карданных шарниров.
Промежуточная опора представляет собой шариковый подшипник, который установлен в кронштейне внутри резиновой изоляционной подушки.
Карданный шарнир состоит из двух вилок, соединенных между собой крестовиной. Сами вилки закреплены на карданных валах. На полых шипах крестовины находятся игольчатые подшипники с уплотнительными кольцами.
Что еще может стать причиной?
В целом, при поиске источника звука необходимо сначала проверять все подвижные элементы, которые задействованы при повороте. Осмотреть также все, что располагается возле рулевого вала, механизма, тяг, элементов подвески, колес. К примеру, выкрутившийся болт или саморез при касании к подвижным элементам будет издавать сторонние звуки.
Бывают и более специфические причины возникновения скрипов, которые отношения подвеске и рулевому механизму не имеют, но проявляются они исключительно при поворотах. К примеру, виной звуков может стать кузов. Составляющие несущей части соединены между собой при помощи точечной сварки. При обрыве мест соединения элементы начинают между собой тереться, причем непостоянно. При прямолинейном движении составляющие – неподвижны, а во время поворотов меняются силы, действующие на кузов, что и приводит к трению, а соответственно и скрипам.
Чтобы выявить источник звука не обязательно обращаться на СТО, достаточно загнать автомобиль на смотровую яму и попросить помощника повращать руль в разные стороны. Находясь в яме, можно очень легко определить причину появления скрипов. А далее уже действовать следует исходя из результатов.
Резинотехнические элементы достаточно просто смазать, чтобы на время избавиться от звуков. Но если источник – узел рулевого механизма, подвески или что-то еще, желательно в кратчайшие сроки провести ремонтные работы.
Когда руль при вращении скрипит, то водитель сразу воспринимает этот звук как сигнал для поиска неполадок. Это и логично, ведь чаще всего посторонний шум возникает из-за неисправности каких-либо систем или износа деталей. К тому же, если скрипит руль при вращении, то это создает опасность возникновения ДТП, что может повлечь за собой печальные последствия.
Конструкция и принцип работы кардана
Кардан может быть односекционным, двух, трех и более. Габаритные размеры карданного вала, естественно, тоже разные, для одних марок и моделей авто они очень маленькие, для других огромные.
Карданный вал состоит из:
- вал;
- две крестовины;
- скользящая вилка;
- резиновые уплотнения;
- фланец;
- подвесной подшипник;
- могут быть добавлены некоторые элементы, в зависимости от вида кардана.
Если кардан односекционный, то он состоит из одной центральной части и сопряженных с ней деталей.
Функционирует кардан за счет шарнирных механизмов, соединения крестовины с ведомой и ведущей вилкой.
Крестовина
Крестовина обеспечивает вращение сопряженных деталей с изменяющимся углом относительно друг друга. При угле вращения от 0 до 20 градусов достигается наивысший КПД. Если этот угол больше, то карданный вал начинает вибрировать, а крестовина изнашиваться.
Раздвижное шлицевое соединение
Это соединение обеспечивает работоспособность и устойчивость во время движения по неровным дорогам. Так как коробка передач (КПП) или раздаточная коробка жестко сидят в кузове автомобиля, а редуктор моста сидит на подвеске машины, то расстояния между ними изменяются. Поэтому карданный вал, который соединяет коробку и редуктор, должен изменяться в длине. Это обеспечивается за счет шлицев и пазов.
Подвесной подшипник
Подвесной подшипника карданного вала — это опора составного вала, который держит его, но дает вращаться. Крепления подшипника крепятся к кузову автомобиля. Сколько секций содержится в карданном вале, столько и подвесных подшипников должно быть.
Снятие привода
Операцию по демонтажу приводных элементов возможна при наличии:
- Домкрата;
- Чурбака;
- Балонного ключа;
- Ключей на 13, 17 и 23 (первые две разновидности в двойном количестве);
- Шлицевые отвертки;
- Выколотка;
- Приспособление для снятия хомутов заводского производства или сделанное из переставных клещей;
- Пыльники;
- Хомуты;
- Ступичная гайка;
- Смазка ШРУС-4М;
- Ветошь для вытирания смазки;
- Керосин.
На слегка поддомкраченной машине убирается колпак, закрывающий ступицу, полностью отвинчивается ступичная и ослабляются колесные гайки.
Вывешивается колесо и демонтируется.
Нижний рычаг плавно опускается на крепкий чурбак.
Удаляются гайки, удерживающие шаровую опору (в количестве 3 шт). Вал наружного ШРУСа аккуратно выводится из поворотного кулака, путем отведения последнего назад и вверх.
Поворотный кулак закрепляется с помощью проволоки за подходящий выступ. Нижнее крепление амортизатора освобождается от рычага, после чего необходимо приподнять домкрат еще на несколько сантиметров вверх.
Используя щипцы и отвертку, необходимо устранить хомуты пыльника внутреннего ШРУСа, а также непосредственно пыльник. Затем вынимается стопорное кольцо, расположенное внутри корпуса «гранаты», конструкция удаляется из автомобиля.
Конструкция и принцип работы
Более подробную конструкцию и принцип работы ШРУСов рассмотрим на примере авто ВАЗ-2199.
Данное авто обладает передним приводом, поэтому в конструкции привода задействованы ШРУСы.
Внешний элемент у этого авто выполнен по типу «Бирфильд».
На конце приводного вала, идущего от коробки передач, имеется внутренняя обойма с 6 канавками.
Внешняя обойма на внутренней поверхности имеет канавки. Сама обойма соединена с валом, на котором имеются шлицы, вставляющиеся в ступицу колеса.
Как заменить пыльник наружного ШРУСа на автомобилях ВАЗ
Внутренняя обойма входит во внешнюю и в имеющиеся канавки обеих обойм помещены металлические рабочие шарики. Чтобы шарики не выпадали, они вставлены в сепаратор.
Работает этот ШРУС так: при движении колесо за счет независимой подвески постоянно перемещается относительно кузова авто, при этом угол между приводным валом и валом, вставленным в ступицу, постоянно изменяется из-за неровностей дороги.
Шарики, перемещаясь по канавкам, обеспечивают постоянную передачу вращения при смене угла.
Конструкция внутренней «гранаты», которая у данного авто имеет тип GKN, та же, что и внешней, но внешняя обойма несколько длиннее, это и обеспечивает изменение длины приводного вала.
Наезжая на кочку, угол на внешнем ШРУСе меняется, а само колесо идет вверх. При этом смена угла влияет на длину самого приводного вала.
В случае применения GKN ШРУСа, внутренняя обойма вместе с шариками может заходить вглубь внешней обоймы, тем самым изменяется длина вала.
Конструкция шариковых шарниров с делительными канавками очень надежна, но при одном условии. Они очень чувствительны к загрязнению.
Попадание внутрь «гранаты» пыли и песка приводит к ускоренному износу канавок и шариков.
Поэтому внутренние элементы данного сочленения должны быть прикрыты пыльниками.
Повреждение пыльника приведет к вытеканию смазки ШРУСа и попаданию внутрь песка.
Выявить проблему с данными элементами очень просто – при полном повороте колес и начале движения со стороны приводных колес будут слышны характерные щелчки.
ВАЖНО ЗНАТЬ: Почему хрустит ШРУС, диагностика и устранение неисправностей
Признаки неисправности шаровых опор на Lada Kalina
Передняя подвеска автомобилей Lada Kalina выполнена по схеме Мак-Ферсон, в которой верхней опорой выступает амортизационная стойка, нижней — поперечный рычаг, связанный с поворотным кулаком посредством одной шаровой опоры. Такая схема довольно проста и надежна, однако этот узел содержит несколько подвижных деталей, поэтому надежно выявить неисправность шаровой опоры бывает непросто.
В общем случае о неисправности шаровой опоры говорят следующие признаки:
- Стук со стороны передней подвески при преодолении неровностей дороги на малой скорости;
- Повышенное усилие на руле при повороте;
- Скрип со стороны передней подвеске при повороте руля;
- Неравномерный износ шин;
- Неустойчивая траектория движения автомобиля при ровном руле.
К данным признакам следует относиться с осторожностью, так как они могут свидетельствовать о проблемах со ступичным подшипником, амортизатором и крепежом деталей подвески (рычагов). Для диагностики можно выполнить несколько простых действий
Во-первых, покачать автомобиль, и прислушаться к возникающим в подвеске звукам — этот способ хотя и помогает локализовать причину посторонних скрипов и стуков, но, к сожалению, может дать мало информации неопытным автолюбителям.
Во-вторых, можно проверить шаровую на люфт, покачав колесо руками, взявшись за него в верхней и нижней точках. В этом случае нужен помощник, который выжмет педаль тормоза. При раскачивании колеса не должно быть ощутимого люфта, хотя люфт опять же может свидетельствовать о проблемах со ступичным подшипником и деталями подвески.
Наконец, в-третьих, можно проверить шаровую опору на люфт тактильно. Для этого нужно положить ладонь непосредственно на опору так, чтобы одновременно касаться ее корпуса и пальца. При покачивании колеса (что лучше доверить помощнику) можно четко ощутить, есть ли в шаровой опоре люфт, и насколько он большой.
Также следует обращать внимание на состояние защитного резинового чехла (пыльника) — нужно периодически осматривать его на наличие трещин и разрывов. Даже небольшая трещина приведет к выдавливанию смазки и попадания внутрь чехла грязи, и, как следствие — к интенсивному износу шаровой опоры и резкому сокращению ее ресурса
При подозрении на неисправность или обнаружении явного признака поломки шаровую опору необходимо как можно скорее заменить.
Диагностические операции
Как можно провести диагностику состояния шаровых опор на Ладе Калине:
Первое, на что нужно обратить внимание – это состояние пыльника. Если он имеет трещины или порван, то его необходимо снять и провести диагностику шаровой.
Подвешиваем немного колесо и качаем его руками вверх-вниз
Если есть люфт, то шаровую пора заменить.
Наличие скрипа, как и тяжелый поворот руля, также могут быть признаками того, что шаровые опоры находятся в критическом состоянии.
Нестабильность в управлении, а именно уход с траектории движения влево или вправо, при ровном положении руля, свидетельствует о том, что шаровая опора вышла со строя.
Deconstructing the Filter Bubble: User Decision-Making and Recommender Systems
Чем зацепила
Статья исследует механизм filter bubble в рекомендациях. Предлагается свежий взгляд на задачу рекомендаций – статья не про построение рекомендера, а про то, как пользователи потребляют то, что им рекомендует сервис.
Краткое изложение
Авторы статьи предлагают модель, которая объясняет, как пользователи потребляют рекомендации. Модель основана на теории игр и исследованиях в экономике, поэтому можно считать, что она согласуется с реальным поведением пользователей. Здесь нет смысла рассказывать технические подробности модели, только основные положения:
-
Пользователь получает некоторый фиксированный monetary value от потребления каждого item-а. Этот value складывается из двух компонентов: общего для всех пользователей и персонального для конкретного пользователя. Первый можно считать неким универсальным качеством item-a – рекомендер может его выучить, используя данные многих пользователей. Второй компонент – специфичен для каждого пользователя и поддается только персонализированным рекомендерам.
-
Пользователь не знает свой value для item-ов. Вместо этого у него есть некоторое убеждение (belief) об общем и персонализированном компонентах value. Это убеждение выражается через вероятностные распределения.
-
На основании своих убеждений пользователь выбирает следующий item: берет item с максимальным матожиданием utility function по распределениям компонентов value. Функция utility устроена так, что пользователь предпочитает item с большим матожиданием value и маленькой дисперсией. Внутри utility есть параметр, который отвечает за рискованность пользователя. Осторожный пользователь сильно штрафует item за дисперсию value, а рискованный не сильно. Получается как бы anti-exploration: пользователи предпочитают «знакомые» item-ы даже если у них ожидаемое value меньше, чем у незнакомых.
-
После выбора item-а пользователь наблюдает его действительное value и обновляет свои убеждения. При этом обновляются распределения не только выбранного item-а, но и ближайших к ним.
-
Рекомендации помогают пользователю уточнить свои убеждения. В статье этот пункт раскрыт не очень глубоко. Понятно, что рекомендации рассматриваются как дополнительные байесовские апдейты распределений компонентов value.
В отличии от обычных статей по МЛ, модель не выучивается, а постулируется. Основные выводы в статье сделаны на основании симулированных данных из этой модели. Выводов довольно много, вот то, что мне показалось самым интересным:
-
Пользователи сами замыкают себя в пузыре. Это следует из пунктов 3 и 4 выше: они не любят неизвестные item-ы, и знают больше всего про item-ы, которые похожи на те, что они уже видели. Рекомендации на самом деле помогают пользователям выбраться из пузыря, заставляя их больше эксплорить.
-
Рекомендации заставляют пользователей потреблять похожие item-ы. Это объясняется тем, что модели легко выучить общий компонент value. Таким образом рекомендер вносит popularity bias.
Что можно применить
Не понятно, насколько модель отражает реальность. Например, в ней заложено, что пользователи не эксплорят самостоятельно. Это кажется сильным упрощением.
Что такое мебельные петли?
Мебельными петлями называют механизмы, которые закрепляются к фасадной части двери и стенке, благодаря чему позволяют открывать и закрывать дверь. Все они выполняют различные функции – есть самые простые петли, которые лишь удерживают дверцу, есть вариации с доводчиком или эффектом «плавного закрывания», без стука.
На сегодняшний день для установки дверей в основном используют четырехшарнирные мебельные петли — подобные конструкции отличаются простотой монтажа, они могут без каких-либо проблем служить долгие годы даже при частой эксплуатации мебели. Механизм представляет собой наличие таких элементов:
- планка;
- чаша;
- плечо.
Пример петли, обеспечивающей дверце плавный ход (стрелкой отмечен доводчик)
К самой дверце петля фиксируется чашкой, а планкой закрепляется к каркасу мебели. Для таких целей чаще всего используют шурпы и саморезы. Плечо в данном случае выполняет связующие функции, находясь между планкой и чашкой. Все элементы соединяются с помощью механизма на четырех шарнирах. В самой планке находится специальный винт, благодаря которому можно контролировать положение двери к каркасу шкафа.
Монтаж мебельных шарниров на кухонный шкаф
Замена пыльника ШРУСа своими руками — демонтаж привода, порядок замены
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Спор о том, какие автомобили: с передним или задним приводом выбирать, наверное, не прекратится никогда. У поклонников и первой и второй системы есть свои аргументы в пользу своих пристрастий и масса претензий к технологиям, использованным в машинах с противоположной системой привода.
За этим тихо наблюдают владельцы транспортных средств с полным приводом, ведь их этот спор не касается. Автовладельцы, у которых машина двигается посредство усилия задних колёс, с гордостью заявляют, что им никогда не придётся ломать голову над тем, как поменять пыльник ШРУСа, ведь этого механизма в машине попросту нет.
Это конечно, не самый убедительный аргумент, который сможет доказать, что ведущие передние колёса хуже, чем задние, но научиться производить замену пыльника ШРУСа всё же придётся.
Зачем нужна замена пыльника ШРУСа?
Меняем пыльник ШРУСа
Как известно ШРУС – шарнир равных угловых скоростей заставляет вращаться передние ведущие колёса и позволяет им при этом поворачивать. Особенность этого устройств и заключается в том, что оно передаёт вращательное движение полуосям, которые находятся под постоянно меняющимся углом по отношению друг к другу.
Конструкторы предусмотрели, что на шарнир будет действовать значительная нагрузка и изготовили его из очень прочных сплавов. Эксперты говорят о том, что хороший и ухоженный ШРУС может пережить и машину.
Достичь такого результата и сэкономить деньги (ведь замена шарниров – удовольствие не из дешевых), можно, выполняя определённые правила. И одним из таких правил является систематическая проверка состояния и своевременная замена пыльника ШРУСа.
Самые главные враги ШРУСа – это пыль, грязь, песок и вода, которые могут попасть в рабочую часть в движении. Для защиты от этих разрушающих факторов придуманы пыльники – резиновые защитные конусы, которые очень плотно закрывают механизм ШРУСа.
Если вы увидели, что порвался пыльник ШРУСа, его необходимо заменить незамедлительно. В ходе периодических технических осмотров необходимо внимательно осматривать пыльники и производить их замену, если резина утратила свою эластичность, появились трещины в складках, тем более, что сделать это не так уж и сложно.
Как поменять пыльник ШРУСа – технология ремонта
В литературе можно встретить множество советов о том, как производить замену пыльников. Многие рекомендуют менять их поочерёдно, т.е. сначала производится замена пыльника внутреннего ШРУСа, если он нуждается в замене. А затем следует дождаться, когда произойдёт износ или повреждение пыльника наружного ШРУСа. Это бессмысленная трата времени, сил и средств. Настоятельная рекомендация всем автолюбителям: если дело дошло до необходимости ремонта и обслуживания ШРУСов, снимается вал полностью и производится замена пыльника наружного ШРУСа и внутреннего одновременно.
Для подобного действия есть логическое объяснение:
- во-первых, если один из пыльников пришёл в негодность, то нелепо предполагать, что второй остаётся в идеальном состоянии, вероятнее всего вскоре второй пыльник также напомнит о себе и придётся лишний раз ставить машину на ремонт;
- во-вторых, если снимается один ШРУС, то второй снять проще простого и гораздо удобнее сразу проверить состояние двух ШРУСов и одновременно заменить пыльники.
- осмотр и замена смазки в шарнирах лишними никогда не будут, а позволят проехать ещё несколько десятков тысяч километров;
- в-третьих, даже если 50 раз заменить пыльники и смазку в ШРУСах – это всё равно дешевле, чем покупать новые шарниры из-за банальной лени или глупого «авось пронесёт».
Замена пыльника ШРУСа – дело на пару часов
Водители, которые не привыкли досаждать своим присутствием специалистам автосервисов, прекрасно знают, что лучшим мастером для машины является её владелец. В отношении замены пыльников ШРУСов следует отметить, что это не столь сложное мероприятие, способно сэкономить немало денег, но занимает совершенно небольшой промежуток времени.
Алгоритм демонтажа вала с двумя ШРУСами очень прост:
- снимается колесо и разбирается вся «навеска» на ступице, что позволяет извлечь наружный шарнир;
- откручиваются болты крепления внутреннего ШРУСа и… Всё!
С помощью обычного набора ключей и тисков снимаются оба шарнира и производится замена пыльников.
В процессе замены пыльников ШРУСа не уподобляйтесь плохому автослесарю и потрудитесь одновременно: провести осмотр состояния рабочих частей, обновление смазки.
Убедиться в том, что в процедуре нет ничего сложного, поможет мастер-класс по замене пыльника ШРУС в визуальном просмотре.
Замена шруса
ШРУС – деталь ходовой части, который необходима регулярная диагностика. Даже малое проникновение грязи и влаги может быстро привести в негодность. Избежать этого можно с помощью проведения осмотра резиновых чехлов на наличие повреждений. Для того чтобы понять какой износ детали, необязательно ехать на СТО, проверка и замена ШРУСа может проводиться автолюбителем самостоятельно, о которой было написано выше. Многие автомобилисты узнав стоимость замены шарнира, продолжают ездить со сломанной деталью, а зря. Замена ШРУСа — это единственный способ комфортно передвигаться на своем автомобиле.
Некоторые водители думают что эти делали долговечные и их не стоит менять, но это большое заблуждение. Произвести замену ШРУСа нужно сразу же как выявили хоть незначительные неисправности, в противном случае машина “станет колом”. Опытному хозяину машины не составит труда заменить шарнир самостоятельно, а новичку придётся “повозиться”. Небольшой совет: слейте немного масла с трансмиссии, перед снятием колеса и возьмите монтировку — она будет рычагом при снятии ведущего вала. Чтобы сменить ШРУС необходимо сначала снять колесо, открутить болты ступицы, убрать тормозной диск, суппорт, шаровую опору и рулевой наконечник. Монтировкой, спокойными ударами, отбиваем ведущий вал. Далее такими же ударами нужно выбить наружную “гранату”, вращая ее по полуоси и поставить новую деталь таким же методом. Ставя колеса на место будьте очень внимательны, так как есть вероятность получить развал колес. Длительность замены шарниров составляет около часа.
Регулярно диагностируйте свой автомобиль и тогда не придется возится с заменой ШРУСа.
Выводы
Исследователи все чаще обращаются к описанию подходов к применению глубокого обучения не только для генерации фичей, но и решения самой задачи рекомендаций. Это дает простор для экспериментов с моделями, которые у нас уже есть в продакшене.
Помимо описаний прикладных решений нам очень нравятся тенденции к появлению статей на общее понимание того, что выдают нам модели и как ведут себя пользователи.
Авторы одной из статей утверждают, что пользователи сами замыкают себя в «пузыре рекомендаций». Из этого можно сделать главный вывод-совет этого разбора: нам нужно следить за балансом exploration/exploitation и не только в рекомендациях.