Как выглядели и расшифровывались советские номера автомобилей

ЗиЛ-158

Городской советский автобус, производимый на Московском Заводе им. Лихачева и на Ликинском автобусном заводе. Серийный выпуск длился более 13 лет с 1957 по 1970 год и за это время было сделано 62350 экземпляров этой модели.

ЗиЛ-158 был следующей модернизацией ЗиС-155 и отличался удлиненным на 0,77 м кузовом и увеличенной до 70 человек пассажировместимостью. В отличие от предшественника автобус был переднемоторной компоновки с приводом на задний мост через карданную передачу с двумя подвесными подшипниками. Он оснащался модернизированным бензиновым шестицилиндровым двигателем объемом 5.55 л и мощностью 109 л.с., который работал в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач. Максимальная скорость достигала 65 км/час.

Кузов автобуса вагонного типа был оснащен двумя четырехстворчатыми дверями для пассажиров и одной распашной для водителя. Автобус отличался серьезными проблемами с прочностью кузова и из-за этого небольшим сроком эксплуатации (не более 8-10 лет). Самой известной модернизацией ЗиЛ-158 был туристический вариант ЗиЛ-158А и первый советский экспериментальный сочленённый четырёхдверный автобус ЛиАЗ-5Э-676 на базе модели ЛиАЗ-158В.

Была даже изготовлена в оном экземпляре двухвагонная автомотриса РА1 с использованием кузовов и силовой передачи автобуса ЗиЛ-158В. После конца пассажирской эксплуатации многие автобусы переоборудовались в грузовые фургоны, передвижные пункты питания и машины технической помощи.

Виды автомобильных номеров в СССР

В 1931 году в Советском Союзе выпущены первые госномера. Это были белые знаки, на которых черным цветом изображены две цифры и буква. За все время ведения учета номеров для авто в СССР несколько раз менялся формат регистрационных знаков и их внешний вид.

В 1980 году незадолго до начала Олимпийских игр в Москве была проведена последняя реформа советских автомобильных номеров. Фон остался белым, надпись – черной. Существовало несколько типов регистрационных знаков:

  • Для частного транспорта граждан. Имели формат «буква-четыре цифры-две буквы».
  • Дипломатические. Использовались для иностранного транспорта. В отличие от других категорий имели желтый фон. Выпускались в формате «одна буква-шесть цифр».
  • Для спецтранспорта. Ставились на автобусы, автомобили скорой помощи и пожарной службы. Изготавливались в формате «две буквы-четыре цифры».
  • Для государственного транспорта. Выпускались в формате «четыре цифры-две буквы».

Также автомобильные знаки делили на виды в зависимости от места, где они крепились:

  • Передние. Это были линейные знаки, в которых символы шли в один ряд.
  • Задние. Более крупные знаки квадратной формы, в которых надпись шла в два ряда.
  • Прицепные. Знаки в форме перевернутой трапеции крепились к грузовым прицепам.
  • Тракторные прицепные. Знаки, подобные предыдущему виду, но выполненные в форме обычной трапеции.

Несмотря на введение четкой классификации в начале 1990-х годов в некоторых регионах регистрировали транспортные средства с автомобильными знаками, не соответствующими нужной категории.  Причиной была нехватка госномеров.

Значение регистрационного знака

Во времена СССР для всех форматов автомобильных номеров использовались буквы и цифры. С каждой реформой менялся не только внешний вид, но и последовательность символов. Буквы имели определенное значение. Они указывали принадлежность к региону. Индексы создавали так, чтобы интуитивно можно было понять, в какой области или республике они были выданы.

Автономера СССР 1946 года

После окончания войны с регистрационными номерами началась полная неразбериха. Огромное количество гражданских машин с наступлением военного времени было передано для нужд армии, соответственно, и на учет они ставились уже под армейскими номерами. После победы уцелевшая техника возвращалась «на гражданку». Только вот прежние «довоенные» документы восстанавливать заново было очень проблематично. Также в стране появилось много трофейного неучтенного транспорта.

Словом, автономера СССР срочно требовалось приводить к общему стандарту, что и было сделано в 1946 году.

Форма табличек не изменилась, но на этот раз они стали желтыми, с черными индексами. Кроме того, буквенные символы в новом варианте были значительно меньше по размеру, чем цифры, поэтому на фронтальном номере их стали писать в левом верхнем углу, на заднем они так и остались посредине.

Автомобили с желтыми знаками катались по Советскому Союзу до конца пятидесятых годов, пока интенсивное развитие автотранспортной сети страны не привело к тому, что в некоторых регионах буквенно-цифровые комбинации были полностью исчерпаны. Номеров для новых автомобилей стало не хватать, и с этим нужно было срочно что-то делать.

Автономера СССР: размеры

Точной информации о габаритах номеров, которые устанавливались на машины до 1936 года, нет. А вот о параметрах более поздних регистрационных знаков говорится в ГОСТ 3207-36. В нем прописано все: и размеры цифр, букв, и даже окантовок. Ведь именно с этого стандарта задние и передние таблички стали разноразмерными.

Так, фронтальный номерной знак был длиной 58,5 см и шириной 12,5 см. Задний соответственно – 36×34,5 см.

Размеры желтых автономеров СССР представлены в ГОСТ 3207-46. Эти знаки стали немного меньше довоенных: передний – 38,5×11 см, задний – 28,5×18,5 см.

О параметрах так называемых черных номеров (1959 г.) говорилось в ГОСТ 3207-58.

После выхода этого стандарта размеры передних знаков учета стали – 46,5×11,2 см, задних – 29×17 см.

С самого начала 1980 года, а именно с 1 января, в СССР вступил в действие ГОСТ 3207-77. Этим стандартом были установлены следующие параметры для табличек: передние – 52×11,2 см, задние – 28,8×22,6 см. Кстати, именно в этом ГОСТе приводилась и расшифровка индексов, указывающих на регион.

Так, например, серия «уЧИ» на автономерах СССР должна была означать, что автомобиль зарегистрирован в Чечено-Ингушской АССР, а «вГР» – Грузинской ССР.

НАМИ-0284 «ДЕБЮТ»

В 1987 году Российским научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) был разработан переднеприводный прототип автомобиля, который был представлен на автосалоне в Женеве, произошло это в марте 1988 года. Машина получила кодовое обозначение- НАМИ-0284.

Этот автомобиль привлек на выставке огромное внимание публики и получил множество положительных отзывов критиков и экспертов мирового авторынка. У автомобиля была уникальная для того времени особенность, а именно, — впечатляющее низкий коэффициент аэродинамического сопротивления воздуха (всего 0,23 cd)

Это было удивительно, так как многие современные автомобили не могут до сегодняшнего дня похвастаться такими аэродинамическими характеристиками

У автомобиля была уникальная для того времени особенность, а именно, — впечатляющее низкий коэффициент аэродинамического сопротивления воздуха (всего 0,23 cd). Это было удивительно, так как многие современные автомобили не могут до сегодняшнего дня похвастаться такими аэродинамическими характеристиками.

Длина прототипа авто НАМИ-0284 составляла 3685 мм. Машина оснащалась 0,65- литровым двигателем, который в те годы устанавливался в автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111).

Кроме того, экспериментальная модель была оснащена электронным серво-рулевым управлением и круиз-контролем.

Несмотря на небольшой мощности двигатель (35 л.с.) и учитывая маленький вес автомобиля (менее 545 кг) он был способен разгоняться до 150 км/час.

ЗиЛ-130

Один из самых массовых советских и российских грузовых автомобилей, который производился почти 50 лет с 1962 по 2010 год и за это время было выпущено около 3,4 миллиона экземпляров. Выпуск ЗиЛ-130 производился на московском «Заводе имени Лихачева».

Автомобиль оснащался 8-цилиндровым карбюраторным четырехтактным V-образным верхнеклапанным двигателем мощностью 150 л.с. объемом 5969 куб.см. ЗиЛ-130 комплектовали гидроусилителем руля, синхронизированной 5-ступенчатой КПП, омывателем лобового стекла, частично предпусковыми подогревателями двигателя. После модернизации ЗиЛ-130 получил транзисторное зажигание, генератор переменного тока и измененную конструкцию шарниров карданной передачи.

В первые годы выпуска трехместная кабина имела два вентиляционных люка в крыше кабины и лючок воздуховода в левой части кабины выше педали сцепления, которые позднее были убраны.

Модельный ряд включал бортовой грузовик, шасси, седельный тягач, а также варианты с удлинённой колёсной базой. В 1977 году грузоподъемность ЗиЛ-130 была увеличена до 6 тонн, изменилась радиаторная решетка (фары и подфарники поменялись местами). С 1986 года автомобиль получил новый индекс — ЗиЛ-43410. На основе ЗИЛ-130 изготавливались автокраны, самосвалы, пожарная техника. В 1973 году ЗиЛ-130 получил Государственный знак качества СССР.

Автомобильные номера стандарта 1936 года

Буквально через два года после обновления номеров владельцы авто вновь были вынуждены снимать со своих машин устаревшие знаки и крепить новые, соответствующие последним стандартам.

На этот раз таблички поменялись довольно сильно. Теперь номера приобрели вид «негатива»: основной фон стал черным, а буквы с цифрами — белыми. Изменилась и сама форма надписи. Теперь автономера СССР (фото ниже) должны были обязательно содержать две пары цифровых индексов, разделенных чертой, а вместо названия Дортранса остались только две буквы, которые и должны были указывать принадлежность автомобиля к тому или иному региону.

Кроме того, передние и задние таблички стали отличаться по виду и размеру. Фронтальный номер имел вытянутую форму, на которой все шесть индексов были вписаны в одну строку: АБ 56-78. Задний знак – почти квадратный, верхнюю строчку занимали буквы, а нижнюю — цифры.

Кстати, именно с этого стандарта и вплоть до наших дней было решено в буквенных обозначениях никогда больше не использовать литеры: Ё, Й, Ь, Ы, Ъ.

Черно-белые автономера стандарта 1936 года продержались целых 10 лет практически без обновлений. Единственное изменение коснулось задней «жестянки»: если до войны пара букв располагалась точно по центру знака, то потом их сместили влево.

Топ-20 редких автомобилей, созданных в Советском Союзе.

Волга, Жигули, Газ или Москвич. Это самые известные советские марки автомобилей во времена СССР. Несмотря на это вы не найдете сегодня по стране восторженных владельцев этих старых автомобилей, которые остались бы довольны таким владением этим советским автотранспортом. Дело все в том, что большинство из автомобилей выпускавшихся в советские годы, были очень ненадежны из-за своего качества сборки.

Причина такой сомнительной надежности именно в том, что большинство этих автомобилей что создавались в СССР, были основаны и построены на базе конкретных зарубежных аналогов. Но из-за плановой экономики Советского Союза автозаводы были вынуждены экономить деньги буквально на всем. Естественно, включая сюда экономию и на самом качестве автозапчастей. Несмотря на паршивенькое качество всего советского автопарка в стране, у нас имеется своя богатая история автомира.

К большому сожалению, многие советские автомобильные марки прекратили свое существование после падения коммунизма и распада Советского Союза. Но к счастью, что определенная часть этих автобрендов советской эпохи выжили и существуют по сей день.

В наши дни популярность советского автотранспорта снова стала подниматься и выросла, так как многие модели автомобилей теперь представляют коллекционную и историческую ценность. Особенный интерес публики обычно возникает к редким и порой странным автомобилям, которые как-раз и выпускались во времена СССР.

Часть из этих моделей машин существовали только на чертежах в виде прототипов, которые так и не продвинулись в серию. Особенным эксклюзивом отличаются такие автомобили, которые были построены частными инженерами или конструкторами (самоделкинами).

Уважаемые читатели, мы собрали для вас в нашем обзоре самые редкие советские автомобили, которые когда-то появились в Советском Союзе и которые делают историю нашего Отечественного автомира на сегодняшний день гораздо интересней. И так, мы приступаем:

Как получить советский номер на автомобиль

Для получения номера СССР на авто или документы подобные этим, стоит обратиться к специальным конторам, работающим посредством Сети. Собственно, поэтому многие автовладельцы прибегают к нестандартным, изощренным методам, видя для себя корыстные преимущества.

Такие товарищи часто подвергаются огласке другими автомобилистами, дескать, первые игнорируют оплату налогов, штрафов для автомобиля.

Недовольные видят необходимость законодательного регулирования данного вопроса, потому что неправомерные действия, по их мнению, наносят прямой ущерб государству.

Расшифровка номера СССР на авто/Yandex Collections

ВАЗ-Э2121 «Крокодил»

Работы по созданию прототипа ВАЗ-Э2121 (буква «Э» в название модели означает «экспериментальный») начались в 1971 году. Машина разрабатывалась по заказу Правительства, которое захотело, чтобы в нашей стране появился свой собственный легковой внедорожник, чтоб он был доступен для общих масс. В конечном итоге инженеры стали разрабатывать такой внедорожник на базе моделей «Жигулей» ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103.

В итоге Тольяттинские конструкторы разработали прототип внедорожника- Э2121, который позднее получил прозвище- «Крокодил» (из-за цвета кузова, который получил один из опытных образцов). Данная машина оснащалась полным приводом и 1,6-литровым четырёхцилиндровым бензиновым мотором, который был разработан для следующего поколения автомобилей ВАЗ-2106.

Несмотря на достаточно неплохую идею и затраченные силы модель так и не пошла в серийное производство. Было построено всего два экземпляра, и все для инженерных исследований и испытаний.

Применение автономеров из Советского Союза сегодня


Автономера большой страны расшифровываются в соответствии с закреплением (ГОСТ 3207-77), как и номера регионов в России. Разумеется, что хозяйствующих субъектов было намного больше. Но соответствующая таблица также разработана. Причем в таблице выделено несколько серий для авто с возможностью выезда за границу: «ВЕ», «ВМ», «ВС», «ЕЕ».

Использование автономеров СССР в настоящее время разрешается. Единственным ограничением является замена знака при совершении любого регистрационного действия. Владельцы автомобилей на старых номерах, помимо желания выделиться в потоке, отмечают сразу несколько преимуществ таких авто:

  1. Не всегда удается проверить автомобиль по номеру.
  2. Легкость в противостоянии средствам фото и видео фиксации.
  3. Отсутствие необходимости оплачивать транспортный налог.

С учетом введения получения страховки после прохождения техосмотра, возникают сложности с получением полиса обязательного страхования. А для прохождения техосмотра требуется получение технического паспорта на авто.

КрАЗ-255

Тяжелый полноприводный грузовой автомобиль, производимый на Украине в г. Кременчуге с 1967 по 1994 год. Грузовик получил народные прозвища «лаптежник» и «крокодил». Автомобиль в 1975 году получил Государственный знак качества СССР.

КрАЗ-255 имеет трехместную кабину с деревянным каркасом и металлической обшивкой. Полноприводное шасси и мощный дизельный V-образный 8-цилиндровый двигатель ЯМЗ-238, мощностью 240 л.с. обеспечивали грузовику феноменальную проходимость при грузоподъемности в 7.5 тонн. В рулевом механизме был применен гидроусилитель поршневого типа.

Из дополнительного оборудования имелись: предпусковой подогреватель, система централизованного регулирования давления в шинах и лебедка. Запас хода грузовика при наличии двух топливных баков по 165 л каждый составляла 750 км. Максимальная скорость — 70 км/ч.

На шасси КрАЗ-255 для военных нужд делали автомобиль перевозки понтонов, тяжелый механизированный мост, экскаватор, стреловой подъемный кран, опреснительную станцию, радиолокационный радиовысотомер, топливозаправщик, автоцистерну и даже мобильный банно-прачечный комплекс. Для гражданской эксплуатации на базе КрАЗ-255 изготавливали вариант для Крайнего Севера, модификацию с раздельным (двухконтурным) приводом тормозов, седельный тягач и лесовоз. До 1993 года всего было выпущено 160732 экземпляра этой модели, около 30 тысяч из которых было отправлено на экспорт в страны Азии и Африки.

Основные типы регистрационных знаков

Изучая вопрос, какие буквы в номерах автомобилей есть и каких букв нет в гос номерах нет, стоит рассмотреть, какие в настоящее время существуют типы номерных знаков, кроме стандартных.

Обычные номера выдаются физическим лицам, имеющим в распоряжении автомобиль. Существует также специальные номера, которые отличаются не только по цветовому решению, но также по особой комбинации буквенных и цифровых обозначений.

Вот самые основные категории и особенности составления их регистрационных номеров:

  1. Знаки маршрутных транспортных такси. Они устанавливаются на современном общественном транспорте, на такси, то есть на городском и коммерческом транспорте. Это номера темно-желтого цвета, на котором обозначены 2 буквы и 3 цифры черного цвета. Код региона есть, а флага нет.
  2. Регистрационные знаки МВД России. Сейчас их устанавливают на грузовые, легковые авто, на прицепы и на мотоциклы. Общим форматом данных знаков является наличие одной буквы и четырех цифр.
  3. Номера транспортных средств, принадлежащих современным российским воинским формированиям органов законной исполнительной власти России. Знаки устанавливаются на средства передвижения, которые принадлежат современным войскам. Обозначения наносятся на пластину, не отражающую свет. Форматом является наличие 4 цифр и 2 букв. Основная информация по авто возлагается на код, расположенный в правой части номерного знака — он не совпадает со стандартными региональными кодами. Изучив его, специалисты понимают, к какой категории воинских частей относится транспорт.
  4. Регистрационные номера автомобилей, которые принадлежат к дипломатам и торговым представителям зарубежных компаний. Основная информация на таких номерах заключается в первых трех цифрах кода и букве, являющейся префиксом. Среди самых основных комбинаций подобных букв можно отметить CD — автомобиль посла или главы дипломатического официального представительства, СС — авто, принадлежащее консулу или главе консульства, D — авто принадлежит человеку, занимающему определенный дипломатический статус, Т — авто сотрудников дипломатического консульства, не имеющих соответствующего статуса.

Это различные по цвету и по структуре номерные знаки современных автомобилей, принадлежащим определенным структурам.

На каком бензине ездите?

АИ 95АИ 98

Стоит отметить, что современные оперативные автомобили ФСБ могут иметь разные по виду государственные регистрационные номера. более подробно описать их в рамках данной статьи будет невозможно.

Описывая основные отличия и структуру номеров автомобилей, стоит изучить особые буквенные сочетания, по которым можно отличить принадлежность автомобилей.

Вот самые популярные и значимые буквенные сочетания:

  • ААА — это администрация Президента России;
  • АММ — полиция;
  • АМО — мэрия столицы;
  • АМР — машины сотрудников правительства;
  • АОО — сотрудники управления делами Президента России;
  • ВМР — машины, принадлежащие правительству и банковским структурам;
  • ВОО — авто, которые принадлежат сотрудникам управления дел Президента;
  • ЕКХ — Федеральная служба охраны и ФСБ;
  • ЕРЕ — авто сотрудников Государственной Думы;
  • ККХ — транспортные средства ФСО и ФСБ;
  • КММ — пожарные автомобили;
  • КМР — авто органов правительства;
  • КОО — рабочие и личные машины сотрудников Конституционного суда и управления делами Президента РФ;
  • МММ — администрация;
  • ММР — правительство, финансовые структуры и ФСБ;
  • МОО — управление делами Президента России;
  • ООО — ФСБ;
  • РМР — министерство юстиции РФ;
  • САС — ФСБ и МВД;
  • СММ — органы полиции;
  • СОО — официальное управление делами Президента РФ, сотрудников Совета Федерации;
  • ССС — авто ФСО, ФСБ, сотрудников правительства;
  • ТМР и УМР — правительственные органы;
  • ХКХ — организации ФСБ и сотрудники ФСО.

Отвечая на вопрос, сколько букв используется в автомобильных номерах России, можно отметить по стандарту их должно быть три. В определенных ситуациях предусмотрено наличие дополнительного буквенного обозначения.

Например, на автомобилях, вывозимых из России, устанавливают знаки с отличительной особенностью. В левой части регистрационного номера находится буква Т.

Что касается цифровых сочетаний, то они в виде показателей от 01 до 89 соответствуют регионам РФ

Все без исключения номера, вне зависимости от принадлежности и категории, наносятся на специальные пластины, заламинированных с двух сторон специальной прозрачной пленкой методом горячего ламинирования.

Современные автомобильные номера несколько лет назад пришли на смену старым номерам. Банк? Они выполнены таким образом, чтобы быть воспринятыми установленными повсеместно камерами наблюдения.

Получится ли переоформить машину на советских номерах в ГАИ?

Да, практически во всех случаях правомерного перехода права собственности. То есть самое главное – это то, о чём мы расписывали выше: чтобы договор купли-продажи был действительным, продавцом должен быть хозяин старого автомобиля либо его доверенное лицо. Но есть ещё кое-какие тонкости!

Но ведь её нет в базе ГИБДД 2021 года?

Отсутствие данных об автомобиле в базе данных Госавтоинспекции не должно являться основанием для отказа в регистрационных действиях. Просто при очередных регдействиях с этим старым автомобилем его данные будут внесены в специальный реестр транспортных средств.

Все законные причины отказа в постановке на учёт указаны в статье 20 Федерального закона О регистрации. И здесь нет такого основания, как отсутствие у ГИБДД информации по данному автомобилю, просто потому что он старый и на советских госномерах. Если вас пытаются развернуть при попытке перерегистрации, то это основание для подачи жалобы вышестоящему начальству данного подразделения, а также в прокуратуру и заявления в суд о понуждении к совершению регистрационных действий.

Но важны другие условия, иначе отказ может уже законным:

  • машина в любом случае должна соответствовать Перечню неисправностей из ПДД,
  • в её конструкции не должно быть внесено изменений,
  • сама машина и её маркированные компоненты (в том числе кузов и двигатель) не должны числиться в розыске по базе ГИБДД,
  • VIN-номер и другие идентификационные номера должны быть на месте, читаемы и не изменены,
  • авто не должно быть ранее снято с учёта на основании утилизации (но тут есть варианты),
  • а у продавца не должно быть запрета на регистрационные действия.

Список документов для постановки на учёт

Он стандартен и включает в себя следующие бумаги:

  • самый главный – это договор купли-продажи как основание перехода права собственности на машину,
  • ПТС,
  • свидетельство о регистрации (но на старые советские автомобили может быть и техпаспорт),
  • квитанции об оплате госпошлины,
  • ваш паспорт как покупателя данной машины,
  • доверенность, если в ГИБДД обращается не сам новый собственник.

Подробную инструкцию по порядку постановки на учёт б/у автомобиля мы приводили ранее.

Если на автомобиль нет техпаспорта?

Утерянные документы на машину – довольно распространённое явление. Особенно, если автомобиль долгое время стоял в гараже, а хозяин уже давно умер.

И в этом случае отсутствие техпаспорта не является основанием для отказа в совершении регистрационных действий. В заявлении вы просто указываете, что регистрационный документ утерян, и вам в любом случае выдают новое современное свидетельство о регистрации и ПТС (который теперь стал вовсе электронным).

МАЗ-2000 «Перестройка»

Экспериментальная модель грузовой автомашины марки МАЗ-2000 получила кодовое название- «Перестройка». Грузовик был разработан с целью создания современной грузовой машины для использования его советскими транспортными компаниями.

Основной особенностью модели была модельная конструкция грузовой машины. Это означало следующее, что такие например детали автомобиля, как двигатель, трансмиссия, передняя ось и рулевое управление были расположены в передней части машины, что позволяло уменьшить зазор между кабиной и самой погрузочной площадкой. Благодаря модельной конструкции кабины МАЗа-2000 удалось увеличить и объем кузова авто на 9,9 куб. метров.

Потрясающий грузовик МАЗ-2000 был впервые показан на автосалоне в Париже в 1988 году, где произвел невероятное впечатление на публику со всего мира. Всего было построено несколько таких прототипов. К нашему глубокому сожалению проект так и не получил зеленый свет и данная модель авто так и не увидела производственную линию.

Многие эксперты считают, что грузовик «Перестройка» стал главным вдохновителем для конструкторов разрабатывавших грузовой автомобиль Renault Magnum, который поступил в серийное производство в конце 1990 года и затем в 1991 году получил престижную награду «Грузовой автомобиль года».

В чем же скрыта причина, что наш амбициозный проект МАЗ-2000 «Перестройка» не состоялся? Ведь судя по всему, препятствий для серийного производства ни каких не было. По слухам, которые ходят в автомире, этот проект не состоялся по причине того, что Михаил Горбачев продал Французам сам дизайн этого потрясающего грузовика. Естественно, что все это официально ни чем не подтверждено.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: