Блоки предохранителей
Находятся под панелью приборов.
Вариант 1
Характерен для более старых моделей и состоит из 2 отделов
Схема
Назначение
Левый блок
1FU1 | 8А Выключатель управления приводом пассажирских дверей. Питание системы сигнализации указателями поворотов и сигнализации дверей |
1FU2 | 8А Питание выключателя плафона водителя, аварийного выключателя |
1FU3 | 16А Питание приборов, блока АБС, система зажигания |
1FU4 | 8А Питание контрольных ламп, выключателя фонарей заднего хода |
1FU5 | 8А Питание левого стеклоочистителя |
1FU6 | 8А Питание циркуляционного насоса |
1FU7 | 8А Питание выключателя стекло омывателя, комбинации приборов и вольтметра |
1FU8 | 16А Питание противотуманных фонарей |
1FU9 | 8А Питание габаритных фонарей правой стороны |
1FU10 | 8А Питание габаритных фонарей левой стороны |
Правый блок
2FU1 | 16А Питание реле звуковых сигналов, осушителя воздуха |
2FU2 | 16А Питание выключателя обдува ветрового стекла |
2FU3 | 16А Питание выключателя плафонов салона, подкапотной лампы и розетки |
2FU4 | 8А Питание выключателя плафонов салона правой стороны |
2FU5 | 8А Питание фары левой «Дальний свет» |
2FU6 | 8А Питание фары правой «Дальний свет» Питание контрольной лампы «Дальний свет» |
2FU7 | 8А Питание фары левой «Ближний свет», выключателя задних противотуманных фонарей |
2FU8 | 8А Питание фары правой «Ближний свет» |
2FU9 | 8А Питание правого стеклоочистителя, фонари стоп-сигнала |
2FU10 | 8А Запасной |
Вариант 2
Состоит из 3 отделов (плат предохранителей).
Схема
I – с 1FU1 по 1FU13; II — с 2FU1 по 2FU13; III — с 3FU1 по 3FU13
Обозначение
1FU1 | Резерв |
1FU2 | 10А Управление дверями салона с места водителя; Спидометр электронный |
1FU3 | 10А Реле поворотов; Аварийная сигнализация |
1FU4 | 10А Осушитель воздуха; Спидометр электронный |
1FU5 | 10А Электромагнитный клапан останова, Зажигание |
1FU6 | 10А Обмотка реле возбуждения генератора; Лампа контрольная генераторной установки; Комбинация приборов и тахометр; АБС тормозов |
1FU7 | 10А Лампы контрольные; Фонари заднего хода; Управление блоком свечей накаливания |
1FU8 | 10А Управление подогревателем жидкостным |
1FU9 | 10А Циркуляционный насос, Противотуманные фонари |
1FU10 | 10А Стеклоомыватель; Указатель напряжения |
1FU11 | 15А Сигналы звуковые |
1FU12 | 10А Фонари габаритные правые; Плафоны освещения двери |
1FU13 | 10А Фонари габаритные левые; Лампы подсветки приборов |
2FU1 | Резерв |
2FU2 | 10А Плафоны освещения правой стороны салона |
2FU3 | 10А Стеклоочиститель левый |
2FU4 | 15А Стеклоочиститель правый; Фонари сигналов торможения, Переключатель света |
2FU5 | 10А Электродвигатель обдува бокового стекла |
2FU6 | 15А Электродвигатель обдува ветрового стекла |
2FU7 | 15А Электродвигатель отопителя места водителя; Циркуляционный насос дополнительный (для ПАЗ-32053-07) |
2FU8 | 15А Электродвигатель отопителя левой стороны №1; Электродвигатель отопителя левой стороны №2 |
2FU9 | 15А Фонари задние противотуманные; Электродвигатель отопителя правой стороны №1; Электродвигатель отопителя правой стороны №2, питание блока управления стеклоочистителями и стеклоомывателем |
2FU10 | 10А Фара головная левая дальнего света |
2FU11 | 10А Фара головная правая дальнего света; Лампа контрольная «Дальний свет» |
2FU12 | 10А Фара головная левая ближнего света |
2FU13 | 10А Фара головная правая ближнего света |
3FU1 | Резерв |
3FU2 | 10А Устройство ограничения скорости (для ПАЗ-32053-77) |
3FU3 | 15А Питание света фар, реле ближний свет фар / дальний свет фар |
3FU4 | 15А Плафоны освещения левой стороны салона. Розетка переносной лампы. Плафон мотоотсека |
3FU5 | 10А Электродвигатели принудительной вентиляции, питание обогрева зеркал заднего вида (для ПАЗ-32053-70) |
3FU6 | 10А Электродвигатель вентилятора водителя, розетка на панели приборов, питание системы внутреннего и наружного оповещения (для ПАЗ-32053-70) |
3FU7 | 10А Фары противотуманные |
3FU8 | 10А Обогрев зеркал заднего вида |
3FU9 | 10А Питание транспортного говорящего устройства; Питание магнитолы, разъём для подключения дополнительного оборудования |
3FU10 | 10А Резерв |
3FU11 | 10А Привод двери. Экстренное открывание дверей |
3FU12 | 10А Резерв |
3FU13 | 10А ЭБУ двигателя, реле стартера |
Сравнение с другими отечественными компаниями в таблице
На отечественном рынке наблюдается невысокая конкуренция среди российских производителей. В один ряд с предприятием из Нефтекамска по обширности модельного ряда, достоинствам техники и популярности торговой марки возможно поставить компанию «Группа ГАЗ». В таблице, располагаемой далее, представлен сравнительный анализ двух компаний.
Справка. Модели не всех типов постоянно присутствуют в ассортименте, рекомендуется следить за обновлением и пополнением модельного ряда на официальном сайте производителей.
Параметр | НефАЗ | ГАЗ |
---|---|---|
Дата основания, год | 1972 | 2005 |
Доля рынка, % | 4 | 80 |
Модельная линейка | Автобусы общего: городские, пригородные, междугородные, туристические и специального назначения: вахтовые, школьные, перронные. Модели на дизеле, метане, электрической энергии. Техника малого, среднего, большого и особо большого классов вместимости. | Автобусы общего: городские, пригородные, междугородные, туристические и специального назначения: школьные, ритуальные, грузопассажирские. Машины малой, средней, большой и особо большой вместимости. Техника, функционирующая на бензине, дизеле, газе, электричестве. |
Торговые марки | НефАЗ, КамАЗ | ПАЗ, ЛиАЗ, КАвЗ, ГАЗ |
Достоинства автобусов | значительное количество модификаций каждой из немногих моделей; доступная стоимость; применение инновационных технологий; удобство владения, эксплуатации и обслуживания; использование качественных и надежных комплектующих; соответствие актуальным экологическим стандартам; обеспечение комфорта для пассажиров различных категорий; обширный перечень дополнительных услуг. |
богатый модельный ряд, значительное число моделей и модификаций; улучшенные потребительские и технические характеристики; соответствие мировым стандартам; современный дизайн салона и внешнего оформления; невысокие эксплуатационные расходы; конкурентоспособная стоимость в сравнении с зарубежными аналогами; унификация моделей; широкая дилерская сеть; большой выбор опций; обширный перечень дополнительных услуг. |
Типы, модели, мощность двигателей
Самыми распространенными являются бензиновый двигатель ЗМЗ-5234, дизельные ММЗ-245.7 и ММЗ-245.9, Cummins ISF 3.8, ЯМЗ-5342.
Двигатель ЗМЗ-534 выделяется среди остальных улучшенными показателями за счёт увеличения рабочего объёма двигателя, применения камеры сгорания с частью объема в днище поршня, введения системы рециркуляции отработавших газов и конечно усиленного сцепления.
Автобус ПАЗ-4230 Аврора в двигателем ММЗ-245.9. Фото Википедия
Дизельные двигатели рассчитаны на работу в сложных природных условиях при низких температурах. Они более экономичны, чем бензиновые. В дизельных двигателях нет свечей зажигания, что позволит позже сэкономить на обслуживании.
На выбор покупателя бывают автобусы с разными двигателями. Так ПАЗ-32053 является базовым вариантом с бензиновым карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234. А ПАЗ-32053-04 с дизельным двигателем ЯМЗ-5342.
Наши дни
С 2000 года завод входит в холдинг «Группа ГАЗ». Масштабная реструктуризация принесла множество важнейших изменений:
- объединение цехов в единый корпус;
- оптимизация производственных линий;
- внедрение новейшего окрасочного комплексаEisenmann (Германия).
Новые мощности позволили выпускать автобусы среднего и большого классов, предназначающихся для городских и междугородних направлений (ПАЗ-4230 и ПАЗ-5272). Производитель был отмечен наградой «Лучший российский автобус малого класса».
С 2016 года завод изготовитель ПАЗ сосредотачивает силы на выпуске современной линейки пассажирского транспорта – Вектор NEXT, которая в том же году получила престижную награду «Маршрутный автобус года». Модели линейки, разработанные на базе шасси ГАЗонNEXT, оснащаются производительными дизельными или газовыми двигателями (CNG), соответствующими требованиям экологического стандарта Euro-5.
История марки
А начиналось все в самом конце позапрошлого века с маленькой мастерской в Будапеште (Австро-Венгрия), которую основал Имре Ури. Через 30 лет это предприятие стало производить автобусные кузовы, а при его сыновьях в 1939 г. было собрано 1 000 автобусов.
После окончания Второй мировой войны фирму национализировали и, объединив с АО «Икарус», оставили название последней. Свой путь к мировой славе эта фирма начала в 1962 г. после передачи ей завода в Секешфехерваре. Этот завод специально строился для производства автобусов «Икарус» 200-ой модели. Поставлялась подавляющая часть городских и междугородних автобусов в Советский Союз. С его распадом фирма, естественно, потеряв рынки сбыта, свернула практически все свое производство и разделилась на две — по числу заводов (Будапешт и Секешфехервар), которые выполняли индивидуальные заказы.
В предпоследний год прошлого века группа Ikarusbus попыталась вдохнуть в них «жизнь», но неудачно. В 2007 г. официально объявлено о банкротстве фирмы EAG (завод в Будапеште), а завод «Икарус» в Секешфехервар, перебиваясь «с хлеба на квас», существует и в настоящее время в условиях жесткой конкуренции внутри Евросоюза.
Виды
Междугородный автобус КАвЗ-4238 Аврора внутри. Фото Скат-Авто
В ассортименте производителя присутствуют автобусы различных видов:
- Первым и основным критерием для классификации является назначение техники. Под брендом КАвЗ выпускаются городские, междугородные и школьные автобусы, каждая модель которых соответствует всем стандартам и требованиям. Ранее производитель предлагал также и другие по назначению транспортные средства. Особой популярностью пользовался грузопассажирский транспорт.
- Вместимость и габариты кузова. Под маркой КАвЗ производятся транспортные средства малого и среднего типа. В зависимости от назначения техники показатели отличаются.
- В зависимости от компоновки присутствуют автобусы вагонного типа.
- В качестве топлива для пассажирского транспорта используется дизель и газ.
- Распространенным критерием для классификация является колесная формула, под брендом собирается техника 4х2.
- В соответствии с этажностью производитель предлагает только стандартные одноэтажные автобусы. Обусловлено это тем, что двухэтажные не так широко распространены в России, чем за рубежом.
- Низкопольные автобусы КАвЗ активно используются для реализации городских поездок.
Кроме этого, параметрами для разделения автобусов на отдельные категории могут выступать:
- нормы экологической безопасности;
- количество и габариты дверей;
- расположение двигателя;
- максимальная скорость;
- гарантия на автобус или ресурс кузова и прочие.
Выкуп акций DAF американской машиностроительной корпорацией PACCAR
Финансовый успех, которого достигла DAF в 80-е, и грандиозные планы по расширению бизнеса свелись к минимуму в начале 90-х. В Европе грянул экономический кризис. Спрос на грузовые автомобили снизился, компания понесла существенные убытки и, находясь на грани банкротства, вынуждена была продать филиал в Великобритании. На помощь пришло государство − выплатило долги и не позволило остановиться производству. В результате фирма снова поменяла имя и стала называться DAF Trucks NV.
Чтобы не повторять негативный опыт и максимально обезопасить предприятие в будущем, новое руководство пошло на решительные меры. В 1996 г. компанию продали американскому концерну PACCAR − производителю грузовиков, известных под марками Kenworth и Peterbilt. Благодаря сделке DAF Trucks NV получила солидную финансовую поддержку и не только укрепила свои позиции на мировом рынке, но и приступила к замене устаревшего модельного ряда.
Грузовик DAF CF
Появились усовершенствованные семейства тяжелых (95XF), средних (CF) и легких (LF) грузовиков, была разработана новая линия дизельных автомобилей. Запущено строительство современного моторного завода, реконструкция и обновление сборочного цеха в Эйндховене и цехов, производящих мосты и кабины, в Вестерло. Все это привело к тому, что грузовики DAF по техническим характеристикам превзошли большинство конкурентов, значительно улучшили качество и удобство для водителей.
История возникновения автозавода
В годы Великой Отечественной войны СССР требовалось большое количество автотранспортной техники для нужд армии. ГКО отдал приказ открыть на территории Белоруссии предприятие для восстановления старых и сборки новых грузовиков.
В 30-х годах на месте будущего завода располагались ремонтные павильоны Красной Армии, а в 1942 году Вермахтом было налажено обслуживание германских танков и другого транспорта. Немцы, используя принудительный труд пленных, возвели новые цеха и развернули самое крупное на оккупированной территории автомобильное производство.
После освобождения Минска бывший вражеский завод заняли белорусские специалисты, и 9 августа 1944 года приступили к восстановлению советских грузовых машин. Эта дата и считается днем основания МАЗа, хотя свое название предприятие получило позднее.
Уже к осени мастерская начала собирать автомобили из американских машинокомплектов марки Studebaker, получаемых по программе ленд-лиза. Произведенная техника отправлялась прямиком на фронт. Именно на эти грузовики устанавливались легендарные «Катюши».
После окончания войны И.В. Сталин дал распоряжение в сжатые сроки построить новый автомобилестроительный завод в столице Белоруссии. Строительство началось в августе 1945 года, а уже к 30-й годовщине Великой Октябрьской революции первая пятерка самосвалов МАЗ-205 (на базе Ярославских ЯАЗ-205) сошли с конвейеров предприятия и приняли участие в праздничном параде.
К концу 1948 года введена в эксплуатацию первая очередь завода, а в 1950 — завершено строительство второй, после чего МАЗ вышел на свою производственную мощность и быстро превзошел ее.
Описание и значение логотипа
Логотип ПАЗ до 2014-2015 гг. представлял собой разомкнутую снизу окружность с заключенной в нее четырехконечной геометрической фигурой, напоминающей корону. Нижняя часть знака – название ПАЗ.
С 2015 г. по результатам реструктуризации производства и компании новые и рестайлинговые модели выпускаются под контролем ГАЗ. Эмблема ПАЗ на них изменена, представляет собой оленя. То же животное размещено на гербе Нижегородской области.
Знак указывает и на принадлежность к холдингу. Предприятие-производитель после ребрендинга не изменилось, технологии остались теми же. Нововведения коснулись смены знака, сертификации, ужесточения требований к конечному продукту.
Прочие параметры
При выборе модели автобуса также следует обращать внимание и на другие параметры:
- Назначение. Под торговой маркой выпускаются городские, пригородные, междугородные, школьные, ритуальные автобусы, ранее выпускались вездеходы – ПАЗ-3206; некоторые модели (например, Аврора, Вектор 8.8, Вектор Next) имеют несколько модификаций, каждая имеет собственное назначение.
- Компоновка: бескапотная/вагонная (ПАЗ-3204) и капотная (ПАЗ-651).
- Расположение пола: низкопольные (ПАЗ-3237) и высокопольные (ПАЗ-3205).
- Расположение мотора: передне– (423470-04) и заднемоторные (ПАЗ-3237).
Модельный ряд
В продаже у дилеров можно найти новые модели 3204 (2009 г.) и 3205/06, 4234 (2015 г.). Серийное производство было налажено для модификаций 3010 (2005 г.), 3201 (1972 г.), 3237 и 32053 «Школьный» (2002 г.), «Реал» и «Вектор» (2007 и 2016 гг. соответственно).
«Школьный»
Стоимость рабочего автобуса, пригодного для эксплуатации, варьируется от 600 до 2500 тыс. рублей. Цена зависит от модели, комплектации, состояния и пробега.
Вариации высокопольного автобуса 3205 приобрели особое значение для всего мира. Каждый год реализуется более 1000 единиц автомашин. Автомобиль стал популярным среди работодателей, организующих перевозки рабочих, организаций туризма и общественного транспорта. Технические характеристики:
- одна автоматическая дверь, подключенная к панели управления водителя;
- мотор бензиновый, 8-цилиндровый, 4,25 л;
- двигатели различаются по модификациям, включая отечественные и зарубежные типы;
- при полной загрузке (20 сидячих мест для пассажиров), способен набирать скорость до 120 км/ч;
- расход топлива в городе – 20,5 л/100 км;
- имеет по два амортизатора на передней и задней подвесках зависимого типа;
- выпускается с пневматической тормозной системой, обеспечивающей дополнительную безопасность;
- топливный бак вмещает 105 л.
Почти 100-летняя история бренда ПАЗ и всемирное признание позволило заводу заслуженно называться главным производителем малых и средних автобусов в России. Предприятие входит в топ-10 самых крупных мировых поставщиков в своем сегменте. Сегодня логотип ПАЗ означает качественный и безопасный автомобиль, остающийся наиболее выгодным вариантом для пассажирских перевозок.
История создания
Новая модель ПАЗ-4234 впервые была представлена в 2002 году на 70-летнем юбилее Павловского автомобильного завода. Она была создана удлинением модели ПАЗ-32053/54 на одну секцию. После конструктивных доработок и создания полного комплекта техдокументации в 2003 году началось массовое производство модели.
Технические характеристики модели 2003 года:
- дизельный агрегат ММЗ-245,9, мощность — 136 л. с.;
- тормоза — барабанного типа с двухконтурным пневмоприводом и системой антиблокировки «Кнорр Бемзе»;
- мост — КААЗ;
- жесткая подвеска рессорного типа.
В 2007 году проведена модернизация, результатами которой стали:
- увеличение эксплуатационного периода и надежности;
- повышение комфортности водительского сиденья;
- улучшение дизайна салона — установка неполной перегородки между водительским местом и пассажирскими сиденьями, обшивка сидений искусственной кожей, монтаж защитной дверной планки;
- дополнение цветовой гаммы кузова салатовым, бежевым, светло-серым.
Городской/пригородный автобус ПАЗ-4234. Фото ЯрКамп
В 2011 году модели начали комплектоваться двигателями, соответствующими экологическим нормативам Euro-4.
В 2014 году представлена еще одна рестайлинговая версия.
История бренда
Несколько раз сменялись название, форма организации, привычный ПАЗовский логотип, а вся история перехода к серийному изготовлению автобусов насчитывает более 90 лет.
Начало
В 1929 г. Высшим советом народного хозяйства СССР был подготовлен план возведения предприятия в г. Павлово-на-Оке Нижегородской области. Строительство длилось более 2 лет. Павловский ЗАТИ должен был обеспечить потребности страны в выпуске кузовных конструкций и инструментария для шоферов.
Такое направление работы компании сохранялось вплоть до 1950 г. В течение двух последующих лет была проведена полномасштабная реструктуризация производства, реконструкция помещений и включение в стадии изготовления дополнительных линий и конвейеров. Новая история бренда ПАЗ началась в эти годы с серийного заказа на 5 машин.
История бренда ПАЗ
Первая партия автобусов маркировки ПАЗ-651 была выпущена в 1952 г. Модель оказалась грубой, но приспособленной к езде по пересеченной местности. Полную производственную мощность предприятие набрало к 1956 г., когда появились первые заказы на экспорт машин бренда. Нормы изготовления для рабочих составляли до 10 тыс. экземпляров в год.
Мировое признание
Качество производимой продукции возрастало, 651-ю модель подвергали пересмотру и модификациям, в результате чего следующий серийный ПАЗ марки 652 оснастили перегородкой между салоном и водителем, а радиатор перенесли на боковую сторону, что позволило уменьшить размеры корпуса.
Марка авто ПАЗ-652 набрала популярность по всему миру за счет возможности использования автомобиля в качестве магазина на колесах, госпиталя и станции забора крови. Экспортные единицы поставлялись под названием Mobile shop, что дословно означает передвижной магазин.
На начало 2000-х гг. мировое признание уже получили автобусы ПАЗ марки «Аврора», ПАЗ-4234 и 4223, ПАЗ-3237. С 2000 по 2010 гг. предприятие отметилось на всероссийских премиях с ПАЗ-3237 и 3204. Ввиду конкуренции с производителями автобусов большого класса (например, с Ликинским автобусным заводом), производство налажено для малого и среднего класса машин.
В 2005 г. от ПАО «ПАЗ» отделилось дочернее предприятие – ООО «ПАЗ», что позволило снизить долю необходимой к раскрытию информации и отчетность в контролирующие органы (структура стала более закрытой). Акциями компании почти на 94 % владеет холдинг ГАЗ.