Могут ли эвакуировать автомобиль без номеров

Закон что дышло?

Массу вопросов вызывает эвакуация автомобилей без номеров и с правовой точки зрения. Тот же КоАП не требует от автовладельца обеспечивать сохранность номерных знаков во время стоянки автомобиля. Более того, еще в начале 2013 года Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ вынесла соответствующее определение (N 5-АПГ13−20).

Тогда судебную тяжбу затеял некий гражданин В. Л. Вэскер, который, как и положено, пройдя со своей жалобой все судебные инстанции столицы, включая Мосгорсуд, и получив там отказ, добрался с апелляцией до Верховного суда РФ, где и добился победы здравого смысла!

Суд в частности отметил, что граждане имеют полное и неотъемлемое право в любой момент оставлять машину на платной парковке с нечитаемыми номерными знаками (ездить так нельзя, но это совсем другой вопрос) или вообще без номеров.

Штрафовать их, как прописано в части 3 статьи 8.14 КоАП (теперь уже города Москвы), за это никто не имеет права. То есть абсолютно никто: ни бог, ни царь, ни уж тем более московское ГКУ «АМПП».

Для чего водители скрывают номер

Так повелось, то автолюбители начали скрывать номер транспортного средства под пленками, грязью, другими видами отражающих веществ или полностью снимать его. Для чего это делается, вот основные ответы:

  • При въезде на территорию платной парковки, авто проходит парковочное оборудование (паркон), оно считывает номер автомобиля. Основываясь этой информацией, электроника парковки выписывает счет автовладельцу за использование автостоянки. В случае, если у устройства не получается считать цифры на номере– счет представлен не будет, можно сэкономить;
  • Подобные устройства устанавливаются также в местах размещения различных запрещающих знаков. В том числе, оборудование создано, чтобы считывать информацию с номерных знаков и передавать ее в ГИБДД для расчета штрафа непослушному владельцу;
  • Номера скрываются автолюбителями потому, что действующее законодательство не позволяет буксировать автомобили без номеров. И автовладельцы надеются на выполнение этой нормы сотрудниками ГИБДД, следовательно, авто сможет безнаказанно стоять там, где не положено.

Террорист или жертва кражи?

В тот день сотрудник издания по имени Алексей припарковал свою машину на привычном месте — на платной парковке у здания редакции. Рабочий процесс был в самом разгаре, когда его слух уловил знакомый многим автомобилистам тревожный звук работающего эвакуатора. Подлетев к окну и увидев свою машину, окруженную сотрудниками ГКУ «АМПП», Алексей устремился на улицу, где его авто было уже погружено на эвакуатор. Вежливо, но твердо владелец машины разъяснил сотрудникам службы эвакуации, что, несмотря на отсутствие на стоящем автомобиле номеров (что не запрещено законом), парковка им оплачена, а машина находится в установленном законом месте, предназначенном для стоянки. После этого он попросил сотрудников АМПП объяснить причину эвакуации и вернуть ему автомобиль.

Основанием для эвакуации, по словам сотрудника, является некое решение Антитеррористической комиссии города Москвы. На требование Алексея вызвать на место сотрудников ФСБ, что вполне логично при выявлении объекта, представляющего террористическую угрозу, пусть даже и в воображении работников не совсем профильного ведомства, эвакуаторщики отреагировали без энтузиазма. Возвращать машину владельцу они также не собирались.

Алексей, чувствуя за собой правоту, также не был намерен отступать. В результате на место были вызваны сотрудники полиции и ГИБДД, а работники АМПП предпочли скоротать время в кабине эвакуатора.

Работники АМПП предпочли скоротать время в кабине эвакуатора

Представители органов прибыли на место где-то через час. Все это время эвакуатор с погруженной на него машиной Алексея практически полностью перекрывал и без того узкий переулок.

Представители полиции не смогли внести ясность в ситуацию о правомерности эвакуации машины Алексея. Правоохранители лишь пожали плечами, кивнув в сторону сотрудника ГИБДД, — мол, пусть разбирается специалист, после чего удалились.

Действительно, сотрудник ГИБДД довольно быстро расставил все точки над i в данной ситуации. После проверки водительских документов Алексея и данных автомобиля никакого криминала в действиях его владельца обнаружено не было. По требованию инспектора автомобиль был моментально сгружен с эвакуатора и возвращен владельцу без каких-либо дополнительных условий.

Напоследок Алексею даже удалось взглянуть краем глаза на тот самый «секретный документ», на основании которого предполагалось увезти в неизвестном направлении его автомобиль. Документ, как выяснилось, действительно существует, но кем он подписан и насколько легитимен, из протянутой работником АМПП бумажки выяснить так и не удалось.

А ну как рванёт?

На первый взгляд, все это можно было бы списать на ухищрения парковщиков, не особо заморачивающихся формулировками поводов для эвакуации, если бы не одно «но». А именно, что в качестве основания для эвакуации рассматривается террористическая опасность, что, как известно, далеко не шутки. Москвичам, пережившим не один теракт, не надо объяснять, чем может грозить хотя бы одна пропущенная специалистами бомба или смертник.

По этой причине жители столицы всегда с пониманием относятся к ситуациям, когда на место предполагаемой террористической угрозы прибывают группы разминирования, кинологи и представители различных специальных служб. Благодаря их профессионализму, количество терактов в Москве в последние годы резко сократилось.

На этом фоне ситуация, когда автомобиль, по чьему-то мнению представляющий террористическую опасность, без эвакуации людей, выставления оцепления, вызова взрывотехников, кинологов и представителей спецслужб грузится на эвакуатор и куда-то везется через всю Москву, вообще не поддается никакому описанию.

О том, что будет, если условная машина с заложенным взрывным устройством взорвется от тряски при погрузке или движения по оживленной магистрали, страшно даже подумать.

Не меньше вопросов вызывает и то, как и кто определяет, представляет ли данный автомобиль террористическую угрозу или нет.

Заявление выглядит по меньшей мере странно, учитывая, что определить угрозу, исходящую от того или иного подозрительного автомобиля, и порядок дальнейших действий в этой ситуации способен далеко не каждый представитель специальных служб, не говоря уже обо всех остальных.

По словам специалиста, не обладающие нужными знаниями и навыками сотрудники ГКУ «АМПП» или МАДИ не имеют компетенции ни для того, чтобы точно определить исходящую от объекта угрозу, ни уж тем более для того, чтобы ее обезвредить.

Максимум, что они могут, — это до приезда специальной оперативной группы саперов или сотрудников силовых ведомств попросить полицию выставить оцепление возле подозрительной машины.

По его словам, осуществлять действия по разминированию, предотвращению взрывов могут только специально обученные люди из инженерно-саперных подразделений силовых ведомств и никто более. Научить этим навыкам в рамках курсов повышения квалификации или каких-то дополнительных занятий с непрофильными специалистами невозможно.

На каком основании?

Оставлять дело, не добившись полной ясности, журналисты «Ридуса» не собирались. За разъяснениями редакция обратилась в АМПП и МАДИ, а также к независимым экспертам.

Даже не юристу в глаза бросается тот факт, что данный документ является подзаконным актом, подменяющим КоАП РФ, при том что в случае противоречия положений подзаконного акта положениям закона приоритет остается за законом. В самом же законе о возможности эвакуации автомобилей без государственных регистрационных знаков, если они припаркованы без нарушения ПДД, не говорится ничего.

На вопрос «Ридуса» о том, насколько законна такая эвакуация, был получен следующий ответ:

Тихий переулок в центре Москвы, откуда пытались эвакуировать автомобиль Алексея, назвать местом массового скопления людей не поворачивается язык. Про какие-то сообщения граждан о подозрениях, вызываемых этим транспортным средством, сотрудники АМПП ни владельцу машины, ни даже прибывшим на место полицейским не сказали ни слова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: