5 советов, какую наждачную бумагу выбрать: виды, основа, маркировка

Инструменты для матирования

Для удобного матирования автомобиля пригодятся ошкуривающие и полировальные инструменты. Выбор зависит от площади окрашиваемой поверхности. Для полной перекраски кузова незаменимым помощником станет шлифовальная машинка. Экономной альтернативой для ровных поверхностей выступают бруски для наждачной бумаги, они же рубанки. С их помощью проще вручную обрабатывать поверхность автомобиля.

Ручное матирование требуется в сложных и неровных местах. При матировании рельефных деталей пригодятся скотч-брайты. Это гибкие и упругие абразивы на войлочной основе, позволяющие обрабатывать труднодоступные места без изменения формы. Они отличаются по степени агрессивности материала расцветкой – от красной для грубой работы, до зеленой для полировки.

Матирование вручную

При ручной обработке поверхности при матировании используется скотч-брайт или гибкая наждачная бумага. Эти материалы позволяют качественно обработать сложные рельефные участки

При этом важно помнить про изменении траектории ошкуривания при изгибе и учитывать его для равномерного матования

При ручной работе с абразивами существенно упрощает матирование шлифование с водой. Для смачивания кузова используется мокрая губка. Важным условием качественной обработки является чистота воды, поэтому следует часто ее менять. Избежать подтеков лакировки и шагрени поможет добавление в воду жидкого мыла. После матирования поверхность вымывается обильным количеством проточной воды и насухо протирается ветошью без ворса.

Матирование рубанком

При ручном матировании ровных поверхностей удобнее закрепить абразив на рубанке. Это деревянный брусок, который удобно держать в процессе матования. При работе следует надежно закреплять наждачную бумагу и регулярно изменять направление рубанка для равномерной полировки.

Матирование авто при помощи шлифмашинки

Универсальным выбором шлифовальной машинки для матирования автомобильного кузова является эксцентриковая, она же орбитальная машинка. Шлифмашина в разы ускорит работы по матованию в случаях:

  • полного снятия старого лакокрасочного покрытия;
  • обработки переходных зон отдельных участков кузова перед покраской;
  • выравнивания зашпатлеванных участков;
  • снятия транспортировочной грунтовки.

Подготовка к покраске и покраска автомобиля своими руками. Полный набор инструкций

Этап №5. Шлифование (различия сухого и мокрого шлифования, как правильно шлифовать

Одним из важных вопросов кузовного ремонта автомобилей является покраска, которая должна производиться в соответствии с ремонтной технологией и с помощью правильно подобранных материалов: шпатлевок, грунтов, красок и лаков. Основная задача ремонтной покраски – это восстановление заводского лакокрасочного покрытия с сохранением основных функциональных характеристик (механическая прочность, защита от коррозии и пр.), а также достижение максимального соответствия ремонтируемого участка по цвету и структуре оригинальному лакокрасочному покрытию кузова. Ремонт должен быть незаметен.

Рассмотрим основные технологические стадии кузовного ремонта: мойка и обезжиривание, зачистка поверхности, шпатлевание, нанесение грунтов и отделочных покрытий.

С помощью широкого ряда профессиональных продуктов для кузовного ремонта можно качественно осуществить подготовку к покраске и покраску авто своими руками. В случае если технология будет соблюдена, то результат будет впечатляющим. А приобретенные навыки помогут оперативно и без лишних денежных затрат осуществлять покраску всего авто либо только поврежденных деталей.

Материалы, входящие в состав ремонтной системы, должны отвечать следующим требованиям:

  • хорошая адгезия
  • антикоррозийная защита
  • выравнивающая (заполняющая) способность
  • цвет, позволяющий произвести незаметный ремонт
  • подходящий уровень блеска

Очевидно, что все эти факторы тесно связаны между собой. Для того, чтобы выбрать оптимальную систему ремонта, необходимо хорошее знание продуктов для кузовного ремонта и их характеристик.

Подготовка новых деталей

На новые авто­мо­биль­ные дета­ли нане­се­но спе­ци­аль­ное покры­тие, пред­на­зна­чен­ное для защи­ты от ржав­чи­ны. В зави­си­мо­сти от того, насколь­ко оно каче­ствен­ное зави­сит то, как его под­го­тав­ли­вать. Ката­фо­рез­ный грунт на каче­ствен­ных кузов­ных пане­лях, нано­си­мый на заво­де, слу­жит отлич­ной защи­той от кор­ро­зии. Если покры­тие неиз­вест­но­го про­ис­хож­де­ния или содер­жит сле­ды ржав­чи­ны, какие-либо повре­жде­ния, то его луч­ше уда­лять шли­фо­ва­ни­ем и грун­то­вать зано­во. Подроб­нее об опре­де­ле­нии ката­фо­рез­но­го грун­та и его под­го­тов­ке читай­те здесь.

Новые бам­пе­ра надо тща­тель­но про­мыть мыль­ной водой со скотч-брай­том (читай­те “под­го­тов­ка ново­го бам­пе­ра”), опо­лос­нуть чистой, высу­шить, обез­жи­рить. Для обез­жи­ри­ва­ния пла­сти­ка у неко­то­рых про­из­во­ди­те­лей суще­ству­ют анти­си­ли­ко­но­вые жид­ко­сти, допол­ни­тель­но умень­ша­ю­щие ста­ти­ку пла­сти­ко­вых частей. Пла­стик необ­хо­ди­мо покрыть уси­ли­те­лем адгезии.

Основные этапы подготовки авто к покраске

Грамотно организованные действия представляют собой систему и включают следующие шаги:

  • дефектовка кузова;
  • сварочные работы (при необходимости);
  • зачистка кузова машины;
  • шпатлевка;
  • шлифование поверхности;
  • грунтовка кузова.

Рассмотрим кратко каждый этап.

Проверка и сварочные работы

Чтобы выявить все дефекты, даже мелкие, кузов следует хорошо вымыть. Проводить подготовительные мероприятия к покраске грязной машины нельзя! Только оценив состояние автомобиля, можно спланировать дальнейшие работы, в том числе, сварочные. Они необходимы при выявлении глубокой ржавчины или совсем сгнивших участков кузова. Для этого осматривается:

  • днище;
  • стойки;
  • пороги;
  • крылья;
  • стыки кузовных частей.

Как производят зачистку кузова

Сначала все швы от сварки выравниваются до плоскости кузова с помощью болгарки. Следующий этап – обработка кузова наждачной шкуркой. Делать это руками необязательно, если есть орбитально-шлифовальная машинка и специальный рубанок. Ручная зачистка делается там, куда это оборудование не достает.

Рекомендуем: Замена передней подушки двигателя ВАЗ 2114

Шпатлевка и шлифовальные кузовные работы

Перед самой шпатлевкой нужно сделать кузов матовым, чтобы ни одно пятнышко не блестело. Для этого его затирают наждачкой Р220-260, затем наносят двухкомпонентную крупнозернистую шпатлевку на все вмятинки и сколы. Выбор марки шпатлевки – за автолюбителем. Соблюдение инструкций обязательно! Чтобы убрать мелкие дефекты, подойдет универсальная шпатлевка, а для микротрещин – однокомпонентная акриловая, нанесенная на грунтовку.

Шлифование поверхности

Дальнейшая подготовка к покраске авто состоит из шлифования обработанной поверхности кузова специальной машиной и наждачной бумагой Р80-120. Кстати, для проявления плохо зашпатлеванных мест используют проявочную пудру. На этом этапе еще возможно исправление. Затем поверхность «доводят» шкуркой с абразивом Р240-320, и почти готовый к покраске кузов обезжиривают.

Завершающий этап – грунтовка

Наиболее популярная грунтовка для кузова перед покраской – это акриловая, которая защитит его от коррозии. Начинают грунтовать машину с тех мест, на которые наносилось больше шпатлевки. Подготовленный состав наносят под давлением из компрессора тонкими слоями (обязательно после высыхания предыдущего слоя). Не стоит замешивать грунтовку заранее, срок ее пригодности – 1-2 часа.

После грунта на кузов распыляют тонкий слой контрастной по цвету краски – так называемый проявитель. Затем снова нужно шлифовать:

  • для акриловой краски берут шкурку Р400-600;
  • для металлика подойдет Р600-800 с серым скотч-брайтом Р500-600.

Вариант №1 – ручной способ проведения работ

Именно так выполняется шлифовка в 90% случаев, главным преимуществом этой технологии является простота и доступность, все материалы и оснастка стоят недорого и доступны в любом строительном магазине.

Ручной способ может освоить любой человек

Выбор абразивного материала

Это главный аспект, от которого напрямую зависит скорость и качество работы, поэтому отнеситесь к этой части процесса со всей серьезностью. Есть два типа материалов, которые можно использовать: наждачная бумага и абразивная сетка. Разберемся с каждым из них по отдельности.

Наждачная бумага для затирки шпатлевки (в народе шлифшкурка) – самый распространенный вариант, который отличается доступностью, она есть почти во всех магазинах, погонный метр материала шириной 115 мм обойдется примерно в 40 рублей.

Если вы не знаете, какой наждачкой затирать шпаклевку, то лучше вначале разобраться, чтобы не купить неизвестно что

Все абразивные материалы различаются по зернистости, чем она крупнее, тем грубее поверхность наждачки, а чем она меньше, тем тоньше получается обработка. Этот показатель маркируется буквой «Р» и цифрой, чем она больше, тем меньше зернистость. То есть вариант Р80 намного грубее, чем Р180 и так далее.

В этой таблице показана и советская, и европейская маркировки, разобраться в информации несложно

Теперь нужно разобраться с вопросом, какую наждачную бумагу использовать для затирки шпаклевки. Так как отделанная поверхность сама по себе имеет низкую зернистость, то использовать для первичной обработки вариант Р60, как рекомендуют многие, по меньшей мере, глупо, ведь такой абразив сильно поцарапает поверхность, а если состав нанесен тонким слоем, то он просто сдерется.

Для первичной обработки я рекомендую применять наждачную бумагу Р120, если неровности значительны, то Р100, но никак не крупнее. Если вы использовали качественный состав («Шитрок» или «Ветонит»), то он будет великолепно затираться и Р120, если что-то похуже, то берите Р100.

Этот вариант хорош в качестве первичной обработки

Для финишной обработки я чаще всего использую вариант Р180, он и шлифует хорошо, и следов почти не оставляет, позволяя хорошо подготовить поверхность под покраску. С помощью этой шлифшкурки основание очень быстро доводится до гладкости, но если вам нужно добиться идеального результата, то используйте материал Р240, мельче уже не надо, так как наждачка будет сильно забиваться.

Это самый мелкий вариант, который используется при шлифовке

Я часто слышу мнение, что лучше выбирать желтую, белую или какую-то другую наждачную бумагу. На самом деле от цвета ничего не зависит, нужно руководствоваться качеством, если вы проводите по поверхности, а с нее сыплются частички абразива, значит, материал не очень хороший. Что касается брендов, то я обычно использую «Клингспор» или «Мирка» и вполне доволен их показателями.

«Мирка» — известный производитель абразивных материалов

Есть и листовая наждачка, но ее используют намного реже из-за того, что стоимость данного варианта намного выше, а качество такое же.

Стандартные размеры листов 230х280, что не очень удобно в нашем случае

Теперь разберемся с абразивной сеткой, из названия понятно, что представляет собой данный вариант. Благодаря сетчатой структуре в процессе работы сетка забивается гораздо меньше, при том, что качество работ никоим образом не снижается. Все особенности этого типа материалов изложены в таблице ниже.

Маркировка – отличное решение для простоты использования

Ручное шлифование

  • Шли­фо­вать мож­но вруч­ную или при помо­щи шли­фо­валь­ной машин­ки. Руч­ное шли­фо­ва­ние брус­ком даёт боль­ший кон­троль над про­цес­сом. Машин­ка может исполь­зо­вать­ся на пер­во­на­чаль­ной ста­дии, а окон­ча­тель­ное вырав­ни­ва­ние нуж­но делать брус­ком с шли­фо­валь­ной бума­гой. Труд­но­до­ступ­ные места так­же шли­фу­ют­ся вручную.
  • Длин­ный шли­фо­валь­ный бру­сок поз­во­ля­ет вырав­ни­вать неров­но­сти на шпа­клёв­ке, кото­рые невоз­мож­но почув­ство­вать рукой. На глян­це­вой поверх­но­сти такие неров­но­сти могут выгля­деть как неболь­шие «вол­ны». Для рав­но­мер­но­го дей­ствия нуж­но надав­ли­вать на бру­сок с оди­на­ко­вой силой по всей его длине.

При исполь­зо­ва­нии брус­ка, важ­но соблю­дать тех­ни­ку шли­фо­ва­ния. Нуж­но делать про­хо­ды крест-накрест, вверх-вниз, впе­рёд-назад попе­ре­мен­но, делая преды­ду­щий про­ход в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии, 5 раз в одну сто­ро­ну, 5 в дру­гую. Нико­гда не шли­фуй­те толь­ко одно место, так как это вызо­вет углуб­ле­ние. При рабо­те с боль­шой поверх­но­стью, нуж­но исполь­зо­вать мак­си­маль­но боль­шой шли­фо­валь­ный бру­сок. Таким обра­зом, при шли­фов­ке будут сре­зать­ся воз­вы­шен­но­сти, но будут не заде­ты углубления.

Шли­фо­валь­ная бума­га долж­на быть не изно­шен­ной и чистой. Её мож­но исполь­зо­вать до тех пор, пока Вы чув­ству­е­те, что она сре­за­ет мате­ри­ал. Когда бума­га начи­на­ет про­сто лег­ко сколь­зить по поверх­но­сти, то её нуж­но почи­стить или заменить.

  • Меняй­те гра­да­цию абра­зи­ва после­до­ва­тель­но. Не меняй­те круп­ный сра­зу на мел­кий. Исполь­зуй­те сна­ча­ла абра­зив сред­не­го раз­ме­ра. Нач­ни­те с P60 или P80 и про­дол­жи­те P100-P120, P180-P220. Про­пус­кая раз­мер абра­зи­ва на несколь­ко сту­пе­ней, Вы услож­ня­е­те себе рабо­ту. Мож­но уда­лить цара­пи­ны, остав­лен­ные от абра­зи­ва P80, абра­зи­вом P180, но это будет сде­лать слож­нее, чем абра­зи­вом P120, а потом P180. Израс­хо­ду­ет­ся боль­ше шли­фо­валь­ной бума­ги и уйдёт боль­ше времени.
  • Если шли­фу­е­те рядом с кра­ем пане­ли, то наклей­те на край сосед­ней пане­ли маляр­ную лен­ту, что­бы защи­тить её, на слу­чай, если слу­чай­но заде­не­те при шлифовании.
  • На ремонт­ной обла­сти с боль­шой пло­ща­дью мож­но начи­нать шли­фо­вать шпа­клёв­ку до момен­та пол­но­го затвер­де­ва­ния. Нуж­но подо­ждать до 5–10 минут, когда шпа­клёв­ка затвер­де­ет, но всё ещё будет немно­го лип­кой и мяг­кой. Это облег­чит про­цесс её обра­бот­ки. Мож­но про­ве­рить, поца­ра­пав ног­тём, кото­рый дол­жен оста­вить след. Шпа­клёв­ку в таком состо­я­нии мож­но обра­ба­ты­вать спе­ци­аль­ным напиль­ни­ком, либо шли­фо­валь­ной бума­гой с круп­ным абра­зи­вом P60-P80. При таком спо­со­бе, не нуж­но надав­ли­вать слиш­ком силь­но, ина­че не полу­чит­ся убрать глу­бо­кие цара­пи­ны при после­ду­ю­щем шли­фо­ва­нии. Такой метод сокра­ща­ет вре­мя обра­бот­ки и умень­ша­ет коли­че­ство пыли. Нуж­но сре­зать неров­но­сти шпа­клёв­ки, но оста­но­вить­ся, когда она всё ещё выше уров­ня поверх­но­сти, что­бы оста­ток шли­фо­вать, когда он затвер­де­ет, более мел­ким абра­зи­вом. Далее исполь­зу­е­те шли­фо­валь­ную бума­гу P100-P120, кото­рой завер­ша­е­те при­да­ние основ­ной фор­мы шпа­клёв­ке и уби­ра­е­те гру­бые цара­пи­ны. Добав­ля­е­те, при необ­хо­ди­мо­сти шпа­клёв­ку. Сле­ду­ю­щим эта­пом меня­е­те шли­фо­валь­ную бума­гу на P120-P150, а потом P180-P220, кото­рые уже слу­жат для уда­ле­ния круп­ных цара­пин и под­го­тов­ке поверх­но­сти к грунтованию.
  • При шли­фо­ва­нии абра­зи­ва­ми сред­ней гра­да­ции, нуж­но, что­бы шпа­клёв­ка пол­но­стью затвер­де­ла, что­бы шли­фо­валь­ная бума­га не заби­ва­лась. На этом этапе,ваша зада­ча – добить­ся иде­аль­но ров­ной поверх­но­сти, с лёг­ким нажи­мом шли­фуя поверх­ность, а не надав­ли­вать сильно.
  • Очень тон­кий металл совре­мен­ных машин может созда­вать допол­ни­тель­ные про­бле­мы при ремон­те. Когда шли­фу­е­те ремонт­ную область, неко­то­рые места могут про­ги­бать­ся, и шпа­клёв­ка там будет ста­чи­вать­ся по-дру­го­му. Это нуж­но учи­ты­вать и кон­тро­ли­ро­вать сте­пень нажи­ма при шлифовании.
  • Для вырав­ни­ва­ния закруг­лён­ных поверх­но­стей мож­но исполь­зо­вать спе­ци­аль­ные эла­стич­ные бруски.

Основные этапы подготовки авто к покраске

Грамотно организованные действия представляют собой систему и включают следующие шаги:

  • дефектовка кузова;
  • сварочные работы (при необходимости);
  • зачистка кузова машины;
  • шпатлевка;
  • шлифование поверхности;
  • грунтовка кузова.

Рассмотрим кратко каждый этап.

Проверка и сварочные работы

Чтобы выявить все дефекты, даже мелкие, кузов следует хорошо вымыть. Проводить подготовительные мероприятия к покраске грязной машины нельзя! Только оценив состояние автомобиля, можно спланировать дальнейшие работы, в том числе, сварочные. Они необходимы при выявлении глубокой ржавчины или совсем сгнивших участков кузова. Для этого осматривается:

  • днище;
  • стойки;
  • пороги;
  • крылья;
  • стыки кузовных частей.

Как производят зачистку кузова

Сначала все швы от сварки выравниваются до плоскости кузова с помощью болгарки. Следующий этап – обработка кузова наждачной шкуркой. Делать это руками необязательно, если есть орбитально-шлифовальная машинка и специальный рубанок. Ручная зачистка делается там, куда это оборудование не достает.

Рекомендуем: Замена топливного фильтра на «Лада Приора»

Шпатлевка и шлифовальные кузовные работы

Перед самой шпатлевкой нужно сделать кузов матовым, чтобы ни одно пятнышко не блестело. Для этого его затирают наждачкой Р220-260, затем наносят двухкомпонентную крупнозернистую шпатлевку на все вмятинки и сколы. Выбор марки шпатлевки – за автолюбителем. Соблюдение инструкций обязательно! Чтобы убрать мелкие дефекты, подойдет универсальная шпатлевка, а для микротрещин – однокомпонентная акриловая, нанесенная на грунтовку.

Шлифование поверхности

Дальнейшая подготовка к покраске авто состоит из шлифования обработанной поверхности кузова специальной машиной и наждачной бумагой Р80-120. Кстати, для проявления плохо зашпатлеванных мест используют проявочную пудру. На этом этапе еще возможно исправление. Затем поверхность «доводят» шкуркой с абразивом Р240-320, и почти готовый к покраске кузов обезжиривают.

Завершающий этап – грунтовка

Наиболее популярная грунтовка для кузова перед покраской – это акриловая, которая защитит его от коррозии. Начинают грунтовать машину с тех мест, на которые наносилось больше шпатлевки. Подготовленный состав наносят под давлением из компрессора тонкими слоями (обязательно после высыхания предыдущего слоя). Не стоит замешивать грунтовку заранее, срок ее пригодности – 1-2 часа.

После грунта на кузов распыляют тонкий слой контрастной по цвету краски – так называемый проявитель. Затем снова нужно шлифовать:

  • для акриловой краски берут шкурку Р400-600;
  • для металлика подойдет Р600-800 с серым скотч-брайтом Р500-600.

Какой должна быть зернистость наждачной бумаги для работы

Как вы понимаете, для разной обработки материалов применяется разная шлифовальная шкурка. Речь сейчас не о форме выпуска, а о размере зерна, способе его нанесения. Тип абразива и способ нанесения имеет вторичное значение. Они больше влияют на долговечность использования материала. Но как обычно, лучше — значит дороже. Тут каждый уже выбирает сам. А вот размер зерна лучше подбирать под конкретные задачи.

Наждачка для шлифования дерева под покраску: выбор размера зерна

Какой наждачкой шлифовать дерево

Для того чтобы шкурка не забивалась, зерно должно быть нанесено с промежутками. Это открытый тип нанесения. В таком случае не придется часто ее «выбивать» или менять. Тип основы — бумага или ткань. Бумага дешевле, ткань дороже. Если есть шлифмашинка, смотрите в рекомендациях к ней. Для обработки вручную, можно закрепить кусок на специальный держатель или прибить к бруску.

Как выбрать зернистость наждачной бумаги для обработки древесины

Рекомендации по выбору зернистости даны в таблице. Для первичной обработки, идет шлифшкурка от P40 до P80. Это придание формы, снятие толстого слоя. Теми же материалами снимаем лак и краску с древесины. Для подготовки дерева к покраске нужна уже P100 до P240. Для шлифовки после нанесения первого слоя лака, берем P360 или P400. А доведение до гладкости — собственно полировка и лакировка — это уже совсем мелкие P500 и выше. Вообще, полировка — это отдельная тема, и там надо пошагово шлифовать и наносить краску или лак. И с каждым разом зерно берут все более тонкое. А завершают полировку, вообще мягким полировочным (войлочным) материалом.

Каким наждаком обрабатывать металл

Для обработки металла придется брать более жесткие абразивные материалы, а значит и более дорогие. Обычный корунд справится с алюминием и его сплавами. Ими же обрабатывают чугун, бронзу и черную сталь. Для латуни нужен хотя бы циркониевый, но лучше титановый или легированный электрокорунд. А еще лучше — керамический

Еще обратите внимание — способ нанесения должен быть закрытым

Для шлифовки и полировки металла нужен другой тип шкурки, а размеры зерна подбираем под вид работы

Принцип подбора зернистости тот же: для грубой обработки повышенная «шершавость» крупного зерна, чем тоньше обработка, тем мельче абразив. Для снятия ржавчины и выравнивания основных шероховатостей берут самую грубую наждачку. Чем тоньше слой, тем меньше размер зерна. Так что тут все логично

Но обратите внимание, что на каждый вид работы приходится два или три размера зернистости. Это не значит, что надо брать любой из указанных

Это значит, что для получения хорошего результата надо обрабатывать каждым размером. Хотя, если внешний вид вам не так важен, тогда можно и одним размером из рекомендованных.

Наждачная бумага для пластика, камня, керамики и стекла

По типу абразива и его нанесения рекомендации те же: более прочные, более плотное расположение. Но шлифовка рекомендована с подачей воды, так что требуется водостойкая модификация наждака.

Наждачная бумага для пластика: выбор зернистости

Для финишной доводки пластика и стекла, шлифовальная шкурка даже с самым маленьким зерном — та самая нулевка или P800 — будет слишком грубой. Она будет оставлять видимые царапины. Доводят до гладкости эти материалы при помощи пасты ГОИ и еще более тонких шлифовальных составов. Но это уже отдельная история и свои технологии.

Виды зернистости наждачной бумаги

Как уже говорили, зернистость наждачной бумаги — это размеры фрагментов абразива. Измеряются они в микрометрах. Самое малое зерно, которое встречается в наждачной бумаге, имеет всего 3-5 мкм, самое крупное — 1000 мкм (это 1 мм). По размерам зерна различают мелкозернистый и крупнозернистый абразив.

Обычно нас интересует только размер зерна или зернистость наждачной бумаги

Стандарты России

Для того чтобы можно было понять, какой конкретно материал перед вами, размеры абразивного зерна указываются в маркировке. Но с ней не все так просто. Во времена СССР был введен ГОСТ (3647-80), обозначение согласно которому существует до сих пор, хотя в 2005 году ввели новый стандарт (ГОСТ Р 52381-2005), который разработан на основе общеевропейских норм. Разница между старым и новым ГОСТом существенная.

Такой способ маркировки применяют в некоторых странах постсоветского пространства

По старому стандартуДля крупнозернистого наждака, зернистость наждачной бумаги указывается в микронах, а после него пишут букву Н с дефисом перед ней — «Н». Например, 63-Н, Это значит, что минимальный размер зерна на наждаке будет 63 микрона или 630 микрометров (мкм). Но там же будут частицы более крупного размера. Насколько крупнее? Чуть меньше предыдущей марки. В данном случае крупнее 63-Н только 80-Н, то есть зерно будет чуть меньше 800 мкм. Второй пример — 6-Н. Размер зерна не более 6 микрон или 60 мкм, а самые крупные будут не более 80 мкм (так как предшествующая марка 80-Н).
прописывается минимальный размер зерна. То есть чем больше число, тем крупнее зерно. Но надо иметь в виду, что часть зерен меньше. Кроме того, маркировка для крупного и мелкого зерна разная, и различны единицы измерения. Это стоит помнить.

Маркировка зерна наждачной бумаги по ГОСТ 3647 Маркировка ISO 6344 (ГОСТ 52381-2005 Россия) Размер зерна в микрометрах (мкм) Область применения и виды работ
80-Р Р22 800-1000 Черновая обработка стали, другого металла, древесины, удаление ржавчины, заусенцев
63-Н Р24 630-800
50-Н Р36 500-630
40-Н Р40 400-500 Грубые работы по дереву, первичная шлифовка древесины
32-Н Р46 315-400
25-Н Р60 250-315
20-Н Р80 200-250 Сглаживание, Первичная шлифовка. Штукатурки, древесины, металла
16-Н Р90 160-200
12-Н Р100 125-160
10-Н Р120 100-125
8-Н Р150 80-100 Снятие краски, шлифовка металла и мягких пород древесины, подготовка к шлифовке твердых пород древесины
6-Н Р180 63-80

По новому стандарту (ГОСТ Р 52381-2005) зернистость наждачной бумаги указывается по числу волокон сита, через которое просеивается абразив. Получается тут чем меньше число, тем крупнее зерно. Перед цифрой ставят букву «Р».

Маркировка наждачной бумаги по ГОСТ 3647-80 Маркировка наждачной бумаги ISO 4344 (ГОСТ 52381-2005 Россия) Размер зерна шлифовальной шкурки в микрометрах (мкм) Для каких работ использовать
5-Н или М 63 Р240 50-63 Выравнивание перед покраской и начало шлифовки твердых пород
4-Н или М 50 Р280 40-50
Н-3 или М 40 Р400 28-40 Окончательное выравнивание под покраску, шлифовка древесины
Н-3 или М28 Р600 20-28
Н-1 или М20 Р1000 14-20 Шлифовка металла, пластика, керамики, мокрая доводка до гладкости древесины
М14 Р1200 10-14
Н-0 или М10 Р1500 7-10 Сверхтонкая полировка металла, доводка до глянца пластика, древесины
Н-01 или М7 Р2000 5-7
Н-00 или М5 Р2500 3-5

Как видите, уже довольно запутано. Еще стоит сказать, что по старому стандарту мелкозернистый наждак может иметь двойное обозначение — с буквами М и Н — как в таблице. Причем, чаще в ходу были именно варианты в микронах. Поэтому самое мелкое зерно — 5М или 00-Н — называют часто нулевкой. Это потому что оно имеет размер 3-5 микрометров. По правилам округления это можно считать нулем. Отсюда и пошло это название.

Таблицы соответствия стандартам других стран

Как видим, ситуация непростая. А есть еще Американский ANCI (США и Канада), Европейский FEPA или другое его название ISO 6344, Японский JIS и Китайский GB2478. Причем на рынке можно встретить материал практически из всех этих стран/частей света. Так что желательно иметь хоть какие-то данные. Наиболее часто встречающиеся приведены в таблицах.

Таблица обозначения зернистости для разных стандартов: крупное зерно

Зернистость наждачной бумаги по стандартам разных стран: мелкозернистая

Обратите внимание, рядом с каждой колонкой прописаны размеры зерен в микрометрах (мкм). Размеры отличаются

Для работы это может быть важно

Для работы это может быть важно

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector