Требования гибдд к фаркопу в 2019 году, виды тсу и правила установки

Классификация

Фаркоп – это тягово-прицепное устройство для присоединения, фиксации и дальнейшего перемещения прицепа автомобиля. Современная классификация предполагает следующие виды ТСУ:

  • малые
  • средние
  • большие

Всё зависит от массы груза, который тащит за собой автомобиль. Вряд ли фаркопу будет «уютно», если масса прицепа превысит массу машины. На небольшие автобусы и внедорожники с полной рамой (лонжероном) устанавливаются большие фаркопы. Они позволяют прицеплять не только прицепы с бортами, но и транспортировочные площадки, предназначенные для перевозки лодок, снегоходов, моторной техники. Такие фаркопы можно встретить на агротехнике: самосвалы, трактора. Бульдозеры с большими тягово — прицепными устройствами, выдерживающими максимальную нагрузку. Не стоит перегружать прицеп, если установлен большой фаркоп, выше 3,5 тонн.

Легковые автомобили, типа кроссоверов, оснащаются средними фаркопами. Загородный отдых более плодотворен, если за спиной есть мини-трейлер. Поездка на озеро при наличии водного мотоцикла предполагает его транспортировку. Большой прицеп функциональней. В этом случае также необходимо задуматься о какой-либо разновидности среднего фаркопа до 2,5 тонн полезной нагрузки.

Фаркоп  до 1,5 тонн устанавливается на легковые автомобили. Существует много типов для легковых автомобилей. Особенности в большинстве своём определяются уже не потолком массы, так как не разумная нагрузка может вывести из строя прицепное, что хуже – движок или коробку, а видами крепления к кузову, лонжерону (раме), экономичностью материала.

Конструктивные особенности

Самое простое прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля незатейливо в конструкции:

Конструкция фаркопа

Видимая часть – металлический шар на конце крюка. Диаметр – 50 мм. Это стандарт. Подрозетник для подключения электрики прицепа. Если на лицо отсутствие бампера (повреждение или иная причина), будет видна основная горизонтальная балка фаркопа.
Невидимая часть – крепёж к кузову автомобиля. От грамотного крепления кронштейнов будет зависеть виброустойчивость фаркопа.
Фаркоп на болтах можно снимать для каких-либо технических работ на смотровой яме. Его можно заменить при серьёзном повреждении или выходе из строя. Съём фаркопа удобен при монтаже электрических поводов, подходящих к прицепу, когда надо определить самое практичное расстояние к штепселям. Минусом станет раскручивание болтов конструкции во время движения. Увеличивается риск аварии на дороге. Использование качественных гровер-шайб и крепкой затяжки гаек исключит такую проблему.

Сварная конструкция предполагает выпуск с завода. Она удобна тем, что имеет очень симметричное расположение и заводское выполнение электрических трактов, идущих параллельно. Остаётся надеяться на добросовестность производителя. Проверять швы сварки на наличие микротрещин и ржавчины.

Виды крепления крюка к платформе

Типы исполнения самодельных фаркопов пестрят на стареньких авто. Механики и водители сами искали точки крепления, создавая уникальные тягово-сцепные устройства. У заводских имеется крепёжная платформа или балка. Если говорить точнее, крюк прикрепляется к платформе несколькими способами.

Самое простое соединение, неразъёмное – фаркоп, соединённый с рамой сваркой. Как говорилось выше, необходимым условием надёжности будет качество этой сварки. Автовладелец, привыкший экономить, не должен попасть в положение, когда драгоценное гаражное пространство будет занято бесполезным для тех условий торчащим шаром, постоянно подпирающим что-нибудь у задней стены, например, канистры с топливом.
Многие водители предпочтёт условно-разъёмное крепление к кузову. Но вряд ли будут заниматься каждый раз прикручиванием-откручиванием фаркопа. На это нужны веские причины. Зато он может перепроверить гровер-шайбы и затяжку гаек перед далёкой поездкой, обеспечив себе спокойствие.
Полностью разъёмное соединение фаркопа выбирают те, кто редко пользуется прицепом. Такой фаркоп оснащён запорным механизмом. При желании его можно легко демонтировать. Сниматься может сам шар или отдельно крюк, который опускается под бампер или переводиться в вертикальное положение

Обращать внимание следует износу запорного устройства, в самодельных моделях имеющее единичный тираж

Топ-5 лучших фаркопов для Лады

Большим спросом пользуются сцепные системы для Лады, наиболее популярной отечественной марки. Выбор фаркопов предлагают зарубежные и российские бренды.

Bosal Лада Гранта 1237-А

Монолитный шар с креплением на двух болтах выдерживает вес до 1500 кг. Идеально отвечает габаритам Лада Гранта, не требует сверления дополнительных отверстий, легко монтируется под задним бампером. Комплектуется колпачком, защищающим шар от коррозии и повреждений верхнего покрытия.

Средняя цена фаркопа Bosal составляет 2700 рублей

Leader Plus T-VAZ-41A Лада Веста

Условно-съемная система типа А монтируется на двух болтах и выдерживает нагрузку 1200 и 75 кг, горизонтальную и вертикальную соответственно. Не требует подгонки бампера или создания выреза, комплектуется крепежными и монтажными деталями. Фаркоп покрыт полиэфирной краской, дополнительно предохраняющей систему от коррозии.

Цена сцепной системы Leader Plus составляет в среднем 3500 рублей

Bosal 1231-A Лада Ларгус

Фаркоп от международного бренда рассчитан на максимальную нагрузку 1300 кг в горизонтальной плоскости. Относится к типу А, представляет собой съемный шар с креплением на двух болтах. Комплектуется балкой и кронштейнами, а вот электрику необходимо покупать дополнительно.

В среднем цена фаркопа от Bosal для Лада Ларгус составляет 4500 рублей

Aragon Лада Нива X3200BG

Съемный прицепной крюк с шаром позволяет проводить быструю установку и демонтаж. Рассчитан на нагрузку до 3500 кг, отличается повышенной надежностью и прочностью крепления. Покрыт специальным составом, предотвращающим появление ржавчины, и не теряет качественных характеристик даже при постоянном использовании.

Цена фаркопа Aragon для Лада Нива стартует от 10000 рублей

Bosal Лада Калина Кросс 1236-A

Усиленный фаркоп выдерживает нагрузки 1100 и 50 кг по горизонтали и вертикали, прикрепляется к балке на двух монтажных болтах. При установке не требует резки бампера, не поддается коррозии и ржавчине в течение долгого времени.

Купить фаркоп для Лада Калина от Bosal можно от 2700 рублей

Крепления для велосипеда на фаркоп

Это, пожалуй, самое известное из не стандартных применений фаркопа (под стандартным я понимаю буксировку прицепа). Зачем это нужно? Задумайтесь сами – перевозка велосипеда в багажном отделении автомобиля – далеко не самое простое занятие. Далеко не во все багажники можно «запихнуть» велосипед. А если велосипедов несколько, то задача становится совсем не решаемой. Вот тут-то и пригодится велокрепление на шар фаркопа.Если присмотреться к ценам на подобные крепления к ТСУ, легко заметить, что они обычно несколько дороже, нежели их собратья – крепления на крышу автомобиля. Это обуславливается с одной стороны большим удобством – нет необходимости поднимать велосипед (а они бывают тяжелыми – 10-30кг), а с другой стороны – большей сложностью конструкции. Сложность конструкции характерна только для «топового сегмента» велосипедных креплений, но у них и дополнительные бонусы – например, возможность откинуть крепление для доступа к багажному отделению автомобиля, нет необходимости в дополнительной защите велосипедов от угона – такой крепеж обычно оснащен замками и, наконец, возможность по перевозке до 4 велосипедов одновременно (очень удобно для спортивных семей). На подобных креплениях на фаркопах перевозят даже легкие мотоциклы!С точки зрения принципа крепления, можно выделить два основных направления – крепления непосредственно на шар фаркопа (более универсальное) и крепление на место «американского фаркопа», вместо шара

При выборе крепления в магазине, незабудьте обратить на это внимание продавца, чтобы он помог вам подобрать крепление для велосипеда на фаркоп, которое лучше всего подойдет к Вашему автомобилю

Как установить фаркоп

ТСУ крепится к раме или кузову автомобиля. Бампер обычно снимается и его роль достаётся основной балке прицепного. В отдельных вариантах приходится сверлить лонжерон и устанавливать закладные пластины. Но установка родного фаркопа – дело нехитрое. Если производитель авто предусмотрел места монтажа, отверстия и прочие элементы для установки фаркопа, а также имеется документ (как правило, это сертификат при покупке) с характеристиками оригинального устройства, то самостоятельный монтаж вполне законен и логичен. Сервис предложит определённую цену. Это окупится в том случае, если предполагается сверление дополнительных отверстий или установка не родного фаркопа, но подходящего по характеристикам. Сервис выдаст письменное заключение о соответствии нормам.

Состояние шара и самого ТСУ требует постоянной проверки на наличие:

  • Раскрученных, сорванных гаек или болтов (гровер предотвратит раскручивание, но не срыв);
  • Смазки шара;
  • Чистоты розетки;
  • Сварных швов.

Шар испытывает критические нагрузки, подвержен износу. Замерять диаметр надо каждые 1-1,5 тысяч км пробега.

Особенности выбора

Прежде чем установить фаркоп, необходимо правильно его выбрать.

Основной критерий, на который надо обязательно обращать внимание во время выбора такого приспособления — его соответствие под определенную модель авто. Если приобрести неподходящую модель, устанавливать ее на машину будет довольно трудно

Придется потратить немало времени для просверливания дополнительных крепежных отверстий. Поэтому, чтобы во время монтажа не было проблем, следует заранее купить подходящую модель

Если приобрести неподходящую модель, устанавливать ее на машину будет довольно трудно. Придется потратить немало времени для просверливания дополнительных крепежных отверстий. Поэтому, чтобы во время монтажа не было проблем, следует заранее купить подходящую модель.

Стоит отметить, что есть и другие критерии, которые следует учитывать в процессе выбора.

Многие фаркопы крепятся к автомобильной раме при помощи металлических болтов

Установленный шар

Некоторые фаркопы отличаются друг от друга особенностями установленного в них шара. Именно он используется для крепления автомобильного прицепа и является основой всей конструкции. Поэтому во время выбора необходимо обязательно осмотреть шар.

В процессе осмотра нужно обращать внимание на некоторые моменты:

  • Шар должен без проблем задвигаться или складываться. При этом нужно убедиться в том, что он надежно прикреплен к раме. Если он будет плохо прикреплен к ТСУ, это не позволит подсоединять к нему тяжелые прицепные устройства.
  • Шар должен иметь подходящий размер. Не стоит покупать ТСУ с небольшими шариками. Рекомендуется выбирать изделия с сечением не меньше пяти сантиметров. Это позволит прикреплять как большие, так и маленькие прицепы.

Идеальным выбором можно считать устройства, в которых шары закручиваются. Это позволит вручную регулировать их высоту.

Конструкционная сталь — материал, использующийся для изготовления наиболее прочных ТСУ

Материал изготовления

Выбирая ТСУ, необходимо обратить внимание на то, из каких материалов изготовлено изделие. Дело в том, что именно от этого во многом зависит его качество

Для изготовления большинства фаркопов используют высокопрочную сталь. Рекомендуется покупать модели, сделанные из конструкционной стали. Дело в том, что они более прочные и долговечные.

Также есть ТСУ, которые изготовлены из нержавейки. Они не настолько качественные и поэтому их лучше использовать только для прикрепления прицепов среднего размера.

Комплектация

Еще один критерий, который надо обязательно учитывать во время выбора — комплектация. Некоторые считают, что ТСУ продаются без дополнительных приспособлений в комплекте, но это не так.

Вместе с фаркопом должны продаваться следующие компоненты:

  • крепежные элементы, используемые для фиксации к автомобилю;
  • специальная защитная насадка, устанавливаемая поверх шара;

Также в комплекте должна быть специальная инструкция. В ней описываются особенности монтажа и использования ТСУ.

Установка самодельного фаркопа

Для установки на машину потребуется несколько толстых болтов, гайки и гаечные ключи. Под бампером за задней стенкой кузова расположена балка, в которой имеются заводские отверстия специально для крепления фаркопа. В них вставляются болты и гайки, с помощью которых устанавливается держатель сцепного устройства. Также снизу задней стенки есть специальные выемки как раз для продевания фаркопной системы крепления.

Чтобы проложить проводку, для удобства лучше снять задний бампер. Однако если это проблематично, то провода можно закрепить через низ бампера.

Механическая часть

В автомобилях Тойота для удобной установки тягово-сцепного механизма необходимо снимать задний бампер и его усилитель. Для снятия пластиковой накладки кузова необходимо освободить следующие болты и пластмассовые заглушки:

  • в задней части подкрылка на обеих колёсных арках;
  • два болта снизу на днище;
  • два болта сверху в углах внутренней части бампера под крышкой багажника.

Помимо болтов, в бамперах таких седанов, как Тойота Королла, существует ещё несколько заглушек прямоугольной формы. Чтобы извлечь бампер, их необходимо тоже демонтировать. Они расположены сверху заднего бампера под крышкой багажника и снаружи по углам.

Электрическая часть

В соответствии с правилами дорожного движения и эксплуатации автомобиля прицеп нельзя передвигать на машине без опознавательных знаков и сигналов. Это такая же техническая часть авто, которая имеет свой государственный номер, проходит технический осмотр на аккредитованных станциях обслуживания и имеет в своей конструкции электрические элементы в виде габаритных огней, стоп-сигналов и поворотников.

Подключиться напрямую к контактам, например, задних стоп-сигналов или поворотников не получится. Бортовой компьютер не будет распознавать инородных потребителей. В результате на панели будут появляться различные ошибки из-за несогласованности. Кроме того, в случае отсутствия БСФ могут возникнуть следующие проблемы:

  • возникновение короткого замыкания;
  • повреждение поводки;
  • выход из строя бортового оборудования;
  • перегорание предохранителей.

Блок согласования с фаркопом не только позволяет гореть лампочкам на прицепе. Он также отключает задние парктроники, так как без этого они бы постоянно сигнализировали о приближении к препятствию.

Статья: Масло для вариатора Тойоты Короллы Филдер

Устройство подключается к аккумулятору напрямую. Можно подвязаться к силовому кабелю в районе клеммы. Далее смарт-коннект должен соединяться с датчиком давления масла, топливной системой, бортовым компьютером и стартером.

Установить согласовывающее устройство можно самостоятельно. Но если нет навыков работы с бортовым электрическим оборудованием авто, то лучше доверить это дело профессионалам. Хотя, если разобраться, в подключении нет ничего сложного.

Вопросы об импортных (японках, праворульных) машинах

Подходят ли фаркопы на другие машины кроме Европейских?

Если не имеется специальных пометок то фаркоп не подходит для таких автомобилей. Многие из этих моделей имеют различные установленные точки крепления фаркопа, а также часто выпускаются с увеличенным бампером. Фаркопы обычно разработаны для стандартных Европейских спецификаций. Следует помнить, что ТСУ – это не универсальное устройство. Поэтому в случае, если фаркоп конкретно на вашу марку автомобиля отсутствует, не стоит покупать столь сложное изделие на «похожую» модель. Особенно это касается японских авто – достаточно велика вероятность того, что купленный фаркоп на европейский аналог «праворульки» не подойдет из-за несовпадения точек крепления

Какой фаркоп лучше — съемный или нет

Выбор постоянного или съемного шара зависит от реальной потребности в нем. Если использовать прицеп предстоит на постоянной основе, то имеет смысл поставить неразборную конструкцию. Такие системы прочнее, надежнее, не требуют обслуживания и практически не выходят из строя. Но если прицепом предстоит пользоваться только время от времени, и в основном при передвижениях он не нужен, то лучше поставить фаркоп съемного типа.

Хотя фаркоп принимает на себя удар при ДТП, одновременно он может спровоцировать аварию Важно! Некоторые автолюбители сознательно оставляют сцепную систему, чтобы упростить себе парковку или защитить бампер от серьезных повреждений при заднем столкновении

Есть ли универсальные фаркопы для легковых автомобилей

Многие интересуются, как подобрать фаркоп по марке автомобиля, можно ли купить подходящий «для всех» и не искать варианты. Фаркоп – деталь модельная, то есть разрабатывается под конкретную марку и модель легкового авто, поэтому подходящих абсолютно ко всем машинам ТСУ не существует. Но возможны ситуации, когда штатное устройство не устраивает владельца или на транспортном средстве изначально не предусмотрен крепеж под сцепку. Тогда можно приобрести универсальное ТСУ.

Отметим, что универсальность не означает единую конструкцию крепежа: конструктивные особенности системы крепления у разных видов условно называемых «универсальными» устройств свои. Но конструкция непосредственно сцепного узла (шар, квадрат) подразумевает стандартные размеры, и такими ТСУ можно подсоединять к машине разные прицепы.

Комплект универсального ТСУ

Универсальное ТСУ имеет в комплекте:

  • собственно сцепной узел;
  • крепежные элементы;
  • проводку;
  • электронный блок согласования;
  • необходимые контакты.

Рекомендуем по возможности покупать оригинальные изделия: они точно подойдут к машине и не доставят хлопот с установкой.

Пошаговая инструкция регистрации фаркопа

Регистрация фаркопа для легкового автомобиля предусматривается Техническим регламентом № 018/2011, принятым решением комиссии Таможенного союза № 877.

Оформление экспертиз до и после установки дополнительных устройств производится в соответствии с Методическими рекомендациями, установленными письмом МВД № 13/5-8230 от 20.11.2015.

Предварительная экспертиза. Необходимые документы для ГИБДД

Когда на машину монтируется устройство, не предусмотренное изготовителем в качестве дополнительного оборудования, в ГИБДД обязательно следует оформить разрешение на его использование.

В экспертном заключении указывают:

  • данные о владельце машины;
  • информацию об автотранспорте (регистрационный государственный номер, номер и объем двигателя, страна-изготовитель, год выпуска и т. д.);
  • информацию об устанавливаемом оборудовании с полным описанием всех свойств;
  • правомерность вносимых изменений;
  • список и характер рекомендуемых работ;
  • требования к вносимым трансформациям;
  • рекомендации по выбору сертифицированных СТО;
  • вывод.

Следующим шагом оформления регистрации станет получение разрешения инспекции ГИБДД на внесение изменений в устройство автотранспорта.

В МРЭО хозяин машины представляет:

  • сертификат соответствия на фаркоп;
  • СТС и ПТС;
  • свидетельство о регистрации автомашины;
  • заявление установленной формы;
  • экспертное заключение о допустимости монтажа ТСУ;
  • эксплуатационную документацию на автотранспорт.

Согласие инспектора на монтаж ТСУ проставляется в верхней части заявления и удостоверяется его подписью.

Монтаж фаркопа. Сертификат соответствия

Частью 4 статьи 16 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 установлена обязательная повторная сертификация новых устройств, устанавливаемых в автотранспорт, меняющих его конструкцию.

Устанавливая фаркоп, необходимо воспользоваться услугами сертифицированного центра, имеющего право на установление устройства и выдающего необходимую документацию:

  • договор на осуществление монтажных работ;
  • сертификат на оказываемые услуги по ТО и ремонту;
  • паспорт на установленное ТСУ с печатью центра, его установившего, и сертификат соответствия;
  • заявление-декларацию о качестве и объеме монтажных работ по установлению ТСУ.

После осуществления монтажа фаркопа в сертификационном центре техобслуживания, на станции ТО, включенной в специальный перечень технических станций, проверяются работа механизма машины, ее технические характеристики. Итогом проверки в установлении безопасности и работы устройства становится выдача диагностической карты.

Техническая экспертиза ГИБДД после установки. Документы для регистрации

После установки фаркопа для его регистрации необходимо получить протокол экспертизы о внесенных изменениях.

Такой протокол может быть оформлен экспертным учреждением, прошедшим соответствующую аккредитацию.

Для получения протокола следует представить:

  • заключение эксперта о возможности монтажа ТСУ (предварительную экспертизу);
  • сертификат соответствия и паспорт на ТСУ;
  • сертификат соответствия на работы по монтажу;
  • заявление о внесении изменений с отметкой инспектора о разрешении;
  • заявление-декларацию о произведенных работах по монтажу;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • ПТС;
  • заявление на составление протокола.

Свидетельство оформляется в МРЭО после предъявления:

  • всех сертификационных документов на устройство;
  • заключения предварительной экспертизы;
  • протокола технической экспертизы безопасности;
  • заявления о внесении изменений в конструкцию автомобиля с отметкой о разрешении;
  • квитанции об оплате госпошлины;
  • диагностической карты;
  • документации на машину (СТС и ПТС);
  • паспорта автовладельца.

Подключаем розетку фаркопа к машине

ИГОРЬ Андрей

Всего должно быть задействовано 11 жил проводов. Не стоит пренебрегать подключением электрики автомобильного прицепа.

Схема подключения фаркопа 7 контактов поможет на автомобиле выполнить подключение розетки. Лучше всего иметь ее на бумажном носителе. Такая защита потребуется в тот момент, когда авто фаркоп не соединён с прицепом.

Читайте дополнительно: Прокладка электрокабеля в земле нормативы

Способы подключения розетки фаркопа

При этом наугад осуществлять поиск не рекомендуется. Решить проблему можно с помощью специального устройства — блока согласования, он включается между шиной управления и элетропроводкой прицепа распайка шины указана в руководстве.

Для обеспечения надежности соединения необходимо приобрести специальные клеммы, изоленту и термоусадочную трубку. При наличии соответствующей подготовки можно попытаться выполнить подключение своими силами. Стоит ли покупать меховые чехлы на сиденья автомобиля 25 февраля Автотехника Меховые чехлы обладают массой достоинств.

Соединительные клипсы Предварительно следует найти нужные провода, наличие схемы электропроводки существенно ускорит эту процедуру. На прицепах отечественного производства, как правило, применяется разъем 7-pin, поэтому вместе с фаркопом резонно приобретать и соответствующую розетку с семью контактами. Штатное подключение У многих современных автомобилей для подключения электрической разводки прицепа предусмотрен разъем, к которому подводятся управляющие провода и питание. Вторым вопросом является проверка системы управления электрооборудованием.

Какой модели и марки у вас прицеп? Заводское исполнение предполагает сложную коммутацию по следующим причинам: Использование меньшей нагрузки исключает оплавления и замыкания; Гарантия правильной работы осветительных приборов. Установка ТСУ на ЛАДУ КАЛИНУ.

Устанавливаем фаркоп ВАЗ 2111 своими руками

Установка сцепного устройства на различные модели ВАЗ не составит труда – вместе с изделием в комплекте обязательно идут чертежи, которые помогут разобраться со всеми нюансами такой работы.

Ниже приводим фото автомобилей этой марки, чтобы показать наглядно, как на них становится сцепной механизм.

ВАЗ 2101

Делать это очень просто и не требует даже разборки автомобиля, так как прицепное крепится просто под бампером машины и выступает на несколько сантиметров за него

ВАЗ 2109, 2199, 21099, 2110

Если Вы живете в частном доме или имеете дачу за городом, то рано или поздно Вы столкнетесь с необходимостью установки фаркопа на автомобиль Ваз 2109

ВАЗ 2112, 2114, 2115, 21213

Перед тем, как отправиться в специализированный магазин с целью приобрести тягово-сцепное устройство, выясните особенности конструкции задней части вашего автомобиля

Особенности выбора

Для начала определите, для чего вам нужен фаркоп. В основном для прицепа. Нужно ли оформлять в ГАИ этот компонент? Обязательно. Разрешение на само прицепное устройство необходимо. Иначе вас ждут серьезные проблемы. Советую почитать вот этот материал. Здесь вы во всех подробностях узнаете про оформление, регистрацию и получение разрешений в соответствии с законодательством за 2017 год.

Вообще правильно называть фаркоп тягово-сцепным устройством (ТСУ). Но согласитесь, что первый вариант звучит проще.

В теории кажется, что ничего сложного в выборе и монтаже этого элемента нет. Закрепил несколько кронштейнов, затянул болты и готово. Инструкция не самая сложная, но помимо механического крепления, нужны еще дополнительно розетки, работы в плане электрики. Ведь на прицепе также имеются фонари, которые обязаны работать. Для этого прицеп подключают к бортовой электросети машины с помощью фаркопа.

Первостепенный вопрос — это выбор сцепного устройства. Их продажа ведется повсеместно, потому в Москве, СПб или Красноярске, как и любом другом городе нашей страны, найти подходящий вариант конструкции будет не сложно. Цена на них разная. Если вы хотите действительно надежный элемент, выбирайте Bosal. Хотя некоторые умельцы собирают фаркопы своими руками из металлических труб и сварочного аппарата. Но сейчас за это карают.

Касательно выбора нужно придерживаться нескольких правил.

  1. Тип фаркопа. Они бывают съемными, неразборными, сваренными из труб или соединенные болтами. Также можно выделить самодельные конструкции. Здесь выбор за вами. Лучше всего использовать съемные варианты, поскольку они наиболее безопасные и позволяют предотвратить повреждения геометрии. Ведь фаркоп соединяется с лонжеронами. Так что не стоит думать, что пострадает лишь машина, которая врежется сзади в выбирающее сцепное устройство.
  2. Соответствие ТСУ вашему авто. Есть сцепные устройства, выпускаемые специально под конкретный автомобиль. Существуют и так называемые универсальные модели, но с их установкой возникает больше проблем. Родные ТСУ монтируются на предусмотренные заводом места. Практически 99% всех выпускаемых автомобилей предусматривают возможность установки фаркопа.
  3. Качество. Выбирайте только надежные ТСУ от проверенных фирм, соответствующие вашей машине. Это оптимальный вариант для каждого автовладельца.
  4. Гарантии и сертификаты. Требуйте и спрашивайте все документы соответствия. Покупать ТСУ на вторичном рынке и с рук не стоит, иначе есть риск столкнуться с подделкой или скрытыми дефектами.

Случаи, когда монтаж ТСУ воспрещается законодательством

Большинство легковых автомобилей имеют в ОТТС отметку о допуске монтажа ТСУ. Эти сведенья можно посмотреть в документации к приобретённому транспортному средству, или же, при отсутствии данных, запросить их в дилерской компании или непосредственно на автоизготовительном заводе.

Категорический запрет на оборудование машины легковой категории санкционируется исключительно в тех ситуациях, когда завод исключает возможность использования автомобиля в качестве тяговой силы для транспортировки грузов, в том числе прицепов, в силу конструкционных и технических особенностей авто.

Иные ситуации предусматривают безнаказанную установку фаркопа и его эксплуатацию по назначению:

  1. Без регистрации в отделе ГИБДД, если тяговое устройство предусматривает установку без вмешательства в конструкцию авто, а механизм имеет сертификаты качества и монтируется соответственно требованиям автопроизводителя.
  2. С получением допуска, когда предусматривается установка фаркопа с вмешательством в конструкцию транспорта.

При эксплуатации тягового устройства на легковом транспорте, стоит учитывать, что масса прицепа не должна превышать вес снаряжённого авто, а суммарный тоннаж машины с прицепом не может превосходить показатель 3,5.

Рассмотрим, какая документация должна быть у водителя при эксплуатации фаркопа в каждой из ситуаций, как узаконить тягово-силовое устройство, если такая регистрация требуется законодательством.

Виды фаркопов

Тягово-сцепные устройства классифицируются по нагрузочным показателям:

  1. Малые, выдерживающие до 1,5 тонны. Легковой вариант.
  2. Средние до 2,5 тонны. Вариант для внедорожника и микроавтобусов.
  3. Большие до 3,5 тонны. Подходят для грузовиков и тяжелых внедорожников.

Вид конструкции понятен из названия:

  • Несъемный фаркоп. Некоторые европейские модели. Крепятся в штатные места.
  • Условно-съемный. Оснащен шарниром, с помощью которого прячется под бампером.
  • Съемный. Представлен съемным классическим крюком с шаром или кронштейном понижения на американский манер.

Типы фаркопов Кроме типов «А», «F» и «Е» существуют другие стандартизированные образцы:

  • «H» практически идентичен «А», но редко встречается в России.
  • «G» аналог «F», но уже с шестью отверстиями для крепления.
  • «V» имеет грузоподъемность до 2,5 тонны.
  • «BMA» вариант люкс для дорогих иномарок.

В отдельную группу выделяются фаркопы без балки. Как правило, они выпускаются для автомобилей марки Jeep и закрепляются в штатные отверстия под бампером. Торчать может или приемник фаркопа, или крюк.

Различия европейских и американских фаркопов

На самом деле тонкостей у съемного устройства хоть отбавляй. Различают американские и европейские съемные ТСУ. Уникальностью американских образцов является универсальность. Это своего рода конструктор:

  • Шар любого диаметра.
  • Варианты фиксирующих пальцев.
  • Электрика.
  • Понижение или повышение кронштейна.

Европейский тип фаркопа У рам американского типа есть приемник квадратного сечения 5х5 см или 2х2 дюйма. В этот приемник-трубу вставляются кронштейны. Самый популярный кронштейн с понижением на 5 см при перевороте на 180 градусов относительно продольной оси становится прямым. Практически без понижения. Если тягач выше прицепа на 15–18 см, то подойдет кронштейн на 6 дюймов, который при перевороте выровняется с другим прицепом, оснащенным, например,16-ти дюймовыми колесами. Приемник съемного фаркопа имеет другие назначения:

Американский тип фаркопа

  • Установка площадки с электрической лебедкой, использовать которую можно тогда, когда она нужна. Допустим, в лесу.
  • Установка велосипедного крепления.
  • Монтаж багажной корзины.
  • Использование реечного домкрата. Верхняя стенка упора хорошо подходит для этого.
  • Создание транспортировочной системы для длинномерных грузов совместно с багажником на крыше машины.

Американский съемный фаркоп обладает повышенной тяговой нагрузкой до 2,5 тонны и вертикальной до 300 кг.

Этой универсальности лишены европейские прицепные устройства. Их отличительной чертой является фиксированный шаровой узел. Крюк с шаром всегда находится на одной высоте, а диаметр шара неизменен – 50 мм. Между собой они отличаются типом крепления шара к балке:

  • Самый распространенный помечается индексом «А». Это значит, что к балке приварено два кронштейна, и между ними проходит крюк, который фиксируется на два болта. Тяговая нагрузка составляет 1,5 тонны, а вертикальная 75 кг.
  • Но в отличие от несъемного «А» есть еще один распространенный тип «F». Это съемный фаркоп, который можно открутить и сместить ниже. Площадка приварена к балке фаркопа и нагрузки у нее повыше: вертикальная 100 кг, тяговая 2 тонны.
  • Третий по распространению вид «Е». А также к балке приварена платформа, но вместо крюка вставляется модуль, а в него уже крюк. Это тоже съемный фаркоп. Но крюк с шаром будет всегда одной высоты 50 мм.

К плюсам европейских съемных устройств относится полная комплектация:

  • Крюк.
  • Шар.
  • Колпачок.
  • Подрозетник.
  • Электрическая розетка с проводами.
  • Крепежные элементы.

Какие фаркопы бывают

Фаркопом называют специальное приспособление в форме крюка с шаром, которое монтируется под задним бампером и позволяет с удобством крепить к машине прицеп. Принято выделять несколько разновидностей.

Тип А

Шаровой крюк условно-съемного типа закрепляется на двух болтах. По необходимости его можно демонтировать при помощи гаечного ключа.


Фаркопы А наиболее распространены и выпускаются всеми производителями

Тип В

Съемный фаркоп представляет собой крюк, который крепится при помощи специальной гайки к горизонтальной балке. При демонтаже основную горизонтальную часть снимать необязательно, убирают только сам шаровой выступ.


В настоящее время крюки типа В почти не производят

Тип С

Самый простой отделяемый фаркоп в форме крюка с шаром быстро устанавливается под задний бампер и так же мгновенно снимается. Конструкция предусматривает специальный замок для защиты от кражи.


Системы С распространены в Европе, где передвигаться с фаркопом можно только при наличии прицепа

Тип Е

Съемный крюк закрепляется в кронштейне адаптера переходника. Вставлять фаркоп нужно в квадратное отверстие 30 на 30 или 50 на 50 мм.


Тип Е распространен на американских автомобилях

Тип F

Условно-съемное шаровое приспособление крепится к балке двумя болтами. Поддерживает регулировку высоты.


На компактных автомобилях фаркопы F встречаются редко, чаще их ставят на внедорожники

Тип G

Кованый фаркоп с возможностью снятия крепится четырьмя болтами М12. Если в балке предусмотрено больше четырех отверстий, он может быть отрегулирован по высоте.


Как и тип F, фаркоп G чаще используют на массивных внедорожниках

Тип H

Конструкция неразборная — крюк просто вваривают в раму. Крепление получается надежным, но и отказаться от него впоследствии уже сложно.


Фаркоп H часто можно увидеть на российских авто

Тип N

Универсальный фаркоп с четырьмя отверстиями для крепления. Встречается в трех модификациях, между собой они различаются диаметром дырок для болтов и межцентровыми промежутками.


Система типа N считается одной из самых надежных при большой нагрузке

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: