Тюнинг и закон
Не все, что входит в тюнинг автомобиля разрешено российскими правилами. Все значительные модернизации автомобиля нужно регистрировать в ГИБДД.
Необычные машины чаще останавливают на дорогах и придирчиво проверяют документы. Конечно, поменять колесные диски или установить спортивный руль можно без разрешений. Прямо запрещены глухое тонирование лобового стекла, установка слепящего головного света.
Примеры запрещенных и разрешенных надстроек авто
Без разрешения нельзя поменять части автомобиля, на которых выбит серийный номер машины (двигатель, стакан амортизатора «Жигулей»), полностью или частично перекрасить кузов.
Нужно заметить, что сложности (со штрафами, вплоть до конфискации) возникают, в основном, при самодельной переделке авто без разрешения.
Если вы заказываете тюнинг в специализированном ателье, его специалисты знают, как получить разрешение и узаконить доработки.
Особенности тюнинга агрегатов подвески автомобиля
С завода транспортные средства идут с мягкой подвеской, что очень хорошо при размеренном движении машины. На больших скоростях машину очень тяжело удержать на дороге, ухудшается её управляемость. Доработка подвески позволит водителю автомобиля более уверенно чувствовать его на поворотах при большой скорости, снизит уровень раскачивания, а также добавит комфорта водителю и пассажирам при движении по неровным дорогам.
Важно понимать, что тюнинг ходовой транспортного средства подразумевает замену агрегатов на более дорогие запчасти. Если у вас есть финансовая возможность, тогда можно приступать к тюнингу подвески
Если денежные средства ограничены, то, возможно, достаточно будет замены дисков машины на современные и установки на неё низкопрофильной резины — это придаст эффективного внешнего вида и незначительно увеличит её устойчивость на дороге.
Если вы всё же решились на доработку подвески, важно провести комплексную замену агрегатов. Не рекомендуется специалистами по отдельности тюнинговать переднюю и заднюю подвеску
Амортизаторы и пружины
Начинать модернизировать ходовую часть автомобиля необходимо заменой обычных амортизаторов современными изделиями. Отличным вариантом является покупка газовых амортизаторов, которые мгновенно реагируют на колебания дороги и сглаживают вибрацию машины, повышая комфорт находящихся в салоне.
Параллельно с тюнингом амортизаторов важно усовершенствовать и пружины. Для того чтобы улучшить управляемость важно приобрести жёсткие пружины, которые сделают работу амортизаторов более эффективной
Существует несколько видов пружин подвески. Это пружины повышенной жёсткости и пружины с переменным витком. Новые современные модели деталей состоят из двух секций. Верхняя их часть отличается высокой жёсткостью, нижняя — мягкая. За счёт нижней мягкой пружины увеличивается контакт колеса с дорогой, жёсткая отвечает за снижение колебания машины на неровных дорогах.
Тюнинг стабилизаторов и рычага передней подвески
Полный тюнинг подвески также требует замены стабилизаторов поперечной устойчивости. Стабилизатор способствует распределению нагрузки на амортизаторы при переезде одним из колёс ухаба или ямы. Таким образом, усиленный или сдвоенный вид стабилизатора будет сопутствовать улучшению управляемости и повышению сцепления с дорожным покрытием, а также уменьшит крен автомобиля при поворотах на больших скоростях.
Уделите особое внимание соединительным шарнирам. В обычных автомобилях они имеют резинометаллическое исполнение
В спортивных модернизированных подвесках важно использовать обновлённые сферические шарниры из металла. А также после проведения всех вышеописанных манипуляций, необходимо заменить рычаг передней подвески на более жёсткий вариант, так как обычные изделия будут подвергаться деформации во время более агрессивной эксплуатации
А также после проведения всех вышеописанных манипуляций, необходимо заменить рычаг передней подвески на более жёсткий вариант, так как обычные изделия будут подвергаться деформации во время более агрессивной эксплуатации.
Замена колёс как результат модернизации ходовой части
Завершающим моментом усовершенствования ходовой автомобиля является замена колёс машины. Здесь придётся выбирать между его комфортом и управляемостью. Более управляемым на дороге будет транспортное средство на низкопрофильных шинах. Однако при езде по ухабам и неровной дороге значительно будет чувствоваться тряска в салоне транспортного средства. Есть вариант увеличить ширину диска, что повлияет на улучшение комфорта в салоне машины. Однако такое увеличение негативно отразится на управляемости в мокрую погоду, а также увеличение ширины будет способствовать повышению нагрузки на подшипники и ступицы.
Kustom
Кастомайзинг зародился на базе постепенно растущего интереса к Hot Rod. В переводе с английского слово «custom» обозначает «сделанное на заказ», но в названии термина допущена намеренная ошибка, подчеркивающая общий «неправильный» посыл, который несет в себе Кастом Культура. Родоначальником этого направления стал ярый приверженец культуры Hot Rod Джордж Баррис, основавший в 1950-х годах журнал «Kustoms Car Club».
Сам стиль зародился в Солнечной Калифорнии, но постепенно стал набирать популярность по всей стране. Как и следует из названия, никаких четких рамок у этого стиля не было. За основу брался олдскульный американский автомобиль и модифицировался, как душе угодно.
Целью тюнинга теперь было вовсе не превращение дешевого транспорта в гоночный автомобиль, а просто создание эксклюзивного произведения искусства на колесах.
Стиль Kustom ставил себя в оппозицию «засилию заводского ширпотреба». Больше всего этот стиль полюбился жителям Сан-Франциско, которые известны своей ненавистью к корпорациям. К характерным особенностям стиля можно отнести следующее:
Особое внимание к дискам автомобиля
Необычные цвета, большое количество хромированных деталей
Низкая посадка
Постепенно Kustom распался на несколько направлений, основными из которых были:
Маслкар. Автомобили, произведенные в США в период 1960-1980-х. В этом стиле кузов остается без изменений, либо наносится простая аэрография (обычно классические языки пламени)
Все внимание сосредотачивается на модификацию двигателя. В идеале: максимально мощный движок видимый всем окружающим
Особым шиком считается раскрасить доступные глазу части двигателя контрастным с кузовом цветом.
- Cal Look. Как и следует из названия, это автомобили, тюнингованные в классическом Калифорнийском стиле. Для тюнинга используются только «фольксвагены» 1960-х годов, которые модифицирует под гоночный автомобиль. Классический цвет кузова: красный.
- Лоурайдеры. Главным отличием таких автомобилей стала максимально низкая посадка автомобиля. К отличительным особенностям можно также отнести золотое напыление, которое часто использовалось в стайлинге салона; велюровые сиденья; гидравлическая подвеска.
Кстати именно мода на лоурайдеры стала причиной изобретения гидравлических стоек. Из-за постоянных аварий, которые случались с искусственно заниженными автомобилями, в США был принят закон, регулирующий размер дорожного просвета. Таким образом многие экстремально низкие авто оказались вне закона.
И вот тогда были изобретены гидравлические стойки, позволяющие регулировать дорожный просвет. Гидравлическая подвеска впоследствии стала фирменным знаком этого направления. Предпочтение лоурайдерам отдавали ямайцы из серии игр GTA.
Где сделать тюнинг?
Вопросом, где тюнинговать машину, часто задаются новички. Ответить на него очень просто. Все зависит от того, какой вид тюнинга выбран. Например, если это разнообразные накладки, то закрепить их можно самостоятельно. А вот с аэрографией или покраской авто лучше обратиться в надлежащий сервис – СТО. Например, в Москве рекомендуется салон «Авиа-Авто». Здесь список предлагаемых услуг достаточно большой. Что касается цены, то все в пределах нормы. Однако нужно помнить, что тюнинг автомобиля в любом сервисе обойдется достаточно дорого. За годы работы «Авиа-Авто» заслужила хорошую репутацию.
Тюнинг автомобиля популярен среди молодого поколения, они много тратят на это времени и вкладывают очень большие деньги. Тот, кто любит свой автомобиль и имеет определенные навыки, старается сделать все своими руками. А для этого понадобятся терпение, время и, конечно же, финансы.
Достоинства и недостатки автотюнинга
Вне всякого сомнения, тюнинг – интереснейшее и увлекательное занятие. Владельцы тюнингованных автомобилей выделяют в нем следующие преимущества:
- Занимается ли автовладелец тюнингом самостоятельно или пользуется услугами профессионалов, он получает автомобиль с ярко выраженными индивидуальными особенностями и улучшенными характеристиками.
- Практически всегда тюнинг становится хобби (а иногда и стилем жизни) для автолюбителя, расширяется его кругозор, в жизни появляются новые интересные грани.
- Появляется новый круг знакомств в среде других, увлечённым тюнингом людей.
Однако тем, кто впервые решил заняться тюнингом собственного автомобиля, следует помнить, что необходимо тщательно взвесить свои возможности с пониманием того, что за небольшие деньги без должной подготовки и квалификации можно получить весьма скромный, а иногда и плачевный результат.
Наиболее распространённая иллюстрация к этому – чип-тюнинг двигателя. Конечно, от такой операции хочется сразу всего: увеличения мощности двигателя, снижения расхода топлива, да ещё и увеличения крутящего момента. Но даже мало знакомые с техникой автовладельцы понимают (возможно, не сразу) что так не бывает, и улучшение одних параметров получают, как правило, за счёт ухудшения других.
Кстати перепрограммирование электронного блока управления двигателем дает ощутимые результаты (до 20% повышения мощности) только на турбированных двигателях.
При этом работу должен выполнять квалифицированный специалист с использованием программного обеспечения, разработанного тем же автопроизводителем. В противном случае никаких гарантий, что внесённые изменения не приведут к недопустимым нагрузкам, как в самом двигателе, так и сопряженных с ним системах (сцепление, коробка передач, ходовая). А гарантированно качественная работа не может стоить дёшево.
Главный же недостаток любого тюнинга – его зачастую отрицательное влияние на стоимость автомобиля при последующей перепродаже. Конечно, бывают случаи, когда продуманный и грамотно исполненный тюнинг даже несколько повышает стоимость автомобиля, но подавляющее большинство покупателей на вторичном рынке предпочитают серийный вариант, эксплуатировавшийся в условиях неагрессивной езды.
И в этой ситуации остаётся только вариант «растюнинговать» автомобиль до серийного состояния. Кстати, на Западе доведение автомобиля до начального состояния считается также одним из направлений тюнинга.
3 — удобный салон
Весомой причиной тюнинга является и создание уникального и красивого салона. На сегодняшний день любой водитель может воплотить практически все свои мечты в реальность. Так, благодаря современным технологиям, в автомобиле можно установить не только аудиосистему, удобные сидения и прочие стандартные вещи, но и даже холодильники фонтаны и прочее. Сегодня каждый водитель сможет создать для себя наиболее удобный салон. Преимущество подобного тюнинга заключается в том, что при наличии минимальных знаний можно добиться довольно хороших результатов. Однако воспользовавшись профессиональными услугами, можно добиться лучших результатов.
Внутренний или салонный тюнинг
Знаете, многие владельцы продукции АВТОВАЗ, делают такие «тюнинги», практически в 80% случаев – это банальная проклейка салона, чтобы не слышать шум колес и работу двигателя, а также, чтобы пластик в салоне не гремел. То есть мы, просто улучшаем комфорт в машине.
Дальше уже идет изменение стандартных сидений, например — просто обтяжка их кожей, а если копнуть глубже – установка спортивных сидений.
Изменение панелей приборов, некоторые в панель устанавливают планшеты, меняют приборы на электронные. Обивка дверей и потолка, можно установить хоть кожу, хоть дерево – главное захотеть!
Салонный тюнинг — это скорее состояние «души владельца», нежели какие-то значимые усовершенствования.
Основные виды модернизаций
Volkswagen Golf
- Основной тюнинг авто в России предполагает изменение внутренней начинки машины – установку турбонаддува, трансмиссии, двигателя или тормозной системы. Благодаря усовершенствованию технических характеристик двигателя можно повысить его мощность, крутящий момент, а также динамику ускорения. Также различного рода доработки позволят снизить расход топлива, увеличить тяговые характеристики машины, совершать резкие ускорения во время обгона и т.д.
- С помощью технического тюнинга можно преобразить салон. Или другими словами — доработка интерьера авто. В данном случае актуально заменять сидения, обновлять чехлы, перетягивать руль, монтировать дополнительные устройства в виде аудиосистем, компьютерной техники и климатических установок.
Переделанный салона авто
Внешний тюнинг представлен, прежде всего, покраской автомобиля и аэрографией, тонировкой стекол, установкой пластиковых обвесов и литых дисков, а также нанесение наклеек.
В последние годы тюнинг русских авто подразумевает использование разных стилей. В данном случае актуально рассмотреть, какие именно стили тюнинга авто используют в России.
Тюнинг на Западе и в России
В Америке, откуда к нам и пришло это понятие, тюнинг начал развиваться в начале прошлого века. Выражаясь техническим языком, тюнинг авто — это доработка серийных автомобилей заводского производства.
Состоятельные автолюбители, которым хотелось выделиться на дороге, начали заказывать переделки в автомастерских. Маленькие сервисы со временем превратились в тюнинговые компании. Такие известные , «BRABUS», процветают до сих пор, работая по заказам частных лиц и таких авто.
Американский тюнинг авто — пример
Увлечение переделками автомобилей не ново и в России, хотя появилось позже, чем на Западе. Еще во времена СССР народные умельцы увеличивали «Запорожцы» до длины лимузина, делали кабриолеты из «Жигулей».
С массовым приходом иномарок хобби автолюбителей получило новый толчок. В стране появились тюнинг-ателье, небольшие изменения экстерьера или салона можно заказать в рядовых автосервисах.
Отечественный тюнинг ваз 2103
Естественно, что увлечение тюнингом характерно для молодежи, которой хочется выделить свою машину ярким видом или скоростью. Но и состоятельные водители среднего возраста не пренебрегают переделками интерьера, улучшением акустической системы, установкой на внедорожник силового обвеса.
Что считается тюнингом автомобиля
Условно можно выделить несколько направлений доработки автомобиля – увеличение мощности двигателя, модернизация ходовой части, чип-тюнинг, апгрейд салона и изменение экстерьера.
В первом случае речь идет об усовершенствовании двигателя (замена деталей или самого мотора), установке дополнительных систем – турбонаддува, компрессора. Также монтируют новую выхлопную систему, используют более эффективные устройства – свечи, впрыск воды, озонатоы и т. д.
Тюнинг ходовой части предполагает установку более эффективных амортизаторов, жестких пружин, замену поперечных стабилизаторов и рычагов подвески. Встречается монтаж пневматической или гидравлической подвески. Сюда же можно отнести доработку тормозной системы и замену дисков.
Замена, перепрограммирование и настройка блоков управления с целью увеличения мощности и экономии топлива – это сфера деятельности чип-тюнинга. Имеет ряд нюансов и требует вмешательства специалиста. Поэтому лучше обращаться в проверенные компании.
Салонный тюнинг включает в себя перетяжку различными материалами, замену приборной панели, установку аудиосистемы и дополнительного освещения, систем подогрева и вентиляции. В редких случаях осуществляется полная замена сидений.
К внешнему тюнингу можно отнести установку аэродинамического обвеса (спойлеров, диффузоров и т. п.), замену бампера, расширение кузова, монтаж порогов. На внедорожниках часто крепят кенгурятники, багажники на крыше, лебедки. Сюда же можно отнести замену фар, установку дополнительного освещения и покраску.
Drag
Здесь все также просто, как с дрифтом. Drag стиль предполагает создание автомобиля для драгрейсинга – заезда на время по прямой (короткая дистанция 402 метра). Внешний вид автомобиля тут практически не имеет значения, а вот максимально легкая и жесткая конструкция кузова и бешеный крутящий момент мотора, подбрасывающий на дыбы и сворачивающий автомобиль по диагонали при старте – просто необходимы.
Само собой, для Драгрейсинга еще важен подбор передаточных отношений в коробке таким образом, чтобы обеспечивать максимальный крутящий момент на всём движении во время этого короткого, 30-40 секундного заезда, ведь именно он важен при разгоне. Мотор после такого заезда отправляется под замену.
Плюсы и Минусы виртуальной модернизации авто
Внедрение таких сервисов позволило создавать совершенно новые концептуальные типы автомобилей при существенной экономии времени и сил. Если раньше, подобного рода тюнинг базировался на методе проб и ошибок, то сейчас при наличии соответствующего софта, становится возможным воплощение любых, самых амбициозных решений в кратчайшие сроки.
Таким образом, можно выделить ряд ключевых преимуществ виртуального тюнинга:
- создание интерактивной модели с учетом действительных параметров;
- постоянное обновление моделей и опций;
- возможность корректировки огромного числа технических параметров;
- возможность использования нестандартных методов и приемов.
Кроме этого, несмотря на своё зарубежное происхождение, большинство из представленных программ доступны в русскоязычной версии, что существенно упрощает работу с ними.
Недостатки виртуальной модернизации авто могут проявляться лишь в том случае, когда пользователь сервиса недостаточно компетентен в вопросе тюнинга.
Иногда, при излишней приверженности к разного рода новшествам, концептуальный проект авто превращается в нечто несуразное. Кроме этого, некоторые программы не отличаются высоким уровнем качества, в связи с чем возникают трудности выбора соответствующих компонентов.
Как оформить тюнинг автомобиля или любые изменения в конструкцию?
Весь тюнинг должен быть сперва одобрен ГИБДД
Согласно действующему законодательству любые изменения в конструкцию ТС необходимо сертифицировать и оформить в органах ГИБДД. Для этого вам необходимо пройти процедуру в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза о безопасности транспортных средств №877 от 9.12.2011 года.
То есть владелец автомобиля, который внес изменения в его конструкцию должен пройти 2 проверки в специализированных организациях и затем в случае положительного решения экспертизы на безопасность транспортного средства, оформить соответствующие изменения в органах ГИБДД, которые внесут в особые отметки паспорта транспортного средства сертифицированные конструктивные изменения в автомобиль.
Внимание! Обращаем ваше внимание что органы Госавтоинспекции не занимаются сертификаций тюнинга и любых других внесенных изменений в конструкцию кузова. Согласно действующему законодательству органы ГИБДД занимаются только выдачей разрешения на установку дополнительного оборудования в автомобиль
Какой тюнинг является незаконным в 2022
Практически весь тюнинг автомобиля без документального подтверждения безопасности является незаконным на 2022 год. Это касается кузовных видоизменений, внутреннего и наружного освещения, салона, расположения кресел, рулевого колеса, колесных дисков, подвески и силовых агрегатов. Полный перечень весьма обширен и включает в себя практически все узлы транспортного средства, которые могут заменяться на нестандартные. Таким образом, даже машины с незначительными изменениями подпадают под действие закона.
Практически сразу после вступления проекта в силу сотрудники ГИБДД начали активно штрафовать нарушителей, так что следующие ужесточения ожидает примерно та же реакция.
За нарушение требований закона о тюнинге автовладельцам грозит штраф в размере 500-800 рублей. Если нарушение повторится, сумма возрастает до 5000 рублей. В качестве дополнительной санкции может быть применено лишение водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев. А если указанные инспектором ГИБДД несоответствия не будут устранены в ближайшие 10 дней, регистрация автомобиля прекратится.
Страны, лидирующие в рейтинге автотюнинга
Среди стран, автотюнинг наиболее популярен в США, Германии, Японии. В основном эти страны являются «законодателями моды» в направлениях и стилях тюнинга.
США
В США существует огромное количество фирм, предлагающих услуги в области автотюнинга, но, как правило, эти услуги низкого качества. Могут «напихать» бездумно в автомобиль дорого звука, электроники и других вещей, абсолютно не заботясь о качестве звучания, надежности приема того же спутникового оборудования или цветосочетания салона кузова и подсветки.
Работают по типу «дорого – значит круто». Обслуживание у действительно мастеров тюнинга, обойдется в круглую сумму, которую могут позволить далеко не все.
Германия
В Германии наиболее лучше поставлен бизнес, занимающийся тюнингом. Большинство тюнинговых лабораторий работают под патронатом серьезных автопроизводителей и процент брака, «безвкусного» сочетания форм и цветов, очень мал.
Тюнинг там поставлен на поток, можно приобрести уже готовую, обкатанную модель или собрать под заказ, используя компьютерные технологии.
Япония
Япония, одна из самых странных, с точки зрения автотюнинга, стран. Мода на совершенно безумные и необычные формы автомобилей, началась еще в 70-х годах, и носило это непрактическое занятие, название «Босодзоку» (агрессивный, гоночный клан). Для этого стиля характерны изменения колесных арок, максимальное снижение клиренса, огромный отрицательный развал колес, гипертрофированные обвесы и спойлеры и главная фишка — широченная резина на супершироком диске.
Есть, конечно, и «лайт» — версии, с более скромными внешними характеристиками, но «Босодзоку» несомненно, превратилось в некую культуру и является отличительной японской чертой тюнинга.
Россия и СНГ
Здесь все сложнее, в СССР, тюнинг как таковой представлен не был, и все попытки более походили на «колхоз». После развала, эта отрасль начала активно развиваться и сегодня уже есть определенные достижения. Конечно пока не хватает опыта, так как разница в развитии, по сравнению с другими автомобильными державами огромная, но перспективы тоже не маленькие.
Благо, отечественные автопроизводители, выпуская свою продукцию, позволяют совершенствоваться мастерам как профессионального, так и «народного» автотюнинга.
Может ли инспектор оштрафовать за тюнинг на дороге
По современным законам, сотрудники ГИБДД могут останавливать на дороге каждого автовладельца и проверять соответствие автомобиля требованиям ГОСТов и технических регламентов. Проверка осуществляется с использованием специализированного измерительного оборудования по типу рулетки, угломера, штангенциркуля и т.д. Также сотрудники правоохранительных органов имеют право сопроводить ТС в пункт проверки, где транспортное средство будет проходить все испытания на специальных стендах.
Если до 1 июля 2021 года водитель будет привлечен к административной ответственности за нарушение норм тюнинга без проведения соответствующих экспертиз или испытаний, решение ГИБДД можно обжаловать в суде или прокуратуре.
Стоит отметить, что перевозить с собой все сертификаты на багажники или фаркопы для предъявления сотрудникам ГИБДД по первому требованию по закону о тюнинге автомобилей 2022 года не обязательно.
Как узаконить тюнинг автомобиля в 2022 году
В связи с ужесточением требований к транспортным средствам, неизбежно возникает вопрос, как узаконить тюнинг автомобиля в 2022 году.
Актуальное законодательство РФ предполагает обязательную сертификацию всех видоизменений основных параметров автомобиля, в том числе внешних корректировок. Все модификации должны быть проверены соответствующими органами и задокументированы в ГИБДД,
Первым делом, необходимо пройти две экспертные оценки в специализированных сертификационных центрах.
В центрах специалисты проверяют уровень безопасности тюнинга с учетом всех участников дорожного движения. Если экспертиза даст положительные результаты, владельцу транспортного средства необходимо обратиться с органы ГИБДД для документального оформления модификаций на основании предъявляемых сертификатов соответствия.
Основная сложность процедуры заключается в том, что на данный момент официальные представители сертификационных центров для легализации модификаций в автомобилях находятся только в Москве и Санкт-Петербурге.
При этом все это время передвигаться на тюнингованном транспортном средстве будет нельзя. Этот факт значительно повышает стоимость тюнинга, поскольку потребует включение в общую сумму также цену поездки в Москву или Санкт-Петербург. В результате для многих водителей целесообразнее будет просто отказаться от тюнинга в пользу более практичных и удобных штатных сборок.
Изначально в качестве основных мест выбраны города-миллионники, однако пока что на всю огромную страну их только два. Такой подход неизбежно приведет к повышению себестоимости тюнинга и формированию огромных очередей в сертификационные центры.
Стоит отметить, что управление дорожной полиции не может самостоятельно проводить сертификацию модификаций автомобилей. Существующее законодательство наделяет органы лишь полномочиями по выдаче официальных постановлений, для документального подтверждения соответствия дополнительных элементов всем нормам.
Подведем итоги
Вот мы и разобрались с тем, что такое тюнинг и в чем заключается его суть. Как видите, тут есть преимущества и недостатки. Если владелец действительно любит свой автомобиль, то он будет им заниматься в любом случае, ведь ухоженная машина все равно смотрится отлично. Хотя можно выполнить минимальный тюнинг. Седан, к примеру, в отличие от хэтчбека не заносит шум в салон из багажника. Поэтому каждый владелец хэтчбека почти всегда начинает шумоизоляцию с багажника.
Некоторым водителям лучше вообще не знать, что такое тюнинг, ведь лихачей на дороге и так хватает. Если же говорить о пределах разумного, то небольшая переработка салона автомобиля, установка качественной шумоизоляции и внешнего вида сделают свое дело: машина станет более комфортной, привлекательной внешне и внутренне. А это порой все, что нужно. И если дорогой тюнинг «Мерседеса» может обойтись в сотни тысяч рублей, то отечественный ВАЗ можно изменить относительно недорого.