Варианты систем ABS
В настоящее время предлагается несколько версий ABS в зависимости от конфигурации тормозных контуров, конфигурации привода и трансмиссии, функциональных требований и бюджета. Наиболее популярным распределением тормозных сил является диагональное разделение (Х-образная конфигурация тормозных контуров), менее популярным — разделение передних и задних колес (Н-образная конфигурация тормозных контуров). Конфигурации HI и НН (например, в Daimler Maybach) являются специализированными и редко используются в сочетании с ABS. Варианты систем ABS различаются по количеству каналов управления и датчиков угловых скоростей колес.
4-канальная система ABS с 4 датчиками
4-канальные системы ABS с 4 датчиками (рис. «Варианты систем ABS» ) позволяют индивидуально регулировать тормозное давление на каждом колесе по четырем гидравлическим каналам, с разделением тормозных контуров между передними и задними колесами (для ll-образной конфигурации тормозных контуров) или диагональным распределением (для Х-образной конфигурации тормозных контуров). У каждого колеса есть свой датчик, измеряющий угловую скорость.
Для сегмента сверхкомпактных автомобилей с рабочим объемом двигателя до 660 куб.см (MIDGET) японского рынка был разработан сильно упрощенный вариант ABS. Он положил конец демпфирующим камерам и возвратным насосам. Небольшое количество компонентов по сравнению с традиционными системами обеспечивает значительную экономию, но имеет и ряд функциональных недостатков. Производство систем этого типа постепенно прекращается.
3-канальная система ABS с 3 датчиками
Вместо привычного расположения с отдельным датчиком угловой скорости на каждом колесе в этом варианте у задних колес имеется один датчик, устанавливаемый в дифференциале. В силу характеристик дифференциала он позволяет измерять разность угловых скоростей колес с определенными ограничениями. Характеристики управления SL для задних колес, т.е. параллельное соединение тормозов двух задних колес, позволяют обойтись одним гидравлическим каналом для (параллельного) регулирования давления задних колес.
Гидравлические 3-канальные системы требуют II-образной конфигурации тормозных контуров (разделение передних и задних колес).
Системы с 3 датчиками можно использовать только в автомобилях с задним приводом, главным образом, в грузовиках. Количество автомобилей, оснащаемых такими системами, падает.
2-канальная система ABS с 1 или 2 датчиками
2-канальные системы ABS начали производить из-за небольшого количества требуемых компонентов и, соответственно, возможности экономии затрат. Их популярность была ограничена, так как их функциональность была недостаточной. Эти системы сейчас практически не используются в автомобилях.
Некоторые продаваемые в США легкие грузовики с межосевым разделением тормозных контуров все еще оснащаются системами RWAL (Rear Wheel Anti-Lock, антиблокировочная система для задних колес) — специальными упрощенными версиями 2-канальной системы ABS, состоящими из датчика на дифференциале заднего моста и одиночного управляющего канала (без возвратного насоса), предотвращающего блокировку задних колес. При достаточно большом тормозном давлении передние колеса все равно могут заблокироваться, что приводит к риску потери управляемости при определенных условиях.
Такая система не отвечает функциональным требованиям, предъявляемым к системам ABS Категории 1.
Использование ABS на мотоциклах
За последние годы удалось существенно снизить размер и массу систем ABS. В результате серийно производимые системы ABS стали привлекательной опцией для мотоциклов. Следовательно, этот класс транспортных средств сможет воспользоваться преимуществами ABS как системы безопасности.
Автомобильная система для использования в мотоциклах модифицируется. Вместо привычных восьми 2/2-ходовых клапанов в гидравлическом блоке у автомобилей (с Х-образной конфигурацией тормозных контуров), у мотоциклов обычно применяется четыре клапана. Алгоритм управления также кардинально отличается от используемого в автомобильной системе ABS.
Другие варианты системы появились в результате спроса на комбинированные тормозные системы (CBS), т.е. системы, в которых и передними, и задними тормозами можно управлять либо педалью, либо ручным рычагом, возможно в сочетании с отдельными средствами активации передних тормозов. Для этого типа требуется 3-канальный гидравлический блок. Однако конструкция варианта CBS сильно зависит от модели мотоцикла.
Определение причины неисправности по световому мигающему коду
Световой мигающий код о характере неисправности и неисправном элементе системы состоит из двух информационных блоков, представляющих собой две последовательности световых вспышек.
Длительность каждой вспышки 0,5 сек, пауза между вспышками 0,5 сек., между блоками — 1,5 сек.
Неисправный компонент и характер неисправности определяются по числу вспышек красной контрольной лампы «ABS» соответственно в первом и втором блоках согласно таблице 1.
При отсутствии отказов или неисправностей выдается световой код 1—1 (по одной вспышке контрольной лампы в каждом информационном блоке).
*Активной ошибкой считается ошибка или неисправность, присутствующая в данный момент, т. е. в момент диагностики
Световые коды состояния элементов АБС ф. Wabco
Системный режим контроля
В системном режиме может быть определена конфигурация системы, стерты четыре последние (пассивные) ошибки из памяти электронного блока, произведены переконфигурация системы и тест привода управления двигателем (для режима ограничения скорости).
Для активации системного режима необходимо нажать на кнопку диагностики (рисунок) и удерживать ее во включенном состоянии от 3,0 до 6,3 сек.*
После активизации системного режима выдается световой кол конфигурации (на автомобилях «МАЗ» установлена система типа 4S/4K датчика/4 модулятора), число вспышек лампы должно быть равным 2.
Код конфигурации повторяется через каждые 4 секунды.
Для выхода из системного режима необходимо выключить и снова включить замок включения стартера и приборов в положение «приборы», или нажать диагностическую кнопку на время, превышающее 6 сек.
Стирание ошибок
Стираются только пассивные ошибки, сохраненные в памяти электронного блока.
Для стирания ошибок необходимо активизировать системный режим, как описано выше. После этого последует восемь быстрых (длительностью 0,1 секунд) миганий сигнальной лампы ABS, подтверждающих стирание.
Далее следует периодически повторяющийся через 4 секунды код конфигурации (две световые вспышки длительностью 0,5 секунд с паузой 1,5 секунд).
Затем необходимо выключить и повторно включить замок включения стартера и приборов в положение «приборы».
Выход из режима диагностики
Выход из режима диагностики осуществляется выключением питания (замка включения стартера и приборов в положение «выключено»).
Для выхода из режима диагностики без выключения замка в положение «выключено», необходимо нажать диагностическую кнопку на время от 6 до 15 сек. При этом вывод световых кодов на красную контрольную лампу «ABS» прекращается.
Если стирание кода неисправности затруднено (после многократного повторения операций стирания сохраняется один и тот же код), необходимо еще раз убедиться в устранении соответствующей неисправности и повторить операции до получения кода 1 -1.
*Примечания:
1. При активации системного режима происходят автоматическое стирание всех пассивных ошибок, если они были в памяти блока. Признаком этого будет 8 быстрых миганий сигнальной лампы «ABS».
Если имеются активные ошибки, то указанных миганий не последует, и будет выдаваться сразу код конфигурации;
2. Если система включена по схеме АБС/ПБС, т. е. подключен пропорциональный и (или) дифференциальный клапан (клапан ПБС), то при входе в системный режим загорается дополнительно вампа «ABS/INFи не гаснет до выхода из режима диагностики
Световой код |
Неисправный элемент, характер неисправности |
|
Ра |
Рб |
|
1 |
1 |
Все элементы исправны |
2 |
1 |
Модулятор В: Обрыв или замыкание на массу |
2 |
2 |
Модулятор А: Обрыв или замыкание на массу |
2 |
3 |
Модулятор Д: Обрыв или замыкание на массу |
2 |
4 |
Модулятор С: Обрыв или замыкание на массу |
3 |
1 |
Датчик В: Большой воздушный зазор |
3 |
2 |
Датчик А : большой воздушный зазор |
3 |
3 |
Датчик Д: большой воздушный зазор |
3 |
4 |
Датчик С: большой воздушный зазор |
4 |
1 |
Датчик В: Короткое замыкание или обрыв |
4 |
2 |
Датчик А: Короткое замыкание или обрыв |
4 |
3 |
Датчик Д: Короткое замыкание или обрыв |
4 |
4 |
Датчик С: Короткое замыкание или обрыв |
5 |
1 |
Датчик В: Перемежающийся сигнал |
5 |
2 |
Датчик А: Перемежающийся сигнал |
5 |
3 |
Датчик Д: Перемежающийся сигнал |
5 |
4 |
Датчик С: Перемежающийся сигнал |
6 |
1 |
Датчик В: дефект ротора/датчика |
6 |
2 |
Датчик А: дефект ротора/датчика |
6 |
3 |
Датчик Д: дефект ротора/датчика |
6 |
4 |
Датчик С: дефект ротора/датчика |
7 |
1 |
Связь с БУ: ошибка связи |
7 |
3 |
Реле замедлителя: короткое замыкание или обрыв |
7 |
4 |
Лампа ABS: короткое замыкание или обрыв |
8 |
1 |
Питание БУ: пониженное напряжение бортсети |
8 |
2 |
Питание БУ: повышенное напряжение бортсети |
8 |
3 |
Внутренняя ошибка |
8 |
4 |
Ошибка конфигурации |
8 |
5 |
Питание БУ: ошибка подключения по «массе» |
Простейший способ торможения автомобиля
Многие водители считают, что чтобы быстро остановить автомобиль, необходимо нажать и удерживать педаль тормоза (тормоз в пол). Безусловно, такой способ заставит автомобиль остановиться, но такое торможение не будет эффективным.
При торможении в пол происходит блокировка колес, т.е. колеса автомобиля перестают вращаться. На первый взгляд кажется, что с заблокированными колесами автомобиль остановится быстрее. Но это только на первый взгляд. Вспомним небольшой элемент школьного курса физики: «Сила трения покоя всегда больше, чем сила трения скольжения». Т.е. если колеса автомобиля катятся (незаблокированы), то автомобиль затормозит быстрее, чем в случае с заблокированными колесами. Это обусловлено тем, что в первом случае пятно контакта колес автомобиля находится в неподвижном состоянии относительно дорожного полотна, т.е. действует сила трения покоя. Во втором же случае, когда колеса автомобиля заблокированы, на него действует сила терния скольжения.
Существует также второй недостаток простейшего способа торможения — автомобиль с заблокированными колесами полностью теряет управляемость. Т.е. если в повороте заблокировать колеса, то автомобиль продолжит свое движение по инерции прямо, а не в сторону повернутых колес.
Очевидно, что простейший способ торможения несовершенен, а иногда и опасен. Поэтому для помощи водителю при торможении были разработаны специальные антиблокировочные системы тормозов (АБС).
Профессиональное устранение поломок
Ремонт системы АБС должен выполняться опытными, квалифицированными мастерами, так как от их работы зависит безопасность движения. Наш сервис укомплектован такими специалистами, оснащен специальным оборудованием, профессиональным инструментом. Это гарантия надежности.
По прибытии на место, мастера проводят визуальный осмотр элементов системы на предмет повреждений. Ремонт ABS Bosch, других типов блоков начинается с диагностики, где используется сертифицированное оборудование. На основе полученной информации, выполняется аппаратная корректировка сбоев, механический ремонт или полная замена элементов системы.
Самостоятельное устранение неполадок системы ABS без профильных знаний, опыта, специализированного оборудования, инструмента приводит к потере времени, дополнительным расходам.
Возможные неисправности АБС Wabco
Если система вышла из строя, в большинстве случаев на панели приборов при включении зажигания не загораются контрольные лампы «ABS» или «ASR/INF». Проверьте предохранители и сделайте ремонт АБС МАЗ.
Возникают также другие неисправности:
- При включенном зажигании контрольная лампа загорается и не гаснет;
- В процессе торможения запускается блокировка только одного колеса;
- На скорости свыше 7 км/ч не гаснет контрольная лампа прицепа;
- При нажатии на педаль осуществляется стравливание воздуха;
- АБС работает с перебоями.
Причиной неисправности системы может стать обрыв цепи датчиков или разъемов, а также короткое замыкание.
Блокировка только одно колеса свидетельствует о нарушении смазки и заедании кулака. Необходимо проверить стяжную пружину и выполнить ремонт блока АБС.
Если не гаснет контрольная лампа прицепа, отрегулируйте зазор. Проверьте с помощью тестера напряжение датчиков.
Стравливание воздуха из модулятора происходит при нарушении герметизации клапана. Также неисправность может возникнуть из-за попадания инородного тела в систему. Для устранения поломки разбирают модулятор и контролируют герметичность АБС.
Чтобы наладить работу антиблокировочной системы с перебоями, необходимо выполнить:
- Проверку крепления датчиков;
- Восстановление воздушного зазора;
- Закрепление блока управления.
Перед началом ремонта заглушите двигатель и отключите питание.
Если система исправна, при включении зажигания контрольные лампы на приборной панели загораются и через 3-4 секунды гаснут.
Антиблокировочная система не требует специального обслуживания. После замены подшипников, смены колодок достаточно проводить контрольную проверку.
Для замены элементов системы в нашем каталоге вы найдете множество запчастей МАЗ наилучшего качества.
Датчики АБС играют важную роль в работе тормозной системы автомобиля — от них зависит эффективность торможения и бесперебойная эксплуатация узла в целом. Сенсорные элементы посылают на блок управления данные о степени вращения колёс, а тот анализирует поступающую информацию, выстраивая нужный алгоритм действий. Но что делать, если появились сомнения в исправности устройств?
Виды ABS
Поколение | Характеристики | ||
---|---|---|---|
Масса, кг | Количество компонентов | Объем памяти, кб | |
ABS 2 (1978) | 6,3 | 140 | 2 |
ABS 2E (1980) | 4,9 | 40 | 8 |
ABS 5.3 (1995) | 2,6 | 25 | 24 |
ABS 8 (2003) | 1,6 | 16 | 128 |
Все вышеописанное касается варианта, если на автомобиле применена антиблокировочная система тормозов последнего поколения, или так называемая четырехканальная ABS.
Однако существуют и другие типы.
Так, одноканальная антиблокировочная система контролирует тормозное усилие одновременно для всего автомобиля. Такой вариант ABS гораздо проще и дешевле, но он хорошо работает в случае, когда сцепление всех колес одинаково.
Двухканальная антиблокировочная система контролирует тормозное усилие вдоль одного борта.
Поколения и виды
Современная система, устанавливаемая на авто, — четырехканальная. Она включает в себя по два клапана на каждое колесо, а также по одному аккумулятору давления и амортизационной камере на контур (а их – два).
В целом, эта система уже насчитывает 5 поколений. Первая из них появилась в 1978 году, вторая пришла ей на смену в 1980 году и устанавливалась она вплоть до 1995 года, после чего 2-е поколение вытеснило 3-е. Современное 4-е поколение системы появилось в 2003 году, а сейчас применяется 5-е поколение, которое продолжает использоваться до сих пор.
Что касается конструктивных особенностей, то четырехканальная система — самая последняя и технологически совершенная. Но ей предшествовали:
- одноканальная система (в ней использовалось всего два клапана, которыми регулировалось давление во всех магистралях одновременно. Примечательно, что в одноканальном типе система обычно вносила коррективы только в механизмах ведущей оси, то есть, АБС работала только с двумя колесами);
- двухканальная (в этом типе АБС тормозные механизмы разделили по бортам, для каждого из которых предусмотрены свой комплект клапанов. То есть, один канал объединял в себе механизмы переднего и заднего колес одной стороны);
- Трехканальная (в ней для колес задней оси предусматривался один комплект клапанов, а передние оснащались каждый своим каналом).
Сейчас эти три типа системы ABS встречаются только разве что на старых авто.
АБС: наша страховка от неприятностей
Представьте ситуацию, Вы едете на автомобиле по загородной трассе, наслаждаясь окружающей природой. Впереди на небольшой дистанции движется грузовик, кузов которого забит какими-то коробками и хламом. Внезапно, подпрыгнув на кочке, он теряет одну из коробок, и она падает прямо перед Вашим авто.
Рекомендуем: Замена масла в АКПП: рекомендации специалистов
Что делать?
Конечно, первая реакция водителя в этой ситуации попытаться затормозить и одновременно объехать препятствие.
И вот, кульминация истории – если ваша машина оборудована АБС, то совершить подобный манёвр довольно легко, но если этой системы нет, то тогда вполне вероятно, что от резкого удара по педали тормоза колёса заблокируются, и автомобиль превратится в неуправляемый снаряд, а это сулит неприятной встречей с выпавшей коробкой.
Как Вы уже поняли, ABS не просто полезная опция, а просто таки необходимая система, от которой зависит безопасность водителя и всех кто находится в авто.
Помимо того, что антиблокировочная система помогает сохранить контроль над транспортным средством в ситуациях похожих на описанную выше, она также значительно сокращает тормозной путь, улучшает манёвренность в сложных погодных условиях и даже помогает сэкономить резину.
Кратко о принципе работы
Функция ABS имитирует резкие многократные нажатия на педаль тормоза, практиковавшиеся водителями старых автомобилей на скользкой дороге. Электроника использует данный способ торможения гораздо эффективнее, блокируя и «отпуская» колеса несколько раз в секунду. Алгоритм работы следующий:
Датчик ABS последнего поколения представляет собой катушку с полупроводниковым элементом, установленным в неподвижной части ступицы. В непосредственной близости от него на тормозном диске закреплено зубчатое кольцо, чье вращение отслеживает датчик. Это происходит так: контроллер подает на приборчик напряжение, а тот постоянно изменяет сопротивление вследствие прохождения рядом зубцов крутящегося кольца.
Когда величина электрического сопротивления становится постоянной, ЭБУ расценивает данный факт как блокировку колеса и включает вышеописанный алгоритм. Если же элемент выходит из строя, система АБС полностью отключается.
Как работает АБС
С появлением новой тормозной системы повысилась безопасность автомобиля при экстренном торможении. Систему стали устанавливать в 70-х годах. В систему ABS входит блок управления, гидравлический блок, колесные тормозные механизмы и сенсорные датчики числа оборотов.
Основное устройство АБС – блок управления. Именно он принимает сигналы от сенсорных датчиков в виде числа оборотов колес и дает их оценку. Полученные данные анализируются и системой делается вывод о степени скольжения колес, об их замедлении или ускорении. Обработанная информация поступает в виде сигналов на магнитные клапаны гидравлического блока, который выполняет задачу управления.
От главного тормозного цилиндра (ГТЦ) поступает давление, обеспечивающее появление нажимного усилия в тормозных цилиндрах суппортов. Благодаря нажимному усилию тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам. Независимо от ситуации и усилия нажатия водителем на педаль тормоза, давление в тормозной системе будет оптимальным. Достоинства системы в том, что анализируется каждое колесо и выбирается оптимальное давление, тем самым препятствуя блокировке колес. Полное торможение происходит за счет давления в системе тормозного привода, регулируемое ABS.
В этом состоит принцип работы АБС. На машинах с задним и полным приводом стоит лишь один сенсорный датчик, который находится на дифференциале задней оси. Информация о возможности блокировки берется с ближайшего колеса, а команда о необходимом давлении передается всем колесам.
Устройство, управляющее магнитными клапанами, может работать в трех режимах:
Благодаря этим режимам понижение и повышение давление происходит по ступенчатой системе. Если возникают проблемы, система АБС деактивируется, и тормозная система работает без ее участия. На приборной панели соответствующий индикатор выдает о проблемах с ABS.
Что такое торможение, и как надо тормозить
Только на первый взгляд кажется, что самое главное – не опоздать нажать на тормоз, тогда автомобиль остановится. На самом деле все гораздо сложнее.
Вот самый простой пример – автомобиль движется на скорости, водитель заметил опасность, резко нажал на тормоз, а машина выскочила на встречную полосу. А если повезет, то на обочину или на столб.
Если при этом хотя бы одно колесо блокируется (перестает крутиться и замедляться, а начинает просто скользить по дорожному покрытию), тогда тормозной путь увеличивается, а также значительно возрастает возможность заноса автомобиля в сторону заблокированного колеса.
Такая система торможения позволяет гораздо эффективней останавливать машину, особенно на скользкой и обледенелой дороге.
Конечно, это очень страшно, когда к тебе начинает приближаться, например, задний борт грузовика, а ты должен отпустить педаль тормоза. Если не можешь с этим справиться – не садись за руль или покупай автомобиль с ABS.
Установка АБС
Самостоятельная установка ABS невозможна, потому что для ее настройки необходимо сложное и дорогостоящее оборудование. Если приобретать все детали системы на разборке, то хватит 10–15 тысяч рублей. Если же не рисковать и установить новые детали, то придется выложить 25–35 тысяч. Стоимость работы зависит от многих факторов и составит 10–20 тысяч рублей, ведь потребуется заменить все суппорты и колодки, подключить контроллер и модулятор. Установка ABS серьезно повысит управляемость автомобиля на мокрой и скользкой дороге, а также снизит вероятность заноса.