Переносное освещение: как все сделать безопасно и надежно

Схема расположения предохранителей в блоке Газ 3302 (Газель 3302) и Газ 2705 (Газель 2705) старого образца.

Предохранители автомобиля ГАЗ с 1994 по 2003 года выпуска находятся под панелью прибора слева, и разделены на верхний и нижний блоки. В каждом из них находится по 10 предохранителей. Верхний блок включает (слева направо) защиту цепей:

  • электродвигателя и электронасоса системы отопления автомобиля с 2 рядами сидений номинальным током 16 А;
  • резервного электродвигателя отопления — 8 А (авто с двумя рядами сидений);
  • указателей поворота — 8 А;
  • реле сигнализатора тормоза стоянки, экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ), таймера управления прибором отопления, световой сигнал заднего хода, комбинации приборов, реле очистителя стекла, сигнализатора неисправности в системе зажигания (актуально для ЗМЗ 4061 и 4063) — 8 А;
  • аварийной сигнализации — 8 А;
  • стоп-сигнальных ламп, бортовой платформы номинальным током 8 А;
  • радиооборудования — 8 А;
  • очистителей электродвигателя, омывателя ветрового стекла — 8 А;
  • розетки для переносной лампы, звукового сигнала и прикуривателя — 16 А;
  • резерв с током16 А.

Нижний блок, также слева направо, включает защиту:

  • резервного блока с током 16 А;
  • освещения кабины и грузового салона плафон в авто ГАЗ -2705 и ГАЗ-27057 — 8 А;
  • защиту подогревателя и приборного освещения — 8 А;
  • противотуманного освещения сзади — 8 А;
  • габаритного света (левого заднего и правого переднего) и его сигнализатор, фонарей освещения номера — 8 А;
  • габаритного света (правого заднего и левого переднего) — 8 А;
  • левой фары ближнего света, а также светового электрокорректора — 8 А;
  • правой фары ближнего света — 8 А;
  • дальнего света левой фары — 16 А;
  • дальнего света правой фары — 16 А.

Для получения доступа и последующей замены предохранителя, следует снять крышку с блока. Предохранитель, у которого будет на корпусе металлическая полоса разомкнута — вышел из строя.

Конструктивное строение блока предохранителей Газелей

Система защиты электрической цепи в автомобилях Газель реализована по двухуровневой модели, которая обеспечивает дополнительную устойчивость в работе электрооборудования и имеет следующие особенности.

Предохранители от электрооборудования Газели

  1. Первый защитный уровень обеспечивается силовыми плавкими предохранителями, расположенными в отдельном монтажном блоке под капотом автомобиля. Их срабатывание рассчитано на значительное изменение силы тока в цепи, а основным предназначением является защита от короткого замыкания. При этом разделяются два основных контура электрической цепи, в том числе:
  • основная плюсовая цепь, исключая световые приборы, генератор и стартер;
  • плюсовая цепь генератора и световой контур.

В модификациях, укомплектованных антиблокировочной системой, установлены два дополнительных электропредохранителя, отвечающих непосредственно за эту функцию.

Электрические предохранители в электросети

Электрическая система подключения фар на Газели

Обозначения на реле монтажного блока Газели

Так выглядит старый блок предохранителей на Газели

Недостатки сумеречных переключателей

Наряду с неоспоримыми преимуществами фотореле имеют и ряд значительных недостатков, о которых тоже стоит упомянуть в данной статье.

В отличие от датчика движения световые датчики не способны освещать определённое место в нужный момент. Свет загорается сразу на всех осветительных приборах, и освещение происходит не совсем рациональным способом. Может работать только одна лампа либо все сразу одновременно.

Данные приборы очень чувствительны к воздействиям извне и погодным условиям. Особенно часто они негативно реагируют на обычную пыль. Также девайс может не совсем адекватно срабатывать при внезапной перемене погоды, например, при наплыве тёмных туч он может «подумать», что наступила ночь и включить освещение.

Фотореле с регулировкой уровня освещения отличаются своим высоким ценником относительно своих аналогов.

Стоимость и лучшие производители

Стоимость фотореле зависит от производителя, марки, конструкции, степени защиты, срока гарантии, комплектации. На стоимость влияет качество корпуса, его герметичность и устойчивость к повреждениям.

Цена моделей может отличаться от пунктов продажи, но в среднем составляет:

Производства Китай

, стоимость 269 рублей;

Производства НТК Композит г. Санкт-Петербург с выносным датчиком на проводе

длиной 970 м и разницей температур от -40 до +40 градусов по Цельсию, стоимость 509 рублей.

Производства Реле и автоматика г. Москва

, стоимость 3 386 рублей.

Ф1260700 LUNA

От компании Theben Германия с встроенным датчиком

, с температурой наружного воздуха от -35 до 55 градусов по Цельсию стоимость 4 580 рублей;

TWA-1 астроном

От испанского производителя АВВ с креплением на

, с аккумулятором, рассчитанным на 5 лет и двумя модулями. Стоимость 8 461 рубль.

Производства АВВ, со встроенным датчиком, большим диапазоном освещения -30-500 люкс, стоимость 11 250 рублей.

При покупке нужно выбрать фотореле с учетом технических характеристик, надежности и особенности конструкции. Для одной лампочки, мощностью 100 Вт, подойдет любая модель.

При подключении нескольких светильников нужно рассчитать ток нагрузки. Для этого нужно разделить мощность всех ламп на 220 Вт. Полученную цифру нужно сопоставить с током нагрузки прибора.

Приборы с выносным датчиком более надежны, так как электроника работает в более комфортных условиях. Но модели со встроенными датчиками устанавливать намного легче. Намного проще устанавливаются приборы, подключаемые при помощи .

Наиболее популярные отечественные и зарубежные производители светочувствительного реле:

  1. Испанские компании: Legrand, ORBIS, ABB.
  2. Чешская компания ELKO EP.
  3. Немецкий производитель Theben.
  4. Белорусские предприятия Ноотехника, Евроавтоматика ФиФ.
  5. Отечественные производители: Реле и автоматика, Астро-УЗО (Москва), Меандр, НТК Композит (С-Петербург), АВАР (Псков).

Покупать желательно напрямую от фирм-производителей, необходимо также обращать внимание на гарантийный срок эксплуатации

Различные схемы подключения импульсного реле

Самая простая схема системы освещения на бистабильном аппарате выглядит так:

Схема включения простого бистабильного прибора.

Если выключатели без подсветки, то их количество может быть бесконечным. Фактически есть ограничение по дальности установки – при определенной длине кабеля сопротивление проводников может ограничить ток, необходимый для включения реле. Но для разумных дистанций это ограничение носит теоретический характер. Количество параллельно соединенных ламп ограничено нагрузочной способностью выходной контактной группы.

Название реле Тип Нагрузочная способность контактов, А
МРП-2-1 Электромагнитное 8
МРП-1 Электромагнитное 16
BIS-410 Электронное 16
РИО-1М Электромагнитное 16
BIS-410 Электронное 16

Из таблицы видно, что многие реле допускают нагрузку от 1760 до 3520 Вт. Этого хватает, чтобы закрыть практически все разумные потребности в освещении (особенно, учитывая распространение светодиодного оборудования) без применения промежуточных реле.

Другой вариант схемы – с использованием приоритетных входов для включения или отключения. Такой принцип используется, когда надо обеспечить централизованное управление освещением нескольких комнат или зон. При манипуляциях кнопками центрального управления состояние ламп не будет зависеть от предыдущего положения – все светильники можно включить или выключить одновременно. Подобное двухканальное включение позволяет с одного места включить или отключить свет сразу во всех помещениях, а в дальнейшем управлять светом с локальных кнопок.

Схема включения аппарата с приоритетными входами управления.

Установка импульсного прибора электромеханического типа осуществляется в распредщит – там удобнее всего монтировать ДИН-рейку. Топология прокладки кабельной продукции рассмотрена на примере простой схемы, и выглядит она так:

Прокладка кабелей при размещении реле в распредщите.

Часть соединений выполняется проводами в распределительном щите. Также понадобится:

  • пятижильный кабель для прокладки от щита до распаечной коробки (в отсутствие проводника PE – четырехжильный);
  • трехжильный до светильника или группы (двухжильный если нет PE);
  • кнопочные выключатели подключаются шлейфом двухжильным кабелем.

Если применяется реле в электронном исполнении, его можно установить в распредкоробку. Тогда кабели прокладываются так:

Прокладка кабелей при размещении реле в распредкоробке.

Отличие от предыдущего варианта в том, что часть соединений делается в распредкоробке, а также отсутствует необходимость вести цепь от выключателей обратно в распределительный щит. Сокращается количество жил в кабеле от коробки до щита: в отсутствие проводника PE хватит и двух проводов. Поэтому такая схема в общем случае более оправдана экономически.

Зачем все усложнять?

Практически каждый владелец загородного дома сталкивался с ситуацией, когда, возвращаясь поздно домой, попадал в темный-претемный двор и ориентироваться в нем было весьма затруднительно. Чтобы включить освещение, необходимо добраться до выключателя, найти его в темноте. А если он и вовсе установлен в доме? Тогда придется потратить уйму времени, чтобы найти замочную скважину и открыть дверь, а потом освещение будет уже не нужно.

Установив фото- или, как его еще называют, светореле, вы забудете о подобных проблемах. Такое устройство отвечает за автоматическое включение и отключение уличного освещения в зависимости от видимости. Причем чувствительность прибора можно настроить самостоятельно. По его сигналу фонари могут включаться даже просто в пасмурную погоду или когда уже наступит кромешная темнота, а отключаться с первыми лучами солнца. Также к нему можно подключать и систему полива, чтобы лужайка во дворе орошалась каждую ночь без вашего участия.

Фотореле для уличного освещения

Подобное изобретение станет неотъемлемым элементом умного дома, жизнь в котором намного комфортнее. Правильно настроенное светореле позволит экономить электроэнергию и ваш семейный бюджет. К плюсам можно отнести и охранную функцию, ведь даже если никого не будет дома, свет все равно автоматически включится и вероятность того, что кто-то захочет похозяйничать на вашем участке, значительно снижается.

Чтобы схема работы стала чуть понятнее, нужно разобраться с терминологией. Реле означает переключатель. А вот по префиксу «фото» нам становится понятно, что срабатывает это устройство в зависимости от степени освещенности. Рассмотрим более подробно назначение каждого элемента этого прибора.

Схема работы фотореле

Состоит светореле из прочного корпуса, электронной платы и датчика. В качестве последнего чаще всего используют фототранзисторы или фотодиоды. Они вырабатывают и передают электрические сигналы на плату, напряжение этих импульсов зависит от степени освещенности. Как только на улице стало темнее, напряжение становится меньше, чем задано в настройках прибора, он сразу срабатывает и замыкает электрическую цепь уличного освещения. Утром, с появлением солнца, уровень посылаемых сигналов опять возвращается в прежние пределы, и прибор автоматически обесточивает светильники.

Фотореле

Фотореле — это устройство, снабженное выносным или встроенным фотодатчиком (фоторезистором), реагирующим на освещение, при показателе освещенности ниже или выше установленнго порога подается сигнал на схему реле, который замыкет или размыкает встроенное промежуточное реле для управления приборами освещения и другими электроустановками. Применение фотореле. Фотореле предназначено для автоматического управления уличным освещением, освещением мест общего пользования или индивидуальных рабочих мест в зависимости от уровня освещённости, а также может служить элементом управления различными устройствами. В каталоге представлены все основные типы фотореле уличного и щитового исполнения с возможностью установки на din-рейку с встроенным и выносным датчиком освещенности — фотоэлементом. Принцип действия фотоэлектрического реле. Его область применения довольно большая. С его помощью можно автоматически освещать фасады зданий/сооружений, улицы и другие места в темное время суток, зону видимости видеокамер в ночное время, освещения автостоянок, дворов и другие места в темное время суток. При наступлении темноты они включают светильники наружного освещения. Порог срабатывания таких реле можно регулировать в зависимости от уровня освещённости. Оно содержит управляющий контакт, который позволяет управлять светильником непосредственно с реле, а при больших нагрузках, через дополнительное силовое реле (контактор/пускатель). Все эти задачи решаются с помощью электрической схемы освещения, в которую кроме обычных ламп света и выключателей добавляется фотоэлемент и фотореле. Фотоэлемент и фотореле могут быть как в одном корпусе, так и в разных. Однокорпусные модели довольно дешевы, но не очень удобные с точки зрения настройки. Сама эта модель обычно располагают на стене. А настройки у некоторых моделей фиксированные либо приходится снимать крышку корпуса для настройки уровня освещенности. Когда он достигается, реле срабатывает и свет включается или выключается. Подобные модели обычно ставятся в загородных домах и дачах. Примером фотореле являются: ФР-10Т, ФР-12Т,ФР-16В,LXP-02,type 10.32 (finder),ФР-602,ФР-601,ORBIS VEGA, ORBIFOT У моделей, где фотоэлемент и фотореле находятся в разных корпусах, возможности настройки гораздо шире: настройка уровня освещенности, временной задержки срабатывания. Фотореле устанавливается в электрическом щите вместе с другими автоматами на DIN-рейке. И для его настройки нужно только открыть щит. В отличии от однокорпусных моделей, размеры такого фотореле и фотоэлемента постоянны, то есть не зависят от мощности. Эти модели обычно применяются в больших зданиях для освещения фасадов, автостоянок, зоны видимости видеокамер в ночное время и др. Примером фотореле являются:ФР-11М, ФР-7Е, ФР-9М, ФР-М01-1-15, ФР-М02, AZ-112, SOU-1 Также существуют комбинированне фотореле (фотореле + таймер) для управления освещением на основе уровня освещенности интенсивности окружающего освещения и реального времени. Примером фотореле с таймером являются: ФР-20М — снято с производства, полный аналог: SOU-2 Практически все фотореле имеют функцию реле управления с контактной группой номинальным током от 5 до10А, (ФР-М01-1-15 – 16А) и производители рекомендуют использовать промежуточные реле рассчитанные на определенную нагрузку, тоесть при больших нагрузках необходимо дополнительное силовое реле (промежуточное реле/ контактор/пускатель) Пускатели типа:КМИ, КМН и другие.

Основной и дополнительный блоки предохранителей

Эти два блока соединены между собой. В верхнем блоке установлено 10 предохранителей, а в нижнем — 6. Маркировка слева направо:

F1 (16А)

Вентилятор печки, обогрев заднего стекла, задний стеклоочиститель и стеклоомыватель, насос омывателя ветрового стекла

F2 (8А)

Подрулевой переключатель, дворники ветрового стекла, аварийная сигнализация, реле-прерыватель (в режиме указателей поворота), свет заднего хода, комбинация приборов(указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива, тахометр, контрольные лампы: указателей поворота, блокировки дифференциала, стояночного тормоза, аварийного состояния рабочей тормозной системы, недостаточного давления масла, резерва топлива, заряда аккумуляторной батареи)

F3 (8А)

Левая фара (дальний свет), контрольная лампа включения дальнего света

F4 (8А)

Правая фара (дальний свет)

F5 (8А)

Левая фара (ближний свет)

F6 (8А)

Правая фара (ближний свет)

F7 (8А)

Лампы габаритного света в левом переднем и левом заднемфонарях, фонари освещения номерного знака, контрольнаялампа включения габаритного света

F8 (8А)

Лампы габаритного света в правом переднем и правомзаднем фонарях, лампы подсветки комбинации приборов,прикуривателя, выключателей, блока управления отоплениеми вентиляцией

F9 (8А)

Выключатель аварийной сигнализации, реле-прерыватель(в режиме аварийной сигнализации), контакты реле обогревастекла двери багажного отделения

F10 (8А)

Звуковой сигнал, плафоны освещения салона, лампысигналов торможения в задних фонарях

F11, F12 (8А)

Резерв

F13 (8А)

Контакты реле противотуманного света в задних фонарях

F14 (16A)

Прикуриватель

F15 (16A), F16 (8A)

Резерв

Дополнительный блок:

F11 (8А) Лампы указателей поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации)
F12 (8А) Реле дневных ходовых огней, лампы дневных ходовых огней
F13 (8А) Лампы и реле заднего противотуманного огня
F14 (16А) Прикуриватель
F15 (16А) Резервный
F16 (8А) Резервный

Дополнительные цепи предохранителей в комплектации Urban:

№ и номинал предохранителя

Защищаемая цепь

Основной блок

1 (16А)*

Электростеклоподьемники передних дверей Электропривод боковых зеркал

2 (16А)**

Электровентилятор климатической установки, компрессор кондиционера

9 (16А)*

Обогреватели боковых зеркал

10 (16А)*

Плафон освещения салона центральный

Дополнительный блок

15 (16А)*

Электровентилятор климатической установки, компрессор кондиционера

Регулировка

Для регулировки применяют специальный прибор регулировки чувствительности. Эту процедуру проводят в после наступления сумерек. Сначала на фотореле устанавливают параметр задержки на 0, затем при помощи прибора нужно отрегулировать необходимый параметр.

Также есть ручной способ регулировки. Для этого в нижней части реле находится регулировщик. Для включения прибора только при наступлении темноты нужно повернуть регулятор с сторону, где нарисован минус.

Если прибор должен срабатывать при сумерках, нужно установить регулятор в сторону с плюсом. Чтобы экономить электричество, в некоторых моделях можно настроить отключение и включение светильника ночью.

  1. При покупке желательно выбирать модель со схемой подключения. Многие производители схему печатают на упаковке и на корпусе изделия. Отсутствие схемы может говорить о недостаточно качественном товаре.
  2. При монтировании фотореле его нужно установить так, чтобы на него не падала тень от дерева и других предметов, а также чтобы он не освещался светильником. Так как это приведет к постоянному включению и выключению прибора.

По принципу работы, датчик освещения устроен так

: фоточувствительный элемент, который установлен в датчики, способен изменять свое сопротивление , в зависимости от освещения. В виде этого элемента, обычно выступает фоторезистор.

Потом, в действие вступает схема калибровки, через которую сигнал от фоторезистора переходит на транзистор.

В цепи транзистора имеется реле. Транзистор, с помощью реле замыкает сеть и лампа или прожектор, который подключен к сети, начинает светиться. В статье, принцип работы, будет описан более подробно.

Упражнения

Упражнение №1

Начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент и два звонка, каждый из которых можно включать отдельно.

Что будет отвечать в цепи за включение звонка? Ключ. А так как у нас два звонка и каждый нужно включать независимо от другого, то и ключа должно быть два (рисунок 4).

Рисунок 4. Схема электрический цепи с двумя звонками, каждый из которых можно включать отдельно

Обратите внимание на расположение звонков. Если мы соединим их просто один друг за другом, это будет неверным вариантом решения

Ведь если тогда выключим один звонок, он будет являться для второго своеобразным «оборванным проводом», и второй звонок работать не будет. 

Упражнение №2

Придумайте схему соединения гальванического элемента, звонка и двух кнопок, расположенных так, чтобы можно было позвонить из двух разных мест.

Чтобы звонить из двух разных мест мы можем разместить кнопки, как показано на рисунке 5.

Рисунок 5. Схема электрической цепи со звонком и двумя кнопками

Второй ключ (кнопку) можно разместить и с другой стороны цепи похожим способом.

Упражнение №3

На рисунке 6 дана схема соединения лампы и двух переключателей. Рассмотрите схему и подумайте, где можно применить такую проводку.

Рисунок 6. Схема электрической цепи с лампой и двумя переключателями

Обратите внимание, таким способом изображают ключи\переключатели, связанные между собой. Т.е

при замыкании одного замыкается и другой, и наоборот.

Такую проводку удобно использовать в больших помещениях. Например, заходя в длинный коридор, вы включаете свет рядом с дверью. Идете в другой конец коридора до другого помещения, и нужно выключить за собой свет. Рядом с вами находится вторая кнопка. Нажав на нее, вы выключаете свет.

Также можно использовать такой вариант электрической цепи, если включать/выключать свет необходимо разным людям из разных мест помещения.

Упражнение №4

Нарисуйте схему цепи карманного фонаря (рисунок 7) и назовите части этой цепи. Какие элементы фонаря отмечены цифрами?

Рисунок 7. Устройство карманного фонаря

На рисунке 6 под цифрой 1 обозначены два источника тока (гальванических элемента или аккумулятора). Цифрой 2 обозначена лампа, а цифрой 3 — кнопка включения/выключения (замыкающее устройство).

Нарисуем схему цепи такого фонаря (рисунок 8).

Рисунок 8. Схема электрической цепи карманного фонаря

На схеме у нас расположены все вышеперечисленные элементы, соединенные между собой проводами.

Предохранители ГАЗель (панель старого образца).

Предохранители ГАЗель (панель старого образца).

Электрооборудование автомобиля «Газель» выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» – кузовом и остальными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. Бортовая сеть – постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В.

Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства с замком. При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи через выключатель с дистанционным управлением, а после пуска двигателя – от генератора переменного тока со встроенным регулятором напряжения. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.

Бортовая цепь автомобиля (кроме цепи стартера) питается через два плавких предохранителя. Цепь приборов освещения защищена предохранителем на 40 А, остальные цепи – 60 А. Оба предохранителя установлены в блоке, закрепленном на перегородке в моторном отсеке. Кроме того, каждая цепь всех потребителей электроэнергии дополнительно защищена предохранителями с меньшим током срабатывания. Они расположены в двух блоках под панелью приборов со стороны водителя.

Номинальный ток предохранителей и защищаемые ими цепи указаны в таблицах. Нумерация предохранителей ведется слева направо, 8 А – черного цвета; 16 А – зеленого.

Цепь стартера рассчитана на кратковременный большой ток и предохранителя не имеет.

Расположение предохранителей.

Верхний блок предохранителей.

№ предохранителя (номинальный ток) Наименование оборудования защищаемых электрических цепей
F1(16A) Электродвигатель отопителя, электронасос системы отопителя*
F2(8A) Электродвигатель дополнительного отопителя*
F3(8A) Указатели поворота
F4(8A) Комбинация приборов, реле сигнализатора стояночного тормоза, системы ЭПХХ, таймер управления подогревателем-отопителем**, реле стеклоочистителя, свет заднего хода, сигнализатор неисправности микропроцессорной системы зажигания (ЗМЗ-4061, -4063)
F5(8A) Аварийная световая сигнализация
F6(8A) Сигналы торможения, светильники освещения правого ряда сидений пассажирского салона,* зуммер и плафон платформы**
F7(8A) Дистанционный выключатель аккумуляторной батареи, радиооборудование
F8(8A) Электродвигатели очистителя и омывателя ветрового стекла
F9(16A) Звуковой сигнал, прикуриватель, розетка переносной лампы
F10(16A) Резервный

Нижний блок предохранителей.

№ предохранителя (номинальный ток) Наименование оборудования защищаемых электрических цепей
F1(16A) Резервный
F2(8A) Светильник (светильники**) освещения кабины, плафон грузового салона (ГАЗ-2705, -27057), подкапотный фонарь, светильники левого ряда сидений пассажирского салона и освещения подножки*
F3(8A) Освещение приборов, подогреватель-отопитель**
F4(8A) Задний противотуманный свет
F5(8A) Габаритный свет (правый передний, левый задний фонари), сигнализатор габаритного света, фонари освещения номерного знака
F6(8A) Габаритный свет (левый передний, правый задний фонари)
F7(8A) Ближний свет (левая фара), электрокорректор фар
F8(8A) Ближний свет (правая фара), сигнализатор дальнего света
F9(16A) Дальний свет (левая фара)
F10(16A) Дальний свет (правая фара)

* Для автобусов и автомобилей с двумя рядами сидений. ** Устанавливается на часть автомобилей.

Виды фотореле

Все выпускаемые производителями модели можно разделить на несколько видов:

  • Приборы с внутренним расположением фоточувствительного элемента в корпусе с фиксированным порогом срабатывания. Они размещаются на улице возле осветительных приборов в герметичном корпусе с прозрачным окошком, напротив которого с внутренней стороны установлен фоточувствительный элемент.
  • С таймером, определяющим время срабатывания реле, позволяет установить временные интервалы, когда это необходимо при присутствии людей на участке. Такой режим исключает не нужные срабатывания и экономит электроэнергию;
  • С регулировкой порога срабатывания в зависимости от освещенности окружающей среды. При различных условиях эксплуатации и назначения объектов, которые необходимо осветить бывает потребность подсветки не при наступлении полной темноты, а в момент сумерек. Для этого в схеме устанавливается элемент регулировки порога срабатывания;
  • Приборы с выносным светочувствительным элементом, такие модели отличаются длительным сроком службы и надежной работой. Они устанавливаются в помещениях и не подвержены внешним атмосферным осадкам и перепадам температур. Светочувствительный элемент, который менее подвержен воздействию окружающей среды, выносится на улицу.

Потребителями востребованы модели с напряжением питания 220В ФР-601 ИЭК, ФР-602, ФРСУ-1-0, ФРСУ-2-0 и прочие типы. Реже приборы с дополнительными блоками питания на 12 и 24В ФР-1 /12 вольт, УТФР-1М, CSM.

Приборы в зависимости от опций имеют различные технические характеристики, по которым оценивается эффективность их работы при определенных условиях эксплуатации. Не смотря на разнообразность моделей, все они обязательно имеют основные общие параметры.

Не включаются лампы стоп-сигнала при нажатии на педаль тормоза в обоих задних фонарях

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • перегорел предохранитель «6» в монтажном блоке. Если при этом не включается и плафон освещения салона, то действительно перегорел предохранитель. Заменить его;
  • неисправен выключатель стоп-сигнала. С помощью контрольной лампы или омметра проверить, замыкаются ли контакты выключателя при нажатии на педаль тормоза. Неисправный выключатель заменить;
  • повреждены провода или плохие контакты в соединениях проводов, идущих от выключателя стоп-сигнала к лампам задних фонарей. Проверить провода и их соединения, поврежденные провода заменить.

Недостатки сумеречных переключателей

Наряду с неоспоримыми преимуществами фотореле имеют и ряд значительных недостатков, о которых тоже стоит упомянуть в данной статье.

В отличие от датчика движения световые датчики не способны освещать определённое место в нужный момент. Свет загорается сразу на всех осветительных приборах, и освещение происходит не совсем рациональным способом. Может работать только одна лампа либо все сразу одновременно.

Данные приборы очень чувствительны к воздействиям извне и погодным условиям. Особенно часто они негативно реагируют на обычную пыль. Также девайс может не совсем адекватно срабатывать при внезапной перемене погоды, например, при наплыве тёмных туч он может «подумать», что наступила ночь и включить освещение.

Фотореле с регулировкой уровня освещения отличаются своим высоким ценником относительно своих аналогов.

Критерии выбора фотореле

При выборе фотореле надо учитывать несколько факторов:

  • Климатические условия эксплуатации;
  • Необходимые опции прибора;
  • Условия эксплуатации объекта, на котором устанавливается реле;
  • Свои финансовые возможности и другие нюансы.

В северных районах где сезонный перепад температур имеет большой интервал от +30 до –40 ̊С, рекомендуется ставить приборы внутри отапливаемого сооружения с выносным светочувствительным элементом. Это значительно продлевает срок службы и способствует стабильной  работе.

В прибрежных, портовых городах с влажным климатом используются приборы с выносным датчиком или встроенным в корпус, но с высокой степенью влагозащиты IР65.

На частных загородных домах, где проживающие находятся не постоянно, чаще в  выходные и праздничные дни для экономии электроэнергии рационально использовать реле с таймером или программным управлением. Тогда можно будет установить временной интервал работы прибора в течении суток, когда в доме появляются люди.

Классические схемы подключения фотореле

Рассмотрим несколько вариантов схем и особенности подключения фотореле, в большинстве случаев на корпусе изделия отображается схема его подключения

Обратите внимание, что фаза обозначается буквой «L» провод всегда с изоляцией красного цвета, нейтральный провод синего цвета обозначается буквой «N» и заземление с желто-зеленой изоляцией «РЕ»

Пример размещения схемы подключения на корпусе фотореле ФР-601

Это самая простая схема без дополнительных опций, обратите внимание, что лампы в цепи подключаются параллельно, в этом варианте при перегорании одной остальные будут работать. Схема подключения ФР с датчиком движения

Схема подключения ФР с датчиком движения

Датчики движения можно устанавливать в цепи после фотореле или до него сразу после РЩ или распределительной коробки. Это зависит от выгодных условий расположения на отдельно взятых объектах.

Стрелками показано, что не имеет значения, в какой последовательности подключаются элементы. Не зависимо от очередности установки светильник не загорится, пока не замкнутся контакты всех трех устройств. Один вариант из условий срабатывания системы, при наступлении темноты сработает фотореле, интервал времени  установленного на таймере рабочий, контакты замкнуты. Для полного срабатывания  освещения должны появиться движущие объекты, только тогда все элементы коммутации будут замкнуты, ток пройдет на лампы освещения. Обратите внимания, что все приборы подключаются в разрыв фазного провода, требования ПУЭ  п.1.1.29. и п.1.1.30. Такая схема редко используется на практике, таймер обычно производители делают в одном корпусе с реле.

Такие схемы позволяют использовать маломощные фотореле в цепях с большими токами, где в качестве приборов освещения используются прожектора с лампами большой мощности.

Фотореле при срабатывании включает электромагнитную катушку пускателя, магнит втягивает сердечник, на верхней части которого находится группа мощных контактов, в результате нижние и подвижные верхние  контакты цепи замыкаются.

Схемы подключения с выносными фотоэлементами

Надо учитывать, что реле с выносным датчиком освещения имеют ограничения по длине провода от датчика до реле, это зависит от модели изделия 1 – 150м.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: