Отладка зазора клапанов ДВС
Вверху блочной головки с наклоном к цилиндрической оси одним ярусом закрепляются клапаны ЗИЛ-130. Фаска седла рабочая выпускного клапана ЗИЛ-130 установлена под углом в 45°, впускного – 30°. Для повышения эксплуатационного срока в рабочем состоянии мотора специальными механизмами проводят принудительные повороты.
Если появится стук, без регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 не обойтись. Проверяется (на моторе холодном) клапанно-коромысловый промежуток, выдерживая 0,25-0,3 мм контргайкой в малом плече.
Поршень цилиндра № 1 вводят в верхнюю тактовую мертвую точку. С помощью ограничительного датчика контролируют положение шкивного отверстия коленчатого вала — непосредственно под меткой ВМТ.
В процессе регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 выдерживают цилиндровую очередность:
При обнаружении серьезных дефектов производят замену клапанов ЗИЛ-130.
Правильная кинематика ГРМ
Необходимо добиться правильной кинематики движущихся деталей ГРМ
На этот вопрос надо обращать особое внимание при создании форсированных двигателей, когда нарушение кинематики может произойти из-за сочетания разных деталей. Нужно осмотреть коромысла и штанги толкателей, проверить геометрию этих деталей
Выбор штанг должен соответствовать оборотам и диапазону нагрузки на силовой агрегат.
Необходимо проверять зазоры, которые должны быть между коромыслами, клапанными пружинами и крышкой, и другими деталями. При необходимости выполняется фрезеровка.
Нужно также проверять изношенность установленных элементов и геометрию цилиндрических деталей и отверстий для толкателя. Изменение геометрии отверстия может привести к заклиниванию толкателя и серьезной поломке
Важно убедиться, что все используемые детали, новые и б/у, могут использоваться в рамках одной спецификации
Обязательно надо проверить кривизну кулачков и люфт распредвала. Форма некоторых кулачков может плохо взаимодействовать с толкателями.
Регулировка клапанов ЗИЛ 130
Регулировка клапанов ЗИЛ 130, производится в автомобиле, в случае появления в отсеке двигателя, в частности, в головке блока цилиндров, посторонних шумов, а также, нарастающего, дребезжащего звука при нажатии на педаль акселератора. Все эти признаки указывают на то, что в двигателе автомобиля необходимо отрегулировать работу газораспределительного механизма .
Регулировка клапанов ЗИЛ 130 производится с учетом стандартных значений зазоров, между коромыслами, и самими клапанами, которые варьируются в пределах 0,25-0,30 мм. Следует помнить, что работы с механизмами двигателя, такие, как мелкий ремонт, или различные регулировки, должны производиться только на холодном силовом агрегате.
Для проведения регулировки клапанов Вам потребуется соответствующий щуп, отвертка, плоскогубцы. Параметры зазора устанавливаются между коромыслом и клапаном, при помощи регулировочного винта и контргайки. Затем, в двигателе ЗИЛ 130, в такте “сжатия”, необходимо установить первый рабочий цилиндр в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
Когда коленчатый вал двигателя будет находиться в данном положении, следует провести регулировки следующих клапанов автомобиля ЗИЛ 130: впускных; 1, 3, 7, и 8 цилиндров, выпускных; 1, 2, 4, и 5 цилиндров. После регулировки данных клапанов, коленчатый вал двигателя необходимо провернуть на 1 полный оборот, и отрегулировать таким же способом остальные клапана механизма газораспределения.
Передвижение автомобиля ЗИЛ 130 на неотрегулированных клапанах, приводит к преждевременному износу, не только этих деталей, но и других частей распределительного механизма, толкателей и коромысел, что должно напоминать водителям, о необходимости своевременного технического обслуживания двигателя, в целом.
Признаки умирающего ремня
Визуальные
Существует мнение, что визуальный осмотр поможет определить срок жизни привода. Разлохмачивание, надрывы, трещины и т.д. могут подсказать, будет еще «ходить» ремень или порвется через несколько километров.
Давайте сразу разберемся. Ремень может не только порваться. Происходит износ зубцов на нем. Это чревато его «проскоком» на распределительном валу. Собьются фазы газораспределения, двигатель не только потеряет свою мощность, но и работать будет с трудом. В некоторых случая могут встретиться поршни с клапанами. Результатом их «союза» будет капитальный ремонт.
Так вот, визуальный осмотр может не показать износ или облом зубцов. Некоторые из них могут быть спрятаны далеко от ваших глаз. Другие в это момент будут находиться на звездочках валов. С виду все хорошо, а реально они уже на грани облома.
Во-вторых, не на всех двигателях ремни ГРМ находятся в визуальной досягаемости. Некоторые спрятаны защитными кожухами, которые под передней плитой мотора. Чтобы добраться до них, нужна частичная разборка. На большинстве двигателях БМВ необходимо «опускать» силовой агрегат, чтобы долезть до ГРМ. Добравшись до него, смысл его осматривать? – Раз вы уже там, то лучше его заменить сразу, чтобы подом не заниматься ерундой еще 60-100 тыс. км.
Например, ремни моторов Опель Кадет можно свободно рассмотреть, открыв капот автомобиля. Но таких моделей очень мало, поэтому к такому признаку износа привода ГРМ можно относиться скептически.
ЗИЛ 130 — 131 » Техническое обслуживание » Проверка и регулировка зазоров в клапанах
Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя необходимы при появлении стуков в клапанах. Перед регулировкой зазоров необходимо снять провода высокого напряжения, отъединив их от свечей зажигания, отвернуть гайки крепления крышек головок цилиндров и снять крышки с прокладками. Зазоры между клапанами и коромыслами регулируют на холодном двигателе регулировочным винтом с контргайкой, установленным на коротком плече коромысла.
Регулировку зазоров первым способом производят в следующем порядке. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи установочного зубчатого указателя (рис. 1). Для этою следует повернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве вала с меткой ВМТ на указателе.
В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана и нажимным концом коромысла образуется самый наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.
Для регулировки зазора надо, придерживая отверткой регулировочный винт (рис. 2, а), ослабить ключом контргайку, после чего вложить щуп между стержнем клапана и нажимным концом коромысла и вращать отверткой регулировочный винт (рис. 2, б) устанавливая необходимый зазор. Затем, оставив щуп в зазоре, закрепить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки (рис. 2, в). После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, при этом щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить.
Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на одну четверть оборота (на 90°) и проводить регулировку по указанному методу, причем регулировку зазоров вести последовательно, согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6— 3—7—8, который изображен пунктирными линиями со стрелками на рис. 2, г. Чтобы точно провертывать коленчатый вал на одну четверть оборота, надо нанести мелом метки на шкиве коленчатого вала, разметив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).
При втором способе регулируют клапаны одновременно для нескольких цилиндров. Регулировка проводится в следующей последовательности. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и отрегулировать зазоры: впускного и выпускного клапанов первого цилиндра, выпускного клапана второго цилиндра, впускного клапана третьего цилиндра, выпускного клапана четвертого цилиндра, выпускного клапана пятого цилиндра, впускного клапана седьмого цилиндра, впускного клапана восьмого цилиндра. Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот). После окончания регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов с прокладкой на место и закрепить их ганками с плоскими шайбами. Пустить двигатель и прослушать его работу. Прогретый двигатель должен работать без стуков клапанов, «чиханий» в карбюраторе и «выстрелов» в глушителе.
Для предотвращения перетирания пружин шариков необходимо при любой разборке двигателя, прошедшего 70 000 км пробега, разбирать механизм вращения выпускного клапана и перевертывать дисковые пружины шариков выработанной стороной вниз.
Порядок работы цилиндров двигателя зил 131
Правильная установка зажигания на автомобиле имеет важное значение при эксплуатации его. Неправильно установленное зажигание ведет к перерасходу топлива
Слишком позднее зажигание приводит к потере приемистости двигателя и медленному разгону автомобиля.
При раннем зажигании возникает детонационное сгорание, что приводит к снижению мощности двигателя и быстрому износу деталей кривошипно-шатунного механизма.
Последовательность выполнения работы:
- Снять крышку прерывателя-распределителя и ротор.
- Проверить и при необходимости отрегулировать зазор в контактах прерывателя.
- Поставить ротор на место.
- Установить стрелку октан-корректора на нулевое деление.
- Отсоединить трубку вакуумного регулятора.
- Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. при такте сжатия. Для этого:
а) вывернуть свечу первого цилиндра;
б) закрыть отверстие под свечу пальцем и, поворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой, определить начало сжатия воздуха поршнем в цилиндре;
в) совместить метку на шкиве коленчатого вала с указателем (рис. 1).
- Включить зажигание.
- Повернуть прерыватель-распределитель по часовой стрелке до замыкания контактов прерывателя.
- Подключить один провод переносной лампы к клемме тока низкого напряжения прерывателя-распределителя, а другой к его корпусу.
- Медленно поворачивая корпус прерывателя-распределителя против часовой стрелки, установить контакты на начало размыкания.
- Остановить вращение корпуса в момент вспыхивания лампочки.
- Закрепить корпус прерывателя-распределителя, установить ротор, поставить на место крышку и провода высокого напряжения.
- Подсоединить провода высокого напряжения к свечам зажигания.
- Проверить точность установки зажигания. Для этого:
а) прогреть двигатель до температуры воды в системе охлаждения 80—85° С;
б) двигаясь на автомобиле по ровному участку дороги на прямой передаче со скоростью 25—30 км/ч, нажать до отказа на педаль управления дросселями и разогнать его до скорости 60 км/час.
г) прослушать работу двигателя.
Технические условия.
Провода высокого напряжения должны соединять боковые выводы крышки распределителя со свечами зажигания, согласно порядку работы двигателя (1—5—4—2—6—3—7—8) с учетом того, что ротор вращается по часовой стрелке.
Рис. 1. Установка поршня первого цилиндра в в. м. т.:
1 — пусковая рукоятка; 2 — храповик; 3 — шкив; 4 — метки на шкиве; 5 — указатель установки зажигания.
Регулирование зажигания на двигателе ЗИЛ-130 проводят в такой последовательности :
- устанавливают поршень первого цилиндра в в. м.т. на такте сжатия; для этого пусковой рукояткой поворачивают коленчатый вал до совмещения метки на шкиве с меткой на указателе установки зажигания.
- поворачивают коленчатый вал против часовой стрелки до совмещения метки на шкиве коленчатого вала с риской 9° на указателе установки зажигания.
- ослабляют болт крепления верхней пластины октан-корректора и включают зажигание.
- корпус прерывателя-распределителя поворачивают против часовой стрелки и устанавливают его контакты на начало размыкания (в момент размыкания контактов засветится контрольная лампа).
- затягивают болт крепления верхней пластины октан-корректора и присоединяют трубку к вакуумному автомату.
Доводку установки зажигания выполняют на ходу автомобиля. Для этого разгоняют его с 30 до 60 км/ч и резким нажатием на педаль дросселя полностью открывают дроссельную заслонку. Признаком правильной установки зажигания являются легкие детонационные стуки, которые при снижении скорости до 45 км/ч исчезают. При раннем зажигании прослушиваются резкие детонационные стуки, при позднем— отсутствуют. В этом случае установку зажигания корректируют перемещением стрелки верхней пластины.
Рис. Указатели для установки зажигания:
А — на двигателе ЗМЗ-ЗЗ; б — на двигателе ЗИЛ-130; в — включение переносной лампы при установке зажигания.
Источник
Регулировка клапанов ЗИЛ-130, клапана
Клапаны ЗИЛ-130 — верхние, расположены в головке блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 в один ряд, наклонно к оси цилиндров, приводятся в движение от распределительного вала через штанги, толкатели и коромысла. Клапаны ЗИЛ-130 изготовлены из жаростойкой стали; угол рабочей фаски седла впускного клапана 30°, выпускного 45°; стержень выпускного клапан имеет отверстие, заполненное натрием. Выпускные ЗИЛ-130 клапана для повышения срока их службы принудительно поворачиваются во время работы двигателя специальным механизмом. Механизм для поворачивания выпускного клапана показан на рис. 16.
Рис. 16. Механизм для поворачивания выпускного клапана ЗИЛ-130:1 — клапан; 2 — неподвижный корпус; 3 — шарик; 4 — упорная шайба; 5 — замочное кольцо; 6 — пружина клапана ЗИЛ-130; 7 — тарелка пружины клапана; 8 — сухарь клапана ЗИЛ-130; 9 — дисковая пружина механизма; 10 — возвратная пружина; 11 — наполнитель; 12 — наплавка; 13 — заглушка
При появлении стуков в клапанном механизме необходимо проверить и, если требуется, отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами, которые должны быть в пределах 0,25—0,3 мм (для впускных и выпускных клапанов ЗИЛ-130). Регулирование зазоров в клапанном механизме осуществляется на холодном двигателе регулировочным винтом g контргайкой, расположенным в коротком плече коромысла. Для регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 в клапанном механизме нужно установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно находиться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала.
В этом положении регулируют зазоры следующих клапанов ЗИЛ-130
впускного и выпускного 1-го цилиндра выпускного 2-го цилиндра впускного 3-го » выпускного 4-го цилиндра выпускного 5-го » впускного 7-го » впускного 8-го »
Зазоры у остальных клапанов ЗИЛ-130 регулируют после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).
Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма, обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.
Источник
Ремонт транспортных средств со значительным пробегом
Проблемы двигателя ГАЗ 53, эксплуатируемого продолжительное время, обусловлены несоблюдением графика проведения технического осмотра. В результате зазоры постепенно увеличиваются, снижая ходовые качества «железного коня». Даже если направляющие втулки клапанов ГАЗ физические не изнашиваются, позволяя быстро завести машину, водитель все равно отметит повышенный расход топлива.
Устранить проблему можно во время регулировки клапанов, проводимой указанным выше способом. При этом понадобится внести отдельные корректировки. Первое различие связано с порядком настройки элементов двигателя. Как только поршень I цилиндра занимает свое место, водитель продолжает его вращать до момента, пока указанная на шкиве метка не совпадет с меткой на ВМТ.
Чертеж установки коленчатого вала на метку ВМТ
После этого настраиваются впускные клапаны первого, третьего, седьмого и восьмого цилиндров. Правильность контролируется при помощи визуального осмотра. Если все верно, то потом осуществляется настройка выпускных элементов цилиндров №1, 2, 4, 5. К следующему этапу работы можно перейти только после того, как коленчатый вал будет повернут на 360°.
Водители без значительного опыта в ремонте двигателя автомобилей ГАЗ справятся с этой процедурой за 60 минут. Главное, на каждом этапе проводить визуальный контроль. В противном случае двигатель ожидают плачевные последствия.
Источник
Строй-Техника.ру
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Автомобили Урал
Публикация:
Газораспределительный механизм автомобиля «Урал»
Читать далее:
Система смазки автомобиля «Урал»
Газораспределительный механизм автомобиля «Урал»
Конструктивные особенности
Распределительный вал стальной, с закаленными кулачками и шестерней привода распределителя зажигания, лежит на пяти опорах с установленными в них втулками из биметаллической ленты.
Осевое перемещение распределительного вала ограничивается фланцем, расположенным между шестерней и торцом первой Шейки.
Дополнительные материалы по теме:
Осевой зазор распределительного вала определяется разницей между высотой распорного кольца, надетого на переднюю цапфу распределительного вала, и толщиной фланца. Осевой зазор у нового двигателя находится в пределах 0,080—0,208 мм.
Распределительный вал приводится во вращение парой косо-зубых шестерен, которые установлены так, что метки находятся на одной прямой.
Втулки распределительного вала тонкостенные, штампованные из биметаллической ленты, запрессованы с натягом 0,120—0,210 мм.
Клапаны верхние, изготовлены из жаропрочной стали. Выпускные клапаны пустотелые с натриевым охлаждением и жаропрочной наплавкой посадочной фаски. Угол рабочей фаски выпускных клапанов— 45°, впускных — 30°. Для повышения долговечности выпускных клапанов предусмотрен механизм вращения.
Толкатели клапанов стальные, пустотелые. Для повышения работоспособности пары кулачок-толкатель на торец толкателя наплавлен отбеленный чугун. В нижней части толкателя предусмотрены отверстия для слива масла, попадающего в толкатель. Штанги толкателей стальные, : с закаленными сферическими концами, радиус сферы в нижней части штанги больше радиуса сферы в верхней части.
Коромысла клапанов кованые, стальные, со втулкой из оловянистой бронзы. Коромысла установлены на полую закаленную стальную ось. Под каждым коромыслом в оси имеется сверление для подвода масла.
Ось коромысла закреплена на головке цилиндров при помощи стоек и болтов, пропущенных через стойки.
Впускной трубопровод отлит из алюминиевого сплава, общий для обоих рядов цилиндров, расположен между головками и снабжен водяной рубашкой для подогрева горючей смеси.
Привалочные поверхности впускного трубопровода уплотняются резиновыми прокладками.
Выпускные трубопроводы изготовлены из ковкого чугуна, составные (из трех частей). Уплотнение соединений осуществляется асбостальными прокладками со стяжными хомутами.
Стык прокладки должен быть расположен под стяжным болтом хомута.
Рис. 1. Положение меток на шестернях коленчатого и распределительного валов:
1 — шестерня распределительного вала; 2 — шестерня коленчатого вала; А — метки
Рис. 2. Механизм вращения выпускного клапана:
1 — замковое кольцо; 2 —упорная шайба; 3—дисковая пружина: 4 — неподвижный корпус; 5 — шарик; 6 — возвратная пружина
Техническое обслуживание
Между торцом стержня клапана и носиком коромысла установлен тепловой зазор 0,25—0,30 мм для впускных и выпускных клапанов. Его регулируют на холодном двигателе при помощи винта, установленного в коротком плече коромысла. Для регулировки необходимо установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку хода сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно располагаться под меткой ВМТ на указателе установки момента зажигания. В этом положении регулировать зазор следующих клапанов: впускного и выпускного 1-го цилиндра, выпускного 2-го цилиндра, впускного 3-го цилиндра, выпускного 4-го цилиндра, выпускного 5-го цилиндра, впускного 7-го цилиндра, впускного 8-го цилиндра. Зазоры у остальных клапанов регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот). Номера цилиндров указаны на патрубках впускного трубопровода.
Длительная работа двигателя с неправильно установленными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма, обгоранию клапанов, износу носиков коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.
Гайки крепления выпускного трубопровода затягивать в следующей последовательности: средний фланец — нижняя гайка, затем верхняя гайка (момент затяжки 5,5—6,0 кгс-м); крайние фланцы (момент затяжки 3,0—3,5 кгс-м).
Гайки крепления впускного трубопровода к головке цилиндров затягивать равномерно крест-накрест от середины к краям трубопровода. Момент затяжки гаек должен быть 1,5—2,0 кгс-м.
Читать далее: Система смазки автомобиля «Урал»
Категория: —
Автомобили Урал