ЗИЛ-5301. Монтажная схема сигналов поворотов
Много вопросов задают по монтажу проводки схемы поворотов ЗИЛа бычка. Поэтому пришлось слепить из старой проводки монтажную схему проводки сигналов поворотов.
По цвету проводов можно легко понять, куда идет, какой провод. Сами указатели поворотов не стал ставить можно и так догадаться, что они подключаются к разъемам.
рис. 1 |
Рис. 1. Монтажная схема сигналов поворотов и аварийной сигнализации ЗИЛ -5301(Бычок).
В состав схемы входят:
1. Реле 572.37777 12В аналог РС 950П. Установлено с правой стороны на щитке приборов с обратной стороны рядом с биметаллическими предохранителями |
2. Подрулевой переключатель ТУ 37.003 1336-87. |
3. Кнопка аварийной сигнализации 245.3710. |
4. Плавкий предохранитель типа6 А ПР119-01 установлен с левой стороны за панелью приборов. Если отказывают сигналы поворотов, то в первую очередь нужно смотреть этот предохранитель. |
Органы управления и контрольно-измерительные приборы ЗИЛ-130
Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов показано на рис 4 и 5. Контрольная лампа 19 (рис 14) аварийного перегрева ОЖ с линзой красного цвета загорается при температуре жидкости выше 115°С. Датчик находится в верхнем бачке радиатора.
Контрольная лампа 2 дальнего света фар со светофильтром синего цвета загорается при включении дальнего света фар.
Контрольная лампа 5 аварийного падения давления масла
с линзой красного цвета загорается при понижении давления в системе смазки до 0,6-0,3 кгс/см3 (60-30 кПа). Контрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет при работе двигателя. Кратковременное вспыхивание лампы при уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя не указывает на неисправность системы смазки, если при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя лампа сразу же гаснет.
Указатель 16 уровня топлива показывает количество топлива в баке, имеет шкалу с делением 0; 1/2; П, соответствующими пустому баку, половине объема и полному объему бака. Указатель действует при включенном зажигании.
Ниже щитка приборов расположены:
Комбинированный выключатель 18 зажигания и стартера. Зажигание и стартер включают поворотом ключа по часовой стрелке в два положения. При первом фиксированном положении включается зажигание, при дальнейшем повороте ключа до упора включается стартер. Выключение зажигания производится поворотом ключа в обратном направлении; стартер при наличии генератора переменного тока не имеет автоматического выключения при увеличении частоты вращения коленчатого вала, поэтому необходимо выключать стартер немедленно, как только двигатель начнет работать.
Ручка 11 управления дроссельной заслонкой карбюратора имеет фиксацию в промежуточных положениях, при вытягивании ручки заслонка открывается. Чтобы закрыть заслонку, следует освободить ручку поворотом вокруг оси и нажать на нее до отказа
Выключатель (ВК26-А2) опознавательных фонарей автопоезда, расположенных на крышке кабины, находится справа от рулевой колонки под приборной панелью.
Ручка 13 управления воздушной заслонкой карбюратора. Вытягивая ручку, можно частично или полностью прикрыть воздушную заслонку и тем самым обогатить рабочую смесь. После прогрева двигателя и начала движения автомобиля ручка должна быть утоплена.
Ручка 14 центрального переключателя света фар может быть плена в трех фиксированных положениях:
При повороте ручки переключателя вправо включаются лампы освещения приборов; вращением этой ручки регулируется также яркость освещения приборов.
Ручка 8 управления заслонкой канала отопителя кабины и устройством для обогрева ветровых стекол. При утопленном положении ручки заслонка закрывается: увеличивается интенсивность обдува ветрового стекла и выключается подача теплого воздуха к ногам водителя. При вытянутом положении ручки заслонка открывается: подача теплого воздуха для обдува ветрового стекла уменьшается и начинается подача теплого воздуха к ногам водителя. Количество теплого воздуха, подаваемого для обдува ветрового стекла и к ногам водителя, можно регулировать, устанавливая ручку в промежуточные положения.
Контрольная лампа 17 указателей поворота с линзой зеленого цвета загорается при включении указателей поворота.
Указатель 4 температуры охлаждающей жидкости показывает температуру жидкости в головке блока цилиндров. Шкала указателя температуры градуирована на 120 С.
Указатель 15 давления масла показывает давление в смазочной системе двигателя в кгс/см2.
Выключатель 12 плафона кабины включает и выключает лампу плафона независимо от положения ручки центрального переключателя света.
Схема поломок ЗИЛ-5301 и способы их устранения
Так как ЗИЛ-5301 является российским автомобилем (хотя и скопированным с мерседеса), то он традиционно обладает целым ворохом различных болячек и недоработок. За два десятилетия количество выявленных дефектов и способов их устранения стало таким огромным, что можно составлять целые тома по практическому ремонту. Конечно, все неисправности рассмотреть не удастся, мы попробуем рассмотреть несколько наиболее популярных:
Множество проблем может доставить задняя ступица. К ней не поступает смазка из редуктора, поэтому смазывать её приходится вручную. Тем, кто не знает этой особенности, приходится часто менять задние ступицы колёс;
Покраска ЗИЛов традиционно «надёжна». Подкрашивать кабину приходилось после первых 2-3 месяцев эксплуатации. Голый металл ржавеет практически на глазах. Схема покраски довольно простая. Многие владельцы просто задувают из баллончика очищенные и зашпаклёванные места;
Часто выходит из строя генератор. Обычно проблема заключается в различных замыканиях, после чего генератор не работает. Ещё генератор может выйти из строя из-за обрыва обмотки возбуждения. Пробой диодов или их старение тоже выведут генератор из строя. Для того, чтобы починить генератор понадобится схема. Лучшим вариантом ремонта станет замена генератора на более надёжную модель;
Множество неприятностей может доставить фильтр
Причём не важно, воздушный это фильтр или топливный. Если фильтр засорится, завести двигатель будет проблематично, поэтому если вы не можете завести мотор, первым делом осмотрите воздушный фильтр, потом топливный;
Сцепление ЗИЛ-5301 недостаточно надёжное
Многие владельцы постоянно жалуются, что оно «горит», а кронштейн просто вырывается.
В целом ЗИЛ «Бычок» достаточно выносливая машина, но отвратительная стойкость (скорее её отсутствие) к коррозии год за годом уменьшает количество этих грузовиков на наших дорогах.
История разработки и появления автомобиля ЗИЛ-5301
Руководство завода ЗИЛ, заметив, насколько популярны в России и мире малотоннажные грузовые автомобили марки мерседес Т2, решило выпустить свой вариант знаменитого автомобиля. Закупив несколько грузовиков мерседес, заводским конструкторам было выдано задание в кратчайшие сроки изготовить подобный автомобиль, сделав его как можно менее дорогим в производстве.
Для того чтобы как можно более упростить и удешевить производство, было принято решение устанавливать на новый ЗИЛ элементы с других заводских моделей. Кабина «Бычку» досталась от ЗИЛ-4331, именно по этой причине её размер кажется слишком большим.
Не обошлось без инноваций. Впервые в истории российских малотоннажных грузовиков был использован гидроусилитель руля. Благодаря ГУР, руль стал поворачиваться намного легче.
Модификации
ЗиЛ-5301АО
- Длина в мм -3750 (кабина)
- Ширина в мм — 2254
- Высота в мм -2365
- Масса в кг -3695
- Грузоподъемность в кг -3000
- Колесная база (общая) -3650
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 125
- Расход топлива на 100 км в л -16
ЗиЛ-5301БО
- Длина в мм -6165
- Ширина в мм — 2254
- Высота в мм -2365
- Масса в кг -3695
- Грузоподъемность в кг -3750
- Колесная база (общая) -3000
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 2350/4900
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 108
- Расход топлива на 100 км в л -16
ЗиЛ-5301Г
- Длина в мм -3750
- Ширина в мм — 2254
- Высота в мм -2365
- Масса в кг -3695
- Грузоподъемность в кг -3000
- Колесная база (общая) -3650
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 125
- Расход топлива на 100 км в л -16
ЗиЛ-5301ДО
- Длина в мм -4385
- Ширина в мм — 2254
- Высота в мм -2365
- Масса в кг -3820
- Грузоподъемность в кг -3000
- Колесная база (общая) -3650
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 125
- Расход топлива на 100 км в л -16
ЗиЛ-5301ЕО
- Длина в мм -6765
- Ширина в мм — 2210
- Высота в мм -2365
- Масса в кг -3050
- Грузоподъемность в кг -3700
- Колесная база (общая) -3650
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 125
- Расход топлива на 100 км в л -16
ЗиЛ-5301ИО
- Длина в мм -6885
- Ширина в мм — 2210
- Высота в мм -2365/3036 (кузов)
- Масса в кг -4450
- Грузоподъемность в кг -2300
- Колесная база (общая) -3650
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 125
- Расход топлива на 100 км в л -16
ЗиЛ-5301ТО
- Длина в мм -2465(кабина)/7185(общая длина)
- Ширина в мм — 2319
- Высота в мм -2885
- Масса в кг -4490
- Грузоподъемность в кг -2300
- Колесная база (общая) -3650
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 125
- Расход топлива на 100 км в л -16
ЗИЛ-5301ЮО
- Длина в мм -6765
- Ширина в мм — 2210
- Высота в мм -2365
- Масса в кг -3150
- Грузоподъемность в кг -3600
- Колесная база (общая) -3650
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 125
- Расход топлива на 100 км в л -16
Поворот колес ЗИЛ 130: условия и принцип действия
Направление движения автомобиля меняется поворотом управляемых колес. При этом оси вращаются вокруг специальных цапф так, чтобы в плоскости они соприкасались в одном месте, которое называется центром. Он определяет радиус и кривизну разворота автомобиля.
У автомобилей повышенной проходимости может быть разное число пар управляемых колес, но увеличение их числа затрудняет привод управления, особенно когда управляемыми есть и задние колеса.
Для начала транспортное средство входит в зигзаг, при этом оно идет по неровному направлению. Тогда колеса больше не поворачиваются вокруг цапфы, происходит равномерный поворот машины с дугой окружности с заданным радиусом R и постоянной угловой скоростью.
Определение центра поворота автомобиля аналогичное определению центра твердого плоского тела. Если возвращается плоское твердое тело, то его центр разворота определяется скоростями любых двух его точек (а, б), проводя перпендикуляры к векторам скоростей (а и б) данных точек, в пересечении их графически определяем центр поворота тела. Одновременно определяется радиус и угловая скорость. В автомобиле «твердым телом» является рама (корпус), и точки а и б принадлежат раме, поэтому теорема о повороте твердого тела полностью относится и к автомобилю.
Однако для чистого качания колес при повороте автомобиля, когда они катятся без отклонения в сторону, необходимо, чтобы управляемые колеса возвращались на разные, но совершенно определенные углы. Это может быть выполнено в том случае, если при перемещении оси вращения всех колес автомобиля пересекаются в одной точке – центре поворота. Для выполнения последнего условия необходимо, чтобы продолжение боковых сторон рулевой трапеции пересекались на продольной оси автомобиля на расстоянии 3/4 L от передней оси.
Если автомобиль двухосный с одной парой управляемых колес, то условием чистого качания колес при развороте будет расположение центра поворота на оси неуправляемых колес. В трехосном автомобиле центр находится на пересечении осей передних колес и оси тележки, потому что пересечение с осями задних колес дало бы два центра поворота. Для уменьшения проскальзывания колес задних мостов при их смещении их оси максимально приближаются к оси тележки.
Обслуживание топливного насоса высокого давления ТНВД дизелей Д-245
В процессе эксплуатации топливного насоса высокого давления 773 при износе основных деталей нарушаются его регулировочные параметры. Смазка ТНВД Д-245 централизованная от системы смазки дизеля через специальный маслопровод. Необходимый уровень масла в картере насоса устанавливается автоматически.
Для снижения износов прецизионных деталей не допускается работа ТНВД без фильтрующего элемента или с засоренным фильтром тонкой очистки топлива. Также не допускается работа с топливом, имеющим повышенное содержание воды.
При необходимости, а также через каждые 120 тыс. км пробега необходимо снять насос и проверить его на стенде на соответствие регулировочным параметрам, а также установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле. При необходимости, произведите соответствующие регулировки.
Исторический экскурс
Вполне логично, что прошлые наработки завода, а именно комплектующие от тяжелых грузовых авто решено было максимально унифицировать с новым классом:
- На ЗИЛ 5301 устанавливалась кабина типа 4331;
- В трансмиссии использовалась коробка передач от ЗИЛ 130.
За 1995 год была изготовлена опытно-промышленная партия из 200 авто, которая приступила к полноценным натурным испытаниям, а видео о новой модели тут же облетела все новостные телеканалы страны:
- По итогам года результат обкатки признан успешным;
- Концепция «мерседесовского шасси» одобрена в качестве платформы;
- Базовой моделью фургона стал ЗИЛ-5301 с трехсекционным кузовом объемом 15,5 м. куб.;
- Серия ЗИЛ 5301 получила собственное имя «Бычок», из-за кабины с высоким расположением фар, напоминавшим очертания животного;
- За 1996 год выпуск «Бычков» составил 1350 автомобилей.
Конструкторы пытались максимально унифицировать детали нового грузовика Источник
Торговые марки
В случае нарушения контакта в соединении проводов на выводах, окисления или неплотного прилегания контактов в переключателях света лампы не горят или значительно снижают силу света.
Схема электрооборудования зил цветная. Очистка свечей производится пескоструйным устройством, расположенным в корпусе прибора.
Затем вышли три его модификации: с карбюраторным двигателем;с дизельным двигателем;с неэкранированной проводкой для гражданских нужд. Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.
Руководство по ремонту и эксплуатации, каталог деталей, цветные. Реостатом устанавливают нагрузку 8—10 в. По схеме монтажного блока рис.
Очевидно, что применение в первом примере контрольной лампы, а во втором омметра равнозначно. Оборванные провода нужно заменить целыми.
При проверке на автобусе регуляторов напряжения и ограничителя тока пускают двигатель, затем отсоединяют провод, идущий от стартера к клемме Б реле регулятора, включают Вольтметр между массой и клеммой Б реле-регулятора и подключают амперметр между проводом, отъединенным от клеммы Б, и клеммой Б реле-регулятора. Оборванный провод надо заменить.
При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Аналогично подключаем омметр к выводам Ш4—12 и ШЗ—5 Ш10—5. Схемы электрооборудования электросхемы.
При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Там же находим, что через вывод Ш2—3 и далее Ш9—14 ток подается к лампам в задних фонарях. Это достигается зачисткой посадочных мест от грязи, коррозии и краски, а также надежным креплением проводов, соединяющих корпуса приборов между собой и с массой автомобиля. При этом необходимо иметь в виду, что каждый потребитель за исключением приборов системы электропуска может питаться током как от аккумуляторной батареи, так и от генератора. Замыкание проводников и деталей аппаратов и устройств электрооборудования на корпус автомобиля возникает из-за разрушения изоляции при механическом или тепловом повреждении ее. Быстрая проверка генератора вне автомобиля
ЗИЛ-5301. Регулятор напряжения
На ЗИЛ-5301 и их модификации устанавливается регулятор напряжения мод. 4202.3702 (возможна установка мод.206.3702 или 207.3702), предназначенный для работы с генератором мод. 2022.3771, и имеющий два изолированных вывода «Ш» и «+»
Регулятор служит для автоматического поддержания напряжения генератора, необходимого для обеспечения нормального зарядного режима аккумуляторной батареи и нормальной работы потребителей в условиях холодного, умеренного и тропического климата.
Регулятор работает с датчиком температуры электролита типа 1332.3842, устанавливаемом в средней банке основной аккумуляторной батареи.
При отсутствии датчика или выходе его из строя регулятор может работать без него с подключением эквивалентного постоянного резистора. При этом будет поддерживаться средний уровень регулирования напряжения.
Регулятор не требует регулировки в эксплуатации и при обнаружении неисправности его следует заменить.
Проверка регуляторов напряжения можно проводить как на автомобиле, так и на стенде.
Техническая характеристика регулятора:
Номинальное напряжение, V= 14
Максимальные нагрузки, А=6
Диапазон регулируемого напряжения при температуре 25 ± 10°С, подключенных аккумуляторных батарей и сопротивлении внешнего резистора 1кОм, V= 13,9…14,5
Частота вращения ротора генератора, при которой проверяется напряжение, мин-1…. 3500
Регулируемое напряжение в режиме настройки в зависимости от сопротивления датчика температуры электролита должно соответствовать следующим значениям, V=:
при сопротивлении 365±65 Ом и температуре 50 °С ….13,3±0,3
при сопротивлении 365±65 Ом и температуре 50 °С ….15,0±0,3
при сопротивлении 4200 Ом и температуре минус 10°С, не более…. 15,5
Регулятор установлен в кабине автомобиля под панелью приборов с левой стороны.
На регуляторе установлена перемычка которая регулирует напряжение зарядки для зимы и лета.
Цветная электрическая схема электрооборудования ЗИЛ 131 и 130 с описанием проводов
Автомобиль ГАЗ 31105ГАЗ 3110ГАЗ 2705 — Газель Многоцелевой грузовик ЗИЛ 131 многие годы использовался в армии, и после модернизации его продолжают эксплуатировать в различных отраслях народного хозяйства. В статье рассматривается электрооборудование грузовика, основные неисправности, дается схема электрооборудования ЗИЛ 131 цветная.
Особенности электрооборудования
С 1966 по 1086 год ЗИЛ 131 выпускался в неизменном виде (автор видео — Иван Зенкевич PRO автомобили).
Затем вышли три его модификации:
- с карбюраторным двигателем;
- с дизельным двигателем;
- с неэкранированной проводкой для гражданских нужд.
Грузовик имеет высокие эксплуатационные качества, но кроме них в его конструкции есть особенности, которые отечественные производители не применяли на других машинах:
- установлен бензиновый двигатель с 8-ю V-образным расположением цилиндров, имеющий 16 клапанов;
- традиционная система зажигания заменена на бесконтактную, оборудованную электронным коммутатором;
- использование экранированной герметичной электропроводки позволило эксплуатировать ЗИЛ 131 в любых погодных условиях.
Как определить неисправность?
Неполадки, связанные с электрооборудованием, можно определить по следующим признакам:
- Генератор: не дает зарядный ток, шум подшипников во время работы, зарядный ток большой силы.
- Стартер: не работает; не вращает коленвал двигателя; ротор вращается, но не вращает коленвал; при включении слышны частые щелчки втягивающего реле; после пуска мотора стартер не отключается.
- Аккумуляторная батарея: быстро разряжается; быстро уменьшается уровень электролита в батарее; из отверстий для вентиляции проливается электролит; во время зарядки незначительное повышение плотности электролита.
- Система зажигания: нарушены контакты в соединениях компонент системы зажигания, не запускается силовой агрегат.
Возможные неполадки проводки
Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях.
Неполадки проводки могут возникнуть по причине:
- обрыва цепи;
- повреждения токоведущих элементов: жил, контактов, проводов;
- плохого контакта в местах соединения;
- окисление клемм и контактов;
- повреждения изоляции;
- отсутствия питания.
Обрыв в электрической цепи можно определить с помощью вольтметра или контрольной лампочки.
Оборванные провода нужно заменить целыми. Если нет возможности сделать замену, можно временно соединить оборванные концы провода, обмотав их изоляционной лентой.
Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.
Электрическая схема
В грузовом автомобиле ЗИЛ 131 установлена однопроводная система электрооборудования с номинальным напряжением 12 В. С корпусом машины соединены минусовые клеммы источников питания.
Фотогалерея «Схемы электрооборудования ЗИЛ»
Видео «О двигателе ЗИЛ 131 »
В этом ролике рассказывается о двигателе ЗИЛ 131 с описанием его работы (автор видео — Азбука Автозапчастей Острогожск).
Политика модификаций
Имея столь серьезную поддержку и признание, автозавод с 1967 года получил заказы на модификацию ЗИЛ 130. Особо следует выделить 2 направления:
- Выпуск моделей, способных нести службу в Заполярье (при температуре ниже -45С). Эти автомобили производились для осваивания месторождений в Сибири и на Дальнем востоке;
- Выпуск моделей, предназначенных для работы в тропиках (при 100% влажности). Их производили для зарубежных стран, которым помогало советское правительство.
Фото плаката 60-х: ЗИЛ-130 в тропическом исполнении
Модификация ЗИЛ 130С
В 70-е годы в Сибири были открыты многие месторождения полезных ископаемых. Цена добычи была низкой, и для их разработки требовались грузовые автомобили, способные работать в суровых климатических условиях.
Для Севера инструкция ЗИЛа предусматривала оранжевый цвет – для большей заметности во время снегопадов
О том, с какими трудностями сталкивались автомобили в условиях Крайнего Севера, вы можете судить по видео, представленному в нашей статье. Это черно-белая копия, воссозданная из архивных материалов Завода имени Лихачева, наглядно демонстрирует возможности грузового автомобиля ЗИЛ 130 С.
Тематическое видео смотрите в конце статьи.
Среди комплектации ЗИЛ 130С (Сибирь) следует отметить особенности электрооборудования:
- Предпусковой обогреватель с автономным источником питания;
- Кабина с двойным остеклением и дополнительным автономным отопителем, оснащенным электрическим вентилятором повышенной мощности;
- Противотуманные фары и прожектор-искатель с управлением из кабины;
- Два независимых бензобака с указателем уровня топлива на приборной панели;
- Указатель температуры электролита аккумуляторной батареи.
Предпусковой обогреватель обеспечивал запуск двигателя при отрицательных температурах
Специальные версии
Также грузовые модификации различались по заказчикам:
- Для министерства обороны (МО);
- Для аварийно-спасательных служб (в основном пожарных);
- Для гражданских предприятий.
В частности, для армейских нужд автозавод приступил к выпуску автомобиля ЗИЛ-130Е, на который:
- устанавливалась экранированная электропроводка ЗИЛ 130;
- генератор переменного тока Г-51 (450 Вт мощности и силой тока 40А);
- реле-регулятор напряжения РР-51;
- прерыватель-распределитель зажигания Р-102;
- высоковольтная катушка зажигания Б-102Б;
- электрический стартер СТ-2;
- свечи зажигания СН-307.
Памятник на территории Управления МЧС в Белгороде, установленный своими руками
Установка ТНВД, форсунок, трубок высокого и низкого давления Д-245
Привалочная плита ТНВД должна быть чистой; забоины и другие повреждения плиты не допускаются.
Прокладка топливного насоса не должна иметь видимых повреждений.
При установке топливного насоса надо совместить метки зубчатого колеса привода топливного насоса и шлицевого фланца.
Шлицевой фланец шестерни топливного насоса должен свободно, без заеданий, находить на шлицы втулки валика топливного насоса.
Болты крепления фланца шестерни топливного насоса должны быть затянуты моментом 18…25 Нм.
При установке топливного насоса нужно обязательно проверить угол опережения впрыскивания топлива. Это делается в следующей последовательности:
- установить рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива.
- Отсоединить трубку высокого давления от штуцера первой секции и вместо нее подсоединить моментоскоп (рис. 1).
- Провернуть коленчатый вал дизеля ключом по часовой стрелке до появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков воздуха.
- удалить часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее.
- Повернуть коленчатый вал против часовой стрелки на 30.. .40°.
- Медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке следить за уровнем топлива в трубке, в момент начала подъема топлива прекратить вращение коленчатого вала.
- При несовпадении фиксатора с отверстием в маховике (рис. 2) произвести регулировку, для чего проделать следующее:
- снять крышку люка;
- вывернуть болты 1, 2 и 3 (рис. 3) и отпустить на ½…1 оборот болт 3 (болт не выворачивать);
- совместить стержень фиксатора 2 (см. рис. 2) с отверстием в маховике, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал дизеля; при помощи ключа повернуть за гайку валик топливного насоса и шлицевой фланец до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке 1 (см. рис. 1) моментоскопа;
- установить болты 1,2 и 3 (см. рис. 3) в совпадающие отверстия, стараясь расположить их максимально равномерно по окружности;
5.затянуть вначале болт 3, затем болты 1 и 2;
- установить на место трубку высокого давления и вывести стержень фиксатора из отверстия в маховике;
- установить на место крышку люка.
Совмещение шлицев втулки топливного насоса и шлицевого фланца при установке на дизель обеспечивается проворотом коленчатого вала дизеля или кулачкового вала насоса. На дизель должны устанавливаться форсунки одной группы.
Уплотнительные прокладки со стороны прилегания к форсункам надо смазать солидолом УС-1 ГОСТ 33-51.
Болты крепления форсунок нужно затянуть моментом 20…25 Нм.
Трубки высокого давления должны быть закреплены на расстоянии 10…15 мм от накидных гаек хомутиками с прокладками.
Трубки низкого давления топлива перед установкой на дизель следует продуть сжатым воздухом.
ЗИЛ- 5301 технические характеристики
Двигатель для ЗИЛ-5301 был выбран дизельный, производства минского моторного завода. Его объем составляет 4,8 литра, при мощности 105 лошадиных сил. Данный двигатель широко известен благодаря тракторам «Беларусь», а его эксплуатационные характеристики давно сыскали известность за пределами Беларуси. Как позже оказалось, тракторный двигатель не самое лучшее решение для городской эксплуатации, поэтому завод освоил мелкосерийное производство автомобилей, оснащённых двигателями импортного производства. Впрочем, и эти двигатели не завоевали популярности у покупателей, так как были очень дорогими в ремонте, а самому их починить было очень сложно.
Через год появилась ещё одна модель «Бычка» с отсеком для грузов равным 10 кубам, а также удлинённая версия на 20 кубов. Грузоподъёмность у длиннобазной модели поменьше, зато она позволяет перевозить больше габаритных грузов.
Так как простая конструкция «Бычка» с лёгкостью позволяет сделать «тюнинг» ЗИЛ-5301, многие предприятия, которые занимаются переоборудованием автомобилей под специальное оборудование, стали приобретать шасси «Бычка» для переоборудования. Был даже выпущен специальный электромобиль на базе ЗИЛ-5301, способный проезжать без подзарядки около 70 километров. К сожалению, данный прототип оказался слишком дорогим, а его эксплуатация в наших реалиях – практически невозможна.
Особенности электрооборудования
На автомобиле использовалась традиционная для отечественного автопрома:
- Однопроводная схема, где роль второго провода выполняет металлический кузов автомобиля;
- Все электрооборудование рассчитано на напряжение 12 В;
- Стартер работает от напряжения 24 В (для этого устанавливается второй аккумулятор);
- Основные цепи защищены плавкими предохранителями;
- В качестве основы согласно унификации деталей использовалась электропроводка ЗИЛ 4331 – преемника ЗИЛ 130.
Заводская инструкция указывала каталожные индексы применяемых деталей
Особенности проводки кабины
Унаследовав от «больших» собратьев высокую кабину, конструкторами без особых изменений была задействована и внутрисалонная схема проводки ЗИЛ Бычок.
Это позволило:
- удешевить расходы на сборку;
- а для потребителей – предложена приемлемая цена на «развозной» городской грузовик.
Фото кабины, унифицированной со старшими моделями прошлых лет
Старая кабина унаследовала и некоторые «особенности» предшественника.
В связи с чем, эксплуатирующие данный автомобиль владельцы вынуждены были своими руками дорабатывать недочеты, а именно:
- мощности электрического насоса омывателя не хватало, поскольку вода вначале подавалась на правую щетку, затем на среднюю и только потом на щетку стеклоочистителя со стороны водителя;
- дополнительная врезка в капот двух распылителей решала проблему.
Панель приборов
Основные трудности в эксплуатации возникают в работе:
- замка зажигания;
- выключателя массы (расположен за аккумуляторным ящиком).
В панели приборов использовалась модернизированная проводка ЗИЛ 4331
Особенности модели
Основные модификации ЗИЛ 5301 по заводской документации
По данным производителя, конструкция автомобиля послужила платформой для 35 модификаций разного назначения. На фото вверху представлена заводская инструкция.
Следует отметить, что большинство модификаций заказывались:
- государственными компаниями;
- коммунальными службами;
что позволяло заводу загрузить производственные мощности. На представленном видео представлена лишь часть модификаций данной модели, встречающихся на отечественных дорогах.
В то же время, для удешевления автомобиля, производителем применялись узлы и агрегаты с других моделей, например электропроводка ЗИЛ 4331, поскольку высокая цена автомобиля с оригинальными деталями, разрабатываемыми с «нуля» не позволила бы ему конкурировать в рыночных условиях.
В частности, на «Бычок» устанавливались:
- Кабина с модели 4331. Вместе с ней перекочевала и проводка ЗИЛ 4331, и гидроусилитель рулевого управления;
- Коробка передач ЗИЛ 130.
Все особенности электросхемы описаны в руководстве по эксплуатации
Силовые агрегаты
Успехом модели ЗИЛ 5301 автопроизводитель в первую очередь обязан дизельному двигателю Д-245, представлявшего собой модификацию тракторного 4-цилиндрового силового агрегата объемом 4750 см³ производства Минского моторного завода.
С поисками хорошего мотора для своих автомобилей сталкивались и другие отечественные производители. Об этом вы можете прочесть в статье — Москвич 2141: обсуждаем особенности.
За годы выпуска на автомобиль «Бычок» устанавливались:
- До 2005 года — модернизированные ММЗ Д-245.9 и ММЗ Д-245.12С, соответствующие ЕВРО-0;
- С 2005 года — дизельный силовой агрегат ММЗ Д-245.9 соответствующий ЕВРО-2;
- С 2008 года — ММЗ Д-245.9, отвечающий требованиям ЕВРО-3.
Двигатель Д245.12С-231 ММЗ
Для такой работы потребуется схема электропроводки ЗИЛ 131, которую вы можете найти в одноименном разделе сайта.
Электрооборудование
Схема электропроводки ЗИЛ Бычок применена классическая. Ниже дана цветная иллюстрация, разделенная на 2 части для удобства печати. Подобным образом выложена и нужная схема электропроводки КАМАЗ 5511, которую вы также можете скачать и распечатать.
Цветная оригинальная схема электрооборудования ЗИЛ 5301
Следует отметить, что в большинстве случаев схема проводки ЗИЛ Бычок при бережной эксплуатации не вызывала нареканий, хотя этот факт нередко подкреплялся заботой владельцев, обслуживавших автомобиль самостоятельно.
Часть вторая схемы электрооборудования ЗИЛ 5301