Особенности конструкции самосвалов
Основными узлами классического самосвала являются шасси с кабиной и сама самосвальная установка, которая, в свою очередь, состоит из платформы, гидравлического опрокидывающего устройства и надрамника.
Главная функция платформы заключается в размещении груза. Поэтому она должна соответствовать его специфике, обладая при этом максимальной универсальностью. Нередко платформа самосвала бывает оснащена съемными уплотнителями бортов (к примеру, при использовании машины для доставки зерна), тентом, обеспечивающим надежную защиту грузов от возможного выдувания, съемными надставными бортами, которые предназначены для более эффективного использования грузоподъемности шасси.
Именно платформа является самой металлоемкой, трудоемкой частью самосвальной установки, которая, к тому же, подвержена быстрому изнашиванию. Платформа должна быть оснащена поднимающимися либо откидывающимися бортами с запорами (желательно, чтобы они имели дистанционное управление), а также упором, на котором лежит ответственность за механическую фиксацию кузова, находящегося в поднятом положении.
Рисунок 1. Платформа самосвала модели ЗИЛ-ММЗ-555
Самосвалы, оснащенные платформой, конструкцией которой предусмотрена 3-хсторонняя и 2-хсторонняя разгрузка на 3 и 2 стороны, имеют серьезное преимущество перед теми машинами, которые могут разгружаться только назад. Преимущество это заключается в возможности совместной работы с прицепом. Ну а грузоподъемность автопоезда, как правило, в 1,5-1,8 раза превышает грузоподъемность одиночного самосвала. Собственно, за счет этого и нивелируются повышенные металлозатраты, а также затраты труда при выпуске платформ с разгрузкой на 2 и 3 стороны.
Надрамник – это сварная конструкция, которая предназначена для монтажа на шасси базового транспортного средства деталей и механизмов самосвальной установки. Надрамник изготавливается из пары лонжеронов, имеющих швеллерное сечение, которые монтируются на раме, и поперечных балок.
Рисунок 2. Надрамник самосвала модели ЗИЛ-ММЗ-555
Предназначение гидравлического опрокидывающего устройства заключается в механизации процесса разгрузки навалочных, сыпучих, а также полужидких грузов с использованием мощности силового агрегата. Для передачи мощности от последнего к исполнительному органу, роль которого исполняет гидроцилиндр, используется гидропривод.
Тракторный самосвальный полуприцеп
Тип предназначен для транспортировки, выгрузки силоса, опилок и различного компоста в сельском хозяйстве. Используя тракторный кузов, можно перевозить сыпучие стройматериалы, корнеплоды, иные тяжелые грузы.
Тракторный полуприцеп-самосвал бывает одно- или двухосным. Показатель влияет на тоннаж ТС. Ознакомьтесь с типами конструкций, посетив классификатор, где представлен код ОКОФ.
Оснащен киппер широкопрофильными шинами, специальными тормозами, автономной гидравлической системой. Разгружаться может на три стороны.
Конструкция ТС позволяет осуществлять выгрузку без поднятия кузовного механизма. С принципом работы ознакомьтесь на многочисленных фото, видео с представлением ТС в интернете.
Какой разрешается вес грузовых авто
Максимальный вес машины считается вместе с водителем, пассажирами и грузом. Это упрощает расчеты – если они сделаны для груженого автомобиля, то пустой легко уложится в нормы. Допустимые пределы массы установлены для того, чтобы тяжелый транспорт не разбивал покрытие на дорогах. Ограничения в РФ выставлены по двум параметрам – общий вес и нагрузка на оси.
Расчетные формулы, которые важны при загрузке:
- Полная масса = сумме нагрузки на все оси;
- Максимальное количество груза = полная масса — вес машины;
- Осевая нагрузка на прицеп выше, чем на тягач (распределение приблизительно 75% против 25%);
- Весы измеряют наибольшую осевую нагрузку.
Дорожные знаки ограничивают проезд авто с избыточной нагрузкой. Чаще всего встречаются ограничения для машин до 5 или до 10 тонн на ось.
Европейские идеи для русских перевозок
«Тверьстроймаш» — это предприятие, которое специализируется на производстве прицепов и полуприцепов. Транспортная техника здесь создаётся с учётом индивидуальных пожеланий. Заказчик может настаивать на внесение любых изменений в конструкцию, если это не противоречит нормам безопасности.
Усиленная рама, изготовленная из шведской стали OVAKO, и укреплённая ходовая часть позволяют рассчитывать на длительную безремонтную эксплуатацию вспомогательной грузовой техники. Выхлопные газы тягача входят в систему обогрева кузова, за счёт которой при перевозке груза поддерживается требуемая температура. Данная система востребована, чтобы избежать смерзание сыпучего груза, которое неизбежно возникает при перевозке в условиях низких температур. В комплектацию самосвального полуприцепа 99393T-31 входит пара противооткатных упоров и противоподкатный брус-бампер.
Сочленённые самосвалы[править | править код]
Основная статья: Сочленённый самосвал
Самосвал с шарнирно-сочленённой рамой (землевоз, сочленённый самосвал, англ. articulated hauler, articulated dump truck, dumper), используется на строительных и карьерных работах, там где требуется повышенная проходимость и манёвренность. Трёхосные модели сочленённых самосвалов имеют шесть ведущих колёс. Более того, современные модели самосвалов оснащаются выключателем межколёсного дифференциала.
Caterpillar
применяет на своих самосвалах систему «Ejector» (модели 730 Ejector и 740 Ejector) — подвижная стенка в кузове выталкивает его содержимое, что позволяет осуществлять разгрузку на ходу, без опрокидывания кузова.
Bell
может предложить самосвалы с гусеничным ходом.
Hydrema
имеет поворотный механизм кузова, это даёт возможность разгружаться, не только назад, но и в любую из боковых сторон.
Сочленённые самосвалы выпускают компании — Astra, Bell Equipment (в странах Азии и в Австралии известны под маркой Hitachi, а в Америке под маркой DEERE (John Deere)), Case, Caterpillar, Hydrema, JCB, Komatsu, Liebherr, Moxy, Terex, Volvo, БЕЛАЗ, МоАЗ, BALTIETS («ЗСМ-БАЛТИЕЦ»)
Самые грузоподъёмные модели:
Производитель | Модель | Грузоподъёмность, тонн | Полная масса, тонн | Двигатель — Мощность л. с./Крутящий момент Нм. | Максимальная скорость, км/ч | Ссылка |
Moxy | MT51 | 46,2 | 77,6 | Cummins — 510лс / — | 54 | |
Bell | B50D | 45,4 | 79,9 | Mercedes — 523лс / 2147Нм | 48 | |
Hitachi | AH500-D | 45,4 | 81,5 | Mercedes — 523лс / 2147Нм | 48 | |
Caterpillar | 740 | 39,5 | 72,6 | Caterpillar — 469лс / 2412Нм | 54 | |
Volvo | A60H | 55 | 98,4 | Volvo — 673лс / 3200Нм | 55 | |
Caterpillar | 740 Ejector | 38 | 73,6 | Caterpillar — 469лс / 2412Нм | 54 | |
Terex | TA40 | 38 | 68,8 | Detroit Diesel — 450лс / 2100Нм | 60 | |
Moxy | MT41 | 37,2 | 64,3 | Scania — 450лс / — | 53 | |
Bell | B40D | 37 | 66,8 | Mercedes — 422лс / 1974Нм | 52 | |
Hitachi | AH40-D | 37 | 66,9 | Mercedes — 422лс / 1974Нм | 52 | |
John Deere | 400D | 37 | 66,9 | Mercedes — 422лс / 1974Нм | 52 | |
Astra | ADT 40C | 37 | 66 | Iveco — 455лс / 2000Нм | 50 | |
Komatsu | HM400-2 | 36,5 | 69 | Komatsu — 453лс / 2090Нм | 58 | |
Case | 340B | 36 | 65 | Case — 456лс / 2000Нм | 50 |
Методы определения нагрузки на ось
Масса и нагрузка могут быть двух типов – расчетная и фактическая. В первом случае нагрузки на ось тягача и полуприцепа определяются, исходя из массы машины и груза, указанной в документах. Во втором – происходит взвешивание уже нагруженной фуры. Если работа была выполнена правильно, то расчетный и реальный вес окажутся одинаковыми. Если результаты оказались разными, то при погрузке были допущены ошибки, или документы оформлены неправильно.
Фактический вес определяют автомобильные весы двух видов:
- Статические – взвешивают только стоящую фуру, дают точный результат;
- Динамические – взвешивание на скорости 5 км/ч, результат менее точный, чем в первом случае, но процедура происходит быстрее.
Развесовка по осям грузовика в России (схема будет представлена ниже) измеряется обоими способами. Весы могут стоять на складе, где грузится фура, и обязательно будут на постах ГИБДД.
Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок
Чтобы рассчитать нагрузку, нужны параметры:
- Вес тягача описан в паспорте, известен заранее;
- Масса не загруженного полуприцепа также известна заранее;
- Масса груза вместе с европалетами указана в накладных;
- Вес водителя и пассажиров не учитывается при расчете нагрузки по осям автомобиля с полуприцепом.
- Формулы для расчета:
- Нагрузка на оси прицепа – масса прицепа и груза, умноженная на ¾, деленная на количество осей;
- Этот же параметр для осей тягача – масса нагруженного прицепа, деленная на 4, + масса тягача. Полученную цифру делят на количество осей тягача.
Для облегчения работы персонала на складах используются программы, которые рассчитывают массу и расположение груза, исходя из введенных данных.
Как ремонтировать гидроцилиндр
Для ремонта телескопического гидроцилиндра требуется специальная материально-техническая база и соответствующая квалификация мастера. При поломке подъёмного агрегата на самосвале КамАЗ необходимо обращаться в специализированную организацию, где будет проведена ревизия устройства, дефектовка и замена изношенных деталей: грязесъёмников и резиновых колец. Для гарантирования качества сменных элементов лучше самостоятельно купить ремкомплект подъёмного цилиндра у официальных дилеров оборудования.
Гидроцилиндр подъема платформы на КАМАЗе 55102
Видео по теме: Как должен работать кран управления подъёма кузова на КАМАЗе
Публикации по теме
Способы самостоятельного изготовления самосвала из УАЗа
Технические особенности телескопического погрузчика Маниту
Характеристики и назначение грузовика КамАЗ 5511
Модели с шарнирно-сочлененной рамой
Самосвалы, называемые по классификации «внедорожные с шарнирно-сочлененной рамой» (для удобства их часто называют ADT — от англ. articulated dump truck), обычно используют в строительстве, но в отличие от строительных самосвалов они приспособлены для применения на бездорожье. Сейчас на российском рынке этот вид спецтехники представлен пятью производителями — БЕЛАЗ, МоАЗ, ЧСДМ, Bell и Volvo.
Источник фото: volvoce.comСамосвалы с шарнирно-сочлененной рамой чаще используются в строительстве
Читайте
Нормы расхода топлива для самосвалов
Кроме этого, во всем мире данный тип самосвалов выпускают компании Caterpillar, CNH (известны под марками Astra, Case, DDT, Link-Belt, FIAT-Kobelco, New Holand, O&K), Desmond, Hydrema, JCB, John Deere (также Hitachi), Kaelble, Komatsu, Mitsubishi, Moxy, NHL, Randon, Royal, RTC и Terex. Самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой изготавливают с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4 и 6х6. Двухосные модели Volvo A25D по заказу оборудуют специальной системой подруливания (с выносными колесами, расположенными в базе), что позволяет разворачиваться в камерах шахт и на открытых площадках с ограниченным створом для маневров. Некоторые модели выпускают в варианте для подземных работ. Класс автомобилей ADT в России является сравнительно новым, хотя до 2000 года предпринимались отдельные попытки начать их производство. В некоторых карьерах с начала 1980-х годов ограниченно использовали шахтные сочлененные самосвалы серии МоАЗ-7405-9586.
Дорожные самосвалы
Наиболее широкое распространение в наши дни получили самосвалы, предназначенные для езды по автодорогам общего пользования. Выпуском таких машин занимается большинство производителей грузовой техники. Данные автомобили находят широкое применение в коммунальном хозяйстве, строительной отрасли, сельском хозяйстве, при проведении ремонтных работ, транспортировке полезных ископаемых и т.д. Как правило, количество осей дорожных самосвалов насчитывает от 2-х до 4-х, а грузоподъемность не превышает 40 тонн.
Тем не менее, сегодня можно увидеть и более мощную технику. В качестве примера стоит привести пятиосные самосвалы от европейских компаний Terberg и GINAF, а также машины, выпущенные под китайским брендом Shacman, насчитывающие аналогичное число осей. В свою очередь, такие американские производители грузовой техники, как Western Star, Freightliner и Kenworth наладили выпуск самосвалов с количеством осей, равным семи. Благодаря особой конструкции данных автомобилей реализована возможность подъема одновременно до 4-х осей. При этом самосвал перемещается по дороге на колесах, которые сохраняют контакт с ее поверхностью.
Рисунок 3. В большинстве случаев количество осей дорожных самосвалов насчитывает от 2-х до 4-х
Основной тип — внедорожные самосвалы
Основу автопарка, используемого на открытой разработке полезных ископаемых, составляют карьерные (внедорожные) самосвалы. Сейчас их выпуском занимаются более 20 компаний: БЕЛАЗ, МоАЗ, Ashok-Leyland, Bharat, Case, Caterpillar, Caterpillar-Elphinston, Hindustan, Hitachi (Euclid), Komatsu, Kyomsungsang (Kumsusan — Кымсусан), Kress, Liebherr, NHL, Perlini, Randon, Rimpull, Shaofeng (Шаофэн), Tamrock (Toro Supra), Terex (Unit Rig и Payhauler), Terberg и Zhonghuan (Чжунхуань). Разнообразие применяемых за многолетнюю историю развития самосвалов схем привело к тому, что наиболее целесообразной стала схема с приводом на задние колеса и разгрузкой кузова назад. Прочие схемы, например привод на переднюю, среднюю ось, поворотный кузов или кузов с боковой разгрузкой, думперы и проч., в карьерах так и не прижились.
Источник фото: truck-auto.infoTerex и МоАЗ выпускают полноприводные двухосные модели самосвалов
Выпуском полноприводных двухосных моделей заняты МоАЗ, Terex. Кроме этого многоосные автомобили выпускают Ashok-Leyland (ALRD 20, 6х2) и Tamrock (производит в двух вариантах — 10х6х8 и 8х8х8), в их моделях изменение направления движения осуществляется поворотом мостов вокруг оси подвешивания к раме — рулевая трапеция попросту отсутствует.
Основной тип — внедорожные самосвалы
Основу автопарка, используемого на открытой разработке полезных ископаемых, составляют карьерные (внедорожные) самосвалы. Сейчас их выпуском занимаются более 20 компаний: БЕЛАЗ, МоАЗ, Ashok-Leyland, Bharat, Case, Caterpillar, Caterpillar-Elphinston, Hindustan, Hitachi (Euclid), Komatsu, Kyomsungsang (Kumsusan — Кымсусан), Kress, Liebherr, NHL, Perlini, Randon, Rimpull, Shaofeng (Шаофэн), Tamrock (Toro Supra), Terex (Unit Rig и Payhauler), Terberg и Zhonghuan (Чжунхуань). Разнообразие применяемых за многолетнюю историю развития самосвалов схем привело к тому, что наиболее целесообразной стала схема с приводом на задние колеса и разгрузкой кузова назад. Прочие схемы, например привод на переднюю, среднюю ось, поворотный кузов или кузов с боковой разгрузкой, думперы и проч., в карьерах так и не прижились.
Источник фото: truck-auto.infoTerex и МоАЗ выпускают полноприводные двухосные модели самосвалов
Выпуском полноприводных двухосных моделей заняты МоАЗ, Terex. Кроме этого многоосные автомобили выпускают Ashok-Leyland (ALRD 20, 6х2) и Tamrock (производит в двух вариантах — 10х6х8 и 8х8х8), в их моделях изменение направления движения осуществляется поворотом мостов вокруг оси подвешивания к раме — рулевая трапеция попросту отсутствует.
Дорожные самосвалы
Наиболее широкое распространение в наши дни получили самосвалы, предназначенные для езды по автодорогам общего пользования. Выпуском таких машин занимается большинство производителей грузовой техники. Данные автомобили находят широкое применение в коммунальном хозяйстве, строительной отрасли, сельском хозяйстве, при проведении ремонтных работ, транспортировке полезных ископаемых и т.д. Как правило, количество осей дорожных самосвалов насчитывает от 2-х до 4-х, а грузоподъемность не превышает 40 тонн.
Тем не менее, сегодня можно увидеть и более мощную технику. В качестве примера стоит привести пятиосные самосвалы от европейских компаний Terberg и GINAF, а также машины, выпущенные под китайским брендом Shacman, насчитывающие аналогичное число осей. В свою очередь, такие американские производители грузовой техники, как Western Star, Freightliner и Kenworth наладили выпуск самосвалов с количеством осей, равным семи. Благодаря особой конструкции данных автомобилей реализована возможность подъема одновременно до 4-х осей. При этом самосвал перемещается по дороге на колесах, которые сохраняют контакт с ее поверхностью.
Рисунок 3. В большинстве случаев количество осей дорожных самосвалов насчитывает от 2-х до 4-х
Самосвалы для проведения подземных работ
Машины этой группы созданы для доставки и выгрузки разрыхленных механическим путем либо взорванных пород в стесненных условиях, характерных для подземных шахт, при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве тоннелей. Одной из наиболее ярко выраженных отличительных черт, присущих подземным самосвалам, являются их небольшие размеры. Компактность данных транспортных средств является следствием ограниченности свободного пространства в горных выработках, где, собственно, они чаще всего и используются.
Кроме того, самосвалы, предназначенные для подземной эксплуатации, должны отвечать высоким требованиям, предъявляемым к их маневренности. Грузоподъемность автомобилей этого класса составляет до 40 тонн. Их привлекают к работе при выполнении крупных объемов транспортных операций. Данная техника без проблем справляется с преодолением затяжных подъемов, неизбежно встречающихся при работе под землей. Самосвалы типа «думпер», отличающиеся возможностью поворота сиденья и механизма управления на угол, равный 180 градусам, без разворота всего транспортного средство, успешно применяются при работе в узких забоях.
Классический подземный самосвал внешне представляет собой одноосный тягач, оснащенный самосвальным полуприцепом. Для соединения основных узлов транспортного средства используется двойной шарнир, позволяющий осуществлять поворот тягача относительно полуприцепа, обеспечивая тем самым необходимую маневренность машины. Для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам используется карданный вал и коробка передач, которая, как правило, имеет 4 скорости для движения вперед и аналогичное количество передач для перемещения назад. Силовой агрегат подземного автосамосвала обычно имеет 2-хступенчатую систему очистки отработанных газов, включающую кристаллический нейтрализатор и жидкостную ванну.
Рисунок 7. Типовая схема самосвала, предназначенного для подземной эксплуатации
Выбор в пользу определенной модели подземного самосвала зависит от поперечных габаритов выработки. При малой площади сечения к работе обычно привлекаются думперы, а при большой (от 12 квадратных метров) – автомобили таких марок, как МоАЗ, МАЗ и т.п. В настоящее время налажено серийное производство подземных автосамосвалов МоАЗ, имеющих грузоподъемность 20 тонн и развивающих скорость до 40 км/час, а на дороге с углом наклона 10 градусов – до 4-6 км/час.
Рисунок 8. Думпер Waran. На фото хорошо заметно отличие диаметров колес ведущего и управляемого мостов машины
Наиболее целесообразной является эксплуатация автосамосвалов в подземных условиях при площади сечения выработок от 12 квадратных метров, когда для связи их с поверхностью используются штольни с уклоном не более 0,16. На современном рынке представлены самосвалы для подземной эксплуатации особой малой (не более 1 тонны), малой (в диапазоне от 1 до 2 тонн), средней (в диапазоне от 2 до 5 тонн) и большой (более 5 тонн) грузоподъемности, получающие энергию от электрического, карбюраторного либо дизель-электрического привода.
При выборе типа и количества подземных автосамосвалов обязательно учитываются такие немаловажные критерии, как профиль, план трассы, вид и качество дорожного покрытия, местонахождение пунктов загрузки и разгрузки, особенности, характерные для перевозимых грузов, сменная производительность транспортной техники. При необходимости перевозки значительных объемов горной массы на дальнее расстояние часто используются мощные автосамосвалы (БелАЗ, КрАЗ и т.п.).
Самосвалы для малых объёмов груза
Мини самосвал механизирует работы на небольших объектах и используется для перемещения на малые расстояния насыпных грузов с выгрузкой самосвальным способом. Подобная техника эффективно применяется в коммунальном хозяйстве и на строительных объектах.
Мини самосвал 1501 Wacker Neuson
Технические и эксплуатационные параметры мини самосвалов:
Параметр | Ед. изм. | Модель/Величина параметра | ||||
Terex 100 | Fiori D 25 AC | AVANT (Авант) Dumper 800 | Alitrak D-Trak 800 | 1501 Wacker Neuson | ||
Грузоподъемность | т | 1 | 2,3 | 0,8 | 0,8 | 1,5 |
Объем кузова | м3 | 0,88 | 1,45 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Мощность мотора | кВт | 16,2 | 22,2 | 9,5 | 10 | 17 |
Скорость в рабочем режиме | км/ч | 20 | 6 | 5 | ||
Разгрузка | задняя | вперед | вперед | вперед | вперед | |
Производство | США | Италия | Финляндия | Италия | Германия |
Перевозка грузов самосвалами более эффективна, чем бортовыми грузовиками, из-за сокращения временных затрат на выгрузку.
РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
Технические характеристики
Модель (полное обозначение) | 924900 | |||
Технически допустимая | Разрешённая | |||
Позиция шкворня (1 / 2) | 4✕2 | 6✕4 | 4✕2 | 6✕4 |
Масса, кг: снаряженная | 7 800 | |||
перевозимого груза | 30 600 | 33 000 | 24 200 | 26 100 |
Полная | 38 400 | 40 800 | 31 900 | 33 900 |
нагрузка на ССУ | 11 400 | 13 800 | 9 400 | 11 400 |
нагрузка на тележку | 27 000 | 27 000 | 22 500 | 22 500 |
Габаритные размеры полуприцепа (Д✕Ш✕В), мм | 9 650✕2 550✕3 150 | |||
Внутренние размеры платформы (Д✕Ш✕В), мм | 8 200✕2 390✕1 650 | |||
Высота ССУ | 1 240 | |||
Колея, мм | 2 050 | |||
Объем платформы, м³ | 33 |
Характеристики кузова:
Полуприцеп-самосвал предназначен для перевозки инертных грузов, оборудован металлической платформой. Платформа: стальная, типа Box-Tipe.
Задний борт комбинированный, варианты открывания: а) на верхней навеске, открывается автоматически при подъёме кузова; б) распашные ворота, с механическими запорами.
В передней части рамы имеется фиксированная площадка с лесенкой
- самосвальный кузов с задней разгрузкой;
- угол опрокидывания назад 45 гр.;
- материал кузова: сталь S500MS;
- толщина основания 5 мм.;
- толщина боковых стенок 4 мм.;
- задний борт:
- на верхней навеске, открывается автоматически при подъёме кузова;
- распашные ворота, с механическими запорами.
тент с наматывающим устройством, каркас тента, балкон-площадка с лесенкой для обслуживания тента.
Характеристики шасси:
- рама полуприцепа изготовлена из стали 09Г2С;
- верхняя и нижняя полки лонжеронов из стали STRENX 700MC;
- опорное устройство и шкворень 2” BPW (Германия);
- высота ССУ – 1240 мм.;
- запасное колесо установлено на переднем борту полуприцепа.
Оси и подвеска:
- три оси и пневмоподвеска: BPW (Германия);
- Усиленные амортизаторы для тяжелых дорожных условий;
- межосевое расстояние 1 310 мм;
- передняя ось подъемная.
Шины и диски:
- ошиновка односкатная, количество колес 6 шт. + 1 шт. запасное;
- автошина КАМА 385/65R22,5;
- диски ЧКПЗ.
Тормозная система:
- тормозные механизмы барабанного типа;
- ТEBS-E Wabco;
- автоматическая регулировка тормозов;
- стояночный тормоз пневматический с приводом от энергоаккумуляторов.
Электрооборудование:
- двухпроводная система, рабочее напряжение 24V BBW ERMAX (BPW Германия);
- два задних комбинированных фонаря ERMAX (BPW Германия);
- два фонаря полного габарита ERMAX (BPW Германия);
- два передних габаритных фонаря, совмещенных со световозвращателем;
- шесть боковых габаритных фонарей с оранжевыми световозвращателями;
- два задних световозвращателя красного цвета треугольной формы, установленных на заднем противоподкатном брусе.
Гидравлика:
гидроцилиндр HYVA телескопический, фронтальный с проушиной на штоке.
Покраска:
- все стальные детали проходят дробеструйную обработку перед покраской;
- лакокрасочное покрытие толщина более 180-200 мкм, PPG (Италия).
- цвет рамы – черный;
- цвет кузова – по желанию клиента.
Прочее оборудование:
- система безопасности и контроля Optilink Wabco с функцией контроля нагрузки на оси полуприцепа;
- 6 полных крыльев, резиновые брызговики на двух задних крыльях BPW (Германия);
- 2 стопорных башмака с держателем;
- держатель для одного запасного колеса;
- задний защитный брус и боковые защитные приспособления в соответствии с Правилами ЕЭК ООН;
- светоотражающая контурная маркировка в соответствии с Правилами ЕЭК ООН.
Автопоезда (карьерный тягач+полуприцеп)
Компании Terex и Rimpull предлагают на рынке автопоезда — полуприцеп с донной разгрузкой в составе с карьерным тягачом. Такие самосвалы целесообразно применять в комплексе со специальными разгрузочными механизмами. Подобная схема опорожнения кузова используется на карьерных 180-, 200- и 330-тонных самосвалах Kress. Необходимо заметить, что подобную схему разгрузки широко применяли на Западе в угольных разрезах в 1950-1970-х годах. Вместо самосвалов использовали высокопроизводительные самоходные скреперы, которые загружали в карьере и перегружали на эстакадах горную массу в конвейерные транспортеры или в кузова землевозов, отвозивших ее на склад. Большинство землевозов в то время представляли собой двухосный трактор-тягач или одноосный тягач скрепер в составе с прицепом-кузовом ковшовой формы. Эту схему сейчас не используют по причине высоких затрат на содержание парка инфраструктуры (в среднем расходы увеличиваются на 22…83%).
Сочленённые самосвалы
Самосвал с шарнирно-сочленённой рамой (землевоз, сочленённый самосвал, англ. articulated hauler, articulated dump truck, dumper), используется на строительных и карьерных работах, там где требуется повышенная проходимость и манёвренность. Трёхосные модели сочленённых самосвалов имеют шесть ведущих колёс. Более того, современные модели самосвалов оснащаются выключателем межколёсного дифференциала.
Caterpillar
применяет на своих самосвалах систему «Ejector» (модели 730 Ejector и 740 Ejector) — подвижная стенка в кузове выталкивает его содержимое, что позволяет осуществлять разгрузку на ходу, без опрокидывания кузова.
Bell
может предложить самосвалы с гусеничным ходом.
Hydrema
имеет поворотный механизм кузова, это даёт возможность разгружаться, не только назад, но и в любую из боковых сторон.
Сочленённые самосвалы выпускают компании — Astra, Bell Equipment (в странах Азии и в Австралии известны под маркой Hitachi, а в Америке под маркой DEERE (John Deere)), Case, Caterpillar, Hydrema, JCB, Komatsu, Liebherr, Moxy, Terex, Volvo, БЕЛАЗ, МоАЗ, BALTIETS («ЗСМ-БАЛТИЕЦ»)
Самые грузоподъёмные модели:
Производитель | Модель | Грузоподъёмность, тонн | Полная масса, тонн | Двигатель — Мощность л. с./Крутящий момент Нм. | Максимальная скорость, км/ч | Ссылка |
Moxy | MT51 | 46,2 | 77,6 | Cummins — 510лс / — | 54 | (недоступная ссылка) |
Bell | B50D | 45,4 | 79,9 | Mercedes — 523лс / 2147Нм | 48 | |
Hitachi | AH500-D | 45,4 | 81,5 | Mercedes — 523лс / 2147Нм | 48 | |
Caterpillar | 740 | 39,5 | 72,6 | Caterpillar — 469лс / 2412Нм | 54 | |
Volvo | A40E | 39 | 69,2 | Volvo — 476лс / 2525Нм | 57 | |
Caterpillar | 740 Ejector | 38 | 73,6 | Caterpillar — 469лс / 2412Нм | 54 | |
Terex | TA40 | 38 | 68,8 | Detroit Diesel — 450лс / 2100Нм | 60 | |
Moxy | MT41 | 37,2 | 64,3 | Scania — 450лс / — | 53 | (недоступная ссылка) |
Bell | B40D | 37 | 66,8 | Mercedes — 422лс / 1974Нм | 52 | |
Hitachi | AH40-D | 37 | 66,9 | Mercedes — 422лс / 1974Нм | 52 | |
John Deere | 400D | 37 | 66,9 | Mercedes — 422лс / 1974Нм | 52 | |
Astra | ADT 40C | 37 | 66 | Iveco — 455лс / 2000Нм | 50 | |
Komatsu | HM400-2 | 36,5 | 69 | Komatsu — 453лс / 2090Нм | 58 | |
Case | 340B | 36 | 65 | Case — 456лс / 2000Нм | 50 |
Устройство автосамосвалов
Автомобиль-самосвал состоит из шасси грузового автомобиля с кабиной и самосвальной установки.
Самосвальная установка включает (рис. 7 и рис. 8): грузовой кузов, надрамник и гидравлический подъемный механизм (гидравлическое опрокидывающее устройство).
Кузов предназначен для размещения груза, а форма и размеры кузова соответствуют специфике груза. При конструировании кузова учитывается фактор максимальной универсальности для перевозки различных грузов. Кузова могут оснащаться съемными уплотнителями бортов для исключения потерь груза при его перевозке, тентом для укрытия грузов от выдувания, съемными надставными бортами для лучшего использования грузоподъемности шасси.
Рисунок 7 – Грузовой кузов (а) и надрамник (б) самосвалов КамАЗ: 1 – боковина; 2 – козырек; 3, 6 – борта; 4, 7, 14, 15 – усилители; 5 – стойка; 8 – основание; 9, 11 – опоры; 10, 13, 16, 19 – поперечины; 12 – лонжерон; 17 – кронштейн; 18 – рама
Рисунок 8 – Кузов самосвала: 1 – продольная балка; 2 – упорная штанга; 3 – ось опрокидывания; 4 – цапфа; 5 – запорный крюк; 6 – ось подвески заднего борта; 7 – тяга
Кузов является наиболее трудоемкой, металлоемкой и быстро изнашиваемой частью самосвальной установки. Он может быть без открывающихся бортов и с открывающимися (откидывающимися) бортами.
Кузова с открывающимися бортами имеют ручные или дистанционно управляемые запоры. Для механической фиксации кузова в поднятом положении он может оснащаться упором.
Надрамник представляет собой сварную конструкцию и предназначен для установки на шасси автомобиля кузова и других узлов самосвальной установки (гидроцилиндра, оси опрокидывания и др.). Он состоит из двух продольных лонжеронов швеллерного сечения, закрепляемых на раме автомобиля, и поперечных балок.
На различных автомобилях-самосвалах надрамники аналогичны и отличаются лишь по типу профилей лонжеронов и поперечных балок, их размером и расположению отдельных элементов.
Подъемный механизм предназначен для обеспечения разгрузки кузова самосвала путем его наклона (опрокидывания) и последующего возвращения в исходное (транспортное) положение. Он также обеспечивает фиксацию кузова в любом промежуточном положении при его подъеме и опускании.
На автомобилях-самосвалах наибольшее распространение получили гидравлические подъемные механизмы, привод которых осуществляется от двигателя автомобиля через коробку передач. Эти механизмы компактны, надежны, безопасны в работе, обладают плавностью и быстротой действия, имеют большой срок службы.
Технические параметры и особенности отдельных моделей самосвалов
Рассмотрим несколько популярных марок самосвалов, использующихся на российском пространстве.
ЗИЛ-ММЗ
Среднетоннажные автосамосвалы на базе шасси грузовика ЗИЛ-130 выпускал Мытищенский машиностроительный завод. Транспортным предприятиям поставлялись модели ЗИЛ-ММЗ с колёсной формулой 4х2:
- 555 – манёвренная машина с укороченной базой и задней выгрузкой кузова объёмом 3 м3;
- 554 – автомобиль для работы в сельском хозяйстве с разгрузкой на три стороны, допускал применение самосвального прицепа ГКБ 819 с пятитонной грузоподъёмностью.
Мощность силовой установки автомобиля составляла 150 л. с., грузоподъёмность до 5 т.
Самосвал ЗИЛ-ММЗ 554
Китайский SHAANXI-Шакман
Китайской корпорацией SHAANXI предлагается на рынке спецтехники тяжёлый самосвал Шакман в трёх модификациях:
- SX3256DR384 с колёсной формулой 6х4 наиболее популярный в России грузовик данного семейства. Дизель на 336 л. с. обладает достаточной мощностью для перевозки 10 тонного груза, объем кузова 19,2 м3, разгрузка назад и универсальная;
- SX3256DR385 с колёсной формулой 6х6 создан для работы в тяжёлых условиях, в том числе вне дорог. Двигатель мощностью 430 л. с. обеспечивает перевозку 25 тонн груза в 19 кубовом цельнометаллическом подогреваемом кузове с универсальной разгрузкой;
- SX3316DT366 с колёсной формулой 8х4. Мощность силовой установки 430 л. с., что достаточно для перевозки 31 т груза. Кузов с универсальной разгрузкой объёмом 26,2 м3.
Тяжёлый самосвал Шакман
Все модели снабжены современными кабинами управления, разработанными немецкой компанией MAN.
Увеличивает поставки автосамосвалов в Россию китайская компания Sinotruck. Продукция представлена моделями Хово ZZ:
- 3257 M 3647 W с колёсной формулой 6х4 мощностью 336 л. с. при грузоподъёмности в 25 тонн.
- 3327 N 3647 C с колёсной формулой 6х4 мощностью 375 л. с. и грузоподъёмностью 20 тонн.
- 3327 N 3857 C с колёсной формулой 6х6 мощностью 336 л. с. и грузоподъёмностью 20 тонн.
- 3407 S 3267 C с колёсной формулой 8х4 мощностью 375 л. с. Грузоподъёмность составляет 31 тонну.
Опрокидывание кузовной платформы при выгрузке допускается в сторону или назад (зависит от модели). При широких функциональных параметрах производитель выставляет на модели разумные цены – в 1,5 раза ниже европейских аналогов.
Самосвал ХОВО
Машина от VOLVO
Сочленённый самосвал VOLVO, в нескольких модификациях, предлагает одноимённая шведская корпорация.
Главной особенностью конструкции машины является поворотный шарнир, соединяющий рамы передней и задней (задних) осей машины. Что исключает излом рамы, обеспечивает постоянный контакт колёс с грунтом при движении по бездорожью.
Шарнир располагается в центре тяжести гружёной машины, обеспечивая устойчивость самосвала и достаточный дорожный просвет.
Сочлененный самосвал ВОЛЬВО
Технические параметры сочленённых самосвалов VOLVO
Параметр | Ед. изм. | Величина параметра у моделей | |||
A25F | A30E | A35F | А40F | ||
Перевозимый груз | т | 24 | 28 | 35.5 | 39 |
Марка силовой установки/мощность | л. с. | D11F/315 | D9/343 | D13F/469 |
D16F/469 |
Момент кручения на валу | Нм | 2040 | 1900 | 2360 | 2525 |
Рабочая скорость | км/час | 53 | 53 | 57 | 57 |
Вес машины | т | 29,1 | 36 | 29.1 | 38.8 |
На все модели установлен гидромеханический поворотный механизм, обеспечивающий полный разворот самосвала на 10 метрах ширины площадки.
Российское предприятие «ТОНАР» производит одноимённые карьерные тяжёлые самосвалы 45251, а также самосвальные прицепные устройства:
- С боковой разгрузкой:
- 4 модели полуприцепов самосвальных с объёмом кузова от 25,5 до 61 м3;
- 3 модели самосвальных автопоездов.
- С задней разгрузкой: 9 моделей полуприцепов-самосвалов с кузовами от 29 до 61 м3.