Ремонт ГАЗ 3110 (Волга) : Проверка и замена щеток генератора
Проверять и заменять щетки можно не снимая генератор с автомобиля.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи. |
2. Отсоединить колодку 1 с проводом от клеммы щеткодержателя. Отвернуть два винта 2 и снять щеткодержатель 3 с генератора.
3. Проверить легкость перемещения щеток в щеткодержателе. Если щетки заклинило, необходимо вынуть два крепежных винта и снять крышку щеткодержателя. Очистить щетки и прочистить отверстия в щеткодержателе. Если невозможно добиться требуемого результата, заменить щеткодержатель в сборе или щетки. Замене также подлежат щетки со сколами, трещинами или другими дефектами.
4. Проверить величину выступания щеток из щеткодержателя. Если величина «а» выступания щеток в свободном состоянии меньше 8 мм, заменить щеткодержатель в сборе или щетки.
Манжеты, применяемые на автомобиле ГАЗ 3110
Наименование |
№ детали |
Кол-во |
Манжета передняя коленчатого вала |
53–1005034 |
1 |
Манжета задняя коленчатого вала |
2108–1005160 * |
1 |
Маслоотражательный колпачок впускных и выпускных клапанов в сборе |
24–1007036–01 |
8 |
Манжета водяного насоса |
2101–1307013 |
1 |
Манжета удлинителя коробки передач |
24–1701210–07 |
2 |
Манжета крестовины карданного вала в сборе |
69–2201031–А |
12 |
Манжета полуоси заднего моста внутренняя в сборе |
12–2401060–Б |
2 |
Манжета ведущей шестерни главной передачи заднего моста в сборе |
24–10–2402052 |
1 |
Манжета ступицы переднего колеса в сборе |
25 3131 2195 |
2 |
Манжета вала сошки рулевого механизма в сборе |
20–3401023–Б |
1 |
Манжета верхней крышки картера рулевого механизма в сборе |
63А–4207115 |
1 |
Манжета карданного шарнира рулевого управления ** |
011–4502027 |
4 |
Манжета вала-сектора рулевого механизма ** |
20–3401023–Б |
2 |
Манжета корпуса распределителя ** |
3302–3401022 |
1 |
Кольцо уплотнительное боковой крышки рулевого механизма ** |
25 3111 4127 |
1 |
Кольцо уплотнительное канала боковой крышки рулевого механизма ** |
25 3111 4014 |
1 |
Кольцо уплотнительное регулировочной гайки ** |
25 3111 4262 |
1 |
Кольцо уплотнительное вала-сектора наружное ** |
ШКФ 45 3461.100/053 |
1 |
Кольцо уплотнительное вала-сектора внутреннее * |
25 3111 4070 |
1 |
Кольцо уплотнительное корпуса распределителя ** |
864 213 |
1 |
Кольцо уплотнительное гильзы распределителя наружное ** |
ШКФ 45 3461.100/375 |
2 |
Кольцо уплотнительное гильзы распределителя внутреннее ** |
25 3111 4270 |
2 |
Кольцо уплотнительное поршня-рейки наружное ** |
ШНКФ 45 3461.100/074 |
1 |
Кольцо поршня-рейки наружное ** |
864 245 |
1 |
Кольцо уплотнительное поршня-рейки внутреннее ** |
ШНКФ 45 3461.100/075 |
1 |
Кольцо поршня-рейки внутреннее ** |
25 3111 4260 |
1 |
Кольцо уплотнительное распределителя*** |
24–3510092 |
1 |
Кольцо защитное распределителя*** |
24–3001017 |
1 |
Кольцо уплотнительное скобы переднего дискового тормоза |
3105–3501194 |
2 |
Манжета главная главного цилиндра тормозов |
24–10–3505035 |
2 |
Манжета разделительная главного цилиндра тормозов |
24–10–3505036 |
2 |
Манжета наружная главного цилиндра тормозов |
24–10–3505033 |
1 |
Кольцо уплотнительное колесного цилиндра задних тормозов |
24–10–3502051 |
8 |
Манжета уплотнительная главного цилиндра сцепления, внутренняя |
402–3505035 |
1 |
Манжета уплотнительная главного цилиндра сцепления, наружная |
403–3505033 |
1 |
Видео про «Манжеты, применяемые на автомобиле» для ГАЗ 3110
Замена сальника редуктора гидроусилителя руля
Реле поворотов на газели
Динамометрический ключ. Момент затяжки.
Подшипники ГАЗ и их аналоги
Несмотря на то, что «Волга» — автомобиль старой конструкции, многие автолюбители до сих пор продолжают на нем ездить (особенно распространена модель ГАЗ 3110 и ее новая модификация ГАЗ 31105). Ниже представлен перечень подшипников, применяемых в этом транспортном средстве, а также аналоги подшипников импортного производства (стоит также помнить, что также обозначаются и дешевые китайские подшипники низкого качества и именно их часто могут выдавать за импортные). Выбирать следует бренды высшего класса SKF, NTN, SNR, FAG, KOYO, Timken, либо более бюджетные, но тоже надежные FBJ и NKE.
Подшипники ГАЗ 3110 и других моделей «Волга»
Для того, чтобы развернуть таблицу нажмите на кнопку «показать»
Место установки | Отечественное наименование | Международное наименование |
Водяной насос | Подшипник 6-330902 | нет |
Водяной насос | Подшипник 5НР17124 | нет |
Двигатель | Подшипник 80203 | Подшипник 6203 ZZ |
Карданная передача (крестовина) | Подшипник 704702 | нет |
Подшипник подвесной ГАЗ | Подшипник 180206 | Подшипник 6206 2RS |
Коробка передач роликовый игольчатый | Подшипник 3КК 42х47х30 | нет |
Коробка передач промежуточный вал | Подшипник 50305 | Подшипник 6305 N |
Коробка передач роликовый игольчатый | Подшипник 3КК 37х42х31 | нет |
Коробка передач шариковый | Подшипник 50706 | Подшипник 615722 |
Коробка передач первичный вал | Подшипник 50307 | Подшипник 6307 N |
Ведущая шестерня заднего моста | Подшипник 7607 | Подшипник 32307 |
Ведущая шестерня заднего моста | Подшипник 7606 | Подшипник 32306 |
Диффернциал моста | Подшипник 7510 | Подшипник 32210 |
Полуось моста | Подшипник 160308 | 6308-RS |
Поворотный кулак | Подшипник 108804 | нет |
Рулевое управление | Подшипник 877907 | нет |
Рулевое управление | Подшипник 904700 | нет |
Рулевое управление | Подшипник 922205 | нет |
Рулевое управление | Подшипник 977907 | нет |
Рулевое управление | Подшипник 1000805 | Подшипник 61805 |
Рулевое управление | Подшипник 943/20 | нет |
Подшипник передней ступицы внутренний ГАЗ 3110 | Подшипник 7606 | Подшипник 32306 |
Подшипник передней ступицы наружный ГАЗ 3110 | Подшипник 7605 | Подшипник 32305 |
Подшипник передней ступицы внутренний ГАЗ 3102 | Подшипник 7806 | нет |
Подшипник передней ступицы наружный ГАЗ 3102 | Подшипник 7305 | Подшипник 30305 |
Выжимной подшипник ГАЗ | Подшипник 360710 | нет |
Обратите внимание, что в номерах подшипников не указаны степени точности и некоторые другие конструктивные особенности — по большому счету на них можно не обращать внимание, тем более что сейчас зачастую это всего лишь условности (подшипники заявленной 6 степени точности одного производителя могут по всем параметрам уступать аналогичным другого с нулевой). При покупке подшипников на ГАЗ 3110 и другие модели старайтесь приобретать изделия известных производителей
Импортные бренды представлены выше, отечественные маркировки — роликовые подшипники: VPZ (Волжский завод), SPZ-GROUP (Самарский 9 ГПЗ); шариковые: VBF (Вологодский), СПЗ-4. Последний производитель предлагает очень низкие цены, но качество уступает прочим
При покупке подшипников на ГАЗ 3110 и другие модели старайтесь приобретать изделия известных производителей. Импортные бренды представлены выше, отечественные маркировки — роликовые подшипники: VPZ (Волжский завод), SPZ-GROUP (Самарский 9 ГПЗ); шариковые: VBF (Вологодский), СПЗ-4. Последний производитель предлагает очень низкие цены, но качество уступает прочим.
Источник
Проверка и ремонт генератора на автомобилях ГАЗ 3110 с 402 и 406 двигателем
Каждый современный автомобиль оснащается генераторным устройством, которое используется для питания электрического оборудования, подключенного в бортовую сеть. И автомобили Газель – не исключение. Что представляет собой генератор ГАЗ 3110 402 двигатель, из каких элементов он состоит и что нужно знать о неисправностях? Об этом читайте ниже.
Из каких элементов состоит генераторный узел 406 двигателя, какова его схема подключения и в чем заключается принцип работы? Для начала рассмотрим описание механизма.
Устройство и принцип работы
Генераторный узел в Газели представляет собой трехфазный синхронный электрический двигатель с электромагнитным возбуждением, а также встроенным выпрямительным устройством на диодах.
Роторный механизм приводится во вращение от шкива коленвала силового агрегата посредством клинового ремешка. Статорное устройство, а также крышка механизма стянуты при помощи четырех болтов.
Вал роторного механизма вращается в подшипниках, который расположены в крышках. Кстати, подшипниковые устройства смазываются на весь ресурс эксплуатации.
Задний подшипник установлен в вал роторного механизма, он поджимается при помощи задней крышки через пластмассовую втулку. Передний подшипниковый элемент расположен на внутренней стороне передней крышки. Она фиксируется с помощью шайбы и четырех болтов.
В статорном механизме расположены две трехфазные обмотки, которые подключены друг к другу параллельным образом. Диодный мост или выпрямитель включает в себя шесть диодных элементов, которые установлены в двух стальных или алюминиевых пластинах. Непосредственно сами пластины объединены в выпрямительный блок, который зафиксирован внутри задней крышки узла.
Механизм оснащается обмотками возбуждения, которые установлены на роторном механизме. Их выводы подпаяны к двум медным контактным кольцам, которые, кстати, расположены на валу механизма.
Питание обмоток обеспечивается благодаря двум угольным щеткам, подключенным к ним и расположенным в щеткодержателе.
Под расширительным бачком, на брызговике в районе правого лонжерона, расположен регулятор напряжения двигателя ЗМЗ Крайслер.
Почему Крайслер? Потому что первые двигатели газели оснащались этими моторами. Регулятор функционирует совместно с генераторной установкой и если этот элемент выходит из строя, он подлежит замене.
Также цепь подключения подразумевает использования конденсаторного устройства. Этот элемент предназначен для защиты электрооборудования Газели от возможных импульсов в системе зажигания.
Конденсатор также выполняет функцию снижения радиопомех.
Охлаждение выпрямительного блока, а также обмоток механизма осуществляется посредством воздушного потока, поступающего через отверстия в крышках центробежного вентилятора.
Компоненты устройства
Узел состоит из следующих элементов:
- корпус, в который заключена вся конструкция;
- статорный механизм;
- роторное устройство или якорь;
- шкив и крыльчатка;
- выпрямительный блок или диодный мост;
- два подшипниковых устройства, на которых вращается ротор;
- щеточный механизм;
- регулятор напряжения.
Характерные неисправности и способы их устранения
Какие неполадки могут произойти в работе генератора:
- Вышел из строя диодный мост. Специалисты рекомендуют менять выпрямитель целиком, в сборе. При необходимости вы можете поменять и отдельные диодные элементы, но в данном случае их нужно будет правильно запрессовать в фиксатор, данная процедура требует навыков.
- Повреждение шкива либо его износ. Ремонту такая неисправность не подлежит, устройство придется менять.
- Износ щеток или коллектора. Если речь идет об износе, то процедура ремонта заключается в замене вышедших из строя элементов.
- Замыкание витков обмотки статора. В данном случае можно попытаться заново перемотать обмотку, но это очень кропотливая операция и справиться с ней сможет не каждый. Придется потратить достаточно времени, при этом не факт, что вы сможете добиться желаемого результата.
- Выход из строя подшипника. Как правило, такая проблема также связана с износом детали, поэтому неисправности такого рода решаются путем замены.
- Выход из строя регулятора напряжения. Деталь также надо менять.
- Повреждение проводки электроцепи. Поврежденные участки цепи следует восстановить путем замены проводов.
- Износ ремня генератора Волга или Газель. Об износе могут свидетельствовать следы трещин и прочих повреждений на структуре ремешка. Ремонту такая неисправность также не подлежит, ремешок следует менять (автор видео — Алексей Наджафо).
Инструкция по разбору
Вкратце о том, как демонтировать и разобрать узел:
- Сначала отключается зажигание, открывается капот и отсоединяются клеммы от АКБ.
- Затем необходимо отключить провода питания от генераторной установки.
- Используя натяжное устройство, необходимо ослабить натяжение ремешка и демонтировать его.
- Далее, выкручиваются два винта, которые фиксируют узел к кронштейнам, после чего устройство снимается.
- Теперь приступаем к разбору. Сначала демонтируем защитный кожух и извлекаем реле регулятора, оно снимается вместе с щеточным узлом, от реле нужно отключить провод.
- Далее, необходимо выкрутить четыре стягивающих болта и произвести демонтаж задней крышки со статорным механизмом.
- Теперь вам нужно отключить фазные контакты обмотки из выпрямительного устройства и произвести демонтаж статорного устройства. Извлекаются все необходимые для замены и ремонта составляющие конструкции, сборка производится в обратной последовательности.
Подробно в картинках:
Снимаем колесо, тормозной суппорт и подвешиваем его рядом на проволоке, либо кладем на верхние рычаги подвески.
Снимаем тормозной диск.
Отворачиваем колпак
Раскерниваем и отворачиваем гайку.
Снимаем шайбу
Вынимаем внутреннюю часть наружного подшипника
Снимаем ступицу с цапфы
Поддеваем отверткой и извлекаем манжету ступицы.
Вынимаем упорную шайбу
Вынимаем внутренние части подшипников.
Вычищаем из ступицы заложенную смазку
Оправкой выпрессовываем наружные кольца подшипников
Промываем ступицу керосином или дизельным топливом
Запрессовываем наружные кольца новых подшипников
Если нет оправки, можно использовать кольца старых подшипников.
Закладываем в ступицу смазку.
Собираем в обратной последовательности.
Осмотр и дефектовка деталей ступицы колеса
1. Тщательно промыть ступицу и ее детали.
2. Резьба в отверстиях ступицы под крепежные болты колеса не должна иметь дефектов.
Посадочные места под подшипники в ступице не должны иметь следов проворачивания наружных колец подшипников. В противном случае ступицу необходимо заменить.
3. Подшипники ступицы не должны иметь питтинга, раковин и видимого износа на поверхностях качения. Дефектные подшипники заменить.
Сборка и установка
1. Запрессовать наружные кольца подшипников в ступицу.
2. Заложить 150 г смазки Литол–24 в ступицу, заполнив выемку во внутренней полости.
3. Смазать подшипники смазкой Литол–24, заполнив зазоры между сепараторами и роликами.
4. Установить внутренний подшипник в соответствующее наружное кольцо.
5. Установить упорную шайбу и запрессовать сальник заподлицо с торцом ступицы, смазав предварительно рабочую кромку сальника. Рабочая кромка сальника должна быть направлена внутрь ступицы.
6. Установить ступицу на цапфу поворотного кулака и вставить наружный подшипник в соответствующее наружное кольцо.
7. Установить упорную шайбу и навернуть гайку ступицы до соприкосновения с упорной шайбой.
8. Завернуть окончательно гайку ступицы, отрегулировав при этом подшипники.
9. Застопорить гайку ступицы, вдавив буртик гайки в пазы цапфы.
10. Заполнить на три четверти смазкой Литол–24 колпак ступицы и навернуть его на цапфу.
11. Установить тормозной диск.
12. Установить колесо и навернуть крепежные болты. После этого опустить автомобиль на землю и окончательно затянуть крепежные болты колеса равномерно по диагонали моментом 100–120 Нм (10,0–12,0 кгс·м).
Регулировка подшипников ступицы
1. Установить автомобиль на стояночный тормоз, установить упоры под колеса противоположной стороны. Вывесить колесо, предварительно ослабив болты крепления колеса и отвернув колпак ступицы.
2. Провернуть колесо рукой. Оно должно вращаться совершенно свободно. В противном случае устранить причину торможения.
3. Снять колесо.
4. Закрепить диск на ступице тремя болтами. Выправить замятые края «А» гайки и отвернуть гайку 1 (ее необходимо заменить).
Завернуть новую гайку и, проворачивая ступицу 2 в обе стороны для самоустановки подшипников, затянуть гайку 1 моментом 20 Нм (2 кгс·м).
Провернуть ступицу.
Она должна вращаться совершенно свободно.
Отпустить гайку 1. Затем затянуть гайку 1 моментом 6– 7 Нм (0,6–0,7 кгс·м) и после этого отвернуть ее на угол 20–25°.
Застопорить ее в этом положении, вдавив края «А» гайки в пазы цапфы.
Осевое перемещение ступицы относительно цапфы поворотного кулака после регулировки должно быть в пределах 0–0,3 мм.
Завернуть колпак ступицы и установить колесо.
Затянуть болты крепления колеса моментом 100–120 Нм (10,0–12,0 кгс·м) после установки автомобиля на землю.
Если после небольшого пробега, без использования тормозов ступица греется нужно повторить регулировку.
9.6. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
Место смазки, заправки | Наименование, маркировка |
Автомобильный бензин | |
Топливный бак | АИ-93 АИ-95 А-76 АИ-92 |
Моторные масла | |
Система смазки двигателя, втулка ротора датчика-распределителя зажигания, шарниры тяг стеклоочистителя | М-5 3/10-Г 1 всесезонное М-6 3/12-Г 1 всесезонное |
Трансмиссионные масла | |
Коробка передач, шарниры карданного вала, шарниры передней подвески, подшипники шкворней, рулевой механизм без встроенного гидроусилителя | «Омскойл Супер Т» ТМ-3-18 (дублирующее масло) |
Задний мост | ТМ-5-18 «Омскойл Супер Т» |
Система гидроусилителя рулевого управления | Масло марки «Р» или «А» |
Пластичные смазки | |
Подшипники ступиц передних колес, подшипники полуосей | Литол-24 |
Петли, замки и фиксаторы дверей, замки и шарниры капота и крышки багажника, валик датчика-распределителя зажигания | Литол-24 ЦИАТИМ-201 (дублирующая смазка) |
Тяги приводов жалюзи и воздушной заслонки карбюратора | ЦИАТИМ-201 |
Шарниры рулевых тяг | ВНИИ НП-242 Литол-24 (дублирующая смазка) |
Маятниковый рычаг | Графитовая смазка УСсА |
Направляющие пальцы тормозной скобы | УНИОЛ-2М |
Эксплуатационные жидкости | |
Система охлаждения двигателя | Охлаждающая жидкость Тосол–А40М «Лена» |
Гидравлические приводы сцепления и тормозов | Тормозная жидкость «Томь» «Нева» «Роса» |
Амортизаторы передней и задней подвесок | Амортизаторная жидкость АЖ-12Т |
1. Эксплуатация и техническое обслуживание
1.0 Эксплуатация и техническое обслуживание
1.1 Отопление и вентиляция салона
1.2. Обкатка автомобиля
1.3 Проверка автомобиля перед выездом
1.4 Периодичность замены эксплуатационных жидкостей, смазочных материалов
1.5 Уход за лакокрасочным покрытием кузова
1.6 Периодичность смазывания узлов автомобиля
2. Двигатель
2.0 Двигатель
2.1. Снятие и установка
2.2. Двигатель моделей 402 и 4021
2.3. Система смазки
2.4. Система охлаждения
2.5. Система выпуска отработавших газов
2.6. Система питания двигателя ЗМЗ-4062
2.7. Система питания двигателей ЗМЗ-402 и ЗМЗ-4021
3. Трансмиссия
3.0 Трансмиссия
3.1. Сцепление с диафрагменной пружиной
3.2. Сцепление с периферийным расположением пружин
3.3. Пятиступенчатая коробка передач
3.4. Четырехступенчатая коробка передач
3.5. Карданная передача
3.6. Задний мост
3.7. Полуоси
3.8. Главная передача
4. Ходовая часть
4.0 Ходовая часть
4.2. Задняя подвеска
5. Рулевое управление
5.0 Рулевое управление
5.1. Рулевое колесо
5.2. Рулевая колонка
5.3. Механизм рулевого управления
5.4. Рулевая трапеция
5.5. Шаровые шарниры рулевой трапеции
5.6. Маятниковый рычаг
5.7. Шаровой шарнир маятникового рычага
5.8. Механизм рулевого управления с гидроусилителем
5.9 Возможные неисправности рулевого управления.
6. Тормозная система
6.0 Тормозная система
6.1. Педаль тормоза
6.2. Вакуумный усилитель
6.3. Главный тормозной цилиндр
6.4. Передний тормозной механизм
6.5. Задний тормозной механизм
6.6. Регулятор давления
6.7. Стояночный тормоз
6.8 Прокачка тормозной системы
6.9 Возможные неисправности тормозной системы.
7. Электрооборудование
7.0 Электрооборудование
7.1. Аккумуляторная батарея
7.2 Блок предохранителей
7.3. Генератор
7.4. Генератор 9422.3701 или 2502.3771
7.5. Генератор 1631.3701 или 192.3771
7.6. Регулятор напряжения
7.7. Стартер
7.9. Звуковой сигнал
7.10. Система зажигания
7.11 Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-4062
7.12 Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-402
8. Кузов
8.0 Кузов
8.1. Передний буфер
8.2. Задний буфер
8.3. Брызговик облицовки радиатора
8.4. Капот
8.5. Переднее крыло
8.6. Крышка багажника
8.7. Передняя дверь
8.8. Задняя дверь
8.9 Замена ветрового и заднего стекол
8.10. Наружное зеркало заднего вида
8.11. Панель приборов
8.12. Стеклоочиститель
8.13. Переднее сиденье
8.14 Заднее сиденье
8.15 Ремни безопасности
8.16 Задняя полка
8.17 Навесное оборудование салона
8.18. Отопитель
8.19 Возможные неисправности узлов и деталей кузова.
9. Приложения
9.0 Приложения
9.1 Масса агрегатов
9.2 Лампы, применяемые на автомобиле
9.3 Подшипники качения, применяемые на автомобиле
9.4 Манжеты, применяемые на автомобиле
9.5 Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
9.6 Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений *
10. Технические характеристики автомобилей
10.0 Технические характеристики автомобилей
10.1. Двигатель