Это должен знать каждый водитель
Любой блок зажигания имеет ключ для включения, но может быть установлена и кнопка. Реле зажигания устанавливают обычно в монтажном блоке, но иногда его можно встретить в моторном отсеке. Приборы, а также блок зажигания нуждаются в периодическом осмотре и обслуживании. Попадание моторного масла и грязи увеличивают сопротивление, что приводит к потерям. Ключ, кнопка и реле зажигания редко выходят из строя. Кнопка запускает в работу реле, а его мощные контакты подключают основную нагрузку.
Если происходит подгорание контактов, то увеличивается сопротивление в цепях и потери системы искрообразования. Поэтому зазор периодически проверяют и очищают. Некоторые водители меняют сопротивление в роторе куском провода. Мотор работать будет, но в радиусе нескольких сот метров будут сильные радиопомехи. Предохранитель устанавливать следует на ток, который рекомендован изготовителем машины.
Установка ВМТ
Метки на шкиву и маховике соответствуют положению поршня первого цилиндра в ВМТ. Но это не означает, что поршень встал именно в момент сжатия топливной смеси. Именно в этом положении необходимо регулировать клапана. Так впускной и выпускной клапаны закрыты и находятся в неподвижном состоянии. Необходимо знать, что во втором положении, когда поршень становится ВМТ. Клапана тоже закрыты н. Но на очень короткое время. При закрытии выпускного клапана сразу же открывается впускной. После прохождения поршнем ВМТ это не очень удобное положение для регулировки, Так поймать положение обоих клапанов закрытыми практически невозможно В случае момента сжатия клапана закрыты длительное время. И есть большой интервал для регулировки.
Очень важно выставить метки первого цилиндра. Потому что потом подводить цилиндры будут приблизительно, конструкция кулачков распредвала это позволяет
Хотя можно. и я сторонник этого. Выкрутить все свечи. И подводить каждый следующий цилиндр нащупывая его положение. Например, отверткой. Поршень подошел в Вмт. В этом цилиндре можно регулировать клапана.
После того как поршень первого цилиндра встал в ВМТ в момент сжатия. Регулируются клапана первого цилиндра.
Если двигатель не заводится, но искра на центральном проводе есть.
В этом случае возможна неисправность бегунка трамблёра, то есть его пробой или перегорание сопротивления от радиопомех.
Для проверки бегунка на пробой достаточно разместить высоковольтный провод от катушки на трамблёр над бегунком и прокрутить двигатель стартером
При этом необходимо соблюдать меры предосторожности от поражения электротоком, оно не смертельно, но очень неприятно. Если между проводом и бегунком проскакивает искра, то бегунок необходимо заменить
Если искра не проскакивает, то проверьте исправность установленного в нём сопротивления.
В системе зажигания могут быть и другие неисправности, но при них двигатель заводиться будет, но работать будет неустойчиво или троить.
ГАЗ-53 один из немногих грузовиков, которым Россия может гордиться. Все системы ГАЗ-53 отвечают всем требованиям, предъявляемым к грузовикам, предназначенных для эксплуатации на дорогах всех типов. Единственная система, с которой могут быть связаны некоторые проблемы – это зажигание автомобиля.
Источник
Элементы системы зажигания 3307
Аккумуляторная батарея
В качестве аккумуляторной батареи производителем предусмотрена 6СТ-75, модификации которой имеются у многих отечественных производителей. Данный аккумулятор имеет разность потенциалов между полюсами 12 Вольт, что и определяет напряжение работы бортовой сети.
Шесть последовательно соединенных элементов (банок) по 2 вольта дают суммарное напряжение 12 вольт. Номинальная емкость аккумулятора 75 ампер-часов. Пусковой ток может быть от 640 до 750 Ампер в зависимости от модели.
Стоимость нового аккумулятора зависит от производителя и составляет 3-5 тысяч рублей, б/у можно приобрести гораздо дешевле.
Стартер
Кроме АКБ, в состав системы зажигания входят и другие агрегаты. Непосредственно в появлении первой искры участвуют стартер 230-А1, использующийся в очень большом количестве техники на базе автомобилей ГАЗ.
Так выглядит стартер для автомобиля ГАЗ 3307
Замок зажигания
Замок зажигания ГАЗ 3307 предназначен для включения и выключения цепи зажигания, а также других энергетических потребителей. Он имеет четыре положения, пять контактов. Рассчитан на номинальный ток 15 (7,5) ампер и напряжение 12 (24) вольт. Этот замок также применяется на автомобилях КАМАЗ и автобусах ПАЗ.
Катушка зажигания
Для генерации высоковольтного импульса используется катушка зажигания Б114-Б (либо на более новых моделях может использоваться Б116), после чего импульс от катушки распределяется через коммутатор зажиганий ТК102А (либо могут использоваться универсальные 13.3734 или его модификация 13.3734-01).
Катушка зажигания 3307 цилиндрического типа, в более старых системах зажигания применялась модель Б114-Б.
Пример катушки зажигания для газ 3307
Трамблер
Прерыватель-распределитель для бесконтактной системы ГАЗ 3307 работает с 8-цилиндровым двигателем, чередование искры происходит равномерно через каждые 45 градусов. Трамблер состоит из корпуса, валика (ротора) с центробежным регулятором и магнитом, статора, вакуумного регулятора, бегунка и крышки. Вал приводится в движение от распределительного вала через привод прерывателя-распределителя. Распределение по цилиндрам идет в порядке 1-5-4-2-6-3-7-8.
Коммутатор
Коммутатор призван обеспечивать мощный импульс вне зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя, облегчая тем самым воспламенение топливной смеси. На ГАЗ 3307 различается два вида коммутаторов. Модель 13.3734-01 применяется на системах с вариатором, более поздних схемах зажигания без вариатора устанавливается коммутатор 131.3734-11. Коммутаторы не взаимозаменяемы между собой.
Вариатор
Вариатор (или добавочное сопротивление) предназначен ограничивать ток в первичной цепи катушки зажигания на малых оборотах двигателя, этим самым предохраняя катушку от перегрева. При запуске двигателя вариатор шунтируется и не ограничивает силу тока. На больших оборотах сопротивление вариатора уменьшается, и ослабление тока не происходит, что позволяет поддерживать высокое напряжение во вторичной цепи.
Пример установленного вариатора на кузов грузовика
Высоковольтные провода и наконечники
Высоковольтные провода и наконечники служат для передачи высоковольтных импульсов от распределителя к свечам зажигания. При этом не должно быть потерь – элементы не должны иметь пробоев изоляционного слоя. Напряжение, которое должны выдерживать в/в провода и наконечники, находится в пределах 40 тысяч вольт.
Другие элементы
Так же используется резистор СЭ107 или универсальный 14.3729. Для распределения импульса на каждый из цилиндров используется трамблер Р133-Б (или универсальный 24.3706), ну и непосредственно поджигают топливную смесь свечи А11-30. Для поддержания работы двигателя в движении используется генератор Г250-Г2 и для защиты электрооборудования — регулятор напряжения 222.3702.
Устройство прерывателя распределителя
Основной узел прерывателя – пара контактов, которые находятся в сжатом состоянии под усилием пластинчатой пружины. Размыкание контактов происходит под действием кулачков на валу трамблера, которые перемещают пластиковую подушку подвижного контакта.
Работа прерывателя во многом зависит от угла замкнутого состояния контактов и момента их размыкания, который определяет угол опережения зажигания, в чем и заключается работа пары контактов.
Угол опережения зажигания изменяется под воздействием вакуумного и центробежного регуляторов в зависимости от оборотов и режима работы двигателя.
Практика показала, что большое внимание следует уделять именно контактам, так как они наиболее подвержены износу, коррозии и загрязнениям, что со временем искажает сигнал на катушку зажигания. Все эти несоответствия могут привести к отсутствию искры на свече
При износе пластиковой подушки подвижного контакта искра на свече может появляться с запаздыванием, что говорит о изменение зазора между контактами прерывателя. Регулировку зазора между контактами прерывателя следует проводить каждые 10 тыс. км.
Со временем изнашиваются и подшипники подвижного основания контактной группы, а также вала распределителя. В результате зазор между контактами может «плавать». Вследствие этого ухудшаются пусковые характеристики двигателя, обороты холостого хода плавают, двигатель работает под нагрузкой неустойчиво, снижается разгонная динамика автомобиля. На ресурс контактной пары может влиять выход из строя конденсатора, который предназначен для исключения подгорания контактов.
Неисправность конденсатора диагностируется при снижении напряжения во вторичной цепи системы зажигания, как следствие падает мощность искрового разряда между электродами свечей.
Устранить проблемы с контактами трамблера можно выровняв рабочие плоскости бархатным надфилем, после чего тщательно прочистить их ветошью смоченной в бензине. Затем отрегулируйте зазор между контактами прерывателя и момент размыкания. Изношенные подшипники вала распределителя, стертые кулачок и подушку, поврежденные контакты, поломанный конденсатор необходимо заменить. Для нормальной работы узла, необходимо провести ремонт прерывателя распределителя (трамблера).
Глобальное решение проблемы с траблером – переход с классической системы зажигания на электронную систему зажигания с прерывателем-распределителем, со встроенным датчиком Холла. Для этого вам потребуется узнать как установить электронную систему зажигания.
Назначение прерывателя-распределителя в том, что он индуцирует ток высокого напряжения и направляет его в камеру сгорания бензинового инжекторного или карбюраторного двигателя. В народе узел называют трамблер, что в переводе с французского означает прерыватель, вибратор, он бывает для контактной системы зажигания и для бесконтактной системы зажигания. Устройство прерывателя-распределителя отличается рабочими элементами, а у контактного и бесконтактного распределителя одинаковая конструкция.
У контактного распределителя есть контакты, у бесконтактного прерывателя их нет и стоит либо датчик Холла, либо индуктивная катушка. Работа и устройство прерывателя зависят от автомобиля, на котором он установлен. На военной технике устанавливали экранированные трамблеры, чтобы авто могло ездить в воде. Распределитель состоит из корпуса, в нем на втулке вращается вал. В нижней части вала есть поперечный пропил, который смещен в сторону, чтобы только в определенном положении можно было бы установить прерыватель.
Кулачковая муфта опережения зажигания и центробежная муфта находятся в верхней части у вала прерывателя. Подшипник расположен в верхней части корпуса, на нем имеется диск с вольфрамовыми контактами неподвижным и подвижным. Чтобы уменьшить пригорание, параллельно с контактами включен конденсатор. Бегунок вставляют на вал трамблера и накрывают крышкой. Внизу снаружи корпуса крепят октан-корректор, а сбоку крепится вакуумный корректор угла опережения зажигания.
Инструкция по настройке зажигания
Причиной перегрева мотора и падения его мощности может быть позднее зажигание. Это может проявляться хлопками во впускном коллекторе. Поэтому нужно знать, как установить правильно зажигание (автор видео — Наиль Порошин).
Установка выполняется по меткам следующим образом:
- Сначала нужно поршень на первом цилиндре выставить в ВМТ и совместить метку указателя установки с меткой на шкиве коленчатого вала.
- Далее коленвал нужно поворачивать против движения часовой стрелки до совпадения риски 9 на указателе и метки на его шкиве.
- Затем нужно ослабить болт верхней пластины корректора, благодаря которому она крепится к прерывателю.
- Далее нужно подключить один провод контрольки к кузову авто (массе) и второй к клемме прерывателя. После включения зажигания прерыватель следует медленно поворачивать до момента, как засветится контролька. Это говорит о том, что контакты начали размыкаться.
- Теперь нужно затянуть крепежный болт прерывателя и установить крышку и ротор. На участке, противоположном тому, на котором устанавливалась пластина ротора, нужно присоединить высоковольтный провод к свече на 1-м цилиндре. Оставшиеся провода присоединяются к свечам цилиндров, согласно порядка, в котором они работают: 1-5-4-2-6-3-7-8.
Выставлять момент зажигания ГАЗ-53 нужно точно, так как при отклонениях падает мощность мотора и повышается расход топлива. Кроме того, возможно прогорание клапанов, поршней, пробои в прокладке ГБЦ и другие неполадки, связанные с детонацией.
Поэтому окончательная регулировка выполняется на работающем двигателе, который прогревается до температуры ОЖ в пределах 80 — 90 градусов. При работающем на холостых оборотах двигателе нужно гаечным ключом на «10» ослабить крепеж трамблера, чтобы его можно было провернуть. Слегка провернув трамблер против хода часовой стрелки, затягиваем болт крепления.
Нажимая на газ, как работает силовой агрегат. Если слышен «звон пальцев», то есть возникает детонация, проворачиваем трамблер по часовой стрелке в обратном направлении. Путем проб и ошибок устанавливаем нужный угол опережения.
Проверка делается на движущемся транспортном средстве. При стабильной работе силового агрегата настройка больше не нужна.
Порой трамблер отодвинут в крайнее положение, а регулировки не хватило. В этом случае нужно проконтролировать положение привода трамблера относительно двигателя.
Выполняется проверка на неработающем моторе:
- Сначала выставляются метки на переднем шкиве коленвала. Они должны совпадать на 1-м и 6-м цилиндрах. Чтобы не совершить ошибку, лучше снять крышку клапанов с первых 4-х цилиндров и проверить клапана. При правильном положении меток клапана в 1-м цилиндре будут свободными.
- Сняв трамблер осматриваем, как установлен привод. Если он расположен параллельно мотору, то необходима его замена или ремонт, регулировка, в этом случае, не поможет.
- Если положение привода неправильное, нужно открутить гайку крепления и снять деталь.
- После того, как привод будет полностью установлен на свое место, нужно проверить, чтобы канавка под трамблер шла параллельно ДВС (по ходу движения машины), а небольшой участок втулки на трамблере смотрел на 4-й и 8-й цилиндры (в сторону водителя). Опытным путем нужно добиться правильного положения привода распределителя.
Контактная система зажигания
Контактная система зажигания является самым старым типом системы зажигания. В настоящее время данная система применяется на некоторых моделях отечественных автомобилей (т.н. «классике»). Создание высокого напряжения и распределение его по цилиндрам в данной системе происходит с помощью контактов.
Контактная система зажигания состоит из следующих элементов: источника питания, выключателя зажигания, механического прерывателя тока низкого напряжения, катушки зажигания, механического распределителя тока высокого напряжения, центробежного регулятора опережения зажигания, вакуумного регулятора опережения зажигания, свечей зажигания и высоковольтных проводов.
Механический прерыватель предназначен для размыкания цепи низкого напряжения (цепи первичной обмотки катушки зажигания). При размыкании контактов во вторичной цепи катушки зажигания наводится высокое напряжение. Для защиты контактов от обгорания в цепь параллельно контактам включен конденсатор.
Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения. Катушка имеет две обмотки – низкого и высокого напряжения.
Механический распределитель обеспечивает распределение тока высокого напряжения по свечам цилиндров двигателя. Распределитель состоит из ротора (обиходное название «бегунок») и крышки. В крышке выполнены центральный и боковые контакты. На центральный контакт подается высокое напряжение от катушки зажигания. Через боковые контакты высокое напряжение передается на соответствующие свечи зажигания.
Прерыватель и распределитель конструктивно объединены в одном корпусе и приводятся в действие от коленчатого вала двигателя. Данное устройство имеет общее название прерыватель-распределитель (обиходное название – «трамблер»).
Центробежный регулятор опережения зажигания служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя. Конструктивно центробежный регулятор состоит из двух грузиков. Грузики воздействуют на подвижную пластину, на которой расположены кулачки прерывателя.
Углом опережения зажигания называется угол поворота коленчатого вала двигателя, при котором происходит подача тока высокого напряжения на свечи зажигания. Для того, чтобы топливно-воздушная смесь полностью и эффективно сгорела зажигание производится с опережением, т.е. до достижения поршнем верхней мертвой точки.
Модуль зажигания ваз 2114
Установка угла опережения зажигания производится регулировкой положения прерывателя-распределителя в двигателе.
Вакуумный регулятор опережения зажигания обеспечивает изменение угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель. Нагрузка на двигатель определяется степенью открытия дроссельной заслонки (положением педали газа). Вакуумный регулятор соединен с полостью за дроссельной заслонкой и, в зависимости от степени разряжения в полости, изменяет угол опережения зажигания.
Высоковольтные провода служат для подачи тока высокого напряжения от катушки зажигания к распределителю и от распределителя на свечи зажигания.
Свеча зажигания предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси путем образования искрового разряда.
Принцип работы контактной системы зажигания
При замкнутом контакте прерывателя ток низкого напряжения протекает по первичной обмотке катушки зажигания. При размыкании контактов во вторичной обмотке катушки зажигания индуцируется ток высокого напряжения. По высоковольтным проводам ток высокого напряжения подается на крышку распределителя, от которой распределяется по соответствующим свечам зажигания с определенным углом опережения зажигания.
При увеличении оборотов коленчатого вала двигателя, увеличиваются обороты вала прерывателя распределителя. Грузики центробежного регулятора опережения зажигания под действием центробежной силы расходятся, перемещая подвижную платину с кулачками прерывателя. Контакты прерывателя размыкаются раньше, тем самым увеличивается угол опережения зажигания. При уменьшении оборотов коленчатого вала двигателя угол опережения зажигания уменьшается.
Дальнейшим развитием контактной системы зажигания является контактно-транзисторная система зажигания. В цепи первичной обмотки катушки зажигания применен транзисторный коммутатор, управляемый контактами прерывателя. В данной системе за счет применения транзисторного коммутатора уменьшена сила тока в цепи первичной обмотки, тем самым увеличен срок службы контактов прерывателя.
Обзор СЗ на знаменитых УАЗах
Что представляет собой схема подключения электронного или бесконтактного зажигания, на УАЗ 417, как переделать контактное зажигание на бесконтактное? Почему греется катушка и как произвести регулировку и настройку угла опережения? Для начала разберем основные моменты касательно действия и видов СЗ.
Принцип работы СЗ
Схема контактной системы
Система зажигания, вернее, ее правильная настройка, играет большую роль в работе и запуске автомобильного мотора. При корректной регулировке в силовом агрегате будет правильно сгорать горючая смесь в результате подачи заряда через свечи. На каждый цилиндр УАЗовского мотора ставится свеча, каждая из которых включается в определенном порядке, по очереди, подавая разряд на цилиндр спустя определенное время. Нужно учитывать, что любая СЗ дает возможность не только произвести подачу нужного разряда, но и определяет его силу.
Аккумуляторная батарея машины из-за своих технических характеристик не может вырабатывать напряжение с током, которое требуется для возгорания смеси. Это связано с тем, что АКБ может выдать только ток определенной силы. А благодаря правильной работе системы величина тока значительно увеличивается, что позволяет успешно воспламенять топливовоздушную смесь.
Принцип действия системы состоит из нескольких этапов:
- Сначала водитель вставляет ключ в замок зажигания и поворачивает его, электрическая энергия накапливается в катушке.
- Затем катушка преобразуется низковольтное напряжение в бортовой сети величиной 12 вольт в высоковольтное. Значение напряжения в результате возрастает до 30 тысяч В.
- После этого происходит распределение и подача разряда на ту или иную свечу.
- Непосредственно свеча образует искру, которая воспламеняет смесь.
Схема бесконтактной УАЗовской системы
Какие бывают виды СЗ?
В отечественных УАЗах может использоваться одна из трех систем зажигания, рассмотрим каждую из них подробно:
- Контактный вид. Данный тип СЗ является устаревшим, однако, он используется на большей части машин. В такой системе принцип действия заключается в выдаче определенного импульса, формирующегося в трамблере — распределительном устройстве. Контактная система считается одной из самых простых в плане устройства, что является преимуществом, поскольку при появлении неисправностей автовладелец сможет самостоятельно проверить и отремонтировать систему. Кроме того, цены на конструктивные детали контактной системы обычно доступные, что не может не радовать. В состав контактной СЗ входят катушка, распределительное устройство, прерыватель, конденсатор и свечи.
- Бесконтактный тип, также зовется транзисторным. По сравнению с контактной, бесконтактная система имеет больше достоинств. Формирующаяся искра обладает более высокой мощностью, что достигается благодаря образованию высокого напряжения во вторичной обмотке катушки. Также бесконтактные системы оборудуются электромагнитным девайсом, который дает возможность добиться более стабильного функционирования двигателя. В конечном счете, если силовой агрегат УАЗа будет настроен правильно, то при использовании бесконтактной системы вы можете не только увеличить его мощность, но и добиться экономии топлива, хоть и незначительной. Также такие системы более просты в обслуживании. Одним из основных нюансов в плане обслуживания является необходимость периодической смазки привода распределителя — не реже, чем каждые 10 тысяч км пробега. Из основных недостатков следует выделить трудность ремонта. На практике произвести ремонт бесконтактной СЗ будет проблематично, так как для диагностики системы понадобится оборудование, которое обычно имеется на СТО.
- Также система зажигания может быть электронной. Данный вариант в настоящее время считается одним из самых прогрессивных и дорогих, ставится он преимущественно на новые автомобили. Если сравнивать с контактной и бесконтактной, электронная система имеет более сложное устройство. Основное достоинство данной системы заключается в том, что при необходимости процесс регулировки угла зажигания провести будет значительно проще. Кроме того, в электронной системе нет контактов, которые подвержены окислению. Также следует отметить, что на практике горючая смесь в цилиндрах силового агрегата с электронной системой почти всегда сгорает полностью. Но несмотря на все преимущества, электронные СЗ имеют и свои недостатки, которые касаются ремонта устройства. Отремонтировать такую СЗ своими руками практически невозможно, так как для выполнения этой задачи, опять же, потребуется оборудование (видео опубликовал Наиль Порошин).
Запчасти для грузовых автомобилей
Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104
ГРМ двигателя ГАЗ-53
ГРМ двигателя ГАЗ-53 состоит из распредвала, клапанов, коромысел, толкателей.
Распредвал ГАЗ-53 стальной, кованый. Кроме кулачков, имеет пять опорных шеек и шестерню привода распределителя зажигания и масляного насоса.
Подшипники распределительного вала ГАЗ-53 — свертные втулки, которые изготавливают из стальной ленты, залитой баббитовым сплавом или сплавом алюминия с оловом.
Профили впускного и выпускного кулачков неодинаковы. Кулачки по ширине шлифуют на конус. Наклон образующей конуса и сферическая поверхность толкателя сообщают ему при работе вращательное движение, снижая изнашивание торца, его цилиндрической части и направляющей толкателя в блоке цилиндров.
Кулачки, опорные шейки и шестерня привода распределителя зажигания и масляного насоса подвергнуты поверхностной закалке.
Распредвал ГАЗ-53 приводится во вращение от коленчатого вала парой шестерен. Осевое перемещение распределительного вала ограничивается стальным упорным фланцем 7.
На передней шейке распредвала ГАЗ-53 устанавливаются: распорная втулка, упорный фланец 7, шестерня привода распределительного вала 9, балансир эксцентрика 6, эксцентрик привода бензонасоса 5. Все детали на передней шейке закреплены специальным болтом с шайбой.
Рис.1. Механизм привода клапанов ГАЗ-53
1—отверстие для выхода масла; 2— толкатели; 3,7 — соответственно нижний и верхний наконечники штанги; 4 — штанга; 5— клапан; 6 — направляющая втулка клапана; 8—коромысло; 9 — контргайка; 10 — регулировочный винт; 11 — ось коромысел; 12 — сухарь; 13 — тарелка; 14 — пружина; 15 — опорная шайба
Техническое обслуживание реле-регулятора
Проверка регулировки реле-регулятора на автомобиле.
Для проверки иметь вольтметр постоянного тока со шкалой 20—З0 в и ценой деления 0,1—0,2 в. а также амперметр постоянного тока со шкалой З0 ампер (желательно с двусторонней шкалой с нулем посредине) и ценой деления 1 ампер или прибор НИИАТ Э-5.
Проверка реле обратного тока
Отъединить провод от зажима «Б» реле-регулятора и между концом этого провода и зажимом «Б» включить амперметр 4 (рис. 3).
Вольтметр З включить между зажимом «Я» реле-регулятора и массой.
Пустить двигатель и, медленно повышая обороты, по отклонению стрелки амперметра определить напряжение, при котором замыкаются контакты реле.
Напряжение должно быть в пределах 12,2-13,2* вольт, а при эксплуатации автомобиля в южных районах регулировка должна быть в пределах 11,5—12,5 вольт.
Уменьшая число оборотов коленчатого вала двигателя, определить по амперметру силу обратного тока в момент размыкания контактов реле.
Сила обратного тока должна быть в пределах 0,5—6 ампер.
Проверка ограничителя тока. Измерительные приборы включить, как показано на рис. 4. Пустить двигатель и довести обороты коленчатого вала до 1600—2000 об/мин, что соответствует движению автомобиля на прямой передаче со скоростью 40-50 км/ч.
Включить все потребители тока и реостатом увеличивать нагрузку на генератор, наблюдая за стрелкой амперметра.
При дальнейшем увеличении нагрузки наступает момент, когда, несмотря на увеличение нагрузки, стрелка амперметра остановится.
Максимальное показание амперметра будет соответствовать регулировке ограничителя тока. Сила ограничиваемого тока должна находиться в пределах 26,5—29,5 ампер.
При проверке ограничителя тока отсчет показаний амперметра производить быстро. В противном случае через 1—2 мин после пуска двигателя сила зарядного тока станет меньше указанной выше величины.
Чтобы при проверке ограничителя тока можно было пользоваться спидометром, задний мост поднять домкратом и поставить на подставки, а под передние колеса подложить упоры.
Проверка регулятора напряжения
Во время работы двигателя надо отключить аккумуляторную батарею. Вольтметр 3 присоединить к клемме «Б» реле-регулятора согласно рис. 4.
При 1600—2000 об/мин коленчатого вала вольтметр должен показывать не более 15,5 вольт.
Если напряжение выше 15,5 вольт, то регулятор подрегулировать.
Если напряжение не превышает указанной величины, включить такое количество потребителей, чтобы нагрузка генератора соответствовала 14 ампер.
Показание вольтметра при этом должно быть 13,8 — 14,8 вольт, а в случае эксплуатации автомобиля в южных районах регулировка должна быть в пределах 13,2—14 вольт.
Основные элементы системы
Чтобы знать, как правильно происходит регулировка и настройка системы, рекомендуем в первую очередь ознакомиться с устройством. Грузовики ГАЗ-53 оснащаются бесконтактной СЗ.
Такая БСЗ является батарейной, поскольку в ней содержатся источники тока, в частности, речь идет о:
- батарее АКБ;
- самой катушке;
- коммутаторном устройстве;
- прерывателе-распределителе;
- свечи;
- элементе резисторе;
- выключатель СЗ.
Тюнингованный грузовик ГАЗ-53 Любая СЗ грузовика ГАЗ включает в себя две цепи: высоко- и низковольтную.
Основные составляющие низковольтной сети такие:
- Аккумулятор на 12 вольт.
- Кабеля АКБ с клеммами. Данные кабеля являются многожильными и характеризуются большим сечением.
- Непосредственно замок, выполняющий функцию подачи питания на цепь.
- Бесконтактная схема на ГАЗ оснащается прибором прерывателя распределителя зажигания, монтируемым в трамблере. В том случае, если система будет контактной, то функцию данного компонента исполняет шкив трамблера, а также контакты. Кроме того, вместо прерывателя иногда монтируется датчик Холла.
- Коммутатор, предназначенный для обеспечения стабильного функционирования силового агрегата.
- Сопротивление, предназначенное для обеспечения нормального запуска мотора и разгрузки работы катушки зажигания ГАЗ при работе силового агрегата на высоких оборотах. Благодаря этому компоненту катушка не может перегреваться.
- Первичная обмотка.
Что касается вторичного участка, то в его состав входят такие компоненты:
- вторичная обмотка;
- распределительный элемент, в состав которого входят шкив, крышка, а также бегунок;
- высоковольтные провода, передающие сигнал на свечки;
- свечки.
При активации замка на первичном участке в конструкции прерывателя начинает образовываться магнитное поле. Когда вал трамблера крутится, то на данном участке цепи ток прерывается, соответственно, образованное поле пропадает. В это время в обмотке вторичной цепи начинает появляться сигнал, который впоследствии расходится по цилиндрам.
Электросхема СЗ транспортного средства ГАЗ-53