Как провести ремонт дренажного насоса своими руками: обзор частых поломок

Как починить помпу для бутилированной воды

Простой принцип работы обеспечивает высокую надежность. Несмотря на это, она иногда может ломаться. Перед тем, как отремонтировать помпу нужно продиагностировать устройство, проведя обзор на видимые повреждения. Узнать как разобрать можно в вышеописанной инструкции.

Часто причиной почему не работает насос, является засор трубок. Чтобы починить поломку в этой ситуации, достаточно прочистить их. Стоит регулярно это делать раз в полгода.

Во многих других случаях проблема заключается в потере герметичности: трубки могли повредиться в местах стыков или неполадка заключается в лепестках клапана. В таких ситуациях осуществить ремонт можно скотчем, заклеив поломанные места.

Другая частая причина — это срыв клапана. Он происходит при сильном механическом воздействии

В таком случае его нужно осторожно ввернуть на место. Если с клапаном все в порядке, стоит проверить резиновое кольцо, обеспечивающее герметичность

Оно должно быть надежно закреплено. В противном случае поставьте его на место и закрепите.

Механическая помпа является одним из самых доступных способов разлива бутилированной воды. Для установки бутыли с водой выберите такое место, куда не попадают прямые солнечные лучи. При каждой смене бутыли желательно промывать все детали насоса. Это достаточно просто сделать, зная как правильно собрать помпу.

Чаще всего в бутыли заливается вода из абиссинского колодца. Она поставляется очищенной, не требовательна в эксплуатации, не портится. Для удобства налива на горлышко емкости одевают специальную помпу. Накачивание необходимого количества жидкости происходит касанием кнопки на приборе.

Помпа выделяется надежностью, поэтому может транспортироваться отдельно либо вместе с резервуаром на дачу либо на природу. Она должна соответствовать размеру используемого бака. В ассортименте представлены модели, которые различаются цветом корпуса. Они позволяют подобрать устройство под особенности интерьера. Рассмотрим подробнее, как работает помпа для воды.

Виды циркуляционных насосов отопления и принцип работы

Циркуляционные помпы в коммунальных, или бытовых системах отопления, бывают двух видов: с сухим и мокрым ротором. Хоть по принципу работы они идентичны, первый вариант имеет КПД 70%.

Его, целесообразнее использовать в коммунальных и производственных помещениях. Такой прибор менее долговечен, сильнее перегревается.

Поэтому оснащён вентилятором и требует дополнительного технического обслуживания. Для бытовых целей используют с мокрым ротором, который проще в эксплуатации. Ведь его двигатель омывает холодная вода и без всяких дополнительных элементов, охлаждает его.

Принцип работы такого насоса, основывается на перекачке воды с одной точки в другую. На роторе устройства, имеется крыльчатка (колесо с полимерными лопастями), которая, вращаясь, подхватывает воду, поступающую во входное отверстие, разгоняет её (если применять в бытовых целях, скорость может достигать 2 м/с) и выталкивает в выходное отверстие. При этом динамику перемещения теплоносителя, можно регулировать с помощью переключателя, который расположен на корпусе помпы.

Важно! В домах с большим метражом, система отопления должна обеспечивать тёплую температуру во всех комнатах. Поэтому внедрить в систему оборудование, которое намного увеличит давление и, перемещая равномерно воду, прогреет все батареи, будет правильным решением

Устройство дренажника

В корпусе аппарата установлены:

  • Защитная сетка на днище прибора. Предотвращает попадание мусора и крупных деталей на крыльчатку.
  • Рабочее колесо (крыльчатка). Вращаясь, создает разряженную среду вокруг себя, за счет чего поглощается жидкость.
  • Подшипниковый щит. Защищает электродвигатель, ротор и вал от попадания влаги.
  • Ротор задает энергию вращения для крыльчатки.
  • Вал считается элементом двигателя, проходя через всю полость агрегата, присоединяется к ротору.
  • Конденсатор служит включателем.
  • Поплавок. Расположен снаружи прибора, в опущенном состоянии не дает двигателю запуститься, предотвращая перегрев от сухого хода.
  • Кабель. Предназначен для подачи электроэнергии.

Конструкция агрегата герметична. В каждом отсеке, в том числе и в двигателе, между перегородками стоят уплотнительные резиновые прокладки.

Разборка и ремонт дренажника своими руками

Сделать ремонт дренажного насоса своими силами, возможно, в случаях, когда неисправность не настолько большая.

Для этого понадобится осуществить диагностику работы устройства, обнаружить поломки, а также попробовать ликвидировать их.

К примеру, не составит особенного труда поменять износившийся либо неисправный элемент, или очистить фильтры. Кроме того, дома можно сделать простой ремонт электрики – поменять перебитый электрокабель, конденсатор.

А вот в случае если в корпусе устройства возникла трещина, перегорела обмотка электромотора, либо перестал функционировать клапан – правильным будет, если обратиться в специальную мастерскую, или купить другой насос.

Понадобится подрезать шнурок на месте перелома, а также подсоединить его вновь к мотору. Для этого потребуется убрать крышку и обрезанную часть провода

Вместо него, с помощью натяжного компонента, прикрепляем длинный шнурок с вилкой, а затем –устанавливаем крышку на место, осторожно и усердно затягиваем крепёжные болты

Разборка выполняется в несколько поочередных шагов:

Переворачиваем насос фильтрами кверху и осторожно прижимаем корпус в тисках. Убираем фильтрующую сеть, потом предохранительный кожух, под каким поставлено рабочее колесо

У различных модификаций он крепится на болтиках, клипсах, либо закручивается при помощи резьбы. Отвинчиваем фиксирующую гайку, которая удерживает крыльчатку на штоке. Подобные гайки содержат левую резьбу, по этой причине выкручиваются они, поворачивая их по часовой стрелке. Убираем крыльчатку, и, в случае если она износилась, сменяем на новую деталь. Если рабочее колесо целое, необходимо продолжать его разбирать до обнаружения причины поломки. Выкручиваем соединительные болтики на корпусе, из-за чего он делится на 2 элемента, которые соединены друг с другом шлейфом многоцветных проводков. Если же понадобится их разделять, то необходимо заранее сфотографировать их месторасположение. Для того, чтобы разъединить электродвигатель от корпуса, надо немного постучать по штоку молотком, так как он вдавливается в корпус очень плотно. После устранения мотора из корпуса выполняется диагностирование электрической составляющей насосного оснащения.

Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции

Водяной насос обеспечивает циркуляцию антифриза в системе охлаждения двигателя. Его выход из строя может привести к серьёзным проблемам, вплоть до капитального ремонта двигателя. Избежать проблем поможет своевременное обнаружение неисправности помпы и знание алгоритма её замены.

Назначение помпы

Силовой агрегат любого автомобиля и входящие в него его узлы в процессе работы сильно нагревается. Больше других это касается камеры сгорания, головки блока цилиндров и поршневой группы. Для поддержания рабочей температуры около 90°С конструкцией двигателя предусмотрена система охлаждения. В рамках этой системы помпа (водяной насос) обеспечивает циркуляцию антифриза по охлаждающей рубашке мотора, снижая тем самым его температуру до рабочего уровня.

Водяной насос имеет несложное устройство

Если водяной насос выйдет из строя и принудительная циркуляция прекратится, то возникнет перегрев двигателя. Алюминиевые поршни расширятся внутри стальных гильз и на первом этапе сильно поцарапают шлифованные стенки. При худшем раскладе поршни заклинят, отчего согнутся шатуны, а мотор придётся капитально ремонтировать.

Помпа ВАЗ 2121 — это отдельный агрегат, состоящий из корпуса на фланце с установленным внутри валом. На валу находится крыльчатка для перекачивания охлаждающей жидкости (ОЖ) и посадочное крепление для шкива. Вращается вал на двух подшипниках, защищённых изнутри сальником, предотвращающим вытекание ОЖ.

В автомобиле ВАЗ 2121 водяной насос расположен на передней части двигателя над шкивами коленчатого вала и генератора. К блоку цилиндров он прикреплён не напрямую, а через дополнительный корпус. Чаще всего выходит из строя и подлежит замене вал с крыльчаткой, а корпус остаётся на месте.

Вал водяного насоса вращается с помощью ремня генератора

Диагностика неисправностей

Основная причина выхода из строя водяного насоса — сильный износ подшипников. Протечка сальника также является следствием изношенных подшипников. Случаи, когда сальник начинал пропускать ОЖ сам по себе, большая редкость.

Признаки этих неисправностей следующие.

  1. В районе ремённого привода слышится подозрительный шум, интенсивность которого зависит от степени износа подшипников. На ранних стадиях он проявляется в виде гула, а затем переходит в стук и скрежет. Подобные звуки может издавать и вал генератора — поэтому в этом случае требуется дополнительная проверка.
  2. На валу водяного насоса возникает люфт. Определить его можно, покачав вал рукой. Люфт вала ощущается при качании шкива рукой
  3. Ремень и пространство вокруг шкива забрызгано антифризом. Это тоже необходимо дополнительно проверить — похожий эффект наблюдается при потере герметичности переднего коренного сальника коленвала. В последнем случае передняя часть двигателя покрывается слоем масла и грязи.
  4. При высокой степени изношенности вал помпы сдвигается в сторону вместе со шкивом. В результате крыльчатка разбивает корпус, вал заклинивается и ломается на две части, ремень генератора соскакивает.

При сильном износе подшипников вал может разломиться на две части

Если вовремя не обнаружить неполадки помпы и наступают последствия, описанные в п. 4, двигатель моментально перегревается, а охлаждающая жидкость быстро уходит из системы. В подобном случае немедленно заглушите мотор.

Диагностировать неисправность водяного насоса довольно просто. Необходимо открыть капот и осмотреть пространство около шкива. Если обнаружатся следы жидкости, нужно убедиться, что это антифриз, а не масло. Затем с целью обнаружения люфта следует покачать шкив помпы рукой. При этом следует учитывать, что люфт может возникнуть и без утечки ОЖ через сальник. С небольшим (1–2 мм) люфтом можно проехать от 1 до 3 тыс. км. После этого необходим ремонт или замена помпы.

Крыльчатка разбила стенку корпуса, и антифриз вытек наружу

Типы

  • Открытые. Пропеллер, который можно увидеть, перевернув агрегат. Имеет вид диска с лопастями, направленными вниз. В центре есть отверстие под вал или подшипник. Перьев у открытого нагнетателя четыре, шесть, не больше. Устройство с таким колесом используют в загрязненной среде. У нее очень низкий КПД, потому что нет компрессии внутри агрегата. Но есть один большой плюс – лопасти легко можно почистить от мусора.
  • Полузакрытые. Широко распространены в аппаратах для перекачки относительно чистых жидкостей. Расположено колесо в защитном кожухе с небольшим отверстием сбоку, в котором можно увидеть часть лопастей. Диск имеет минимальный зазор между двигателем и площадкой. Давление, которое создает такой аппарат, немного больше, чем у открытого.
  • Закрытые. Наиболее распространенный вид в центробежных насосах. Два плотных диска, между которыми расположены широкие лопасти. Вода в корпус попадает через специальное отверстие. Перья вращаются с минимальным зазором между дисками, это позволяет нагнетать высокое давление на выходе. Но у закрытого вида есть минус – мусор и грязь очень быстро забивают полость лопастей, что приводит к поломке. Однако если использовать такой насос в чистой воде, питьевой скважине, он прослужит довольно долго, и работа будет эффективной.

Распространенные неисправности и способы их устранения

Насос при запуске насоса сильно гудит, но рабочее колесо не крутится. Обычно такое происходит в том случае, если сам вал двигателя окислился или сильно заржавел.

Это случается по причине того, что насос был установлен под наклоном от горизонтального ориентира, либо из-за долгого простоя циркуляционного насоса без использования.

Процесс восстановления работоспособности проводится таким образом:

  • Первым делом нужно отключить полностью прибор от электросети.
  • Слить теплоноситель из насоса и прилегающего контура трубопровода.
  • Выкрутить все соединения трубопровода (так называемые американки), снять мотор вместе с ротором.
  • Возьмите прочный пластиковый предмет или деревянный предмет, оперитесь им о корпус насоса и силой сместите крыльчатку с мертвого положения. После этого насос следует собрать в обратной последовательности, поначалу он будет шумновато работать, но постепенно он притрется и стихнет.

Только теперь перед входом теплоносителя нужно установить фильтрующую сетку, чтобы подобная неисправность не случалась в будущем.

Насос не издает никаких звуков и не работает

В этом случае следует искать неисправность в питающей розетке или выключателе. В диагностике вам поможет индикаторная отвертка для определения фазы или мультиметр. Если с питанием в розетке все в порядке, то стоит прозвонить кабель на обрыв.

Если и здесь все нормально, то тогда с вероятностью в 90% произошло пробитие обмотки двигателя. Тогда циркуляционный насос идет под замену, так как восстановлением обмотки никто не занимается.

После непродолжительной работы насос сам по себе выключается

Это обычно случается из-за того, что вода в отопительном контуре чрезвычайно сильно минерализована, поэтому на крыльчатке появляются по время работы известковые отложения.

  • Здесь работа по восстановлению не особо сложная, нужно всего лишь разобрать демонтировать насос, а затем разобрать (просто выкрутить несколько болтов по периметру прибора).
  • Далее производится чистка крыльчатки, отлично подойдет щетка и теплая вода с лимонной кислотой.
  • После этого рабочий механизм промывается под проточной водой. В завершении работы выполняется сборка циркуляционного насоса и последующая установка.

При запуске насос крутится и гоняет теплоноситель, но во время работы сильно гудит

Такое происходит по причине сильного завоздушивания системы отопления. Для восстановления нормальной работы насоса, необходимо добавить воды в систему или антифриза, а потом удалить воздух из всех труб и радиаторов.

Как заменить компаунд

  1. Разбираем устройство.
  2. Определяем место, в котором компаунд отслоился от корпуса погружного насоса. Сделать это можно легонько постукивая небольшим молотком по корпусу. На нормальных участках звук будет глухим, на поврежденных участках – звонким.
  3. Извлекаем узел с компаундом из корпуса вибрационного насоса.
  4. Болгаркой аккуратно наносим на внутреннюю часть корпуса сетку из насечек, глубиной до 2 миллиметров. Такую же сетку делаем на узле с эпоксидным компаундом.
  5. Оба участка с насечками покрываем клеем для стеклянных поверхностей (можно использовать любой герметик)
  6. Возвращаем узел с компаундом в исходное положение – фиксируем его и ждем, пока герметик застынет.
  7. Собираем корпус обратно.

Распространенные причины поломок насосной станции

В мире, как обоснованно утверждают классики, ничто не вечно, это относится и к оборудованию. Неожиданные неисправности в работе насосного оборудования ее остановка или некорректное функционирование могут быть вызваны рядом причин, таких как:

  • отсутствие электроэнергии;
  • отсутствие воды в системе;
  • поломка насоса;
  • поломка мембранного бака;
  • повреждение автоматического блока и т. п.

Устройство бытовых насосных агрегатов не отличается особой сложностью, а это позволяет заняться ремонтом самостоятельно. В одних случаях нужно разобрать насос и заменить испорченную деталь. Иногда требуется заклеить трещину в баке, а порой достаточно просто проверить наличие электроэнергии. В каждом конкретном случае нужно определить, почему насос не качает воду, и найти «рецепт» решения проблемы. Если найти приемлемое решение проблемы не удалось, нужно обращаться к специалистам.

Устройство и характеристики насосной станции

Агрегат сильно отличается от погружника в первую очередь своими объемами и принципом работы. Рабочие элементы комплекса:

  1. Мощная помпа. Именно она поднимает жидкость из глубины скважины или колодца и подает в водопроводную сеть. Все остальные элементы обеспечивают его правильную работу. Первое и единственное назначение – выкачивание жидкости из водоносной жилы.
  2. Шланг или труба. Крутящий момент рабочего колеса создает вакуумную среду внутри шланга, и вода устремляется наверх к крыльчатке. Здесь происходит ее захват и проталкивание дальше в систему.
  3. Обратный клапан. Располагается на шланге возле самого агрегата или непосредственно в скважине. Предназначен для остановки жидкости после выключения насоса.
  4. Фильтр грубой очистки. Имеет вид железной или пластмассовой пробки с сетчатым основанием. Задерживает крупные и мелкие частицы ила и глины в зависимости от величины ячейки. Предохраняет оборудование от засора, преимущественно крыльчатку.
  5. Реле замера давления в магистрали. Без этого прибора устройство не будет работать. Датчик установлен у основания расширительного бака. Когда происходит забор воды, давление в системе падает, реле регистрирует этот процесс и дает команду помпе на включение. Поэтому кабель питания не идет напрямую в сеть, а проходит через датчик давления. Шаг включения 1,5–2 очка.
  6. Манометр. Служит контроллером давления в системе. Показывает любые изменения после включения и выключения агрегата.
  7. Расширительный бак. Регулирует плавное включение насоса. Без него оборудование будет работать рывками, постоянно включаясь и отключаясь.

Что такое явление кавитации

Все знают, что в воде растворено некоторое количество газов. При перемещении жидкости с определенной скоростью, в ней иногда образовываются зоны разрежения. В этих зонах пониженного давления из воды начинают выделяться пузырьки газов. После попадания пузырей в зону высокого давления они схлопываются. Этот процесс происходит с выделением большого количества энергии, от которой разрушаются крыльчатки и улитка насоса. На следующем фото показано рабочее колесо агрегата, разрушенное кавитацией.

Энергия схлопывающихся пузырьков способна создавать ударные волны, вызывающие вибрацию. Она распространяется по всему агрегату и воздействует не только на рабочее колесо, но и на подшипники, вал и сальники, от чего данные детали быстро приходят в негодность.

Кавитационный эффект чаще всего можно наблюдать в насосных станциях, которые работают на всасывание. В таких системах рабочее колесо создает разрежение, благодаря которому вода поднимается по шлангу из колодца. Но если на входе в насос возникает недостаток жидкости, то в зоне рабочего колеса возникает чрезмерное разрежение, провоцирующее возникновение кавитации.

Чтобы кавитация в насосах не возникала, следует придерживаться правила: на входе воды должно быть больше, чем на выходе. Добиться этого можно несколькими способами:

  • следует переместить аппарат немного ближе источнику;
  • можно увеличить диаметр всасывающей трубы (шланга);
  • для снижения сопротивления на участке всасывания можно всасывающую трубу заменить на трубу из более гладкого материала;
  • если на всасывающей трубе много поворотов, то, по возможности, следует уменьшить их количество;
  • желательно, чтобы все отводы имели большие радиусы поворота.

Совет! Не следует опускать всасывающий шланг станции в колодец на глубину больше 8 метров. Обычно максимальная глубина погружения шланга (трубы) указывается в руководстве к оборудованию.

Принцип работы насосной станции

Зная все элементы, которые создают рассматриваемую систему, можно подробно рассмотреть принцип ее работы. Он довольно прост:

  1. Станция запускается на момент открытия крана. При этом в системе начинает падать давление.
  2. Вода, которая была набрана в гидрокомпенсатор, возвращается в систему для поддержания давления. Если кран открыт на протяжении длительного периода, давление падает до отметки, при которой срабатывает реле и насос включается.
  3. При закрытии крана давление резко повышается. За счет этого происходит заполнение бака насосной станции и реле размыкает контакты.

Схема подключения насосной станции

За счет подобного принципа работы снижается вероятность прерывистой работы системы при одновременном открытии нескольких кранов.

Модификации насоса и характерные отличия

Вибрационные погружные насосы изобретены очень давно. Еще в 1891 году русский инженер В. Г. Шухов использовал принцип вибрации для насоса. Кстати, примерно такая система задействована в автомобильном бензонасосе.

Позднее аргентинец Т. Беллок доработал схему — она используется без особых изменений и сегодня.

Вибрационных погружных насосов существует великое множество. Но все они имеют примерно одинаковое устройство и принцип их ремонта одинаковый

Первыми для бытовых нужд такие устройства выпустили итальянцы. В СССР за их разработку в конце 1960-х взялись конструкторы московского завода «Динамо» под руководством М. Е. Брейтора. И с 1971 года бытовой вибрационный насос стал выпускаться на предприятиях СССР — сказалось увлечение унификацией.

Примерный состав ремонтного комплекта для насоса Малыш и ему подобных модификаций

Насосы выпускались в Ереване, Ливнах, Москве, Бавленах и еще множестве предприятий. Можно назвать только самые известные марки: «Малыш», «Нептун», «Струнок», «Сега», «Ручеек», «Урожай», «Босна», «Каштан».

Все они, по сути, отличались названиями и формой корпуса. И то не всегда. Сюда же можно отнести и итальянские и китайские конструкции. Например, «Джерельце».

Насос «Струнок» не всегда отличит от «Малыша» даже специалист — только по маркировке

Все это вариации одной схемы. Иногда менялись названия, но суть оставалась прежней. Например, известный ныне «Малыш — М» чуть раньше был «Сегой» и «Ручейком». Поэтому поломки “Ручейка” и методики их устранения очень схожи с ближайшим конкурентом – “Малышом”.

Если игнорировать путаницу с разными наименованиями, то коротко все вариации сводятся к трем-четырем типам погружных насосов:

  • «Малыш» – модель погружного вибрационного электронасоса с нижним забором воды. Самая мощная модификация из всех, но плохо подходит для придонной работы — может захватить со дна грязь или ил и выйти из строя.
  • «Малыш — М» вариант в верхним забором воды. Чуть послабее, зато не забирает грязь со дна. Реже выходит из строя по причине перегрева — попросту даже если падает уровень воды и забор заканчивается, корпус все равно охлаждается — он-то остается погруженным.
  • «Малыш — К» – модель с нижним забором воды, но оснащена термореле и трехжильным проводом с заземлением. Наличие термореле положительно влияет на срок службы и надежность, но увеличивает его стоимость. Раньше эта модификация шла исключительно на экспорт.
  • «Малыш — 3» – компактная модель диаметром 80 мм для узких скважин.

В любом случае, вибрационные насосы ценятся за компактность, дешевизну и простоту. К тому же, они достаточно стойко переносят гидроудары, которые возникают при перекрытии водяной магистрали, например. Хотя и тут не стоит увлекаться — подобная частая практика все же выводит насос из строя.

Насосы даже одной модели могут незначительно отличаться: полировка или порошковое покрытие корпуса, например. Но детали у них, как правило, взаимозаменяемые

Вопрос-ответ

Как понять, что пора ремонтировать

При запуске стирки не происходит слив воды, появился треск во время слива, или слив иногда сливает, а иногда нет. Возможно попадание постороннего предмета в насос или выработка штока (вала).

Насос сильно шумит при отжиме

Чаще всего шум возникает из-за засора, поломки деталей, засора сливного патрубка, шланга слива воды или дренажного фильтра.

Подтекает насос

Насос может подтекать по причине сильного износа. Снимите его, осмотрите и поменяйте, если обнаружены пробоины или разрывы.

Причиной соскакивания является износ посадочного места. Самостоятельный ремонт детали не дает эффективного результата. Поэтому рекомендуется полностью заменить старую помпу на новую.

https://youtube.com/watch?v=_pGWwaoYMRY

Как диагностировать поломку

Чтобы избавиться от поломки, нужно найти ее причину. Диагностика состоит из следующих последовательно выстроенных этапов:

  1. Снимите своими руками распределительную панель.
  2. Отсоедините от двигателя крыльчатку.
  3. Проверьте, как она вращается, если нет нагрузки. Если впредь вы хотите, чтобы двигатель работал плавно и спокойно, зафиксируйте к детали сглаживающий конденсатор.
  4. Когда крыльчатка отложена в сторону, определите, находится ли мотор в рабочем состоянии, не сгорел ли он.
  5. Если вал не прокручивается, скорее всего, сломалась деталь, спровоцировавшая заклинивание двигателя. Тогда в агрегат вместе с водой попадают небольшие и наоборот крупные части почвы.
  6. Вполне вероятно, что сгорела обмотка статора, по причине накопления грязи и несвоевременного от нее избавления.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: