Назначение
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) ПМ-506Д на шасси автомобиля ЗиЛ-131 относиться к специальным пожарным автомобилям и предназначена для:
- доставки к месту проведения спасательных, противопожарных работ боевого расчёта, необходимого пожарно-технического вооружения и оборудования;
- подъёма боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и оборудования на высоту до 30 метров;
- эвакуации людей из зданий повышенной этажности;
- обеспечения возможности эффективного проведения спасательных работ и тушения очагов пожара на высоте;
- подачи огнетушащих веществ с вершины автолестницы на очаг пожара;
- использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен;
- использования в качестве наблюдательного пункта при штабе пожаротушения;
- закрепления прожекторов и освещения места пожара;
- экстренной эвакуации людей с высоты до 20 метров (оснащена пневматическим прыжковым спасательным устройством (ППСУ-20)).
ГУР ЗИЛ-130-431410 дизель
Автомобиль ЗИЛ-130 оборудован рулевым управлением с гидравлическим усилителем, объединенным в один агрегат с рулевым механизмом.
Колонка рулевого управления стоит в нижней части к полу кабины, а в верхней части – к переднему щиту и при помощи растяжек к панели кабины.
Вал колонки рулевого механизма вращается в специальных шариковых подшипниках. Осевой зазор в шариковых подшипниках регулируется гайкой.
Рулевой механизм
Объединен с рулевым усилителем в один агрегат. Рулевой усилитель автомобиля уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота передних колес, смягчает удары, возникающие при движении автомобиля по неровностям дороги, повышает безопасность движения, позволяет сохранить контроль над направлением движения автомобиля в случае разрыва шины переднего колеса.
Рулевой механизм имеет две рабочие пары: винт с гайкой на циркулирующих шариках и поршень рейку, входящую в зацепление с зубчатым сектором вала сошки. Передаточное отношение рулевого механизма 20:1.
Картер рулевого механизма одновременно является цилиндром рулевого усилителя, в котором перемещается поршень рейка. Зубья рейки и сектора имеют переменную по длине толщину, что позволяет регулировать зазор в зацеплении посредством осевого перемещения вала сошки.
Осевое положение вала сошки устанавливается регулировочным винтом, головка которого входит в отверстие вала и опирается на шайбу. Осевое перемещение регулировочного винта относительно сошки после сборки должно составлять 0,02….0,08мм. Сошка устанавливается на валу по меткам.
ГУР зил-130-431410
Рулевое управление
Рулевое управление автомобиля серьезная тема
К этому механизму надо отнестись с особым вниманием. В этой теме мы поговорим о некоторых неисправностях рулевого управления, которые встречаются на автомобилях ЗИЛ-130-431410
Неисправность у меня была такая. Выдавливало переднюю крышку гура, при повороте руля до конца в право поршень-рейка выдавливал переднюю крышку крышку гура. Потому что на поворотных кулаках есть регулировочные болты ограничения поворота колеса, они были не отрегулированы или сносились со временем эксплуатации автомобиля.
регулировка поворотных кулаков
Как отрегулировать
Чтобы отрегулировать рулевое управление и угол поворота, тут ни чего сложного нет. Домкратим переднюю балку автомобиля, снимаем переднюю крышку гура , чтобы было видно, до какого момента у нас ходит поршень-рейка. Выворачиваем руль до конца вправо и смотрим, насколько у нас вышел поршень-рейка за свои пределы.
поворотный кулак
Далее регулируем регулировочными болтами на поворотном кулаке так чтобы при замере наш поршень-рейка не касался передней крышки. И все больше выдавливания крышки у нас не будет. Болты фиксируем контргайками и ездим спокойно.
поворотный кулак
Еще была проблема, из под сошки, где стоит сальник, бежало масло. Эта проблема есть у многих, наверное, постоянно все рулевое в масле. И эта проблема решается легко решается. Посмотрите ниже видео. Тут нужно вставить под стопорное кольцо добавочную шайбу. Подобрать шайбу так чтобы стопорное кольцо с натягом вставало в паз и тем самым мы поддавим наш сальник, конусной шайбой и течи больше не будет, проверено временем.
Центрифуга ЗИЛ-131
Фильтр очистки масла (рис. 1) центробежный, с реактивным приводом, включен в систему смазки последовательно. Подаваемое насосом двигателя масло из канала через кольцевой и радиальные каналы поступает под вставку 7. Отсюда часть масла через сетчатый фильтр 6, предохраняющий жиклеры от засорения, подается к двум жиклерам 1, а другая часть масла, пройдя через отверстия во вставке, подвергается очистке от грязи в центрифуге. Корпус 3 центрифуги вращается за счет реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1.
При давлении масла 3—4 кГ/см2 корпус вместе с находящимся в нем маслом вращается со скоростью 5000—6000 об/мин. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса, где они откладываются, образуя плотный осадок. Этот осадок удаляют с крышки корпуса при чистке центрифуги.
Очищенное масло, обогнув сверху вставку 7, через радиальные отверстия в верхней части корпуса 3 центрифуги, кольцевой канал и радиальные отверстия в верхней части оси 9 и трубку 18 поступает в корпус масляного фильтра 21 и затем в распределительную камеру блока двигателя.
В корпус фильтра 21 встроен перепускной клапан 23, отрегулированный на перепад давлений 0,8—1 кГ/см2. Перепускной клапан предназначен для пропуска части масла в распределительную камеру, минуя центрифугу, при значительном износе подшипников двигателя в связи с увеличением расхода масла. Часть масла также может походить через перепускной клапан при пуске двигателя из-за большой вязкости холодного масла.
Вращение центрифуги проверяется на слух. При остановке двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться еще 2—3 мин; при этом слышен своеобразный звук.
Очистку центрифуги надо производить одновременно со сменой масла в картере двигателя.
Ранее устанавливались фильтр грубой очистки пластинчато-щелевой, включенный в систему последовательно, и фильтр тонкой очистки центробежный с реактивным приводом (центрифуга), включенный в систему параллельно.
Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги, для этого требуется от 20 до 30 мин.
Снятие крышки 5 корпуса до полного опорожнения центрифуги приведет к вытеканию масла на двигатель.
Для очистки центрифуги необходимо:
1) отвернуть гайку 15 кожуха и снять кожух 8;
2) отвернуть пробку 22 и вставить в отверстие большой бородок, удерживающий корпус от вращения;
3) отвернуть гайку 14 крышки свечным ключом, снять крышку 5. корпуса вместе с гайкой 14;
4) очистить крышку от отложений грязи;
5) после очистки промыть крышку в бензине или керосин
6) снять вставку центрифуги 7, промыть ее в бензине или керосине;
7) снять сетчатый фильтр 6, промыть его в бензине или керосине и продуть; при сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя очистить, а также при ее разрывах сменить сетчатый фильтр;
очистить от грязи прокладку 2 кожуха;
9) промыть кожух 8; повреждение прилегающего к прокладке 2 торца кожуха недопустимо, так как приводит к течи масла;
10) промыть гайку 15 крепления кожуха.
Сборку производить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 установить, как показано на рис. 1, обеспечив его центрирование на буртике корпуса 3 центрифуги.
Перед установкой кожуха необходимо проверить, легко ли вращается от руки центрифуга. Гайку 15 кожуха затягивать только от руки.
Запрещается отвертывать гайку 16 на оси центрифуги и снимать корпус центрифуги с оси для очистки центрифуги от отложений грязи во избежание повреждения подшипников скольжения корпуса центрифуги.
Только в случае неудовлетворительного вращения корпуса 3 на оси 9 необходимо после снятия с центрифуги крышки 5 корпуса отвернуть гайку 16 на оси, снять шайбы и корпус 3 с оси и проверить состояние узла ось— втулка.
При снятии корпуса с оси нужно принять меры против выпадения упорного кольца шарикового подшипника 19 в корпус 21 фильтра, при засорении втулок надо промыть их в бензине или керосине. Одновременно необходимо проверить состояние отверстий жиклеров 1. В случае их засорения прочистку нужно вести таким образом, чтобы не повредить калиброванного отверстия жиклера.
Установку корпуса 3 без крышки на ось 9 вести в обратной последовательности.
После очистки, и окончательной сборки проверить вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух.
Кроме очистки масла в фильтре, в двигателе предусмотрена центробежная очистка масла в ловушках (грязесборниках), выполненных в шатунных шейках коленчатого вала. Очистка масла в грязесборниках особенно эффективна в период приработки трущихся поверхностей. Грязесборники следует очищать при ремонте двигателя.
Тактико-технические характеристики
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ЗиЛ-131Н |
Тип шасси | полноприводное |
Колесная формула | 6 × 6 |
Полная масса | 10185 кг |
Распределение полной массы по осям: | |
– передняя ось, не более | 3060 кг |
– на заднюю тележку, не более | 7125 кг |
Габаритные размеры в транспортном положении: | |
– длина | 11000 мм |
– ширина | 2500 мм |
– высота | 3200 мм |
Двигатель: | |
– тип | карбюраторный |
– мощность | 150 л.с. |
Число мест боевого расчёта | 3 человека |
Максимальная транспортная скорость | 80 км/ч |
Расход топлива при стационарной работе привод насоса, не более | 10 кг/ч |
Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта (при γ=0,8), не менее | 1250 ч |
Установленный ресурс до первого капитального ремонта, не менее | 800 ч |
Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъёма 75° не менее | 30 метров (или на крышу 10-ти этажного здания) |
Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного основания с максимально рабочей нагрузкой на вершине | 16 ± 0,5 м |
Рабочая нагрузка на вершину не прислоненной автолестницы при максимальном вылете, не более | 1,6 кН (160 кгс) |
Рабочий диапазон подъёма лестницы в вертикальной плоскости | от -4° до 75° |
Угол поворота лестницы право или влево (при угле подъёма не менее 10°), не менее | 360° |
Минимальный угол подъёма, при котором колена могут сдвигаться под действием собственной массы | 30° |
Время манёвров лестницы скорости движения без нагрузки при: | |
– подъёме от 0° до 75° | 25 ± 5 с |
– опускании от 75° до 0° | 25 ± 5 с |
– выдвигании на полную длину при угле подъёма 75° | 20 ± 5 с |
– сдвигании (полном) при угле подъёма 75° | 20 ± 5 с |
– повороте на 360° вправо или влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 75° | 45 ± 15 с |
Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, не более | 50 с |
Грузоподъёмность лестницы при использовании автолестницы в качестве крана (при сдвинутой лестнице), не более | 1000 кг |
Рабочее давление в гидросистеме | 16+1 МПа (160+10 кгс/см2) |
Рабочая жидкость гидросистемы | Всесезонное масло
ВМГЗ ТУ38-101479-74 Масла МГ-30 ТУ38-10150-79 |
Заменители рабочей жидкости | Масло веретённое
ОСТ 38.01412.-86 Масло И-30А ГОСТ 20799-75 |
Интервал допустимых температур рабочих жидкостей при кратковременной работе: | |
– ВМГЗ | от минус 40° до плюс 65° |
– МГ-30 | от минус 5° до плюс 75° |
– И-30А | от минус 5° до плюс 75° |
– АУ | от минус 20° до плюс 65° |
Объём заправочных ёмкостей агрегатов автолестницы: | |
– редуктора привода выдвигания | 1 л |
– редуктора привода поворота | 1 л |
– бака гидросистемы | 90 л |
– всей гидросистемы | 200 л |
Средний срок службы до списания | 11 лет |
Рабочее поле АЛ-30(131)ПМ-506Д
Номограмма зависимости допустимой длины АЛ-30(131)ПМ-506Д от скорости ветра
Распространенные неисправности ГУР
Сразу же нужно сказать, что ремонт ГУР КАМАЗ — это процедура, с которой наши соотечественники сталкиваются не так часто. Если водитель будет соблюдать основные правила эксплуатации узла, а также своевременно проводить его техническое обслуживание, то вероятность того, что он выйдет из строя, сведется к минимуму. Как показывает практика, в основном проблемы с работоспособностью гидроусилителя возникают в холодное время года. В целом все неисправности можно поделить между собой на поломки механического и гидравлического типа, причем и те, и другие могут проявиться в любой части устройства.
Как известно, любая гидравлическая система чаще всего проявляет неисправности в условиях морозов, в частности, температурных перепадов. Ведь нужно помнить, что насосное устройство нагнетает высокое давление, так что если увеличится вязкость жидкости в системе, это приведет к выдавлению сальников и, соответственно, ее утечке. Особенно проблема сальников проявляется в автомобилях, водители которых не соблюдают правила эксплуатации, к примеру, оставляют авто на стоянке с выкрученными колесами. Это приведет к тому, что после запуска двигателя давление увеличится только на одной стороне, соответственно, сальник в любом случае выдавит.
Что касается теплого времени года, то летом неисправности обычно проявляются в результате попадания грязи и пыли в систему. Если какая-то часть будет разгерметизирована, износ втулок, а также штоков будет более быстрым. Штоки обычно ржавеют достаточно быстро, в результате чего происходит ускоренный износ втулок. При эксплуатации авто с такой проблемой, спустя несколько сотен км пробега, между этими элементами возникнет большой люфт, а это, в свою очередь, приведет к тому, что рулевая рейка начнет работать со стуком (автор видео о ремонте системы в гаражных условиях — канал ВОСЕМЬ АТМОСФЕР).
Как отрегулировать
Чтобы отрегулировать рулевое управление и угол поворота, тут ни чего сложного нет. Домкратим переднюю балку автомобиля, снимаем переднюю крышку гура , чтобы было видно, до какого момента у нас ходит поршень-рейка. Выворачиваем руль до конца вправо и смотрим, насколько у нас вышел поршень-рейка за свои пределы.
поворотный кулак
Далее регулируем регулировочными болтами на поворотном кулаке так чтобы при замере наш поршень-рейка не касался передней крышки. И все больше выдавливания крышки у нас не будет. Болты фиксируем контргайками и ездим спокойно.
поворотный кулак
Еще была проблема, из под сошки, где стоит сальник, бежало масло. Эта проблема есть у многих, наверное, постоянно все рулевое в масле. И эта проблема решается легко решается. Посмотрите ниже видео. Тут нужно вставить под стопорное кольцо добавочную шайбу. Подобрать шайбу так чтобы стопорное кольцо с натягом вставало в паз и тем самым мы поддавим наш сальник, конусной шайбой и течи больше не будет, проверено временем.
Разборка водяного насоса ЗИЛ-130
- Вывернуть болты из ступицы шкива вентилятора (гаечный ключ 12 мм), снять вентилятор и трехручейный шкив.
- Отвернуть гайку крепления ступицы (гаечный ключ 19 мм) и с помощью лапного съемника снять ступицу
- Отвернуть гайку со шпилек корпуса крыльчатки (гаечный ключ 13 мм) и снять корпус подшипников
- Вывернуть болт крепления крыльчатки (гаечный ключ 19 мм) из вала насоса и посредством съемника снять крыльчатку
- Извлечь из гнезда детали сальникового уплотнения
- Круглогубцами достать стопорное кольцо из корпуса насоса
- Закрепить корпус в тиски и при помощи деревянной выколотки выпрессовать вал насоса с подшипниками
- Продефектовать снятые детали
Как обслуживаются клапаны подъема кузова ЗИЛ 130
В процессе эксплуатации данный узел требует ухода и почти наверняка – замены некоторых из составляющих. Чаще всего его ремонтируют по причине необходимости замены следующих элементов:
Резинового уплотнительного кольца
Сам механизм может ремонтироваться как с демонтажем, так и без демонтажа. В первом случае кузов устанавливается на специальный упор, частично сливается жидкость из системы, отсоединяются трубопроводы, а затем только отворачиваются болты, крепящие клапан к кронштейну. Так, если нет возможности перегнать автомобиль на сервис, все эти манипуляции проделываются самостоятельно и для ремонта отвозится только сам узел, что и облегчит и удешевит процедуру замены вышедшей из строя запчасти.
Презентация на тему: » Ремонт и восстановление водяного насоса Зил 131 Выполнил студент группы бДОКМ-31 Федотов Сергей.» — Транскрипт:
1
Ремонт и восстановление водяного насоса Зил 131 Выполнил студент группы бДОКМ-31 Федотов Сергей
2
Водяной Насос Водяной насос автомобиля, или, как его еще называют, помпа, является одним из ключевых элементов жидкостной системы охлаждения любой современной машины. Его основная функция – это циркуляция охлаждающей жидкости во всей системе охлаждения. В итоге, после прохождения по кругу температура жидкости снижается, что восстанавливает ее способности охлаждать другие детали.
3
Принцип работы водяного насоса автомобиля таков 1. При заведенном моторе антифриз, охлажденный в радиаторе, поступает к насосу, точнее к центру крыльчатки. В итоге пространство между лопастями последней полностью заполняется антифризом. 2. За счет влияния центробежной силы крыльчатка отбрасывает антифриз в сторону. Он через специальное отверстие уходит в рубашку охлаждения силового агрегата. Таким образом, и обеспечивается циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения мотора.
4
Стоит отметить, что для исключения подтеканий антифриза между корпусом помпы и блоком цилиндров мотора устанавливается специальная картонная прокладка. Напоследок отметим, что вентилятор, который зачастую располагается на шкиве помпы и приводится в действие вместе с ней, изготавливается из пластика или листовой стали. Чтобы снизить шумность его работы лопасти располагают Х-образно под углами 110 и 70 градусов. С целью снижения мощности, которая необходима, чтобы приводить в движение вентилятор, используют узлы с электромагнитной муфтой. Последняя способна отключать привод вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости снижается до градусов. Таким образом, муфта оптимизирует работу системы охлаждения, попутно снижая шумность работы агрегата.
5
Разборку водяного насоса рекомендуется вести в следующем порядке. Отвернуть болты крепления насадка и снять насадок с прокладкой. Вывернуть из корпуса масленку. Отвернуть болты крепле ния крышки насоса и снять крышку с прокладкой. Расшплинтовать гайку крепления шкива и отвернуть ее, придерживая валик воротком за крыльчатку. На рис. 1, а показано, как удержать валик от проворачивания. Снять шкив вала насоса под прессом или при помощи съемника 20П-7968 с насадкой 20К-97-1 (рис.1, б). Отвернуть крышку водяного насоса.
6
Снять пассатижами замочное кольцо под шипника (рис.2, а). Снять конусную втулку (рис. 2, б) и шпонку.
7
Выпрессовать вали к водяного насоса в сборе с крыльчаткой и уплотнителем (рис. 3, а). Выпрессовать подшипники из корпуса насоса (рис. 3, б) под прессом и вынуть вода- сбрасывающую шайбу.
8
Для разборки уплотнителя с крыльчаткой надо снять с валика пружинное кольцо водасбрасывающей шайбы и замочное кольцо уплотнителя, затем снять текстолитовую упорную шайбу, резиновую манжету (сальник), прижимную обойму манжеты, прижимную пружину и опорную обойму манжеты. При замене крыльчатки выбить штифт крепления крыльчатки и спрессовать ее с валика. При износе подшипников и деталей узла уплотнения (упорной шайбы и манжеты) их заменяют новыми. Упорную шайбу изготовляют из графитизированного текстолита. При замене деталей узла уплотнения надо снять крышку насоса, выпрессовать из корпуса вал в сборе с крыль чаткой и сальником, заменить изношенные детали узла уплотнения и собрать насос.
Гидроусилитель автомобиля ЗИЛ-130
Гидроусилитель автомобиля ЗИЛ-130 отличается от гидроусилителя автомобилей КамАЗ отсутствием углового редуктора, перепускного 5 и предохранительного 18 клапанов, а также конструкцией корпусов 16 и 19, винта 15, поршня-рейки 8, следящего механизма, крепления.
Корпус 4 ( рис. 149 ) рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 закреплен на левой продольной балке рамы, а задний (на рисунке правый) хвостовик винта 7 через карданный вал соединен с валом рулевого колеса. Сквозная расточка в поршне-рейке 5 закрыта заглушкой 3, в канавку плунжерной части винта установлено уплотнительное кольцо 6, а надвинтовая полость Б через осевой и радиальный каналы винта 7 постоянно соединена с полостью Г слива. Это устраняет давление масла на торец винта 7 и позволяет обеспечить одинаковое «чувство дороги» следящим механизмом, состоящим только из парных реактивных плунжеров 25 с центрирующими пружинами 24.
Однако при таком уравновешивании винта 7 уменьшаются активная площадь полости В и коэффициент усиления при повороте направо. Поэтому конструкция гидроусилителя автомобилей КамАЗ, обеспечивающая одинаковую переднюю и заднюю активную площади поршня-рейки и уравновешивание неуплотненного винта тремя одинарными плунжерами, более совершенна. Ее преимуществом является также использование двух одинарных плунжеров для встраивания в них обратного 17 ( см. рис. 146 ) и предохранительного 18 клапанов. Это упрощает конструкцию корпуса 19, а наличие предохранительного клапана 18 непосредственно в распределителе защищает напорную гидролинию 26 и насос 4 от перегрузок. В гидроусилителе автомобилей ЗИЛ такой защиты нет.
При установке обратного клапана 17 или 15 ( см. рис. 149 ) между гидролиниями напорной и слива рулевые управления могут работать без гидроусилителя при отказе насоса или буксировании автомобиля.
Шариковый обратный клапан не имеет пружины, свободно установлен в седло со стороны напорной гидролинии и прижимается к нему под действием давления масла. При отсутствии давления в напорной гидролинии 26 ( см. рис. 146 ) обратный клапан 17 открывается, соединяя ее с гидролинией слива 32 через полость углового редуктора 24.
При повороте направо винт 15, сместившись вперед на 1,2 мм, перемещает поршень-рейку 8 назад, вытесняет масло из полости 7 через первую щель распределителя в полость углового редуктора 24, а из нее через обратный клапан 17 и третью щель распределителя полностью всасывает его в переднюю 25 и надвинтовую полости.
При повороте налево винт 15, сместившись назад, перемещает поршень-рейку 8 вперед, вытесняет масло из передней 25 и надвинтовой полостей через четвертую щель распределителя в полость углового редуктора 24, а из нее через обратный клапан 17 и вторую щель распределителя полностью всасывает в заднюю полость 7.Такое перекачивание масла из полости в полость увеличивает окружное усилие на рулевом колесе, контактное давление в паре винт 15 — шариковая гайка 14 и их изнашивание.
Циркуляция масла в неработающем гидроусилителе автомобиля ЗИЛ-130 отличается от рассмотренной наличием изолированной полости Б ( см. рис. 149 ) и другим расположением полостей А и В. Через фильтр бачка масло тоже не циркулирует, так как уменьшение объема полости А равно сумме увеличения объемов полостей В и Б.
Рулевое управление
Рулевое управление автомобиля серьезная тема
К этому механизму надо отнестись с особым вниманием. В этой теме мы поговорим о некоторых неисправностях рулевого управления, которые встречаются на автомобилях ЗИЛ-130-431410
Неисправность у меня была такая. Выдавливало переднюю крышку гура, при повороте руля до конца в право поршень-рейка выдавливал переднюю крышку крышку гура. Потому что на поворотных кулаках есть регулировочные болты ограничения поворота колеса, они были не отрегулированы или сносились со временем эксплуатации автомобиля.
регулировка поворотных кулаков