Электрооборудование (тема №4 — электрооборудование)

Схема устройства контактной системы батарейного зажигания:

а) схема; б) положения ключа выключателя зажигания и стартера; 1 – рычажок прерывателя; 2 – подвижный контакт; 3 – неподвижный контакт; 4 — кулачок; 5 – прерыватель низкого напряжения; 6 — конденсатор; 7, 14, 23 – провода; 8 – выключатель зажигания; 9 – добавочный резистор; 10 – первичная обмотка; 11 – вторичная обмотка; 12 – катушка зажигания; 13 — магнитопровод; 15 – выключатель добавочного резистора; 16 — амперметр; 17 – аккумуляторная батарея (АКБ); 18 – выключатель электродом; 19 – ротор с электродом; 20 — распределитель; 21, 24 – подавительные резисторы; 25 – свеча зажигания; 26 – ключ выключателя зажигания.

Контактная система батарейного зажигания состоит изаккумуляторной батареи 17, катушки зажигания 12, прерывателя 5 низкого напряжения с конденсатором 6, распределителя импульсов высокого напряжения 20, свечей зажигания 25, выключателя зажигания 8, амперметра 16. Прерыватель 5 имеет два контактанеподвижный 3 соединенный с массой и подвижный 2, расположенный на рычажке 1 и соединенный с проводом 7 с первичной обмоткой 10 катушки зажигания. В прерывателе установлен вращающийся валик с кулачком 4, при помощи которого размыкаются контакты. В системе зажигания в качестве источника электрического тока используется генератор переменного тока.

При замыкании контактов прерывателя ток от АКБ проходит по первичной обмотке катушки зажигания, создавая вокруг нее магнитное поле.

Цепь низкого напряжения следующаяположительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 – выключатель зажигания 8 добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 — провод 7 – подвижный контакт 2 – неподвижный контакт 3 – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ.

При размыкании контактов прерывателя обесточивается первичная обмотка катушки зажигания и резко уменьшается магнитное поле. Магнитный поток исчезающего поля пересекает витки вторичной и первичной обмоток, при этом индуктируется электродвижущая сила (ЭДС) высокого напряжения во вторичной и ЭДС самоиндукции в первичной обмотках. Возникающие во вторичной обмотке импульсы высокого напряжения подводятся к свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Вращающийся ротор 19 своим электродом распределяет импульсы высокого напряжения по электродам крышки распределителя. Частота вращения ротора в 2 раза меньше частоты вращения коленчатого вала и, таким образом, совпадает с частотой вращения кулачка прерывателя.

Положение пластины ротора напротив каждого из электродов крышки распределителя соответствует разомкнутому состоянию контактов прерывателя.

Цепь высокого напряжениявторичная обмотка11 – провод 14 высокого напряжения – подавительный резистор 21 – электрод ротора 19 – один из электродов крышки распределителя 20 – провод 23 — подавительный резистор 24 – свеча зажигания 25 – центральный электрод свечи – боковой электрод свечи – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ 17 – положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 — выключатель зажигания 8 – добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 – вторичная обмотка катушки зажигания 12.

В первичной обмотке ток самоиндукции возникает при замыкании контактов прерывателя. Ток самоиндукции замедляет процесс исчезновения тока в первичной обмотке, нежелательно, так как при размыкании контактов увеличивается период искрообразования между ними, снижаются эффективность и надежность системы зажигания. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 6. В момент размыкания цепи низкого напряжения конденсатор заряжается током самоиндукции, а затем при разомкнутых контактах разряжается через первичную обмотку.

Выключатель зажигания 8 необходим для остановки работающего двигателя размыканием первичной обмотки катушки зажигания. Он нужен и для включения зажигания перед пуском двигателя. Ключ 26 выключателя зажигания может занимать четыре положения 0 – зажигания выключено; 1 – зажигание включено; 2 – включены зажигание и стартер; 3 – подведено питание к радиоприемнику. В положении 0 ключ можно вставить и вынуть из замка зажигания. После пуска двигателя ключ выключателя зажигания переводят в положение 1.

Выключатель 18 цепи АКБ нужен для отключения батареи от массы при выполнении электротехнических работ и для остановки автомобиля на длительное время. Выключатель 18 защищает электрооборудование от короткого замыкания или от пожара при неисправной проводке, а также позволяет отключить батарею от всех потребителей электрической энергии, непосредственно не отсоединяя провода, отходящие от нее. В этом случае остается включенным аварийное освещение – плафон кабины и розетка переносной лампы.

Масса между двигателем и кузовом

Линия «31», в народе получившая название «масса», «минус» или «отрицательная цепь» имеет очень важное значения для автомобиля. И не только для электрооборудования, но и для многих других систем, в том числе и для двигателя или АКПП

Практически все автомобили имеют однопроводную систему бортовой сети и роль «минуса» в этой цепи выполняют металлические части кузова. Это во много раз уменьшает количество проводов и уменьшает себестоимость автомобиля.

Получается, что все участники этой цепи имеют свое подключение к кузову — панель приборов, фары, ЭБУ, двигатель и т.д.

Не смотря на визуальную целостность этих подключений, со временем в следствие окисления и коррозии, контакт медленно и незаметно ухудшается, что приводит к просадкам напряжения во время включения мощных потребителей или нарушению работы системы.

Я бы разделил подключения массы на основные и локальные. Допустим, подключения масс головного света является локальным и при нарушении этого подключения пострадает только головной свет. А вот при нарушении контакта массы от АКБ к кузову пострадает вся бортовая сеть, и из-за чего могут возникнуть проблемы в работе двигателя и прочих важных узлов и агрегатов.

Вот так на графиках диагностики выглядит напряжение бортовой сети с проблемными массами

А вот график после профилактики массы АКБ — двигатель — кузов

Поэтому надежная масса двигатель — кузов очень важна для исправной и беспроблемной работы всего автомобиля.

В общем, цепь массы необходимо поддерживать в идеальном состоянии. Это как аксиома.

Дальше рассмотрим где находится масса двигатель — кузов и как её проверить.

Нужна ли масса на корпус эбу

Практически все машины новой сборки, используют кузов как основной источник электрической энергии. Образно выражаясь, корпус машины представляет собой единый провод, имеющий отрицательный заряд, используемый всеми имеющимися в автомобиле электрическими приборами потребляющими энергию. По этой причине его называют масса, или иными словами минус. По этой причине при возникновении плохого контакта с массой в результате окисления или некачественного закрепления, возникают проблемы в работе автомобиля, функционировании оборудованной электроники или появляются проблемы с двигателем.

Автомобиль и электрооборудование

Современный автомобиль является средством транспорта и состоит из таких основных конструктивных блоков как несущий кузов, ходовая часть, силовой агрегат с двигателем и трансмиссией, система управления и, конечно же, электрики.

Электричество и автомобиль – два неразделимых понятия, тесно взаимосвязанных уже на протяжении более чем ста лет, с самого момента создания первой самодвижущейся конструкции.

Любой автомобиль обладает функциями, осуществление которых возможно лишь при помощи электроэнергии.

К числу таких важнейших функций можно отнести воспламенение топливной рабочей смеси в цилиндрах карбюраторных и инжекторных двигателей внутреннего сгорания, запуск двигателя, освещение дорожного пространства перед машиной и внутреннее освещение в салоне, световая индикация шкал приборов и различных сигнальных устройств, габаритные огни и т.д.

Основные потребители электроэнергии в автомашинах дополняются разнообразными электротехническими устройствами вспомогательного назначения, такими, как «дворники», сигналы звукового оповещения, радиооборудование и многими другими.

Питание всех электрических устройств и приборов осуществляется от источников тока. Весь комплекс электрических механизмов и приборов, включая источники электроэнергии, в совокупности образует систему автомобильного электрооборудования.

Аккумуляторная батарея, или сокращенно АКБ, состоит из блока свинцово-кислотных модулей-аккумуляторов постоянного тока (обычно в состав АКБ входит шесть таких модулей), представляя собой химический источник электроэнергии, служащий как для запуска двигателя посредством электростартера, так и для питания электрооборудования при незапущенном либо работающем на малых оборотах коленчатого вала в двигателе.

Автомобильный электрогенератор предназначен для обеспечения током всех электротехнических и электронных приборов и устройств автомашины при работе двигателя в режиме как средней, так и высокой частоты вращения коленчатого вала.

Автомобильные двигатели карбюраторного типа оборудованы системой зажигания, которая может быть контактной или бесконтактной.

Современные автомобили оснащаются бесконтактной электронной системой зажигания, выгодно отличающейся целым рядом существенных преимуществ перед морально устаревшей контактной системой.

К основным из таких достоинств можно причислить: увеличенный потенциал напряжения, поступающего на вторичную обмотку катушки зажигания; увеличенную мощность и большую продолжительность искрового разряда; контакты прерывателя не подлежат износу; повышенный срок эксплуатации свечей зажигания; более полное сгорание рабочей топливной смеси в цилиндрах автомобильного мотора; облегченный запуск двигателя; значительно более высокая приемистость и экономичность.

Надежный запуск двигателя может быть обеспечен лишь при частоте вращения коленчатого вала не менее 60-80 об/мин.

Достигнуть столь высокой скорости вращения вручную, при помощи давно ставшей достоянием истории заводной рукоятки, попросту невозможно, поэтому для запуска используется специальное устройство в виде электрического стартера, обеспечивающего водителю возможность пуска двигателя непосредственно из салона автомобиля.

Современные автомобили оснащаются специальными электрическими устройствами, препятствующими созданию в процессе работы систем автомобиля пульсирующих магнитных полей, генерирующих помехи, которые усложняют радио- и телевизионный прием. Минимизация воздействия помех обеспечивается посредством экранирования элементов в составе системы зажигания.

Кроме того, двигатель соединен с массой автомобиля через специальную плетеную из медных жил гибкую шину, а под головки болтов крепления устанавливаются шайбы – «звездочки», за счет чего обеспечивается хороший контакт между узлами и агрегатами.

С целью устранения радиопомех каждый провод высокого напряжения надежно «окутан» толстым слоем изолирующей оболочки из полихлорвинила, а система зажигания в целом комплектуется сопротивлением 6-12 кОм.

Надежность эксплуатации автомобиля, степень его экономичности, активной и экологической безопасности во многом зависят от безупречного функционирования системы электрооборудования.

Схема электрооборудования трактора Т-25

Схема электрооборудования трактора Т-25 (рис. 71) однопровод­ная, номинальное выпрямленное напряжение 12 вольт; с корпу­сом («массой» трактора) соединены отрицательные клеммы источников тока. Перед запуском двигателя включателем 6 «массы», установ­ленном под щитком приборов, включают минусовую клемму ак­кумуляторной батареи 4 к корпусу трактора. При этом на щит­ке приборов загорается контрольная лампа 14 с красным кол­пачком. Запуск двигателя осуществляется стартером 3 с элек­тромагнитным включением. Стартер включается поворотом ключа, вставленного во включатель 13 стартера через промежуточное реле 37. Включатель стартера имеет два положения: первое — вклю­чение подогревателя 45 (свеча накаливания) и второе — вклю­чение стартера. При запуске двигателя в зимнее время продолжительность включения свечи накаливания должна быть 30—40 сек. Работа стартера при запуске двигателя не должна превышать 10 сек. Если двигатель после двух-трех включений с минутным пере­рывом не запустился, то следует выяснить причины плохого за­пуска и устранить их. Для автоматического отключения старте­ра при запуске двигателя и исключения возможности повторно­го включения его при работающем двигателе, в электросхеме предусмотрено блокировочное реле 43. Зарядка аккумулятор­ной батареи происходит во время работы двигателя. При этом напряжение постоянного тока с выводных клемм генератора че­рез амперметр 34 подается на плюсовую клемму аккумулятор­ной батареи. Минусовая клемма генератора соединена с кор­пусом трактора «массой». Зарядный и разрядный ток аккуму­ляторной батареи контролируется амперметром.

Схема электрооборудования трактора Т-25

Рис. 71. Схема электрооборудования трактора Т-25: 1 — фара тракторная передняя ФГ 305; 2 — генератор Г302Б переменного тока 12 в 190 вт; 3 — стартер 12 в 2,8 л. с. СТ222; 4 — аккумуля­торная батарея 135 а*ч 3-ТСТ-135ЭМС; 5 — розетка штепсельная 47 к.; 6 — включатель «массы» ВК318Б; 7 — реле указателя поворота РС410В; 8 — пат­роны ламп освещения приборов ПП102-Ж; 9 — электролампа 12 в 1,5 св; 10 — контрольный элемент подогрева ПД51; 11 — указатель давления масла МД219; 12— тахоспидометр со счетчиком мото-часов ТХ120; 13 — включа­тель стартера ВК316Б; 14 — фонарь контрольной лампы ПД-20-Е; 15 — панель соединительная 12-клеммовая ПС 12; 16 — электролампа указателя пово­рота 12 в 21 св; 17 — фонарь тракторный передний ПФ204; 18 — элек­тролампа габарита 12 в 6 ев; 19 — включатель стоп-сигнала ВКЮ-Б; 20 — фара тракторная задняя ФГ304; 21 — фонарь тракторный задний ФП209; 22 — соединитель проводов ПС305; 23 — электролампа стоп-сигнала и габа­рита 12 в 21+6 св; 24 — кнопка сигнала ВК-34; 25 — переключатель освещения передних фар П57; 26 — переключатель указателей поворота П57; 27 — штепсельный разъем; 28 — розетка штепсельная ПСЗООА; 29 — электро­лампа освещения номерного знака 12 в 3 св; 30 — фонарь тракторный номерного знака ФП200; 31 — фонарь контрольной лампы ПД20-Д; 32 — включатель задних фар ВК-57; 33 — включатель габаритов ВК-57; 34 — ам­перметр АП200; 35 — указатель температуры масла УК 133М; 36 — патрон контрольной лампы ПП113Д; 37 — реле включения стартера РС502; 38 — со­противление добавочное СЭ-52: 39 — панель соединительная 5-клеммовая ПС5; 40 — блок предохранителей ПР106; 41 — блок защиты БЗ-30; 42 — плавкая вставка ПВ-20А; 43 — .реле блокировки РБ1; 44 — реле-регулятор РР362Б; 45 — свеча накаливания СН150; 46 — сигнал звуковой С44; 47 — датчик температуры масла ТМ100; 48 — штепсельный разъем.

Однопроводная система

Однопроводная система уменьшает количество проводов и значительно упрощает и удешевляет всю систему проводки. Но вместе с тем такая система требует более внимательного отношения к изоляции проводов и к их креплению. При нарушении изоляции провода могут непосредственно касаться массы автомобиля, вызывая короткие замыкания, приводящие при несоответствии плавких предохранителей или неисправности термобиметаллического предо хращт л м1 бго мшо дзхшшши и.

Однопроводная система уменьшает количество проводов и значительно упрощает и удешевляет всю систему проводки. Но вместе с тем такая система требует более внимательного отношения к изоляции проводов и к их креплению.

При однопроводной системе, когда тормоза прицепа действуют при понижении давления в соединительной магистрали, в случае ППРЫНЛ прицепа н разъединения шланга прицеп затормаживается автоматически, так как воздух из магистрали прицепа, как и при торможении, выходит в атмосферу.

Схемы работы пневматического привода к тормозам автомобиля-тягача.

При однопроводной системе, когда тормоза прицепа действуют при понижении давления в соединительной магистрали, в случае отрыва прицепа и разъединения шланга прицеп затормаживается автоматически, так как воздух из магистрали прицепа, как и при торможении, выходит в атмосферу.

При однопроводной системе, когда тормоза прицепа действуют при понижении давления в соединительной магистрали, в случае обрыва прицепа и разъединения шланга 2 прицеп затормаживается автоматически, так как воздух из магистрали прицепа, как и при торможении, выходит в атмосферу.

При использовании однопроводной системы один из выводов датчика соединяется с его корпусом, а другой идет к клемме или штепсельному разъему, укрепленному на корпусе.

На автомобилях применяется однопроводная система включения приборов электрооборудования, при которой вторым проводом является масса автомобиля. Однопроводная система уменьшает количество проводов и значительно упрощает всю систему проводки. Однако при нарушении изоляции провода могут касаться металлических частей автомобиля, что вызывает короткое замыкание, а при неисправности предохранителей и возможность пожара. В схемах электрооборудования автомобилей применяют провода низкого напряжения ПГВА.

На автомобилях применяют однопроводную систему, при которой потребители, выключатели, источники тока и другие приборы электрооборудования соединены между собой проводами по определенной схеме; другим проводом служат металлические части автомобиля — масса. Все потребители включаются в цепи путем присоединения к одному из перечисленных приборов.

Схема агрегата АПШ.

Электрооборудование полуприцепа имеет однопроводную систему распределения электроэнергии постоянного тока, напряжением 12 В.

В автотракторном электрооборудовании применяется только однопроводная система, при которой с корпусом ( массой) соединен один из полюсов каждого аппарата, а обратным проводом служит металл шасси и кузова автомобиля. Согласно ГОСТ 3940 — 57 у всех вновь выпускаемых автомобилей и тракторов предусматривается соединение с корпусом отрицательного полюса системы электрооборудования.

На автомобилях преимущественно применяется однопроводная система проводки, при которой вторым проводом служат металлические части автомобиля — масса.

Электропроводка автомобиля выполнена по однопроводной системе, при которой вторым проводом служат металлические части ( масса) автомобиля. Источники электрической энергии и потребители присоединены отрицательным полюсом на массу.

Клапан предназначен для управления однопроводной системой пневматического привода тормозов прицепа.

Характеристики, свойства и маркировка аккумуляторных батарей

Помимо номинального напряжения, важными характеристиками аккумуляторной батареи являются электрическая емкость и пусковой ток. Маркировка аккумуляторной батареи имеет следующий вид:

12В 60Ач 510А (EN) 300А (DIN), где:

  • 12В — номинальное напряжение;
  • 60Ач — электрическая емкость батареи измеряется в ампер-часах (Ач). Обычно составляет 55-90 Ач;
  • 510А (EN) — пусковой ток в амперах, измеренный по системе EN.
  • 300А (DIN) — пусковой ток в амперах, измеренный по системе DIN.

Пусковой ток может быть указан по одной системе. В этом случае, при необходимости пересчета, используется коэффициент 1,7.

I (EN) = 1.7*1 (DIN)

Электрическую емкость и величину пускового тока обязательно надо учитывать при замене батареи. Эти параметры у новой батареи должны соответствовать или незначительно превышать параметры штатной батареи, установленной на заводе.

При выборе батареи необходимо также учитывать размер, расположение и полярность выводов (см. рисунок).

Как появился трактор?

Идея строительства нового трактора появилась в самый разгар войны — в 1943 году, и несмотря на то что до победы было еще далеко, советские конструкторы с энтузиазмом восприняли идею о создании новой самоходной техники. До 1966 года выпускались опытные варианты машины в Харькове, но они не пользовались такой популярностью, и только в 1966 году удалось разработать новинку, которая помогла труженикам села по достоинству оценить возможности новой тракторной техники. В 1972 году налаживается выпуск нового варианта техники, где впервые применяется цветная схема электрооборудования трактора Т 25, ставший визитной карточкой страны на многие десятилетия вперёд. Техника получила несколько престижнейших наград на международных выставках, и западные производители сумели по достоинству оценить максимальную скорость трактора Т 25, который эффективно справлялся с работой в полевых условиях и в садоводческом комплексе. Отметим, что начиная с 1972 года, трактор Т 25 получает второе название «Владимирец», и его производство переносится в Россию, в город Владимир.

Однопроводная система

Система электрооборудования автогрейдера выполнена по однопроводной системе с присоединением на массу машины.

Стартер выполнен для работы в однопроводной системе, где вторым проводом служит масса двигателя. Стыки наружных деталей стартера и реле снабжены уплотнительными элементами, предохраняющими от попадания воды внутрь стартера при кратковременном погружении автомобиля в пресную воду глубиной до 1 м при прохождении автомобилем глубокого брода.

Автотракторные электрические машины проектируются для работы в однопроводной системе. На транспортных средствах с системой электрооборудования постоянного тока с корпусом машины соединяется отрицательный полюс системы.

Датчик и указатель термометра соединены между собой по однопроводной системе. Шкала имеет надпись Вода. При пониженной и нормальной температуре воды контрольная лампа не горит.

Гидравлическая схема.

Пневмопривод тормозов ] ( рис. 72) выполнен по однопроводной системе.

Выбор системы проводки — однопроводная или двухпроводная-решен практикой в пользу однопроводной системы, при которой общим обратным проводом служит масса-металл двигателя и шасси машины.

Для соединения всех элементов системы освещения между собой и с источниками тока применяют однопроводную систему проводки. Для удобства монтажа провода ставят различной расцветки, их соединяют в пучки и затем соединяют между собой с помощью клемм.

Соединительная головка типа Палм. а — соединительная головка тягача. б — соединенные головки тягача и прицепа. 1 — корпус. 2 — уплотнительная прокладка. 3 — крышка. 4 — направляющая.

Соединительная головка типа Б по ГОСТ 4365 — 67, устанавливаемая на прицепе с однопроводной системой привода тормозов прицепа, имеет штифт, который при сцепке с головкой типа А тягача открывает и удерживает в открытом состоянии клапан последней. При этом магистрали тягача и прицепа соединяются.

Вторым способом является последовательное включение в провода накала ( непосредственно у лепестков ламповых панелек) дросселей; при однопроводной системе накала дроссели включают только у лепестков, соединяемых с проводом накала. Дроссели накала представляют собой цилиндрическую однослойную бескаркасную спираль с внутренним диаметром 4 — 7 мм, имеющую 10 — 30 намотанных вплотную друг к другу витков изолированного медного провода диаметром 0 4 — 0 7 мм.

В настоящей главе описываются электронные регуляторы напряжения, предназначенные для работы с генераторами переменного тока со встроенным выпрямителем в однопроводной системе электрооборудования автомобиля с номинальным напряжением 12 В, соединенным с массой отрицательным зажимом аккумулятора.

Данная схема обладает возможностью соединения в общую точку одного зажима источника и одного конца нагрузки, что дает ряд преимуществ при однопроводных системах питания и при экранировании радиотехнических устройств.

Электрооборудование тракторов должно удовлетворять требованиям ГОСТ 3940 — 57, которые регламентируют номинальное рабочее напряжение всех приборов 6, 12 или 24 в при однопроводной системе, в соответствии с чем вторым проводом системы является масса трактора.

Две соединительные головки служат для соединения с магистралями прицепа, оборудованного двухпроводной системой, и одна соединительная головка 25 служит для соединения с магистралью прицепа, оборудованного однопроводной системой привода.

Метки: ваз, приора, массы, дублирование масс

Комментарии 43

красавец все правильно и аккуратно, погда делаешь все аккуратно и как нужно и автомобиль ходит нормально, а когда сервисмены делают на отъбись тогда и беды получаются и отрицательные эмоции

Надо питание ЧЯ дублировать тоже. Оттуда все потребители питаются, а на него 4 или 6кв провод идет всего.

Поясни засыпающему, что такое Ч.Я?

Черный ящик с предами.

Поясни засыпающему, что такое Ч.Я?

Блок предохранителей На зубилах он чёрного цвета с крышкой. Потому и Чёрный Ящик -)

Да, интересно в какой проге 3Д модельки накиданы?

Хз, правда. мне их прислали

чем клеммы обжимал?

Плоскогубцами с механизмом увеличения усилия

не знаю, как называются. короче на них давишь чуть, а они сжимают с бешенным усилием. там внутри два штока и пружина жесткая стоит. внешне как газовый ключ выглядят

ааа)я понял)тоже намечаю такую процедуру провести)

вот внизу посмотри ссылка человечек скинул один в один как у меня

не знаю, как называются. короче на них давишь чуть, а они сжимают с бешенным усилием. там внутри два штока и пружина жесткая стоит. внешне как газовый ключ выглядят

пресс ручной гидравлический называется.

ага, пневматический

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: