Электронная система управления распределительными топливными насосами с дозирующим электромагнитным клапаном
При использовании таких насосов (рис. «Аксиально-поршневой распределительный топливный насос высокого давления с управлением при помощи электромагнитного клапана«) количество подаваемого топлива дозируется электромагнитным клапаном высокого давления, который перекрывает камеру насосного элемента. Это дает еще большую гибкость дозирования топлива и возможность регулирования момента начала впрыска топлива. Кроме того, за счет уменьшения нерабочих объемов повышается потенциал рабочего давления насоса.
Основными узлами насоса являются электромагнитный клапан высокого давления, электронный блок управления и инкрементный датчик угла поворота для управления электромагнитным клапаном.
Закрытие электромагнитного клапана определяет начало подачи топлива, которая продолжается до момента открытия клапана. Количество впрыскиваемого топлива зависит от времени, в течение которого клапан остается закрытым. Управление при помощи электромагнитного клапана позволяет быстро открывать и закрывать камеру насосного элемента независимо от частоты вращения коленчатого вала. Такой метод обеспечивает быстрое регулирование подачи топлива независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя, улучшение герметизации полостей высокого давления и в конечном итоге увеличение эффективности насоса.
Насос снабжен собственным блоком управления для точной установки момента начала подачи топлива и его дозирования. В памяти ЭБУ хранится программа работы конкретного насоса и информация о данных его калибровки.
Электронный блок управления работой двигателя определяет начало впрыска топлива и его подачу на основе рабочих характеристик двигателя и отправляет эту информацию по каналу связи в блок управления насоса. С использованием такой системы можно управлять как моментом начала впрыска, так и началом нагнетания.
Блок управления насоса также получает сигнал о количестве впрыскиваемого топлива через шину данных. Этот сигнал затем обрабатывается в блок управления двигателя в соответствии с сигналами, поступающими от педали подачи топлива, и другими параметрами, определяющими потребное количество топлива. В блок управления насоса сигналы о количестве впрыскиваемого топлива и скоростном режиме работы насоса на момент начала подачи топлива принимаются в качестве входных переменных для диаграммы рабочих характеристик насоса, на основании которых соответствующий период срабатывания сохраняется в виде угла поворота кулачковой шайбы.
И наконец, момент срабатывания электромагнитного клапана высокого давления и продолжительность его закрытия определяются по данным угла поворота датчика, интегрированного в топливный насос распределительного типа (VE). Этот датчик используется для регулирования по углу поворота/времени. Датчик состоит из магниторезистивного сенсора и кольцевого элемента, обладающего магнитным сопротивлением и имеющего метки, расставленные через 3°, для каждого цилиндра двигателя. Датчик с высокой точностью определяет угол поворота приводного вала, при котором электромагнитный клапан открывается и закрывается. Это позволяет блок управления насоса преобразовывать данные по моменту начала подачи топлива в данные по соответствующему этому моменту углу поворота кулачкового вала и наоборот.
Мягкое протекание процесса подачи топлива в начале впрыскивания, которое зависит от конструктивных особенностей насоса распределительного типа, еще больше реализуется при использовании форсунки с двумя пружинами. При работе прогретого двигателя с турбонаддувом такое протекание топливоподачи позволяет снизить уровень шума работающего двигателя.
Предварительный впрыск
Обеспечивает дальнейшее снижение шума от сгорания топлива без ухудшения работоспособности всей системы, которая должна обеспечивать максимальную эффективную мощность при минимально возможном эксплуатационном расходе топлива. Для получения предварительного впрыска дополнительных конструктивных изменений не требуется. В течение нескольких миллисекунд ЭБУ заставляет срабатывать электромагнитный клапан дважды. Электромагнитный клапан с высокой точностью и быстродействием регулирует количество впрыскиваемого топлива. Типичные значения количества впрыскиваемого топлива составляют 1,5 мм3.
7.3. Система электроснабжения (генератор). Устройство.
Система электроснабжения автомобилей состоит из двух источников: аккумуляторных батарей и генераторной установки переменного тока. Кроме того, в систему входят ряд промежуточных реле, выключатель массы батарей и замок-выключатель приборов и стартера. Схема включения изделий системы электроснабжения показана на рис.135
Генераторная установка (ГУ) Г273А представляет собой генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и интегральным регулятором напряжения (ИРН). Техническая характеристика генераторной установки приведена в таблице 16.1. Генератор (рис.136) представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и является одним из источников питания электрооборудования. Снабжен выпрямительным блоком и интегральным регулятором напряжения. Малогабаритный интегральный регулятор напряжения Я120М служит для поддержания в заданных пределах напряжения, вырабатываемого генератором. Регулятор представляет собой электронное устройство, закрытое крышкой и залитое специальным герметиком. На регуляторе имеются 4 вывода. Этими выводами регулятор устанавливается в щеткодержатель так, чтобы выводы, помеченные буквами «Ш», «Д», «В», и «Р», легли на токоведущие шины щеткодержателя (рис.137). В щеткодержателе также установлено подпиточное сопротивление 3 величиной 75Ом, служащее для обеспечения надёжного возбуждения генераторной установки на низких оборотах двигателя. Электрическая схема соединения генератора с регулятором напряжения показана на рис.138.
Источник
Характеристики ЯМЗ-536
Производство | «Автодизель» Ярославский моторный завод |
Марка двигателя | 536 |
Годы выпуска | 2012-н.в. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тип двигателя | дизельный |
Конфигурация | рядный |
Количество цилиндров | 6 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 128 |
Диаметр цилиндра, мм | 105 |
Степень сжатия | 17.5 |
Объем двигателя, куб.см | 6650 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 202/1900 219/1900 240/2300 240/2300 262/1900 270/2300 275/2300 285/2300 312/2300 330/2300 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 935/1100-1400 985/1200-1500 900/1300-1600 1049/1300-1600 1100/1200-1500 1166/1300-1600 1177/1300-1600 1130/1300-1600 1226/1300-1600 1275/1300-1600 |
Экологические нормы | Евро 4 Евро 5 |
Турбокомпрессор | ТКР 80 |
Вес двигателя, кг | 640 |
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для МАЗ-6501) | 30 |
Расход масла, % к расходу топлива, до | 0.1 0.2 (5362, 5364) |
Масло в двигатель | 5W-40 10W-40 15W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 22.5 |
Замена масла проводится, км | 15000 (1-й раз) 30000 |
Размеры, мм: — длина — ширина — высота | 1298 759 972 |
Ресурс двигателя, км — по данным завода — на практике | 1 000 000 — |
Тюнинг, л.с. — потенциал — без потери ресурса | 300+ — |
Двигатель устанавливался | МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312, 6501 ЛиАЗ-5256, 5292, 5293, 6212, 6213 Урал-NEXT, 3255, 4320, 4420, 5551, 5557, 5831, 6370 Катера КС-162, 164, 165, 169, 950, 951 Катера Флагман, Амета ЧСДМ ДЗ-98 RM-Terex WX200, TX270, TG200, TG180 |
Модификации
МАЗ 6303 можно рассматривать как универсальную платформу, на которую в зависимости от требований заказчика устанавливается необходимое оборудование. Грузовые платформы могут быть открытого бортового, шторного или тентового типа. Могут быть также установлены самосвальные платформы, сортиментовозные площадки и краны грузоподъемностью до 25 тонн. Среди основных модификаций МАЗ 6303, получивших наибольшее распространение можно отметить:
- МАЗ-630326 – автомобиль-тягач или сортиментовоз для перевозки сортимента длиной от 2 до 6 метров в составе автопоезда. Полная масса автопоезда может достигать 48000 кг. Колесная формула 6Х4;
- МАЗ-630168 – грузовой автомобиль с колесной формулой 6Х2, предназначенный для перевозки грузов в системе транзитных перевозок МДП в составе автопоезда общей массой до 44000 кг. Соответствует требованиям TIR.
- МАЗ-6317 – грузовой 11-тонный автомобиль-вездеход с колесной формулой 6Х6. Широкопрофильные вездеходные шины с изменяемым давлением и большой дорожный просвет, позволяет автомобилю транспортировать грузы по пересеченной местности в составе автопоезда полной массой до 55 тонн. Часто используется в качестве аэродромного тягача для буксировки самолетов. Широко применяется как в военной области, так и в гражданских отраслях.
В настоящее время выпускается несколько модификаций платформ грузоподъемностью от 14,5 до 19,5 тонн с колесной формулой 6Х4. Шасси оснащаются как традиционными двигателями ЯМЗ, так и силовыми установками Deutz. Шасси МАЗ 6303А5-348 (-349, 351, 352) предназначаются под установку кранов, экскаваторов и бетоносмесителей. Комплектации МАЗ 6303А5-348 (-349) оснащаются центральным редуктором отбора мощности (ЦРОМ).
Кабина: конструкция и дизайн
Изначально МАЗ разрабатывался, как автомобиль, предназначенный для работы на международных маршрутах. Именно это стало основой для создания соответствующей кабины. Ее оборудовали современными обводами. К тому же были улучшены аэродинамические характеристики.
Длина автомобиля
Двигатель
Большинство тягачей данной серии укомплектованы V-образными дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 269–420 лошадиных сил. Силовые установки Ярославского моторного завода оснащены турбонаддувом, системой непосредственного топливного впрыска и промежуточным воздушным охлаждением.
За счет встроенного обогревателя запуск мотора не вызывает проблем даже в сильные морозы. При скорости 80 км/ч двигатель расходует около 35 л топлива на 100 км. Гарантированный рабочий ресурс моторов ЯМЗ составляет 140 000 км, номинальный – 1 000 000 км/15 000 ч.
Отдельные модели авто (например, седельные тягачи МАЗ 544019-1421-031) оснащены двигателями немецкого автоконцерна Mercedes. Данные агрегаты характеризуются более высокой мощностью (435 л. с.) и увеличенным сроком службы.
Не крутит стартер МАЗ
Если система управления выше указанного автомобиля при повороте ключа в замке зажигание, не включает стартер, то причина неисправности заключается в электрооборудовании или электронных системах автомобиля. Причины могут быть следующие:
- Неисправность стартера
- Поломка блока реле и предохранителей
- Неисправность замка зажигания
- Обрыв или замыкание электропроводки
- Обрыв или замыкание шины CAN
- поломка втягивающего реле стартера
- Нет напряжения питания на блоке управления двигателем
- Отсутствие контактов в разъемах электрической проводки
- Неисправность замка зажигания
- Выход из строя главного реле автомобиля
- Обрыв “массы”
- Неисправность блока управления двигателем
Все начинается с… «позвоночника»
Сборка любого грузовика (и МАЗ-5440Е9 не исключение) стартует со сборки шасси. Процесс начинается с лонжеронов (фр. longeron, от longer — идти вдоль) — главного силового элемента рамы, который обеспечивает прочность и сопротивляемость изгибу при нагрузке. Два параллельных лонжерона укрепляются усилителями, а между собой скрепляются поперечинами. Такая конструкция имеет множество отверстий. Это, можно сказать, своеобразный конструктор, скрепляемый впоследствии примерно 120 болтами.
Лонжероны – гарант прочности и надежности
Из интервью с заместителем начальника автосборочного цеха Дмитрием Гореликом
— Как удается избежать ошибки и установить все правильно, ведь рама имеет множество отверстий? — Мы проводим обучение наших специалистов, постоянно повышаем разряд. Если выходит какой-то новый автомобиль, то технологи совместно с конструкторами предварительно проводят авторский контроль, то есть обучают и рассказывают об особенностях новинки. |
Рама — главный несущий механизм грузовика — содержит несколько основных деталей: лонжероны, усилители лонжеронов, поперечины, боковины. Сначала собирают усилители и лонжероны, затем на кронштейны крепятся заклепки (или болты, в зависимости от модели), потом все эти части собираются вместе и проходят контрольные испытания. Для того чтобы не перепутать все эти детали, каждая из них имеет свою маркировку, идентификационный номер, который страхует от ошибок при сборке.
Каждая деталь рамы пронумерована
Одну раму собирают около 20 рабочих, а помогают им вот такие машины. Это высокоскоростное многофункциональное оборудование. Если раньше для обработки кронштейна необходимо было 5-6 станков с их переналадкой, то сейчас есть возможность, пропустив кронштейн через одну установку, обработать его со всех сторон. Это позволяет сократить расходы и время на обработку деталей.
Японское оборудование для обработки кронштейнов
Вообще, сборка рамы — настоящий ритуал, сродни японской церемонии чаепития. Количество этапов подготовки, которые проходит автомобильная рама, впечатляет. Такой чести не удостаивается больше ни одна деталь. На первом этапе рама проходит дробеструйную обработку, а затем ее ожидает процедура катафорезного покрытия, которая обеспечивает защиту детали от ржавчины и окисления.
Но особенно привлекательным с точки зрения обывателя, впервые попавшего на автомобильный завод, выглядит этап порошкового окрашивания рамы. Вот как это происходит.
Если вы думаете, что принятие ванн — занятие только для людей, то вы ошибаетесь. Рамы тоже принимают ванны! И не одну! Сначала ее просто промывают, следующая ванна — фосфатная (это ей все автомобилисты обязаны отсутствием коррозии), далее — 3-х кратная промывка после фосфата, и наконец, ванна с катафорезной грунтовкой. И опять 3-х кратная промывка, чтобы смыть лишние хлопья краски. Не удивимся, если сотрудники завода заканчивают эту процедуру 3-х кратным «Ура»!
После этого специалист проверяет качество сборки и покраски рамы. И только затем рама отправляется на конвейер. Кстати, цикл от навески до съема рамы составляет 4 часа 30 минут, каждая последующая рама выходит через 6 минут 30 секунд!
Устройство
МАЗ-6501 имеет лонжеронную раму-«лесенку», выполненноую из высокопрочных закалённых сталей. Спереди самосвалы данной модели оборудуются зависимой подвеской с амортизаторами, поперечным стабилизатором и малолистовыми рессорами, а сзади – подвеской рессорно-балансирного типа.
Автомобили снабжены тормозным комплексом с барабанными механизмами на всех колёсах, антиблокировочной системой тормозов и пневматическим приводом, а также гидравлическим усилителем рулевого управления. Шасси МАЗ-6501 уже на Минском автозаводе комплектуются сварными металлическими самосвальными кузовами, опрокидываемыми при помощи гидравлического механизма.
Грузовые самосвальные платформы на МАЗ-6501 бывают как прямоугольной, так и U-образной («корытообразной») формы, с задней разгрузкой, объёмом от 12,5 до15,4 кубических метров. А также – прямоугольной формы с трехсторонней разгрузкой, объёмом от 11-ти до 14-ти кубометров; 22-кубовый кузов с распашными бортами и боковой разгрузкой.
Механизм подъёма (опрокидывающий механизм) – гидравлический, одноцилиндровый, с электропневматическим дистанционным управлением, с непосредственным воздействием на платформу. Механизм обеспечивает независимое раздельное управление подъёмом платформы автомобиля и прицепа на угол 49-3, опускание, остановку в промежуточном положении, автоматическое ограничение угла подъёма, встряхивание гружёной платформы в самом конце подъёма, для полного ссыпания груза. Разгрузка производится с пневмоэлектрическим открыванием / закрыванием запоров заднего борта.
Укомплектованные кузовами с трёхсторонней или боковой разгрузкой грузовики МАЗ-6501 используются в качестве зерновозов. Они работают с прицепами, в составе автопоезда. Конструкцией предусмотрена возможность установки надставных бортов, защитного полога, препятствующего высыпанию и выдуванию сыпучих грузов во время транспортировки.МАЗовские зерновозы также можно приобрести с грузовой платформой, позволяющей превращать грузовик в «автопоезд круглогодичного цикла». В этой модели предусматривается возможность загрузки в кузов европаллет при помощи вилочного погрузчика. Для этого и выполнена дополнительная боковая навеска у откидных бортов кузова. Так чисто сельскохозяйственная зерно- и «семечко-возная» самосвальная сцепка в «несезон» может работать как магистральный автопоезд и возить любые грузы в кузове и прицепе на европалетах. Также, на основе трёхосного самосвала МАЗ-6501 был создан ещё и современный самосвал-четырёхосник – грузовой автомобиль с колёсной формулой 8х4 МАЗ-6516.
Кабина
На рынке предлагается самосвал МАЗ-6501 с малой (без спального места) кабиной. Впрочем, по особому заказу возможна и установка удлинённой (с полноценным просторным спальником) кабины. Это современные кабины с достаточно современным, строгим и опрятным, грамотно продуманным интерьером.
По меркам нынешнего, стремительно развивающегося автопрома многим он уже может показаться олдскульным. Но большинство водителей и владельцев считают его просто оптимальным по удобству работы и эргономике. Кабины МАЗ-6501, по сравнению с КамАЗовскими одноклассниками, однозначно более комфортные и безопасные, шумо- и виброзащищённые, расположенные на пневматической подвеске. Водительское сиденье – подрессоренное, снабжённое набором регулировкой в двух плоскостях.
Блок предохранителей МАЗ
Блок предохранителей МАЗ представляет собой устройство, в котором располагаются предохранительные элементы, предназначенные для предотвращения поломки электрических устройств и оборудования.
Предохранительная панель МАЗ включает в себя три модуля:
- В первом блоке в соответствии со схемой расположения находятся предохранители на 30 и 60 ампер. Эти элементы предназначены для защиты генераторных установок и аккумуляторов от переплюсовки и коротких замыканий. От основного компонента блока реле на 60 ампер питаются практически все потребители электроэнергии, кроме световой сигнализации, поскольку она подключена напрямую к аккумулятору.
- Во втором блоке предохранителей находятся 21 устройство на 6 ампер.
- В третьем модуле располагается 9 компонентов на 8 ампер и один на 16 А.
На самом модуле располагается защитная крышка, на которую нанесена информация с метками. Последние поясняют назначение предохранительных устройств и реле и указывают номинал сопротивления деталей. Все элементы различаются между собой по внешнему виду и расположению, но все они предназначены для обеспечения правильной работы электроцепи транспортного средства. Если в сети происходят перепады напряжения, то в первую очередь ломается предохранитель, защищая электрооборудование от выхода из строя.
Блок предохранителей и реле
Основной блок с предохранителями и реле находится в панели приборов, со стороны пассажира за защитной крышкой.
Он состоит из двух частей. В левой размещены предохранители и реле основного оборудования (освещение, подвеска, управление двигателем, ABS и пр). В правой — к предохранителям подключено в основном дополнительное оборудование (отбор мощности, автономный отопитель, навигация и пр.)
Схема
Описание предохранителей
- Счетчик пробега, тахограф, зуммер, диагностика ABS 10А
- Мигающие сигналы, ограничитель скорости, ограничитель нагрузки на ось 10А
- Сигналы заднего хода 20А
- Моторный тормоз, ограничитель белого дыма 10А
- Коробка передач 10А
- ABS, тормозные сигналы 20А
- Подъем подвесной оси, блокировка дифференциала, отбор мощности, датчик давления 10А
- Стеклоочистители, стеклоомыватели 20А
- Звуковой сигнал, вентилятор, кондиционер, модуль температуры 20А
- Пневмоподвеска, управляемые оси, ретардер 10А
- Стеклоподъемник левая сторона 20А
- Стеклоподъемник правая сторона, противотуманные фары 20А
- ABS прицепа 30А
- Тахограф, счетчик пробега, сидение 10А
- Внутреннее освещение, центр. замок, прикуриватель 20А
- Диагностика, местное освещение 20А
- Радиоаппаратура, сидение 20А
- Реле клапана ABS 20А
- Питание блока управления двигателя 20А
- Блок управления двигателя EDC, прерывание подачи топлива 10A
- EBS 30А
- Обогрев сидений и зеркал заднего вида 20A
- Блок управления ABS, прицеп 5А
- Регулировка фар, воздухоосушитель 20А
- Освещение панели приборов 10А
- Рабочее освещение, освещение на крыше 20А
- Левый габарит, верхние габаритные огни 20А
- Правый габарит 20А
- Передние и задние противотуманные фары 20А
- Левый дальний свет 10А
- Правый дальний свет, местное освещение 10А
- Левый ближний свет 10A
- Правый ближний свет, регулировка высоты света фар 10А
- Дополнительный обогреватель, опрокидывание кабины 20А
- Обогреватель, блок управления температурой, холодильник 10А
- Флейм-старт, отбор мощности, прикуриватель, сигнализация 10A
- Подогреватель топлива 20А
- Флейм-старт, подогреватель топлива, подогрев сидения 10А
- Подогреватель батареи, авт. смазка шасси 10А
- Электрический люк, трипкомпьютер FMS, сотовая связь 20A
- Opticruise, блок-часы, сигнализация 10А
- EBS 20А
- Дополнительное оборудование 20A
- Подогрев фильтра, дополнительное оборудование 20А
- Дополнительное оборудование 10А
Назначение реле
RP1 | Питание (шина 15, питание предохранителей 1-13, 18,21,23) |
RP2 | Питание (шина 15, питание предохранителей 36,37) |
RP3 | Дальний и ближний свет фар |
RP4 | Питание шина 61 (потребители при заведенном двигателе) |
RP5 | Питание шина 58 (стояночные огни, подсветка) |
RP6 | Стеклоочистители, прерывистый режим |
RP7 | Стоп-сигналы |
RP8 | Дополнительные фары |
RP9 | Питание электронной системы управления двигателем (EDC) |
RP10 | Зуммер |
RP11 | Фонари заднего хода |
RP12 | Передние противотуманные фары |
RP13 | Задние противотуманные фары |
RP14 | Блок диодов EDC |
RP15 | Управление переключением рядов КПП |
RP16 | ABS прицепа |
RP17 | Уменьшение тормозного усилия для дополнительной оси |
RP18 | В зависимости от варианта исполнения |
RP19 | Вентилятор отопителя салона |
RP20 | Вентилятор отопителя салона |
RP21 | Дополнительные фары |
RP22 | Моторный тормоз (в зависимости от варианта исполнения) |
RP23 | Ограничитель белого дыма, блокировка стартера (в зависимости от варианта исполнения) |
RP24 | Кондиционер |
RP25 | Кондиционер |
RP26 | Дополнительный обогреватель |
RP27 | Дополнительный обогреватель |
RP28 | Дополнительный обогреватель |
RP29 | Блокировка дифференциала, 6-канальная ABS (диагональ 1) |
RP30 | В зависимости от варианта исполнения, 6-канальная ABS (диагональ 2) |
RP31 | В зависимости от варианта исполнения, 6-канальная ABS диагностическая лампа |
RP32 | Отбор мощности |
RP33 | Подогреватель топлива |
RP34 | Резерв |
Как подключить генератор МАЗ?
При мойке двигателя рекомендуется защищать генератор от попадания воды. Каждая фаза состоит из двенадцати последовательно соединенных катушек, расположенных на отдельных полюсах всего 36 полюсов.
В щеткодержателе также установлено подпиточное сопротивление 3 величиной 75Ом, служащее для обеспечения надёжного возбуждения генераторной установки на низких оборотах двигателя. Отключение аккумулятора при работе силового агрегата снижает нагрузки и приводит к неисправности генератора ЯМЗ. Замену вышедшего из строя регулятора и щеток надо проводить в мастерской.
Это сделано для того, чтобы разгрузить контакты ВПС, так как ток при первоначальном возбуждении генератора может достигать 5 А. Генераторная установка представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, помехоподавляющим конденсатором, щеткодержателем с регулятором напряжения и системой с протяжной вентиляцией. Кроме прямых функций — выработки электроэнергии для снабжения электрооборудования авто, к современным генераторам предъявляется еще одно требование — он не должен влиять и реагировать на радиоволны. Сердечник набран из пластин электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком и соединенных сваркой по наружной поверхности пакета. А оно требуется для системы зажигания, бортового компьютера а теперь и разнообразных гаджетов , устройств диагностики и контроля и само собой для освещения, как сигнального, так и бытового.
С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора может достигнуть опасного для приемников значения, поэтому генератор работает совместно с регулятором напряжения, поддерживающим напряжение в бортовой сети автомобиля в заданных пределах. Так как электродвигатель работает непродолжительное время, то он обеспечивает нормальную работу подогревателя при пробегах автомобилей в течение нескольких капитальных ремонтов. Происходит возбуждение генератора от тока независимого источника — аккумуляторных батарей. Во время эксплуатации контролируйте натяжение ремня и следуйте за износом составных элементов. Водостойкое исполнение генератора обеспечивается применением соответствующих покрытий поверхности его деталей и пропиткой обмоток водостойкими лаками.
Генераторы автомобиля МАЗ моделей и питание получают от дополнительных диодов. Если напряжение возрастает или уменьшается, регулятор соответственно уменьшает или увеличивает ток возбуждения и вводит напряжение в нужные пределы. Ротор 17 представляет собой вал с напрессованными шихтованным пакетом и втулкой. Нельзя проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегомметром или лампой, на которую подается напряжение выше 26 В, при неотключенном генераторе. После сборки схема закрывается крышкой и заливается специальным герметиком.
На другой малогабаритной керамической плате расположены структуры кристаллы транзистора предоконечного каскада Т2, выходного транзистора Т3 и гасящего диода Д1. Неправильное подключение проводов и клемм вызывает выход из строя выпрямительных диодов. При проверке генератора на автомобиле пересоединять провода и подключать для проверки приборы необходимо при отключенном выключателе массы. Вывод предназначен для подключения тахометра и других устройств реле блокировки стартера, АБС и прочее , критичных к форме фазного сигнала. Фазы обмотки статора якоря генератора Схема подключения резервного генератора к дому. Реверсивный рубильник схема подключения
Неисправности
Поломки ГУ могут быть как в электрической, так и в механической части. Признаками дефектов являются отсутствие зарядного тока при работе двигателя автомобиля или падение напряжения в момент включения большой нагрузки. В первом случае неисправность чаще всего связана с отсутствием тока возбуждения или выходом из строя регулятора напряжения, а во втором — с пробуксовкой приводного ремня.
Все дефекты устраняемые, кроме тех, которые связаны с повреждением обмоток статора и ротора. В этом случае необходима агрегатная замена механизма.
Ремонт
Для устранения неисправностей ГУ необходимо демонтировать со штатного места. Выявить неисправность можно только разобрав устройство. В результате должно получиться 2 половины: первая, состоящая из передней крышки со шкивом и якорем, вторая — из задней крышки и статора. Для проведения проверок и замеров обмотку статора отсоединяют от выпрямительного блока. Катушки проверяют на целостность и пробой на корпус.
Использование контрольных ламп на 220 В запрещено по требованиям безопасности. Аналогично проверяется обмотка возбуждения. Поврежденные элементы подлежат замене.
https://youtube.com/watch?v=dQNTIsj3UzQ
При проверке выпрямителя прозванивают все диоды в прямом и обратном направлении. Дефектные детали выпаиваются и заменяются исправными. Обязательной проверкой является тестирование работоспособности регулятора напряжения, который часто называют «шоколадка». Для этой цели используется контрольная лампа на 24 В. Этими действиями проверяется целостность цепи подачи тока возбуждения на обмотку ротора.
Обслуживание
Уход за генератором должен быть регулярным. В связи с тем что его демонтаж связан с дополнительными сопутствующими работами, во время нормальной эксплуатации ограничиваются периодическим наружным осмотром. При этом следят за тем, чтобы на корпус ГУ не попадала вода, а соединительные провода не касались вращающихся частей. Проводники с поврежденной изоляцией должны быть заменены или заизолированы. Уход за подшипниковыми узлами, контроль износа и замену щеток совмещают с ремонтом во время полной разборки ГУ.
Система электроснабжения автомобилей состоит из двух источников: аккумуляторных батарей и генераторной установки переменного тока. Кроме того, в систему входит ряд промежуточных реле, выключатель массы батарей и замок-выключатель приборов и стартера
Схема включения изделий системы электроснабжения показана на рис. 1.
Генераторная установка (ГУ) Г273А представляет собой генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и интегральным регулятором напряжения (ИРН).
Техническая характеристика генераторной установки
Номинальная мощность, Вт — 800
Номинальное напряжение, В — 28
Выпрямленный ток, не менее, А — 28
Номинальная частота вращения ротора при температуре окружающей среды и ГУ 25 ± 10˚С и напряжении 27—— 28 В, мин-1:
— при токе нагрузки 10 А, не более — 1550
— при токе нагрузки 20 А, не более — 2100
Максимальная частота вращения ротора, мин-1 — 8000
Ток возбуждения, А — 3,3
Напряжение настройки ИРН при токе нагрузки 20 А, частоте вращения ротора ГУ 3500 ± 200 мин-1 , температуре окружающей среды 25 ± 5 °С и включенной аккумуляторной батарее, В:
— в положении регулятора посезонной регулировки «зима» — 28, — 30,2
— в положении регулятора «Лето» — 27,0 —- 28,0
давление щеточных пружин на щетки при сжатии пружин до 17,5 мм, кгс – 0,3
Масса ГУ без шкива не более, кг – 5,4
Генератор (рис. 2) представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и является одним из источников питания электрооборудования.
Снабжен выпрямительным блоком и интегральным регулятором напряжения.
Малогабаритный интегральный регулятор напряжения Я120М служит для поддержания в заданных пределах напряжения, вырабатываемого генератором.
Регулятор представляет собой электронное устройство, закрытое крышкой и залитое специальным герметиком. На регуляторе имеются 4 вывода. Этими выводами регулятор устанавливается в щеткодержатель так, чтобы выводы, помеченные буквами «Ш», «Д», «В», и «Р», легли на токоведущие шины щеткодержателя (рис. 3).
В щеткодержателе также установлено подпиточное сопротивление 3 величиной 75 Ом, служащее для обеспечения надежного возбуждения генераторной установки на низких оборотах двигателя.
Электрическая схема соединения генератора с регулятором напряжения показана на рис. 4.
«>
Возможные неисправности Маз Евро 4
Если Маз Евро 4 не заводится, и при этом стартер не крутится, то причины могут быть следующими:
- Отсутствует контакт в электропроводке;
- Отсутствует заземление или «Масса»
- Отсутствие подачи тока на Электронный Блок Управления двигателем;
- Поломка главного реле;
- Неисправность замка зажигания;
- Поломка стартера;
Второй вариант неисправности – стартер крутится, но автомобиль не заводится. В данному случае перечень возможных причин следующий:
- Неисправен стартерный механизм либо его контакты;
- Поломан или загрязнен топливный насос высокого давления;
- Механическая неисправность моторной установки (поврежден коленчатый вал, оборвался либо износился приводной элемент механизма газораспределения и др.)
- Завоздушены либо засорены магистрали топливной системы;
- Вышли из строя либо засорились топливные форсунки.