Термоголовка для радиатора отопления

Забитый радиатор

Порой причиной того, что радиатор не греет может стать банальное его засорения. Определяя причины засора, выделим симптомы:

  • Греет лишь по периметру.
  • Только верхняя часть.
  • Низ нагрет, верх – нет.
  • Тепло дают лишь несколько секций из всех возможных (если расположение байпаса правильное)
  • От длительной эксплуатации.
  • Из-за ошибок монтажа.
  • Осадков высокой жесткости воды.
  • Эрозии элементов системы (окись, ржавчина).

Как избавиться?

Современные приборы отопления с грамотно установленной запорной арматурой имеют в своем составе кран «американка», перекрыв который нерабочую деталь легко демонтировать и подвергнуть чистке, продувке, промывке под давлением.

Тяжелее там, где оборудованию «без счета лет». Для разборки, возможно, придется обратиться к специалистам, опорожнив (предварительно либо уже с их помощью) весь объем (как правило, это просто вода).

Чугунные радиаторы поддаются очистке. Стальные плоские проточные сварные радиаторы рекомендуется заменить новыми других моделей. А ведь именно они, по иронии судьбы, наиболее часто подвержены ржавлению, засорению каналов – в силу особенностей конструкции и используемых материалов. Поэтому часто и не греют должным образом. Дополнительной причиной не заниматься очисткой данной разновидности отопительного прибора является риск протечки эродированной стенки в связи с утончением её в процессе отслоения окисленных чешуек металла. Протечка может дорого обойтись (даже если забыть о стоимости уплаченной за ремонт «старья»). Тот самый случай, когда поскупившийся имеет все шансы заплатить дважды, а то и трижды.

Место радиаторов в системе отопления

Использование радиаторов в обогреве жилых помещений играет на сегодняшний день ключевое значение. Не все жилые объекты, особенно квартиры в многоэтажных домах, могут быть переоборудованы на внутрипольный обогрев. Поэтому основную работу по обогреву внутренних жилых пространств выполняют радиаторы или старые добрые и хорошо знакомые нам, батареи.

Радиаторы передают тепловую энергию от теплоносителя окружающему пространству. Передача тепла осуществляется за счет большой нагревательной поверхности нагревательного прибора. В современных моделях имеется ряд технических усовершенствований, благодаря которым стало возможным осуществлять подключение в самых разных вариантах и при любой схеме разводки.

в старых чугунных и стальных батареях имелось всего один верхний и один нижний патрубки, через которые подается горячая вода и осуществляется выход обратки.

В современных моделях помимо основных патрубков подачи и выхода, имеются встроенные воздухоотводчики. Такая конструкция батарей кардинально изменила качество функциональности отопительной системы. При наличии воздушных пробок в нагревательных приборах достаточно открыть спускной клапан и стравить воздух.

Во многом, благодаря современным моделям батарей отопления стало возможным выбирать наиболее удобную схему подключения, ставить нагревательные приборы в тех в местах жилого помещения, в которых они максимально эффективны. Качество работы отопительного водяного контура зависит от правильно сделанной обвязки. Процесс является необходимым, если вы используете трубопровод, сделанный из полипропиленовых труб.

Важно! При наличии металлических стояков обвязка делается из других расходных материалов. Это могут быть металлические медные трубы или металлопластик. Использование полипропиленовых труб в данном случае категорически запрещается

Использование полипропиленовых труб в данном случае категорически запрещается.

Причина несовместимости металлических труб с полипропиленовыми изделиями — наличие резьбового соединения. Учитывая тот факт, что пропиленовые трубы имеют высокий коэффициент теплового расширения, при подаче горячего теплоносителя резьбовое соединение потеряет свою герметичность и устойчивость. Поэтому, желая подключить радиатор отопления из полипропиленовых труб, старайтесь использовать фитинги, переходники и муфты, изготовленные из аналогичных материалов.

следует брать во внимание разность диаметров труб, изготовленных из различных материалов

Как устранить сильную течь в батарее

Если радиатор течет достаточно сильно из-за морозов (батарею могло попросту разорвать), то в данном случае нужно сделать следующее.

Нарезать куски резины толщиной около 3-4 см и длиной порядка 20-30 см (в зависимости от толщины вашей батареи). Отличным решением станет старая велосипедная камера.

Внатяжку обмотайте проблемное место полосками из резины. Зафиксируйте концы резины при помощи самодельных хомутов из металлической проволоки. Течь радиатора должна немного уменьшиться и прекратиться. Далее нужно проделать описанную ранее операцию с алебастром, бинтом и цементом. Намотайте этот кокон сверху резины.

Если у вас потек радиатор, после завершения отопительного сезона желательно слить воду из системы и заменить проблемный участок.

Что делать, если течет чугунный радиатор?
Иногда случается и такое, что даже признанные долгожители, чугунные радиаторы, начинают течь. Причинами этого служат трещины, дыры и свищи. И это происходит даже несмотря на тот факт, что стены подобных батарей достаточно толстые. Как правило, радиатор течет между секциями и в месте соединения батареи с трубой, или же свищ появляется на самом радиаторе, тогда и появляется необходимость в реставрации чугунной батареи.

Прежде всего необходимо диагностировать течь. Конечно, сложно не заметить того, что чугунный радиатор течет, т.к. в комнате значительно возрастает уровень влажности и появляются следы воды. Однако данные признаки хорошо заметны только во время отопительного сезона. Поэтому нужно знать, как определить место, где протекает чугунный радиатор, когда отопление отключено.

В домашних условиях провести подобную диагностику достаточно сложно. Чугунные батареи весьма тяжелые сами по себе, а чтобы их проверить, нужно заполнить конструкцию водой и посмотреть, откуда она выступает. Есть еще один метод — погрузить батарею в ванну с водой и проследить, откуда выходят пузырьки.

Третий способ практически нереально осуществить в домашних условиях, т.к. нужно продуть радиатор воздухом под высоким давлением, предварительно покрыв его мыльной пеной. Так будет видно, откуда выходит воздух. Помимо этого, в данном участке будет шипение и струю можно будет почувствовать рукой.

Чугунные радиаторы: особенности ремонта
От того, где именно течет чугунная батарея, зависят особенности ее ремонта. Если небольшой прорыв появился в месте соединения секций радиатора, то это можно исправить при помощи обычного хомута, который продается в любом строительном магазине или на рынке. Хомуты бывают самых разнообразных размеров, так что выбрать подходящий для вашей батареи не составит никакого труда.

Еще один способ, с помощью которого можно выполнить ремонт чугунных радиаторов на стыке секций при отсутствии под рукой хомута, — это использование обыкновенной резины. Ремонт чугунного радиатора по данному методу не отличается от ремонта батарей других типов, принцип которого был описан ранее.

Чугунный радиатор тоже можно починить с помощью холодной сварки. Еще один доступный материал для ремонта соединений секций — эпоксидный клей. Для такого ремонта нужно обмотать проблемное место бинтом, предварительно пропитанным эпоксидным клеем. После того как клей схватится, протечка должна прекратиться.

Помимо всего вышеперечисленного, можно купить порошковый или полимерный герметик, который сможет на время устранить течь. Принцип работы такого рода состава состоит в полимеризации в момент соприкосновения с воздухом. Такой герметик способен выдержать повышенную температуру, он не испаряется и отлично противостоит протеканию.

Реставрация радиаторов описанными выше методами недолгосрочна, вскоре все равно придется вызвать профессиональную бригаду, чтобы они починили или заменили батарею, потому что в некоторых случаях невозможно обойтись без сварочных работ или замены всей батареи на новую.

Установка на радиатор отопления

Терморегуляторы для радиатора отопления. Подключение термоголовки и термостатического клапана

Watch this video on YouTube

Для работы понадобятся:

  • терморегулятор;
  • труба из металлопластика сечением 20 мм;
  • тройник с резьбой 1/2″ — 2 шт.;
  • металлопластиковый фитинг-американка — 6 шт.;
  • шаровый кран — 2 шт;
  • гаечные ключи;
  • обмотка;
  • силиконовый герметик;
  • рулетка;
  • карандаш;
  • острый нож.

Этапы установки:

  1. Слить воду из участка отопительной системы, где стоит батарея. Раскрутить старое соединение, очистить от остатков обмотки, чтобы резьба была хорошо видна.
  1. Нижнее соединение обработать таким же образом.
  1. Чтобы было удобнее, рекомендуется снять радиатор и положить его горизонтально. Чтобы вытащить трубку подачи, потребуется 2 ключа — одним нужно придерживать футорку, вторым раскручивать соединение.
  1. Отверткой или ножом удалить старое уплотнение из резьбы радиатора.
  1. Собрать узел из байпаса (перемычки), шарового крана и терморегулятора. Для этого необходимо промазать силиконовым герметиком резьбу обжимного фитинга, скрутить вместе 2 тройника и 2 ниппеля, присоединить к ним терморегулятор и шаровый кран. В тройник установить муфты для перехода с пластика на металл. Вкрутить узел в радиатор.
  1. Нижнее соединение скрутить из тройника и шарового крана, установить в батарею.
  1. Замерить расстояние между фитингами (без учета гаек) и отрезать кусок трубы для байпаса.
  1. На кромках трубы снять фаску с помощью калибратора, надеть гайки и обжимные кольца, присоединить к верхнему и нижнему узлу. Байпас установлен.
  1. Повесить радиатор отопления на свое место. При установке терморегулятора не забывать, что ручка не должна находиться в зоне, где отсутствует циркуляция воздуха.

Регулировка температуры

регулировка клапана и терморегулятора тепловой батареи

Watch this video on YouTube

Чтобы правильно настроить терморегулятор, нужно:

  • ключ для крана Маевского;
  • узкогубцы или плоскогубцы;
  • комнатный термометр.

Перед настройкой отопление должно быть выключено, а окна и двери закрыты, чтобы исключить утечки тепла. Регулировку рекомендуется начинать с наиболее холодного помещения.

Предварительно рекомендуется сбросить воздух из радиатора с помощью крана Маевского, для чего воспользоваться специальным ключом.

Порядок действий:

  1. Включить отопление.
  2. Установить максимальный режим, дождаться, когда температура в помещении стабилизируется и запомнить ее значение.
  3. Перекрыть запорный клапан. Когда радиатор немного остынет и в комнате станет комфортно, измерить температуру.
  4. Поворачивать рукоятку регулятора до тех пор, пока из радиатора не послышится шум воды. Поверхность должна стать теплой.

Зафиксировать положение шкалы термоголовки, при котором температура оптимальна. Настройка почти завершена. Если в комнате еще есть радиаторы, осталось отрегулировать их теплоотдачу. Чтобы между отопительными приборами не возник конфликт, используются балансировочные (шаровые) краны.

Обслуживание

Качественные терморегуляторы из строя выходят редко. Причиной могут быть неправильная установка, неподготовленная вода, образование засоров. Производители устройств в инструкции по эксплуатации дают рекомендации по обслуживанию, которых нужно придерживаться:

  • не реже раза в месяц контролировать температуру настройки;
  • установить перед регулятором сетчатый фильтр и регулярно его очищать от загрязнений;
  • раз в 6 месяцев при наличии приборов учета проверять утечки при закрытом клапане и потери напора в системе отопления при полностью открытом, сравнивая их с величинами, полученными при пусконаладочных работах.

При закипании клапана осадок нужно счистить с затвора и седла. Если причиной дисфункции стало механическое повреждение термоэлемента, ремонт уже невозможен, регулятор подлежит замене.

Где проходит обратка

Если говорить кратко, то схема обогрева состоит из нескольких важных элементов: отопительный котёл, батареи и расширительный бак. Чтобы тепло поступало по радиаторам, необходим теплоноситель: вода или антифриз. При грамотном построении схемы, теплоноситель нагревается в котле, поднимается по трубам, увеличивая свой объём, а все излишки при этом попадают в расширительный бак.

Исходя из того, что батареи наполнены жидкостью, горячая вода вытесняет холодную, та, в свою очередь, попадает еще раз в котёл для последующего нагрева. Постепенно градус воды увеличивается и достигает нужной температуры. Циркуляция теплоносителя при этом может быть естественной или гравитационной, осуществляемой при помощи насосов.

Исходя из этого, обраткой можно считать теплоноситель, который прошёл весь контур, отдавая тепло, и уже охлаждённый снова попал в котёл для последующего нагрева.

Принцип работы

Для правильного функционирования современные жидкостные системы охлаждения в процессе работы учитывают множество важнейших параметров. Специальные датчики снимают показания температуры двигателя, температуры охлаждающей жидкости и моторного масла, температуры за бортом и т.д.

Если вкратце описывать принцип работы системы охлаждения, тогда  за точку отсчета стоит принять жидкостной насос. Этот элемент заставляет охлаждающую жидкость постоянно двигаться  и циркулировать по кругу. При этом проход через рубашку охлаждения двигателя (малый круг) позволяет жидкости омывать горячие стенки головки блока и цилиндров.  Когда температура охлаждающей жидкости растет, тогда при определенных показателях срабатывает термостат и открывает доступ жидкости в большой круг (радиатор). Так удается избежать перегрева двигателя и эффективно отдать жидкости избыточное тепло от нагретых деталей мотора. Когда горячая жидкость попадает в устройство охлаждения, от неё происходит отвод тепла в окружающую атмосферу. Полный цикл заканчивается, а охлажденная жидкость движется аналогично по новому циклу.

Вполне очевидно, что радиатор является своеобразным теплообменником, который обеспечивает эффективное охлаждение не самого мотора, а охлаждающей жидкости. Установка дополнительного вентилятора или жалюзи позволяет поддерживать температуру жидкости на оптимальном для работы мотора уровне как в экстремальный  холод, так и в сильную жару.

Виды систем отопления

Существует три варианта систем подключения радиаторов – последовательная, однотрубная, двухтрубная и коллекторная (параллельная). Они отличаются схемой разводки. В зависимости от того, какая система установлена, необходимо выбирать вид батарей

Важно помнить, что неправильное подключение радиаторов отопления приводит к снижению реальной тепловой мощности батарей

Последовательное подключение

Это самый простой вариант подключения радиаторов. От отопительного прибора труба проходит к первому радиатору, от него – ко второму и т.д. Такой вариант подключения изжил себя, так как вода быстро остывает и уровень нагрева резко падает с расстоянием. Возможность отключения отдельной батареи отсутствует – приходится перекрывать всю систему.

Наглядный пример последовательного подключения радиаторов.

Однотрубная система

В однотрубной системе используется одна магистральная труба, по которой от отопительного прибора (теплового насоса, котла, бойлера и т.д.) поступает нагретая вода или другой теплоноситель. Каждая батарея подключена таким образом, что прошедшая через нее жидкость возвращается в магистраль.

Радиатор может быть отключен с помощью вентиля или запорного клапана без перекрытия основной трубы. Температура воды в каждом следующем радиаторе падает, но не так существенно как при последовательном подключении.

Двухтрубная система

Подача нагретой и отвод охлажденной воды в системе происходит по разным магистралям. Каждый радиатор подключен к обеим трубам. В такой системе температура жидкости на входе каждого радиатора практически одинакова, она незначительно понижается за счет теплопотерь в трубах.

Коллекторная (параллельная) система

В этой системе все батареи подключены параллельно. От отопительного прибора выходит одна магистраль, которая подключается к коллектору (в народе именуется гребенкой). В коллекторе вода распределяется по нескольким трубам, каждая из которых ведет к отдельному радиатору. Запорные вентили находятся на коллекторе.

Коллекторная или параллельная система отопления

Коллекторная система может работать в комплексе с любой другой. Например, к магистрали с теплой водой, выходящей из коллектора, могут быть подключены несколько радиаторов, соединенных между собой параллельно, с помощью однотрубной или двухтрубной системы. От выбранной системы и вида подключения зависит количество секций радиаторов отопления. Рассчитать их можно с помощью онлайн-калькулятора.

Схемы подключения радиаторов

Насколько хорошо будут греться радиаторы зависит от того, как в них подавать теплоноситель. Есть более и менее эффективные варианты.

Радиаторы с нижним подключением

Все радиаторы отопления имеют два типа подключения — боковое и нижнее. С нижним подключением никаких разночтений быть не может. Есть всего два патрубка — входной и выходной. Соответственно, с одной стороны в радиатор подается теплоноситель, с другой отводится.

Нижнее подключение радиаторов отопления при однотрубной и двухтрубной системе отопления

Конкретно, куда подключать подающий, а куда обратный написано в инструкции по монтажу, которая обязательно должна быть в наличии.

Батареи отопления с боковым подключением

При боковом подключении вариантов намного больше: тут подающий и обратный трубопровод можно подсоединить в два патрубка, соответственно, вариантов четыре.

Вариант №1. Диагональное подключение

Такое подключение радиаторов отопления считают наиболее эффективным, его берут за эталон и именно так испытывают производители свои отопительные приборы и данные в паспорте по тепловой мощности — для такой подводки. Все остальные типы подключения менее эффективно отдают тепло.

Диагональная схема подключения радиаторов отопления при двухтрубной и однотрубной системе

Все потому, что при диагональном подключении батарей горячий теплоноситель подается на верхний вход с одной стороны, проходит через весь радиатор и выходит с противоположной, нижней стороны.

Вариант №2. Одностороннее

Как понятно из названия, подключаются трубопроводы с одной стороны — подача сверху, обратка — снизу. Этот вариант удобен, когда стояк проходит сбоку от отопительного прибора, что часто бывает в квартирах, потому именно такой тип подключения обычно и преобладает. Когда теплоноситель подводится снизу, такая схема используется нечасто — не очень удобно располагать трубы.

Боковое подключение для двухтрубной и однотрубной системы

При таком подключении радиаторов эффективность нагрева только чуть ниже — на 2 %. Но это только если секций в радиаторах немного — не более 10. При более длинной батарее ее дальний от край будет плохо греться или вообще останется холодным. В панельных радиаторах для решения проблемы ставят удлинители потока — трубки, которые доводят теплоноситель чуть дальше середины. Такие же устройства можно устанавливать в алюминиевые или биметаллические радиаторы, улучшая при этом теплоотдачу.

Вариант №3. Нижнее или седельное подключение

Из всех вариантов седельное подключение радиаторов отопления самое малоэффективное. Потери составляют примерно 12-14%. Но данный вариант самый незаметный — трубы обычно укладываются по полу или под ним и такой способ наиболее оптимальный с точки зрения эстетики. А чтобы потери не влияли на температуру в помещении, можно радиатор взять чуть более мощный чем требуется.

Седельное подключение радиаторов отопления

В системах с естественной циркуляцией такой тип подключения делать не стоит, а вот при наличии насоса работает она неплохо. В некоторых случаях даже не хуже бокового. Просто при какой-то скорости движения теплоносителя возникают вихревые потоки, вся поверхность разогревается, повышается теплоотдача. Данные явления пока не изучены до конца, потому спрогнозировать поведение теплоносителя пока невозможно.

Балансировочный клапан

Дома находящиеся в частном владении, имеют наибольшее разнообразие систем обогрева. Нередки случаи двух-трех веточных конструкций. При этом, как и в вышеизложенных случаях, тенденция жидкости избирать кратчайшую дорогу естественным образом сохраняется. Самое длинное плечо может не иметь циркуляции вовсе либо весьма слабо выраженную. Теплоотдача такого звена будет такой же – малой, отсутствующей. Батарея будет не греть или греть плохо.

Для ликвидации ситуации потребуется установка балансировочного клапана, с целью уравнивания давления разных веток и равномерного обогрева.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: