Схема воздушной системы маз

Принцип работы пневматической тормозной системы

Начнем, пожалуй, с того, что в основу работы пневматической тормозной системы заложен принцип использования силы сжатого воздуха, который сосредоточен в специальных баллонах и нагнетается при помощи компрессора. Этим она отличается от всех остальных типов узлов торможения и это ее основная особенность.

Если описывать работу данной тормозной системы совсем просто, то все выглядит следующим образом. Из специальных баллонов в компрессор системы под давлением подается определенное количество воздуха. Далее, после того, как водитель нажмет на педаль тормоза, усилие передастся к тормозному крану, который создаст давление в тормозных камерах.

Сами же камеры задействуются благодаря рычагу тормозного механизма, который в принципе и позволяет осуществить процесс торможения. Как только водитель отпустит педаль тормоза, рычаг ослабиться, перестанет действовать и весть остановочный процесс прекратится.

Детальное рассмотрение вопроса

Если немного углубится в принцип действия данного узла, все будет несколько интереснее. Тормозная система во время работы двигателя (движения автомобиля) накачивает воздух в баллоны, педаль тормоза при этом должна быть отпущена. Далее воздух под давлением устремляется к тормозному крану, а если к грузовику прикреплен прицеп, то от крана кислород по верхней секции переводится еще и в баллоны прицепа, образуя таким образом непрерывный контакт.

Как только водитель выжимает педаль тормоза, верхняя секция должны резко перекрыться, соответственно контактирование двух составляющих прерывается, и открывается тормозной кран. Далее, после открытия крана, воздух должен поступить пневматические камеры, и машина вместе с прицепом начинает торможение. Важный момент тут в том, что верхняя секция отвечает именно за приведение в работы тормозной системы прицепа.

За остановку тягача, в роли которого выступает сам грузовой автомобиль, отвечает нижняя секция тормозной системы. Действие тут происходит абсолютно аналогичное тому, что было описано в предыдущем абзаце, однако рассмотрим механизм действия еще более пристально.

После попадания воздуха в пневмокамеры, он начинает продавливать диафрагму. Она в свою очередь сжимает встроенную внутри пружину. Далее давление от воздушных толчков продавливает толкатель, и все усилие передается на рычаг разжимной кулачок. Затем, кулачок, а вернее установленный на нем валик, начинает поворачиваться и разводит тормозные колодки в стороны, таким образом, тормозная система заставляет машину останавливаться. Отпуская педаль тормоза, процесс оборачивается вспять, встроенные пружины возвращаются на свои места, а излишки воздуха уходят наружу.

Общая характеристика тормозной системы

Тормозная система Wabco полуприцепа состоит из материалов высокого качества. Запчасти проходят обязательную проверку.

Преимущества тормозов «Вабко»:

  • удерживают груженый прицеп в безопасном положении во время остановок;
  • замедляют транспорт без скольжения на столько, на сколько это возможно;
  • оптимизируют тормозной путь;
  • имеют функциональную пневматическую подвеску;
  • устанавливаются на все типы прицепов и полуприцепов;
  • способны проводить интеллектуальный анализ сведений, а затем преобразовывать их в функции, которых более 40.

Автозапчасти Wabco имеют нумерацию. Пример приведен на рисунке.


Тормозная система wabco.

Номера состоят из 10 цифр (на рисунке находятся под обозначениями 2,3,4).

  1. Цифры указывают на дату изготовления.
  2. Шесть цифр определяют вид устройства.
  3. Указывает на вариант.
  4. Означает состояние запчасти.

На картинке состояние запчасти указано 0. Цифра говорит о том, что деталь новая.

Приведем значения по другим цифрам, которые могут быть указаны вместо 0:

  • 1 – устройство новое, но не полностью, а только его часть;
  • 2 – указывает на ремонтный комплект или сборную единицу;
  • 4 и 7 – соответственно комплектующая и запасная детали.

Цифры 001 на рисунке указывают на оригинальный номер запчасти.

Составляющие компоненты

Тормоза Wabco состоят из:

  • тормозной кран полуприцепа Wabco. Подает пневматический и электрический сигналы, которые соответствуют необходимому значению замедления;
  • блок управления «Вабко». Управляет тормозами;
  • клапан ускорения. Регулирует в передней оси давление ;
  • блок торможения. Представляет собой комбинацию из тормозного крана, блока управления и пропорционального ускорительного клапана;
  • кран управления тормозом полуприцепа. Регулирует выход давления на местах, где размещены соединительные головки;
  • регулятор давления. Контролирует в пневмосистеме силу давления воздуха.

Принцип работы

Компания Wabco производит для полуприцепов два варианта тормозных систем:

  • EBS;
  • ABS.

Тормоза EBS от «Вабко» основаны на электронном управлении.


Тормоза EBS.

Принцип работы следующий:

  1. Электронный блок отвечает за всю систему. С него подаются главные сигналы.
  2. На цилиндрах тормоза в клапанах достигается такое давление, о котором говорят подаваемые сигналы.
  3. Датчики скорости регулярно осуществляют подъем данных о скорости вращения колес системе EBS .
  4. При сбоях одновременно все клапаны функционируют так, как будто используется обычная пневмосистема. После чего начинает действовать запасное давление в тех цилиндрах тормоза, где находится пневматическая система, но с некоторой задержкой.
  5. Пневмосистема не может работать одновременно с клапаном распределения нагрузки. По этой причине некоторое количество сжатого воздуха оказывает сопротивление, тем самым создавая задней осью сильное торможение.
  6. При этом запасной клапан останавливает работу пневмосистемы в задних цилиндрах на оси.
  7. В таких условиях EBS спокойно функционирует и не растормаживается.

EBS снабжена и другими процессами управления тормозом, которые позволяют обнаружить любые отклонения.

Принцип работы:

  1. В начале движения, во время него или при остановке ABS проходит проверку основными действующими процессами.
  2. Эти процессы передают сигнал водителю о том, что имеется некая неисправность, через лампочку контроля.
  3. По надобности функциональная система отключает ABS и отдельные составляющие.
  4. При этом действие обычных тормозов сохраняется, а действие антиблокировочного устройства ограничивается или утрачивается.
  5. Силовые транзисторы получают сигналы, а затем передают ток на магнитные клапаны.
  6. Магнитный клапан срабатывает и за миллисекунды повышает, снижает или поддерживает рабочее давление в цилиндрах тормоза (независимо от давления, создаваемого воздухораспределителем), за счет чего и осуществляется торможение.

Схема

Существуют две версии EBS от Wabco: АРАС и Стандарт. Приведем схемы работы для каждой.

Схема системы EBS3 «АРАС» (конфигурация 4S/4M)

Схема системы EBS3 «Стандарт»/ конфигурация 6S/6M

Тормозные системы ABS так же имеют две версии С и D.

ABS/ASR (версия С)

ABS/ASR (версия D)

О производителе

Компания Wabco полтора века обеспечивает высокий уровень безопасности коммерческого транспорта. Создатель продолжает развивать и открывать новые технологии в производстве электроники для систем торможения.

Первыми из достижений компания Wabco представила:

  • антиблокировочное устройство торможения (1981);
  • электронную тормозную систему (1996);
  • устройство электронно-пневматического привода с гибридным приводом (2012).

И это не полный перечень заслуг. Медленно, но уверенно компания заняла ведущее положение среди конкурентов. Сегодня Wabco открыла представительства в сорока странах с тысячами сотрудников.

Детальная информация видна на видео:

Тормозная система полуприцепа. Функционирование

Функционирование тормозной системы полуприцепа рассмотрим на примере грузового транспортного средства используемого для буксирования полуприцепа.

Пневматический привод полуприцепа обычно разделен на несколько контуров, которые независимы друг от друга. Сделано это с целью обеспечения безопасности. Первый контур – это питающий, предназначен для того, чтобы подготовить сжатый воздух для пневмосистемы.

Компрессор – представляет собой насос для воздуха, нагнетающий его в питающий контур. Также осуществляет начальную регулировку давления.

Регулятор же давления выполняет функцию поддержания давления сжатого воздуха в компрессоре в нужных пределах.

Что же делает осушитель воздуха? Осушитель воздуха – подготавливает сжатый воздух для пневмосистемы. Основной его задачей является освобождение от паров воды воздуха и фильтрация от ненужных примесей, таких, как пары масла. Современные осушители осуществляют одновременно и функцию фильтрации примесей, и функцию регулировки давления, именно поэтому отдельный узел для регулятора давления отсутствует. Так как многие осушители функционируют по принципу регенерации, то у них есть отдельный ресивер для осуществления регенеративной функции.

Еще в пневмосистемах может использоваться предохранитель для защиты от замерзания жидкостей на частях тормозного привода при минусовых температурах, который смешивает с воздухом низкозамерзающую жидкость в пневмосистеме. Правда в современных системах осушения перестали применять такие предохранители, так как сейчас осушения происходит достаточно эффективно и без предохранителя.

Неисправности данной системы и их причины

После того, как был рассмотрен принцип работы пневматической тормозной системы, а также ее основные комплектующие, самое время сказать о возможных неисправностях, а их к сожалению может быть далеко не мало. Также стоит сказать, что большинство поломок не будут отличаться от неисправностей других типов систем, так что некоторые из них обойдем стороной.

  1. Нет реакции тормозов при нажатии тормозной педали. Такое неприятное явление возникает, если тормозная система не снабжается воздухом из баллонов или он там отсутствует совсем. В этом случае необходимо срочно провести диагностику компрессора и устранить проблему в кратчайшие сроки.
  2. Слишком большой тормозной путь. Тут все несколько проще, необходимо просто обратиться за помощью на СТО, где вам должны отрегулировать педаль тормоза, так как причина, скорее всего, в ее разболтанности.
  3. Тормоза действуют рассинхронизировано. В этом случае проблема кроется в разбеге зазоров на тормозных накладках. Лечение тоже довольно простое, приехать на СТО и проверить, чтобы тормозная система в этом месте была тщательно отрегулирована.

Естественно, это самый малый список всех возможных неисправностей, но они встречаются чаще всего. В любом случае, если вы заметили, что с вашей тормозной системой что-то не в порядке, следует незамедлительно обратиться за помощью.

Что нужно регулировать

Первым делом, регулировке подлежит корпус межосевого дифференциала МАЗ. Проверяйте в данном случае преднатяг — именно из-за перетяжки запчасти перегреваются и улетают моментально в мусорку

Дальше беремся за регулировку подшипника корпуса межосевого дифференциала и здесь так же контролируем затяжку. «Здоровый» момент составляет 15кгс/м. Зазор должен быть нулевым в подшипниках, а затянуть болты нужно до 25кгс/м.

Межосевой дифференциал регулируйте на собранном редкуторе, предварительно замеряв зазор между торцами муфты и чашкой детали. Следующим шагом, открутите болты и снимите пневмоцилиндр с поршнем и отверните гайку штока вилки специальным ключем. Далее установите зазор в 10,5мм и затяните соединения. Установите цилиндр на место. В случае регулировки подшипников, прийдется разобрать межосевой дифференциал.

Пневматические тормоза: только воздух нам поможет

Почему лишь пневматический привод подходит для подобных транспортных средств? На самом деле вся проблема в человеке, а вернее в его ограниченных силах.

Эффективность привычных для нынешних легковушек гидравлических тормозов и уже тем более механических в любом варианте исполнения зависит от силы нажатия на педаль, и даже вакуумный усилитель, призванный помочь водителю, не всесилен.

А теперь представьте, с какой силой надо давить на педаль, чтобы остановить многотонный грузовик с прицепом.

Даже если создать гидравлическую систему, нагнетаемую, например, мощным насосом, то для того чтобы погасить энергию движения столь крупной техники, давление пришлось бы повысить до огромных величин, что влияло бы на надёжность всей схемы.

Справиться с этой задачей сможет только пневмопривод. О его принципе действия и конструкции далее.

Технические характеристики

МАЗ-437041-328 — технические характеристики:

Колесная формула 4*2
Давление в шинах транспорта 6,5 кгс/см2
Максимальная нагрузка, оказываемая на переднюю ось 3650 кг
Наибольшая нагрузка, оказываемая на задний мост 6450 кг
Объем грузовой платформы 35,5 м³
Снаряженная масса 5250 кг
Максимальная скорость движения 90 км/ч
Модель двигателя ЯМЗ-236 или 238
Мощность силового агрегата 236 лошадиных сил
Модель коробки передач CAA3-3206
Количество передач 5
Тип подвесного механизма Рессорный
Размер шин 235/75R7,5
Объем топливного бака 130 л
Международный экологический стандарт Евро-2
Масса автопоезда 20000 кг
Количество цилиндрических элементов 6
Тип используемого топлива Дизель
Расположение цилиндров Рядное

Табличная форма записи

Последовательное (шаг за шагом) выполнение программы можно представить в виде таблицы, в первом столбце которой указывают номера шагов, а в последующих — соответствующие действия исполнительных механизмов (табл. 1.3). Неподвижное состояние последних на отдельном шаге обозначается звездочкой (*).

Табл. 1.3. Табличная форма записи хода технологического процесса

Номер шага

А

В

С

D

1

+

*

*

*

2

*

+

*

*

3

*

+

*

4

*

*

+

5

+

*

*

*

6

*

Строка в таблице, соответствующая 6-му шагу, содержит наименьшее число звездочек, следовательно, на 6-ом шаге одновременно работает максимальное количество исполнительных механизмов. Зная диаметры цилиндров, длины их рабочих ходов и скорости движения штоков, можно определить максимальное потребление сжатого воздуха системой. На основании полученных данных можно провести расчеты по выбору подводящих трубопроводов, а при необходимости — также подобрать компрессор требуемой производительности.

Графическая форма записи

Графическая (диаграммная) форма представления состояний и изменения состояний исполнительных механизмов, информационных и управляющих устройств в технологических машинах и производственных установках является наиболее наглядной и применяется чаще других форм записи.

Полная информация о функционировании циклической САУ содержится в функциональной диаграмме, включающей диаграммы перемещений и управления (рис. 1.2).

Диаграммы перемещений отображают в графическом виде состояния исполнительных механизмов — пневмоцилиндров, пневмодвигателей и т. п., а диаграммы управления — состояния информационных и управляющих устройств.

Рис. 1.2. Структура функциональной диаграммы

При использовании диаграммной формы записи обозначения состояний устройств, входящих в систему, заключают в прямоугольник (для каждого шага), причем (поскольку речь идет о дискретных устройствах) изменения этих состояний представляются в диапазоне значений от 0 (устройство выключено — шток цилиндра втянут) до 1 (устройство включено — шток цилиндра выдвинут) (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Обозначения состояний устройств при диаграммной форме записи

При изображении последовательности шагов обозначающие их прямоугольники располагают в строку, причем в отдельную для каждого исполнительного механизма. Если описывают совместную работу нескольких механизмов, то записи последовательности их шагов размещают друг под другом. Используя принятые графические символы для отображения шагов, рабочий цикл установки для перемещения коробок (см. выше) можно представить в виде диаграммы (циклограммы), выполненной в координатах «перемещение — шаг», следующим образом (рис. 1.4).

Пневматические тормоза

Принцип движения любого транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания основан на преобразовании тепловой энергии в механическую. Для ее передачи конструкция машины предусматривает сложную систему узлов и деталей. Заключительным фактором, обеспечивающим движение, является тяга. Она образуется вследствие смещения шин по поверхности дороги. Скорость перемещения зависит от мощности силового агрегата и от количества тяги. Остановку транспортного средства обеспечивает тормозная система. Колодки прижимаются к поверхности барабана, в ходе чего повышается их температура. Исходя из этой информации, получается, что мотор преобразовывает тепловую энергию в движение. А тормоза, наоборот, энергию движения превращают в тепловую. Она, в свою очередь, рассеивается через поверхность барабанов в атмосферу.

Виды тормозных систем

Если силовой агрегат мощностью в 250 л.с. разгоняет транспорт до 100 км/ч за одну минуту, то в непредвиденной ситуации для остановки требуется всего 6 секунд. Иными словами, тормозная система должна создать усилие равное 2000 л. с. При этом необходимая для остановки энергия пропорциональна массе авто и квадрату его скорости. Для решения этих задач на современных машинах, устанавливается гидравлическая или пневматическая тормозная система. Первый вариант, как правило, используется в конструкции только легковых автомобилей. Это обуславливается существенными недостатками, одним из которых является тот факт, что внезапно может закончиться масло. Пневматическая система лишена этого недостатка, что делает ее максимально безопасной. Даже при небольшой утечке тормоза все равно сработают. Рассмотрим более подробно ее конструкцию.

Пневматический привод Камаз

Пневматический привод тормозов. Тор­мозной пневмопривод  имеет источник сжатого воздуха — компрессор 1. Компрессор, регулятор 2 давления, предо­хранитель 3 от замерзания конденсата в сжатом воздухе и конденсационный реси­вер

11 — питающая часть привода, из которой очищенный сжатый воздух под за­данным давлением подается в остальные части пневмопривода и к другим потреби­телям сжатого воздуха. Привод разбит на автономные контуры, разделенные защит­ными клапанами. Каждый контур действу­ет независимо от других.

Рис. 1

Рис.1. Пневмопривод тормозных механизмов автомобиля КамАЗ-5320

Контур I привода механизмов рабо­чего тормоза переднего моста состоит из части тройного защитного клапана 5, реси­вера 14 объемом 20 л с краном слива кон­денсата и выключателем контрольной лампы падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 20, нижней секции двухсекционного тормозного крана 16, клапана С контрольного вывода, кла­пана 18 ограничения давления, двух тор­мозных камер 19, тормозных механизмов переднего моста, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.

Кроме того, в контур входит трубопро­вод, соединяющий нижнюю секцию тор­мозного крана 16 с клапаном 26 управле­ния тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом.

Контур II привода механизма рабо­чего тормоза задней тележки состоит из части тройного защитного клапана, двух ресиверов 12 общим объемом 40 л с кра­нами 15 слива конденсата и выключателем контрольной лампы падения давления в ре­сивере, части двухстрелочного манометра 20, верхней секции двухсекционного тор­мозного крана 16, клапана D контрольного .вывода, автоматического регулятора 25 тормозных сил с упругим элементом, четы­рех тормозных камер 21, тормозных меха­низмов. В контур входит также трубопро­вод, соединяющий верхнюю секцию тор­мозного крана 16 с клапаном 26 управле­ния тормозными системами прицепа.

Контур III привода механизмов за­пасного и стояночного тормозов, а также комбинированного привода тормозных сис­тем прицепа (полуприцепа) состоит из час­ти двойного защитного клапана 4, двух ре­сиверов 13 общим объемом 40 л с краном слива конденсата и выключателем кон­трольной лампы падения давления в ресивере, двух клапанов Е и В контрольных вы­водов, крана 9 управления стояночным тормозом, ускорительного клапана 24, час­ти двухмагистрального перепускного кла­пана 23, четырех пружинных энергоакку­муляторов 21, выключателя 22 контроль­ной лампы стояночного тормоза, клапана 26 управления тормозными системами при­цепа с двухпроводным приводом, одинар­ного защитного клапана 27, клапана 29 уп­равления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом, трех разобщи­тельных кранов 28, трех соединительных головок (одной головки 32 типа А однопро-водного привода тормозных систем прице­па и двух головок 31 типа «Палм» двух­проводного привода тормозных систем прицепа), пневмоэлектрического выклю­чателя 30 сигнала торможения, трубо­проводов и шлангов между этими аппара­тами.

Контур IV привода механизмов вспо­могательного тормоза и других потребите­лей состоит из части двойного защитного клапана 4, пневматического крана 8, двух цилиндров 7 привода заслонок, пневмати­ческого цилиндра 6 привода рычага оста­нова двигателя, пневмоэлектрического вы­ключателя 17 электромагнитного клапана прицепа, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами. Своего ресивера и конт­рольной лампы падения давления контур IV не имеет. От контура IV привода меха­низмов вспомогательного тормоза сжатый воздух поступает к дополнительным потре­бителям по пневмосигналу, пневмоусилителю сцепления, приводам агрегатов транс­миссии и др.

Рис. 2

Схема пневмопривода Камаз-53212 

Влагомаслоотделитель

Рис. 3

При описании составных частей и прин­ципа работы за основу принят пневмопри­вод автомобиля КамАЗ-5320. Однако сле­дует знать, что тормозные приводы других автомобилей имеют свои отличительные особенности. Для улучшения влагоотделения в питающей части тормозного привода автомобиля КамАЗ-53212 на участке ком­прессор — регулятор давления на первой поперечине рамы в зоне интенсивного обду­ва дополнительно установлен влагоотделитель. На автомобиле-самосвале КамАЗ-5511 отсутствуют аппаратура управления тормоз­ными системами прицепа, разобщительные краны, соединительные головки.

Рис. 4

Кроме то­го, у автомобилей КамАЗ-5410, -5511 и 54112 блок защитных клапанов состоит из тройного защитного клапана, через кото­рый заполняются сжатым воздухом конту­ры I и II и одинарного защитного клапана, через который заполняется контур III, a контур IV заполняется от контура I или II.

Шпаргалки по дисциплине гидропневмопривод (часть 1) — Основные элементы и схемы пневмоприводов

Форму и размеры таблицы см.

Следящий пневмопривод

Например, при работе с пневмопрессом или пневмоножом. Делается это для того, чтобы оператор принудительно находился на безопасном расстоянии от пресса, либо при нахождении вблизи, обе руки операторы были задействованы и не попали под пресс, либо пневмонож.

Линия 3 — выхлоп, к которой присоединяется глушитель. Привод полуприцепа или прицепа имеет две соединительные головки, два магистральных фильтра, воздухораспределительный клапан, ручной кран стояночной системы без следящего действия, ресивер, регулятор тормозных сил, модуляторы АБС, тормозные камеры с энергоаккумуляторами или без них. Вентили ВН1 и ВН2 обеспечивают подключение к установке других потребителей. Он управляется тормозной педалью в кабине водителя. Маслораспылитель подводит смазочный материал из резервуара в поток сжатого воздуха и далее к элементам пневмосистемы, распыляя, так называемый масляный туман. Как читать Элекрические схемы

Неисправности данной системы и их причины

После того, как был рассмотрен принцип работы пневматической тормозной системы, а также ее основные комплектующие, самое время сказать о возможных неисправностях, а их к сожалению может быть далеко не мало. Также стоит сказать, что большинство поломок не будут отличаться от неисправностей других типов систем, так что некоторые из них обойдем стороной.

  1. Нет реакции тормозов при нажатии тормозной педали. Такое неприятное явление возникает, если тормозная система не снабжается воздухом из баллонов или он там отсутствует совсем. В этом случае необходимо срочно провести диагностику компрессора и устранить проблему в кратчайшие сроки.
  2. Слишком большой тормозной путь. Тут все несколько проще, необходимо просто обратиться за помощью на СТО, где вам должны отрегулировать педаль тормоза, так как причина, скорее всего, в ее разболтанности.
  3. Тормоза действуют рассинхронизировано. В этом случае проблема кроется в разбеге зазоров на тормозных накладках. Лечение тоже довольно простое, приехать на СТО и проверить, чтобы тормозная система в этом месте была тщательно отрегулирована.

Естественно, это самый малый список всех возможных неисправностей, но они встречаются чаще всего. В любом случае, если вы заметили, что с вашей тормозной системой что-то не в порядке, следует незамедлительно обратиться за помощью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: