Пять систем
Дивизион ТТ (черно-белое деление)
Каждое колесо на оси управляется кругом. Если круг выходит из строя, доступны тормоза на колесах оси. Поскольку тормоза на передней оси обеспечивают большую часть тормозной мощности во время торможения, тормозной путь может быть больше в случае их отказа. Есть риск вылома на поворотах. Однако при торможении вокруг вертикальной оси транспортного средства нет момента рыскания, так что не обязательно использовать отрицательный радиус чистки . Подразделение TT оказалось полезным для коммерческих автомобилей. Этот тип используется в гоночных автомобилях, потому что он позволяет легко регулировать тормозные силы на передней и задней оси; в Формуле 1 это обязательно.
K-распределение (диагональный двухконтурный тормоз)
При диагональном делении (также X-делении) одно из диагонально противоположных колес на передней и задней осях снабжается окружностью. В случае отказа цепи всегда доступно колесо на передней оси. Однако при торможении только одним тормозным контуром вокруг вертикальной оси транспортного средства возникает момент рыскания, поскольку одно из тормозных передних колес передает значительно более высокие тормозные усилия, чем заторможенное заднее колесо с другой стороны транспортного средства. Поэтому для обеспечения достаточной устойчивости движения почти неизбежен отрицательный радиус скребка. Другой недостаток заключается в том, что если тепловая нагрузка на тормоза на передней оси слишком высока, оба тормозных контура могут выйти из строя одновременно.
Эта конструкция в основном используется в переднеприводных транспортных средствах, поскольку из-за низкой нагрузки на заднюю ось им требуется как минимум одно переднее колесо с тормозом, чтобы соответствовать законодательным требованиям по минимальному замедлению в случае тормозного контура. отказ.
LL сплит
Один контур питает оба колеса передней оси и по одному колесу задней оси. Дисковые тормоза на передней оси имеют двойные тормозные поршни, которые управляются независимо друг от друга. Если одна цепь выходит из строя, 80 процентов тормозной мощности все еще доступно, потому что оба передних колеса и одно колесо на задней оси все еще тормозятся. Шведский производитель автомобилей Volvo впервые применил эту систему в 1966 году в Volvo 140 .
HT сплит
Один круг тормозит все колеса, второй — только переднюю ось. В случае неисправности цепи, по крайней мере, доступен тормоз передней оси. Впервые использовался в НГУ Ro 80 (1967).
Подразделение HH
Каждый тормозной контур питает все колеса. Все тормоза имеют двойные тормозные цилиндры, которые управляются независимо друг от друга. Если одна цепь выходит из строя, полная мощность торможения остается доступной.
Последствия отказа системы
Правила внедрения двухконтурных тормозов были изданы в связи с отказоустойчивостью. Современные автомобильные тормозные системы достигают уровня отказоустойчивости 96 процентов после миллионов километров пробега. Если системная цепь выходит из строя с разделением K или LL, при торможении генерируется угловой импульс.
Что такое тормозная система?
Говорить всевозможными терминами большого смысла нет, терминологию оставим профессионалам. Так что разберем этот аспект устройства авто более детально, с употреблением понятных слов.
Система, позволяющая остановиться у любого автомобиля, будь то Газель, легковая иномарка или тяжелая фура, отвечает за процесс остановки. При этом останавливаться мы должны самостоятельно, контролируя этот процесс. Другими словами, данный механизм отвечает за снижение скорости машины, ее полную остановку и сохранение стоячего положения.
При этом, сила торможения может создаваться несколькими путями:
- Непосредственно механизмом;
- Двигателем;
- Трансмиссией (ее гидравлическим или электрическим тормозом-усилителем).
Отдельные ссылки и комментарии
- Олаф фон Ферзен : Век автомобильных технологий. С. 31.
- Хьюго Майер из Рудольфштадта (DRP 84748) запатентовал гидравлический тормоз еще в 1895 году. См. Olaf von Fersen, p. 405.
- LJK Setright: Книга Гиннеса по мотоспорту . Факты и подвиги. 1982, ISBN 0-85112-255-8 , стр. 257.
- Хью Конвей: Bugatti. Le Pursang автомобиля. 3. Издание. Дж. Хейнс, Йовил (Соммерсет) 1974, ISBN 0-85429-158-X , стр. 267.
- В то время как Матчинский (ср. Radführung der Straßenfahrzeuge. 2007, стр. 320) говорит о двухконтурном тормозе, Конвей (ср. Bugatti. Стр. 267) не упоминает об этом.
- Двухконтурная тормозная система Fiat можно увидеть в Notice d’entretien N. 02161 — VIII — 1936 — XIV — 1000. Из публикации неясно, была ли система установлена с 1934 года или с 1936 года.
- Олаф фон Ферзен : Век автомобильных технологий. С. 419.
- См. § 72 и § 41 пункт 16 СтВЗО
- . В: Официальный журнал Европейских сообществ .
- Брейер, Билл, с. 128.
- Майкл Тжесневски: технологии гоночных автомобилей . 2-е издание. Vieweg и Teubner Verlag, Висбаден 2010, ISBN 978-3-8348-0857-8 , стр. 407.
- Олаф фон Ферзен, с. 420.
- Берт Брейер, Карлхайнц Х. Билл: Руководство по тормозам , стр. 15.
- Новый Rolls Royce «Silver Shadow» В: Автомобильные технологии . 4/1966, стр. 144–146.
Разновидности
Тормоза на авто применяться начали сразу с момента появления машин. Первые системы были примитивными и простыми, но со своей задачей справлялись, поскольку и скорость движения автотранспорта была невысокой. По мере усовершенствования авто дорабатывались и тормоза. Также были разработаны различные виды тормозных систем со своими конструктивными отличиями и особенностями.
В целом, все виды тормозных систем, используемых на транспорте можно разделить по категориям:
- Назначение
- Тип привода
- Устройство рабочих механизмов
Поскольку эта система должна осуществлять ряд функций, то в конструкции авто применяется несколько видов тормозов, и у каждого из них свое назначение.
Виды по назначению
На легковых машинах применяется два вида тормозов – рабочий и стояночный. Дополнительно же на автотранспорте могут применяться еще резервный и горный тормоза.
Рабочим осуществляется замедление машины вплоть до полного прекращения движения. Особенность их работы заключается в том, что скорость замедления зависит от силы нажатия на тормозную педаль.
Стояночный тормоз, как понятно из названия, предназначен для обездвиживания авто на стоянке. Благодаря ему колеса блокируются, и машина не сможет самовольно откатиться.
Резервный тормоз, еще называют аварийным. Нужен он для обеспечения остановки авто при поломке рабочей системы. На легковых моделях обычно резервного тормоза как отдельно стоящей системы нет, а его функцию выполняет стояночный тормоз.
Типы привода
Существующие виды тормозных систем различаются и по типу привода. В задачу привода входит передача усилия рабочие механизмы или выполнение определенных действий с их составными частями.
Их можно разделить на:
- Механический
- Гидравлический
- Пневматический
- Комбинированный
В механическом типе водитель воздействует на рабочие узлы посредством систем тяг, тросов и рычагов. Для рабочих тормозов этот тип привода обычно не используется, зато он нередко применяется на стояночном тормозе.
Гидравлический – самый распространенный на легковушках привод. Построен он на физическом свойстве жидкости — несжимаемости. Это позволяет использовать жидкость для передачи усилия на рабочие механизмы.
Устройство простейшей системы тормозов
Пневматический привод применяется на грузовиках. Здесь основным рабочим телом выступает сжатый воздух, нагнетаемый компрессором. Водитель же нажимая на педаль, открывает каналы, по которым воздух подается в специальные камеры связанные с рабочими механизмами.
Комбинированные приводы обычно используются на спецтехнике. Такой привод может включать в себя конструктивные элементы перечисленных типов приводов. К примеру, он может быть гидромеханическим, электромеханическим и т. д.
Разновидности рабочих механизмов
Рабочие механизмы воздействуют на колеса, обеспечивая замедление их вращения. То есть, это основные элементы тормозной системы. Они могут быть ленточными, дисковыми и барабанными. Первый тип практически не используется и его можно встретить только на спецтехнике. Суть работы его сводится к тому, что на оси, которая передает вращение на колесо, сделан барабан, с одетой на нем лентой. При торможении водитель воздействует на ленту, натягивая ее, и за счет трения скорость вращения барабана замедляется.
Дисковые механизмы – одни из самых распространенных на легковых машинах. Здесь основным рабочим элементом выступает диск, жестко посаженный на колесную ступицу. Привод системы связан с суппортом, установленном на тормозном диске. В нем установлены фрикционные колодки. При торможении посредством суппорта осуществляется прижим колодок к диску, и трение между ними замедляет вращение ступицы.
В барабанных тормозах вместо диска используется барабан, посаженный на ступицу. Внутри него на неподвижной части ступицы размещены две колодки в виде полумесяцев. При торможении привод обеспечивает разжатие колодок, в результате они прижимаются к барабану и замедляют его вращение.
Колесные тормозные механизмы Газель
Передние колеса имеют дисковый механизм торможения, а задние — барабанный. Диски при этом вентилируемые. Они прикреплены к ступице несколькими болтами. Плавающая скоба механизма имеет основание, закрепленное на поворотном кулаке. Направляющие пальцы крепко связывают данное основание с его корпусом.
Корпус, в свою очередь, включает в себя поршень и уплотнительные детали. Клапан прокачки с колпаком удаляет воздух из цилиндра корпуса. В пазе основания находятся тормозные колодки. Рабочая поверхность диска защищена щитом, который блокирует попадание влаги и грязи, а также охлаждает диск.
Барабанный тормозной механизм имеет двухпоршневой колесной цилиндр, тормозные колодки и устройство авторегулировки зазора между ними. Верхняя часть тормозных колодок находятся в стержнях поршней, а нижняя часть – около опорной пластины.
Рабочие цилиндры оснащены устройством, которое поддерживает просвет между колодками и барабаном. Данное устройство представляет собой стальное кольцо с разрезом, находящееся в тормозном цилиндре. Рядом с разрезом расположено отверстие для прокачки.
Тормозные барабаны автомобиля — цельнолитые, изготовленные из чугуна.
Ремонтные работы
Ремонт требуется поршням и направляющим. Что касается последних, то они представляют собой необычные болты. Их необходимо вкручивать прямо в специальные ушки на корпусе. Если появляется коррозия (даже в виде мелких очагов), то болты уже не подлежат восстановлению, их нужно просто удалить, заменив новыми экземплярами.
Так выглядит ремонт направляющих суппорта
Для этого из крепления (называется часто ушком) стоит выкрутить направляющую и вставить новую. Процесс замены очень простой, так что каждый сможет справиться с такой задачей. После таких работ обязательно нужно применять только качественное и правильное смазывающее вещество (оно есть в комплекте)
Очень важно не забывать про пыльники, которые тоже нужно надеть. После этого нужно проверить, герметично ли они установлены. Нельзя, чтобы оставались трещины, прорывы и прочие дефекты
Нельзя, чтобы оставались трещины, прорывы и прочие дефекты.
Рекомендуем посмотреть: как отремонтировать суппорт и тормозные колодки на газель.
Что касается ремонтных работ по отношению к поршням, то эта будет несколько сложнее, так как эти детали располагаются внутри самого суппорта. Бывают такие случаи, когда эта деталь внутри корпуса просто заклинивает и перестает двигаться. В такой ситуации есть 2 варианта действий:
- Оживить сам суппорт. Переложить его в силиконовую смазку либо бензин. После этого аккуратно убрать поршень из всей конструкции.
- Купить новый тормозной суппорт. В некоторых случаях заклинивает очень сильно. В итоге остается только сломать корпус, так что ремонт в этом случае уже точно не способен исправить ситуацию.
Смотрите в видео: как заменить пыльники и манжеты на суппорте.
https://youtube.com/watch?v=TLTIohQatXA
Если поршни еще двигаются, то первые трудности заключаются в том, чтобы их вытащить из всей конструкции. Для этого рекомендуется воспользоваться сжатым воздухом на СТО. Его направляют в отверстие, которое предназначается именно для тормозной жидкости. В итоге сам поршень просто вылетит. Если же ремонтные работы осуществляются в домашних условиях (например, в гараже), то нужно аккуратно выдавить эту деталь, воспользовавшись тормозной жидкостью, но при этом не отключать элементы от всей конструкции. Не стоит волноваться, что после этого тормозная жидкость начнет вытекать. Ее и так придется менять по завершению ремонтных работ.
Советуем посмотреть: как заменить направляющие суппорту.
https://youtube.com/watch?v=z2Ayzc5rCoE
Теперь нужно тщательно изучить состояние корпуса. Если появилась ржавчина, налет, какие-либо перегибания, дефекты либо повреждения механического характера, то в этом случае придется все полностью менять, так как ремонтные работы являются не обоснованными. Для этого нужно купить новый комплект для ремонта. Причем там должны быть не только новые поршни, но и специальные уплотнители в виде резинок. Кроме того, в комплекте должна быть особое смазывающее вещество, которое требуется и для поршней, и для направляющих. Без смазки смысла в ремонте нет, так как сами уплотняющие резинки просто порвутся.
Дальше действия будут следующими:
- Вытащить старую резинку и прочие уплотнители.
- Вытащить старый поршень.
- Тщательно почистить корпус (причем не только внутри, но и на наружной стороне).
- Использовать новое смазывающее веществом для обработки всех мест фиксации.
- Установить новые резинки для уплотнения.
- Поставить поршень (предварительно его нужно смазать).
После этих действий следует собрать конструкцию суппорта. На этом ремонтные работы закончены, так что систему можно установить на авто. Не стоит забывать про замену тормозной жидкости. Затем следует прокачать всю систему.
Как заменить тросы ручника
Если регулировка ручного тормоза «Газель» оказалась недостаточно эффективной либо вовсе ни к чему не привела, следовательно, придётся поменять тросы привода тормозных колодок. Помимо критического растяжения троса, его следует менять, если во время внешнего осмотра выявлены повреждения. И также показателем для замены служит коррозия и заклинивание троса в защитной оболочке.
Для того чтобы успешно справиться с задачей, подготовьте два ключа на «22», головку на «12» и плоскогубцы. Мы же, свою очередь, расскажем, как поменять трос ручника на «Газели»:
- Поднимите заднюю часть машины, чтобы демонтировать задние колёса и тормозные барабаны с колодками.
- Воспользовавшись головкой на «12», открутите два болта, которыми защитная оболочка прикреплена к щитку тормозного механизма.
- После того как выведите трос гнезда в тормозном щите, нужно переместиться к уравнителю тросов и ключами на «22» ослабить контргайку и регулировочную гайку.
- Далее, следует полностью выкрутить крайнюю гайку, что позволит вывести трос из прорези кронштейна;
- После этого расшплинтуйте ось уравнителя, воспользовавшись плоскогубцами, после чего снимите шайбу и извлеките ось.
- Теперь необходимо отпустить уравнитель, чтобы снять с него трос привода.
Демонтаж второго троса производится аналогичным образом. Что касается установки новых деталей, то для этого вы можете также воспользоваться этой инструкцией, но в обратном порядке. По завершении замены обязательно отрегулируйте стояночный тормоз в соответствии с приведённым в первой части статьи руководством.
Диагностика тормозной системы
Для диагностирования общей эффективности тормозной системы зачастую применяются специальные стенды.
Наибольшее распространение получили барабанные стенды, позволяющие определить усилие, создаваемое тормозной системой на каждом колесе и время срабатывания системы.
Затем исходя из показаний, производится обслуживание и ремонт.
Народные методы диагностики тормозов.
Одним из таких методов является замер тормозного пути. Именно этот метод положен в основу площадочного стенда.
Суть метода сводиться к движению авто с определенной скоростью по ровной площадке с последующим экстренным торможением.
После этого замеряется тормозной путь и на основе замеров и сравнения их с номинальным значением, указанным в тех. документации к авто, определяется эффективность тормозов.
К примеру, на ВАЗ 2109 в полностью загруженном состоянии тормозной путь на сухой ровной поверхности при скорости 80 км/ч должен составлять примерно 38 м.
Значение меньше или таковое указывает на отличную работу тормозов, большее значение сигнализирует о проблемах в работе.
Недостатком этого метода является невозможность определения эффективности работы тормозов на каждом колесе и время срабатывания привода.
Также на показания в значительной мере влияют дорожные условия при проведении диагностики (мокрая поверхность дороги или сухая и т.д.).
Колесные тормозные механизмы Газель
Передние колеса имеют дисковый механизм торможения, а задние — барабанный. Диски при этом вентилируемые. Они прикреплены к ступице несколькими болтами. Плавающая скоба механизма имеет основание, закрепленное на поворотном кулаке. Направляющие пальцы крепко связывают данное основание с его корпусом.
Корпус, в свою очередь, включает в себя поршень и уплотнительные детали. Клапан прокачки с колпаком удаляет воздух из цилиндра корпуса. В пазе основания находятся тормозные колодки. Рабочая поверхность диска защищена щитом, который блокирует попадание влаги и грязи, а также охлаждает диск.
Барабанный тормозной механизм имеет двухпоршневой колесной цилиндр, тормозные колодки и устройство авторегулировки зазора между ними. Верхняя часть тормозных колодок находятся в стержнях поршней, а нижняя часть – около опорной пластины.
Рабочие цилиндры оснащены устройством, которое поддерживает просвет между колодками и барабаном. Данное устройство представляет собой стальное кольцо с разрезом, находящееся в тормозном цилиндре. Рядом с разрезом расположено отверстие для прокачки.
Тормозные барабаны автомобиля — цельнолитые, изготовленные из чугуна.
Контур V
Этот контур аварийного растормаживания не имеет исполнительных органов и своего ресивера.
Он состоит из части двухмагистрального перепускного клапана, пневматического крана, части тройного защитного клапана, соединяющих аппараты шлангов и трубопроводов.
Пневматические тормозные приводы автомобиля Камаз и прицепа соединяются тремя магистралями: магистралью двухпроводного привода, питающей магистралью и магистралью однопроводного привода. В питающей части тормозного привода моделей 53212 и 53213, для улучшения влагоотделения на участке «регулятор давления — компрессор», предусмотрен влагоотделитель, устанавливаемый в зоне интенсивного обдува на первой поперечине автомобиля. На всех моделях КамАЗ с такой же целью на участке «защитные клапаны – предохранитель» от замерзания защищает конденсационный ресивер ёмкостью 20 литров.
Тормозная система – одна из составляющих автомобиля, в задачу которой входит обеспечение безопасности при движении.Благодаря ей водитель имеет возможность замедлять машину, останавливать ее и полностью обездвиживать при постановке на стоянку.
Если брать только механическую составляющую, то устройство тормозной системы не особо сложное и включает она в себя привод и исполнительные механизмы. Такое устройство применяется на всех существующих типах тормозов.
Современные авто сейчас комплектуются значительным количеством систем безопасности, которые, в основном, входят в конструкцию тормозов, чтобы повысить их эффективность. Эти системы усложняют устройство тормозов и добавляют в них еще одну составляющую – электронную.
Тормозной механизм газели
Автомобилем Газель используется тормозная система, называемая гидравлической. Данный тип установлен на всех автомобилях этой марки и подразумевает наличие гидравлического тормозного привода, состоящего из двухкамерного вакуумного усилителя и основного тормозного цилиндра. Естественно, это лишь малая часть тех элементов, из которых состоит весь механизм торможения.
В конструкцию гидравлической системы входят следующие элементы:
- Тормозная педаль;
- Усилитель тормозов;
- Главный цилиндр;
- Соединительные шланги;
- Трубопровод.
Выжимая педаль тормоза, водитель приводит в действие главный цилиндр. Далее в работу включается усилитель, благодаря которому усилие от нажатия ногой на педаль возрастает в десятки раз. После этого, внутри главного тормозного цилиндра резко увеличивается давление тормозной жидкости, которая устремляется к цилиндрам. В конечном итоге, благодаря цилиндру срабатывает конечный этап системы, колодки прижимаются к дискам колес и Газель останавливается.
Регулировка
Все манипуляции производятся в положении, когда ручной тормоз «выключен» (рычаг зафиксирован в крайнем нижнем положении). Для доступа к тормозному механизму снимаются пластмассовые заглушки расположенные на тормозном щите. Достаточно поддеть их отверткой;
Затем производится ослабление гайки эксцентрика (не более, чем на 2 оборота). Дальнейшие действия состоят в раздвигании тормозных колодок – до позиции, при которой барабан затормаживается, после чего болт проворачивается в противоположную сторону, в результате тормозные колодки движутся во встречном направлении. Движение производится до тех пор, пока барабан не начнет вращаться;
Контроль за процессом осуществляется через смотровые окна, расположенные в нижней части тормозного щита;
По окончании операции гайка эксцентрика затягивается с разумным усилием
Важно при этом не допустить проворот эксцентрика;
Аналогичным образом производится регулировка тормозного механизма с другой стороны автомобиля, после чего пластмассовые заглушки устанавливаются на место.
Следующий этап:
установка уравнителя в положении «перпендикулярно» по отношению к оси автомобиля. Для этого необходимо ослабить гайки крепления, они перемещаются по резьбе до достижения нужного положения уравнителя. Положение фиксируется с помощью контргаек.
Затем:
производится установка ручника в положение «один щелчок». Вращением гайки заднего конца (оболочка центрального троса) достигается перемещение троса в переднее положение – до момента притормаживания свободного хода колес. Затянув – с умеренным усилием – фиксирующие гайки, отключаем стояночный тормоз.
Контур III
Это контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов полуприцепа (прицепа). Он состоит из:
- двойного защитного клапана,
- двух ресиверов общей вместимостью 40 л, датчиком давления и краном слива конденсата,
- двух клапанов контрольного вывода ручного тормозного крана,
- ускорительного клапана,
- четырёх пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер с датчиком давления,
- части двухмагистрального перепускного клапана,
- клапана управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа,
- одинарного защитного клапана,
- клапана управления тормозами прицепа с однопроводным приводом,
- головки типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа,
- трёх разобщительных кранов трёх соединительных головок,
- пневмоэлектрического датчика «стоп-сигнала»,
- двухпроводного привода тормозов прицепа,
- шлангов и трубопроводов.