Конструктивные особенности двигателей ЯМЗ-530
В двигателях семейства ЯМЗ-530 воплощены передовые конструктивные решения по компоновке, управлению и организации рабочего процесса, а также работе основных систем:
- корпусные и базовые детали рассчитаны на давление сгорания 210 бар;
- системы охлаждения и смазки обеспечивают получение литровой мощности до 40 кВт/л с высоким потенциалом форсирования;
- шестеренчатый привод агрегатов со стороны маховика обеспечивает низкий уровень шума;
- закрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров, не требует обслуживания.
Благодаря небольшому весу и компактности силовых агрегатов семейства ЯМЗ-530 упрощается их компоновка и адаптация в составе установок и автомобилей, а также междугородним и городском транспорте, коммерческих автомобилях и специализированных изделиях. Экологический стандарт Euro-5 у моделей семейства ЯМЗ-530 обеспечивается применением эффективных модернизированных систем топливоподачи и турбонаддува с компонентами российского производства.
Опции
Конструктивно заложены базовые опции для транспортных средств и техники, включая установку:
- компрессора пневмотормозов производительностью до 350 л/мин и до 500 л/мин;
- насоса гидроусилителя рулевого управления;
- компрессора кондиционера, а также подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины, системы охлаждения ретардера.
Двигатели могут комплектоваться сцеплениями и коробками передач: Р4 по стандартам SAE 2, 3; Р6 – по SAE 1, 2.
Сборка дизеля ЯМЗ-650
— тщательно очистить и проверить все детали;
— новый подшипник рекомендуется распаковывать непосредственно перед установкой, не удалять консервационную смазку с новых подшипников;
— запрещено повторное использование стопорных колец и уплотнений, снятых при разборке;
— при тугой посадке деталей не следует пользоваться медным или латунным молотком;
— все детали, предназначенные для напрессовки, должны быть предварительно смазаны;
— рекомендуется использовать каждый раз специально приспособленную оправку, чтобы исключить попадание металлических частиц в картеры и подшипники;
— в некоторые уплотнительные кольца должна быть заложена консистентная смазка внутри закраин;
— детали, монтируемые «на горячую», подогреваются струей горячего воздуха в термокамере.
Перед началом сборки следует тщательно очистить все поверхности деталей, на которые будут наноситься герметики. Остатки старого средства подлежат удалению. Резьбовые соединения очищаются щёткой, при необходимости нарезаются метчиком.
Порядок сборки
1. Установить коленчатый вал двигателя (Смотрим статью «Коленчатый вал»)
2. Установить шатунно-поршневую группу (Смотрим статью «Шатунно-поршневая группа»)
3. Установить торцевой лист:
рис. 1 |
Нанести на торец блока цилиндров под установку листа торцевого герметик «Локтайт 518», как показано на Рис. 1.
Установить две направляющие в блок цилиндров.
Установить лист торцевой на место и навернуть болты его крепления к блоку цилиндров.
4. Установить оси шестерен промежуточных.
рис. 2 |
Затянуть болты крепления листа торцевого моментом Мкр = 20 ± 4 Нм, а болты крепления осей шестерен промежуточных моментом Мкр = 90 ± 18 Нм согласно порядку на Рис. 2.
4. Установить картер маховика:
рис. 3 |
Установить направляющий штифт в блок цилиндров.
Нанести герметик на торец блока под установку картера маховика (см. Рис. 3).
Установить картер маховика на блок и навернуть болты его крепления.
Затянуть болты крепления картера моментом:
— для болтов М14 — Мкр = 150 ± З0 Нм;
— для болтов М8- Мкр = 20 ± 4 Нм. На резьбовую часть болта М8х1,25 -100 мм нанести герметик “Локтайт 542”
5. Установить манжеты картера маховика (см. Рис. 4):
рис. 4 |
Установить приспособление 2562 и защитное кольцо (А) на него.
Установить манжету коленчатого вала, предварительно смазав наружную поверхность (Смазка Michelin- Tigre80 или Pneufix).
Снять защитное кольцо (А).
Убрать приспособление 2562.
Манжета идет в комплекте на защитном кольце, которое помещается на монтажный инструмент. Манжета должна оставаться на этом кольце, пока не будет окончательно установлена в картер. Закраины не смазывать. Запрещается использовать манжету, снятую с кольца.
Регулировка клапанов маз двигатель рено ямз 650
Рис. 119. Регулировка клапанов.
Зазоры проверяются с помощью щупа, который необходимо вставить между носком коромысла и упором траверсы. Величина зазора «А» (см. Рис.119) должна быть: — на впуске 0,40 ± 0,05 мм, — на выпуске 0,70 ± 0,05 мм. Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления стоек оси коромысел (на доворачивание) и, если необходимо, подтянуть их. Момент затяжки должен быть 80 — 100 Нм.Отрегулировать зазоры в приводе впускных и выпускных клапанов 1-го цилиндра, для чего необходимо: 1. Отсоединить и вывернуть датчик частоты вращения двигателя из картера маховика (1) (см. Рис. 120).2. Вращая вал коленчатый с помощью поворотного устройства, по направлению вращения установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ на такте сжатия (I положение (см. Рис. 121)).3. Ослабить контргайку регулировочного винта коромысел впускных и выпускных клапанов (поочередно) и вывернуть винт на полоборота.4. Вставить щуп необходимой толщины между носком коромысла и упорной поверхностью траверсы и, удерживая его в этом положении, ввернуть регулировочный винт так, чтобы носок коромысла вошел в соприкосновение со щупом (регулировка производится как для впускных, так и для выпускных клапанов).5. Удерживая регулировочный винт в этом положении, затянуть контргайку винта моментом Мкр = 40 ± 8 Нм (при последующей проверке зазоров щуп толщиной 0,45 мм на впуске и 0,75 мм на выпуске должен входить с небольшим усилием (≤ 1 кгс), толщиной 0,35 мм на впуске и 0,65 мм на выпуске — свободно, без приложения усилия).6. Далее, поворачивая вал коленчатый
последовательно на 120 от I положения (начального), отрегулировать в том же порядке зазоры в 5, 3, 6, 2 и 4 цилиндрах соответственно.7. Запустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме быть не должно.
Рис. 120. Снятие датчика частоты вращения двигателя.
Рис. 121. ВМТ первого и шестого цилиндров
Источник
Схема расположения узлов двигателя
Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид справа1 . смотровой лючок механизма проворота коленчатого вала;2 . датчик частоты вращения коленчатого вала;3 . датчик давления и температуры масла;4 . управление заслонкой рециркуляции отработавших газов EGR;5 . датчик температуры охлаждающей жидкости;6 . система вентиляции картера;7 . турбокомпрессор;8 . датчик давления и температуры наддувочного воздуха;9 . пневмоклапан управления заслонкой EGR;10 . фильтр масляный;11 . пневмоклапан управления заслонкой моторного тормоза;12 . стартер.
Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид спереди1 . крышка маслозаливная;2 . датчик давления и температуры наддувочного воздуха;3 . вязкостная муфта включения вентилятора;4 . фильтр тонкой очистки топлива.
Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид слева1 . датчик давления и температуры топлива;2 . место установки заводской таблички;3 . гаситель крутильных колебаний;4 . генератор;5 . компрессор кондиционера;6 . реле предпускового подогревателя;7 . топливные трубки высокого давления;8 . рампа;9 . электронный блок управления;10 . насос топливный высокого давления;11 . датчик частоты вращения распределительного вала;12 . компрессор пневмотормозов;13 . насос гидроусилителя руля (НГУР);14 . картер масляный;15 . фильтр тонкой очистки топлива.
Особенности конструкции
Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.
Система топливоподачи
Топливная система аккумуляторного типа (ECRS) производства фирмы R. Bosch. Система обеспечивает давление впрыска 1800 бар, включает в себя: • насос высокого давления с модулем дозирования, • топливопровод-накопитель (рампа), • форсунки.
Система управления
Электронный блок управления (ЭБУ) EDC 7. Датчики системы управления и устройство коммутации: • датчик частоты вращения, • датчик фазы, • датчик давления топлива, • датчик температуры топлива, • датчик температуры наддувочного воздуха, • датчик давления наддувочного воздуха, • датчик температуры охлаждающей жидкости, • датчик давления масла. Блок цилиндров, головка цилиндров, коленчатый вал, шатун, подшипники рассчитаны на давление сгорания 210 бар. Системы охлаждения и смазки спроектированы из условия обеспечения 40 кВт/л и имеют высокий потенциал дальнейшей форсировки. Шестеренчатый привод агрегатов расположен со стороны маховика и обеспечивает низкий уровень крутильных колебаний и шума не более 93 дБ (А). Закрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров. Не требует обслуживания.
Опции
Предусмотрена возможность установки: • компрессора пневмотормозов производительностью до 350 л/мин и до 500 л/мин; • насоса гидроусилителя рулевого управления; • компрессора кондиционера; • подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины; • подсоединение системы охлаждения ретардера. Двигатель имеет возможность комплектования сцеплениями и коробками передач — по стандартам SAE 2, 3.
Устройство системы питания автомобиля
Как говорится, наиболее подверженные неисправностям системы питания и электрооборудования. Раз уж вы столкнулись с неисправностями ТНВД КАМАЗ, давайте выберем наиболее подходящую модель ТНВД КАМАЗ для вашего автомобиля. Для этого следует изучить технические характеристики ТНВД КАМАЗ.
Первым делом рассмотрим ТНВД 33-02, 334, 332-30, 337-80.01 двигателя КАМАЗ-740
ТНВД КАМАЗ 740 модели 33-02, 3310, 334, 332-30, 337-80.01 – это топливные насосы высокого давления с V-образным расположением секций и между секционным расстоянием равным 36 мм.
Топливные насосы КАМАЗ 740 моделей 33-02, 33-10, 334, 337-80.01 включают в комплектациюмеханический всережимный регулятор и корректор.
ТНВД КАМАЗ 332-30, в отличие от предыдущих моделей,имеет механический двухрежимный регулятор с корректорами (прямым и обратным). Двигатели КАМАЗ, которые укомплектованы следующими моделями ТНВД, соответствуют нормам токсичности EURO-0. Если возникают какие либо неполадки с двигателем или двигатель неравномерно работает это признак неисправности ТНВД КАМАЗ.
Технические характеристики ТНВД КАМАЗ 740
Модель ТНВД | Число секций ТНВД | Диаметр/ максимальный ход плунжера (мм) | Модель форсунки | Модель двигателя
КАМАЗ 740 |
N ном. (л.с.) при n (мин -1) | Где применяется ТНВД 332-30 |
33-02 | 8 | 9/10 | 33-02 | 740.10 | 210/2600 | КамАЗ: 5320, 5410, 5511, 54112, 55102, 4310, 43101; УРАЛ-4320, ЗИЛ-133ГЯ |
33-10 | 8 | 9/10 | 271-01 271-02 | 740.10-20 | 220/2600 | КамАЗ: 43101,4326, 54112, 55111, 5320, 5410, 53213,53202,431017, 551107, 55102, 551027, 541007, 551117, 431017; УРАЛ 43207; ЗИЛ-133ГЯ |
334 | 8 | 9/10 | 271-01 271-02 | 7403 | 260/2600 | КамАЗ: 43114,4326-01, 43118-01, 53228-01, 55111-01, 43101-01, 53229-01, 53212-01, 54112-01, 53211-01, 53213-01; ГАЗ-5903 |
332-30 | 8 | 10/11 | 272-02 | 7408.10 | 195/2200 | ЛиАЗ-5256 |
337-80.01 | 8 | 10/11 | 273-21 | 740.14-300 | 300/2600 | Спец. автомобили |
Технические характеристики ТНВД 337-20 двигателя
КАМАЗ-740 стандарта ЕВРО2
ТНВД КАМАЗ 740 337-20 – это топливный насос высокого давления, который имеет V-образное расположение секций с расстоянием между секциями 36 мм.
ТНВД КАМАЗ 337-20 выдает давления впрыска топлива до 1200 Бар. В комплект ТНВД 337-20 входит всережимный механический регулятор с обратным и прямым корректором, а также корректором по наддуву. Причем эти двигатели соответствуют стандарта EURO-2. Производство двигателей с ТНВД 337-20 началось еще в сентябре 2002 года.
Технические характеристики ТНВД 337-20 двигателя
КАМАЗ 740 ЕВРО 2
Модель ТНВД | Число секций ТНВД | Диаметр/ максимальный ход плунжера (мм) | Модель форсунки | Модель двигателя | N ном. (л.с.) при n (мин -1) | Где применяется ТНВД 337-20 |
337-20 | 8 | 11/13 | 273-21 | 740.30-260Е2 | 260/2200 | ЕВРО-2 КамАЗ-65115, 65116, 65117, 6540 |
337-20.03 | 8 | 11/13 | 273-20 | 740.51-320Е2 | 320/2200 | ЕВРО-2 КамАЗ-6520, 6522 |
337-20.04 | 8 | 11/13 | 273-20 | 740.50-360Е2 | 360/2200 | ЕВРО-2 КамАЗ- 6360-06, 6460-06, 5360-06, 5460-06 |
Технические характеристики ТНВД 337-40, 337-70 двигатель
КАМАЗ-740 ЕВРО-1
ТНВД 337-40 КАМАЗ 740 – это топливный насос высокого давления, который оснащен секциями с V-образным расположением и имеет расстояние между секциями 36 мм. ТНВД 337-40 оснащается регулятором с двумя режимами, а также прямым и обратным корректором. Производятся с 1995 года.
Модель ТНВД | Число секций ТНВД | Диаметр/ максимальный ход плунжера (мм) | Модель форсунки | Модель двигателя | N ном. (л.с.) при n (мин -1) | Где применяется ТНВД 337-40 |
337-40 | 8 | 11/13 | 273-30 273-31 | 740.11-240Е1 7405.10 | 240/2200 240/2200 | ЕВРО-1 КамАЗ-55111-02, 65115, 53212-02, 54112-02, 54115, 53215, 53205-02, 53213, 53202, 53229-02, 54105-02, 53228-02, 4326, 4350. |
337-40.01 | 8 | 11/13 | 273-31 | 740.22-240 | 240/2000 | Правила 96 Комбайн «Дон-1500» |
337-40.02 | 8 | 11/13 | 273-31 | 740.02-180 | 180/2200 | Правила 96 Трактора Т-150К, ХТЗ-170, IFA кормоизмельчитель |
337-70 | 8 | 11/13 | 273-31 | 740.11-240 | 240/2200 | Автобусы: НефАЗ-5297, ПАЗ-5272, ЛиАЗ-5256 |
Технические характеристики ТНВД 337-42 двигателя
КАМАЗ-740 ЕВРО-1
ТНВД 337-42 – это топливный насос высокого давления, который оснащен секциями с V-образным расположением и имеет расстояние между секциями 36 мм. ТНВД 337-42 оснащается механическим все режимным регулятором, а также прямым и обратным корректором. Производятся с 2002 года.
Модель ТНВД | Число секций ТНВД | Диаметр/ макс. ход плунжера (мм) | Модель форсунки | Модель двигателя | N ном. (л.с.) при n (мин -1) | Где применяется ТНВД 337-42 |
337-42 | 8 | 11/13 | 273-20 | 740.13-260 | 260/2200 | ЕВРО-1 КамАЗ-43118, 44108, 65111, 6540 |
337-42.01 | 8 | 11/13 | 273-20 | 740.22-240 | 240/2000 | Правила 96 Комбайн «Дон-1500» |
Особенности конструкции
ЯМЗ-65О – это шестицилиндровый дизельный силовой агрегат рабочим объемом 11,12 л и максимальной мощностью до 412 л.с. По сравнению с V-образной «восьмёркой» ЯМЗ-658.10 мощностью 400 л.с., двигатель ЯМЗ-650 обладает более высокой (на 37,7%) литровой мощностью, бо́льшим на 5,5% крутящим моментом, меньшей на 280 кг массой и немного меньшим расходом дизтоплива. Кроме того, рядная «шестёрка» с точки зрения уравновешенности гораздо эффективнее.
По конструкции ЯМ3-650 значительно моложе отечественных моторов. Здесь используется рядный шестицилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на семи опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны – из стали, имеющие длину 300 мм; поршни – алюминиевые, диаметром по 123 мм. В единой для всех шести цилиндров головке на каждый из них приходится по четыре клапана: два на впуске и два на выпуске. Распредвал установлен в блоке.
Крышка клапанного механизма изготовлена из усиленного стекловолокном пластика. Она изолирована от двигателя резиновой прокладкой, способствующей снижению общего уровня шумности. Шестерни привода распределительного вала и вспомогательных механизмов размещены в передней части мотора и повторяют конструкцию предыдущего поколения двигателей Рено.
2 полнопоточных масляных фильтра и центрифуга обеспечивают моторному маслу высокую степень очистки и оптимальный срок замены. Турбонаддув с промежуточным охлаждением обеспечивает увеличение удельной мощности и других важных показателей. Главной особенностью двигателя является система топливоподачи Bosch CR (Коммон Рэйл) II поколения. В основе системы – общий трубопровод-накопитель (аккумулятор). Следующий её компонент –насос высокого давления с модулем дозирования. По своему внешнему виду он напоминает обычный рядный топливный насос высокого давления. Он создает постоянное давление, распространяемое через накопитель и топливопроводы к форсункам. В составе системы – электронный блок управления двигателем Bosch EDC7 UC31 и серия датчиков.
В тот момент, когда начинается подача дизтоплива, блок управления посылает сигнал к соленоиду форсунки. И количество впрыскиваемого дизтоплива соответствует длительности импульса. За счёт разделения во времени процессов нагнетания и дозирования топлива Common Rail обеспечивает гибкое формирование циклограммы подачи топлива. Давление впрыска составляет 1400 бар, или 140 МПа (для базовой модели). Давление масла в прогретом моторе находится в пределах 4-6.6 кгс/см2. Базовые моторы ЯМ3-650 оборудуются турбокомпрессорами ТКР-90-2, на некоторых модификациях используются также ТКР 90-3.
Common Rail System второго поколения обеспечивает точную дозировку цикловой подачи топлива для каждого рабочего режима; регулировку углов опережения впрыска дизельного топлива – в зависимости от оборотов, нагрузки, температуры; лёгкий пуск двигателя с минимальным выбросом вредных веществ в атмосферу (при любых температурных условиях); оптимальное корректирование процесса топливоподачи в процессе работы; совместимость с электронным блоком управления автомобиля (АВS, ASR, круиз-контролем).
Отечественное производство
Работы с ГБЦ
Наименование услуги |
Ед. изм. |
Легковые, руб. |
Грузов. до 70 кг, руб. |
Грузов. выше 70 кг, руб. |
---|---|---|---|---|
Установка резьбовой втулки |
шт. |
300 руб. |
380 руб. |
470 руб. |
Замена свечного отверстия |
шт. |
710 руб. |
1 050 руб. |
1 100 руб. |
Замена МСК |
шт. |
65 руб. |
65 руб. |
65 руб. |
Замена стаканов форсунок ЯМЗ-238 |
шт. |
— |
660 руб. |
660 руб. |
Замена стаканов форсунок ЯМЗ-236 |
шт. |
— |
660 руб. |
660 руб. |
Снятие патрубков |
шт. |
150 руб. |
200 руб. |
225 руб. |
Шлифовка фаски клапана с очисткой |
шт. |
110 руб. |
130 руб. |
165 руб. |
Шлифовка торца клапана |
шт. |
66 руб. |
110 руб. |
110 руб. |
Фрезеровка ГБЦ по плоскости с форкамерами |
цил. |
700 руб. |
— |
— |
Фрезеровка ГБЦ съем более 0.4 мм |
цил. |
330 руб. |
860 руб. |
860 руб. |
Фрезеровка ГБЦ паралл. дизель |
цил. |
250 руб. |
660 руб. |
660 руб. |
Фрезеровка ГБЦ паралл. бензин AL |
цил. |
250 руб. |
420 руб. |
550 руб. |
Установка форсунок дизеля |
шт. |
110 руб. |
200 руб. |
200 руб. |
Установка термоиндикатора |
шт. |
150 руб. |
150 руб. |
150 руб. |
Удаление сломанных шпилек |
шт. |
550 руб. |
550 руб. |
550 руб. |
Снятие форсунок дизеля |
шт. |
165 руб. |
270 руб. |
300 руб. |
Ремонт резьбового отверстия |
шт. |
550 руб. |
880 руб. |
1 100 руб. |
Мойка предварительная 5-6 цил. |
шт. |
880 руб. |
990 руб. |
1 100 руб. |
Мойка предварительная 3-4 цил. |
шт. |
550/220 руб. |
550/220 руб. |
550 руб. |
Рассухаривание клапана |
шт. |
45 руб. |
55 руб. |
65 руб. |
Засухаривание с заменой МСК |
шт. |
110 руб. |
165 руб. |
165 руб. |
Обработка седла профильным резцом на станке AZ VV-80 |
шт. |
165 руб. |
220 руб. |
220 руб. |
Замена седла без обработки |
шт. |
440 руб. |
550 руб. |
770 руб. |
Замена седла с обработкой |
шт. |
550 руб. |
1 100 руб. |
1 100 руб. |
Замена направляющей втулки с разворачиванием под клапан |
шт. |
130 руб. |
220 руб. |
220 руб. |
Замена заглушек |
шт. |
330 руб. |
440 руб. |
550 руб. |
Дефектовка клапана |
шт. |
55 руб. |
75 руб. |
180 руб. |
Выворачивание шпилек |
шт. |
55 руб. |
55 руб. |
55 руб. |
Опрессовка головки блока
Наименование услуги |
Ед. изм. |
Цена, руб. |
---|---|---|
А-01 |
цил. |
3 080 руб. |
А-41 |
цил. |
3 080 руб. |
ВАЗ |
цил. |
1 320 руб. |
ГАЗ |
цил. |
1 650 руб. |
Д-160 |
цил. |
2 750 руб. |
Д-65 |
цил. |
1 650 руб. |
ЗиЛ |
цил. |
1 650 руб. |
ЗМЗ-402 |
цил. |
1 320 руб. |
ЗМЗ-405 |
цил. |
1 320 руб. |
ЗМЗ-406 |
цил. |
1 320 руб. |
ЗМЗ-407 |
цил. |
1 320 руб. |
КаМАЗ |
шт. |
1 100 руб. |
ММЗ-245 |
цил. |
1 650 руб. |
Тракторные и их аналоги |
цил. |
1 650 руб. |
ЯМЗ-236 |
цил. |
3 080 руб. |
ЯМЗ-238 |
цил. |
3 080 руб. |
ЯМЗ-7511 (общие) |
цил. |
3 080 руб. |
ЯМЗ-7511 (раздельные) |
шт. |
1 100 руб. |
ЯМЗ-840 |
шт. |
1 100 руб. |