Маркировка поршней ВАЗ
По статистике, маркировкой ремонтных поршней чаще всего интересуются владельцы или мастера по ремонту двигателей автомобилей ВАЗ. Далее приведем информацию по различным поршням.
ВАЗ 2110
Для примера возьмем двигатель автомобиля ВАЗ-2110. Чаще всего в данной модели используются поршни с маркировкой 1004015. Изделие производится непосредственно на ОАО «АвтоВАЗ». Краткая техническая информация:
- номинальный диаметр поршня — 82,0 мм;
- диаметр поршня после первого ремонта — 82,4 мм;
- диаметр поршня после второго ремонта — 82,8 мм;
- высота поршня — 65,9;
- компрессионная высота — 37,9 мм;
- рекомендованный зазор в цилиндре — 0,025…0,045 мм.
Непосредственно на корпусе поршня может быть нанесена дополнительная информация. Например:
- «21» и «10» в районе отверстия под палец — обозначение модели изделия (другие варианты — «213» обозначает двигатель ВАЗ 21213, а к примеру, «23» — ВАЗ 2123);
- «ВАЗ» на юбке с внутренней стороны — обозначение производителя;
- буквы и цифры на юбке с внутренней стороны — специфическое обозначение литейного оборудования (расшифровать его можно с помощью документации производителя, но в большинстве случаев эта информация бесполезна);
- «АЛ34» на юбке с внутренней стороны — обозначение литейного сплава.
Основные маркировочные символы, наносимые на днище поршня:
- Стрелка — это маркер ориентации, указывающий направление в сторону привода распределительного вала. На так называемых «классических» моделях ВАЗ иногда вместо стрелки можно встретить букву «П», что означает «перед». Аналогично, тот край, где изображена буква, нужно направлять в сторону движения машины.
- Один из следующих символов — A, B, C, D, E. Это маркеры класса диаметра, показывающие отклонение в значении по наружному диаметру. Далее приведена таблица с конкретными значениями.
- Маркеры группы массы поршня. «Г» — нормальная масса, «+» — увеличенная на 5 грамм масса, «-» — уменьшенная на 5 грамм масса.
- Одна из цифр — 1, 2, 3. Это маркер класса отверстия поршневого пальца, определяет отклонение по диаметру отверстия под поршневой палец. В дополнение к этому имеется цветовое обозначение данного параметра. Так, краска наносится на внутреннюю сторону днища. Синий цвет — 1 класс, зеленый цвет — 2 класс, красный цвет — 3 класс. Далее приведена дополнительная информация.
Для ремонтных поршней ВАЗ также существуют два отдельных обозначения:
- треугольник — первый ремонт (диаметр увеличен на 0,4 мм от номинального размера);
- квадрат — второй ремонт (диаметр увеличен на 0,8 мм от номинального размера).
Обратите внимание, что для различных марок машин (в том числе для разных двигателей) значение отличия ремонтных поршней нужно смотреть в справочной информации
ВАЗ 21083
Другим популярным «ВАЗовским» поршнем является 21083-1004015. Он также производится на ОАО АвтоВАЗ. Его технические размеры и параметры:
- номинальный диаметр — 82 мм;
- диаметр после первого ремонта — 82,4 мм;
- диаметр после второго ремонта — 82,8 мм;
- диаметр поршневого пальца — 22 мм.
Он имеет аналогичные обозначения, что и ВАЗ 2110-1004015. Остановимся немного подробнее на классе поршня по наружному диаметру и классе отверстия под поршневой палец. Соответствующая информация сведена в таблицы.
Класс поршня по наружному диаметру | A | B | C | D | E |
---|---|---|---|---|---|
Диаметр поршня 82,0 (мм) | 81,965-81,975 | 81,975-81,985 | 81,985-81,995 | 81,995-82,005 | 82,005-82,015 |
Диаметр поршня 82,4 (мм) | 82,365-82,375 | 82,375-82,385 | 82,385-82,395 | 82,395-82,405 | 82,405-82,415 |
Диаметр поршня 82,8 (мм) | 82,765-82,775 | 82,775-82,785 | 82,785-82,795 | 82,795-82,805 | 82,805-82,815 |
Интересно, что модели поршней ВАЗ 11194 и ВАЗ 21126 выпускаются только в трех классах — A, B и C. При этом размер шага соответствует 0,01 мм.
Таблица соответствия моделей поршня и моделей двигателя (марки) автомобилей ВАЗ.
Модель двигателя ВАЗ | Модель поршня | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2101 | 21011 | 2105 | 21213 | 2123 | 2108 | 21083 | 2110 | 2112 | 21124 | 21126 | 21128 | 11194 |
2101 | ||||||||||||
21011 | ||||||||||||
2103 | ||||||||||||
2104 | ||||||||||||
2105 | ||||||||||||
2106 | ||||||||||||
21073 | ||||||||||||
2121 | ||||||||||||
21213 | ||||||||||||
21214 | ||||||||||||
2123 | ||||||||||||
2130 | ||||||||||||
2108 | ||||||||||||
21081 | ||||||||||||
21083 | ||||||||||||
2110 | ||||||||||||
2111 | ||||||||||||
21114 | ||||||||||||
11183 | ||||||||||||
2112 | ||||||||||||
21124 | ||||||||||||
21126 | ||||||||||||
21128 | ||||||||||||
11194 |
Отверстия под поршневой палец:
Класс отверстия под поршневой палец | 1 | 2 | 3 |
---|---|---|---|
Диаметр отверстия под поршневой палец(мм) | 21,982-21,986 | 21,986-21,990 | 21,990-21,994 |
Общие сведения
При ремонте двигателя ряд операций можно выполнять без снятия его с автомобиля. Как правило, без снятия двигателя могут быть выполнены следующие операции:
- снятие и установка головки блока цилиндров;
- снятие и установка распределительного вала (после снятия головки блока цилиндров);
- снятие и установка зубчатого приводного ремня и звездочек;
- снятие и установка масляного поддона и масляного насоса;
- снятие и установка поршней, шатунов и шатунных подшипников;
- замена опор двигателя;
- замена уплотнительных манжет коленчатого вала;
- снятие и установка вспомогательного вала;
- снятие и установка маховика.
Снятие двигателя с автомобиля необходимо для выполнения следующих операций:
- замена коренных подшипников коленчатого вала;
- снятие и установка коленчатого вала;
- замена гильз цилиндров (при их установке).
Перед началом ремонта необходимо слить жидкость из системы охлаждения и масло из картера двигателя и коробки передач. Жидкость сливают через три сливных крана. При разборке двигателя рекомендуется мелкие детали уложить в отдельную тару, а винты и гайки при отсоединении проводов от приборов электрооборудования установить в прежнее положение и завернуть вручную.
Перед разборкой двигатель необходимо очистить от грязи и масла, промыть керосином или обезжиривающим раствором, а затем продуть сжатым воздухом. Снятие приборов и агрегатов с двигателя целесообразно проводить на стационарном поворотном стенде. Снимаемые с двигателя детали следует укладывать в специально подготовленную тару, в которой их отправляют на операции мойки, проверки и устранения неисправностей.
Прочие доработки
Также вам понадобится прикупить хайджек и сэндтраки.
Без них на бездорожье вам придется совсем туго. Кстати, а что это вообще такое? Вообще, хайджек – усиленный реечный домкрат. С его помощью можно приподнять автомобиль на метр (а то и больше) над землей. Кроме столь полезной в условиях внедорожной функции, «рейку» можно также использовать в качестве ручной лебедки.
Конечно, заменить полноценную электрическую лебедку он вряд ли сможет, а вот помочь ей при вытаскивании вашего вездехода из грязи – запросто. Сэндтраки – это такие пластины из прочного металла с зацепами по всей поверхности. Проще говоря, железные рейки. Их подкладывают под колеса в момент вытаскивания авто. Простейшие приспособления, а сколько сил они могут сэкономить!
Технические характеристики
Мотор Нива имеет высокие технические характеристики, а сам автомобиль обладает повышенной проходимостью, поскольку имеется вариант включения 4×4. За историю производства на ВАЗ 2121 устанавливались разные версии двигателя, от карбюраторной версии до инжектора и даже дизельного варианта.
Итак, рассмотрим основные характеристики модификаций силового агрегата Нива:
ВАЗ 2121
Наименование | Показатель |
Объем двигателя | 1,6 литр (1580 см куб) |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор |
Мощность | 80 лошадиных сил |
Расход топлива | 12,2 л/100 км |
Диаметр цилиндра | 79 мм |
Клапанный механизм | SOHC |
ВАЗ 21213
Наименование | Показатель |
Объем двигателя | 1,7 литр (1690 см куб) |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор |
Мощность | 82 лошадиных сил |
Расход топлива | 11,0 л/100 км |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Клапанный механизм | SOHC |
ВАЗ 21214
Наименование | Показатель |
Объем двигателя | 1,6 литр (1580 см куб) |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Инжектор |
Мощность | 83 лошадиных сил |
Расход топлива | 8,4 л/100 км |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Эконорма | ЕВРО-4 |
Клапанный механизм | SOHC |
ВАЗ 2131
Наименование | Показатель |
Объем двигателя | 1,8 литр (1779 см куб) |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Инжектор |
Мощность | 94 лошадиных сил |
Расход топлива | 9,2 л/100 км |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Эконорма | ЕВРО-4 |
Клапанный механизм | SOHC |
Двигатель XUD9SD производства Peugeot
Наименование | Показатель |
Тип мотора | Дизель |
Объем двигателя | 1,9 литр (1905 см куб) |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Топливо | Дизельное топливо |
Мощность | 75 лошадиных сил |
Расход топлива | 7,1 л/100 км |
Силовые агрегаты ВАЗ 2121 комплектовались коробками передач 4-МКПП и 5-МКПП.
Капитальный ремонт дизельного двигателя – этапы операции + Видео
Восстановление в полной мере всех эксплуатационных параметров ДВС – это капитальный ремонт дизельного двигателя. Данный процесс нелюбим большинством водителей, но делать капремонт требуется при первых же признаках поломки сердца авто.
К симптомам, сигнализирующим о том, что требуется капремонт дизельного двигателя, относят следующие явления:
- на свечах зажигания образуется большой нагар;
- повышенный расход масла и топлива;
- пары и газ вылетают из шланга вентиляционной системы с явно фиксируемой пульсацией потока;
- выхлопная труба «выдает» дым разных цветов (опытные мастера, которые знают, как сделать капитальный ремонт двигателя, по оттенку выхлопа способны определить причину поломки ДВС);
- снижение мощности мотора: о таковом свидетельствует снижение на 15 и более процентов показателя максимальной скорости, а также повышение более чем на четверть времени разгона транспортного средства до 100 км/ч (с места);
- двигатель неравномерно функционирует на холостом ходу;
- перегрев двигателя, его жесткая работа (калильное или раннее зажигание, детонация) или перебои в работе;
- посторонние звуки в карбюраторе и глушителе (к таким признакам капитального ремонта двигателя относят «чихания» и «выстрелы»);
- стуки и посторонние шумы в ДВС;
- малое давление масла.
Если вы не знаете, когда делать капитальный ремонт двигателя, обращайте внимание на указанные симптомы. Только помните, что о серьезных неполадках в работе агрегата свидетельствует их комплекс, а не отдельные факты. В целом же, потребность в проведении капремонта, как показывает практика, возникает после 100–200 тысяч километров пробега
Капитальный ремонт дизельного двигателя – этапы операции
Весь процесс состоит из нескольких стадий. Именно так его выполняют на всех станциях техобслуживания, и именно так следует делать капитальный ремонт двигателя самостоятельно:
- демонтаж агрегата, его разборка, последующая мойка и чистка элементов и узлов;
- обследование деталей с целью установления на них чрезмерного износа либо повреждений;
- проведение их дефектовки: анализ коленвала, значений зазоров, наличие трещин;
- ремонт блока цилиндров (растачивание, гильзование, ремонт коленвала) и его головки.
Далее капитальный ремонт дизельного двигателя предполагает его сборку с применением динамометрических ключей для затяжки всех элементов агрегата, холодную обкатку. Последняя производится на стенде и представляет собой вращение в принудительном порядке коленвала
Обратите внимание – в ДВС нужно залить охлаждающую жидкость и масло
Финальный этап капремонта дизельного двигателя – регулировка токсичности и степени выброса газов и оборотов на холостом ходу.
После ремонтных работ рекомендуется не нагружать двигатель (буксировка прицепов, других ТС) и не эксплуатировать его на больших оборотах
Такие меры предосторожности желательны на первых 150-300 км пробега
Зачем нужен капремонт?
Если вы знаете, когда и как сделать капитальный ремонт двигателя, проблем с эксплуатацией автомобиля у вас будет гораздо меньше, так как данная процедура:
- повышает в целом качество функционирования машины;
- увеличивает время использования двигателя без сбоев;
- гарантирует снижение риска выхода ДВС из строя.
А для того, чтобы пореже делать капитальный ремонт двигателя самостоятельно или отвозить авто в сервис, следите за:
- качеством заливаемого масла;
- состоянием и своевременной заменой воздушного, топливного и масляного фильтра;
- правильной эксплуатацией мотора на максимальных нагрузках;
- грамотной регулировкой ДВС.
Как раз указанные факторы чаще всего вызывают необходимость капремонта.
Модификации двигателя ВАЗ 21214 и их отличия
Модификация мотора | Наличие ГУР | Выпускной коллектор | Класс экологичности ЕВРО |
21214-41 | сварен из нерж. стали | 3 | |
21214-34 | _ | литой из чугуна | |
21214-33 | |||
21214-32* | |||
21214-31 | сварен из нерж. стали | 4 | |
21214-30 | — |
*21214-32 – имеет топливные трубки с быстрыми разъемами, маховик под сцепление 215 мм (на остальных моделях на 200 мм). Геометрия блока цилиндров21214 и 21213 одна и та же. Гильзы в цилиндрах не предусмотрены. Из-за применения эжектора изменена конфигурация передней крышки двигателя для монтажа датчика положения коленчатого вала. Для монтажа ГУР на блоке сделано отверстие для установки кронштейна, дополнительно, имеется резьбовое отверстие для установки датчика детонации, а также резьбовые отверстия со шпильками для монтажа кронштейна модуля зажигания.
ШПГ досталась от 21213. Коленвал 21213-1005015 задает ход поршня – 80мм. Шкив коленвала отличается наличием зубьев по наружному диаметру для работы датчика положения коленчатого вала. Последние модели ДВС оснащены демпфирующим шкивом (21214-1005058-10). Наличие демпфера позволило снизить нагрузки на коленчатом валу для исключения срезания шпонки, а также сделать работу менее шумной.
Головка цилиндров 21214-1003011-30 (36) доработана из головки от 21213. Для доработки потребовалось ввести отверстия для установки датчика фаз и шпилек для монтажа впускного ресивера. Для установки гидрокомпенсаторов в головке отлиты приливы в которых выполнены резьбовые отверстия. С введением гидрокомпенсаторов тепловых зазоров в конструкции головки упразднены регулировочные болты.
у вторых, отверстия М24х1,5, а колодцы с дренажными отверстиями (маркировка выполнена в отливке). Взаимозаменяемость головок, как и гидроопор старой и новой конструкции не возможна.Применена новая масляная рампа 21214-1007180-30 из нержавеющей стали, подводящая масло к гидрокомпенсаторам. Взаимозаменяемость с рампой 21214-1007180 сохранилась.
Рычаги клапанов 21214-1007116-30 в отличие от предыдущих 2101-1007116, имеют меньший радиус (11 мм) опоры площадки взаимодействующей с кулачком распределительного вала, а также, дополнительную проточку со стороны гидрокомпенсатора. Оба варианта рычагов взаимозаменяемые.
В приводе распределительного вала ГРМ вместо двухрядной цепи применена однорядная цепь 21214-1006040-03 на роликах и втулках. Однорядные звездочки для цепи взяты с мотора 2123. У звездочки масляного насоса для повышения производительности масляного насоса и улучшения работы гидронатяжителя цепи и гидрокомпенсаторов, уменьшено количество зубьев до 30.
Распределительный вал 21214-1006010 оригинален измененным профилем кулачков, может взаимозаменяться с валом от 21213.
А еще интересно: Масло в раздатку Нива 21214: сколько лить и какое
Генератор на 80 ампер один и тот же, что на 2112, с небольшим отличием по диаметру шкива 80 мм под приводной ремень 2107-1308020 (944 мм).
Впускной коллектор, топливная рампа (2123-1144010-11) заимствованы с двигателя 2123. Форсунки системы впрыска топлива фирмы SIEMENS VAZ 20734 (желтого цвета), на ранних движках устанавливали форсунки (0280 158 110).
Модуль зажигания от двигателя 2112.
Электронное управление осуществляется ЭБУ BOSCH MP 7.9.7. или ЯНВАРЬ 7.2 в зависимости от года выпуска и модификации ДВС.
Систему охлаждения стали собирать с применением прокладок с эластичным полимерным валиком, что позволило улучшить герметичность системы. В состав водяного насоса (помпы) введен сальник (манжет) более устойчивый к износу и потере свойств.
Поршни
На многих отечественных и импортных машинах используются ремонтные поршни, изготовленные на производственных мощностях костромского производителя поршневых групп «Мотордеталь-Кострома». Данное предприятие выпускает поршни с диаметром от 76 до 150 мм. На сегодняшний день производятся такие типы поршней:
- цельнолитой;
- с терморегулирующей вставкой;
- с вставкой под верхнее компрессионное кольцо;
- с каналом масляного охлаждения.
Поршни, выпущенные под указанной торговой маркой, имеют собственные обозначения. При этом информация (маркировка) может быть нанесена двумя способами — лазером и микроударом. Для начала рассмотрим на конкретных примерах маркировку, сделанную при помощи лазерной гравировки:
- EAL — соответствие техническому регламенту таможенного союза;
- Сделано в России — прямое указание страны-производителя;
- 1 — группа по массе;
- H1 — группа по диаметру;
- 20-0305А-1 — номер изделия;
- К1 (в кружочке) — знак отдела технического контроля (ОТК);
- 15.05.2016 — прямое указание на дату производства поршня;
- Sp 0,2 — зазор между поршнем и цилиндром (температурный).
Теперь рассмотрим обозначения, нанесенные при помощи так называемого микроудара, на конкретных примерах:
- 95,5 — общий размер по диаметру;
- В — группа по диаметру;
- III — группа по диаметру пальца;
- К (в кружочке) — знак ОТК (контроля качества);
- 26.04.2017 — прямое указание даты производства поршня.
Здесь же стоит отметить, что для производства разных поршней используются различные же алюминиевые сплавы с легирующими добавками. Однако эта информация не указывается прямо на корпусе поршня, но записывается в его технической документации.
Как заменить двигатель ВАЗ-2123
Двигатель вынимают из автомобиля вверх. Для снятия двигателя необходимо подъемное устройство грузоподъемностью не менее 300 кг.
Автомобиль нужно установить на подъемник, смотровую канаву или эстакаду.
Перед снятием двигателя необходимо подготовить надежную подставку, на которой двигатель должен стоять устойчиво.
Двигатель удобнее вынимать, если снять капот.
Перед отсоединением шлангов и электрических проводов рекомендуем их промаркировать, чтобы не перепутать при сборке.
Завод-изготовитель рекомендует снимать двигатель, предварительно разъединив узлы силового агрегата: коробка передач с картером сцепления остается на автомобиле, а при снятии двигателя передний подшипник первичного вала коробки передач и ступица ведомого диска сцепления снимаются с первичного вала.
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 17» и «на 19» (или головка с удлинителями и карданным шарниром), отвертки (две), оправка для центрирования ведомого диска сцепления, пассатижи, таль или иное подъемное устройство, стропы (прочная веревка).
1. Снимите капот.
2. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи.
3. Снимите декоративный кожух двигателя.
4. Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя.
5. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена жидкости охлаждения Нива Шевролет»).
6. Снимите радиатор системы охлаждения.
7. Отверните гайки крепления подушек передних опор двигателя к кронштейнам поперечины передней подвески, снимите установленные под ними шайбы.
8. Выверните болты крепления передней крышки картера сцепления.
9. Выверните два болта крепления рабочего цилиндра гидропривода сцепления, не отсоединяя от него шланг
10. Отведите цилиндр в сторону (для наглядности передний карданный вал снят).
11. Выверните четыре болта крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя.
12. Отверните гайку болта хомута крепления приемной трубы, выньте болт и отсоедините хомут от кронштейна
13. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика детонации.
14. Отверните гайку крепления жгута проводов к клемме «+» генератора
15. Снимите провода с клеммы и отведите жгут в сторону.
16. Снимите воздушный фильтр вместе с кронштейном (см. «Замена воздушного фильтра Нива Шевролет»).
autoruk.ru