Зил-131 технические характеристики, двигатель и расход топлива, коробка передач, устройство и фото

Проверка и регулировка зазоров в клапанах

Проверка и регулировка зазоров в клапа­нах двигателя необходимы при появлении стуков в клапанах. Перед регулировкой за­зоров необходимо снять провода высокого напряжения, отъединив их от свечей зажи­гания, отвернуть гайки крепления крышек головок цилиндров и снять крышки с про­кладками. Зазоры между клапанами и ко­ромыслами регулируют на холодном двига­теле регулировочным винтом с контргайкой, установленным на коротком плече коро­мысла.

Регулировку зазоров первым спосо­бом производят в следующем порядке. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи устано­вочного зубчатого указателя (рис. 1). Для этою следует повернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве вала с меткой ВМТ на указателе.

В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закры­ты, а между стержнем клапана и нажим­ным концом коромысла образуется самый наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.

Для регулировки зазора надо, придер­живая отверткой регулировочный винт (рис. 2, а), ослабить ключом контргайку, после чего вложить щуп между стержнем клапана и нажимным концом коромысла и вращать отверткой регулировочный винт (рис. 2, б) устанавливая необходимый зазор. Затем, оставив щуп в зазоре, закре­пить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки (рис. 2, в). После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, при этом щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить.

Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на одну четверть оборота (на 90°) и проводить регулировку по указанному методу, причем регулировку зазоров вести последовательно, согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6— 3—7—8, который изображен пунктирными линиями со стрелками на рис. 2, г. Чтобы точно провертывать коленчатый вал на одну четверть оборота, надо нанести мелом метки на шкиве коленчатого вала, разметив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).

При втором способе регулируют клапаны одновременно для нескольких ци­линдров. Регулировка проводится в следую­щей последовательности. Установить пор­шень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и от­регулировать зазоры: впускного и вы­пускного клапанов первого ци­линдра, выпускного клапана второго цилиндра, впускного клапана третьего цилиндра, вы­пускного клапана четвертого цилиндра, выпускного клапана пятого цилиндра, впускного клапана седьмого цилиндра, впускного клапана восьмого цилиндра. Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота колен­чатого вала на 360° (полный оборот). После окончания регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов с проклад­кой на место и закрепить их ганками с плос­кими шайбами. Пустить двигатель и прослу­шать его работу. Прогретый двигатель дол­жен работать без стуков клапанов, «чиха­ний» в карбюраторе и «выстрелов» в глу­шителе.

Для предотвращения перетирания пружин шариков необходимо при любой разборке двигателя, прошедшего 70 000 км пробега, разбирать механизм вращения выпускного клапана и перевертывать дисковые пружины шариков выработанной стороной вниз.

Источник

Характеристики двигателя ЗИЛ 130

Параметр Значение
Конфигурация V
Число цилиндров 8
Объем, л 6,0
Диаметр цилиндра, мм 100
Ход поршня, мм 95
Степень сжатия 6,5
Число клапанов на цилиндр 2 (1-впуск; 1-выпуск)
Газораспределительный механизм OHV
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала 110,4 кВт — (150 л.с.) / 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала 401,8 Н•м / 1800-2000 об/мин
Система питания Карбюраторная подача топлива, карбюратор К-88А, двухкамерный, с ускорительным насосом и экономайзером
Рекомендованное минимальное октановое число бензина 76
Экологические нормы Евро 0
Вес, кг 440

Прототип ЗИЛ-130, 1956 г.

На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году. На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году. Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

ЗИЛ-130 из первой опытной партии 1962 г.

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу. Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу. Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

Порядок работы цилиндров двигателя зил 131

Правильная уста­новка зажигания на автомобиле имеет важное значе­ние при эксплуатации его. Неправильно установленное зажигание ведет к перерасходу топлива

Слишком позднее зажигание приводит к потере приемистости двигате­ля и медленному разгону автомобиля.

При раннем зажигании возникает детонационное сго­рание, что приводит к снижению мощности двигателя и быстрому износу деталей кривошипно-шатунного ме­ханизма.

Последовательность выполнения работы:

  • Снять крышку прерывателя-распределителя и ротор.
  • Прове­рить и при необходимости отрегулировать зазор в кон­тактах прерывателя.
  • Поставить ротор на место.
  • Установить стрелку октан-корректора на нулевое деление.
  • Отсоединить трубку вакуумного регулятора.
  • Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. при такте сжатия. Для этого:

а) вывернуть свечу первого цилиндра;

б) закрыть отверстие под свечу пальцем и, по­ворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой, опреде­лить начало сжатия воздуха поршнем в цилиндре;

в) совместить метку на шкиве коленчатого вала с указа­телем (рис. 1).

  • Включить зажигание.
  • Повернуть прерыватель-распределитель по часо­вой стрелке до замыкания контактов прерывателя.
  • Подключить один провод переносной лампы к клемме тока низкого напряжения прерывателя-распре­делителя, а другой к его корпусу.
  • Медленно поворачивая корпус прерывателя-рас­пределителя против часовой стрелки, установить контак­ты на начало размыкания.
  • Остановить вращение корпу­са в момент вспыхивания лампочки.
  • Закрепить корпус прерывателя-распределителя, ус­тановить ротор, поставить на место крышку и провода высокого напряжения.
  • Подсоединить провода высокого напряжения к свечам зажигания.
  • Проверить точность установки зажигания. Для этого:

а) прогреть двигатель до температуры воды в си­стеме охлаждения 80—85° С;

б) двигаясь на автомобиле по ровному участку дороги на прямой передаче со скоростью 25—30 км/ч, нажать до отказа на педаль управления дросселями и разогнать его до скорости 60 км/час.

г) прослушать работу двигателя.

Технические условия.

Провода высокого напряжения должны соединять боковые выводы крышки распреде­лителя со свечами зажигания, согласно порядку работы двигателя (1—5—4—2—6—3—7—8) с учетом того, что ротор вращается по часовой стрелке.

Рис. 1. Установка поршня первого цилиндра в в. м. т.:

1 — пусковая рукоятка; 2 — храповик; 3 — шкив; 4 — метки на шкиве; 5 — ука­затель установки зажигания.

Регулирование зажигания на двигателе ЗИЛ-130 про­водят в такой последовательности :

  • устанавли­вают поршень первого цилиндра в в. м.т. на такте сжа­тия; для этого пусковой рукояткой поворачивают колен­чатый вал до совмещения метки на шкиве с меткой на указателе установки зажигания.
  • поворачивают ко­ленчатый вал против часовой стрелки до совмещения метки на шкиве коленчатого вала с риской 9° на указа­теле установки зажигания.
  • ослабляют болт крепления верхней пластины октан-корректора и включают зажига­ние.
  • корпус прерывателя-распределителя поворачивают против часовой стрелки и устанавливают его контакты на начало размыкания (в момент размыкания контактов засветится контрольная лампа).
  • затягивают болт креп­ления верхней пластины октан-корректора и присоеди­няют трубку к вакуумному автомату.

Доводку установки зажигания выполняют на ходу автомобиля. Для этого разгоняют его с 30 до 60 км/ч и резким нажатием на педаль дросселя полностью от­крывают дроссельную заслонку. Признаком правильной установки зажигания являют­ся легкие детонационные стуки, которые при снижении скорости до 45 км/ч исчезают. При раннем зажигании прослушиваются резкие детонационные стуки, при позд­нем— отсутствуют. В этом случае установку зажигания корректируют перемещением стрелки верхней пластины.

Рис. Указатели для установки зажигания:

А — на двигателе ЗМЗ-ЗЗ; б — на двигателе ЗИЛ-130; в — включение переносной лампы при установке зажигания.

Источник

Краткое описание

Двигатель ЗИЛ 130 (508) устанавливался на грузовые автомобили ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Конструкция двигателя ЗИЛ 130 имела много общих черт с двигателем представительской модели ЗИЛ-111, но в целом модели двигателей имели малую степень унификации. Двигателю уменьшили объем до 6 литров, установили двухкамерный карбюратор и снабдили ограничителем оборотов. Семилитровые двигатели носят название ЗИЛ-375 и используются на грузовых автомобилях Уральского автомобильного завода. Увеличение объема достигнуто за счет увеличения радиуса цилиндров до 108мм, ход поршня 95 мм при этом сохранился.

Подготовка блока

1.1 Тщательно очистить посадочные места в блоке перед установкой гильзы (поверхности должны быть чистыми, абсолютно гладкими и без коррозии). Требуемая степень очистки – когда на поверхностях не остаётся видимых следов загрязнений.

Из-за вероятности повреждения нельзя применять твёрдые инструменты (скребки, фрезы и т.п.) для очистки посадочных поверхностей.

1.2 Нутромером измерить диаметры верхнего и нижнего посадочных мест гильзы в блоке.

  • ММЗ:
  • верхний поясок — 126,0+0,086 мм
  • нижний поясок — 125,0+0,043 мм
  • ЗИЛ:
  • верхний поясок — 125+0,063 мм
  • нижний поясок — 122+0,063 мм

1.3 Индикатором измерить глубину проточки под гильзу.

  • ММЗ: 9,06 мм
  • ЗИЛ: 5,0+0,05 мм

1.4 Измерение плоскостности поверхностей блока цилиндров и головки блока цилиндров.

ММЗ: В соответствии с технической документацией, новые блок и головка цилиндров должны иметь неплоскостность не более 0,05 и 0,08 мм соответственно. В процессе эксплуатации возможно коробление поверхностей указанных деталей. Допустимо без исправления общее коробление до 0,15 мм, если местное коробление на любом участке поверхности 100 х 100 мм не превышает 0,03 мм.

ЗИЛ: Головка не должна превышать 0,15 мм по всей длине и 0,03 мм по длине 50 мм.

Тюнинг

В эпоху Советского Союза, о тюнинге разговаривать было тяжело, поскольку такого понятия еще не было. Конечно, некоторые автолюбители пробовали дорабатывать силовой агрегат, устанавливая на него тракторную турбину или переделывая систему впрыска. Известны даже факты экспериментов, когда ставилось охлаждение топлива, что неоднократно приводило к гидроударам.

Но, со становлением новой эпохи и развитием тюнинга, в начале 2000-х годов начинается целый ряд экспериментов с двигателем ЗИЛ-130, тюнинг которого обходился достаточно дорого и затратно по времени. Все-же находились энтузиасты, которые делали доработку моторов 130-го своими руками.

Итак, стоит более детально рассмотреть, какая доработка велась на двигателе ЗИЛ-130 (тюнинг):

  1. Переточка поршневой системы. Цилиндры растачивались под тюнинг-поршни размера 120 мм. Это позволяло увеличить степень сжатия. Приобрести такие поршни на свой силовой агрегат можно было у компании ЗИЛ, для модифицированных моторов ЗИЛ-130ГЭС или у производителя Terra.
  2. Замена головки блока цилиндров, на снятую с ЗИЛ-130 БЭ.
  3. Замену клапанного механизма, с расточкой посадочных мест под клапана ATI. В данном варианте приходилось менять седла клапанов, которые предварительно проходили этап шарошки.
  4. Замену шкивов под зубчатый ремень.
  5. Замену системы зажигания на бесконтактную.
  6. Расточку коленчатого вала, а также смену вкладышей.
  7. Замену систему впрыска на моноинжектор.
  8. Многое другое.

ЗИЛ-130

Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года. Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года. ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода…

Артикул: 130-1003012-20

Код для заказа: 749670

  • С этим товаром покупают
  • показать еще

Покупают аналоги

Грузовики и прицепы / ЗИЛ / ЗиЛ 4314102 чертежа

  • » href=»/catalog/zil-10/gruzoviki_i_pricepy-33/zil_431410-202/golovka_bloka_cilindrov__klapany_i_tolkateli-27/#part498834″>Головка блока цилиндров с седлами и направляющими втулками клапанов в сбореДвигатель / Головка блока цилиндров, клапаны и толкатели
  • » href=»/catalog/zil-10/gruzoviki_i_pricepy-33/zil_431410-202/golovka_bloka_cilindrov__klapany_i_tolkateli-27/#part498788″>Головка цилиндров с клапанами в сборе праваяДвигатель / Головка блока цилиндров, клапаны и толкатели
  • Грузовики и прицепы / ЗИЛ / ЗИЛ 4333602 чертежа
  • » href=»/catalog/zil-10/gruzoviki_i_pricepy-33/zil_433360-40/golovka_bloka_cilindrov__klapany_i_tolkateli-37/#part516936″>Головка блока цилиндров с седлами и направляющими втулками клапанов в сбореДвигатель / Головка блока цилиндров, клапаны и толкатели
  • » href=»/catalog/zil-10/gruzoviki_i_pricepy-33/zil_433360-40/golovka_bloka_cilindrov__klapany_i_tolkateli-37/#part516938″>Головка цилиндров с клапанами в сборе праваяДвигатель / Головка блока цилиндров, клапаны и толкатели
  • Грузовики и прицепы / ЗИЛ / ЗИЛ 4945602 чертежа
  • » href=»/catalog/zil-10/gruzoviki_i_pricepy-33/zil_494560-101/golovka_bloka_cilindrov__klapany_i_tolkateli-37/#part527554″>Головка блока цилиндров с седлами и направляющими втулками клапанов в сбореДвигатель / Головка блока цилиндров, клапаны и толкатели
  • » href=»/catalog/zil-10/gruzoviki_i_pricepy-33/zil_494560-101/golovka_bloka_cilindrov__klapany_i_tolkateli-37/#part527556″>Головка цилиндров с клапанами в сборе праваяДвигатель / Головка блока цилиндров, клапаны и толкатели
  • Грузовики и прицепы / ЗИЛ / ЗИЛ 431410 (130)1 чертеж
  • » href=»/catalog/zil-10/gruzoviki_i_pricepy-33/zil_431410__130_-39/golovka_bloka_cilindrov_dvigatelya__klapany_i_tolkateli-11/#part497461″>Головка блока цилиндров с седлами и направляющими втулками клапанов в сбореДвигатель / Головка блока цилиндров двигателя, клапаны и толкатели
  • Грузовики и прицепы / ЗИЛ / ЗИЛ 1311 чертеж
  • » href=»/catalog/zil-10/gruzoviki_i_pricepy-33/zil_131-112/golovka_bloka_cilindrov__klapany_i_tolkateli-25/#part503915″>Головка блока цилиндров с седлами и направляющими втулками клапанов в сбореДвигатель / Головка блока цилиндров, клапаны и толкатели
  • Грузовики и прицепы / ЗИЛ / ЗИЛ 4421602 чертежа
  • » href=»/catalog/zil-10/gruzoviki_i_pricepy-33/zil_442160-100/golovka_bloka_cilindrov__klapany_i_tolkateli-37/#part522247″>Головка цилиндров с клапанами в сборе праваяДвигатель / Головка блока цилиндров, клапаны и толкатели
  • » href=»/catalog/zil-10/gruzoviki_i_pricepy-33/zil_442160-100/golovka_bloka_cilindrov__klapany_i_tolkateli-37/#part522245″>Головка блока цилиндров с седлами и направляющими втулками клапанов в сбореДвигатель / Головка блока цилиндров, клапаны и толкатели
  • Грузовики и прицепы / ЗИЛ / ЗИЛ-4331102 чертежа
  • » href=»/catalog/zil-10/gruzoviki_i_pricepy-33/zil_433110-900/golovka_bloka_cilindrov__klapany_i_tolkateli-7/#part2323134″>Головка цилиндров с клапанами в сборе праваяДвигатель / Головка блока цилиндров, клапаны и толкатели
  • » href=»/catalog/zil-10/gruzoviki_i_pricepy-33/zil_433110-900/golovka_bloka_cilindrov__klapany_i_tolkateli-7/#part2323132″>Головка блока цилиндров с седлами и направляющими втулками клапанов в сбореДвигатель / Головка блока цилиндров, клапаны и толкатели

Для этого товара еще нет обзоров.

В судьбе старейшего автомобильного завода России (1916 год основания), названного в честь Ивана Алексеевича Лихачёва, главную роль сыграли два одноимённых изделия, автомобиль и двигатель ЗИЛ 130. Оба агрегата стали олицетворением предприятия, надолго закрепив за ним славу производителя надёжных, долговечных и не «убиваемых» машин и силовых установок.

Начало выпуска стартовало в 1964 году. Мотор для автомобиля создавали, беря за основу тяговую установку ЗИЛ-111, внеся в конструкцию много изменений. Полученный продукт известен каждому жителю нашего региона, поскольку в конце производственного периода по дорогам курсировало свыше 3000000 экземпляров «сто тридцатых». Для того времени и машина и двигатель – образец качества, и неприхотливости. Показатели повлияли на популярность изделия, сделав востребованным и незаменимым среди грузовой техники.

Подбор поршневых колец.

Размеры поршневых колец должны соответствовать размерам цилиндров и поршней. Поршневые кольца 1-го и 2-го ремонтных размеров на боковой поверхности около размера имеют соответственно маркировку «+0,5» и «1,0». Световой зазор между стенкой цилиндра и наружной поверхностью колец, установленных в цилиндр, не допускается. Поршневые кольца должны быть подобраны по цилиндрам так, чтобы тепловой зазор в замках колец, вставленных в цилиндр перпендикулярно его оси на глубину 10—15 мм от его верхней кромки, был для верхних компрессионных колец 0,35—0,70 мм, для нижнего компрессионного кольца 0,30—0,65 мм, для маслосъемного кольца 0,3—1,0 мм. При зазорах, менее указанных, допускается подпиливание стыков колец. Плоскости стыков после подпиливания должны быть параллельными. Зазоры между поршневыми канавками и компрессионными кольцами по высоте должны быть 0,050—0,082 мм; измерить зазор можно плоским щупом.

Ответы (2)

В механическую коробку передач ЗИЛ 130 рекомендую заливать универсальное минеральное трансмиссионное масло ТАД-17 (ТМ-5-18), а также подойдут ТСп-15К и ТСп-10.

Объем масла в коробке — 5,1 литра, заливать нужно до уровня пока не потечет масло из заливного отверстия.

Интервал — каждые 30 000 км либо в зависимости от условий эксплуатации.

ЛУКОЙЛ ТМ-5 85W-90 — современное трансмиссионное масло среднего уровня вязкости. Полусинтетическое с эффективным пакетом новейших присадок. Специально создано для применения в МКПП любого вида. Обладает высокой стойкостью к износу, коррозионным и окислительным процессам. Имеет продленный срок работы. При постоянном применении трансмиссионного масла ЛУКОЙЛ ТМ-5 85W-90 уменьшается степень энергетических потерь благодаря снижению степени трения между деталями, улучшается плавность переключения передач. Масло гарантирует надежную работу механической трансмиссии при любых условиях работы в широком интервале рабочих температур. С ув. Игорь

1. ЗАПРАВОЧНЫЕ ОБЪЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130

Смазочная система двигателя с масляным радиатором. 8,5

Система охлаждения двигателя без отопителя и подогревателя. 26

Система охлаждения двигателя с отопителем и подогревателем. 29

2. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ И КОНТРОЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130

Зазор между контактами прерывателя, мм. 0,3—0,4

Давление масла в смазочной системе прогретого нового

двигателя, кПа (кгс/см2). 196—392 (2—4)

Минимальное допустимое давление масла в смазочной системе, кПа (кгс/см2):

на режиме холостого хода. 49 (0,5)

Давление воздуха в тормозной системе, кГЪ (кгс/см2) 588—755 (6—7,7)

Нормальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, °С. 80—95

Прогиб приводных ремней вентилятора, насоса гидроусилителя рулевого привода и генератора под действием

Прогиб приводного ремня компрессора под действием

Свободный ход тормозной педали при установке комбинированного крана, мм. 40—60

Расстояние от педали тормоза до пола при полном

Технические характеристики

Отдельного внимания заслуживают технические характеристики двигателя ЗИЛ 130.

ПАРАМЕТР ЗНАЧЕНИЕ
Модель ЗИЛ 130
Тип силового агрегата Бензиновый, четырехтактный, карбюраторный
Мощность 148 л.с. при 3000 об/мин (с ограничителем)
Количество цилиндров 8
Как располагаются цилиндры Под углом в 90 градусов
Минимальный диаметр цилиндра и ход поршня 100 миллиметров диаметр и 95 миллиметров ход поршня
Общий объем двигателя 6 литров
Степень сжатия Порядка 6,5
Минимальная мощность при 3200 оборотах в минуту 150 лошадиных сил или 110 Квт
Крутящий момент при 2000 оборотах 401 Ньютонов на метр
Расход топлива двигателя ЗИЛ 130 313 грамм
Как работают цилиндры 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 — 8
Нумерация цилиндров: Правые 1 – 2 – 3 — 4
Левые 5 – 6 – 7 – 8
Общий вес двигателя 640 килограмм
Толкатель двигателя ЗИЛ 130 Изготовлен из качественной стали, имеет небольшую наплавку из чугуна, полностью механический
Газопроводы двигателя ЗИЛ 130 Впускной изготовлен из сплава алюминия, имеет специальную полость для подогрева топливной смеси, располагается между головками блока
Выпускной изготавливается из качественного чугуна, располагается по одному с каждой стороны блока
Масляный насос на двигатель ЗИЛ 130 Имеет несколько секций; шестерня, располагается с правой стороны блока цилиндров, редукционный клапан имеет давление 320 кПа. В нижней секции подается масло в масляный радиатор, перепускной клапан имеет давление 120 кПа.
Фильтры очистки на двигатель ЗИЛ 130
Тонкая очистка Керамические фильтрующие элементы, оснащен экономайзером и насосом
отстойник Располагается на кронштейне, имеет щелевой тип
Радиатор Имеет три ряда, тип змейковый

Мотор устанавливается на следующие модели автомобилей: ЗИЛ 130, 131, 375 и 508.

Также хочется отметить, что двигатель ЗИЛ 508 имеет три компрессионных и одно маслосъёмное кольцо. Отдельного внимания заслуживает термостат двигателя ЗИЛ 508. Он имеет твердое наполнение и устанавливается в выпускном патрубке. В основе системы охлаждения двигателя ЗИЛ 131 лежит жидкость, полностью закрытый тип с принудительной циркуляцией.

Если говорить про поршневой палец, то у двигателя ЗИЛ 375 он изготовлен из стали, полностью пустотелый и плавающий. Это относится к некой особенности автомобиля. Маховик на двигатель ЗИЛ 375 изготовлен из качественного чугуна, оснащен стальным венцом для пуска силового агрегата от стартера. Говоря о системе питания двигателя ЗИЛ 375, то в ней присутствует принцип принудительной подачи порции топлива.

История автомобиля

В 1959 году рабочим завода имени Лихачева была поставлена цель по улучшению производства моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен двадцать первым партийным съездом, а точнее, принятым на нем планом о развитии народного хозяйства.

Для достижения цели, как раз, требовались достойные грузовики. Однако, ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства – для военных целей. Ранее в распоряжении у советских армейцев был ЗИЛ-157, который к концу 50-х начинал устаревать.

Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали проходить испытания еще в середине 50-х годов, на конвейер машину планировали отправить только в 1962 году. Столь длительный срок был частично обусловлен рядом непредвиденных ситуаций, с которыми хоть и не сразу, но успешно было покончено.

Впоследствии на базе данной модели начали разработку ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу успешно прошли все испытания. И вот, в 1967 году окончательно завод имени Лихачева начал производство 131-й модели.

За довольно длительный срок испытаний производительность машины и ее эксплуатационные возможности были существенно улучшены. Также этому способствовало постоянное улучшение базового шасси ЗИЛ-130.

В итоге во многом были улучшены основные характеристики автомобиля, повысилась проходимость и грузоподъёмность за счет нового строения рамы и улучшенного мотора, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономики.

Для 1960-х годов такие инновации для грузовиков-внедорожников были приняты с энтузиазмом. На этом производство не остановилось, и в 1986 году у ЗИЛ-131 появился новый силовой агрегат, позволивший поднять планку способностей и уменьшить потери ресурсов при эксплуатации автомобиля.

Гильзы цилиндров

Геометрические разме­ры гильз (рис. 1) можно замерить, не выпрессовывая их из блока цилиндров. За­мерять гильзу цилиндра можно и после выпрессовки. Замеряют гильзу в двух взаимно перпендикулярных направлениях, вдоль оси коленчатого вала и перпендикулярно к ней, а также в двух поясах по высоте на рас­стоянии 10—15 и 40—50 мм от верхней пло­скости блока цилиндров.

В табл. 1 приведены размеры гильз (но­минальный и три ремонтных). Для обеспече­ния подбора поршней по ремонтным гильзам последние в пределах каждого ремонтного размера разбиты на 6 групп. Каждая группа обозначена одной или двумя буквами. (Соот­ветствующие поршни обозначены теми же буквами.

Все гильзы блока цилиндров должны иметь размер в пределах одного ремонтного размера. Максимальная овальность или ко­нусность гильзы допускается не более 0,020 мм. Рабочая поверхность гильзы должна быть гладкой, отполированной, шероховатость поверхности — не ниже 9-го класса.

Гильзы цилиндров, диаметры которых вышли за пределы наибольшего размера 101,56 мм, ремонту не подвергаются.

Отверстия под запрессовку втулок оси вилки выключения сцепления выполнены в пределах 30,000—30,045 мм. В эти отвер­стия запрессованы с натягом 0,10 мм брон­зовые втулки.

Внутренний размер втулок 25,06—25,13 мм. Максимальный износ втулок допустим в пре­делах до 0,7 мм. Изношенные втулки надо выпрессовать и взамен их запрессовать но­вые.

После запрессовки для обеспечения их соосности надо развернуть обе втулки одно­временно. Несоосность втулок допускается не более 0,025 мм и непараллельность (по отношению к плоскости прилегания к блоку) 0,1 мм на длине 100 мм.

Для картера, идущего в запасные части, допускается непараллельность торцовых по­верхностей, сопрягаемых с блоком цилинд­ров и коробкой передач, не более 0,05 мм на длине 100 мм. Биение поверхности от­верстия, центрирующего коробку передач, допускается не более 0,15 мм, при этом для проверки картер устанавливают в приспо­собление фиксаторными отверстиями на установочные пальцы, одновременно опи­раясь на плиту приспособления поверхно­стью, сопрягаемой с блоком цилиндров.

Источник

Двигатель ЗИЛ 130: Технические характеристики и устройство

В судьбе старейшего автомобильного завода России (1916 год основания), названного в честь Ивана Алексеевича Лихачёва, главную роль сыграли два одноимённых изделия, автомобиль и двигатель ЗИЛ 130. Оба агрегата стали олицетворением предприятия, надолго закрепив за ним славу производителя надёжных, долговечных и не «убиваемых» машин и силовых установок.

Начало выпуска стартовало в 1964 году. Мотор для автомобиля создавали, беря за основу тяговую установку ЗИЛ-111, внеся в конструкцию много изменений. Полученный продукт известен каждому жителю нашего региона, поскольку в конце производственного периода по дорогам курсировало свыше 3000000 экземпляров «сто тридцатых». Для того времени и машина и двигатель – образец качества, и неприхотливости. Показатели повлияли на популярность изделия, сделав востребованным и незаменимым среди грузовой техники.

Модификации

  • ЗИЛ-131 – базовая модификация;
  • ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
  • ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
  • ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
  • ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
  • ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
  • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
  • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
  • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
  • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
  • ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
  • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
  • ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
  • ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
  • ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
  • ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.

Источник статьи: http://spectekhnika.info/zil-131/

Обслуживание

Замену моторного масла в двигателе ЗИЛ-130 производят с интервалом 6000 – 10000 км в зависимости от условий эксплуатации. Объем масла в двигателе ЗИЛ-130 составляет 9 литров. Какое масло лить? Для двигателей было рекомендовано применять моторные масла всесезонно до минус 30°С — масла М-6/10В (ДВ-АСЗп-ЮВ) и М-8В, при ниже минус 30°С масло АСЗп-6 (М-4/6В,). По классификации SAE можно использовать круглый год полусинтетические моторные масла SAE 10W-40. В регионах с температурами ниже -25°С, можно залить синтетику SAE 5W-40, 0W-30. Так же допускается при жарком климате использовать минеральное масло 15W-40. Cистема охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ-130 вмещает в себя 28 литров охлаждающей жидкости. Раз в 40000 — 50000 км рекомендуется промывать систему охлаждения. Свечи зажигания — А-11 или А-11В. Величина зазора между электродами в летний период 0,8 — 0,95 мм, в зимний период рекомендуется уменьшить зазор до 0,6-0,7 мм.

Источник

ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался. ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался. Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

Размеры деталей

Цилиндры двигателя замеряют в двух взаимно перпендикулярных направлениях вдоль оси коленчатого вала и перпендику­лярно к ней, а также в двух поясах на рас­стоянии 10—15 и 65—70 мм от верхней плос­кости блока цилиндров.

Максимально допустимым износом ци­линдров следует считать 0,4 мм. Неплос­костность поверхности блока по месту со­пряжения с головкой цилиндров допускается не более 0,2 мм на всей длине блока и не бо­лее 0,05 мм на длине 50 мм по плоскости прилегания поддона картера — не более 0,2 мм на всей длине и не более 0,05 мм на длине 50 мм; по плоскости прилегания впускного и выпускного трубопроводов — не более 0,4 мм. Если неплоскостность указан­ных выше поверхностей превышает допус­каемую, необходимо исправить эти поверх­ности шабровкой или чистовым фрезерова­нием.

Прежде чем приступить к ремонту цилинд­ров, необходимо определить степень износа их стенок. Износ стенок замеряют пассиметром размером 100—150 мм, настроенным на номинальный диаметр цилиндра. Для получения стабильности замеров желатель­но все замеры делать при постоянной тем­пературе окружающей среды 10—30° С.

Цилиндры ремонтируют расточкой с по­следующим хонингованием. Для расточки цилиндров рекомендуется применять пере­носные станки модели 2407. Цилиндры сле­дует растачивать, оставляя припуск на хонингование от 0,02 до 0,08 мм. Хонингование осуществляют при помощи абразивных брусков на сверлильных станках или на до­водочных станках модели 2291.

При расточках отклонение перпендику­лярности осей цилиндров от оси коленчатого пала не должно превышать 0,05 мм на дли­не 100 мм. Номинальный и ремонтные раз­меры цилиндров приведены в табл. 1. Размерные группы даются для индивидуаль­ного подбора поршней.

Все цилиндры одного блока ремонтируют под один ремонтный размер. Максимальная конусность и овальность отремонтирован­ного цилиндра допускается не более 0,025 мм. Отдельные цилиндры, диаметры которых выпадают по каким-либо причинам за пределы наибольшего размера 103, 120 мм, могут быть отремонтированы методом гильзования. Количество гильз на одном блоке не должно превышать трех. Гильзы изготовляют из серого чугуна, применяемого для блока цилиндров.

Размеры гильзы и гнезда гильзы в ци­линдре блока приведены на рис. 1. При запрессовке гильзы в блок цилиндров в ру­башку охлаждения следует залить горячую воду, а гильзу по возможности охладить и смазать маслом. Гильзы запрессовывают прессом с натягом 0,05—0,10 мм. Торец за­прессованной гильзы должен быть заподлицо с верхней плоскостью блока цилиндров.

Блок цилиндров

Блок цилиндров ЗИЛ 130 отлит из чугуна, с несущей водяной рубашкой и вставными мокрыми гильзами. Для увеличения жесткости водная рубашка разделена перегородками на замкнутые силовые контуры. Гильзы цилиндров отлиты из чугуна СЧ18-36 с ограниченным до 5% содержанием феррита. В верхнюю часть гильзы запрессована на 50 мм вставка из коррозионностойкого аустенитного чугуна (это обеспечивает ресурс гильз до 200 тыс. км). Толщина гильзы 7,5 мм, высота гильзы — 188,5 мм. Распределительный вал установлен в блоке цилиндров.

Параметр Значение
Материал Высокопрочный чугун
Диаметр цилиндра, мм 101,48 – 101,54
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм 79,500 — 79,525
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector