Нет в наличии:
№ | Код детали | Наименование | Информация о детали |
4320Я8-1301012-12 | Блок радиаторов с кожухом в сборе | Количество 1 Примечание Допускается замена н Модель 4320Я8 Группа Система охлаждения Подгруппа Радиатор Порядковый номер детали 012 Дополнительно Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
4320Я8-1302010-01 | Рамка в сборе | Количество 1 Модель 4320Я8 Группа Система охлаждения Подгруппа Подвеска радиатора Порядковый номер детали 010 | Нет в наличии |
63674-1304010 | Пробка радиатора | Количество 1 Модель 63674 Группа Система охлаждения Подгруппа Пробка радиатора Порядковый номер детали 010 | Нет в наличии |
201455-П29 | Болт М8-6gх18 | Количество 12 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
GTA-380RH-B | Хомут | Количество 1 Примечание Допускается замена н | Нет в наличии |
ТВОС-049-001-05 | Хомут зажимной ленточного типа для рукавов | Количество 4 Примечание Допускается замена н | Нет в наличии |
201460-П29 | Болт М8-6gх30 | Количество 1 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
3255Я3-8101715 | Патрубок отводящий | Количество 1 Модель 3255Я3 Группа Отопление и вентиляция кабины Подгруппа Отопитель (кузова) Порядковый номер детали 715 | Нет в наличии |
338764-П29 | Пробка | Количество 1 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
ТВОС-049-001-06 | Хомут | Количество 4 Примечание Допускается замена н | Нет в наличии |
4320-1302076 | Накладка | Количество 2 Модель 4320 Группа Система охлаждения Подгруппа Подвеска радиатора Порядковый номер детали 076 | Нет в наличии |
335632-П29 | Шайба 12 | Количество 2 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
250514-П29 | Гайка М12-6Н | Количество 4 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
258038-П29 | Шплинт 3,2х16 | Количество 2 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
252039-П29 | Шайба 10 | Количество 4 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
375-1302054 | Трубка распорная подвески радиатора | Количество 2 Модель 375 Группа Система охлаждения Подгруппа Подвеска радиатора Порядковый номер детали 054 | Нет в наличии |
4320Я2-1302046 | Кронштейн тяги радиатора | Количество 2 Модель 4320Я2 Группа Система охлаждения Подгруппа Подвеска радиатора Порядковый номер детали 046 | Нет в наличии |
4320Я3-1302030 | Тяга в сборе | Количество 2 Модель 4320Я3 Группа Система охлаждения Подгруппа Подвеска радиатора Порядковый номер детали 030 | Нет в наличии |
252045-П29 | Шайба 12 | Количество 2 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
Не можете найти необходимую деталь из группы Система охлаждения на УРАЛ-4320-60? Проконсультируйтесь у наших специалистов по телефону 8-800-700-19-88 или по эл. почте Мы обязательно вам поможем!
Схема расположения узлов двигателя
Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид справа1 . смотровой лючок механизма проворота коленчатого вала;2 . датчик частоты вращения коленчатого вала;3 . датчик давления и температуры масла;4 . управление заслонкой рециркуляции отработавших газов EGR;5 . датчик температуры охлаждающей жидкости;6 . система вентиляции картера;7 . турбокомпрессор;8 . датчик давления и температуры наддувочного воздуха;9 . пневмоклапан управления заслонкой EGR;10 . фильтр масляный;11 . пневмоклапан управления заслонкой моторного тормоза;12 . стартер.
Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид спереди1 . крышка маслозаливная;2 . датчик давления и температуры наддувочного воздуха;3 . вязкостная муфта включения вентилятора;4 . фильтр тонкой очистки топлива.
Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид слева1 . датчик давления и температуры топлива;2 . место установки заводской таблички;3 . гаситель крутильных колебаний;4 . генератор;5 . компрессор кондиционера;6 . реле предпускового подогревателя;7 . топливные трубки высокого давления;8 . рампа;9 . электронный блок управления;10 . насос топливный высокого давления;11 . датчик частоты вращения распределительного вала;12 . компрессор пневмотормозов;13 . насос гидроусилителя руля (НГУР);14 . картер масляный;15 . фильтр тонкой очистки топлива.
Особенности конструкции
Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.
Система топливоподачи
Топливная система аккумуляторного типа (ECRS) производства фирмы R. Bosch. Система обеспечивает давление впрыска 1800 бар, включает в себя: • насос высокого давления с модулем дозирования, • топливопровод-накопитель (рампа), • форсунки.
Система управления
Электронный блок управления (ЭБУ) EDC 7. Датчики системы управления и устройство коммутации: • датчик частоты вращения, • датчик фазы, • датчик давления топлива, • датчик температуры топлива, • датчик температуры наддувочного воздуха, • датчик давления наддувочного воздуха, • датчик температуры охлаждающей жидкости, • датчик давления масла. Блок цилиндров, головка цилиндров, коленчатый вал, шатун, подшипники рассчитаны на давление сгорания 210 бар. Системы охлаждения и смазки спроектированы из условия обеспечения 40 кВт/л и имеют высокий потенциал дальнейшей форсировки. Шестеренчатый привод агрегатов расположен со стороны маховика и обеспечивает низкий уровень крутильных колебаний и шума не более 93 дБ (А). Закрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров. Не требует обслуживания.
Опции
Предусмотрена возможность установки: • компрессора пневмотормозов производительностью до 350 л/мин и до 500 л/мин; • насоса гидроусилителя рулевого управления; • компрессора кондиционера; • подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины; • подсоединение системы охлаждения ретардера. Двигатель имеет возможность комплектования сцеплениями и коробками передач — по стандартам SAE 2, 3.
Особенности регулирования режимов работы вентилятора
При нахождении крана 4 (рис. 2) выключателя гидромуфты в положении «В» (отметка на выключателе) температура жидкости охлаждающей в системе сохраняется в диапазоне 80-95°С.
Вентилятор будет отключен при переводе крана в положение «О». Он может при этом с небольшой частотой вращаться. При установке крана в положение «П» постоянно работает вентилятор (заблокирован). Применение подобного режима оправдано лишь непродолжительное время в случае вероятных неполадок гидромуфты или ее выключателя.
В случае подъема температуры жидкости охлаждающей в системе при работающем вентиляторе более 105°С нужно выполнить регулировку хода штока выключателя, переложив шайбы регулировочные 1. В новом выключателе шайбы находятся над датчиком термосиловым 3. В случае изменения теплового режима их следует перекладывать последовательно под датчик. После очередной наладки или перемещения шайб датчик термосиловой нужно заменить. Момент затяжки гайки 2 фиксации датчика не должен быть выше 2-2,3 кгс.м.
Симптомы неисправности крышки радиатора
Автовладельцу рекомендуется периодически проверять состояние крышки радиатора, особенно, если машина не новая, состояние системы охлаждения среднее или ниже этого, и/или если в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода или разбавленный ею антифриз. Также состояние крышки имеет смысл проверить в случае, когда антифриз очень долго используется в системе охлаждения без его замены. В этом случае он может начать разъедать резиновое уплотнение на внутренней поверхности крышки. Аналогичная ситуация может возникнуть, например, когда при пробивании прокладки головки блока цилиндров в охлаждающую жидкость может попасть масло. Эта технологическая жидкость вредна для уплотнения крышки, а кроме того, она ухудшает эксплуатационные свойства антифриза.
Основной симптом поломки в данном случае — течь из под крышки радиатора. И чем она сильнее — тем хуже ситуация, хотя даже при малейшем пропускании жидкости необходимо выполнить дополнительную диагностику, ремонт или замену крышки.
Существует еще несколько косвенных признаков того, что крышка радиатора не держит давление в системе охлаждения. К ним относится:
- плунжер перепускного клапана заедает (обычно с перекосом) при возвратном движении на сжатие;
- ослабление пружины крышки;
- при вытягивании атмосферного клапана из его посадочного места (седла) он заедает и/или не полностью возвращается на него;
- диаметр прокладки клапана по размеру больше, чем диаметр ее седла;
- растрескивание (эрозия) резиновых прокладок на внутренней поверхности крышки радиатора.
Перечисленные неисправности могут стать причиной того, что крышка радиатора пропускает наружу охлаждающую жидкость (тосол или антифриз). Существует еще пара косвенных признаков выхода крышки из строя. Однако они могут указывать и на другие, более серьезные, поломки в системе охлаждения. Так, к ним относится:
- при заедании перепускного клапана верхний патрубок радиатора вздувается;
- при заедании атмосферного клапана верхний патрубок радиатора втягивается.
Еще если один или другой клапан не будут нормально работать, что уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке будет одинаковым. В нормальных условиях он должен меняться (пусть и незначительно) в зависимости от температуры двигателя.
Назначение расширительной ёмкости
В системах охлаждения различных автомобилей содержится от 5 до 20 и более литров незамерзающей жидкости — антифриза (тосола). В процессе эксплуатации двигатель, а вместе с ним и антифриз разогревается от низкой температуры зимой до высокой в летний период.
Во время работы двигателя в расширительном баке возникает давление около 1 Бар
Поскольку любая жидкость расширяется в объёме при нагревании, в охладительном контуре авто образуется излишек, который нужно куда-то направить. Антифриз является средой несжимаемой, поэтому при расширении он создаст в системе высокое давление, способное разорвать патрубки и соты радиаторов. И наоборот, при охлаждении жидкость уменьшится в объёме и создаст разрежение (вакуум), воздействующий с такой же силой.
Чтобы обеспечить нормальную работу системы охлаждения силового агрегата и избежать скачков давления, в неё интегрирован расширительный бачок. Его функции следующие:
- воспринимать дополнительный объём антифриза, расширяющегося при нагреве;
- сбрасывать излишки давления через пробку со встроенным предохранительным клапаном;
- отдавать жидкость обратно в систему при остывании мотора, препятствуя возникновению воздушных пробок.
На грузовиках применяются расширительные баки больших размеров
Место бачка в охладительной системе
Ёмкость для компенсации расширяющегося антифриза может устанавливаться в разных местах, расположение зависит от марки автомобиля. Резервуар крепится к деталям кузова — лонжеронам и салонной перегородке с помощью резинового хомута либо специального кронштейна. Как правило, бачок ставится с той стороны, где находится верхний патрубок радиатора для его подключения.
Обычно ёмкость устанавливается ближе к патрубку радиатора
Существуют ёмкости на 2 и 3 штуцера. Последние присоединяются тремя шлангами к следующим агрегатам:
- Толстый патрубок, подключённый к нижнему штуцеру сосуда, соединяет его с основной магистралью контура охлаждения — малым кругом циркуляции жидкости, который всегда открыт. Увеличивающийся в объёме тосол поступает в бак именно по этому шлангу.
- Тонкая трубка, идущая от радиатора к верхнему штуцеру. Предназначена для сброса жидкости и пара из радиатора напрямую.
- Второй тонкий патрубок, подсоединённый к среднему штуцеру, идёт от радиатора салонного отопителя. Его задача такая же — отвод излишков антифриза и пара в ёмкость.
В резервуар на 3 штуцера поступают излишки антифриза из трёх агрегатов
Расширительный резервуар является самой высокой точкой системы охлаждения мотора. Это сделано для того, чтобы жидкость из бачка могла перетечь в контур по закону сообщающихся сосудов. Когда уровень антифриза в ёмкости находится на 3—4 см выше риски Min на корпусе, все патрубки и агрегаты заполнены тосолом. В том числе самый высокий из них — контур охлаждения дроссельной заслонки.
Остатки воздуха из системы удаляются через патрубки подогрева дросселя
Конструкция и принцип действия
Современные расширительные ёмкости для автомобилей представляют собой резервуар, изготовленный из прочной толстостенной пластмассы с заливной горловиной и штуцерами для подключения к элементам охлаждающей системы. Форма резервуара не имеет значения в функциональном плане, так что производители подгоняют её под место установки резервуара.
Форма бачка зависит от места его установки и может быть разной — круглой, прямоугольной или плоской
Вместительность сосуда для расширяющегося тосола рассчитывается для каждой модели авто и зависит от полного объёма жидкости в патрубках и агрегатах. Причём в холодном состоянии бачок заполняется антифризом только наполовину, остальное пространство занимает воздух, способный сжиматься под давлением. Горловина резервуара закрыта пробкой со встроенным воздушным клапаном. Принцип работы ёмкости следующий:
- При «холодном» моторе бачок наполовину пуст — уровень антифриза находится между минимальной и максимальной отметкой на корпусе.
- После запуска двигателя тосол начинает расширяться и его уровень в сосуде повышается, а воздушная прослойка сжимается. Клапан крышки остаётся герметичным.
- При достижении жидкостью рабочей температуры 90—95 °С и максимального увеличения в объёме давление в баке достигает порога срабатывания воздушного клапана (1—1,2 Бар или 120 кПа). Он открывается и сбрасывает воздух в атмосферу.
- В процессе остывания мотора наблюдается обратная картина — клапан пропускает воздух в обратную сторону до тех пор, пока количество антифриза не перестанет уменьшаться. Это предотвращает появление воздушных пробок в шлангах и радиаторах.
Устройство ёмкости довольно простое — корпус бачка закрыт пробкой со встроенным клапаном
Встроенный датчик подаёт сигнал о недостаточном уровне жидкости на панель приборов
В некоторых моделях автомобилей, например, ВАЗ 2110—2115 ёмкость оснащена второй горловиной, куда вкручивается датчик уровня охлаждающей жидкости. Если в силу поломки либо протечки какого-то узла антифриз начнёт вытекать наружу и его уровень в ёмкости упадёт до минимума, датчик сработает и предупредит водителя сигналом соответствующей лампочки на панели приборов.
Существуют автомобили (как отечественного производства, так и импортного), в которых расширительный бачок закрывается простой пробкой, не оснащённой клапаном и сообщающейся с атмосферой. В подобных системах функцию сброса давления и обратного впуска воздуха выполняет крышка основного радиатора, а резервуар только компенсирует расширение жидкости.
Крышка радиатора снабжается перепускным клапаном, направляющим излишек тосола в расширительный бак
Особенности слива из охлаждающей системы и отопителя жидкости охлаждающей
Чтобы удалить жидкость из системы, нужно машину поставить на горизонтальную поверхность или площадку с наклоном вперед. Четыре крана, находящиеся на котле подогревателя 3 (рис. 1), агрегате насосном подогревателя 5, нижнем радиаторном бачке 4, патрубке нижнем 2 водяного насоса мотора, открыть. Отопительный кран, пробки заливной трубы и радиаторной горловины должны быть открыты.
В случае засорения одного из кранов следует прочистить его проволокой. Чтобы слить жидкость из бачка расширительного, приподнимите его. Когда в охлаждающей системе используется вода, нужно включить на 10-15 секунд агрегат насосный подогревателя, чтобы удалить воду из насоса.
Запускать мотор без охлаждающей жидкости категорически запрещено во избежание перегрева.
Особенности заполнения низкозамерзающей жидкостью системы охлаждения
Краны слива жидкости охлаждающей должны быть закрыты. Пробку трубы заливной 1 подогревателя нужно открыть, затем кран отопителя кабины открыть, далее через радиаторную заливную горловину наполнить охлаждающую систему. Следует убедиться в ее герметичности.
Особенности регулирования натяжения ремней приводных
Проконтролируйте степень натяжения ремней привода насоса водяного, гидромуфты привода, генератора и вентилятора путем нажатия на середину самой большой ременной ветви с усилием 4 кгс (рис. 3). Ременной прогиб не должен быть более 15-22 мм. Если они прогибаются на меньшую или большую величину, нужно отрегулировать их натяжение.
Отладка натяжения ремней привода насоса водяного 3 и генератора 1 выполняется изменением положения генератора по отношению к оси его крепления. Это делается освобождением гаек 7 и 2.
Натяжение ремней привода гидромуфты 6 регулируется натяжным устройством 4 путем ослабления гайки 5 крепления рычага и перемещением его вокруг оси со шкивом, вставив вороток в отверстие на торце рычага.
Ремонт системы охлаждения Урал
Автомобиль УРАЛ-43206
В системе охлаждения автомобиля Урал подвергают ремонту в основном водяной насос и радиатор. Пробка радиатора, вентилятор и термостат ремонту не подлежат: их заменяют новыми. Водяной насос автомобиля Урал требует ремонта в случаях подтекания охлаждающей жидкости через сальник крыльчатки в результате износа уплотняющей шайбы или разрушения резинового манжета сальника износа подшипников водяного насоса или износа отверстий под подшипники в корпусе. Разборка водяного насоса двигателя ЗИЛ-375. Для замены деталей сальника необходимо: разъединить корпус насоса и корпус подшипников. Для удобства отвертывания гаек предварительно снять шкивы; снять с вала крыльчатку при помощи съемника, снять с крыльчатки обойму и вынуть детали сальника. При необходимости замены подшипников выпрессовать вал насоса из корпуса подшипников в сборе с ними, затем снять с вала пружинное кольцо, отражатель воды и спрессовать подшипники, при этом освободить распорную втулку. После разборки проверить детали и негодные заменить.
Сборка водяного насоса двигателя ЗИЛ-375. Напрессовать на вал подшипники, вставить между ними распорную втулку, надеть на вал отражатель и закрепить его пружинным кольцом. Вставить в гнездо крыльчатки резиновый уплотнитель в сборе с пружиной и шайбу. На торцы шайбы предварительно нанести тонкий слой графитной смазки. Напрессовать обойму с помощью оправки. Заложить в корпус подшипников смазку и запрессовать в него вал с подшипниками. Вставить в паз корпуса упорное стопорное кольцо переднего подшипника. Установить крыльчатку на вал, закрепить ее винтом с упорной шайбой. При сборке следить за наличием торцового зазора между крыльчаткой и корпусами подшипников и насоса. Установить корпус подшипников с прокладкой на шпильки корпуса водяного насоса и закрепить его гайками. Шпильки рекомендуется ставить на уплотнительную пасту. Вставить в паз шпонку, надеть на вал разрезную конусную втулку и установить ступицу. При установке шпонки в ступицу шкива водяного насоса поставить упор под консольный конец вала. Надеть на ступицу шкив и закрепить его болтами. Установить подшипники, втулку и пружинное кольцо в ступицу шкива вентилятора. Закрепить шкив вентилятора гайкой, плоской шайбой и зашплинтовать. Разборка и сборка водяного насоса двигателя ЗИЛ-375Я4 проводится аналогично.
Радиатор. В процессе эксплуатации у радиатора могут появиться повреждения трубок и охлаждающих пластин, трещины бачков радиатора, боковин радиатора в местах крепления, рамки подвески радиатора. Для выяснения мест течи радиатор проверяют в ванне с водой сжатым воздухом под избыточным давлением 0,8 кгс/см2. Паять наружные трубки можно без разборки радиатора. Внутренние трубки, недоступные для пайки, можно заглушить, но не более 10% от общего количества. Трещины бачков радиатора по местам припайки запаивают, а по телу бачка заделывают припайкой заплат из листовой латуни толщиной 0,8-1,0 мм. Отремонтированный радиатор проверяют на герметичность.
Жидкости для заливки в бак
Нынешние автомобили, строящиеся с широким применением новых технологий, весьма требовательны ко всем технологическим жидкостям, в том числе и охлаждающей. Перечень требований такой:
- жидкость должна закипать при температуре не ниже 110 °С;
- порог замерзания — от минус 20 до —60 °С в зависимости от условий окружающей среды;
- отсутствие пенообразования при контакте с крыльчаткой насоса, минимальная вязкость;
- в составе жидкости должны быть неагрессивные присадки, препятствующие появлению накипи на металлических частях;
- химический состав не должен меняться в течение 3 лет или 60 тыс. км пробега.
Тосол — чисто отечественный продукт, синтезированный во времена СССР
Всем перечисленным требованиям соответствует антифриз или тосол, что суть одно и то же. Название антифриз пошло от английского слова antifreeze, что в переводе означает «незамерзающая». Тосол — вещество, созданное на той же основе из этиленгликоля в бывшем СССР. Слово состоит из аббревиатуры ТОС (технология органического синтеза) и окончания «ол», присущего названиям химических препаратов.
Основа антифриза и тосола одинакова — вода + этиленгликоль в различных соотношениях. Отличия изделий от разных производителей может заключаться в пакете ингибирующих присадок, поэтому путать жидкости нежелательно. Фатальных последствий не наступит, но одни вещества могут нейтрализовать действие других и свойства «незамерзайки» ухудшатся. При этом цвет жидкости не играет роли — это всего лишь краситель.
Для заливки в бачок можно использовать дистиллированную воду в следующих ситуациях:
- для разбавки концентрата антифриза до нужной температуры замерзания;
- при аварийной ситуации — полной либо частичной потере охлаждающей жидкости в пути;
- с целью промывки.
Окраска антифриза не влияет на его свойства, важен пакет присадок
Дистиллированная (обессоленная) вода не отвечает указанным выше требованиям: она замерзает при нулевой температуре и кипит при 100 °С. Поэтому она заливается временно либо в качестве растворителя для антифриза.
Воду из-под крана, насыщенную солями, заливать в расширительный бачок недопустимо. Исключение — поломка и потеря тосола в пути и отсутствие поблизости автомагазина. Устраните течь, заполните охлаждающую систему водопроводной водой и доберитесь до гаража или СТО, после чего её немедленно слейте. Иначе на внутренних стенках водяной рубашки двигателя и других агрегатов образуются отложения, ухудшающие теплообмен.