Проверка масляного давления
Давление масла отображается на приборной панели автомобиля. Проблема в том, что доверять этим цифрам можно далеко не всегда, поскольку приборы тоже могут выйти из строя и начать давать неправильные показания. Очень часто бывает так, что давление масла — нормальное, а приборы показывают, что давления нет вовсе. По этой причине целесообразно просто осмотреть автомобиль. Вот как это делается:
сначала следует заглянуть под капот и осмотреть мотор на предмет масляных потёков, особое внимание следует уделить картеру двигателя: в исправных моторах он чистый;
Снижение давления масла происходит из-за утечки через картер
Если все вышеперечисленные меры результата не дали, и причина низкого давления не выявлена, остаётся последний способ: воспользоваться дополнительным манометром.
- Датчик давления масла выкручивается со штатного места (уточнить расположение этого датчика можно в инструкции по эксплуатации автомобиля).
- На место датчика вкручивается специальный адаптер. В адаптер вкручивается дополнительный, рабочий манометр.
Дополнительный манометр вкручивается на место штатного датчика масла
Признаки снижения давления масла
Если давление масла в двигателе резко снизилось, не заметить этого невозможно. Вот основные признаки того, что с системой смазки мотора что-то не так:
- мотор начал быстро перегреваться. При этом выхлопного газа становится больше, а выхлоп имеет чёрный цвет, что особенно заметно, когда автомобиль набирает скорость;
- подшипники и другие детали, подверженные интенсивному трению, стали изнашиваться очень быстро;
- двигатель начал стучать и вибрировать. Объяснение простое: смазки в моторе мало, трущиеся части постепенно изнашиваются и зазоры между ними увеличиваются. В конце концов детали разбалтываются, начинают стучать и вибрировать;
- запах гари в салоне. Если давление масла снижено, оно начинает ускоренно окисляться и выгорает. А водитель ощущает запах продуктов горения.
Какое масло заливать в двигатель ЗМЗ 405
Для замены масла на двигателе подойдут смазки как отечественного, так и зарубежного производства, главное чтобы они соответствовали нормам качества установленным производителем и классификациям по СТО (Б4/Д2) или API (SL/SM, SG/CD, SJ/SH/CF).
Также при подборе смазки следует учитывать её вязкость, минимальные и максимальный температурный режим для данной местности.
При температуре охлаждения воздуха:
- от -30 до +20°С (SAE 10W-30);
- от -30 до +35°С (SAE 0W-40). Для нашей территории наиболее подходящими будут такие виды моторных масел:
«Лукойл Артик» 5W-30, 5W-40; «Яр-Марка Супер» 5W-30, 5W-40; «Новойл-Синт» 5W-30, 5W-40; «Юкос-Супер» 5W-40, 10W-40, 15W-40; «Лукойл Люкс» 5W-40, 10W-40, 15W-40; «Consol Форум» 10W-40, 15W-40.
При замене моторных масел, запрещается заливать смазки от разных производителей и фирм. Чтобы перейти на другой вид смазки необходимо сперва очистить систему промывочным маслом или жидкостью.
Модификации и применяемость двигателей ЗМЗ 406
Двигатель ставился на автомобили: Волга 3102; Волга 3110; Волга 31105; ГАЗель; Соболь. Кроме того, ЗМЗ 406, многими автолюбителями вполне успешно устанавливается под капоты Волг двадцать четвертого семейства. Для этого приходится удалять правый усилитель моторного щита (мешает ресиверу), меняется проводка, в приборной панели ставятся другие указатели или меняется вся панель целиком (крепеж не совпадает, но ничего такого, с чем не справится целеустремленный человек). Также желательна замена бензобака, так как для работы электрического бензонасоса требуется противоотливная чаша, которой нет в баках старого типа, без нее, бензонасос при торможениях и разгонах подхватывает воздух. При замене бака нужно будет подгонять заливную горловину. Известны случаи установки двигателя и на автомобили УАЗ взамен ЗМЗ 409, однако такая переделка весьма спорна, так как для внедорожника более актуален мотор с выраженным моментом на низах.
Перечень модификаций ДВС
У производителя ЗМЗ существует 4 атмосферных модификации мотора 405 серии для автобусов, грузовиков и тяжелых представительских Волг, и одна турбированная версия для спецмашин с броненакладками, специальным оборудованием, тяжелыми рамами.
Мотор 40522.10 обладает меньшим крутящим моментом 211 Нм, мощность осталась прежней, он адаптирован под коробки грузовиков и автобусов Газель/Соболь. Степень сжатия здесь 9,3 для лучшей восприимчивости к отечественному бензину.
ЗМЗ 40522.10
Вариант 40524.10, наоборот, заточен под коробку микроавтобуса Фиат Дукато, хотя активно использовался на Газелях и Соболях. Отвечает требованиям Евро-3 и Евро-4 в разных комплектациях, имеет 214 Нм крутящего момента и 140,5 л. с. мощности. Степень сжатия равна 9,4, то есть как у базового варианта.
ЗМЗ 40524.10
ЗМЗ 40525.10
В отличие от предыдущих атмосферных движков модификация 4024.10 оборудована охладителем воздуха и турбонаддувом, коваными поршнями и стальным коленвалом для увеличенных нагрузок. Пружина диафрагмы здесь усилена, клапаны на выпуске оборудованы натриевым охлаждением. В 2009 году этим турбрмотором комплектовали автобусы Фиат Дукато. Степень сжатия здесь снижена до 7,4 единиц, крутящий момент увеличен до 343 Нм, а мощность он развивает 195 л. с.
ЗМЗ 4054.10 турбо
Техническая характеристика двигателя и его систем
Тип — Бензиновый, 4-цилиндровый, 4-х тактный, рядный, с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива, зажиганием и впуском воздуха
Диаметр цилиндра и ход поршня 95,5 х 86 мм
Рабочий объем цилиндров 2464 см3
Степень сжатия 9,4
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала (со стороны шкива) правое
Номинальная мощность при частоте вращения 4500±50 мин-1 брутто по ГОСТ 14846, кВт (л.с.) 98,0 (133,3)
Максимальный крутящий момент при частоте вращения 4000±200 мин-1 брутто по ГОСТ 14846, Нм (кгсм) 214,0 (21,8)
Система питания
Распределённый впрыск топлива — электромагнитными форсунками во впускную трубу
Воздушный фильтр — С сухим сменным фильтрующим элементом (устанавливается на автомобиле)
Система вентиляции — Закрытая, принудительная, с клапаном разрежения
Система смазки — Комбинированная, с автоматическим регулированием температуры масла
Масляный фильтр — Полнопоточный, неразборный, тонкой очистки 406.1012005-01 или 406.1012005-02
Система охлаждения — Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости
Термостат — двухклапанный, с температурой открытия основного клапана 82±2˚ C ТС 107-05 или ТР2-01 или ТА107-05
Электронная система управления — Управляет подачей воздуха, распределенным впрыском топлива электромагнитными форсунками во впускную трубу и зажиганием
свечи зажигания — DR17YC/A
Электрооборудование
Постоянного тока, однопроводное, отрицательные клеммы источников и потребителей соединены с корпусом двигателя
Номинальное напряжение, В 12
Генератор — со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения 5122.3771 или 4052.3701000 (ААК 5572 14V 80А 11.203.412)
Стартер — с дистанционным электромагнитным включением и редуктором 6012.3708 или 405.3708000 (AZE2154 12V1,9 kWz9 11.131.262)
датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости — терморезисторного типа ТМ111-02
датчик сигнализатора аварийного давления масла — контактного типа2602.3829 или 4021.3829 или6012.3829
Сцепление — сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной
Давление в системе смазки на прогретом двигателе в месте установки датчика аварийного давления масла при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу 850±50 мин-1, кПа (кгс/см2), не менее 98 (1,0)
Зазор между электродами свечей зажигания 0,7-0,85 мм
Рабочая температура охлаждающей жидкости 80…110°C
Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу 850±50 мин-1
Повышенная частота вращения коленчатого вала 3150±50 мин-1
Рабочая температура двигателя Каменс
Во время работы мотора Камминс, температура газов внутри его рабочих цилиндров постоянно изменяется от 80 до 2200 град. При этом, минимальное значение соответствует температуре воздуха в конце впуска, а максимальное – процессу сгорания рабочей смеси.
Учитывая достаточно высокую температуру горения мелкораспыленного жидкого топлива, не трудно догадаться, что и сама конструкция двигателя, при работе в таких условиях, может прогреться до значительной температуры.
Однако, уже при достижении отметки в 100 град., происходит перегрев деталей мотора и наблюдается разжижение его смазочного материала. Снижение густоты смазки, в свою очередь, усиливает трение и ускоряет износ контактирующих поверхностей, что неблагоприятно сказывается на продолжительности их срока службы.
Рабочая температура двигателя Каменс на ГАЗели, КамАЗе и др. автомобилях составляет 90…95 град.
При этом следует отметить, что несоблюдение нижней границы также является опасным для технического состояния двигателя. Переохлаждение, как правило, приводит к ухудшению процесса смесеобразования и увеличению потерь энергии на трение, вследствие чего, повышается интенсивность износа
Варианты тюнинга мотора
Изначально двигатель ЗМЗ 406 позволяет увеличить мощность собственными силами до 200 – 250 л. с. Для этого используется механический тюнинг:
- установка фильтра нулевого сопротивления;
- снижение температуры воздуха во впускном тракте;
- замена штатного карбюратора К-16Д Солексом (необходима регулировка винтами качества/количества).
Таким образом, инжекторная модификация ЗМЗ 4062.10 и карбюраторные версии 4061.10, 4063.10 разработаны на основе шведского движка серии Н для грузовиков и представительского класса авто. Допускается тюнинг, прежде всего, для увеличения крутящего момента.
Тема статьи — моторное масло змз. На яндексе в месяц несколько тысяч запросов на данный предмет. А уж как горячо кипят страсти на форумах, это вообще коррида)). Есть сторонники полусинтетики, есть адепты синтетики, есть крестоносцы до последней капли разума защищающие старую добрую минералку. У каждого своя правда. Я попробую обобщить свои познания и опыт эксплуатации в данной тематике, применительно к ДАННОМУ семейству двигателей.
Моторное масло змз, выбор производителя
Уже много-много лет я пользуюсь продуктами концерна Elf-Total. Причин несколько. Начиная с того что это «чистые производители» и ничего не закупается на стороне, заканчивая работой в режиме он-лайн. То есть, если мне понадобится уточнить детали по конкретной канистре, я могу сделать запрос, и мне будет прислан «химанализ» по данной партии» и ее движение по рынку. Также возможно сделать химический анализ по отработке, чтобы можно было по оставшимся продуктам узнать об износе двигателя, достаточен ли интервал замены и другие полезности. Удовольствие это не дешевое, но приятно чувствовать за спиной такую техническую поддержку. Спрашивал о подобном у разных мотористов и сервисов, работающих с другими производителями. Ничего подобного не предлагается и близко.
Страна наша необъятна, поэтому моторное масло змз, должно быть для каждой климатической зоны — своей вязкости. Для средней полосы нашей необъятной родины я предпочитаю вязкость масла 10-40, для северных районов 5-40, для «курортных мест» 0-40. Но будьте внимательны, очень часто мне присылали фотографии мокрых манжет коленвала, поэтому перед применением мАсел 0-40, лучше манжеты поменять, на что-нибудь более фирменное, чем то, что устанавливает завод.
Конечно, рассказывать и расхваливать на словах можно очень долго. Приведу конкретный пример. Привожу фотографию, двигателя моего питерского клиента, который лил масло Elf 10-40, которое я привожу из финки, с момента покупки машины. Пробег на данный момент 90 тысяч километров. Заметьте, что нет ни одного лакового отложения и если бензином смыть масляную пленку, то гбц будет выглядеть почти как новая.
Гбц змз 409 после 90 тысяч км
Данная фотография была отправлена мной в фирму производитель, то есть в Elf-Total. Сначала ответа не было, а потом мне позвонили, поблагодарили и спросили: сколько людей работает у меня в компании. Поговорили, я и забыл про это, а через неделю мне было прислано обозначенное количество фирменных комбинезонов. (Знал бы, что никто проверять не будет, сказал бы, что 100 человек).
Двигатель хорошим маслом не испортишь
На ЗМЗ разработаны новые требованияк маслам для семейства «406-х» двигателей. Комментарий дает главный конструктор ОАО «ЗМЗ» Виктор Пичугин.
Масляное меню «406-го» отличается от меню старого «402-го» двигателя, который довольствовался стандартной группой масел, обозначаемой символами SE или SF (М10Ги, М12Ги, М53/10Г1). Для нового двигателя, в конструкции которого есть гидротолкатели, гидронатяжители, система впрыска топлива и возможна установка систем снижения токсичности, рекомендуется применять масла группы «Супер» (см. табл.), обозначаемых символами SG, SH и SJ по общепринятой классификации масел APJ (Американский институт нефти). ВАЗ в журнале «За рулем» № 11 за 1998 год на стр. 121 опубликовал рекомендации для своих новых двигателей. Сравнив рекомендации ВАЗа и ЗМЗ, мы увидим, что они полностью совпадают, и это облегчает автолюбителям выбор масел, эксплуатацию одновременно «Жигулей» и «Волг».
При замене масла на масло другой марки или другой фирмы обязательна промывка системы смазки, и лучше не «пятиминутками», а любыми промывочными средствами согласно рекомендациям по их использованию. В «406-м» двигателе при сливе отработанного масла в верхней части головки блока, занижениях около клапанов и в масляных каналах остается примерно 300-350 г. Половину из этого количества можно удалить, отвернув пробку в головке блока в районе расположения двух датчиков давления масла (верхняя передняя часть двигателя со стороны выпускного коллектора). Для особо дотошных автолюбителей, которым оставшаяся часть масла не дает покоя и хочется на все 100% быть уверенным в чистоте, можно рекомендовать следующее: снять клапанную крышку и грушей отсосать остатки масла в полостях головки блока. Естественно, что лучше эти операции проводить после промывки, чтобы удалить все из двигателя. Про эти две операции по удалению остатков отработанного масла рассказываем для тех, кто щепетилен, кто любит идеальную чистоту.
В инструкции по эксплуатации и обслуживанию автомобиля этих рекомендаций вы не найдете, так как остатки масла в «406-м» при сливе не больше, чем в современных зарубежных аналогах. Теперь о том, можно ли на «406-м» двигателе при пользовании качественными импортными синтетическими и полусинтетическими маслами, при умеренной манере езды и в условиях эксплуатации совершать пробеги между сменой масла и фильтра в 20 тыс. км. Можно. Принцип здесь такой: лучше 20 тысяч проехать на хорошем масле, чем 10 тысяч на плохом. Требования к двигателю в данном случае следующие: он должен быть хорошо обкатан, в нем не должны иметь место случаи попадания в масло охлаждающей жидкости и топлива. И самое главное — вы должны быть уверены, что залили не поддельное масло, а значит, покупать его надо у официальных дилеров.
Темный цвет масла в период длительной эксплуатации абсолютно не говорит о степени его загрязненности. Что касается многочисленных присадок к маслам и рекламы их чудодейственных свойств, то лучше изначально положиться на качество основного масла. В нем заложены все необходимые присадки для долговечной работы двигателя. Моторные масла, на которых необходимо проводитьобкатку и все виды стендовых и дорожных испытанийдвигателей семейства ЗМЗ-406.10
Масла отечественного производства:
- «Лукойл-Арктик» СТО ААИ 003-98-Б4/Д2 (API SG/CD) SAE 5W30; SAE 5W40 ТУ 053-07800148636-95
- «Яр-Марка супер» СТО ААИ 003-98-Б4/Д2 (API SG/CD) SAE 5W30; SAE 5W40 ТУ 38.301.25-36-97
- «Новойл-синт» СТО ААИ 003-98-Б4/Д2 (API SG/CD) SAE 5W30; SAE 5W40 ТУ 0253-004-05766528-98
Масла зарубежных производителей:
- Esso Ultra SAE 10W40, API SH/SJ/CE
- Esso Uniflo SAE 15W40, API SH/SJ/CE
- Havoline X1 SAE 10W40, API SH/SJ/CE
- Helix Plus SAE 10W40 API SH/SJ/CD
- Mobil Super Formula SAE 10W40, API SH/SJ/CD
Варианты тюнинга мотора
Изначально двигатель ЗМЗ 406 позволяет увеличить мощность собственными силами до 200 – 250 л. с. Для этого используется механический тюнинг:
- установка фильтра нулевого сопротивления;
- снижение температуры воздуха во впускном тракте;
- замена штатного карбюратора К-16Д Солексом (необходима регулировка винтами качества/количества).
Тюнинг ЗМЗ 406
Таким образом, инжекторная модификация ЗМЗ 4062.10 и карбюраторные версии 4061.10, 4063.10 разработаны на основе шведского движка серии Н для грузовиков и представительского класса авто. Допускается тюнинг, прежде всего, для увеличения крутящего момента.
Расход топлива при различных моторах
Расход топлива у Газелей с различными типами двигателей незначительно, но, все-таки отличается. Как уже говорилось, на количество потребляемых литров влияет ряд внешних факторов – неровность дорожного полотна, наличие пробок на дороге, климатические условия, использование в большом объеме всевозможных вспомогательных деталей внутри кузова автомобиля и многое другое.
В различных источниках информации указаны разные данные о том, какой расход топлива у Газели 405, инжектор. При объеме двигателя 2,4 литра средний показатель затрат горючего колеблется в пределах одиннадцати литров на сто километров пробега.
Но, при использовании двух видов горючего можно значительно уменьшить этот показатель.